зачем в сабвуфере дырка
Фазоинвертор или цельный (Закрытый) короб
Что такое Фазоинвертор.
Фазоинвертор
Фазоинвертор по конструкции напоминает закрытый ящик, однако он не является полностью герметичным. Внутренний объем воздуха связывается с внешним пространством при помощи специального тоннеля, обычно круглой или прямоугольной формы, называемый фазоинвертором. Такая конструкция использует энергию от тыльной стороны диффузора и в результате волны излучаемые диффузором и фазоинвертором находятся в одинаковой фазе. Такой эффект достигается в довольно узком диапазоне частот, но КПД в нем значительно возрастает. На самом деле это может показаться странным, но в диапазоне настройки фазоинвертора большая часть звука излучается тоннелем, а колебания диффузора минимальны, что благоприятно сказывается на жизнеспособности головки. В этом диапазоне частот допустимо подводить максимально возможную мощность без особого риска механического повреждения головки.
К плюсам этого оформления стоит отнести то, что благодаря излучению фазоинвертора звуковое давление всей конструкции повышается в 2 раза, низкий уровень искажения, из-за небольшого хода диффузора и более низкая частота воспроизведения по сравнению с закрытым ящиком.
К минусам стоит отнести сложность расчета данного оформления, значительный объем корпуса и возможность появления аэродинамических шумов на больших уровнях звука, возникающих из-за завихрения воздуха на выходе порта.
При выборе акустического оформления необходимо помнить, что для каждого типа необходимо выбирать динамик, обладающий определенными характеристиками. Зачастую производители указывают рекомендуемые оформления на упаковках динамиков.
Теперь несколько слов о готовых корпусных сабвуферах, которых представлено достаточное количество на нашем рынке. Такие сабвуферы разделяются на активные и пассивные. Активные, в отличие от пассивных, уже содержат встроенный в корпус усилитель и кроссовер и все, что для него необходимо – это подключить источник питания и цепи входного сигнала. Плюс таких сабвуферов, конечно, низкая стоимость и простота в установке, так что, даже не обладая профессиональными навыками, можно установить корпус в самостоятельно. Минусы – низкое качество компонентов несомненно скажется на качестве звука.
Закрытый ящик
Относится к самому простому типу акустического оформления. Колебания, излучаемые тыловой частью, находятся в замкнутом пространстве, в результате чего, в конечном счете, они гасятся, переходя в тепло. Для улучшения затухания волн, корпус внутри покрывается звукопоглощающим материалом.
Несмотря на простоту, этот тип акустического оформления имеет много плюсов. Во-первых, это простота в изготовлении и расчете. Во-вторых, колебания динамика сдерживаются упругостью воздушного объема корпуса, что снижает вероятность механического повреждения при экстремальных режимах работы. В-третьих, динамик, находящийся в грамотно спроектированном закрытом корпусе, имеет очень хорошие импульсные характеристики. Если вы поклонник стилей музыки, в которых требуется очень качественная передача низших частот, например, джаз или блюз, то, скорее всего, это ваш выбор.
Минус оформления – низкий коэффициент полезного действия. Поэтому лучше сразу подготовиться к большим энергозатратам
Так что если еще будете говорить что все херня саб без фазиков не саб, просто утруждаете себя. Каждый подгоняет музыку под себя.
Особенности фазоинвертора для сабвуфера
Один из наиболее эффективных способов, который необходимо использовать для богатого и качественного баса – это добавление к уже существующей акустической системе сабвуфера. Именно сабвуфер и добавление фазоинвертора для сабвуфера позволяют значительно расширить и сделать богаче низкие частоты. В конечном итоге, это поможет не просто улучшить качество звучания звука, но и делать это вне зависимости от выбранной для прослушивания музыки.
На данный момент существует два варианта басов – гулкий бас и бас плотный. Выбирать устройство фазоинвертора для сабвуфера необходимо на основании предпочтений в музыке. На протяжении долгого времени на большом количестве форумов и Интернет-ресурсов обсуждались вопросы: что лучше использовать фазоинвертор для сабвуфера или закрытый корпус?
Одни уверены в том, что вентилируемые сабвуферы, или фазоинверторы необходимы только для того, чтобы улучшать звуковые эффекты, поэтому для музыки они годятся. Другие же уверены в том, что закрытые боксы отличаются большей музыкальностью, хотя им не хватает басов и глубины.
Оба вида сабвуферов – фазоинвертор и закрытый корпус, отличаются своими достоинствами и недостатками. Поэтому необходимо сделать выбор на основании плюсов и личных предпочтений в музыкальных жанрах.
Определение и особенности
Фазоинвертор – это тип акустической системы и ее оформление, которое объединяет в себе такие качества:
Принцип работы фазоинвертора
Фазоинвертор, как корпус с некоторыми отверстиями, позволяет воспроизводить действительно гулкие и громкие басы с хорошими, высокими энергическими показателями реверберации, чего не скажешь о закрытых боксах. Достигается такое высокое качество басов за счет негерметичного корпуса, а также отсутствия каких-либо средств дополнительной обработки звука.
Также в фазоинверторе отсутствует цифровой процессор, а это значит, что единственная особенность этой конструкции – это как раз использование негерметичного корпуса. В большинстве случаев негерметичность достигается тем, что в корпусе делается небольшое отверстие. В этом заключается главное отличие фазоинвертора от закрытых корпусов аудиосистем для транспортного средства.
Пускай у фазоинвертора очень простой и даже немного примитивный дизайн и внешний вид, однако эта простота никак не отображается и не связана с простотой настройки аппарата. Другими словами, в некоторых случаях бывает достаточно сложно правильно настроить фазоинвертор на сабвуфер для того, чтобы получить качественный, сбалансированный и красивый звук при проигрывании музыкальных композиций на выходе.
Главная хитрость фазоинвертора для сабвуфера и его настройки заключается в правильно выбранных габаритах корпусов, а также в правильном подборе отверстий в акустической системе для машины.
Вентиляционные отверстия, на основании использования которых и строится вся работа фазоинвертора, занимаются перенаправлением звуков из задней области конуса, одновременно с этим добавляя к этим звукам тот звук, который исходит от передней части конуса. На основании сочетания этих двух источников звучания при воспроизведении и получается сильно увеличить басы и их громкость.
Подобная схема примечательна и полезна тем, что благодаря ее действию можно использовать очень скромный как по габаритам, так и по показателям внешний усилитель для того, чтобы на выходе получились отличные и качественные результаты звучания.
Еще одно интересное преимущество фазоинверторов, которое будет полезно потребителю, заключается в продолжительном сроке эксплуатации сабвуфера. Это происходит за счет потоков воздуха, охлаждающих динамики.
Основные преимущества и недостатки фазоинверторов
К основным преимуществам фазоинверторов для сабвуферов в транспортных средствах можно отнести следующие:
К основным преимуществам фазоинверторов для сабвуферов в автомобилях можно отнести следующие:
Что можно сказать о фазоинверторе?
Фазоинвертор в сабвуфере отличается расплывчатым басом, что понравится далеко не всем. С другой же стороны, если нужно, чтобы басы уходили «в землю», именно такая система акустики подойдет просто идеально.
Еще один момент – отверстие позволяет увеличить выход частот, что серьезно расширяет показатели чувствительности акустической системы в целом.
Если говорить в общих словах, то фазоинвертор и фазоинвертные системы созданы для того, чтобы делать звуки громче и атмосфернее.
Какое акустическое оформление выбрать для своего проекта: ЗЯ, ФИ, БП, ЧВ или рупор?
Напомню, какие бывают сабвуферные акустические оформления и их характерные особенности:
1. Бесконечный экран, или фриэйр (ФЭ).
Это динамик в полке, или подобные вариации. По звуку он хорош, четкий, быстрый. Но тихий. И трудно сделать правильный ФЭ, ведь нам надо герметично отделить салон от багажника, сделать идеальную жесткость полки. И все равно, АКЗ (акустическое короткое замыкание) будет через улицу, что приведет к потерям в нижнем басе. Поэтому ФЭ имеет ограниченное применение, да и хорошие динамики для него не так просто найти.
2. Закрытый ящик (ЗЯ)
Это герметичный ящик. Отличное оформление, которое подходит для воспроизведения живой музыки, от классики до рока, джаза и блюза. И даже для клубной музыки, но применять надо уже крупные сабы, например 12-15″. А для живой музыки самый ходовой динамик это 10″. Один или 2, если бас должен быть быстрым, но его надо много.
Достоинства: отличный быстрый и четкий бас, способность играть низко в инфру, не требует подрезки снизу (хотя это и применяют иногда), занимает мало места.
Недостатки: тихий, не способен от души «навалить», для воспроизведения жанров с очень большим количеством баса не подходит. Ну и перегреваться может, ибо объем закрытый.
3. Фазоинвертор (ФИ).
Это ящик с портом, трубой или щелью. Не с дыркой, как многие говорят 🙂 Её нельзя просто так прорезать в готовом ЗЯ, это не будет работать. ФИ имеет 3 важных параметра:
— объем ящика
— площадь порта
— длина порта
Все эти параметры ящика рассчитываются специальным образом. Используются программы и формулы (ручной расчет для мазохистов).
ФИ имеет целый ряд модификаций, таких как:
— ФИ на щели
— ФИ на трубе
— Раскрытая щель или труба
— ФИ с экспопортом (экспоненциальная образующая одной или нескольких стенок порта)
— пассивный излучатель (ПИ), как ни странно, это тоже разновидность ФИ, только вместо объема воздуха колеблется мембрана.
Достоинства ФИ: громко, много баса. Если слушаете такую музыку, в которой надо много баса, то это для вас. Хорошее охлаждение в определенном диапазоне частот (правда в некоторых диапазонах все плохо).
Недостатки прямо вытекают из достоинств: худшие импульсные характеристики, бас более тормозной, менее чёткий, хлесткий. На частоте и ниже частоты настройки может повреждаться, как механически, так и есть риск спалить катушку.
Ну и объем багажника занимает немало. Для сравнения: если стандартный объем ЗЯ для 12″ динамика это 28-30 л, то для аналогичного ФИ уже 60-70 л.
4. Бандпассы (БП) или полосовые ящики.
Бывают 4 и 6 порядка (на самом деле делают и 8й порядок, но это уже для эстетов и маргиналов).
Если по-простому, то это комбинация двух оформлений — ЗЯ и ФИ (БП4) или двух ФИ с разной настройкой (БП). Это упрощенная модель, но, в принципе, так и есть.
Достоинства: высокая отдача, эти оформления очень громкие.
Недостатков больше: бас самый тормозной, нечеткий, рыхлый. Слушать замедленную негритятину годится, что-то другое — уже нет.
Часто используется в «стенах», там как раз «валево» и хейртрики нужны. Ну или в спортивных «стенах», ибо отдача высокая.
5. Волновые оформления (рупоры, ЧВ и др).
Крутые, но трудно считаемые и реализуемые оформления. Звук — огонь! Громко, можно валить. Четко — можно слушать что угодно.Недостатки — огромные размеры. Но если найдете место, или исхитритесь сделать компактный рупор или ЧВ (а это возможно), то будет очень круто. Есть еще недостатки, но про это как-нибудь в другой раз.
Зачем производители акустики делают фазоинвертор сзади?
Долгое время меня не покидает чувство недоразумения: зачем производители АС делают фазоинверторы сзади?
Чтобы мы потом на форуме писали, что ближе 40 см к стене не ставить?
При этом есть АС, у которых ФИ спереди, но их единицы.
Ответы
В СССР всю акустику делали с фазоинвертором спереди. Если АС была помощней, то их делали 2 или щель. Знали инженеры, что основная масса народу живет в малогабаритных квартирах. А до дырок сзади, это уже буржуи додумались, ну что с них взять, извращенцы.
Так у меня буржуйская акустика аркусы тм 65.
есть АС, у которых ФИ спереди, но их единицы
Точно не единицы. Могу вам не один десяток назвать.
Назовите хотя бы один десяток, иначе это бла-бла-бла.
Dali: Lektor, Zensor, Ikon, Сoncept и тд
Davis Acoustics: Maya, Balthus 50, MIA 60 и тд
Monitor Audio: Bronze 5
Сразу говорю что заниматься ерундой не буду, если хотите, можете считать что это «бла-бла-бла».
Ниже Вадим написал как всегда по теме и подробно. Хочу лишь добавить что:
-акустику с передним фазиком тоже в большинстве случаев нужно отодвигать от стены иначе в зависимости от конкретной пары можно потерять в глубине/ширине/высоте сцены, локализации инструментов итд; ну и ловить бас; из личного опыта Пьега у стены НЕ раскрывается, 0.5м и уже отлично.
-есть акустика с фазиком сзади которую производители сами рекомендуют ставить близко к стене. В основном это применимо к полочникам (бас). В последнее время, сталкиваюсь с такими уже не в первый раз лично. Например, Нит Петит.
Странно, что человек не видел такой акустики 🙂
Внутри системы происходит компрессия воздуха (поршневой эффект при движении диффузора) и через фазоинвертор воздух вырывается с некоторым шумом на более высоких частотах. А это уже искажения. Учитывая их направленность, то лучше фазоинвертор располагать сзади
Вообще-то, больше всего воздуха выдувается на НЧ.
У искажений есть направленность? Т.е. искажения выдуваются назад?
Скорее всего, в первую очередь из соображений эстетики. Ну, некрасивая эта дырка на лицевой, пыль из неё ещё протирать.
Во-вторых, фазик сзади на самом деле практичнее. Регулируя расстояние до стены, можно подправить количество баса. С передним расположением уже ничего не поправить.
Была в использовании акустика с передним фазиком (МА Бронз). Если честно, на небольшой громкости никаких призвуков слышно не было. Есть альтернативные решения проблемы размещения акустики с задним фазиком. Wharfedale ( порт направлен вниз), Polk Audio (Применен специальный раcсекатель потока Power port). Последний, по моему мнению, эффективно работает вблизи от стены. Что касается вопроса ТС, и вправду создается впечатление, что производители АС считают, что потенциальный потребитель без ущерба для жилплощади может выделить лишнее пространство под акустику.
А еще есть дырка фазика- в пол, как у меня в колонках. Вроде шума/призвуков не слышно.
На в ором сетапе- сзади, ас стоят к стене сантиметров 10. Нормально.
Гудит/бубнит не фазик, а помещение. Тем более, как надо слушать, чтобы было слышно движение воздуха и тп? Ручку на 12 часов, чтобы перепонки лопнули??
Хорошо,что у меня АС,в исполнении ЗЯ!😄
А на моих МА Bronze ФИ и спереди и сзади. Вставляй заглушку куда нужно.
потому как весь «музыкальный строй» тогда «полметра» от стены 🙂
У меня полочники с конструкцией лабиринт, фазоинвертор отверстие спереди щелевидное. Даже на большой громкости никаких признаков каких-либо призвуков нет.
У некоторых моделей Tannoy снизу. У b&w тоже у половины напольных снизу.
Вобщем-то не важно, где расположен фазоинвертор. Все равно, чтобы получить хорошую сцену, надо отодвинуть колонки приблизительно на метр от задней стены. Если надо поставить колонки впритык к стене, просто заткните задний фазик и ок. Не делайте из этого проблему.
Метр много, достаточно 5 см. для комфортного прослушивания.
Какая разница, просто спереди без гриля торчащее отверстие не красиво, лучше сзади или вниз.
А почему не рассматривается как вариант, наперекор всем устоям, фазик сбоку?
все вышеперечисленное лишь подтверждает, что фазоинвертор далеко не самый лучший вариант для улучшения звука, правда самый дешевый. о моему опыту гораздо интереснее системы с пассивным излучателем.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
«Ремонт» саба или то, чего можно было избежать.
Привет автолюбителям) И особенно любителям автозвука конечно))
Начну пожалуй с хороших новостей. У меня появился новый сабвуфер!
AUDIO ART RW12
Купил совершенно случайно. Покупать планировал вообще летом, и вообще то хотел гранд вархед2. Но вот так вот сложилось)
Взял у толкового автозвукера в своем городе по доступной цене. Без проверки. Привез домой. Включил. Ну короче расстроился. Видео ниже
Её б чуть модернизировать и все было бы гораздо удобней и лучше, но все чужое. Благо эта насадка лезла в окна корзины, и направляла воздух ну практически куда надо, на клей по кромке шайбы. И в общем то все пошло как надо! Клей стал сопливиться и пузыриться. Я поддевал шайбу ковырялкой и шайба стала отходить! Примерно час я сидел и грел все это добро.и где то в конце «пути» я накосячил. Проморгал один момент и направил фен чуть не туда, чуть дальше края шайбы.горячий воздух моментально спалил шайбу.от чего она потемнела. ( Сначала думал обойдется. Продолжил отклеивать, вытащил наконец подвижку.
…но та волна, которая почернела, стала жесткой и как только я ее попробовал деформировать, она потрескалась и образовалась дырень в шайбе)
Короче этот момент и поясняет суть названия поста)
Одно порадовало — катушка в идеале!
Хотя бы не пришлось ее восстанавливать
Такое двоякое чувство.Бл.зачем я его разбирал?Только испортил саб!Еще и хз смогу ли нормально собрать.короче спал в эту ночь я беспокойно 😀
Ну никаких следов на катушке! Разве что чуть на каркасе изнутри немного незначительных потертостей есть.
Ну.что сделано то сделано. Теперь начал бороздить инет о том, как заклеить шайбу 😀
Было решено — клей момент кристалл и бинтик.
Погнали. Примазал обильно клеем шайбу и наложил первый слой обычного бинта, захватывая большую площадь шайбы для надежности. Правда боялся переборщить, ибо если я сильно изменю жесткость шайбы — я получу перекос на большом ходу саба, что и приведет к выходу его из строя(
Короче. Чуть подсох первый слой, и наносим второй слой бинта, опять же обильно промазывая клеем.
Затем с обратной стороны тоже прилепил бинтик, но в один слой и таким образом, чтобы бинтики с обеих сторон склеились через дырку в шайбе. Вдоль волн шайбы прокатывал жестким плоским предметом. Я делал обратной стороной пинцета) Далее даем полностью высохнуть — сутки лежал. Затем аккуратно маленькими ножницами или ногтегрызкой откусил все лохмотья бинтика и еще раз края слегка промазал клеем, чтоб не эта бахрама не болталась. Забыл сфоткать конечный вид латки(
Далее центровка. Поставил подвигу на место, нарезал бумагу из альбомного листа и еще из ватмана. Стал подгонять центровку. Просто вставляем бумажки шириной около 2ух см а длиной сколько угодно, лишь бы удобно было, вставляем в зазор каркаса и керна. Вставляем противоположно — вставили первую бумажку — вторую вставляем диаметрально противоположно) и так по кругу. У меня получился слой из альбомного листа + слой бумаги чуть поплотней. Доводим до такого, чтоб диффузор стоял очень плотно и с трудом перемещался рукой вверх и вниз. Сначала я дифф приподнял повыше, нанес клей на корзину там, где повес и на сам подвес (пока что только на губу, шайба потом), через 10минут (как по инструкции к клею) опустил подвигу вниз и сильно прижав пальцами прошелся по всей окружности и прижал зажимами.
И оставил так на сутки.
Далее опять же самое сложно — шайба.
Клей решил использовать Момент «Особопрочный 88»
Прижать там какими то зажимами просто у меня не хватило воображения чтоб придумать как это вообще возможно. Сложности добавляет еще и то, что шайба, после того как ее отклеишь, становится по краям неровной, не плоской. Это видно на фотках.
Решил пробовать просто — мазать клеем, выжидать 10 минут (по инструкции к клею) и просто прижимать пальцами сколько хватит духу 😀
Так и сделал. И у меня получилось! Прошел один раз по кругу, чуть дал подсохнуть и отдохнуть пальцам (ооочень больно, у меня все вены на руках понадувались пока прижимал)) и прошел еще раз по кругу. Перекрестился и поставил сохнуть на сутки опять же.
Клей очень прочный это факт. Выглядит ужасно это тоже факт, желто зеленые сопли.Ну саб этот я продавать уже вряд ли буду, так что эстетика осталась позади надежности )
Момент истины! Вытаскиваем центрирующие бумажки — шевелим подвигу-и пока все идеально! Подпаиваем подводящие, подключаем:
Хотелось бы дать несколько советов тому, кто захочет повторить увиденное у себя дома 😀
-Не спешите) Это реально долгий и мучительный процесс.
-Если дифф бумажный как мой, то колпак отклеивать лучше нагревом, но очень осторожно, чтоб не спалить бумагу)
-Не спешите
-Шайбу стоит все таки сначала пробовать отклеивать с помощью химии. Попробовать поискать что то очень злое в качестве растворителя клея. Авось отойдет. И уж если никак, то пробовать греть. Попробовать идею с пакетом.
-Не спешите
-Обязательно, когда вытащите подвижку, заклейте скотчем зазор.
-Не спешите))
-НЕ пренебрегайте инструкциям! Если б я не читал инструкцию и не дал клею подсохнуть минут 10, у меня б ничего не вышло. Особенно с шайбой.
-Уделите много внимания центровке, это наверное самое важное. Даже важней надежности склейки, поскольку если даже ничего не оторвется, а катушка будет шоркать, то долго ваш саб не проживет)
-Ну и на последок НЕ СПЕШИТЕ!