зачем всевышний создал людей
Зачем всевышний создал людей
В Своем Священном Писании (Коране) Аллах сообщил людям о мудрости их сотворения, о том великом предназначении, для которого они появляются на свет и существуют на этой земле.
Необходимо знать, что Господь создал нас в большом количестве и поселил нас в этом мире не из-за одиночества или забавы. Пречист наш Создатель и бесконечно далек от всего этого!
Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы (т.е. безо всякой цели и мудрости)». [Коран 23:115] Также Всевышний Аллах сказал: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра». [Коран 75: 36] Также Он сказал: «Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь». [Коран 21: 16]
Всевышний Аллах создал человека для двух высочайших взаимосвязанных неразрывных целей.
Цель первая:
О ней Всевышний Аллах поведал нам, сказав: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель, (Его) повеление нисходит между ними (то есть Его религиозные повеления, выраженные в виде Священных Писаний, ниспосланных Его посланникам, а также повеления, посредством которых осуществляется управление этой Вселенной); чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь». [Коран 65: 12]
Аллах сообщил о том, что Он сотворил весь этот мир вместе со всеми Его обитателями, включая всех нас, поддерживает его жизнедеятельность и управляет им, а также направил Своих посланников и ниспослал Свои религиозные законы, выраженные в виде Священных Писаний (Откровений) – все это Он сделал для того, «чтобы вы знали, что Аллах может абсолютно все и что Аллах объемлет знанием всякую вещь», то есть для того, чтобы люди, изучая Его Писания и размышляя над удивительными творениями этого мира, познавали своего Господа, познавали совершенство Его высочайших качеств, совершенство Его всеобъемлющего знания и абсолютного могущества.
Великие удивительные многообразные создания этого мира, начиная от микроскопических бактерий и заканчивая громадными галактиками во Вселенной, подобны открытой книге, повествующей нам о нашем Творце, пребывающем вне этой Вселенной и скрывшем Себя от нас. Каждый образец природы отражает прекрасные качества ее Совершенного Непревзойденного Творца. Каждый миг, куда бы вы ни обратили свой взор, повсюду вы можете видеть шедевры Его неподражаемых творений – свидетельство Его совершенного безукоризненного Знания и божественной Мудрости.
Такими же совершенными, как этот мир, являются и законы нашего Господа, выраженные в виде Священных Божественных Писаний, с которыми были направлены Его посланники к человечеству, последним из которых является Великий Коран. В Коране Господь Бог рассказал о Себе, о Своих высочайших прекрасных качествах, открыв людям путь к подробному познанию своего Создателя.
Цель вторая:
Но знание о нашем Создателе не является окончательной целью нашего сотворения и существования. Знание о совершенстве нашего Господа нужно для того, чтобы человек мог отличить лживых фальшивых божеств от настоящего Бога. Для того, чтобы человек не возвеличивал и не обожествлял творения, а возвеличивал и обожествлял только их Творца. Для того, чтобы человек не унижался и не преклонялся перед творениями, а покорялся и поклонялся только их Творцу. Это и является второй и наиглавнейшей целью сотворения человека. Доказательством на это являются следующие слова нашего Господа Бога: «Я сотворил джиннов (джины – разумные существа, созданные Аллахом и скрытые от человеческих глаз) и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». [Коран 51: 56]
Только один Аллах по праву достоин обожествления и поклонения, потому что Он – наш Создатель, Прекрасный и Совершенный со всех сторон, а все, что помимо Него – создано и преисполнено недостатков. Воистину, наш Создатель – Обладатель неисчислимых наивысших совершенных божественных качеств. О некоторых из них Он поведал нам в Величественном Коране.
Только благочестие, а национальность не имеет значения
Все люди – это потомки одного праотца – Адама. Всевышний Аллах создал людей разными. Но, отправив к ним посланников, Аллах объединил всё человечество вне зависимости от цвета их кожи, расовой принадлежности, национальности, социального положения и тому подобного.
Здесь может возникнуть вопрос, почему же Всевышний создал разные народы и племена. На этот вопрос отвечает 13 аят суры Аль-Худжурат:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из одного мужчины – Адама и одной женщины – Хаввы и создали разные народы и племена, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом] – самый остерегающийся грехов и наказания Аллаха. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом». (сура «Аль-Худжурат»: 13)
Всевышний Аллах призывает не только мусульман, но и все народы мира узнавать друг друга, объединиться под знаменем Ислама и остерегаться грехов, дабы избежать наказания. Этот аят содержит основополагающую доктрину Ислама, которая смогла объединить народы и племена, находящиеся на совершенно разных уровнях развития.
Здесь чётко звучит тезис о том, что народы должны знать друг друга, то есть вести дружеский диалог, обмениваться информацией, достижениями в разных сферах социума. Здесь нет и намёка на то, что одни народы получают какие-либо преимущества перед другими народами.
Лишь благочестие может выделить личность и народы перед Аллахом. Причём не перед иными сообществами, а только перед Самим Всевышним. Следовательно, национальная принадлежность того или иного человек не имеет перед Аллахом абсолютно никакого значения.
От Абу Назрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, о чём ему рассказал человек, который слышал, как в прощальной проповеди в средний день ташрика Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يا أيها الناس ألا إن ربكم واحد وإن أباكم واحد ألا لا فضل لعربي على أعجمي ولا لعجمي على عربي ولا لأحمر على أسود ولا أسود على أحمر إلا بالتقوى
«О люди! Помните, что Господь ваш един, и ваш отец един (все люди произошли от Адама и Евы). Помните, араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в благочестии и добрых делах». (Имам Ахмад)
Существование социальных групп, таких как общины, племена и нации, и возникновение между людьми, относящимися к той или иной группе, разногласий является нормальным явлением. Такая картина является причиной и следствием признания прав людей на свободу совести и вероисповедания.
Людям следует, проявив силу воли, преодолеть эти разногласия и всё плохое, что способно стать причиной для разногласий, и, несмотря ни на что, внедрить в жизнь идею совместного сосуществования со своими братьями по вере. Выражаясь другими словами, Всевышний по своей воле поставил нам эту задачу в качестве цели для достижения.
Более четырнадцати веков тому назад Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил проблему межнациональных отношений. Мусульманская община стоит на первом месте по преодолению расовых, национальных и прочих различий.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لينتهين أقوام يفتخرون بآبائهم الذين ماتوا إنما هم فحم جهنم أو ليكونن أهون على الله من الجعل الذي يدهده الخراء بأنفه إن الله قد أذهب عنكم عبية الجاهلية وفخرها بالآباء إنما هو مؤمن تقي وفاجر شقي الناس كلهم بنو آدم وآدم خلق من تراب
«Пусть люди прекратят похваляться своими умершими предками, которые являются углями Ада, или будут они для Аллаха презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Поистине, Аллах очистил вас от джахилийской похвальбы своими предками. Каждый из вас либо благочестивый верующий, либо хвастающийся грешник. Все люди, без исключения – дети Адама, а Адам был создан из глины». (Абу Давуд, Тирмизи)
Таким образом, в Исламе запрещено фанатичное соблюдение национальной и этнической лояльности, если это приводит к угнетению и несправедливости (трайбализму). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отрёкся от тех, кто действует в соответствии с идеологией трайбализма:
ليس منا من دعا إلى عصبية وليس منا من قاتل على عصبية وليس منا من مات على عصبية
«Не из нас те, кто призывает к нетерпимости по отношению к другим народам (национализму). И не из нас те, кто борется во имя нетерпимости. И не из нас те, кто погибает во имя нетерпимости». (Абу Давуд)
Ислам против всех проявлений национализма, расизма и фанатизма. Такие убеждения являются характерными для доисламского невежества (джахилийи). В Исламе все расы, нации, этносы равны, и единственная особенность, которая делает человека выше другого – его праведность (таква – благочестие).
Всевышний Аллах возвеличил всех детей Адама вне зависимости от национальности, расовой и этнической принадлежности:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَىٰ كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا
(смысл): «Мы возвысили потомков Адама над всеми другими созданиями (даровав им разум, знания и посылая к ним пророков) и носили Мы их по суше и по морю, подчинив им животных и суда, и наделили их благами и даровали им большое преимущество над всеми другими, кого Мы создали». (сура Аль-Исраъ: 70)
Все мы, люди прошлого, сегодняшнего и будущего – потомки одного праотца – Адама – и рабы Всевышнего Аллаха. Господь сотворил нас, чтобы мы поклонялись только Ему и выполняли Его предписания, переданные через Посланников.
Мы получили от Всевышнего Аллаха Его милость и возможность служить Ему душой и телом, безупречно следуя канонам религии.
Поэтому мы каждое мгновение должны помнить это, благодарить Аллаха и никогда не забывать, что только таква (благочестие, набожность, религиозность) даёт человеку превосходство перед другими людьми для Всевышнего, а не его национальная, расовая или этническая принадлежность.
Зачем Всевышнему нужно, чтобы мы поклонялись Ему?
Зачем Всевышнему нужно, чтобы мы поклонялись Ему?
Вопрос от Ибрагима:
С какой целью Аллах создал людей? Зачем Аллаху нужно, чтобы мы поклонялись Ему?
Аллах Всевышний говорит в Коране, что создал людей и джиннов, чтобы они поклонялись ему. Аллах Всевышний пожелал даровать человеку бесконечное существование в ахирате, и для этого создал этот мир и подверг людей испытанию. Термин «поклонение» имеет очень широкое значение. В данном случае речь идет о том, что человек был создан для покорности своему Создателю, и что именно Аллах является причиной существования человека.
То есть поклонение не подразумевает лишь совершение намаза, соблюдение поста и выполнение других предписанных поклонений, думать так было бы неправильным. Это слово имеет гораздо более широкий смысл. Если мы взглянем на гармонию во Вселенной, то станет совершенно очевидным, что она не могла возникнуть случайно. Аллах Всевышний создал все сущее безупречным образом. Поскольку Аллах является нашим Творцом, то вполне возможно, что существуют и другие, непостижимые для нас цели нашего существования. Нам же известно лишь то, что мы были сотворены для поклонения Аллаху Всевышнему.
Совершенно очевидно, что человек является творением Господа. И ярчайшим доказательством этого является наше собственное существование и существование окружающей нас Вселенной. Да, могут быть те, кто не понимает этого или не согласен с этим, но, тем не менее, нет никакой иной альтернативы. Так как будь то наше собственное тело, какие-то микрочастицы Вселенной или огромные небесные тела, все это создано самым совершенным и бесподобным образом, который невозможно объяснить случайностью.
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зариат 51/56).
Все деяния Аллаха Всевышнего наполнены безграничной мудростью. Способность создания чего-либо из небытия, присуща только Аллаху Всевышнему. Создание нас, является следствием Его безграничной милости. Бесспорно, каждый человек, обладающий здравым рассудком, не хочет исчезнуть, а хочет жить как можно дольше и даже вечно. Точно так же и это желание, является творением Аллаха Всевышнего.
Обязанностью раба является постижение цели своего существование, познание того, какие обязанности возложены на него его Создателем и выполнение этих обязанностей, а не спрашивать, зачем и почему он был создан.
Аллах Всевышний – извечен. Он существовал, когда не было миров и вселенной, и не было никого, кто бы поклонялся Ему. Джинны и люди, на которых и возложена обязанность поклонения, появились сравнительно недавно.
Значит, Аллах Всевышний не нуждается в поклонении Ему. Это люди нуждаются в том, чтобы поклоняться Ему. Так как благодаря этому совершенствуется духовная сущность человека, и приобретает смысл его существование.
Так же, как Аллах Всевышний не нуждается абсолютно ни в ком и ни в чем, так же он не нуждается и в нашем поклонении. Еще раз повторим, в поклонении нуждаемся мы сами, так как оно является исцелением для наших душевных ран. Поклонение – это пища для нашей души и исцеление от болезней сердца.
Таким образом, приказ Аллаха, требующий от нас поклонения, обращен к нам для нашей же пользы. Так же и доктор, прописывая больному лекарства, делает это не для своей пользы и выгоды, а чтобы больной получил пользу и исцелился.
Так же, как является глупостью сказать доктору: «Тебе-то какая польза от того, что ты прописываешь мне эти лекарства», столь же глупыми и бессмысленными являются мысли: «Какую нужду испытывает Аллах, приказывая нам все это?».
Наряду с этим, вопрос покорности и повиновения Аллаху Всевышнему является одним из основных моментов испытания в этой жизни. А испытание проводится для того, чтобы отделить старательных от ленивых, умных от глупых; чистые, подобные бриллианту, души от черных душ, подобных углю.
Аллах Всевышний наделил каждого человека всем необходимым для успешного прохождения этого испытания. Например, люди лишенные разума, а также дети, не проходят это испытание пока не выздоровеют или пока не достигнут совершеннолетия.
Однако было бы несправедливо сравнивать тех, кто выполняет все повеления своего Господа и тех, кто, не смотря на приход 124 000 пророков и посланников, ниспослание множества священных писаний, обожествляет свой нафс, беспрекословно следуя всем его желаниям и прихотям.
Значит, как Рай требует людей, так и Ад требует людей. Конечно же, пребывание тех, провел свою жизнь в покорности Аллаху, стараясь помогать другим людям, в одном месте с безбожниками, убийцами и преступниками было бы величайшей несправедливостью.
И вот как раз Рай и Ад предназначены для того, чтобы соблюсти эту справедливость.
Зачем всевышний создал людей
Как создавалось человечество? (Источник фото: shutterstock.com)
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Сотворение человека произошло в два этапа. На первом этапе создан общий предок всего человечества – Адам (а.с). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «И вот сказал твой Господь ангелам:
«Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника. Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 30).
По велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (а.с) на земле – это люди разных рас и внешности (Суюти Дурруль-Мансур: 1/120).
«Который сотворил все совершенным образом. Он дал начало творению человека из глины» (Ас-Саджда, 7).
«Сотворение человека из глины» активно изучают ведущие исследователи в области геологии и биологии. Исследованием этого вопроса были заняты такие известные учёные, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow. Они изучали свойства ила – смеси глины и песка. Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь её восстанавливает.
Лейл М. Койн говорит: «Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни – брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление – это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни».
Доктор Хартман добавляет: «Понятия «жизнь» и «живое» не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны».
То самое, по выражению доктора X. Хартмана, «что придаёт жизни живое», есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама [у обоих не было отца]: [Аллах] создал его [Адама] из земли, после чего сказал ему: «Будь! [Оживи!]» – и тот ожил» (Али Имран, 59).
«[Иудеи] спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» (Аль-Исра, 85).
Но Господь миров не ограничился созданием человека. Всевышний по Своей Безграничной Мудрости научил Адама (а.с.) всему необходимому.
«Он [Всевышний Аллах, чтобы показать превосходство первого человека над ангелами] научил Адама всем именам [и названиям всех творений]…» (Аль-Бакара, 31).
Господь дал Адаму (а.с.) возможность дать имена всему сущему на Земле, обучил его языку и речи. Аллах вложил в него неутолимую потребность и любовь к познанию. Когда Адам (а.с.) узнал название и предназначение всего, Всевышний Аллах сказал ангелам:
«Назовите мне их имена, если вы говорите правду [о том, что Адам не достоин быть наместником]». Они [ангелы] ответили: «Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый» (Аль-Бакара, 31-32).
«Он сказал: «О, Адам! Сообщи им те имена [и названия вещей]». И когда сообщил им их имена, Он [Всевышний Аллах] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайное [все, что уже было и что произойдет] на небесах и на земле, и знаю все, что вы проявляете и что скрываете?» (Аль-Бакара, 33).
Пророк Адам (а.с.) был одинок в райских садах. Однажды утром он проснулся и увидел взирающую на него женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (а.с.) спал, Аллах сотворил из его ребра женщину. Если подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (а.с.) была создана из его генетического материала. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. Она ответила: «Чтобы ты находил во мне покой». Ангелы, чтобы испытать его знания, спросили Адама (а.с.): «Как ее зовут?» Он ответил: «Хава». Ангелы спросили: «Почему ей дано имя «Хава»?» Адам (а.с.) ответил: «Потому, что она создана из живого (прим. в переводе с арабского «Хава» – «живая»)» (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
«О, люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин» (Ан-Ниса, 1).
Затем Аллах сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (Аль-Араф, 19). В садах Рая Адам и Хава обитали в полном благоденствии 130 лет (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [самим себе, нарушив повеление Аллаха]» (Аль-Бакара, 35).
Приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими обоими Аллах), что это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево.
Согласно преданию, которое приводится от Абу Алия (рахимахуллахи), у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в Раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из Рая (Ибн Касир: 1/113, Суюти Дурруль-Мансур: 1/130).
Таким образом, Господь оказал великий почет Адаму (а.с.) – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик Своим всемогуществом и повелел ангелам пасть ниц перед ним.
«…Затем Мы сказали ангелам: «Совершите земной поклон Адаму [из уважения к нему]!» Они совершили земной поклон, кроме Иблиса, который не поклонился» (Аль-Араф, 11).
Иблис (Сатана) – один из джиннов, созданных из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов, но, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама (а.с.), а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.
«И все ангелы до единого совершили земной поклон. За исключением Иблиса. Он отказался совершать земной поклон [Адаму]. [Всевышний Аллах] спросил: «Иблис! Что с тобой? Почему ты не совершил земной поклон?» Он ответил: «Не подобает мне кланяться перед человеком, которого Ты сотворил из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли». [Всевышний Аллах] сказал: «Выйди отсюда [покинь небеса]. Отныне ты [лишен всех благ, проклят] и побиваем [камнями]. И, поистине, проклятие на тебе до Судного Дня» (Аль-Хиджр, 30-35).
«[Иблис]сказал: «Клянусь Твоими достоинствами! Я введу в заблуждение их всех, кроме Твоих [избранных] очень искренних рабов!» (Сад, 81).
Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний изгнал Иблиса из Рая. Покидая Рай, Иблис сказал:
«Затем я буду подходить к ним [со всех четырех сторон] спереди и сзади, справа и слева. И Ты увидишь, что большая их часть – неблагодарные». «[В ответ на это Аллах] сказал: «Выйди отсюда презренным и отвергнутым! А кто из них [потомков Адама] последует за тобой, теми Я и наполню Ад – всеми вами» (Аль-Араф, 16-18).
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (Аль-Араф, 20).
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха]» (Та Ха, аят 115).
Согласно смыслу аята, Адам (а.с.) был прощен за свою забывчивость, и его приближение к дереву не нарушило его невиновности. Аллах простил их, после этого они были спущены из Рая на землю, где Адам (а.с.) получил пророческие откровения Всевышнего. Аллах приказал Адаму (а.с.):
«Спуститесь отсюда вместе, и между вами [потомками Адама и Хавы] будет вражда [одни будут притеснять других]. А когда к вам придет от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадет в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]» (Та Ха, 123).
Арабское слово инсан (человечество) происходит от нисйан (забывать). Это часть человеческой сущности. Люди забывчивы, поэтому нуждаются в напоминании о своей сущности и предназначении. Земля лишь временное пристанище, и от того, как человек проживет свою жизнь, зависит, попадет он в Ад или в Рай.
Перед смертью Адам (а.с.) напомнил детям, что Господь не оставит их без руководства, Он станет отправлять к ним пророков (мира им всем), каждый из которых будет особенным, с разными именами, качествами и чудесами. Но у всех них будет одна миссия – призыв поклоняться Единому Богу.