зачем в старину фотографировали мертвых
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Зачем в XIX веке фотографировали мертвецов, как живых
В январе в кинотеатрах России стартует фильм ужасов « Невеста » об одной необычной семье. Начинается все с того, что после свадьбы молодая женщина уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почти заброшенном городке. Скоро она начинает сожалеть о своей просьбе. Семья Вани хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям, и Настю начинают пугать страшные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к странной находке — шкатулке с фотографиями мертвых людей. Мы решили немного рассказать о реальных истоках этих снимков.
Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай — фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях.
Смерть вполне себе была таким случаем: близким хотелось сохранить память о покойнике. Мало того, фотографы шли на самые разные ухищрения, чтобы казалось, будто на фотографии живой человек. Вот и появлялись на свет снимки, изображавшие якобы уснувшего человека или задумавшегося, а на деле уже мертвого. Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была очень велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно — нужно слишком долго сидеть неподвижно.
Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в первой половине XX века.
Мертвым придавали непринужденные позы
imgur.com
Пририсовывали глаза, словно они на самом деле открыты
imgur.com
Укладывали так, словно ребенок прилег поспать
imgur.com
Кажется, что девушка о чем-то задумалась
imgur.com
Были и очень сложные случаи, как с этой девушкой, которую переехал поезд и целой осталась только верхняя половина
imgur.com
Покойников фотографировали с их любимыми вещами
imgur.com
или домашними любимцами
imgur.com
Для создания иллюзии были специальные приспособления, помогающие придать нужную позу
imgur.com
И иногда на таких старинных фотографиях мертвого можно отличить
imgur.com
только по недостаточно хорошо замаскированным кронштейнам imgur.com
А чаще всего человек, не подозревающий ничего, решит, что это изображение живого человека. Только поразится, почему от него трудно оторвать взгляд
imgur.com
ФОТОУВЛЕЧЕНИЕ
Блокнот фотографа: классическая фотография. Цифровая фотография. Мобилография. Гаджеты
Главная » история фотографии » Портрет с трупом или посмертная фотосъёмка. Книга мёртвых
Портрет с трупом или посмертная фотосъёмка. Книга мёртвых
Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.
Дети умирают медленнее стариков
Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай — фотографировать мертвецов — зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.
— Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, — рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.
Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии — криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля. Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию. Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.
Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.
Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза.
Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными — птицами, кошками, собаками. Что особенно поражает — мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки — одна мертвая, другая живая.
девочка слева-мертва
— Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, — объясняет Лебедев, — к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.
Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография — это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым. Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке — за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых. В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.
— Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, — говорит Игорь Лебедев.
Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.
Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода — люди просто копировали поведение друг друга.
Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека — его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.
Но главное — таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.
А в случае с детьми — это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.
девушка в центре мертва
Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых — ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.
Могила заменила человека
В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.
— Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг — прямо в камеру, — отмечает историк Игорь Лебедев.
Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.
— У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, — объясняет Лебедев.
Возможно, поэтому мы — не профессионалы — не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее — исключение.
Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.
— Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, — уверен Игорь Лебедев.
Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности — как, например, память рода — уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости. Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление — съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию. И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо — чтобы все видели, как он опечален случившимся.
— Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, — рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.
До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.
Пост-мортем: почему в XIX веке было модно фотографировать умерших
Культ смерти, возникший в Англии в эпоху правления королевы Виктории, наложил свой отпечаток на все сферы жизни. В моду вошел черный цвет, траурные одеяния, похоронные символы и. фотографии мертвецов. Почему?
Фотографировать мертвых – удобно
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
От пост-мортем – к репортажной съемке
Вели подобные репортажные съемки и английские, и французские фотографы во время Крымской войны.
Сибирский пост-мортем
Пост-мортем в СССР
Фотографии покойников и похорон распространились в России после революции, когда при большевиках возник культ погибших героев.
Вплоть до 1980-х годов на похоронах обязательно присутствовал фотограф, который запечатлевал родных и близких у гроба покойника. Были даже свои «каноны»: фотографировать следовало гроб с телом, лицо покойника крупным планом, родственников у гроба. Любопытно, что во время движения процессии снимков почти не делали – фотографировали прощание дома, вынос тела у крыльца и похороны на кладбище. Последними снимками часто бывали изображения готовой могилы со свежей пирамидкой.
Зачем это все?
Вторая цель подобных снимков – это передача информации о предках потомкам, которую теперь можно было передать не только устно и письменно, но и с помощью дагерротипов или фотографий.
Третьей целью фотографий пост-мортем этнографы называют документирование: посмертная фотография была документом, свидетельством и доказательством того, что человек жил.
Фотография похорон делались еще и с целью «запомнить, кто приехал», то есть становилась документом существования большой семьи, рода, объединенного одним, пусть и горестным, событием.
Таким образом, большинство фотографий пост-мортем становилось документальным свидетельством истории семьи.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Post-mortem: зачем в XIX веке фотографировали умерших
Появление изображений умерших людей было связано с изобретением дагерротипа. Его на рубеже XVIII—XIX веков изобрел француз Жозеф Ньепс, а затем и Луи Дагер. Получение изображения происходило с помощью медной пластины, покрытой йодистым серебром, которое реагировало со светом. Изображение проявляли парами ртути и закрепляли тиосульфатом натрия.
Фотографировать мертвых – удобно
Чтобы создать четкую картинку, нужно было чтобы объект сидел неподвижно от 15 до 30 минут. Метод был не из дешевых, но значительно дешевле, чем заказать портрет живописцу, и этот способ портретной съемки быстро распространился по Европе.
Вскоре и в Англии, и в Европе появился обычай делать портреты умерших людей. Изображение получалось качественным, ведь мертвые не двигались, а открытые глаза для придания «жизненности» мазали маслом. Обычай просуществовал в Европе вплоть до XX века.
Как пишет в статье «Пост мортем – мрачная черта Викторианской эпохи», сотрудник Эрмитажа Ольга Валерьевна Голубева, в Европе посмертная фотография быстро стала прибыльным бизнесом. Фотографы приезжали на дом или делали снимки в салоне. На ранних снимках мертвых фотографировали в полный рост и делали портретный снимок.
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
От пост-мортем – к репортажной съемке
Вели подобные репортажные съемки и английские, и французские фотографы во время Крымской войны.
Сибирский пост-мортем
Но в Сибири, благодаря немецким переселенцам, обычай пост-мортем был распространен до 1990-х годов. У немцев была своя особенность фотографий пост-мортем – они наряжали детей и незамужних и неженатых молодых людей невестами и женихами. Этот обряд получил название Totenhochzeit, что буквально значило «свадьба покойников», – об этом пишет в статье «Обычай венчания покойников в Сибири» этнограф Татьяна Борисовна Смирнова. Делалось это из убеждения, что человек при жизни должен обязательно вступить в брак. Девочек одевали в белое платье, а на голову одевали венок. Если малышке было всего несколько месяцев, венок одевали на чепчик. Юношей, мальчиков и холостяков наряжали в костюм, на лацкан которого прикалывали «штраус» – букет жениха.
Пост-мортем в СССР
Фотографии покойников и похорон распространились в России после революции, когда при большевиках возник культ погибших героев.
Вплоть до 1980-х годов на похоронах обязательно присутствовал фотограф, который запечатлевал родных и близких у гроба покойника. Были даже свои «каноны»: фотографировать следовало гроб с телом, лицо покойника крупным планом, родственников у гроба. Любопытно, что во время движения процессии снимков почти не делали – фотографировали прощание дома, вынос тела у крыльца и похороны на кладбище. Последними снимками часто бывали изображения готовой могилы со свежей пирамидкой.
Зачем это все?
Вторая цель подобных снимков – это передача информации о предках потомкам, которую теперь можно было передать не только устно и письменно, но и с помощью дагерротипов или фотографий.
Третьей целью фотографий пост-мортем этнографы называют документирование: посмертная фотография была документом, свидетельством и доказательством того, что человек жил.
Фотография похорон делались еще и с целью «запомнить, кто приехал», то есть становилась документом существования большой семьи, рода, объединенного одним, пусть и горестным, событием.
Таким образом, большинство фотографий пост-мортем становилось документальным свидетельством истории семьи.