зачем вяжут полотенце на крест
Традиции и суеверия православных похорон
Сегодня существует великое множество вариантов и сценариев, в соответствии с которыми можно провести обряд похорон. Некоторые семьи провожают родных в последний путь пышно и торжественно, другие предпочитают скромные церемонии с самыми близкими людьми. В большинстве случаев организацией занимаются родственники покойного, но случается и так, что перед своей смертью сам человек дает строгие указания о том, как стоит провести обряд прощания. Волеизъявление может быть оформлено документально в виде ритуального договора, описано в завещании или устно передано ближайшим членам семьи.
Сегодня рассмотрим основные ритуальные традиции, которых придерживаются последователи христианской веры.
Особенности христианских похорон: вера и суеверия
Многие обычаи в организации похоронного процесса пришли из глубокой древности – времен, когда на территории нашей страны проживали языческие племена. Даже с появлением христианства и распространением православной веры некоторые из них продолжали активно использоваться, а некоторые церемонии существуют и сегодня. Стоит отметить, что подходы к смерти и погребению в язычестве и христианстве зачастую противоречат друг другу, в связи с чем РПЦ не одобряет некоторые обряды «народного христианства» и рассматривает их как суеверия. Тем не менее, традиции различных верований так плотно сплелись в российской культуре, что отличить их друг от друга порой бывает нелегко.
Процесс подготовки к погребению
Как проводят омовение тела
Традиционно процесс омовения предполагает не просто удаление загрязнений с тела покойного, этот ритуал несет в себе глубокий смысл: считается, что одновременно с внешней телесной оболочкой очищается и душа. Во время ополаскивания усопшего иногда зажигают лампадку или просто свечу – огонь, как и вода, является древним символом очищения. Для проведения процедуры потребуется мягкая губка или небольшое полотенце, мыло, теплая вода. Пока тело не заберут в морг, и покойный не пересечет порог дома, свечи оставляют зажженными.
Какие существуют суеверия?
Распространены различные мнения о том, как следует поступить с губкой после очищения тела. Некоторые полагают, что выкидывать ее нельзя. Тем не менее, православие не устанавливает строгих правил в отношении использованных предметов, и вопрос о том, что с ними делать остается полностью на усмотрение родственников.
Ритуал покрытия тела саваном
После того, как тело преставившегося было очищено, следует облачить покойного в чистые одежды. Предпочтение при этом отдается натуральным тканям, которые легко разлагаются в земле. Обязательное требование – одеяния должны быть новыми и чистыми. В основе такого обряда лежит идея о том, что перед Богом покойный должен предстать во всей чистоте: как внешней, так и внутренней.
Похороны носят печально-торжественный характер, и чаще всего для такого события выбирают официальный стиль облачения. Сегодня агентства предлагают большой ассортимент ритуальных одежд и костюмов для покойных, чтобы избавить родственников от сложностей с поиском. После того, как тело облачают в костюм, его укладывают в гроб и покрывают специальным ритуальным одеялом – саваном.
Какие существуют суеверия?
Старинный обычай гласит, что если заполучить кусочек савана покойного, этот предмет в будущем принесет своему владельцу счастье и удачу. Однако это не более, чем распространенное суеверие.
Надевание на усопшего нательного креста
Крест православный человек носит на протяжении всей своей жизни. Если по каким-то причинам после смерти он был снят с тела, перед погребением останков его необходимо вернуть. Хоронить христианина без его личного нательного креста считается неправильным.
Какие существуют суеверия?
Зачастую крест покойного наделяют теми же мистическими свойствами, что и ткань савана, а некоторые и вовсе полагают, что он способен защищать от смерти. Случается и так, что родственники забирают крестик, чтобы сохранить в память об умершем. Согласно позиции православной церкви, хоронить человека лучше всего вместе с его крестом, однако строгого запрета сохранять этот ритуальный объект нет.
Вложение иконы и креста
По церковной традиции во время похорон умершему на грудь кладут икону: женщинам – с изображением Божьей Матери, а мужчинам – с ликом Христа. Руки покойного смыкают вокруг креста. Считается, что и после смерти мы продолжаем «нести свой крест», как нес его Иисус до места собственной казни.
Какие существуют суеверия?
Различны и мнения о том, стоит ли забирать икону из гроба после отпевания, или следует похоронить покойного вместе с ней. Строгого предписания церкви по этому поводу нет, поэтому лучше всего попросить совета у священнослужителя, который совершал обряд.
Возложение на голову покойного ритуального венца
Данный обычай восходит к церковной идее о воссоединении ушедшего в иной мир со Спасителем и сопоставлению страданий человека при жизни и смерти с теми, которые испытывал Христос.
Какие существуют суеверия?
Существует поверье, что с помощью небольших веток, извлеченных из погребального венка, можно причинить вред ныне живущим. Несмотря на то, что православие отрицает возможность негативного влияния растений из венка на других людей, сама идея о причинении вреда ближнему вызывает порицание со стороны служителей церкви.
Вложение в руки покойного разрешительной грамоты
Разрешительная грамота – это небольшой листок с молитвой, которую читают служители церкви во время отпевания. Иногда его вкладывают в руки умершего перед погребением. Молитва и грамота призваны снискать для покойного отпущение грехов («разрешение»).
Какие существуют суеверия?
В отношении таких молитвенных листков существует ряд верований. Согласно одним из них, если забрать грамоту у покойного, можно получить отпущение собственных прегрешений. В других говорится о том, что таким образом можно навредить преставившемуся. Церковь заверяет, что оба мнения неверны. Навредить покойному можно, разве что, не вознося молитвы о его душе, а за все свои грехи каждый будет отвечать перед Спасителем на Последнем суде. Интересно, что корни таких суеверий восходят ко временам Средневековья: в тот период распространенной процедурой была продажа индульгенции (прощения грехов).
Укрытие тела плащаницей
Помимо савана в христианских традициях погребения также может использоваться такой атрибут как плащаница. Она также представляет собой покрывало, но с изображением распятия и ликов святых. Иногда ее также украшают тексты Святых Писаний.
В отличие от савана, тело покрывают плащаницей уже после отпевания – перед тем, как закрыть крышку гроба. Истоки этого ритуала также в глубоком прошлом. Когда тело Господне распяли, праведный Иосиф испросил разрешения на то, чтобы предать останки Учителя земле. После того, как тело было освобождено, ученик Христа обернул его тканями и захоронил.
Какие существуют суеверия?
Считается, что ткань, покрывающая тело может защитить от злых сил. Однако вера утверждает иное: после погребение душе покойного уже ничто не способно навредить, она находится полностью во власти Бога.
Проведение захоронения ритуальных атрибутов: свечей, монет, платков для слез т.д.
Существует и обычай, согласно которому родственники опускают в могилу покойного дополнительные предметы: свечи для освещения загробной дороги; платки, сохранившие в себе слезы близких; монеты для оплаты входа в иной мир. Если задуматься, то и в этой традиции можно проследить связь с языческим прошлым, когда во время погребения с умершим хоронили многие дорогие ему вещи и все, что может пригодиться в загробной жизни. В православии такие ритуалы не нашли отклика, но они не запрещены.
Установление на месте погребения креста
После погребения на могиле устанавливается деревянное распятие, которое выполняет различные функции. Во-первых, оно служит временным мемориалом до тех пор, пока на этом месте не будет установлен постоянный памятник. Но смысл данного атрибута не только в этом.
Какие существуют суеверия?
В отношении ритуального распятия, пожалуй, существует больше всего суеверий. Но воцерковленные люди утверждают, что никакого отношения к вере эти поверья не имеют.
Организация поминок
Интересно, что и традиция поминальной трапезы пришла к нам из язычества. В отличие от многих других ритуалов, она нашла применение в православии, однако с некоторыми особенностями. В отличие от язычества, в христианстве любые излишества признаются греховными. На православных поминках не приветствуется бурное распитие алкоголя и неумеренное чревоугодие. Такие дни считаются поводом для близких собраться вместе, почтить память усопшего и поддержать друг друга в столь непростое время.
Какие существуют суеверия?
Из древности до нас дошел обычай во время поминовения покойных приносить на кладбище или ставить на столе рюмку водки и порцию хлеба. Тем не менее, православие уверяет, что для покойного такие «подношения» не имеют особого смысла, ведь душа уже далека от всего мирского. Более правильным считается приносить продукты в храм на поминальную службу, чтобы потом передать их нуждающимся.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Радуница на сельских кладбищах. Прошлое и настоящее
… Ближе к полудню на кладбище в Вишневке немноголюдно. Останавливаемся рядом с чередой безымянных могил и интересуемся у мужчины с женщиной, кто здесь похоронен. Оказывается, это семеро из десяти детей Пелагеи Пищик, которые скончались после войны. Рядом находится могила еще одной ее дочери, Валентины Норвилас, а пришедшие ее навестить – сын Владимир и невестка Наталья, проживающие в Вишневке.
– Как отмечаем? Всегда накануне делаем на кладбище уборку, а на Радуницу навещаем могилы. Из женского монастыря приезжает батюшка Валентин, который их освещает и проводит службу, – рассказывает Наталья Норвилас. – Потом собираемся в доме у моих родителей, куда съезжаются все родственники.
Наталья признается, что раньше в деревне существовала традиция приносить на могилки еду, однако православная церковь этого не одобряет.
– Но ведь конфеты у вас здесь лежат…
– Даже и не знаю, кто принес. Не выбрасывать же!
Сельское кладбище в Броже отличается не только размахом, но особой красотой. Возле центрального входа – обелиск на братской могиле, к которому, по словам Зинаиды Криводуд, раньше съезжались люди со всего района.
– В войну недалеко был госпиталь, и здесь хоронили умерших советских солдат, – рассказывает женщина. – Имен многих из них не знали, и наши сельские учителя, супруги Зубковы, их восстановили. Помню, каждый год на 9 мая зачитывали их перед обелиском, и не дай бог кого-то забыть – обида у родственников была страшная!
Зинаида Степановна в прошлом – учительница русского языка и литературы. Здесь, на сельском кладбище, покоится ее супруг. Говорит, что раньше Радуницу особо и не справляли – времена были не те. Но на кладбище приходили обязательно.
Татьяна Шилова с внуком Тимофеем, который специально приехал на Радуницу из Минска, пришла на могилу к мужу. Она до сих пор приносит в этот день еду на кладбище и наливает чарку – так было заведено в ее семье. Женщина рассказывает, что раньше усопших поминали прямо на погосте – могилу накрывали скатертью и выставляли домашние припасы.
– Да чего уж там, бывало, и напивались люди, песни начинали петь, – вспоминает женщина. – Теперь такого уже нет, батюшки говорят, что так не положено.
По ее словам, из прошлого осталась традиция повязывать в этот день рушники на кресты – они пестреют по всему кладбищу в Броже.
Возле одной из могил замечаем группу детей. Оказывается, их привела на погост бабушка, Таисья Белая. Говорит, что старшие дети еще застали дедушку в живых, а вот младшие его уже не помнят. Дочь женщины в эти дни находится в роддоме – 9 мая она в седьмой раз стала мамой.
– Очень хотела попасть на Радуницу сюда. Но – видите, как получилось! – женщина улыбается и отмечает, что теперь у нее пять внуков и две внучки.
На кладбище в Орсичах встречаем Тамару Ивановну Захарову, которая давно уже живет в Бобруйске, но на Радуницу обязательно приезжает в родную деревню, на могилы к многочисленной родне. Здесь покоятся ее родители, а вот дедушка, погибший в войну, похоронен в Варшаве.
– В этом году собирались съездить к нему на могилу – брат дедушки, которому 82 года, даже оформил все документы. Но заболел, поэтому поехать не смог.
По архивным документам ей удалось выяснить, что дед, который был санинструктором, погиб, прикрывая собой командира.
… Кладбище в Орсичах – довольно старое и мрачное. Такое впечатление создается из-за вековых деревьев, часть которых находится в плачевном состоянии. Староста деревни Николай Никитко рассказывает, что нужно собрать 3 миллиона для того, чтобы спилить старые, разбитые молнией дубы. Еще столько же обещает выделить райисполком.
– Но кто ж эти деньги сегодня соберет? На могилы приходят человек 15 – в основном, старики, – рассказывает наш собеседник.
Действительно, на деревенском кладбище очень много безымянных могил, кресты на которых, тем не менее, выкрашены свежей голубой краской. Кто-то повязал на них красные ленточки вместо традиционных рушников – чтобы никто из усопших не был в обиде на ныне живущих.
На подъезде к кладбищу в Макаровичах начинается дождь, от которого под деревьями прячутся трое мужчин. Они давно уже живут вместе с семьями в Бобруйске, но на Радуницу обязательно приезжают в родную деревню – на могилы к близким. Вспоминают, что когда-то в день поминовения усопших на сельском кладбище было многолюдно – приходили целыми семьями, с едой. Оставить на могилке пасхальное яичко или же кусок кулича здесь всегда считалось за правило. Сейчас в Макаровичах проживает от силы полтора десятка человек, и с каждым годом их становится все меньше.
Так, два года назад «Вечерка» писала о Валентине Максимовне Стефанович, которую родные на Радуницу специально привезли на кладбище, к могилам мужа и сына. Женщины не стало осенью прошлого года, и теперь за оградой высятся три креста. Маленькая Даша, правнучка Валентины Максимовны, неумело зажигает лампадку в память о прабабушке, а дочь усопшей повязывает на крестах куски белой ажурной ленты.
– Зачем? Не знаю. Но так принято, так делали наши предки – снимали каждый год на Радуницу старый рушник и повязывали новый, – рассказывает женщина.
Дождь усиливается, и между оград мелькает одинокая старушечья фигурка. У Надежды Филипповны Ледян здесь похоронена вся родня, от прадедов до мужа. Женщина вспоминает, что на Радуницу ее семья всегда приходила на кладбище, оставляли на могилах пасхальные яички и куличи. Но культа из дня поминовения усопших никто не делал – времена были другие.
– Нет, отмечать Радуницу нам не запрещали, – вспоминает женщина. – Да раньше и не было такого, чтобы отмечали. Могилы никто не огораживал и памятники не ставил – на кладбище были простые кресты.
Женщина прощается с нами и говорит, что ей нужно еще «зайти в гости» – побывать на могилах бабушки и дедушки, а также свекра и свекрови, которые покоятся в другом конце кладбища.
Майский ливень с градом заставил даже немногочисленных людей покинуть сельский погост в Макаровичах. По дороге подбираем Надежду Филипповну, которая долго отнекивается, но все же соглашается, чтобы ее подвезли. Но каждый раз просит остановить «вот тут», говорит, что дальше сама дойдет. Ее хата – крайняя в деревне, стоит на самом отшибе перед лесом. За ним начинается Глусский район, со своими традициями и обычаями отмечать Радуницу – православный праздник с языческими корнями.
Зачем вяжут полотенце на крест
Вывешивать, вывешивание — ритуальное действие: символическое оповещение о каком-либо событии, передача или демонстрация жертвы, оберега представителям «иного» мира.
Вывешивание функционально и семантически сходно с такими ритуальными действиями, как выставление, выкладывание, вынос, бросание, затыкание (см. Бросать, Втыкать и т. п.).
Славяне приносили жертвы священным деревьям и источникам, развешивая на ветках полотно, полотенца, одежду, лоскутки, ленты и пряжу. В Житии св. кн. Константина Муромского (XVI в.) говорится о том, что славяне поклонялись «дуплинам древяным, ветки убрусцем обвешивающе». Больные, омывавшиеся в целебных источниках, вешали на близрастущее дерево полотенца, платки, полотно; так, сербы привязывали лоскутки от одежды к ветке ольхи. Все деревья возле горных источников в Болгарии покрыты красными и белыми нитками — это жертва самодивам и самовилам, исцеляющим от лихорадки. В России к святым источникам совершали по праздникам крестные ходы и окружающие эти источники деревья обвешивали цветными лоскутками и лентами. Карпатские русины, верившие, что от болезней и нечистой силы помогает вода источников, которые посетила Богородица, вешали платки на близрастущие кусты.
Вост. славяне до сих пор вывешивают в храмах к почитаемым образам обетные дары с просьбой к Спасителю, Божией Матери и святым о заступничестве, помощи, как благодарение, с прошением о дожде, о рождении ребенка, о здравии и сохранении жизни ушедшего в солдата (полес.). В случае засухи обыденные рушники вешали на икону (житомир.) или над царскими вратами (гомел.). К образам святых-целителей привешивали деревянные или металлические изображения больних зубов, рук, ног, сердец и просили об исцелении (о.слав.). У русских на Пасху после молебна с водосвятием матери умывали детей святой водой, утирали полотенцем и вешали его на образ Божией Матери. На образ святого вешают рушник, на котором стояли молодые при венчании (житомир.).
В погребальном обряде вывешенные рушники, полотно и пр. предназначались душам усопших (о.слав.). У вост. славян сразу после смерти домочадца у его изголовья или под иконами ставят сосуд с водой и вешают полотенце, чтобы душа в течение 40 (реже — трех) дней умывалась и утиралась. Кусок холста или полотенце вешают на углу дома с наружной стороны, около окна, или опуская из окна, чтобы душа умершего вместе с его ангелом-хранителем утирала слезы, особенно в 3, 9, 20 н 40-й день, когда ее терзают на мытарствах (костром.). По другим объяснениям, на вывешенном полотенце или холсте отдыхает душа (з., в.слав.). В Мазовше вечером в день похорон для покойника вешают на дверь рушник, ожидая, что умерший придет домой, будет утирать слезы рушником, а потом уйдет навсегда. В Болгарии вывешенный на дверях дома, где лежит умерший, белый платок с завязанными в нем несколькими монетами и воткнутой иглой с красной ниткой призван облегчить умершему дорогу на «тот свет». Он висит 40 дней, а потом его дарят женщине или мужчине, в зависимости от пола покойника (Добруджа).
С аналогичными мотивировками вывешивают полотенца и холсты в поминальные дни. На Дмитровскую субботу и на Радуницу в красный у гол вешают чистое полотенце, веря, что ночью умершие родители утираются полотенцем, на котором будто 6ы остается черный след (костром.). В Витебской губ. на Троицу вывешивали в окна рушники, чтобы души покойников могли узнать жилище своих родных. В Белоруссии в ночь после осеннего поминовения умерших вешают в окно полотенце, на которое ставят поминальную трапезу для «дедов». В Олонецкой губ. после завершения поминок вывешивали через открытое окно кусок полотна, на котором покойника опускали в могилу, и при этом обращались к умершим родителям: «Сейчас вам самое время домой идти, ступайте с Богом». Русские верили, что, посещая свое земное жилище, души умерших сидят на висящих около икон рушниках.
Вывешивание — один из приемов девичьих святочных гаданий о замужестве, обращенных к «тому свету». В канун Нового года или Сочельника девушка ставила стакан воды и рядом вешала полотенце в надежде увидеть во сне, как жених придет умываться (брест.). В Черниговской губ. девушки вывешивали на ночь полотенце через окно, приговаривая: «Сужений-ряжений, прийди, суди и утрись»; если утром полотенце было мокрым, верили, что скоро выйдут замуж.
Умершим предназначаются предметы, вывешенные на могилах. После погребения крест на могиле обвязывают рушником (укр.), на крест привязывают платок (болг.). Во Владимирской губ. на могилу до установки креста втыкали деревянную палочку или веточку, которую перевязывали цветной тряпочкой. В Белоруссии веревки, на которых опускали гроб в могилу, вывешивали на кресте или на дереве близ могилы, чтобы умерший с их помощью преодолел путь в загробный мир. В сербском поминальном обряде на 40-й день после смерти девочка, носившая воду «за душу умершего» в 40 домов, завязывала 40 узлов на белой шерстяной нитке, которой потом обвязывали крест на могиле, предварительно развязав на ней узлы. В Полесье перед Пасхой, на Радуницу и в другие поминальные дни вывешивают на могилах рушники, специально сшитые фартуки, чтобы умершие умывались и утирались, по другим объяснениям — чтобы крест не был «голым», т. к. в церкви Спаситель тоже прикрыт. Иногда на кресты женщинам вешают фартуки, а мужчинам — полотенца. В некоторых р-нах Полесья на Радуницу на могильные кресты рушники вешают те, кто дал обет ходить в церковь на все большие праздники ради выздоровления больного родственника.
Полотенца и т. п. вывешивают также на могилах молодых, незамужних и неженатых (см. Безбрачие). На могиле парня или девушки прикрепляют полотенце (укр.). При похоронах девушки, одетой как невеста, фату ее вешают на могильный крест (полес.). На Украине на могилах мальчиков и холостых мужчин вешают на крест платочек. У сербов, если покойник был молодым, вешают на крест что-нибудь из его одежды и украшений, платки, полотенца, фрукты и др. В Скопской Черногории платок или полотенце привязывают иногда для того, чтобы «сохранить умершему тень».
В Сербии при похоронах парня или девушки несут специальное свадебное деревце с вывешенными на нем свадебными лентами, нитками и другими дарами, после погребения снимают ленты и дары и делят между парнями (или девушками), а дерево с разноцветными нитями сажают в изголовье могилы. На похоронах просватанной девушки во время траурной процессии мать перевязывала крест большим рушником, который вышивала покойная, чтобы положить его себе под ноги при венчании.
В период от Троицы до Ивана Купалы (особенно на Русальной неделе) на деревья, заборы и т. п. вывешивают одежду и куски ткани для умерших девушек, которые, по восточнославянским поверьям, становятся русалками и в это время ходят по земле. В Полесье мать умершей девушки вывешивает до восхода солнца во дворе одежду и оставляет висеть до вечера, веря, что дочь гуляет в ней всю Русальную неделю. Одновременно существует запрет стирать и вешать белье на Русальной неделе, иначе «русалка придет и ножками запачкает», а также сушить и выбеливать холсты, т. к. «русалка нассе». Ср. поверье о том, что умершая просватанная девушка явилась своей матери во сне и попросила передать ей на «тот свет» одежду, повесив ее в Русальную неделю на вишню. На Ивана Купалу, когда русалки возвращаются в землю, девушки вешали для них на деревьях полотенца, сорочки и пряжу, а также венки на березах (укр.).
Иногда у вост. славян вывешенные предметы предназначались демонам: домовым, лешим и др. Так, местом пребывания домового на Севере России считали подвешенную для него во дворе сосновую или еловую ветку с густой хвоей (відьмину метлу, матку, курину лапку, вихорь). После возведения крыши хозяин дарит строителям рубашки, полотенца, чулки, которые перевешивают через конек и оставляют так на день или два (серб.); в Болгарии ставят на крыше деревянный крест, на который вешают дары строителям. У карпатских русинов при первом вступлении в дом убивают кошку и вешают ее высоко над крышей (см. Жертва строительная).
Иногда вывешиванию придается апотропейный смысл. Чтобы не вредила кикимора, над куриным насестом вешают лоскуты кумача или горлышко разбитого глиняного умывальника (ярослав.), прикрепляют к жерди на лыке «куричьего бога» (см. Куриный бог). Убитую сороку и ворону вешают снаружи над дверью курятника для устрашения птиц, крадущих кур; подвешенная ворона оберегает от коршуна (полес., карпат.). Оберегая коней, сороку вешают в хлеву на конских волосах, отрезанных от гривы. Вместе с тем подвешивают в хлеву сороку, чтобы скотина и кони велись в хозяйстве (см. Вестись). Большие связки изношенных лаптей подвешивают у крыш скотных дворов, чтобы велась скотина и никто ее не «изурочил» (вятск.); чтобы скотина не болела (саратов.); связки старых лаптей, привешенные к столбу над воротами или около крыльца, служат защитой от «лихова глаза», т. к., «удивившись» на них, лихой человек «глаз сломит над лаптями» и не сможет сглазить ничего во дворе и в доме (тамбов.). Крапиву вешают на ворота хлева в день Ивана Купалы, чтобы ведьма не смогла «отобрать» молоко у коров (полес.). Отгонную функцию выполняют вывешенные над дверями хлева рваные мужские штаны, а также зеркало (полес.). На балке в хлеву вешают завязанные в узелок кости освященного на Пасху поросенка и скорлупу от пасхальних яиц, чтобы не пропадала скотина (полес.). Кору, щепу и корни священных деревьев, зашитые в ладанках и тряпицах, подвешивают в избах под матицу от нечистой силы (рус.) и т. п. См. Предметы-обереги.
С целью отвратить приближающуюся грозовую или градовую тучу в Полесье вешают на дверь рушник, хустку или скатерть, на которых святили пасху; в хлеву вешают кости освященного на Пасху поросенка (житомир.). У русских во время грозы вывешивали за окно полотенце с покойника, чтобы бес, убегающий от грозы, не прятался в дом. В Сербии в Поцерине при появлении градовой тучи женщина махала на нее фатой (а в некоторых селах — безрукавкой, рубашкой, поясом) невесты, прося «погибалцев» (т. е. умерших неестественной смертью) спасти село, а потом вешала ее на фруктовое дерево, веря, что одежда «чистой» невесты отгонит нечестивых. См. также Град.
В р-не Винча от Страстного четверга до Преображения запрещается развешивать на открытом месте белую одежду, чтобы не было изморози и града (болг.). В Польше не вешают белье, чтобы «тучи не зависли».
В обрядах вызывания дождя убитую жабу вешали на ветку или на воротах, привязывали вверх ногами на заборе; вошь привязывали на волосе к дереву, вешали на забор и обливали водой, привязывали над колодцем и голосили; медведку вешали на палку на волосе, вешали на забор или кустик и причитали, вешали в хлеву (полес.).
Вывешивание как один из способов ритуального уничтожения и выпроваживания встречается в различных проводных ритуалах. В конце Русальной недели, когда ряженую «русалку» провожали на кладбище, с нее срывали большой березовый венок и вешали его на кладбищенские ворота, где он должен был висеть, пока не засохнет. В Петровское заговенье вили венок и вешали его на кладбище на общий крест (полес.). Венки, сорванные с «русалки», вешали также на могильные кресты, на кладбищенские деревья (особенно березу и дуб).
Избавление от болезни, смерти и других бедствий. В Полесье в случае падежа скота вешали обыденный рушник на крест за деревней, на перекрестке дорог, часто предварительно освятив его и обнеся вокруг села. В Гродненской губ. при падеже скота и эпидемиях вешали обыденный холст на специально поставленный на месте прогона скота десятиконечный крест, на котором он оставался, пока не сгниет и не свалится; обыденный рушник вешали и на большой крест, установленный на границе селения. В Болгарии больного протаскивают сквозь корень дерева или расщепленный надвое прут шиповника или ежевики, на котором он оставляет свою одежду или нить от нее. В Тамбовской губ. больного грыжей три раза протаскивали через расщепленный дубок, после чего рубашку его вешали на этом дереве. В Костромской губ. верили, что верным средством избавления от посещений покойника является вывешивание холста на крест или церковный колокол. В Полесье большой обыденный рушник вешали на крест, чтобы скорее кончилась война.
У сербов одежду покойника и траурную одежду, которую носят в течение года, выбрасывают куда-нибудь за село или вешают на терн, чтобы она сгнила. На терн близ дороги привязывали и кусочки полотна, оставшиеся после того, как из него сделали покров для умершего, опасаясь, что если кроить из него дальше, в доме умрет кто-нибудь еще.
В масленичное воскресенье или в первый день Великого поста у вост. славян «выпроваживали» скоромную пищу на время поста, подвешивая горшок или корзину со скоромной пищей на шесте или на дереве (нижегород.).
Целью вывешивания может быть передача свойств от одного предмета другому или его обладателю. Чтобы следующий ребенок был мальчиком или девочкой, рубашку родильницы вешают на ночь на дерево, соответственно мужское или женское, напр. на орех или сливу. Пуповину мальчика вешали на косу, чтобы был «добрый косарь», а девочки — на прядильный гребень, чтобы была хорошая пряха (волын.).
Вывешивание как средство коммуникации между жителями деревни, оповещение о важных событиях используется в обрядах семейного цикла. Когда родители невесты довольны осмотром дома молодого, они возвращаются на телегах с конями, украшенными полотенцами, чтобы об этом знало все село (банат.). В знак того, что в доме свадьба, на крыше устанавливают флаг или полотенце (житомир.). Если невеста «нечестная», то на комору, где она спит, дружки вешают сплетенную ими из прутьев корзину, которой ловят рыбу (полес.). После первой брачной ночи рубашку невесты вывешивали на высоком шесте или при поездке привязывали ее к дуге (рус.). В Полесье в этом случае вывешивают и несут на шесте красный платок. У банатских геров парень, желая отомстить неверной девушке, вешают на ее окно щенка или котенка.
Над баней, где находится роженица в течение трех-пяти дней после родов, вывешивают на шесте рубашку, бывшую на ней при родах, что служит сигналом для соседок, что ее можно навещать (с.рус.).
В Болгарии в знак траура прикрепляют к дверям дома черную ткань с пришитыми на ней белыми крестиками и инициалами покойника. В Тырнове в том случае, если покойник был молодым, вешают на дверь белый платок; в Добрудже, напротив, белый платок вешали, если умерший в возрасте, а черный — если молодой. В знак траура вешали белые платки на рога волов (болг.). Рушник или полотно, вывешенные в окно, означают, что в доме лежит покойник (рус., карпат.). В Польше на Куявах в знак того, что в доме кто-то умер, ставят перед домом траурную хоругвь, взятую из костела.
Вывешивание как демонстрация предмета. В Ярославской губ. невеста свое приданое вешала вокруг кровати. У сербов в Видов день девушки выносят свои дары и вешают на солнце, чтобы они проветрились и чтобы все их видели. У болгар подарки для новорожденного вешают над колыбелью на виду у всех присутствующих. В Банате подарок новорожденному после крещения повойницу (кусок домотканого белого полотна) вешают, войдя в дом, на зеркало.