зачем время в шахматах

Шахматные часы. Как использовать шахматные часы

Если вы собираетесь принимать участие в шахматных соревнованиях, вам наверняка придется использовать шахматные часы. Механические шахматные часы используются в шахматных соревнованиях с международного чемпионата в Лондоне в апреле 1883 года. Шахматные часы состоят из двух часов, соединенных вместе, так, что когда одни часы останавливаются, другие начинают идти. Часы, используемые сегодня, могут быть аналоговыми или цифровыми. Часы помещаются в стороне от шахматной доски. Черные решают, справа или слева.

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

Когда игрок завершает свой ход, он останавливает свои часы, и запускает часы своего оппонента. Благодаря часам игрок знает, сколько времени у него осталось, чтобы сделать все свои ходы. В начале игры часы игрока, играющего за белых, запускаются. Когда минутная стрелка указывает на 12, падает маленький флажок. На изображении аналоговых часов сверху, у левых часов стрелка достигла 12, и флажок упал. У часов справа минутная стрелка только начинает подталкивать флажок. Если игрок не завершил определенное количество ходов, когда упал флажок, он проигрывает из-за времени, если только у оппонента не осталось достаточно фигур для осуществления мата. Тогда объявляется ничья.

Существуют разные темпы игры в шахматах:

Блиц. Ограничение по времени составляет 5 минут для каждого игрока на все ходы.

Рапид (быстрые шахматы). Среднее ограничение по времени составляет 30 минут для каждого игрока на всю партию.

Местная лига. Ограничение по времени обычно составляет 75 минут на 35 ходов, и, возможно, еще 15 или 20 минут для завершения игры.

Международные игры (чемпионаты, турниры). Стандартно дается 40 ходов, которые нужно успеть совершить за 2 часа, после чего дается еще час, и еще 20 ходов (общее количество ходов составит 60). Если после этого игра все еще не закончена, партию решает финиш с молниеносным темпом игры.

При использовании цифровых шахматных часов обычно дается увеличение вида 2-12, то есть каждому игроку дается 2 минуты для совершения хода, и на каждом ходу добавляется 12 секунд к времени, оставшемуся на часах. Увеличения также могут использоваться для более долгих игр.

Советы для игры при использовании шахматных часов

Нужно помнить некоторые вещи, когда вы используете в игре шахматные часы:

1. Не забывайте нажать часы, когда завершили свой ход.

2. Не забудьте проверить, не проиграл ли ваш оппонент из-за времени. Указать на то, что оппонент проиграл из-за времени, является ответственностью игрока.

3. Нажимайте часы той же рукой, какой вы передвигали фигуру. Держать палец на часах заранее против правил.

4. Нельзя поднимать часы или нажимать их с силой. Это может привести к вашему поражению.

5. Внимательно ведите счет, так, чтобы знать, когда вы достигнете предела ходов.

6. Узнайте точное ограничение по времени до начала игры.

Источник

Как работают шахматные часы? Полное руководство

Дата публикации: 2021-09-01

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

В шахматных играх, где игроки используют контроль времени, могут использоваться расположенные рядом игровые часы (состоящие из двух кнопок). Одна кнопка останавливает часы, а другая запускает. Эти кнопки предотвращают одновременный ход часов. Часы могут быть цифровыми или аналоговыми. Перед началом игры арбитр должен решить, какой вид игры следует использовать.

Как работают шахматные часы?

Как работают шахматные часы? Шахматные часы на самом деле состоят из двух отдельных часов, объединённых в одни, таким образом, что они не могут работать одновременно. Одни часы запускаются, когда наступает очередь белых, а другие, когда наступает очередь чёрных.

Каждый шахматист должен сделать определённое количество ходов за отведённое время.

На крупных турнирах ФИДЕ каждому игроку даётся 90 минут на то, чтобы сделать в общей сложности 40 ходов, после чего каждому игроку даётся 30 минут на завершение игры. В начале каждой шахматной партии чёрные запускают часы, после чего белый игрок может сделать свой ход. После каждого хода игроки нажимают кнопку, которая останавливает их собственные часы и запускает часы соперника.

Если время у одного из игроков истекает, то говорят, что у него упал «флаг». Когда падает флаг, то партия считается проигранной, потому что игрок не успел сделать необходимое количество ходов.

Типы шахматных часов

1. Песочные часы

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

Исторически первые часы, которые использовались для записи игрового времени на шахматных турнирах, появились ещё в начале 19 века. В ту эпоху песочные часы с песком были обычными часами, отслеживая время, потраченное на завершение партии.

У каждого игрока были отдельные песочные часы для отслеживания времени. В итоге их заменили соединением двух аналоговых часов. Время на часах одного игрока начинает отсчитываться, как только другой делает ход и нажимает кнопку на своих часах.

2. Аналоговые часы

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

В аналоговых часах флаг размещён между 11:00 и 12:00 на обоих часах. Когда минутная стрелка приближается к 12:00, наконечник касается флажка. Далее часы продолжают идти вперёд и это флаг из вертикального положения в горизонтальное. Когда стрелка снова достигает 12:00, флаг опускается. Если игрок не успел сделать ход до того, как упадёт флаг, ему засчитывается поражение по времени.

3. Цифровые часы

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

В наши дни популярны цифровые часы, которые позволяют игрокам более эффективно контролировать время. В аналоговых часах приходилось бить по кнопке, чтобы их переключить. Однако в цифровых достаточно легко нажать кнопку, и они переключатся. Это существенно экономит время.

Особенности шахматных часов

Ещё одно качество, которое следует отметить, — это громкость. Часы должны быть слышны, но не отвлекать.

Основные требования к шахматным часам

В турнирах все часы должны работать в соответствии с Правилами ФИДЕ:

Шахматная сумка

Для удобства вы можете также приобрести специальную дорожную сумку для шахмат, которая значительно облегчит переноску вашей доски, шахматных часов, фигур и другого оборудования.

Источник

Шахматный инвентарь | Часы

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

В начале XIX века участие в шахматных турнирах занимало много времени, ведь партии продолжались по 8-10 часов. Некоторые игроки умышленно затягивали партии, чтобы измотать противника. Рассказывают, что одна печально известная партия между Говардом Стаунтоном и Пьером Сен-Аманом, сыгранная в 1843 году, затянулась на 14 часов!

В 1850-х годах организаторы турниров задумались, как сократить время на партию для удобства самих шахматистов и поклонников их творчества. Вначале использовались песочные часы, и по истечении времени шахматисты не проигрывали, а должны были платить денежный штраф!

В 1880-х годах начали появляться механические часы, предшественники стандартных часов с двумя циферблатами, так распространенных в 20-м веке.

На шахматных часах в начале партии устанавливается время на обдумывание, которое после их запуска начинает идти и уменьшаться. Когда часы запущены, время идет только на одном из двух циферблатов. Шахматисты останавливают свои часы и запускают часы противника, нажимая на кнопку после своего хода. Во многих моделях часов ХХ века на циферблате находился маленький флажок, падавший, показывая, что время на обдумывание истекло. С этих пор окончание времени было равносильно поражению в партии!

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

Изобретение часов помогло классическим шахматам, покончив с 10-часовыми партиями. С тех пор шахматные часы претерпели мало изменений до 1970-х годов, когда первые электронные часы были придуманы в Корнеллском университете. Это изобретение вновь изменило шахматы.

Электронные шахматные часы оказали еще одно важное воздействие на игру: теперь стало возможным играть в шахматы с намного меньшим контролем времени на партию, чем раньше. Песочные часы XIX века сократили время на партию до нескольких часов, а электронные часы позволили шахматистам играть партию всего за пару минут, что привело к росту популярности «скоростных шахмат»: блица и пули, доминирующих в наши дни на соревнованиях.

Узнаем лучше, как контроль времени действует в целом и на Chess.com.

Что значит «контроль времени»?

Контроль времени определяет, сколько времени отводится шахматисту на партию. Некоторые контроли времени довольно сложны, и часто партия делится на несколько частей. Например, шахматисты могут получить по два часа на первые 40 ходов и еще час до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход. (Да, с современными электронными часами это легко!)

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматахФотография: Digital Game Technology

К счастью, в партиях любителей и по сети контроли намного проще. Они состоят из базового времени на всю партию и добавления на каждый ход. Это обычно записывается как [базовое время] | [добавление]. Например, пятиминутная блиц-партия без добавления записывается как 5|0, а трехминутная с добавлением двух секунд как 3|2.

Заметьте, что время на партию отводится каждому из противников. В партии 5|0 по пять минут получают и черные, и белые, а это значит, что вся партия занимает до 10 минут.

От контроля времени зависит вид партии: пуля, блиц или быстрые шахматы.

Пуля

Блиц

В блиц каждому из игроков дается от трех до 10 минут на партию из 40 ходов.

Быстрые шахматы

К быстрым шахматам относятся все партии, где шахматистам дается более 10 минут на партию из 40 ходов.

Заочные шахматы

Шахматы по сети

С появлением шахмат по сети любители смогли играть в пулю на расстоянии тысяч километров, что потребовало внесения новых усовершенствований в учет времени. Как и появление электронных часов, шахматы по сети вновь уменьшили время на партию. Двигать мышь можно намного быстрее, чем фигуры на обычной доске.

Некоторые шахматисты совершают предварительные ходы, не дожидаясь, когда противник сделает ответный! Им больше не нужно и нажимать на часы: после хода автоматически включается время противника. Часы теперь работают сами по себе—они могут даже предупреждать звуком, когда остается слишком мало времени.

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматахШахматы по сети намного увеличили количество партий и соревнований.

Вместе со всеми преимуществами у шахмат по сети есть и недостаток: во время партии вы можете потерять связь с сервером, и тогда часы начнут вести себя странно. Это объясняется тем, что в каждой партии по сети время учитывается не одними часами, а сразу тремя:

1. Вашими часами,которые вы видите (в своем браузере или мобильном приложении)

2. Часами, которые видит ваш противник в его браузере

3. Настоящими часами на игровом сервере.

В идеальных условиях все трое часов работают с идеальной синхронизацией на протяжении всей партии, но это происходит далеко не всегда, учитывая, что ходы передаются на многие тысячи километров прежде, чем попасть на сервер.

Проблемы с часами

Сетевой лаг

Что происходит: Сервер может определить, что один из противников или оба испытывают сетевой лаг, что определяется как задержка между получением или выполнением хода игроком и получением или выполнением хода сервером. В таких случаях сервер не учитывает до одной секунды на ход, чтобы компенсировать игроку эту задержку.

Как это выглядит: Часы вашего противника замирают на одну-две секунды прежде, чем возобновляется отсчет.

Разрыв связи

Что происходит: например, игрок белыми делает ход в блиц-партии и у него происходит разрыв связи. Игрок черными делает ответный ход через одну секунду после того, как у белых произошел разрыв связи. Через 10 секунд связь у белых восстанавливается, и часы вновь синхронизируются с сервером.

Как это выглядит: Белые делают ход, часы черных запускаются и идут 10-11 секунд. Когда белые получают ответный ход, у черных на часах добавляется 8-9 секунд, а у белых отнимается то же количество времени! Если на восстановление связи тратится больше времени, белые проигрывают разъединением, и им присуждается поражение, хотя им кажется, что ходить должны черные.

∙ Используйте надежное подключение к сети. Потеря связи даже на короткие мгновения, проходящая незаметно для других приложений, может оказать существенное влияние на партию в пулю. Если вы знаете, что ваше соединение не вполне стабильно, попробуйте более удобный контроль времени. Регулярно проверяйте wi-fi и роутер, чтобы убедиться, что установлено последнее обновление и связь работает как нужно!

Время в игре по сети

На Chess.com применяются дополнения к обычным правилам шахмат, призванные избавить наших пользователей от напрасного ожидания в игре по сети.

По этой причине продолжительность партии с контролем 5|5 оценивается как.

300 секунд + (5 секунд x 40 ходов) = 500 секунд (по оценке)

Вот и все! Шахматные часы неоднократно меняли нашу игру за последние пару веков, оказав огромное влияние на шахматы! Надеемся, что вам понравился наш краткий экскурс в историю, и вы узнали что-то полезное о том, как устроен сайт Chess.com.

Если вам нужны бесплатные шахматные часы со всеми возможностями для игры в шахматы за доской, вам пригодятся наши приложения для iOS и для Android.
Спасибо за внимание!

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматахПожалуйста, установите наши приложения (для Android & iOS).

Источник

Искусство управлять временем

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

«Мы работаем 25 часов в сутки».

«Так в сутках же 24 часа!»

«А мы на час раньше просыпаемся».

— «Вечный зов», советский телефильм (1973-83)

Чтобы поддержать эту тенденцию, мы начинаем наш путешествие с разговора о том, что делает блиц блицем: времени.

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

1. Нужно играть быстро;

2. Нужно играть быстро;

3. Нужно играть быстро.

Действительность намного сложнее. Цель управления временем состоит в том, чтобы играть быстро, но само по себе ускорение не принесет успеха. Мы поищем ответ не на вопрос, важно ли играть быстро, избегая поражения по времени, а на вопрос как играть быстро, избегая поражения по времени. Кроме того, что вообще значит быстро?

Важно, что эти принципы можно применять независимо от вашей шахматной силы. Я не провозглашаю их вершиной философии управления временем, но надеюсь, что они послужат вам опорой для развития собственного стиля и предпочтений. Давайте углубимся в нашу тему!

Принцип 1: Не проигрывайте просрочкой еще до начала партии (буквально и в переносном смысле).

Я все же надеюсь, что в вашей жизни есть что-то кроме блица. У многих фанатов блица есть работа и семья, и они успевают удовлетворить страсть к игре одной партией в телефоне, ожидая пересадки на другой поезд. Суровая реальность состоит в том, что для высококачественного блица нужно высококачественное оснащение. Всё это достаточно очевидно:

Этот перечень может быть неполон, но вместе эти меры могут оказать значительное влияние на ваши результаты, особенно, в долгосрочном периоде. Если вы не верите, сравните эти две партии.

Трудно представить, что эти две партии сыграны одним и тем же человеком, но это так. Вся разница в том, что я играл первую (Пархами-Народицкий) в шумном холле общежития, где интернет-связь постоянно обрывалась, а вокруг меня шли самые разные разговоры, а вторую в библиотеке, на большом и быстром настольном компьютере, в полной тишине. Игра в обстановке сосредоточенности и усердия, угодна богам блица, и они вас обязательно вознаградят!

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

Принцип 2: Следуете правилу 15 секунд.

На определенном уровне управление временем сводится к вопросу: «Сколько потратить на каждый отдельный ход?» На него нет единственно верного ответа, но стоит следовать от определенным правилам. Я решил сформулировать их на основе научно обоснованного исследования, одобренного четырьмя ведущими профессорами в области обработки данных. зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматахЯ выбрал для изучения три последние партии, выигранные Хикару Накамурой на Chess.com, выписав количество времени, потраченного им на каждый ход, и построив на основании результатов диаграмму:

зачем время в шахматах. Смотреть фото зачем время в шахматах. Смотреть картинку зачем время в шахматах. Картинка про зачем время в шахматах. Фото зачем время в шахматах

Можно написать целый труд о том, почему такое исследование недостаточно: размер выборки слишком мал, подопытный (Накамура) не является среднестатистическим игроком (это уникальный блицор), и так далее. В то же время, я верю, что изучение распределения времени в сотнях партий ведущих блицоров показало бы точно такой же график.

Что мы можем из него узнать? Количество ходов, сделанных за 0-2 секунд, не слишком удивительно, хотя его можно довести до максимума, применяя пятый принцип. Гораздо важнее количество ходов, на которые Хикару потратил 10 и более секунд: три в трёх партиях.

Хикару не маньяк, делающий премув на каждом ходу. Он тоже задумывается, но тратит двузначное количество секунд только на критические ходы, решающие исход партии.

Невозможно отрицать, что со скоростью Накамуры не сравнится никто из смертных, поэтому на основе своего опыта и наблюдений я предлагаю правило 15 секунд: разрешается потратить 15 секунд или больше на отдельный ход, если вы считаете возникшую позицию критической.

Оговорюсь: это правило не обязательно соблюдать неукоснительно, и я не рассчитываю вызвать ахи и охи тем, что сформулировал его. В то же время, важно установить определенную границу и соблюдать ее. Если вы обнаруживаете, что потратили минуту на три хода и ничего не добились, пришпорьте свой мозг, чтобы тот ускорился.

3: Играйте медленнее, когда вы выигрываете и когда вы проигрываете.

Вторая половина принципа может показаться нелогичной. Считается, что, если вы проигрываете, единственная надежда может быть связана с цейтнотом противника, значит, нужно играть быстрее. Это умозаключение, возможно, правильно, но как быть, если вы проигрываете, а у вашего противника еще вагон времени? Так случается, например, после дебютного зевка. В этом случае быстрая игра в иллюзорной надежде загнать противника в цейтнот только ускорит ваше поражение.

Поэтому, если вы объективно проигрываете, вы можете надеяться только на объективно сильные защитные ходы или хитроумные ловушки, куда действительно может попасться ваш противник. Чтобы оказать упорное сопротивление, нужно отказаться от игры на время и действовать по позиции.

Чтобы увидеть, как этот принцип работает на практике, обратимся к партии Ле Куанг Льема и Каруаны на Кубке Синкфилда в 2017 году. Технически, это была быстрая партия, но на том отрезке, который интересен нам, у каждого из игроков оставалось меньше минуты.

Трудно отрицать, что Ле Куанг Льему сопутствовала немалая удача, но хорошим игрокам всегда везет, а упорный поиск защитных возможностей принесет немало очков.

Принцип 4: Совершенствуйте свою технику матования
Я слегка колебался перед тем, как включить в список этот принцип, но решил, что он слишком важен (и слишком часто им пренебрегают), чтобы о нем забывать. Цель очевидна: существует много способов дать мат, и одни из них намного быстрее (и безопаснее) других. Мы все испытывали невероятное разочарование, когда у нас заканчивалось время за ход до объявления мата. Мучительная боль становится еще сильнее, если у вашего противника при этом остается хотя бы одна маленькая пешка. В определенной степени, такие поражения неизбежны, но шахматисты часто опускают руки и допускают просрочку, хотя за несколько секунд еще можно успеть дать мат ферзем или ладьей.

Так как же быстрее всего объявить мат? Вот пример. Не возмущайтесь, что я показываю вам, как матовать ладьей и королем одинокого короля: я сам освоил этот метод только став гроссмейстером.

Теперь постарайтесь отработать этот алгоритм: сыграйте с компьютером или другом несколько тренировочных партий, чтобы физически сократить время на матование. Возможно, это не самая интересная тренировка, но она точно принесет пользу.

Принцип 5: Предвидение важнее премува.

День, когда был изобретен премув, стал водоразделом в истории Интернет-шахмат. Умение использовать премув является решающим—и я посвящу этой теме целую статью—но старое доброе предвидение, несомненно, выручает меня чаще, чем все премувы.

В блице все наоборот. Изучение двух ходов-кандидатов вместо пяти может не привести к тяжелым последствиям, зато встреча с неожиданным возражением или серией ходов может стать роковой.

Однако, существуют особые техники управления временем (и мышью), которые вы можете эффективно использовать при рейтинге 1400, или 2400, или 3400. Давайте рассмотрим их на примере моей недавней партии, а не в виде списка тезисов.

А теперь финальный аккорд. Если вы хотите ощутить то же, что и я, попробуйте найти комбинацию за 30 секунд.

Источник

Контроль времени

Контроль времени — ограничение времени обдумывания ходов, используемое в шахматах, шашках и некоторых других играх.

Содержание

История [ ]

Введение контроля времени диктовалось, в основном, двумя соображениями:

Организация контроля времени первоначально была достаточно примитивной: время измерялось обычными песочными часами. Первое официальное соревнование с контролем времени — матч Даниэля Гарвица с Иоганом Левенталем, состоявшийся в 1853 году ; в нём каждый игрок должен был тратить на ход не более десяти минут, просрочка времени наказывалась денежным штрафом. Позже англичанин Вильсон изобрёл специальные шахматные часы, с двумя спаренными часовыми механизмами, из которых одновременно работал только один. В 1883 году на Лондонском международном турнире они были применены в первый раз. В течение последующих 17 лет часы совершенствовались, приобретя к 1900 году современный облик: два механизма с циферблатами в одном корпусе, две кнопки переключения, после завершения установленного лимита времени на соответствующей стороне часов падал флажок. Эти часы с минимальными изменениями просуществовали более сотни лет, применяются они и сейчас. Именно от них произошла идиома «упал флажок», означающая провал вследствие истечения времени.

Шаблон:Начало цитаты Когда устанавливается какой-либо закон, тотчас появляются попытки его обойти. Если ввести правила, призванные быть преградой нечестной игре, то … почти наверняка найдутся такие, которые постараются использовать эти правила нечестно. Всё пойдёт в ход — и контроль времени, и откладывание…
Ясунари Кавабата. «Мэйдзин» Шаблон:Конец цитаты

Нельзя сказать, что с введением контроля времени решились все проблемы. Многочасовые раздумья над ходами прекратились, но появилась другая проблема — цейтнот. Вместе с ним возникла практика «игры на флажок», когда игрок, имеющий худшее положение в партии, но больший оставшийся лимит, начинал тянуть время, в надежде, что противник физически не успеет сделать необходимые ходы и проиграет из-за просрочки времени.

Появились рекомендации, имеющие отношение не к содержательной стороне партии, а к контролю времени, например: «Если вы в цейтноте, то не рекомендуется ходить без острой необходимости фигурами через все поле. Если же Ваш противник попал в цейтнот, очень полезны бывают неожиданные ходы, которые противник, наверное, ещё не успел предусмотреть.» Пользуясь тем, что в цейтноте игрок не успевает записывать свои ходы в бланк, сверяя количество сделанных ходов по записям соперника, недобросовестные шахматисты иногда пользовались методом откровенного обмана: записывали в свой бланк один из последних ходов дважды. Соперник, увидев, что нужное количество ходов сделано, переставал следить за временем и спокойно обдумывал следующий ход. Когда после падения флажка судья подходил проверить, сделано ли нужное количество ходов, «ошибка» внезапно обнаруживалась, и фиксировалась просрочка времени.

Как это ни парадоксально, некоторые шахматисты научились использовать и свой цейтнот. К таким приёмам прибегают игроки, имеющие выше среднего уровня развитую интуицию и способность к принятию быстрых решений, что даёт им возможность качественно играть даже при минимальном времени. Игрок в начале партии намеренно тянет время, чтобы оказаться в цейтноте. Когда цейтнот наступает, соперник, видя это, обычно пытается отвечать на ходы максимально быстро, чтобы не дать находящемуся в цейтноте возможности обдумывать ответные ходы в своё время. Но, имея несколько худшие способности к быстрой игре, он часто делает ошибки, в итоге упуская выигрыш или даже проигрывая.

Порядок контроля времени долгое время был достаточно простым: выделялся лимит времени на всю игру или на некоторое количество ходов. Во многом это было связано с примитивностью механических шахматных часов, не позволяющих без ручной перенастройки контролировать истечение более одного интервала времени на игрока. Создание электронных шахматных часов дало возможность использования нетрадиционных, более сложных алгоритмов выделения времени: например, в начале игры даётся всего 5 минут, и с каждым сделанным ходом добавляется ещё 2-3 секунды. С их помощью может не только контролироваться общее время игры, но и задаваться определённый темп ходов.

Порядок игры с контролем времени [ ]

В разных играх существуют разные традиции относительно того, к каким результатам приводит просрочка времени и кто должен следить за соблюдением временного лимита.

Виды контроля времени [ ]

Существует несколько видов системы контроля времени. Большинство из них появились в шахматах, но распространяются и на другие виды игр.

Нормы и особенности контроля времени в различных играх [ ]

Шахматы [ ]

По правилам ФИДЕ при игре с обычным контролем игроки обязаны вести запись партии за счёт своего контрольного времени. В быстрых шахматах и блице это требование не предъявляется.

Время считается просроченным, если падение флажка на часах соответствующего игрока заметил арбитр, либо если падение флажка заметил один из игроков и обратил на это внимание арбитра (правила ФИДЕ, п. 6.9). Игроку, просрочившему время, засчитывается поражение, за следующими исключениями:

После введения контроля времени лимит постоянно уменьшался:

Сейчас стандартный лимит для классических шахмат — 2 часа на 40 ходов, затем 1 час на следующие 20 ходов и ещё 30 минут до конца партии, либо 2 часа на 40 ходов, после чего сразу от 30 минут до 1 часа до конца партии. Проводятся турниры по быстрым шахматам, где на всю партию даётся порядка 30 минут, и блиц-турниры, в которых время ограничено ещё сильнее — от 5 до 15 минут на партию.

В последние годы на турнирах часто применяют контроль с добавлением времени, например, «турнирный контроль Фишера» («Fisher tournament»), представляющий собой комбинацию традиционного лимита на период и контроля Фишера. В этой системе партия разбивается на три этапа:

По этой системе играли, например, на чемпионате ФИДЕ 1997—1998 года. Иногда используют систему Фишера из двух периодов (дополнительное время даётся при игре во втором периоде) или даже «чистый» контроль Фишера (около получаса на всю партию плюс несколько секунд на каждый сделанный ход).

«Часы Фишера» (по-другому «Часы ФИДЕ») впервые были применены в 1992 году в матче Фишер-Спасский (Югославия). Часы были изготовлены по патенту США #4,884,255 «Digital chess clock» от 28 ноября 1989 года (автор — Роберт Фишер).

Кроме того, всё чаще используются часы с так называемой «цейтнотной зоной»: по исчерпании лимита игроку на каждый следующий ход даётся резко ограниченное время (от нескольких секунд до минуты—двух). Благодаря этому сглаживаются отрицательные последствия цейтнота и исчезает возможность «игры на флажок» — как бы ни мало было время игрока, его всегда достаточно, чтобы реализовать преимущество, если таковое есть.

Шведские шахматы [ ]

Особую роль играет контроль времени в шведских шахматах, где две команды по два или более игрока играют на двух или более досках одновременно. В них он существенным образом влияет на тактику игры. В шведских шахматах пользуются шахматными правилами для блиц-турниров, время на партию редко превышает 15 минут. Игра ведётся командой, и исчерпание времени команды фиксируется, когда любой из её участников просрочит время в своей партии. Таким образом, если на одной доске игрок команды добился заведомо выигрышной позиции и время его соперника хуже, чем у партнёра на другой доске, партнёр может «зависнуть» — просто перестать ходить и дождаться истечения игрового времени команды соперника.

В го контроль времени начал использоваться в первой половине XX века. При этом, в отличие от шахматных турниров, где наблюдение за временем и переключение часов изначально было задачей игроков, в Го эти функции (как и запись партии) долгое время выполняли специально для этой цели приглашённые ассистенты, до появления специальных часов, измерявшие время обычным секундомером. Такой порядок до сих пор соблюдается в некоторых матчах в Японии, хотя в большинстве турниров, естественно, используются специальные часы, переключаемые игроками.

Чтобы сгладить цейтнот, к лимиту времени обычно добавляется бёёми (иногда называющееся байоми в связи с неверной транскрипцией английского byo-yomi) — после исчерпания основного времени игрок может продолжать партию, но с минимальным лимитом на каждый следующий ход (обычно даётся одна минута на ход). Один из вариантов — так называемое канадское бёёми, когда дополнительное время даётся не на один, а на большее число ходов, например, 5 минут на 10—20 ходов, или несколько периодов канадского бёёми (если игрок не успевает сделать ходы за отведённое время, текущий период завершается и начинается отсчёт времени следующего), за которыми следует обычное бёёми.

Может применяться также контроль времени со штрафными очками. В нём игроку после исчерпания основного лимита может несколько раз предоставляться интервал дополнительного времени, но при выделении каждого такого интервала начисляется некоторое количество штрафных очков. По завершении партии штрафные очки вычитаются из результата. Дополнительных интервалов может предоставляться несколько, обычно не более 3. Если игрок не успевает завершить партию за дополнительное время, ему засчитывается поражение.

В первой половине XX века на партию нередко давалось 10—12 часов или даже больше. Одна партия могла продолжаться несколько игровых дней. По всей видимости, максимальный лимит времени в Го был применён в матче между Сюсай Хонъимбо и Китани Минору — каждому игроку давалось по 40 часов на партию (столь большой лимит был введён организаторами, чтобы не создавать затруднений мэйдзину Хонъимбо, всю жизнь игравшему без контроля времени). По завершении оказалось, что игроки израсходовали, соответственно, 20 и 34,5 часа. Матч из одной партии длился более полугода (играли по несколько часов в день, с перерывами в несколько дней для отдыха и переезда на новое место, кроме того, в середине партии Хонъимбо серьёзно заболел и партия была прервана на три месяца, пока он лечился).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *