зачем воры срезают катализаторы
Новая опасность для водителей. В зоне риска — японские автомобили
В последние годы в России участились случаи воровства автомобильных каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. Они снижают уровень вредных выхлопов в атмосферу, а воруют их потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы.
Украсть катализатор очень просто — нужно просто приподнять машину домкратом и вырезать нейтрализатор. Чаще всего злоумышленники воруют катализаторы с японских внедорожников — в отдельных случаях для этого даже не приходится пользоваться домкратом.
Зачем нужен катализатор
Катализатор является частью системы выхлопа автомобиля. Внутри него есть блок со структурой, как у сот, и на стенки этих сот наносится очень тонкий слой драгоценных металлов — палладия, иридия, платины и других. Это нужно для того, чтобы газы, соприкасаясь с этим слоем, вступали с ним в химическую реакцию и тем самым снижали свою токсичность.
Такие нейтрализаторы очень дорогие — например, оригинальный на Kia Rio или Hyundai Solaris стоит порядка 50 тысяч рублей. Но есть, конечно, и альтернативы. Если конвертер не менять, то в автомобиле будет неприятно пахнуть, усилится шум из выхлопной системы, а выбросы станут намного более ядовитыми.
Срок службы катализатора — около 120 тысяч километров, после чего слой металлов выгорает и больше не спасает от токсичных выхлопов. В городских условиях, когда машина часто стоит в пробках, деталь может прийти в негодность еще раньше.
В сентябре в Москве поймали двух преступников, которые специализировались на краже катализаторов с машин каршеринга. Один из них оказался таксистом, а другой занимался ремонтом выхлопных систем автомобилей. Вдвоем они украли с каршеринговых машин несколько десятков нейтрализаторов на 8 млн рублей. Преступники брали автомобили в аренду, отгоняли их в сервис и ставили вместо катализатора обычную трубу. На мужчин завели уголовное дело по статье о краже.
Этот случай не единственный. В Санкт-Петербурге оперативники задержали Мухамеда Шомахова, который вместе с сообщником успел обчистить 13 автомобилей каршеринга YouDrive. Преступники брали машины в аренду, везли их в сервис и просили снять катализаторы. За 11 дней они таким образом получили пять конвертеров с Kia Rio (от 22 до 89 тысяч рублей каждый), три с Nissan Qashqai (от 38 до 100 тысяч), столько же с Hyundai Creta (по 40 тысяч). Каршеринговый сервис оценил убытки почти в 1,7 млн рублей.
Есть и другие случаи. Например, в Подмосковье за неоднократную кражу катализаторов поймали двоих приезжих, в Санкт-Петербурге двоих граждан приговорили к исправительным работам, а на Дальнем Востоке воры снимают катализаторы уже не только с каршеринговых машин, но и с обычных. В основном с Toyota Prius, потому что в гибридах используется платина, и продать такие приборы можно за 40-60 тысяч рублей.
Опытные воры давно знают: самое большое содержание палладия — в «гибридах», затем идут бензиновые машины, меньше всего драгметаллов содержится в автомобилях с дизельным мотором.
Как ни удивительно, воровать нейтрализаторы — не исконно русское занятие. Этим занимаются преступники по всему миру.
Например, летом в США полиция накрыла целый склад с 2 тысячами украденных автомобильных катализаторов и 300 тысячами долларов (около 22 млн рублей) наличными. Издание The Drive пишет, что спецоперация выглядела как попытка накрыть какого-нибудь наркобарона, но в этот «бизнес» были вовлечены исключительно автомобильные конвертеры.
В США таких случаев достаточно много, а несколько лет назад они появились и в Европе. Например, в Германии в 2017 году украли 38 каталитических нейтрализаторов, на следующий год — уже 77, в 2019-м количество случаев воровства конвертеров дошло до 169. И оно продолжает расти: по информации немецкого автомобильного клуба ADAC, только за первые девять месяцев 2020 года в стране украли 240 катализаторов — и это только те случаи, о которых сообщают владельцы.
В Беларуси воровство нейтрализаторов тоже стало большой проблемой. Близка эта тема и для Великобритании — там с 2018 года полиция регулярно получает жалобы от автомобилистов.
На этом действительно можно заработать?
За последние 10-15 лет цены на палладий сильно выросли. Например, в 2009 году унция (31,1 грамма) этого драгоценного металла стоила около 200 долларов, тогда как сейчас унция палладия стоит порядка 2350 долларов. Цены на родий, который также содержится в нейтрализаторах, и вовсе уходят за 10 тысяч.
В среднем в катализаторе могут содержаться 1-2 грамма палладия, поэтому с продажи одного прибора можно заработать несколько десятков тысяч рублей. Например, в США преступники сдают катализаторы на металлолом в тех штатах, где для этого не нужно предъявлять документов, и получают по 150-200 долларов за каждый конвертер.
Почему палладий стал таким дорогим
Одна из главных причин, почему палладий вдруг резко стал суперзвездой рынка драгметаллов, кроется в дизельгейте. В 2015 году выяснилось, что немецкий концерн Volkswagen оснащал свои дизельные автомобили специальной системой, которая намеренно в несколько раз занижала объем вредных выбросов в атмосферу.
Когда эта информация стала известна, правительства стали отказываться от программ поддержки дизелей, а автомобилисты начали переходить к бензиновым машинам. В итоге автомобилестроительные компании стали использовать палладиевые катализаторы, чтобы снизить уровень выбросов, и на рынке образовался дефицит этого металла.
Сегодня этот дефицит обостряется, потому что правительства продолжают ужесточать требования по выбросам. Из-за стремления прийти к «нулевому выбросу» производители тоже будут стремиться уменьшить вред от своих машин.
Поэтому цены на палладий, скорее всего, продолжат оставаться на высоком уровне или даже расти, и количество краж катализаторов в ближайшее время вряд ли сократится.
С автомобилей новосибирцев массово срезают катализаторы – кто и зачем это делает
В составе этой важной детали машины есть драгоценные металлы. Злоумышленники срезают катализаторы, чтобы потом сдать их за деньги
В Новосибирске с автомобилей горожан массово срезают катализаторы. Причём сигнализация машин не срабатывает, так как злоумышленники, которые делают это, забираются под автомобиль и за считанные минуты срезают деталь. Недавно правоохранители задержали таких преступников.
Новосибирец Дмитрий С. рассказал, что его автомобиль стоял у дома по адресу ул Гребенщикова, 9, и в ночь с субботы на воскресенье кто-то спилил катализатор с его машины. Мужчина обнаружил пропажу утром, когда стал заводить автомобиль, и обратился в полицию. Правоохранители нашли виновных.
У Данила И. автомобиль стоял на парковке на придомовой территории. Сигнализация не сработала, так как злоумышленники залезли под неё и срезали или открутили катализатор – под днищем мужчина нашёл два болта. В полицию не обращался, так как не хотел терять время из-за ожидания правоохранителей, установил обманку и перепрошил за 12 тысяч рублей.
А сибирячка Алина Н. тоже утром завела машину и понялала, что катализатора нет. Девушка вызвала полицию и написала заявление, но преступников не нашли, так что она заменила всё за свой счёт, потратив 10 тысяч рублей.
Недавно похитителей катализаторов задержали полицейские. В воскресенье, 17 октября, около 2:20 экипаж полка ДПС ГИБДД управления МВД России по Новосибирску на улице Гризодубовой остановил автомобиль «Шевроле Ланос», в котором были водитель и пассажир. При проверке документов они заметно нервничали. При осмотре салона автомобиля правоохранители обнаружены четыре автомобильных катализатора, труборез, домкрат и две рации.
Полицейские установили, что злоумышленники украли катализаторы с машин у домов по адресу ул. Краузе, 21/1 и ул. Свечникова 1 и 4. Они хотели сдать их за деньги.
Фото: пресс-служба ГИБДД по Новосибирску
Задержанных доставили в отдел полиции №7 «Ленинский», где установили их личность. Они оказались жителями Новосибирска, которых ранее уже привлекали к уголовной ответственности за разбой и вымогательство. Владельцев транспортных средств, с которых срезали катализаторы, также установили, они написали заявления.
Правоохранители завели уголовные дела о краже. Сейчас они проверяют причастность задержанных молодых людей к аналогичным преступлениям, они сами сейчас под стражей.
Как рассказал технический директор одной из международных сетей автосервисов Алексей Рузанов, массовое воровство катализаторов связано с их ценой, которая может доходить до 100 тысяч рублей за бывшие в употреблении. Она такая высокая потому, что катализаторы содержат драгоценные металлы – платину, палладий и родий. Их соотношение может быть разным и зависит от типа двигателя и марки автомобиля. В дизельных моторах больше платины, в бензиновых –родия и палладия. Минимальная цена б/у катализатора – 6 тысяч рублей, поэтому многие сейчас стали ставить защиты, наваривать арматуру, сетки.
По словам эксперта, заменить катализатор самостоятельно сложно, желательно делать это в автосервисе. Состояние катализатора нужно проверять, если пробег выше 100 тысяч км. Нужно смотреть, не забит ли он и не сплавился ли. Первые признаки плохого состояния катализатора –ухудшение динамики разгона автомобиля. Новый катализатор – очень дорогая деталь. Например, для новой «Шкоды» он будет стоить в районе 180 тысяч, то есть, около 10% стоимости всего автомобиля, а если автомобиль подержанный, то это уже 30% стоимости машины, поясняет Алексей Рузанов.
Кража катализаторов: как это происходит, зачем они нужны и что делать, если срезали с вашей машины?
Сергей Шуманский изучил тонкости этого дела.
Для того чтобы понимать, зачем крадут катализаторы, важно знать, что это такое. Если совсем на пальцах, каталитический нейтрализатор – это устройство, которое располагается в системе выхлопа автомобиля и снижает выброс вредных газов. Но для преступников важно другое. Внутри катализатора есть драгоценные металлы – золото, палладий, платина, родий… Всего несколько граммов, а стоимость может доходить до 1 000 долларов.
Воруют катализаторы за считаные секунды, в основном работают группой из двух-трех человек, обычно вечером. Один поднимает машину домкратом, а второй залезает под нее и электропилой обрезает трубу. Никаких специнструментов, особых знаний и умений не нужно. Несколько минут – и как минимум сотня долларов в руках у преступников.
Тимофей Дорошевич :
У нас есть официальные скупки, которые принимают катализатор. И они, соответственно, оценивают катализатор, когда им приносят. У них есть спектрометр, они оценивают по количеству содержания драгоценных металлов. Наибольшее содержание драгметаллов как раз в японских марках.
Если у вас не японский или корейский автомобиль, не спешите расслабляться. Преступники не всегда руководствуются в выборе «жертвы» только ее маркой. Например, в июне в Минске была задержана группа молодых людей, которые умышленно выбирали машины, пораженные коррозией.
Тимофей Дорошевич :
Они специально выбирали те автомобили, которые долго стоят. То есть смотрели на тормозные диски, колодки: там, где есть следы ржавчины – значит, они понимали, что автомобиль долго стоит и им никто не пользуется. Если с него совершить хищение, владелец может обнаружить и через неделю, и через две, и через месяц. Соответственно, позже обратиться в милицию, и их труднее будет изобличить в преступной деятельности.
Однако правоохранители довольно успешно и быстро находят любителей легкой наживы. На сегодня установлено четыре преступные группы, которые совершили порядка 30 хищений катализаторов. Возраст злоумышленников абсолютно разный – от 20 до 45 лет. Но объединяет их всех одно – желание получить быстрые деньги.
Как узнать, что у вас срезали катализатор? Все просто – вы это услышите. Вместо привычного звука автомобиль в прямом смысле слова начнет реветь. А в дополнение к басу из-под машины может валить дым и чувствоваться сильный запах выхлопных газов. Если все симптомы налицо, остается только заглянуть под днище и убедиться, что катализатор отсутствует. Дальше – вызывайте милицию.
Можно ли защитить свою машину от кражи катализатора – вопрос скорее риторический. Конечно, самый верный способ – ставить машину в гараже или на охраняемой стоянке. Однако не у всех есть такая возможность. Поэтому правоохранители советуют хотя бы не проявлять беспечность по отношению к собственному авто.
Тимофей Дорошевич :
Все достаточно просто – по возможности помещать автомобиль на охраняемые стоянки, ставить автомобиль на освещенных участках и под камерами видеонаблюдения, оборудовать охранными сигнализациями. Если автомобиль оборудован сигнализацией, то, когда машина поднимается, она начинает пищать. Естественно, преступники не будут совершать хищение.
Судя по резкому увеличению числа краж, преступники нащупали настоящую золотую жилу в буквальном и переносном смысле. Ведь продать краденый катализатор проще простого. Достаточно вбить в поисковик «скупка катализаторов» или «продать катализатор», и перед глазами появятся сотни ссылок. На таких «рынках» никто не проверяет документы, более того, покупатель сам приедет за катализатором и привезет деньги вору.
Вот только стоить такая услуга может очень дорого. За сбыт материальных ценностей, добытых преступным путем, в нашей стране предусмотрено до 6 лет тюрьмы. Плюс еще 5 за кражу, совершенную группой лиц. Стоит ли грамм золота или палладия дороже собственной свободы? Каждый потенциальный преступник должен решить сам.
Автомобильные катализаторы стали мишенью криминала
Причина криминального интереса к этим деталям – палладий, который используется в каталитических нейтрализаторах и сейчас котируется на мировых биржах дороже золота и платины. В корпусе катализатора размещается множество металлических или керамических сот, покрытых очень тонким слоем этого металла. Контактируя с палладием, вредные для человека компоненты выхлопных газов – углеводороды, окись азота, угарный газ и т. д. – превращаются в сравнительно безопасный углекислый газ и водяной пар.
До недавнего времени палладий стабильно котировался на биржах дешевле платины (не говоря уже о золоте). Дело в том, что платина используется в катализаторах автомобилей с дизелем, а палладий – в машинах с бензиновым двигателем. С конца ХХ в. в Европе спрос стабильно смещался с бензиновых автомобилей на дизельные и платиновые автокатализаторы становились востребованнее палладиевых, что отражалось на цене обоих металлов.
Растущая популярность дизельных двигателей была связана в основном со всеобщей убежденностью, что они экологичнее бензиновых. Европейские правительства всячески стимулировали переход автолюбителей на дизель: продажа топлива субсидировалась правительством, налоги на регистрацию дизельных автомобилей были ниже и т. д. Однако все изменилось после того, как в 2015 г. в Европе разразился так называемый дизельгейт: выяснилось, что Volkswagen в десятки раз занижал количество вредных веществ в выхлопных газах. Так что все рассказы автопроизводителей о повышенной экологичности дизельных двигателей оказались враньем.
Кража катализатора
Вся история автомобилестроения сопровождается пристальным вниманием злоумышленников. Почти полтора века на первом месте стоит угон самой машины, но для многих правонарушителей это слишком хлопотное дело, поэтому некоторые из них стараются извлечь максимальную выгоду из запасных частей авто. В последнее время трендом стало похищение катализаторов — быстро, просто и очень прибыльно.
Итак, в чем ценность катализатора? Сама запчасть снаружи не представляет собой ничего особенного, а вот внутри содержатся золото, палладий и т.д., которые всегда можно выгодно продать. Как правило для извлечения драгоценных металлов из катализатора у похитителей нет необходимого оборудования, поэтому они его просто продают. А что делают с катализатором скупщики? Для начала при помощи определенного прибора измеряют количество драгметаллов и запускают процесс их извлечения, чтобы получить чистый продукт для продажи.
Как воруют катализаторы?
Для того, чтобы снять катализатор, конечно же, требуются определенные не только навыки, но и специальные инструменты. Но в первую очередь злоумышленники выясняют, какие катализаторы самые дорогие для сдачи, а потом уже ищут определенные автомобили для демонтажа. Главное, найти безопасное от посторонних глаз место. Затем в ход идут домкрат и сабля — авто поднимают на необходимую высоту и срезают катализатор. В основном эта процедура занимает около минуты.
Но эту часть снимают не только на улицах — зафиксировано очень много случаев, когда катализатор воруют на СТО. Существует простая схема: когда автомобиль стоит на ремонте, недобросовестные специалисты срезают катализатор, а вместо него ставят недорогой пламегаситель, который потом аккуратно заваривают, и устанавливают на место. Кстати, часто сами владельцы машин просят демонтировать катализатор, поэтому эта услуга в последнее время стала популярной на СТО. Что делают со старыми катализаторами от авто в принципе понятно — извлекают драгметаллы и продают.
Что делать, если украли катализатор?
Многие знают, что если вырезать катализатор, то последствия для машины будут плачевными (одно из основных — нарушение евро стандартов), поэтому сразу же нужно принимать меры. Есть два варианта решения проблемы:
Защита катализатора от кражи
Несмотря на то, что злоумышленники в последнее время делают прицел именно на эту деталь, многие люди до сих пор не знают, зачем убирают катализатор в автомобиле, что это даёт. Не все страховые компании покроют такие расходы, поэтому защитить свою машину нужно самим.
Самый лучший вариант — специальная сигнализация, которая не только будет подавать звуковой сигнал при попытке поднять ваше авто, но и пустит густой дым, который дезориентирует злоумышленников и не даст им совершить задуманное. Это намного дешевле, чем расходы на ремонт после того, как украли катализатор.
Видео
Наши друзья при нашем участии сняли подробное видео о краже катализаторов. Потому если вы не нашли ответы на какие-то вопросы в нашей статье — возможно вам удастся найти их в данном ролике.