зачем властелин колец показывают в кинотеатрах
Маленький праздник для гиков: почему трилогия «Властелин колец» снова на экранах в РФ
Оригинальную трилогию «Властелина колец» снова покажут в российских кинотеатрах. Критик Сергей Сычев в беседе с iReactor объяснил феномен повтора этих фильмов в российском прокате.
Трилогия не только вернется на экраны, но и предстанет в ошеломительном формате 4К. Зрителям предлагается вновь пережить эпическое приключение Фродо и насладиться великолепными пейзажами с «невиданным эффектом погружения».
Феномен постоянного повтора фильмов на примере «Властелина колец» объяснил в беседе с iReactor кинокритик Сергей Сычев. Со слов специалиста, прежде всего это выгодно.
Сейчас постоянно выпускают старые фильмы отреставрированные. У этой истории есть рабочая бизнес-модель. Это, скорей, клубная и «гиковская» (фанатская. — Прим. iReactor) история. Все началось с фильма «Инопланетянин» Стивена Спилберга. Такие ленты находят зрителя, и на них делается небольшая ставка, — заметил Сычев.
Маленький праздник
Со слов критика, лента по-прежнему входит в топ-20 крупнейшей в мире базы данных о кинематографе Internet Movie Database IMDb. Это дополнительно подогревает интерес к картине, особенно если человек еще ни разу не смотрел киноленту.
Фильм по-прежнему в топ-20 IMDb. По этой причине поклонники и гики устроят себе маленький праздник. Не знаю, выпустят с субтитрами или дубляжем. С дубляжем, наверное, — заключил Сычев.
У второй части «Властелин колец: Две крепости» (2002) повторный прокат начнется 22 апреля. Завершающую часть эпической трилогии о тяге к драгоценным предметам — «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) — зрители смогут увидеть с 29 апреля. Лента получила 11 премий «Оскар». Среди них премия за лучший фильм и лучшую режиссерскую работу. В главных ролях снялись Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Орландо Блум, Иэн Маккеллен и Лив Тайлер.
Зачем властелин колец показывают в кинотеатрах
Тенденция на такие ретроспективы существовала давно. Это было популярно ещё в фестивальном движении. Но в последние годы – даже до пандемии – возникла такая мода, что ли, на повторные выпуски, повторные показы, особенно фильмов-икон, которые действительно стали мировыми шедеврами. Как правило, это не супер-кассовые хиты прошлого, а именно знаковое кино со своей аудиторией… К примеру, последний фильм, который я посмотрел в кинотеатре до пандемии, был «Форрест Гамп». Я решил купить билет в Петербурге, и каково было моё удивление, когда я понял, что из 650 мест в кинозале свободно всего мест двадцать. Полный зал людей, которые пришли посмотреть «Форреста Гампа» на большом экране.
Очень важный момент, который я понял постфактум: дело в том, что «Форрест Гамп» никогда не выходил в России на большом экране [фильм 1994 года впервые вышел в российский прокат в феврале 2020 года – прим.ред.]. Картину выпустили, когда советские кинотеатры уже умирали, аудитория смотрела его на на VHS и в видеосалонах. Посмотреть этот фильм на большом шикарном экране кинотеатра – это, конечно, отдельное удовольствие. Что даёт такой выпуск фильма зрителям? Абсолютно какой-то необычный опыт просмотра хорошо знакомой картины.
Для дистрибьюторов это финансовая история, и всё, что интересно зрителю – всё хорошо. Раз есть спрос [на повторный прокат – прим. ред.], то будет и предложение. В ближайшие годы нас ждёт стабильный перевыпуск знаковых проектов, а потом, когда все перенасытятся, то тенденция немного стихнет.
О сборах и реакции аудитории
«Властелин Колец» собрал, насколько я знаю, уже не меньше 35 миллионов по всей стране – у нас, знаете, новое российское кино столько не каждое собирает. [«Братство кольца» успел собрать по России 72 миллиона рублей, «Две крепости» собрал 42 миллиона рублей– ред.]. «Властелин колец», всё-таки, жанровое кино; не все любят фэнтези, не все любят такие саги. Вполне возможно, повлияло то, что во франшизе три части, значит, надо смотреть всю трилогию, выделить на это время [хронометраж первой и второй частей составляет три часа, третьей – три часа двадцать минут – ред.].
Ещё повлияло то, что трилогию выпустила большая дистрибьюторская компания – Universal Pictures Russia. Её подход отличается от, назовём его так, бутикового проката небольших независимых компаний. Сейчас «Властелин колец» – это фильм не для широкого просмотра. Поэтому при выпуске нельзя ставить во главу угла массовость релиза, нельзя надеяться, что все кинотеатры города Москвы или, например, Иркутска будут показывать этот фильм. Аудитория «Властелина колец» всё-таки глубже, чем у какого-то нового блокбастера.
Формат выпуска таких фильмов должен быть событийным, это не рядовая история, это не массовый прокат. Что ты не просто пошёл в кино, а ты посмотрел именно этот фильм. Если вы вспомните, как недавно организовывали показы картин, например, Ингмара Бергмана или Федерико Феллини, то обратите внимание, что сеансы сопровождались вступительными лекциями киноведов, представлением фильма. У аудитории возникает некая дополнительная ценность, любой зритель хочет чувствовать свою особенность. Это чисто психологический момент, но он очень важный. Поэтому маленькие компании, которые выпускают фильмы в таком бутиковом формате, более успешны в этом.
Что произошло с копией «Властелина колец»
Я думаю, что речь идёт о следующем: фильм не выходил раньше в цифровом формате, он выходил на плёнке. С точки зрения технологии, можно взять негатив из архива и просто отсканировать его. А можно этот негатив, которому 20 лет, ещё и отреставрировать: убрать пыль, царапины, проверить, не изменились ли свойства плёнки. Скорее всего, так и сделали. Я абсолютно допускаю, что плёнка была отсканирована в достаточно высоком качестве, в 4К.
Тут возникает другой нюанс: о том, что в кинотеатрах будут показывать отреставрированную 4К-копия, активно сообщали во время рекламной кампании. Но у нас в стране кинотеатров, которые показывают фильмы в формате сверхвысокого разрешения – всего 5–7% от общего числа. Сколько театров именно показали в 4К – посчитать можно, но сложно. И некоторые счастливчики действительно посмотрели его в 4К, как обещали в рекламе.
А фанатская аудитория оценивает более привередливо. И ведь одно дело, когда фильм до проката выходил только на видеокассетах, и аудитория, особенно поколение нынешних 35-50-летних, сравнивает картинку в кинотеатрах с дрожащим изображением на экране домашнего телевизора И совсем другое дело, когда речь идет о фильме, который выходил двадцать лет назад, когда уже открывались современные кинотеатры. Эта разница оказалась не настолько большой, как некоторые поклонники ожидали.
Попробуйте сейчас повторно выпустить, например «Аватар» и сравнить ожидания людей, которые в 2009 году пришли посмотреть и обалдели – в то время это была визуальная, технологическая революция. И [даже несмотря на хорошие сборы], не будет уже вау-эффекта, и опять покажется, что нам чего-то недодали.
Кадры в материале: NBCUniversal
«Властелин колец» возвращается: пять главных отличий отреставрированной версии
В 2021 трилогии Питера Джексона по знаменитым романам Дж. Р. Р. Толкина исполняется 20 лет. Именно столько лет прошло с выхода «Братства кольца» на большие экраны. В честь юбилея все три картины повторно выходят в российский прокат.
Тем не менее версии, которые нам покажут, будут отличаться от оригинальных. В списке ниже — особенности отреставрированного переиздания.
1. Четкое изображение
Самое очевидное изменение — разрешение 4K. В видео, посвященном переизданию, Питер Джексон отмечает, что никогда не видел оригинальную трилогию настолько четкой. Это больше всего бросается в глаза в сценах с многочисленной массовкой, как настоящей, так и созданной при помощи компьютерной графики.
Гораздо менее четкая картинка по сравнению с другими, более поздними фильмами в жанре фэнтези, в том числе и трилогией «Хоббит», убедила Джексона снова вернуться к «Властелину колец». Вместе с командой фильма он вернулся к 35-миллиметровым негативам и отсканировал их при помощи самых современных технологий, получив картинку высокого разрешения.
Наиболее заметные улучшения коснулись мелких деталей. На крупных планах можно разглядеть волосы и даже отпечатки пальцев на поверхностях. Это помогает подчеркнуть актерскую игру, показать сцены в расширенном цветовом диапазоне и по-новому оценить замечательную работу художников над декорациями.
Нужно, однако, отметить, что не все изменения исключительно хороши. Важной частью визуального стиля было пленочное зерно, ведь «Властелин колец», в отличие от «Хоббита», снимался именно на пленку — в начале 2000-х цифровые камеры еще не достигли уровня, пригодного для большого кино. Новая версия делает особенности пленочного изображения менее заметными, в частности на общих планах — картинка становится менее реалистичной. Посмотрев отреставрированную версию, каждый сможет решить для себя, что именно важнее.
2. Цвет
Работа оператора Эндрю Лесни стала важной частью успеха трилогии. Он сумел превратить впечатляющие пейзажи Новой Зеландии в часть фэнтезийного мира, где даже в темных подземных пещерах аккуратная работа со светом позволяла увидеть внимание создателей к деталям.
Предыдущий релиз на Blu-Ray, также прошедший реставрацию, сказался на работе Лесли не самым лучшим образом. Хотя он и привлекал поклонников дополнительными материалами, включая расширенную режиссерскую версию, в кадре появился зелено-голубой оттенок, который не остался незамеченным. Белый и черный цвета смотрелись гораздо правдоподобнее в оригинальном релизе.
В этот раз помогло упомянутое выше 4K-разрешение. Работая с более качественными исходниками, мастера работы с цветом использовали последние достижения цветокоррекции, достигнув впечатляющих результатов, сбалансированного контраста и более высокого динамического диапазона, то есть разницы между самым светлыми и самыми темными тонами.
В итоге мы получаем красивые блики, блеск снега, а работу Эндрю Лесли больше не портят лишние оттенки.
3. Единство стиля
«Вернуться к «Властелину колец» было интересно, — рассказывает Джексон в видео, посвященном переизданию. — Дело в том, что я внезапно осознал, насколько фильмы трилогии разнятся между собой. Все они делались по-разному».
Все три фильма снимались одновременно с 1999 по 2000 год, в то время как для постпродакшна (длинного периода обработки отснятых кадров, куда входит, помимо прочего, монтаж, цветокоррекция и работа с визуальными эффектами — прим. ред) студия Weta Workshop применяла самые последние технологии, которые сильно менялись по мере выхода картин.
Весь «Властелин колец» снимался на 35-миллиметровую пленку, но только «Братство кольца» Джексон закончил при помощи «старомодной и механической» синхронизации цвета (процесса подгонки цветов от кадра к кадру, чтобы они не отличались друг от друга — прим. ред) Она подразумевала трудоемкую фотохимическую обработку отснятого материала.
Второй и третий фильм же использовали цифровую цветовую синхронизацию, которая давала возможность точнее управлять оттенками.
Но все это меркнет перед технологиями, которые были в распоряжении у Джексона при работе над экранизациями «Хоббита». Их он снимал на цифровые камеры с разрешением 4K, а работа с цветом проводилась с помощью самых последних технических достижений.
«4K подразумевает не только повышенную четкость изображения, но и сохранение кинематографичности материала», — объясняет Джексон.
Режиссер хотел, чтобы все шесть фильмов о Средиземье выглядели как одна последовательная история, как будто они были сняты в одно время. И, по его словам, команде, занимавшейся реставрированием, это удалось.
Очевидно, изменения понравятся не всем. Насыщенная и не очень реалистичная картинка «Хоббитов» слишком вылизанная, и попытка подогнать под нее трилогию, к которой зрители относятся гораздо теплее, может показаться плохой идеей.
4. Визуальные эффекты
Переход в 4K потребовал улучшить множество кадров с компьютерной графикой, ведь в высоком разрешении недостатки визуальных эффектов стали очевиднее.
«Компьютерная графика сильно изменилась за последние 20 лет, и, увеличив разрешение некоторых кадров, мы поняли, что они сохранились не очень хорошо, — говорит Джексон. — Так что мы постарались исправить изъяны картинки».
Режиссер настаивает, что графику никто кардинально не менял, как это было с оригинальной трилогией «Звездные войны», куда Джордж Лукас добавил множество цифровых эффектов и поменял суть нескольких сцен. Джексон утверждает, что «Властелин колец» выглядит так же, как и раньше, но при этом визуальные эффекты не кажутся устаревшими — как будто их делали недавно, а не 20 лет назад».
5. Звук
Помимо серьезных изменений в изображении, команда реставрации уделила не меньше внимания звуковой дорожки. У фильма появился восьмиканальный звук, подчеркивающий эпичность оркестровых композиций Говарда Шора, а также делающий аудиоэффекты и диалоги более полными.
Переиздание позволяет услышать каждый инструмент в саундтреке, и каждый отдельный голос, вне зависимости о того, насколько насыщенные события происходят на экране. Улучшенная звуковая дорожка в Dolby Atmos значительно превосходит предшественницу.
Кинотеатры задумались о скидке на «Властелин колец». Новая версия оказалась старой и «мыльной»
Зрители по всей России жалуются на качество «Властелина колец», который снова крутят в кинотеатрах. Люди ждали ремастер режиссерской версии, а получили простую оцифровку фильма кинотеатральной записи 2001 года. В кинотеатрах заявили, что ответственность лежит на компании Universal. И в Объединенной сети кинотеатров допустили, что на фильмы придется снизить цену.
4К не пройдет
В социальных сетях появились десятки гневных комментариев зрителей, которые решили сходить в кинотеатры на вновь запущенную трилогию «Властелин колец». Они были настроены увидеть обновленный фильм. Ведь трейлер был не только хорошего качества, но и в новой озвучке. Фанаты даже заметили там кадры из режиссерской версии.
В кино же показывают просто оцифрованную кинотеатральную версию 2001 года, на что первыми обратили внимание читатели DTF. Многие отметили, что качество фильма не соответствовало заявленному 4К-разрешению, в ряде моментов сцены «замыливались», а другие отмечали зернистость картинки. В Сети даже писали, что экшен-сцены «Властелина колец» было сложно разобрать из-за того, насколько низким было качество пленки.
«Ужасное качество, ужасный звук», «все мыльно», «очень плохо выглядела картинка», «дергание кадров при проводке, от которого заболели глаза и голова», «в сценах драк вообще непонятно, что происходит», — и это лишь немногие из комментариев недовольных.
Часть зрителей заплатили не за простые сеансы, а за показы в IMAX, где должно быть лучшее «погружение» в фильм за счет огромного экрана, повышенного качества изображения и объемного звука. Ряд кинотеатров заявлял, что фильм будет идти в формате IMAX XD. Хотя для этого нужно не только специальное оборудование в самом кинозале, во время съемок должны использовать специальную IMAX-пленку, ведь ярче и четче картинка должна получаться еще на этом этапе.
Наибольшее возмущение у людей вызвало то, что кинопрокатчики якобы обманули их в рекламе, заявляя о качестве 4К. О нем в релизах говорили и сами Warner Bros. в своем официальном аккаунте в Twitter. Некоторые зрители утверждают, что также объявляли и о том, что на больших экранах покажут ремастер. Вот только в сетях кинопрокатчиков такой информации не нашлось.
Кинопрокат не виноват?
В кинотеатрах уже начали извиняться перед недовольными зрителями. В «Киносфере IMAX» отвечают пользователям в комментариях, что они показывают простую оцифровку кинотеатральной версии «Властелина колец» 2001 года. Именно такую запись, по их словам, им предоставили в прокатной компании. Сейчас, по данным «Киносферы», они ожидают официального ответа от поставщика.
Генеральный директор Объединенной сети кинотеатров — «Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула Кино» — Алексей Васясин сказал «360», что на все жалобы они стараются реагировать максимально оперативно. Причем с проблемами с качеством картины, по словам Васясина, столкнулись все российские кинотеатры, которые решили показывать «Властелин колец».
Мы уже написали письмо в UPI, в IMAX. Мы написали объяснение нашим клиентам и сейчас будем вынуждены, наверное, снижать цены. Потому что не 100-процентное качество не позволяет выставлять 100-процентную цену
Основные жалобы, по словам Васясина, поступают на цветопередачу, хотя в Сети комментарии иные. Тем не менее в Объединенной сети кинотеатров стараются максимально оперативно работать с жалобами, чтобы исправить ситуацию, тем более что фильм, по их оценкам, пользуется спросом. Подтвердили востребованность «Властелина колец» и в «Люксоре», и в «Москино», однако там заявили, что от их клиентов жалоб не поступало. В пресс-службе последней сети добавили, что в кинотеатре «Москино Космос» фильм идет в разрешении 4к, а в остальных — обычная версия в формате 2D.
«По поводу качества картинки никто не жаловался. Вместе с тем мы слышали мнение гостей, что ничего не поменялось. Изменения правда незначительные. Зритель привык к картинке высокой четкости, снятой на современное оборудование, и ожидания были завышены», — объяснила «360» руководитель отдела маркетинга Анна Татаренок.
Однако Васясин уверен, что все российские кинотеатры сейчас оказались в одинаковом положении, так как Universal, представляющий интересы Warner Bros. в России, отправил всем одну и ту же копию.
«Тут, к сожалению, все кинотеатры страны выступили заложниками, которые собирают весь негатив со стороны зрителей. И кинотеатры никоим образом не виноваты. Это не вопрос некачественности оборудования — это вопрос некачественности копии», — уверен он.
В сети кинотеатров «Каро» комментировать ситуацию отказались. В сетях «5 звезд», «Мираж Синема», «Киномакс», а также в «Иллюзионе» и «Пионере», где идет «Властелин колец», на запрос «360» на момент публикации не ответили.
«Властелин колец» как один девятичасовой фильм — лучший способ смотреть трилогию. И вот почему
Далеко не каждый фанат «Властелина колец» отважится смотреть все три эпических блокбастера Питера Джексона подряд. А зря — оказывается, такой просмотр открывает много нового о любимой трилогии. Мы расскажем, как именно меняется восприятие «Властелина колец», если вместе с ним отправиться в беспрерывное путешествие на девять часов.
В российских кинотеатрах отгремели «Властелины колец» — и за всеми спорами о том, так всё же 4к-версию показали на наших экранах или нет, легко забыть о главном: куча людей, которые в силу возраста или других причин не могли насладиться фильмами Питера Джексона в момент их выхода, наконец полноценно приобщились к величию трилогии. Лично я — один из таких. Когда вышло «Братство кольца», мне исполнилось всего 3 года (да, это было настолько давно!), и из всех частей в кинотеатрах я смотрел только «Возвращение короля» — причём, что удивительно, очень хорошо помню тот сеанс, вплоть до конфигурации зала и места, на котором сидел. Потом примерно миллиард раз видел все части по ТВ, на кассетах и дисках, смотрел режиссёрские версии и даже в переводе Гоблина. Фанатом «Властелина колец» себя никогда не считал, но трилогия мне, разумеется, очень нравилась.
Так что, когда я увидел, что в московском «Октябре» будут показывать всю трилогию подряд, сдержаться не смог. Не пугало ни то, что придётся провести в кинотеатре бессонную ночь, ни то, что надо будет высидеть на трёх фильмах, каждый из которых идёт три часа. Я был готов морально и физически — в конце концов, кто «Войну и мир» Бондарчука целиком смотрел, тот в цирке не смеётся.
Но чего я точно не ждал, так это того, что «запойный» просмотр «Властелина колец» (между сеансами был перерыв лишь в 40 минут) заставит меня взглянуть на трилогию совсем другими глазами. Всё это время, оказывается, экранизация Джексона была единым фильмом, который лишь для нашего зрительского удобства разделили на части. И правильнее всего трилогию смотреть именно как непрерывный девятичасовой эпос.
Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Элайджа Вуд в роли Фродо на кадре из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Элайджа Вуд в роли Фродо на кадре из фильма «Властелин колец: Две крепости»
Но ещё интереснее то, насколько целостен «Властелин колец» на уровне микродраматургии. Например, ещё с «Братства кольца» герои периодически упоминают о слабости Гондора, тем самым повышая ставки финальной битвы. Некоторые фразы становятся рефренами, они повторяются из фильма в фильм — произносятся разными героями и в разных обстоятельствах, показывая тем самым, как сильно меняется мир Средиземья на протяжении трилогии. Смотря «Властелин колец» по частям, растягивая его на дни, недели или годы, как пришлось делать зрителям в 2001-2003 годах, все эти рифмы и параллели заметить куда сложнее. Запойный просмотр же концентрирует смыслы, делает нарративные арки героев более выпуклыми, подчёркивает целостность истории. И это даже не заслуга Толкина — слишком много событий Джексон поменял местами или убрал вовсе, чтобы заподозрить его в слепом повторении структуры оригинальных романов.
К тому же девятичасовой просмотр «Властелина колец» заставляет иначе воспринимать время внутри истории. Когда смотришь трилогию по частям, приключение героев делится на эпизоды, и время с запуском нового фильма как бы перезапускается вновь — так уж устроено наше сознание. Хотя для Арагорна, Фродо или Сэма это всё один неделимый путь.
Лив Тайлер в роли Арвен на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Лив Тайлер в роли Арвен на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Просмотр «Властелина колец» подряд заставляет прожить всю историю как целостный опыт — то есть точно так же, как её воспринимают главные герои. И когда, скажем, Сэм в самом финале, взбираясь по склону Роковой горы, вспоминает о дне рождения Бильбо и празднике в Шире, для тебя это становится таким же отдалённым (но при этом находящимся внутри твоего нынешнего опыта) воспоминанием, как и для персонажа. Как и этот смелый хоббит, ты удивляешься тому, насколько давно был тот эпизод и как много с тех пор всего случилось. Это потрясающее чувство синергии с персонажем, которого очень сложно добиться, смотря «Властелин колец» с перерывами.
Последний раз что-то такое я ощущал в финальной серии «Хода королевы» — в сцене, где главная героиня вернулась в родной приют и увидела вырезки газет с собственным лицом на стене у умершего уборщика. Там тоже вместе с тем, как на Бет нахлынули воспоминания о прошлом, почву выбили из-под ног и у зрителя. Потому что для него эпизоды с уборщиком были так же давно (в начале сезона), как и для героини (в начале жизни), и означали примерно то же самое (знакомство с персонажами и миром для смотрящего, знакомство с самой собой и своими силами для Элизабет Хармон).
В случае «Хода королевы», правда, неделимость зрительского опыта и опыта персонажа достигалась с помощью сериальной структуры. Вместо одной истории нам показывали отдельные маленькие сюжеты из разных эпизодов жизни Хармон, демонстрируя фрагментированное сознание самой героини, ещё не полностью нашедшей себя и до сих пор мучающейся из-за травмированного прошлого. В случае с «Властелином колец» такое бы не сработало: его нарратив не получится так изящно поделить на отдельные моменты, ведь герои не воспринимают его фрагментарно (в этом смысле интересно, как будет работать готовящийся сериал от Amazon). Целостности опыта зрителя и персонажей тут можно добиться только обратным путём: сплавлением истории в один нерушимый гигантский эпос. Чем, собственно, «Властелин колец» и является.
Элайджа Вуд в роли Фродо на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Элайджа Вуд в роли Фродо на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Ясно, что такой просмотр — развлечение не для всех: непонятно, где найти столько свободного времени и терпения (особенно если смотреть дома; в кино-то другое дело — раз ты зашёл в зал, оттуда уже никуда не денешься). Но всё же если вы считаете себя фанатом «Властелина колец» и никогда не устраивали такие безумные марафоны, то очень советую попробовать: поможет найти что-то новое в и без того любимой трилогии. И, наоборот, если вы никогда не понимали, в чём радость три часа смотреть на бегающих по новозеландским горам эльфов, то попробуйте сделать то же самое, но в течении девяти часов — за такой гаргантюанский хронометраж вам просто придётся пересмотреть своё мнение.
Тем более что смотреть «Властелина колец» на удивление совсем не сложно и нисколько не утомительно. И это, конечно, самая большая похвала, которая только может быть Питеру Джексону как рассказчику. После выхода с десятичасового сеанса его трилогии возникает всего два вопроса. Первый звучит так: почему мне после целой ночи «Властелина колец» всё равно хочется ещё? Но самый важный — второй. Где был Гондор, когда Вестфолд пал?