зачем вообще писать курсовые
Кому нужна курсовая работа: преподавателю или студенту?
Выполнение курсовой работы – это один из обязательных элементов любой образовательной программы. Каждый студент задается следующими вопросами:
Специалисты ОЦ DissHelp готовы ответить на вышеуказанные вопросы и показать роль курсовой работы в жизни учащегося и педагога.
Зачем нужна курсовая работа?
Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая студентом самостоятельно под руководством опытного педагога (научного руководителя). Учащийся самостоятельно выбирает тему исследования, составляет план работы, утверждая его у научного руководителя, а затем приступает к ее написанию.
Чему можно научиться при создании курсовой работы? Лазить в Интернете – умеет каждый, но вот делать это грамотно и с пользой – дано не каждому. В процессе написания курсовой работы студент выполняет следующие действия:
Что развивает у студентов выполнение курсовой работы
Казалось бы, что в этом сложного? На самом деле написать качественный проект – дело довольно непростое. Нередко научный руководитель возвращает работу на корректировку, указав в ней замечания: что и где исправить, что удалить или заменить, где заменить источники информации, обратить внимание на оформление и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В процессе написания курсовой работы студент:
Кому нужна курсовая работа: преподавателю или студенту?
Ответ на данный вопрос (после прочтения предыдущего подпункта) очевиден!
Преподаватель уже знаком с дисциплиной и вряд ли станет просто так «мусолить» одно и то же. Курируя процесс создания курсовой работы, педагог может лишь усовершенствовать свои навыки по работе со студентами, проявляя индивидуальный подход к каждому из них, давая рекомендации по совершенствованию проекта и пр.
Да, нагрузка преподавателя вырастет, ведь он будет координировать не одного студента, а возможно целую группу. От этого может зависеть его зарплата, но вырастет она незначительно.
На самом деле курсовая работа нужна, в первую очередь, студенту. Она нацелена на углубленное изучение темы и привитие определенных личностных и профессиональных качеств, которые в дальнейшем пригодятся ему в работе или жизни.
Таким образом, качественное выполнение курсовой работы необходимо студенту ВУЗа. Написание проекта позволит ему стать более компетентным специалистом, закрепить ранее полученные знания и навыки, усовершенствовать их и успешно пользоваться в будущем.
Что лучше: писать самостоятельно или заказать курсовую?
Здесь, палка о двух концах.
С одной стороны студенту следует самостоятельно писать курсовую работу, так как только при личном участии он сможет обрести навыки и знания, укрепить их, улучшить.
С другой стороны студенты порой настолько увлечены делами, хобби, работой, встречами с друзьями, что не успевают следить за временем и выполнять важные дела. В данном случае не стоит покупать или скачивать готовые работы. Самый надежный способ — заказать написание курсовой работы, приложив все требования к ней, у надежных исполнителей.
Найти их можно в ОЦ DissHelp. Эта компания зарекомендовала себя, как надежный и ответственный друг учащихся, готовый придти на помощь в любое время года. Здесь трудятся высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы в образовательной среде, опытом по написанию учебных и научно-исследовательских работ. Безопасность сделки, конфиденциальность данных и качество услуг гарантированы!
Если Вы решили заказать курсовую работу, то по мере получения заказа досконально его изучите, чтобы иметь представление, что и как исследовалось, как написана работа, понять, как ее писали, на что опирались и пр.
Писать самостоятельно или заказывать курсовую работу у профи – решать только Вам! Оцените свои возможности и способности, тщательно взвешивайте свое решение и действуйте!
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
«Зачем на это тратить время?» Почему студенты заказывают дипломные и курсовые работы, а не пишут их сами
Сегодня любой студент может вполне легально воспользоваться услугой написания диплома или курсовой на заказ – предложениями о том, что это сделают “быстро, качественно, в срок, без воды”, заполнен интернет. Почему так происходит, сколько стоят работы на заказ и что по этому поводу думают преподаватели, узнавала Intex-press.
«Не потому что глупая»
Диана училась в БГЭУ по специальности «Национальная экономика». Девушка говорит, что не помнит тему своей дипломной работы, а вот идею купить ее подсказала мама.
– Она спросила, что я буду делать: писать сама или покупать. Тогда я еще не определилась, хотя до защиты оставалась около двух месяцев. И тут мама говорит: «Нечего тратить время, заказывай!», – вспоминает Диана. – К тому же у мамы на работе нашлась женщина, чей сын работает в организации по написанию таких работ. И я решила, раз это сын маминой подруги, то проблем точно не возникнет.
Деньги были, а желания тратить свое время не было, и девушка связалась с парнем, которого ей порекомендовали, и отправила все сопутствующие реквизиты: тему работы, методичку, план, стандарты оформления. Цена работы –120 долларов – Диану устроила. Она подписала договор и внесла деньги.
Однако время шло, а работы не было. Сроки поджимали.
– Я поняла, что дело пахнет жареным и начала конкретно нервничать. Первую главу мне сбросили через неделю после дедлайна. Когда я ее увидела, была просто в шоке – текст был оформлен хуже школьного реферата. Но я еще надеялась, что финальный вариант будет в нормальном состоянии, – вспоминает Диана.
Но и окончательный вариант дипломной, по словам девушки, сложно было назвать работой: ни оформления, ни толкового содержания.
– Вообще я решила купить работу не потому что глупая, а потому что ленивая. Но когда я начала читать документ, то у меня от ужаса началась истерика – диплом в университет надо было сдать через два дня.
Диплом был готов за три дня. По словам Дианы, в вузе никто не заподозрил, что работу написала не она.
– Защиты как таковой у нас не было из-за коронавируса. Нам просто озвучили отметки, – рассказывает девушка. – О чем жалею, так это о том, что сразу не обратилась к однокурснице.
Работать по специальности Диана не собирается, сейчас она трудоустроилась в другой сфере и в принципе всем довольна.
«Просто не хотят заниматься наукой»
Алексей – студент четвертого курса одного из белорусских ВУЗов. Он пишет курсовые и дипломные на заказ уже около года ради дополнительного заработка.
– К тому же мне нравится заниматься научной деятельностью. Можно сказать, совмещаю приятное с полезным, – поясняет Алексей. – В основном, я пишу работы по гуманитарным направлениям, связанные с филологией, журналистикой и историей. За помощью чаще обращаются иностранные студенты, но приходит и белорусы.
По его словам, цена работы зависит от плана, срочности и сложности. Чаще всего он берет за заказ прилично дешевле, чем за такая же работу попросят в специализированных организациях.
– По моему мнению, студенты просто не хотят заниматься наукой, им это не надо. Зачем тратить несколько недель на написание дипломного проекта, если за это время можно пойти устроиться на работу и осваивать профессию, что, кстати, принесет гораздо больше пользы. Написание работ для них – это пустая трата времени, от которой будет минимум пользы. Зачем тратить время и нервы, если можно заплатить? – поясняет Алексей и добавляет, что ничего постыдного во всем этом не видит: кому-то дано писать работы, а кому-то – нет.
А еще, отмечает Алексей, чтобы самостоятельно написать дипломный проект необходимо достаточное количество знаний, в том числе практических. А их. как правило, дают по минимуму.
– К тому же большинство студентов старших курсов обычно уже имеют место работы и заниматься самостоятельным написанием им попросту некогда, – резюмирует Алексей.
«Приводила примеры из Омска»
Елена – старший преподаватель одного из столичных университетах, говорит, что в ее практике работы, выполненные не самим студентом, встречаются не часто. И определить, купил ли студент работу, лично ей достаточно просто.
– Во-первых, студент не ориентируется в теме. Некоторые даже не утруждают себя прочтением. Во-вторых, как правило, в работах, купленных или скачанных, эмпирический материал не актуален или вообще не имеет отношения к теме, – поясняет Елена. – Не так давно читала курсовую работу. И вроде по структуре все нормально (ее мы со студенткой обговорили), но читаю и понимаю, что работа вообще не по теме, и примеры почему-то из Омска. Это сразу вызывает массу вопросов. Как оказалось, девушка действительно купила работу в интернете, пришлось все переписывать.
По мнению Евгения Ливянта – известного педагога и руководителя репетиторского центра «100 баллов», факт, что студенты покупают себе работы, нужно принимать как данность.
– К сожалению, сейчас так устроена белорусская система образования. В ВУЗы поступают люди с настолько низкими баллами по тестированию, что они в принципе не могут учиться в университете. У них недостаточно знаний, и соответственно они прибегают к покупке дипломных и курсовых работ, – говорит он.
Собеседники склоняются к тому, что, к сожалению, пока есть спрос, будет и предложение. На их взгляд, необходимо реформирование системы образования и решение этого вопроса на уровне законодательства, ведь если не запрещено, то сами преподаватели мало что могут сделать – разве что поставить низкий балл.
Кстати, в Польше, как рассказала Intex-press выпускница одного из Краковских вузов, за несамостоятельно выполненную работу студенту грозит отчисление. Мало того, использование дипломной работы, написанной другим человеком, карается лишением свободы до 3 лет.
Средняя стоимость дипломной работы по гуманитарным дисциплинам на сайтах организаций, специализирующихся на написании таких материалов, варьируется от 480 до 590 рублей, по техническим – 600-700 рублей. Точную стоимость можно узнать лишь только после индивидуальной консультации.
Что лучше: написать курсовую или заказать
В учебный план любой специальности входит написание определенного количества курсовых работ. Многие сервисы предлагают купить курсовую, написанную на заказ.
Рассмотрим «За» и «Против» подобного решения.
Что такое курсовая
Это разновидность письменной работы студента, в которой он должен продемонстрировать навыки самостоятельного изучения конкретной темы и умение анализировать полученные результаты. Курсовые на младших курсах обычно представляют собой расширенный вариант реферата, а на старших – самостоятельное исследование, выполненное под руководством преподавателя вуза.
В помощь студентам каждый вуз разрабатывает методические указания («методички») по написанию курсовых. Необходимо перед началом работы внимательно с ними ознакомиться. Это особенно важно, чтобы правильно оформить курсовую работу. Даже написанная самостоятельно, но небрежно оформленная курсовая может получить низкую оценку.
Естественно, в любом вузе (или колледже) требуют, чтобы курсовая была написана самостоятельно. Но в реальной жизни возникают разные ситуации, в основном, субъективные (лень, неумение организовать время). А у работающих студентов-заочников, еще и обремененных семьей, часто на полноценную работу над курсовой просто не хватает ни сил, ни времени. Кроме того, заочники чаще всего уже работают по специальности и диплом им нужен «для галочки».
Преимущества написания курсовой работы самостоятельно
В процессе написания курсовой работы студент получает следующие необходимые навыки:
Эти умения особенно важны тем, кто хочет после окончания вуза заниматься проектной или научно-исследовательской деятельностью. Хотя способность мыслить самостоятельно пригодится в любой профессии.
Если в курсовой большая расчетная часть, вычисления можно автоматизировать с помощью современных программ вычислительной математики типа Mathcad или Excel. Такие умения могут заметно повысить ценность будущего специалиста на рынке труда.
Выполнение курсового проекта расширяет профессиональный кругозор, особенно если рассматривается не типовая задача.
Как выбрать тему курсовой работы
Тем, кто пишет курсовую самостоятельно, важно правильно выбрать ее тему. Список тем предлагается заранее после утверждения кафедрой.
Студент может предложить свою тему курсовой, но ее нужно согласовать с кафедрой. Как правило, ему идут навстречу, если затронутая проблема мало изучена, а у студента есть к ней профессиональный интерес. Всегда привлекают интерес работы, выполненные «на стыке» наук или специальностей.
Тема должна быть интересна учащемуся, иначе разобраться в ней будет сложно. Тем более, что курсовые, написанные на старших курсах, как правило, составляют основу будущего диплома.
После утверждения темы нужно составить план работы и стараться ему следовать. Если все отложить «в долгий ящик», можно не успеть закончить работу вовремя.
На что обратить внимание
После выбора темы и согласования с руководством кафедры назначается руководитель курсовой работы. Лучше с ним консультироваться после написания каждого раздела.
Если объектом курсовой по экономической специальности должно быть конкретное предприятие, нужно заранее подумать, где получить статистические данные для расчета его финансово-экономических показателей. Не все главные бухгалтеры готовы предоставить данную информацию, особенно по прибыли и убыткам, ссылаясь на коммерческую тайну. Подобных проблем меньше у заочников, которые обычно работают по выбранной специальности, хорошо знают ее нюансы и умеют договариваться с руководством.
Нужно внимательно отнестись к составлению списка литературы. Сейчас, как правило, предъявляются жесткие требования к периоду публикаций ссылок. Обычно источники, кроме трудов классиков, должны быть не старше 5 лет к моменту защиты курсовой работы. Нарушение этого требования может привести даже к недопуску работы к защите.
Не следует также произвольно ставить в исходных данных литературных источников нужные даты, понадеявшись, что проверять их никто не будет. Результаты могут быть плачевными. Лучше сделать подборку по теме на тематическом сайте, где многие материалы можно посмотреть бесплатно (а аннотации всегда бесплатны).
Оформление работы должно соответствовать правилам ГОСТ 7.32-2001. Готовую работу нужно обязательно проверить на антиплагиат. На каком сервисе это лучше сделать, следует уточнить у научного руководителя.
К защите курсовой следует подготовить информативную и хорошо оформленную презентацию. Именно по ней, в первую очередь, будут судить о качестве выполненной работы.
Купить курсовую
Практически единственный плюс решения заказать курсовую работу – экономия времени и сил. Работу будет писать узкий специалист в данной области. Поэтому явных «ляпов» в ней, скорее всего, не будет.
Понятно, что в основном такие работы пишут для экономических и гуманитарных специальностей. Трудно представить заказную работу по теоретической физике или высшей алгебре. Хотя курсовые работы по техническим специальностям достаточно стандартные, поэтому найти исполнителей обычно можно без проблем.
Следует иметь в виду, что заказывая работу в одной из фирм по написанию дипломов и курсовых, не всегда можно убедиться в надлежащей квалификации исполнителя. Часто подобные заказы выполняют такие же студенты и далеко не всегда добросовестно. В итоге работа может в лучшем случае получится «сырой», а в худшем – непрофессиональной. И если научный руководитель ее не примет, исполнитель может просто вернуть деньги.
Готовую работу следует внимательно прочитать. Иначе на защите могут возникать неприятные ситуации, когда студент не только не может ответить на заданные вопросы, но даже не понимает их.
Найти готовую работу
Но есть проблема, которую нужно учесть практически всем, кто решил воспользоваться данным способом. Как правило, материалы таких курсовых устарели, в лучшем случае частично. Поэтому работу нужно внимательно прочитать и тщательно откорректировать, особенно с точки зрения возможных изменений в законодательстве, налогообложении и т.п.
Итак, в статье рассмотрены плюсы и минусы различных способов выполнить курсовую работу. Каким из них воспользоваться, каждый должен решить самостоятельно. Но в любом случае перед защитой нужно изучить работу досконально, ведь ответственность за ее выполнение и достоверность используемых данных и сделанных выводов несет только студент.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Как написать курсовую или диплом и не сойти с ума? Подробный алгоритм и полезные советы для студентов
Каждого студента ждет написание нескольких курсовых работ и одной дипломной за время обучения. На первый взгляд задания кажутся невыполнимыми, но на самом деле ничего сложного в них нет. Главное – разложить процесс на простые действия, каждое из которых не вызовет особых затруднений. Автор на собственном опыте расскажет, как лучше всего это сделать и на что обратить особое внимание.
Зачем вообще нужны курсовые и дипломные работы
Если следовать логике учебных программ, то у всех работ, которые сдают студенты, есть определенные цели. Чаще всего это – определить, как студент умеет обращаться с научной и учебной информацией, применять полученные знания на практике, да и просто понять, как он усвоил пройденный материал.
Что это значит на практике? Как правило, в течение семестра студенты пишут по 1-2 реферата почти по всем дисциплинам, 1-2 курсовые работы или курсовой проект (на старших курсах бывает и больше), самостоятельные, практические, лабораторные и другие работы. За 1-2 года до выпуска сюда прибавляются отчеты по практике (реальность такова, что практику студенты проходят только на бумаге).
Каждая работа отличается по сложности, охвату, содержанию и требованиям:
Контрольные, практические, лабораторные или самостоятельные работы могут быть самыми разными – от небольшого задания на 5 страниц до крупного исследования на 50 страниц. Количество работ зависит от учебной программы, но преподаватели предупреждают об этом в начале семестра. И желательно с начала семестра к ним и приступать.
Первый этап – внимательно читаем требования
Контрольные, курсовые и дипломные работы не появляются просто так – они включены в учебную программу. Иногда прямо в документе с учебной программой есть требования и по работам, но чаще они выпускаются отдельным документом. Этот документ – методические указания – то, что нужно изучить до начала работы.
Обратите внимание на такие пункты:
Итак, методичка – первое, что нужно изучить, но нередко ее просто не дают студентам (или ее вообще не существует). Тогда нужно спросить ее у преподавателя, старосты группы, методиста, лаборанта, или поискать документ в интернете (как ни странно, на сайте вуза методичку бывает проще найти, чем у его сотрудников).
И еще: указания по выполнению работы могут быть двух видов: требования к содержанию работы и требования к ее оформлению. Изучить нужно оба документа.
Если же методички нет ни у кого, и никто ее никогда не видел, нужно вытянуть максимум информации с преподавателя (или того, кто будет эту работу принимать и проверять), остальное придется додумывать на свое усмотрение.
Составляем план
Составление плана – очень важная часть написания любой работы. Если это реферат, то достаточно просто продумать, как разбить всю имеющуюся информацию на 3-4 параграфа, но в курсовой и особенно дипломной работе план куда важнее.
Для ВКР план в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем, в курсовой работе такого требования обычно нет (хотя все вузы разные, где-то нужно утверждать план и по курсовым).
Примерный алгоритм такой:
Не нужно составлять слишком простой план – его не утвердит руководитель, и не нужно придумывать что-то сложное, так как по плану потом придется писать саму работу. Правда, руководитель может внести свои правки в подготовленный план.
В случае с дипломом план работы официально закрепляется в задании на ВКР. То есть, если информации по какому-то пункту найти не удалось, исправить план будет проблематично. В курсовой работе можно будет слегка отступить от плана, если информации будет недостаточно.
Рефераты и теоретические курсовые могут состоять из введения, 3-4 параграфов, заключения и списка источников. Более сложные курсовые и ВКР включают в себя 3-4 главы, в каждой из которых будет по 2-4 пункта.
Название параграфа, главы и пункта не может повторять тему работы, а название пункта не может быть таким же, как и название главы (причем не только буквально одинаковым, но и аналогичным по смыслу).
Экономим время – оформляем шаблон
Обычно студенты оставляют оформление работы на самый конец, но лучше сэкономить время и сделать все сразу. Дело в том, что документы в Word можно очень гибко настроить – причем сделать это один раз, а потом просто пользоваться стилями оформления.
Обратите внимание на следующие пункты:
Все эти пункты можно настроить сразу в том файле, где будете писать работу. Например, форматирование текста, заголовков, списков и таблиц можно настроить сразу в экспресс-стилях Word. Если не забыть установить уровни заголовков, потом можно будет автоматически собрать оглавление (в разделе «Ссылки»).
И еще нужно обратить внимание на:
Если сразу оформить файл в соответствии с требованиями, то можно будет легко отслеживать число уже написанных страниц, а после окончания работы не придется тратить время на ее оформление.
Самое главное – основной текст
Собираем источники
Курсовая или дипломная работа не предполагает, что студент должен написать ее с нуля без каких-либо источников. Любая работа – это работа с источниками информации. Их можно ранжировать по степени полезности так:
Принцип отбора источников – чем свежее, тем лучше. В идеале работа должна быть текущего или предыдущего года, иначе она может быть уже устаревшей.
Искать источники придется по каждому пункту в отдельности. Если это теоретический раздел, лучше найти несколько точек зрения и сделать их сравнение. Если речь идет о практическом исследовании, придется пересмотреть статистические данные и некоторые другие публикации.
Собираем «скелет» работы
Собрав всю необходимую информацию из источников, из нее можно скомпоновать черновой вариант работы. Для этого нужно «вырезать» ту информацию из собранных данных, которая так или иначе касается темы работы и относится к конкретному параграфу или пункту, и разместить ее в наиболее подходящей последовательности.
Такой формат позволит понять – достаточно ли собрано данных. Например, если по какому-то пункту удалось найти всего 1 источник, и тот касается его лишь косвенно – нужно искать дальше (или менять план).
Добавляем схемы, графики, рисунки и таблицы
Правило очень простое – текст работы нужно чем-то разнообразить. На каждые 2-3 страницы должна быть иллюстрация (график, схема), перечисление или таблица, иначе есть риск, что работу не примут. Все дело в особенностях человека – разбирать непрерывный массив текста сложно для восприятия, поэтому его нужно «разбавлять» чем-то наглядным.
Чем нагляднее, тем лучше:
Графики проще всего составить в Excel, а схемы и таблицы делать штатными средствами Word. Если иллюстрация или таблица слишком объемная, ее придется перенести в приложения.
Перед графиками и таблицами обязательно должен быть подводящий к ним текст, а после – хотя бы краткие выводы.
Соединяем все части воедино
Когда макет работы собран, в ней есть все необходимые части и наглядные элементы, ее можно «собирать» в окончательную версию. Скорее всего, придется переписать часть собранных источников своими словами – иначе они будут смотреться чужеродно в тексте.
Текст работы должен быть написан максимальной нейтрально и научным языком – а некоторые источники написаны от первого лица или в слишком упрощенной или усложненной форме. В идеале нужно адаптировать все материалы из источников так, чтобы они смотрелись как одна единая работа.
В работе обязательно должны быть собственные мысли – даже если это будет один абзац, подводящий итоги и связывающий один пункт с другим.
Если в работе есть аналитическая и прикладная части, они должны быть связаны между собой. Например, в аналитической части автор работы обнаружил какую-то проблему в исследуемом объекте, а в прикладной дает рекомендации о том, как эту проблему исправить.
Самое сложное – аналитическая и проектная часть
Даже если речь идет о дипломной работе будущего экономиста, ему придется проводить анализ какого-то объекта (государства, отрасли, предприятия, участка) и предлагать рекомендации по решению выявленных проблем.
Принцип простой – чтобы решить проблему, ее сначала нужно выявить. Иногда бывает так, что проблему еще нужно поискать (а часто – вообще придумать), потому что она не очевидна, или проблемы нет вообще.
Что касается предложений, обычно они уже давно придуманы, но на конкретном объекте не применялись (или применялись – проверять это, скорее всего, никто не будет). Предложения должны быть конкретными и выполнимыми. Например:
Сложнее всего будет оценить эффективность того, что предложено. Если в экономическом дипломе это не так сложно, то если речь идет о регионе или государстве – просчитать последствия каких-то нововведений будет сложно. Какого-то универсального совета тут нет, в каждом конкретном случае можно придумать какие-то расчеты и «нарисовать» цифры. Скорее всего, в этом поможет научный руководитель.
Борьба с «Антиплагиатом»
За последние несколько лет почти по всем работам требуется определенный процент оригинальности. Например, если по курсовой установлена минимальная оригинальность в 60%, то заимствованного текста может быть не более 40%. Проверяют на заимствования через специальные сервисы (за подписку на которые вуз платит большие деньги).
Чтобы не создать себе проблем с «антиплагиатом», лучше всего придерживаться нескольких правил:
Обычный порядок работы такой: сначала написать черновой текст, потом привести его в нормальный вид, отдать руководителю на проверку, исправить по замечаниям, и только потом отдавать на проверку уникальности.
Скорее всего, не хватит 10-20% до нужного уровня оригинальности, и их придется «добивать» вручную (отчет обычно прикладывается, в нем видны заимствованные фрагменты).
Введение, заключение и список литературы
Введение часто пугает студентов обилием требований. Но, если разобраться, ничего сложного в нем нет, это просто набор обязательных пунктов на 2-3 страницы, каждый из которых не будет проблемой:
В ВКР магистра обычно добавляется научная новизна – это то, что автор впервые (как ему кажется) использовал в своей работе. С этим поможет научный руководитель.
Заключение – тоже не самая сложная вещь. Оно бывает двух форматов:
Разница в том, что второй вариант больше нацелен на практическую значимость работы, а теоретическую часть в нем можно особо не рассматривать.
Список источников оформить чуть сложнее. Вряд ли студент скрупулезно собирает названия всех книг и статей, которые использовал в своей работе, поэтому собирать приходится выходные данные похожих по смыслу работ. Важно обратить внимание на такое:
После составления списка источников нужно заняться расстановкой ссылок на них по тексту работы. Важно, чтобы источник хотя бы примерно соответствовал тому фрагменту, который на него ссылается. Говоря проще, нельзя на таблицу со статистическими данными ставить ссылку на учебник 5-летней давности – это все могут проверить.
Доработка и защита
Доработка – абсолютно естественная вещь, особенно при написании ВКР. Очень редко научный руководитель остается доволен работой с первого раза, скорее всего, он найдет несколько мест, которые придется переписать или исправить. После исправления он может найти новые замечания, и так по кругу (хотя все зависит от руководителя). Но практика показывает – чем ближе дело к защите, тем быстрее руководители все принимают и тем меньше замечаний у них возникает.
Что касается защиты, все зависит от типа работы. Скорее всего, нужно будет представить доклад по работе и подготовить раздаточный материал или презентацию. Доклад должен уложиться в 5-10 минут, а после его представления студент должен ответить на 2-3 вопроса. Если он лично писать свою работу, проблем с этим не возникнет.