зачем в щербинке железнодорожное кольцо
Экспериментальный полигон и наземное метро: интересные факты о Щербинке
Много лет Щербинка была известна как поселок, где делают лифты и испытывают поезда. На Щербинском лифтостроительном заводе выпускают больше 80 моделей лифтов, которые стоят во многих московских домах. На экспериментальном железнодорожном кольце ВНИИЖТ проводят испытания железнодорожной техники.
В последние годы в городском округе развивается транспортная и социальная инфраструктура — Щербинка становится местом, комфортным для жизни.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Если посмотреть на Москву с высоты, то на самом ее юге, возле железнодорожной станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги (МЖД), можно увидеть тройное кольцо — три пути, по которым то и дело курсируют поезда. А внутри него — несколько десятков домов: так случилось, что кольцо построили вокруг деревни Новокурьяново.
Это железнодорожный испытательный полигон — экспериментальное кольцо ВНИИЖТ протяженностью шесть километров — одна из достопримечательностей Щербинки (территориально поселение сейчас примыкает к юго-восточной части кольца). Его возвели в 1932 году для комплексных испытаний локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, приборов, узлов и оборудования. И первым здесь прошел тестирование паровоз ЭМО710-53. А последними — все современные модели поездов: аэроэкспрессы, «Сапсаны», «Иволги», «Стрижи», «Ласточки».
До 1960 года это испытательное кольцо было единственным в мире. Сегодня построено еще семь опытных площадок в разных странах, но Щербинский полигон по-прежнему уникален — из-за климатических перепадов температур техника испытывается в экстремальных условиях.
Скоро железная дорога будет значить для Щербинки еще больше.
МЦД-2: новое наземное метро
Московские центральные диаметры — это то, что совсем скоро изменит жизнь каждого жителя Щербинки и позволит добираться с юга на север столицы без пересадок, быстро и с комфортом. При помощи соединения радиальных направлений железной дороги, по которым курсируют поезда пригородного сообщения, будут созданы диаметры. Благодаря этому москвичи получат около 400 километров, по сути, наземного метро.
МЦД-2 Нахабино — Подольск планируется открыть в конце 2019 — начале 2020 года. На линии протяженностью 80 километров будет 33 остановочных пункта. В перспективе их число увеличится до 38.
С МЦД-2 можно будет сделать 11 пересадок на станции метро, МЦК и железнодорожные платформы иных направлений. Предполагается, что в дальнейшем число пересадок вырастет до 15.
Основой для МЦД-2 станет существующая железнодорожная инфраструктура, на ней строят новые остановочные пункты. Так, в Щербинке появится платформа Остафьево. Она поможет обеспечить железнодорожным сообщением микрорайоны Новомосковский и Южный и разгрузить прилегающую улично-дорожную сеть (в том числе проспект Юных Ленинцев, Рязановское и Варшавское шоссе).
Остановочный пункт будет включать две платформы с навесами и крытый пешеходный мост, где разместятся кассы и турникеты. А для удобства маломобильных пассажиров на станции установят лифты и эскалаторы.
Станцию Остафьево построят между Щербинкой и Силикатной. В часы пик пассажиропоток здесь может составить более 13 тысяч человек.
Щербинку и платформу Остафьево свяжет новая дорога, ее строительство начнется до конца года, а ввод в эксплуатацию запланирован на 2021-й.
Реконструкция Варшавского шоссе
Пожалуй, не найти в Москве водителя, который не попадал в пробку на Варшавском шоссе. Особенно за МКАД. Магистраль долгие годы нуждалась в обновлении: в районе Щербинки дорога имела лишь по две полосы в каждом направлении, здесь было много светофоров, которые тормозили движение и создавали заторы.
В 2018 году закончилась реконструкция Варшавского шоссе — той его части, что расположена за МКАД. Сейчас это полноценная скоростная магистраль с дублерами, эстакадами и тоннелями.
В результате в районе Щербинки появились восьмикилометровый участок, на котором нет светофоров. В этом месте исчезли заторы в часы пик. Улучшилась транспортная доступность Щербинки, а также Южного и Северного Бутова.
Повлияла на ситуацию и новая эстакада со съездами на улицу Маршала Савицкого и на дублер Варшавского шоссе. Ее протяженность — 606 метров. Эстакада позволила перераспределить потоки транспорта между Варшавским шоссе и его дублером. Теперь жители Щербинки могут без проблем выезжать из своего района по улице 40 лет Октября.
На Варшавском шоссе в районе Щербинки построили пешеходные переходы, благодаря чему магистраль стала безопаснее. А засчет установки 606 метров шумозащитных экранов — еще и тише.
Новый путепровод
Всего несколько лет назад на переезде около железнодорожной платформы Щербинка была вечная пробка. Из-за плотного графика движения поездов в часы пик переезд был закрыт около 70 процентов времени. Движение поездов по Курскому направлению МЖД очень активное, простоять на переезде можно было и полтора часа.
Но в 2017 году ситуация разрешилась. Здесь заработал новый автодорожный путепровод — двухполосная эстакада. В результате пропускная способность на этом участке увеличилась более чем в восемь раз — с 200 до 1650 машин в час.
Для удобства жителей реконструировали прилегающие к эстакаде улицы — 40 лет Октября, Железнодорожную, Новостроевскую, Староникольскую, а в расположенных рядом зданиях 145 оконных блоков заменили на шумозащитные.
Поликлиника и детсады
Щербинка растет и развивается, и первый показатель этого — что именно здесь строят. Речь о детских садах и объектах здравоохранения.
С 2012 года в местечке Барыши появилось два современных просторных трехэтажных детских сада на 140 и 150 мест. Строят и обещают сдать до конца 2019-го еще два — на 280 мест на улице Спортивной и на 120 мест на улице Индустриальной.
До конца года в Щербинке откроет двери новая поликлиника — врачи смогут принимать в ней до 750 пациентов за одну смену. В здании светлые просторные помещения, высокотехнологичная аппаратура и комфорт для пациентов: здесь будут принимать и детей, и взрослых.
В новом здании переменной этажности (от пяти до семи этажей) на территории городской больницы разместятся женская консультация с малой операционной и взрослое приемное отделение на первом этаже, на втором — отделение лучевой диагностики. Выше расположатся консультативные отделения, физиотерапевтические кабинеты и стационары.
«Не живешь, а мучаешься, но мы привыкли»
Как живет деревня Новокурьяново, часть одного из районов Москвы внутри экспериментального железнодорожного кольца
Кольцо для испытания новых локомотивов, поездов и товарных вагонов построили возле станции Щербинка в начале 1930-х годов. Через несколько лет на территории нынешних Печатников (тогда — деревни Курьяново) началось строительство Курьяновских очистных сооружений.
Жителей нужно было переселить — так в 1949 году внутри железнодорожного кольца появилась деревня Новокурьяново. В 1984 году деревня вошла в состав Москвы как часть Южного Бутова. В конце девяностых новокурьяновцев обещали расселить, но не расселили, и сегодня деревня в изоляции: не проведен газ, не ходят маршрутки, ближайшая поликлиника — в часе езды. Единственное, что осталось неизменным, — поезда, и днем и ночью курсирующие вокруг деревни по кольцу.
«Ничего не изменилось»
По утрам в Новокурьянове тихо — поезда начинают ходить после обеда.
В деревню ведет единственная автомобильная дорога — Железногорский проезд. Она пролегает через тоннель — железнодорожное кольцо находится на искусственной насыпи. Поэтому на выходе из тоннеля попадаешь в другой мир: за спиной остаются новостройки, магистрали и метро, а впереди — дорога посреди поля и деревня.
Диаметр кольца — примерно два километра, деревня находится в центре. Не больше сотни домов, среди них много старых, деревянных, покосившихся и сгоревших. По заросшим пустырям снуют коты, за заборами лают собаки. На одном из перекрестков пустая доска объявлений. Женщина в платке набирает воду в ведра из колонки. Едко пахнет дымом из труб.
Наталья Томашева — ровесница деревни, ей 71 год. Вязаная шапка, очечник в авоське, дома — кот, печка и запасы яблочного варенья.
«Как мы жили, так и живем, ничего почти не изменилось, — говорит она. — Тут всегда было тяжело».
Родителей Натальи переселили из Курьянова. В Новокурьянове они работали на скотном дворе, занимались своим огородом, но жили бедно, Наталья вспоминает, что ходила в школу босиком — не было денег на обувь.
Дома из Курьянова перевозили в разобранном виде, собирали на месте. Часть возвели с нуля. Жители новой деревни работали в местном колхозе, их дети, окончив школу, часто получали техническое образование и шли на заводы. Местные вспоминают, что первые годы из-за близости грунтовых вод затапливало подвалы. Но переезжать в город захотели немногие, несмотря на то, что власти предлагали деревенским квартиры.
Несколько лет назад у Натальи сгорел дом. Пожарных в деревне нет: пока ждали из соседнего района, все выгорело дотла.
«Новый дом строили всей деревней, у нас, слава богу, с мужем родни много, — говорит Наталья. — Бывает, что дома горят: из-за печей или проводки старой. А на новые денег нет, вот и стоят заброшенные. Летом тут хорошо, конечно. Ко многим родственники из Москвы на все три месяца приезжают, дети гуляют, жизнь какая-то появляется. Воздух, поле рядом. А так-то, конечно, если подумать, не живешь, а мучаешься, но мы привыкли».
«Нанимайте сами»
— Дык мы тоже из Москвы! Просто сразу непонятно!
Владимиру Гранкову 62, живет здесь всю жизнь. Его родителей тоже переселили из Курьянова. Гранков работал инженером, сейчас называет себя «штатным пенсионером», с удовольствием показывает свои владения: дом, гараж, теплицу, кроликов, кур, свиней, кошек. Пытался разводить мадагаскарских тараканов, но «плодиться начали как черти, и я их курам скормил».
«Мне тут живется замечательно! — говорит Владимир. — У каждого земля, 15 соток. Выходишь на улицу — красота, пруд рядом, можно рыбу ловить. А москвичи в квартирах живут, в тесных своих коробках, у них только двери да унитаз. У меня брат в квартире топчется, у него один маршрут — от телевизора до холодильника».
Гранков перечисляет: когда-то в Новокурьянове был фельдшер, магазин и даже киноклуб («пять копеек за сеанс, и ты счастлив!»). А в прошлом году в Новокурьянове закрыли даже начальную школу — нескольких ее учеников перевели в другую, в Южном Бутове.
Когда-то в деревню ходила маршрутка, но ее тоже отменили. Жители перечисляют: жаловались депутатам Мосгордумы, в правительство Москвы. Им ответили, что дороги в деревне «не соответствуют требованиям Норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы: (ширина проезжей части не превышает двух с половиной — трех метров, отсутствуют посадочные и разворотная площадки, освещение и т.д.), что также делает невозможным организацию регулярных пассажирских перевозок». Чтобы пустить транспорт, дороги надо сначала отремонтировать, но и этого добиться непросто:
«Нет автобуса? Нанимайте сами. Печное отопление? Ну, так уголь можно купить, это не проблема, не такой уж он и дорогой, — вспоминает Владимир ответы на свои жалобы. — Дорожку до Щербинки заливает? Так в рыбацких сапогах ходите! И вообще, что вы жалуетесь, вон — у каждого участок по 15 соток!»
Пока мы разговариваем, по кольцу начинает ехать длинный грузовой поезд. Он громыхает, стучит и гудит совсем рядом. Шум будет продолжаться весь день и всю ночь. Во время испытаний поезда разгоняются до 140 км/ч.
Почему деревня оказалась именно внутри кольца, неясно. По словам историка-москвоведа и редактора телеграм-канала «Архитектурные излишества» Павла Гнилорыбова, искать логику в этом решении бессмысленно. «Советское переселение тех лет было крайне хаотичным. Стоит напомнить, что тогда Москва не имела сегодняшней привычной формы, которую она приобрела из-за МКАДа. Был конец 1950-х, недавно кончилась война, в Москву вошли несколько деревень и поселков, включая Люблино, Кунцево, Тушино. Город, по сути, сам был деревней с очень рыхлой структурой. Из-за непродуманности некоторых решений жители Новокурьянова действительно стали пленниками кольца».
«Посмотри, как много. И всю зиму топишь, — жительница деревни Валентина Юдина показывает запасы угля и дров на зиму, разложенные в прихожей. — Через каждые три часа контролируешь. Я боюсь заснуть иногда!»
Валентине 78 лет, и она помнит, что разговоры о расселении Новокурьянова начались еще в конце 1980-х, — утверждали, что на месте деревни будет метро. В 1990-х жителям деревни начали предлагать квартиры в Северном Бутове. Некоторые согласились и переехали. Многие, в том числе мать Валентины, отказались.
«У меня мама все талдычила, что хочет умереть в своем доме, — рассказывает Валентина. — Ну, и многие так считали — лучше свой дом на свежем воздухе, чем коробка какая-то. А я под дудку матери пела, хотя была с ней не согласна. И думала, что деревню все-таки снесут».
«Идти, узнавать и ждать»
Владимир Ломилин провел в Новокурьянове детство и юность. Потом женился, 30 лет прожил в Москве. Работать начал в 15 лет в авиационной мастерской в поселке гарнизона «Остафьево», потом служил в армии. Почти 20 лет работал на заводе «Москвич», затем — на другом заводе — делал оборудование для обеззараживания сточных вод. А несколько лет назад вернулся в деревню, построил новый дом, устроился грузчиком в Щербинке и стал деревенским старостой: выбрали жители на собрании.
«Развелся, да и жизнь городская заела, — объясняет Владимир. — Старостой меня выбрали жители в 2012-м. Решил, почему бы и нет? С тех пор по инстанциям и хожу».
Владимир достает толстую пачку документов, которые скопились за восемь лет. Письма, отписки, копии, постановления, запросы. Москомархитектура, мэрия Москвы, Мосгордума, Управа Южного Бутова. Владимир признается: единственное, чего он добился, — в деревне появилась детская площадка, а Железногорский проезд, который раньше был грунтовой дорогой, заасфальтировали.
«Не знаю, что должно произойти, чтобы тут, например, канализацию сделали. Наверное, люди должны перед поездами на кольце встать, чтобы их заметили».
В начале нулевых Новокурьяново, как и другие деревни в Южном Бутове, собирались снести. Ожидалось, что на их месте появятся «жилые кварталы, промышленные и коммунальные объекты». Через десять лет заговорили о «градостроительном развитии территории деревни Новокурьяново». В 2015 году мэрия заверила, что в Новокурьянове построят детский сад на 120 мест, торговый центр на тысячу квадратных метров, а также проведут газ и сделают канализацию.
«В 2018 году Москомархитектура мне сообщила, что Новокурьяново “подлежит комплексной реконструкции”, — говорит Владимир. — Чего там только нет: и газопровод, и канализация, и новые дороги, и новые тоннели под кольцом, и магазины! Когда это все будет, непонятно. Сначала должны утвердить проект планировки. А когда уж его утвердят? Придется опять идти, узнавать и ждать».
Вокруг шум
Алина (имя изменено по просьбе героини) — одна из немногих молодых людей в Новокурьянове, ей еще нет тридцати. Имя попросила поменять, потому что «стыдно, если мои знакомые увидят, где я живу».
«Говорю всем, что живу в частном секторе, — объясняет Алина. — Престижно же свой дом иметь. То, что в XXI веке я этот дом топлю дровами, я, конечно, не уточняю».
Алина, как и Владимир, пишет много писем: в управу Южного Бутова, в приемную президента, по поводу дорог, газа, реконструкции деревни.
«Была смешная история перед последними выборами президента, — вспоминает Алина. — Это было в марте, но еще был снег, дорожку до Щербинки замело, пройти невозможно, огромные сугробы. У нас же школу закрыли, а там был избирательный участок, проголосовать мы не можем, потому что добраться до другого участка проблематично. Ну, я так и написала. И буквально через три дня нашу дорожку почистили! Прямо до асфальта застоялый лед отбили».
Алина говорит, что в Новокурьянове у каждого есть участок, в среднем — 15 соток. Но оформить землю в собственность непросто.
«Некоторым отказывают в праве регистрации на землю, — говорит Алина. — Сам дом — да, в собственности, а вот земля рядом — нет. Говорят, что она принадлежит городу, хотя планов по сносу деревни вроде бы уже нет. Когда я добивалась строительства детской площадки, мне приходили отписки: эта земля — частный сектор, мол, стройте сами».
Оформить землю в собственность можно, уточняет староста, но на это уйдут месяцы бумажной волокиты. У кого-то хватает терпения, у кого-то нет: судя по публичной кадастровой карте Москвы и Московской области, оформленных в собственность участков в Новокурьянове не больше 30, а всего их около сотни.
В 2015 году жители попросили управу Южного Бутова отремонтировать и расширить пешеходную дорожку, ведущую в Щербинку. В ответе на запрос говорилось: на земельном участке, где находится дорожка, «произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, выполнить работы по расширению дорожки не представляется возможным».
Алина живет в деревне с мужем и родителями, каждый день встает в 5:40, до ближайшего метро «Бунинская аллея» доезжает на машине — выезжать надо в семь, чтобы не застрять в пробках. Она мечтает выбраться из Новокурьянова и жить в Москве, другой Москве.
«Меня удивляют люди, которые называют Новокурьяново островком тихой и безмятежной жизни. Говорят, чудо, что в Москве есть такое место, не тронутое цивилизацией. Да, летом тут хорошо, и только. Никто не понимает, зачем надо было селить людей именно сюда, в кольцо. Страшно подумать, что здесь будут жить поколения после меня».
За деревенскими домами по-прежнему слышен грохот поезда, идущего по кольцу. Но с недавних пор к этому шуму добавился другой — жужжание щеток новой уборочной машины, которую запустили в Новокурьянове. Теперь она часами курсирует по пустым улицам деревни. Жители говорят: «Привыкнем».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
У экспериментальной кольцевой железной дороги
Новокурьяново, заброшенный участок
Тоннель, проходящий под кольцевой железной дорогой, — одна из двух дорог, ведущих из Новокурьянова
У экспериментальной кольцевой железной дороги
На въезде в Новокурьяново
Новокурьяново, 4-я Железногорская улица
Новокурьяново, Железногорский проезд
Жительница Новокурьянова колет лед у своего дома
Щенки играют у железнодорожных путей
Новокурьяново, 4-я Железногорская улица
Небольшая платформа на экспериментальной кольцевой железной дороге
Дом Михаила Александровича, одного из жителей Новокурьянова
Михаил Александрович Зудилин, 86 лет. Живет один, семьи нет, по возможности помогают племянники. В этом доме он прожил 70 лет, но Департамент городского имущества Москвы не дает оформить дом в собственность. Сейчас это его главная забота. По его словам, он справляется сам с повседневными заботами и не нуждается ни в какой помощи, кроме регистрации дома
Михаил Александрович показывает снимок, на котором ему двадцать лет. Мать и отец работали в колхозе, отец погиб на войне в 41 году. В Новокурьяново их переселили, когда ему было 16 лет. В 18 лет пошел работать в гарнизон, который находится недалеко, через два года — в армию. Три года служил в Ленинграде. Вернулся и 60 лет, до 2010, работал бригадиром здесь же, недалеко от деревни
Михаил Александрович почти полностью потерял зрение, но сам колет дрова, топит печь, ходит за продуктами. Сейчас дорога от ближайшей станции Щербинка до дома через поле занимает у него вместо двадцати минут целый час, болят ноги
Поезд на экспериментальной кольцевой железной дороге
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных