зачем в пятерочке полосатые полы

5 способов обмана, которыми пользуются продавцы «Пятёрочки» и «Дикси», чтобы забрать ваши деньги

Многие покупатели супермаркетов научились внимательно вчитываться в ценники и проверять актуальность скидок. Бдительность следует сохранять не только возле прилавков, но и на кассе, ведь там тоже может таиться подвох. Лайф выяснил, как продавцы обманывают и клиентов, и руководство торговых сетей ради собственной выгоды.

Виктория работала продавцом в сетях «Пятёрочка» и «Дикси» в течение трёх лет. Каждый месяц она зарабатывала 35–40 тысяч рублей. Но ещё пять – десять тысяч рублей получалось «делать» на клиентах с помощью нескольких хитростей: бонусных карт, незаметных товаров в чеке и выкупа продуктов «мимо клиентов».

1. У клиента карты нет, а у продавца — есть

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Программы лояльности есть у большинства магазинов. За каждые потраченные десять рублей в «Пятёрочке» покупатель получает один балл на свою «Выручай-карту». Однако, если покупка совершена на 9,99 руб., балл зачислен не будет.

Но клиенты супермаркета далеко не всегда носят пластиковую карту с собой, а приложение «Пятёрочки», в которое встроена карта, очень часто вылетает, и воспользоваться им на кассе тогда невозможно. Это на руку продавцам, которые на свою карточку начисляют баллы покупателей.

— Спрашиваешь: «Есть ли у вас карта?» У клиента её нет. Быстро проводишь своей — и всё. Иногда покупатели задают вопрос, что за карта. Я всегда отвечала, что это менеджерская отметка, мол, необходимо провести, чтобы в системе отобразилось, что это именно я провела все покупки. Но, как правило, в суете вопросов не возникает, — говорит Виктория.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

В супермаркеты привозят не только базовые товары — молоко, хлеб, масло, но и интересные подарочные наборы или новинки продуктового рынка перед праздниками. Сотрудники магазинов зачастую эти позиции не выставляют на витрины, а выкупают самостоятельно.

По словам Виктории, как правило, подарочные наборы перед Новым годом, 14 февраля и другими праздниками стоят дорого. Сотрудники эти товары держат на складе. Когда ажиотаж спадает, бренд решает снизить цены, ведь в середине марта наборы к Международному женскому дню уже неактуальны.

Еда с сюрпризом: продукты для повышения сексуального влечения, которые можно купить в «Пятёрочке» и «Ашане»

— Тут мы расчехляли свои сокровища со склада и выкупали их по низкой цене. Да, иногда мог прийти мерчандайзер и спросить, где его товар, почему его нет на полках. Мы отвечали: «Всё раскупили, привозите ещё», — рассказывает бывший продавец.

Мерчандайзер Оксана Гаврилова отметила, что иногда приходится требовать накладные и данные кассовых аппаратов, чтобы проверить, действительно ли всё распродано или магазин обманывает.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Фото © ТАСС / Артем Геодакян

Одна из самых распространённых схем обмана — пробить товар два раза. Если у покупателя полная тележка, он, как правило, не замечает, что колбасу или молоко продавец провела не единожды. Чек клиенты зачастую смотрят дома или вообще оставляют на кассе. А возвращаться с разборками в магазин далеко не все покупатели готовы.

— Если клиент увидел, что его пытаются обмануть, он вправе требовать возврата своих денежных средств. И неважно, произошло это в магазине или когда он пришёл домой и стал изучать чек. Если продавец отказывается возвращать деньги, следует написать претензию в администрацию магазина или составить жалобу в Роспотребнадзор, приложив все чеки, — говорит руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.

4. Неликвид за копейки

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Руководитель магазина «Дикси», в котором работала Виктория, продавала просроченный товар по сниженной стоимости каждую неделю в определённый день. Деньги с продажи руководительница клала себе в карман, покупателей просила рассчитываться наличными средствами, а по документам «просрочка» списывалась.

Пенсионеры, жившие вблизи супермаркета, об этой «акции» знали и всегда приходили в назначенную дату. Но по правилам Роспотребнадзора продажа просроченного товара строго запрещена — продукты и товары с истекшим сроком годности необходимо утилизировать.

Когда о проделках менеджера узнали вышестоящие руководители, ей сделали выговор. Однако спустя несколько месяцев после проверки «акция» возобновилась. Но теперь администрации магазина приходилось «делиться» вырученными деньгами со всеми сотрудниками, чтобы они не сообщили о незаконной торговле в Роспотребнадзор и руководству сети.

5. Акция (не) закончилась

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Если продавцам нужно выполнить план продаж товаров, они выставляют их рядом с кассой. По словам Виктории, многие покупатели привыкли к тому, что на выходе им предлагают купить сладости, кофе, консервы или алкоголь по сниженным ценам.

Потребительские корзины в марте: как изменилась стоимость продуктов в «Пятёрочке», «Ашане» и «Перекрёстке»

— Например, у тортов вафельных срок истекает — и их нужно «сбыть», а акцию ни магазин, ни производитель не объявляли. Тогда мы ставим этот товар возле кассы и предлагаем его покупателю вместе со скидочными предложениями. Но за полную стоимость, — говорит Виктория.

На ценниках пишут выдуманную цифру, её перечёркивают, а крупно указывают обычную цену. Если потребитель замечает такую уловку, он может написать жалобу в Роспотребнадзор и призвать магазин к порядку.

Источник

Пять ошибок новой «Пятерочки»

Флагман российской торговли сеть «Пятерочка» представила новую концепцию магазина. Управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук вдоль и поперек облазил «Пятерочку-2019» и проанализировал для MarketMedia минусы обновленного формата.

Обновленная «Пятерочка» открылась в Зеленограде, она расположена в отдельно стоящем здании, слегка во дворах. Из важного окружения: буквально в соседнем здании — родственный «Перекресток» и несколько торговых центров, а в ближайшем соседстве — классические московские многоэтажки. Ниже я разберу пять основных ошибок, которые допустила компания при открытии обновленного магазина. Итак, главные фейлы новой «Пятерочки».

Ошибка №1: «Левая» петля покупателя
Движение покупателей в магазине направлено по часовой стрелке, то есть организована «левая» петля покупателя (путь начинается по левой руке покупателя).

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Такую организацию имеет смысл делать, если пространство магазина неудобное, например разноуровневое, или разделено на несколько связанных между собой помещений.

Однако в нашем случае помещение близко к идеалу — прямоугольное, с редко стоящими точками опоры крышных конструкций (металлические колонны не более 20 см в диаметре). Зачем организовали «левую» схему — для меня загадка, ведь помещение одинаково принимало и «левую», и «правую».

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

В чем отличие этих двух схем? В объеме продаж. Считается, что из-за того, что покупатели почти на 100% правши, то продажи со стеллажей, находящихся справа, составляют 60%, а слева — соответственно 40%. Так удобнее брать товары, ведь правша предпочитает брать товар в правую руку, в левую ему брать не очень удобно.

Теперь давайте смотреть, где выложена основная масса товаров. При любой схеме самая высокая плотность выкладки у стен. Действительно, у стены можно сделать непрерывный ряд полок/оборудования, а вот в центре надо делать проходы между стеллажами, и выкладка, как ни старайся, менее плотная. И получается, что «левая» схема дает только 40% с самой плотной выкладки, а 60% приходится на торцы стеллажей (где обычно промопозиции и которые дополнительно разогревать не надо) или на «короткие» по сравнению с пристенными стеллажи.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Единственное, что приходит на ум, — это рост времени нахождения покупателя в магазине. «Левая» схема подтормаживает покупателя, заставляет его чуть больше исследовать товары, преодолевая неудобство выкладки, и, как следствие, время растет. А если растет время нахождения в точке, то растет и средний чек.

Но стоит ли такой ценой «покупать» больший средний чек? В условиях повышенных требований покупателей к скорости обслуживания, когда три человека в очереди на кассу сегодня воспринимается «ужасно долго» и «ненормально» и клиенты звонят администрации, пишут негатив в соцсети и т.д., считаю, не стоит.

Возможно, что это наследие ранее размещенного оборудования и подводок коммуникаций, реализованных в магазине (там и до открытия магазина нового формата была «Пятерочка»). Но разве не стоит сделать концепт, полностью лишенный изъянов? Пойти на затраты и перенести коммуникации, тем более что там сделан полный ремонт и это всего лишь вопрос денег. И тогда новый концепт покажет полностью свою способность генерировать трафик и продажи.

По экспертным оценкам, разница выручки «левого» и «правого» магазина может составлять до 2%, тогда это +300 тыс. рублей в месяц по выручке и 75 тыс. рублей в месяц по фронт-марже (прибыль, получаемая от наценки на товар). За год набежит до 1 млн рублей гросс-маржи (выручка после вычета себестоимости реализованной продукции, разделенная на выручку). Вы по-прежнему считаете, что не стоит перенести пару коммуникаций ради почти 1 млн маржи в год?

Ошибка №2: Готовая еда — можно больше, можно лучше
Здорово, что новая концепция предусматривает установку хлебопекарной печи и в магазине будут выпекаться хлебобулочные изделия (предположу, в основном мелкие — булочки, слойки, улитки и т.д.). Но в зале не нашлось места для производства курицы гриль, что странно — в старой концепции «Пятерочки» даже с площадью 400 м 2 курицу гриль готовят.

Вся готовая еда собрана в отдельном холодильнике, на шести полках представлен широкий ассортимент — 60-70 наименований. Но… по-прежнему нет кофе-автомата! Что должно произойти, какую аналитику необходимо предоставить, чтобы «Пятерочка» выделила 2 м 2 на кофеточку?

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

В итоге получаем в магазине прекрасный запах свежевыпеченного хлеба, но нет возможности выпить кофе. А выкладка товаров разорвана: готовая еда, не относящаяся к выпечке, находится в холодильнике в углу зала, практически напротив.

Почему так важно поставить кофеточку? Кто знает, подтвердит — очень хороший кофе стоит около 1 тыс. рублей за 1 кг, на 200 мл тратится не более 10 г кофе, то есть в себестоимости черный кофе 10 рублей + стакан 4 рубля + амортизация оборудования + обслуживание (копейки, но накинем 1 рубль для верности) = 15 рублей. А цена продажи в Москве — 60 рублей минимум (в Cofix, например). То есть готовый кофе дает маржу 75%. Если вспомнить, что средняя фронт-маржа для всех товаров «Пятерочки» 26,5%, то становится понятен смысл заниматься кофе навынос. На нем заработок в 3 раза выше!

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Кроме заработка, кофеточка стимулирует продажи свежевыпеченных мучных изделий — булочек, ватрушек и т.д., где маржинальность вполне приемлема, и помогает продавать готовую еду типа салатов, сэндвичей и т.д.
Ведь любой голодный покупатель теперь не только сэндвич мог бы купить, но и чашку горячего напитка и относительно быстро и правильно перекусить.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Многие ретейлеры уже успешно используют кофеточки, переползая на поле классического стритфуда. Например, не самая крупная сеть «Мария – РА» (с локацией в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях), предлагающая более «жесткий» ассортимент и цены, чем «Пятерочка», давно установила кофепойнты и увеличивает трафик в том числе с помощью реализации горячих напитков.
Еще одним плюсом кофеточки является значимое влияние на трафик именно в утренние и обеденные часы, когда любой ретейл наименее загружен.

Ошибка №3: Хаос при выкладке продукции

1) Выкладка по брендам, а не по видам товаров
Обычно любая категория товаров устроена достаточно сложно. Например, в «Вине» важно выделять игристое/тихое, сухое/полусухое/полусладкое, страны производства, сорта винограда и т.д. Как только наведешь порядок и выложишь продукцию в соответствии с подкатегориями, продажи увеличиваются на 10-15%. И хорошо, если такая выкладка поддержана навигацией, например вертикальной, но минимум — горизонтальной.

В обновленной «Пятерочке» это сделать пока не удалось. Например, в категории «Чай» видно, что выкладка унаследовала все принципы представления из старых концепций — черный, зеленый, травяно-фруктовый товары выложены скорее по брендам, чем по видам.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Пока еще нет выделения по видам чая, нет выделения пакетированный/листовой и т.д. В результате категория не дотягивает до максимума продаж на 10-15%. Если учесть, что обычный магазин имеет оборот по категории «Чай, кофе» около 300 тыс. рублей, то можно оценить потери в 30-40 тыс. рублей выручки или 10 тыс. фронт-маржи в месяц. И эти потери только потому, что не удалось уйти от брендовой выкладки, выгодной производителям (корпоративный блок продукции, пятно продукта и т.д.), к видовой, понятной покупателю.

2) Цены на полке скачут
Выкладка продукции производится по ходу потока покупателей от меньшей цены к большей. Почему? Ретейл давно понял, что если покупатель готов расстаться со 100 рублями за конкретный продукт, то ему, покупателю, легко продать товар этой же категории за 120 или 130 рублей. Покупатель перестает думать «этот товар стоит 130 рублей», а переходит на размышления типа «добавлю 30 рублей и получу товар получше». А 30 рублей — не такая уж и критичная сумма, чтобы именно сегодня не побаловать себя более качественным товаром. Но в обновленной «Пятерочке» хаос — цены из-за доминирующей брендовой выкладки скачут как американские горки — то выше, то резко ниже, то потом снова выше.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Скептики скажут, что 30 рублей — ерунда! Согласен, в масштабах вселенной — полная ерунда, в масштабах формата магазин у дома это 10% роста среднего чека!

В «Пятерочке» средний чек обычно 360 рублей, и любой его рост на 30 рублей — это существенное улучшение экономики всей сети. Изменение ценовой выкладки может принести компании 10% роста выручки, а это миллиарды рублей в год!

3) «Золотая» полка использована не по назначению
Известно, что каждая полка генерит свой трафик товаров. Наибольший — на уровне глаз покупателя («золотая» полка), наименьший — на первой от пола полке. И ретейлер, выставляя тот или иной товар на лучшую полку, может увеличивать свой заработок.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Как быстро проверить правильность выкладки? Вот вам бизнесхак — подойдите к полке с чаем и посмотрите, где стоят большие, 100-пакетные упаковки чая. На «золотой» полке? Можно поздравить магазин, опять мимо денег проезжает.

Объяснение простое — упаковка на 100 пакетов приобретается тем, кто хорошо знает или даже любит эту марку чая. Доля спонтанных покупок для этого товара стремится к нулю. И этот товар будут искать и на самой верхней полке, и на самой нижней. Грех для ретейлера ставить его на «золотую» полку, прямо «под нос» покупателя. На этом месте должны располагаться товары с большей долей импульсной покупки и с повышенной маржой.

4) Использование транспортной тары на полке
Производители много делают, чтобы их продукция была оформлена как новогодняя игрушка — яркая, привлекательная, часто даже блестящая. А вот ретейл делает все, чтобы это нивелировать.

На примере категории «Чай» можно увидеть, как для ускорения выкладки сотрудники «Пятерочки» используют транспортную тару, удаляя ее верхнюю часть и устанавливая коробку с продукцией прямо на полку. Выглядит это, прямо сказать, не очень — транспортная тара принципиально более дешевая, качество печати значительно хуже, да и когда покупатель берет одну пачку, то сразу становится виден простецкий серый картон…

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Такое использование транспортной тары можно оправдать, например, в специях — без дисплея пакетики рассыпаются, не стоят вертикально, что, конечно, снижает продажи.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Но чай прекрасно стоит и без дисплеев. А с учетом того, что даже самого продаваемого чая «уходит» не более двух пачек в день, то смысла выкладывать в транспортной таре нет никакого — раз в 3 дня «отмерчить» категорию (проверить выкладку. — Ред.) — это нормально. Добавление трех-шести упаковок каждого вида не требует наличия транспортной тары. Ну никак не требует.

Ошибка № 4: Зоны магазина перемешаны, не хватает оборудования
От концептуально нового магазина ожидаешь точности в мелочах. Но ее, точности, нет. Например, установлена всего одна охлаждаемая витрина для пива, выкладка хлеба «украшена» совершенно нелепой стойкой от поставщика, в «неудобьях» полок с макаронами примостились картонные стойки молочной компании.

Вы серьезно? Выложить молоко между макаронами. Да, молоко с длительным сроком хранения (6 месяцев) не требует низкой температуры, но зачем втыкать стойку с молоком между макаронами? Что это за товарное соседство? Логичный ответ только один — хоть что-то поставить, чтоб место не пропадало.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

А охлаждаемые витрины для пива в нормальном количестве – это, между прочим, наш ответ продолжающемуся кризису. Покупатель давно живет сегодняшним днем, у него максимальна доля импульсных покупок, и если он берет пиво, то только холодное. Не впрок, а для немедленного употребления. В своей попытке «заесть кризис» (а в нашем случае «запить») он хочет получить удовольствие здесь и сейчас и не имеет времени поставить баночку пива охлаждаться в домашний холодильник. Вот почему пиво должно продаваться холодным! Вот почему новый концепт «Пятерочки» должен иметь до 50% выкладки пива на охлаждаемых витринах. Но нет этого… Нет места в зале? Читайте фейл №5!

Ошибка № 5: Крайне неудачно спроектирована зона касс
И напоследок главный фейл — расположение касс ориентировано под 45 градусов по отношению к стеллажам. Из-за этого весь блок касс, состоящий из шести узлов, занял на 15 м 2 больше, чем мог бы. При установке всего кассового узла параллельно стеллажам он углубился бы в зал на лишних 1,5 м, что не позволило бы сделать такие широкие коридоры и, возможно, заставило уменьшить длину стеллажей.

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

Источник

Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках

зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть фото зачем в пятерочке полосатые полы. Смотреть картинку зачем в пятерочке полосатые полы. Картинка про зачем в пятерочке полосатые полы. Фото зачем в пятерочке полосатые полы

«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.

Рабочий график

Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.

Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.

Несоответствие цены

В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.

Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.

Оплата труда

Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».

Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.

Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».

Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.

В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.

Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.

Работа в праздничные дни

Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.

Просроченные продукты и списание товаров

Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.

По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.

Как работают заместители директора?

Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.

Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.

Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.

Кто кого контролирует?

Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.

Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.

Воруют ли в «Пятерочке»?

Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.

Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.

Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *