зачем в школе изучают науку о живой природе
Зачем человеку нужно знание биологии
Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?
Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.
Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Зачем в школе изучают науку о живой природе
Окончила школу экстерном. Выпускница кафедры анатомии и физиологии человека и животных БГУ. Правнучка советского биолога, философа и энтомолога, профессора А.А. Любищева. Специалист по подготовке к ЕГЭ.
Как начался ваша педагогическая деятельность? Почему вы выбрали этот путь?
Я выросла в среде, где главным богатством человека являются знания. Прадедушка — Александр Александрович Любищев — был известным учёным, исследовал процессы эволюции, занимался систематикой. Дедушка и папа — врачи, мама — музыкант. И все они преподавали.
Передавать знания — так же естественно, как и получать.
В старших классах школы я с удовольствием помогала подтягивать знания младшеклассникам, в студенческие годы занималась репетиторством. После университета работала в частной школе и в компании, которая готовит школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Во время пандемии коронавируса я со своими учениками часто прибегала к платформе «Фоксфорда». И с радостью приняла предложение его домашней школы вести курсы по биологии.
Вы окончили школу экстерном и не понаслышке знаете плюсы и минусы домашнего обучения. Каковы они?
Действительно, я с седьмого класса была на домашнем обучении, а программу 10 и 11 классов прошла ускоренно (хотелось выделить год на подготовку к университету).
Мой экстернат не был похож на современный: почти всё пришлось изучать самостоятельно, по учебникам. В этом плане «Экстернат Фоксфорда» с его прекрасными преподавателями и информативными занятиями, конечно, находка для старшеклассников.
Исходя из своего опыта, могу выделить следующие преимущества домашнего обучения:
Что касается минусов домашнего обучения, мне кажется, главным является нехватка общения. Важно заранее продумать, где ребёнок будет встречаться со сверстниками. Это могут быть спортивные секции, музыкальная школа, кружки по интересам и так далее.
Домашнее обучение предполагает самостоятельность. Как можно её выработать?
Раньше большинство людей переставали учиться, когда выпускались из института, но в 21 веке образование становится непрерывным процессом. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать квалификацию, а порой и по несколько раз менять сферу деятельности. Любое обучение должно быть осознанным и приносить удовольствие.
Если понимаешь, зачем учишься, проявлять самостоятельность нетрудно. Поэтому прежде всего поставьте перед собой цель, и всякий раз оглядывайтесь на неё — «Всё ли я сделал, что мог? Приблизился ли я к своей цели?».
Следующий шаг — поработайте над самодисциплиной. Составляйте списки дел на день. Задачи в todo-листе должны быть посильными, конкретными и измеримыми: не просто «выучить биологию», а «посмотреть занятие №2 по курсу биологии и выполнить пять заданий к нему».
Старайтесь отслеживать, сколько времени у вас уходит на ту или иную задачу, и в последующем закладывать его в расписание. Отдельно следите, какую часть дня занимают социальные сети, компьютерные игры, просмотр передач. Возможно, стоит ограничить такое времяпрепровождение, чтобы достичь своей цели?
Для чего современному человеку биологические знания? Зачем этот предмет изучать в школе?
Биология — это наука о жизни. Без изучения биосферы, частью которой является человек, трудно выжить, даже в столь технически развитом мире, какой есть сейчас.
Сфера применения биологических знаний обширна. Это и наука, и медицина, и бизнес и даже быт.
Школьный курс биологии может рассказать вам о вашем теле, научить правильно питаться, отличать безопасных насекомых от опасных, а главное — любить и оберегать природу.
Уроки биологии могут заложить фундамент вашей будущей профессии. Например, коронавирус показал, насколько важна и востребована может быть медицина. У меня многие ученики в этом году утвердились в желании стать врачом. А в медицинский без биологии не поступишь.
Конечно, как в любом предмете, в биологии есть скучные вещи, которые нужно либо просто вызубрить, либо попытаться запомнить с помощью мнемотехники.
Какими достижениями своих учеников вы гордитесь?
Самое большое удовлетворение мне приносят не оценки, а психологические и социальные успехи ребёнка. В моей практике были ребята с полным отсутствием мотивации. Из-за проблем со здоровьем, буллинга и по другим причинам они не хотели заниматься даже один урок, не говоря уже о том, чтобы осваивать новые знания в последующей взрослой жизни.
Поэтому для меня победа, когда я вижу, что после наших занятий в глазах ребёнка загорается огонёк познания, он начинает верить в себя, не боится отвечать на вопросы и задаёт свои.
Нынешнее поколение — удивительное! Они честны, открыты и от этого немного ранимы. Важно научить ребёнка критическому мышлению, чтобы он не потерялся в потоках информации и следовал к своей цели.
Чем вам нравится заниматься в свободное от работы время?
Очень люблю музыку. У меня есть музыкальное образование, в свободные минуты с удовольствием играю на фортепиано. Меня это расслабляет и вдохновляет одновременно.
Люблю вместе с семьёй кататься на велосипеде, играть в настольный теннис. А ещё у нас с соседями целое сообщество по настольным играм.
Люблю мультфильмы Хаяо Миядзаки и, конечно же, книги. Причём совершенно разные. Например, из последнего прочитанного осталась под большим впечатлением от романа про историю рабства американского писателя Алекса Хейли — «Корни».
А тем, кто любит природу, настоятельно рекомендую прочитать роман «Серенгети не должен умереть». Авторы — Бернхард и Михаэль Гржимеки, отец и сын, которые всю жизнь занимались спасением животных. Это очень трогательная история, основанная на реальных событиях.
Что вы пожелаете детям и родителям, которые только переходят на домашнее обучение?
Всё новое — страшно. В начале пути все сомневаются, это нормально.
Ребятам пожелаю просто стараться. Ведь для освоения базового курса по биологии не нужны суперспособности — достаточно вашего желания. Если вы будете внимательно слушать, делать записи во время занятий и задавать вопросы в чате всякий раз, когда что-нибудь непонятно, у вас обязательно всё получится.
А родителям желаю верить в своих детей и поддерживать на каждом этапе обучения.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Урок по теме Наука о живой природе
Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока по биологии 5 кл. Наука о живой природе..docx
Никулинская основная общеобразовательная школа»
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Сладковская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: «Наука о живой природе»
классный руководитель 5 класса
Плессер Елена Борисовна
Плессер Елена Борисовна
«Никулинская ООШ» филила МАОУ Сладковская СОШ
Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы, о роли биологических знаний в жизни человека.
Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Пробудить интерес к изучению нового предмета.
Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
I . Мотивация и целеполагание
— Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.
Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»
И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!»
— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.
— А поможет нам в изучении биологии учебник под редакцией Пономаревой Ирины Николаевны. Слайд 2.
— Как же работать с учебником?
В конце нашего учебника вы найдете оглавление. В начале каждой главы сказано, о чем вы узнаете из нее и что научитесь делать.
— Давайте посмотрим на условные обозначения.
— Под значком «вспомните» в начале параграфа приведены вопросы, которые облегчают понимание материала.
— Под значком «синий пазл» в конце параграфа представлено краткое изложение его основного содержания.
— Новые слова, которые следует запомнить, выделены наклонным жирным шрифтом и перечислены в конце параграфа на синем фоне.
— Под значком «зеленый пазл со знаком вопроса» в конце параграфа приведены вопросы и задания, которые помогут проверить, как вы усвоили материал.
— Значком «маленький зеленый пазл» отмечены важные утверждения для запоминания.
— Значком «пазл с совой» отмечены тексты для самых любознательных.
— Ребята, помимо учебника на уроке нам понадобится рабочая тетрадь по биологии.
— А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?
— Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.
О букашках и лесах,
Рыбах, птицах и прудах.
О грибочках на пеньке,
О цветочках на лужке.
Обо всем живом на свете,
Кто проживает у нас на планете. Ответы учащихся.
— Да, действительно. Биология изучает живую природу.
— Наш урок так и называется «Наука о живой природе». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести указатель мыши на «тетрадь» на слайде 5 в правом нижнем углу.
II . Изложение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
— Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Учёные насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Все живые организмы делятся на большие группы, которые называют царствами.
— Какие же существуют царства живой природы? Отгадайте загадки и ребусы, и вы узнаете о них. Слайд 6. Чтобы попасть на слайд 6, необходимо навести указатель мыши на желтый кружок в правом нижнем углу на слайде 1.
1. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. Ответы учащихся.
— Итак, первое царство – царство бактерии. Слайд 7. Чтобы попасть на слайд 7, необходимо навести указатель мыши на гиперссылку «цифра 1» на загадке. Чтобы вернуться на слайд 6, необходимо нажать на картинку «бактерии».
2. Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. Ответы учащихся.
3. Ребус, в котором зашифровано слово «растение». Ответы учащихся.
— Третье царство – растения. Слайд 7. Чтобы попасть на слайд 7, необходимо навести указатель мыши на гиперссылку «цифра 3» на ребусе. Чтобы вернуться на слайд 6, необходимо нажать на картинку «цветок».
4. Ребус, в котором зашифровано слово «животное». Ответы учащихся.
Учащиеся записывают царства живой природы в тетрадь.
— Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук. Слайд 8. На слайде приведены лишь некоторые биологические науки.
Науки, изучающие царства живой природы, – это микробиология (бактерии), микология (грибы), ботаника (растения), зоология (животные).
По структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов следует различать: анатомию — науку о внутреннем строении; морфологию (в узком смысле) — о внешнем строении; физиологию — о жизнедеятельности целостного организма и его частей; генетику — науку о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Изучая биологию, мы будем знакомиться с основами разных биологических наук.
Учащиеся записывают в тетрадь названия основных биологических дисциплин.
— Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Угадай царство».
Я буду называть живые организмы, а вы будете показывать движениями, к какому царству они принадлежат.
Какими движениями? Слайд 9.
Царство растения – наклон вправо-влево.
Царство животные – прыжки на месте.
IV . Продолжение изучения нового материала
— Частью живой природы являемся и мы с вами.
Работа с учебником.
— Давайте обратимся к нашим учебникам и прочитаем статью «Человек и природа» на с.4.
— Какой же вывод можно сделать из прочитанного? Ответы учащихся.
— Какова роль животных и растений в жизни человека? Ответы учащихся.
Прежде всего, растения и животные обеспечивают человека продуктами питания, сырьем для промышленности, лекарствами и т.д.
— Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Ответы учащихся.
Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.
Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
V . Закрепление материала
— Итак, друзья мои, теперь вы понимаете насколько важно знать и изучать биологию.
— А сейчас, чтобы закрепить полученные на уроке знания, предлагаю выполнить задание.
Распределите живые организмы по царствам, записывая их названия.
— Предварительно разделите четверть страницы на 4 столбика.
На слайде 11 возникают фотографии с названиями живых организмов
( мухомор, дрозд, холерный вибрион, бабочка, дуб, ламинария, трутовик, стрептококк, кит, лотос). Учащиеся записывают названия в тетради, распределяя по царствам.
Далее осуществляется самопроверка и самооценка слайды 12-13.
VI . Подведение итогов
— Давайте подведем итоги.
Что изучает биология?
Какие царства живой природы вы знаете?
Какие биологические науки вы знаете?
Учитель выставляет оценки в журнал.
Прочитать статью «О чём эта книга?» (стр. 3)
Составить кроссворд из новых слов (минимум 5 слов).
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку биологии Наука о живой природе.pptx
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 1. Биология – наука о живой природе
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, зоология, ботаника, экология, анатомия, цитология, вирусология, микология, генетика, биосфера
Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Биосфера – оболочка Земли, в которой существует жизнь.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.
Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.
Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.
Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.
На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.
Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии.
Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов.
В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греч. биос и сфера – шар).
Значение биологии. Биология – очень сложная наука. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии.
Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.
Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий промышленные предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством, – охрана природы и приумножение её богатств. Человек своей хозяйственной деятельностью активно загрязняет окружающую среду, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет и на здоровье человека. Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несёт этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов биологии.
Таким образом, биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие и развитие, но и помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;
Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.
Зачем в школе изучают науку о живой природе?
Для того чтобы знать, что его окружает. Как это взаимосвязано с ним самим. Что сделать чтоб сохранить это как можно дольше,и что будет если мы будем наплевательски к живой природе относиться. Мы, как и все животные относимся ко всему живому. Учит видеть красоту.
Природа, которая нас окружает бывает живой и не живой. Живая природа не может существовать без неживой природы. Объясню почему:
К неживой природе относятся такие природные явления, как дождь, снег, солнце, луна, реки, моря, озёра и океаны, камни, горы, песок, воздух, льдина, сосульки, облака и т.д.
Все объекты живой и неживой природы взаимодействуют друг с другом и не могут существовать одна без другой.
Растения относятся к живой природе и не могут существовать без энергии неживой природы, например солнца, воды, тепла и света.
Животные так же не могут жить без воздуха, воды, еды.
Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды.
Сначала кратко вспомним, что такое живая и неживая природа.
К живой природе, в первую очередь относится человек, животные и растения. Другими словами, живая природа это все то, что рождается, живет, растет, дышит, питается, развивается и так далее.
Примерами объектов неживой природы могут быть реки, пруды, горы, камни, облака, воздух и прочее.
Рассмотрим, что происходит в живой природе летом. Какие летние явления в живой природе мы можем назвать.
Вовсю растут и зеленеют травы, лесные, полевые и т.д. Цветет огромное количество самых разнообразных цветов, кустарников и деревьев, как в дикой природе, так и в садах-огородах.
Розы, бархатцы, ирисы, колокольчики, пионы, гладиолусы, ромашки, гортензии и многие другие растения радуют нас своими цветами.
Не смолкает пение птиц, особенно по утрам.
Над душистыми цветами порхают бабочки, жужжат шмели, пчелы и осы.
Не дают спокойно насладиться отдыхом на природе вездесущие комары.
Зреют ароматные ягоды и фрукты, поспевают овощи.
Все это яркое, теплое и долгожданное лето в живой природе.
Говоря о различиях между живой и неживой природой, мы всегда подразумеваем не одно различие, а целый комплекс, в виду того, что некоторые из признаков могут присутствовать в обоих формах.
Сперва вспомним о каком комплексе идет речь, а потом подтвердим данное утверждение на примерах. Итак, живые организмы обязательно: