зачем высшее образование медсестре
Перспективы развития высшего сестринского образования в России
Cостояние высшего сестринского образования (ВСО) на сегодняшний день
С 1991 г. в России ведется подготовка медицинских сестер с высшим образованием. Основной целью были обеспечение этой отрасли специалистами для реформирования сестринского дела на основе внедрения современных сестринских технологий, соответствующие подготовка, обучение сестринского персонала и управление им.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями подготовки государственного образовательного стандарта первого поколения стали психолого-педагогическое и административно-управленческое, а квалификация, присваиваемая выпускникам, была определена как «менеджер» при сохранении специальности «сестринское дело». Поскольку на момент открытия специальности в России существовала только одноуровневая система высшего образования, уровень подготовки был определен как «специалист».
Учитывая необходимость подготовки руководящих сестринских кадров из числа лиц, уже владеющих профессией медицинской сестры, прием на факультеты ВСО был ограничен только абитуриентами, имеющими среднее медицинское образование, а срок обучения по очной форме сокращен до 4 лет против минимальных 5, принятых в то время для подготовки специалистов с высшим образованием. В настоящее время факультеты ВСО работают в 45 вузах России: в 36 государственных медицинских вузах Минздравсоцразвития России, 7 государственных и 2 негосударственных вузах Минобрнауки России.
На сегодняшний день в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России № 415н от 07.07.2009 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» выпускники факультетов ВСО (после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью») могут занимать следующие должности: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационнометодического); врач-статистик; врач-методист. В настоящее время 6812 выпускников факультетов ВСО (34%) работают в системе здравоохранения на должностях в соответствии с полученным образованием.
С чем связана необходимость изменений? Существующая система подготовки пришла в противоречие с правовыми основами отечественного образования, а именно п. 3 ст. 24 Закона «Об образовании»:
«Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается»
Единственным способом сохранить высшее сестринское образование является его перевод на 2-уровневую систему «бакалавр-магистр». Вопрос о сопоставлении существующей системы ВСО с системой «бакалавр-магистр» рассматривался в 2006 г. на совещании деканов факультетов ВСО образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Росздрава с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения.
В ходе совещания было отмечено, что необходимо изучить зарубежный опыт подготовки медицинских сестер-бакалавров, так как он перспективен для России. Заключение было основано на анализе трудоемкости и содержания образовательной программы подготовки бакалавров сестринского дела и видов их деятельности за рубежом. Данное решение поддержали эксперты ВОЗ, принимавшие участие в совещании.
Анализ зарубежного сестринского образования показывает, что общей его тенденцией является движение в сторону ВСО. В странах, где ведется подготовка бакалавров сестринского дела, уровень бакалавра рассматривается как базовая сестринская подготовка, открывающая «вход» в специальность. Переход сестринского образования на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, с параллельным существованием образовательных программ разного уровня.
При этом нужно отметить, что наличие степени бакалавра не дает медицинской сестре формального преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Медицинские сестры-бакалавры и сестры, не имеющие степени бакалавра (базовый уровень подготовки), имеют одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Наличие степени бакалавра рассматривается как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее занять при прочих равных условиях более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.
Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности к профессии. Медицинские сестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем медицинские сестры с более низким уровнем образования, даже в том случае, когда они занимают одинаковые должности и получают одинаковую зарплату.
Возможная модель ВСО. В основе модели ВСО лежит предусмотренная российским законодательством 2-уровневая система высшего профессионального образования:
В связи с этим в апреле 2010 г. нами был разработан проект ФГОС подготовки бакалавров по специальности «сестринское дело», в мае 2010 г. данный стандарт мы представили в Министерство образования и науки РФ. Стандарт был разработан в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих в настоящее время.
Проект стандарта предусматривает следующие основные виды профессиональной деятельности медицинской сестры-бакалавра:
В то же время конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, могут определяться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Определены следующие задачи профессиональной деятельности бакалавров:
В области лечебно-диагностической деятельности:
ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело» (квалификация «бакалавр») существенным образом отличается по направленности, содержанию и методологии от хорошо известного нам, действующего в настоящее время ГОС ВСО второго поколения. Существенные особенности имеет профессиональная подготовка будущих сестер-бакалавров. Так, профессиональный блок дисциплин включает в себя как предметы базовой подготовки медицинской сестры (в соответствии с утвержденным ФГОС СПО нового поколения по специальности «сестринское дело»), так и дисциплины, входящие в программу подготовки специалиста с ВСО (из стандарта второго поколения): психология в профессиональной деятельности, педагогика с методикой преподавания, теория управления, менеджмент в сестринском деле, маркетинг в здравоохранении, медицинское и фармацевтическое товароведение, организация профилактической работы с населением, статистический учет в здравоохранении, стандартизация в здравоохранении, общественное здоровье.
В специальный блок дисциплин входят в основном дисциплины базовой подготовки медицинской сестры: теория сестринского дела; основы сестринского дела; сестринское дело в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, психиатрии и курсе наркологии, гериатрии, при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции; основы реабилитации.
Положительные стороны практической реализации ФГОС нового поколения по специальности «сестринское дело». На сегодняшний день во всех регионах РФ имеется дефицит кадров специалистов сестринского дела, в связи с этим подготовка медицинских сестер-бакалавров, начиная со школьной скамьи, позволит частично восполнить дефицит сестринских кадров.
Подготовка бакалавров по сокращенной программе из числа специалистов со средним медицинским образованием (специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело») позволит сохранить их в здравоохранении и развиться в профессиональном плане.
Изменение критериев приема на бакалавриат позволит осуществлять перевод в установленном порядке со специальности на специальность тех студентов, которые по каким-либо причинам не способны продолжать обучение на врачебных факультетах. Это нововведение также дает возможность получения ВСО как второго высшего образования.
В стратегическом плане введение бакалавриата должно привести к модернизации среднего медицинского образования. При введении в образовательную систему прикладного бакалавриата, апробация которого в других специальностях сейчас проводится Минобрнауки России, ведущие медицинские колледжи смогут претендовать на право реализации таких программ.
Место бакалавров сестринского дела в системе здравоохранения
Как указывалось выше, в мировой практике уровень бакалавра рассматривается в большинстве случаев как уровень базовой, общей сестринской подготовки. Очевидно, что российская модель не должна отклоняться от основных мировых тенденций.
Однако нужно учитывать, что целью высшего сестринского образования должно быть не только обеспечение отрасли высококвалифицированными сестринскими кадрами.
Помимо готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей, современная медицинская сестра должна обладать способностью к быстрой адаптации к инновационным изменениям в медицине, что обеспечивается уровнем общекультурного и личностного развития и глубиной фундаментальной подготовки. Получение высшего образования ведет к повышению социального статуса медицинской сестры, что способствует повышению лояльности к профессии.
Стоит ли учиться на медсестру?
Медсестры — это младший персонал. Они выполняют указания врачей или фельдшеров, работают в поликлиниках, стационарах, других здравоохранительных организациях. Карьерный рост у них ограничен (нужно высшее образование), а ради хорошего заработка придется сильно постараться. Медицина — одна из самых сложных сфер для работы, потому что ты несешь ответственность за жизнь человека и не имеешь права на ошибку. Это достойная работа, но подойдет она не всем.
Чем занимается медсестра
Медсестры оказывают необходимую помощь, поддерживают здоровье населения.
Что делает медсестра:
Это обязанности в целом. У каждой специальности свои особенности.
Плюсы и минусы профессии
Как выучиться на медсестру
Нужно поступить на направление «Сестринское дело». В колледжи поступают по среднему баллу аттестата. Результаты ОГЭ и ЕГЭ неважны, но помогут помочь косвенно. Важны профильные предметы: русский, химия, биология. Если будет два абитуриента с одинаковым средним баллом на последнее место, возьмут того, у кого лучше оценки по этим дисциплинам.
Результаты экзаменов сильно помогают в конце года. Некоторые учителя обращают внимание на ОГЭ и ЕГЭ и могут исправить оценку в аттестате, если выпускник успешно справился с экзаменом.
Поступают в колледж после 9 и 11 класса. В первом случае учатся 3 года и 10 месяцев, во втором — 2 года и 10 месяцев.
Если сестра продолжит обучение в вузе, то на сможет приступить к работе на первом курсе. Поступившие после старшей школы приступят к работе позже. Когда пройдет 3 года, они смогут подтвердить квалификацию, получить сертификат и начать набираться практического опыта за пределами института.
Работать с основным образованием по смежной специальности тоже можно. Для этого дополнительно изучают нужный профиль уже после выпуска.
Программа состоит из лекций, практических занятий, учебных и производственных практик.
После обучения выдают диплом о среднем специальном образовании. Можно идти работать сразу или получить дополнительное образование (иногда работодатели сами оплачивают его). После выпуска из учебного заведения или при перерыве в трудовом стаже более 5 лет идут учиться и получают диплом о профессиональной переподготовке. Если перерыва в стаже нет, то учатся на курсах повышения квалификации и получают удостоверение. Каждые 5 лет медсестры проходят аккредитацию.
Перспективы специальности
Для карьерного и профессионального роста нужно идти учиться дальше.
В каких сферах работают медсестры:
Медсестры занимают рядовые и руководящие должности: медицинская сестра, младшая, старшая и главная сестра, медсестра палатная, постовая, патронажная, перевязочной, процедурной, участковая, приемного отделения, стерилизационной. Также медсестры принимают звонки в скорую и передают их дежурным бригадам. Они заведуют здравпунктами, фельдшерскими и акушерскими пунктами, кабинетами лечебной профилактики
Профессия медсестры подойдет альтруистичным, но при этом физически и психически выносливым людям. Для карьерного роста нужно идти учиться дальше: поступить в университет, пойти на курсы, учиться самостоятельно, регулярно подтверждать квалификацию и общаться с коллегами.
Поступай на «Сестринское дело»
Сестринское дело
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Медсестра — где пройти обучение и какое образование необходимо?
Медицинская сестра (медсестра или медбрат) — это работник, который вправе выполнять указания врача: проводить медицинские процедуры, осуществлять уход за пациентами и так далее. Такой специалист не имеет права самостоятельно выписывать лекарства, назначать процедуры и иные медицинские мероприятия.
Медсестра — это сотрудник среднего звена. А по отношению к врачу с высшим медицинским образованием — младший специалист.
Младшая медицинская сестра может не иметь специального образования. Часто на эту позицию назначают работника с неполным средним профессиональным образованием, а также тех, кто прошел медицинские курсы.
Работников этого направления делят на категории в соответствии с профилем работы:
В зависимости от лечебного учреждения могут работать и другие категории медсестер.
Какое образование нужно медсестре?
Чтобы стать медсестрой, необходимо среднее профессиональное образование. Его можно получить в медицинском колледже — имеется практически в каждом регионе России. Всего насчитывается более 240 учреждений по состоянию на 2020 год.
На срок обучения влияет законченный класс школы, после которого планируется поступление. На базе 9 классов обучение на медсестру занимает 3 года и 10 месяцев. Если поступить на медицинскую сестру после 11 класс, обучение займет на год меньше — 2 года и 10 месяцев.
Абитуриентам не требуются результаты ЕГЭ или ОГЭ при поступлении — для кандидатов проводится конкурс аттестатов. В некоторых случаях предусмотрено дополнительное испытание. Это может быть собеседование или иная проверка знаний и навыков претендента на место.
Во время обучения можно определиться со специализацией. Получив образование, можно устроиться на работу в следующие организации:
Источник фото: freepik
Где учиться на медсестру?
Для получения квалификации «Медицинская сестра», нужно выбирать направление «Сестринское дело». Образование дают следующие медицинские колледжи:
В образовательных учреждениях медсестры изучают наименования лекарств, способы дезинфекции рабочих инструментов, правила взаимодействия с пациентами и так далее. Также в область профессиональных знаний специалистов входит:
Есть возможность работать медсестрой без образования в ссузе, но такой вариант ограничивает шанс на быстрое продвижение по карьерной лестнице. Без образования можно работать только младшей медсестрой. Для работы младшей медицинской сестрой достаточно неполного среднего медицинского образования или курсов.
Можно ли получить образование на курсах?
Чтобы работать медсестрой, можно пройти курсы переподготовки. Например, чтобы стать младшей медицинской сестрой, достаточно пройти курсы очно или дистанционно. В сжатые сроки нужно освоить программу медицинского колледжа, изучить медицинские темы и закрепить знания. Для таких учащихся достаточно иметь среднее общее образование.
Если медсестра не работала по профессии в течение 5 лет, в соответствии со статьей 69 ФЗ №323, она обязана пройти профессиональную переподготовку.
Пройти курсы в организациях дополнительного профессионального образования можно, имея среднее специальное образование по специальностям:
Современные центры ДПО также предлагают пройти обучение на медсестру дистанционно. Этот вариант удобен тем, кто не имеет возможности регулярно приезжать в учебный центр для очного обучения, или проживает в другом городе.
Чтобы изучить курс, достаточно иметь компьютер и доступ в интернет. Слушатели могут самостоятельно выбирать время и место занятий.
Заниматься на курсе профпереподготовки можно по стандартному плану.
Если есть потребность в дополнительном изучении материала, можно выбрать персональный план обучения. Кроме изменения количества часов по отдельным темам, можно изменить комплекс дисциплин и внести другие корректировки. Чтобы составить персональный курс, потребуется помощь менеджера, который помогает каждому слушателю.
Курсы профессиональной переподготовки медсестер доступны в дистанционном формате, поэтому пройти обучение можно без отрыва от работы. Это выгодно и работнику, и руководителю. Специалисту не требуется брать отгулы или отпуск, чтобы изучать материалы курса, поэтому он не теряет зарплату. Руководитель сохраняет работника на все время обучения.
Источник фото: freepik
Все материалы для изучения доступны в личном кабинете:
С помощью таких курсов можно получить актуальную информацию о сестринском деле в короткий срок. Среднее время обучения на курсе переподготовки медсестер — 3 месяца.
Главные преимущества курсов в дистанционном формате:
На курсе медсестры изучают:
После изучения всех материалов проводится тестирование. Если задания выполнены верно, выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по профилю «Сестринское дело».
Завершенный курс может пойти в общий зачет баллов НМО (непрерывное медицинское образование). Подробную информацию можно узнать при оформлении заявки на обучение.
Гам по сестрам
Первый факультет высшего сестринского образования (ВСО) был открыт в 1991 году в МГМУ им. И.М. Сеченова. Здесь начали готовить студентов по программам специалитета и присваивать им по окончании обучения квалификацию «менеджер», что позволяло выпускникам программы ВСО претендовать на руководящие должности в медицинских учреждениях. Согласно ныне действующему приказу Минздравсоцразвития от 7 июля 2009 года №415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», обладатели дипломов о ВСО, пройдя после выпуска интернатуру или ординатуру по специальности «Управление сестринской деятельностью», могут получить должность заместителя главного врача, директора или заведующего медицинской организации, главной медсестры, главной акушерки, главного фельдшера, директора хосписа, директора дома сестринского ухода, руководителя структурного подразделения, врача‑статистика и врача‑методиста. Кроме того, диплом менеджера с ВСО позволяет продолжить обучение в магистратуре, проводить научные исследования, работать над кандидатскими и докторскими диссертациями.
Вслед за пилотной программой МГМУ отделения ВСО были открыты более чем в 40 медицинских вузах страны. Но четыре года назад прием на них был прекращен в связи с присоединением России к Болонской декларации о транснациональных образовательных стандартах. Студенты, уже набранные по программам ВСО, сейчас заканчивают обучение. Тем временем в январе 2011 года Минобрнауки издало адаптированный к болонским реалиям приказ – о подготовке по направлению «Сестринское дело» уже не специалистов‑менеджеров, а бакалавров.
В том же 2011 году первых бакалавров сестринского дела начал готовить РУДН. Вузы, подведомственные Минздраву, включились в обновленную программу в 2012–2013 учебном году. Сейчас, по данным VM, на получение степени бакалавра с ВСО могут претендовать выпускники общеобразовательных школ, медучилищ и колледжей, а также уже работающие фельдшеры, медсестры и акушерки в 19 профильных вузах, к числу которых после прохождения лицензирования присоединятся Тверская и Ивановская медакадемии. В большинстве этих вузов ВСО получают на вечернем или заочном отделении (при наличии профильного среднего специального образования). Годовая стоимость обучения варьируется в зависимости от региона от 26 до 73 тысяч рублей.
В ряде профильных учебных заведений – например, в Казанском медуниверситете и Нижегородской медакадемии – на очные отделения бакалавриата по направлению «Сестринское дело» набирают абитуриентов из вчерашних школьников. Кстати, именно КазГМУ в нынешнем году получил 18 из 31 учебного места, обеспеченного бюджетным финансированием. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Сестринское дело» студентов готовят к «лечебно‑диагностической, реабилитационной, медико‑профилактической, организационно‑управленческой и исследовательской деятельности».
Однако на каких именно позициях в отрасли будущие бакалавры смогут применить полученные знания, пока непонятно: нормативных документов, где перечислены должности, которые смогут занимать обладатели новой квалификации, все еще не изданы. И такая история с ВСО случается уже второй раз. Первые обладатели ВСО с квалификацией «менеджер» были выпущены в 1995 году, но соответствующий приказ Минздравсоцразвития о номенклатуре должностей для них появился только в 2002 году и в 2009‑м был переиздан.
Начиная с 2011 года, то есть с того момента, как в образовательном стандарте ВСО появилось слово «бакалавр», представители высшей школы и медсообщества начали обращаться в Минздрав с запросами о гармонизации действующей нормативной базы. Заявителям удалось встретиться с заместителем директора Департамента медицинского образования и кадровой политики ведомства Ириной Купеевой и даже предложить к рассмотрению и утверждению разработанный ими список штатных позиций для выпускников программы ВСО. Но приказа, отражающего обновленный образовательный стандарт, не появилось даже в проекте.
«Те специалисты, по которым есть приказ Минздравсоцразвития №415н, приходят на работу, а отделы кадров не знают, что с ними делать, – рассказал VM на условиях анонимности преподаватель факультета ВСО одного из медицинских вузов. – Что касается бакалавров, Минздрав говорит, что вообще пока не понимает, зачем они нужны и зачем на это тратить государственные деньги».
Между тем эксперты на этот вопрос давно ответили: система ВСО и передача части управленческих и организационных функций медсестрам – наработанная мировая практика. «Мы выходим на западный вариант подготовки специалистов, когда медсестра – грамотный сотрудник, принимающий решения, – объясняет главный внештатный специалист Минздрава по управлению сестринской деятельностью, директор Института сестринского образования СамГМУ Сергей Двойников. – Она становится не просто помощником врача (он сказал, она сделала – это технический уровень, с которым справится сестра, закончившая колледж), а компетентным сотрудником, который самостоятельно принимает решения по планированию предоперационной подготовки, послеоперационного ухода за больным в хирургии, например, планирование программы реабилитации перенесших инфаркт миокарда или инсульт. Профилактическими школами и школами здоровья должны руководить эти сестры‑бакалавры».
Подготовка профессионалов в области управления лечебным учреждением – основная идея организации ВСО, утверждают эксперты. «Система должна быть настроена на выпуск специалистов, которые могли бы выполнять административные обязанности директора клиники, как это сделано в США, – приводит пример руководитель отдела инновационной образовательной деятельности Санкт‑Петербургского медико‑технического колледжа ФМБА Валерий Самойленко, один из выпускников первой группы ВСО, набранной в Санкт‑Петербурге в 1992 году. – Этот специалист может и должен курировать все связанные с жизнедеятельностью медучреждения процессы: от строительства до снабжения туалетной бумагой. А главврач, свободный от этих административно‑хозяйственных обязанностей, должен заниматься только медициной. Эта блестящая и простая идея не нашла своего развития и, вероятно, умрет в ближайшее время, поскольку за 22 года органы управления здравоохранением так и не дали ответа, какой менеджер им нужен, кого они готовят и зачем эти специалисты нужны в системе здравоохранения».
Заведующая кафедрой отраслевого менеджмента и организации здравоохранения РосНОУ Мария Жукова согласна с коллегой в том, что современным медучреждениям без четко структурированной системы менеджмента не обойтись. «Сложная структура управления предусматривает наличие высшего образования сотрудников, – рассуждает Жукова. – Они должны быть компетентны в организации качественного сервиса, оказании пациентам полноценных медицинских и сопутствующих услуг. В медучреждениях назрела проблема нехватки управленцев. Но регуляторы отрасли этого, видимо, еще не осознали – количество бюджетных мест связано с запросом на этих специалистов со стороны Минздрава».
Впрочем, на этот счет есть и более оптимистичные оценки. «Введение бюджетных мест я расцениваю как большой шаг в понимании нужности бакалавров сестринского дела для здравоохранения нашей страны, – говорит доцент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Ирина Островская и тут же добавляет, – в тех же Штатах первые программы подготовки стартовали в начале XX века, а мы «проснулись» только в 1991 году, и это проблема».
К другим сложностям эксперты относят безынициативность самих представителей профессии или неготовность врачей передать часть своих функций среднему медперсоналу. «Самим медицинским сестрам нужно быть активнее и ответственннее, – полагает Ирина Островская. – Ведь в стране уже более 20 тысяч специалистов с высшим сестринским образованием. Ассоциация специалистов с ВСО делает определенные шаги по решению проблем сестринского персонала. Но организация, к сожалению, пока очень малочисленна».
Некоторые эксперты говорят о том, что медсестра с высшим образованием легко могла бы выполнять и функции руководителя отделения, поскольку врач, замещающий эту должность, скорее всего, заканчивал лечебный факультет, а специализацию по организации здравоохранения мог получить, а мог обойтись и без менеджерской подготовки. Тогда как выпускники программы ВСО должны наверняка обладать управленческими компетенциями.
На практике официальное делегирование сестринскому персоналу управленческих полномочий – скорее исключение, чем правило. Но все же успешный опыт есть. «В Сарове в клинической больнице №50 медсестры обеспечивают функционирование в 10 отделениях, отвечая за все – от графика операций до закупки аппаратуры, – приводит примеры Валерий Самойленко. – В Петербурге в 122‑й клинической больнице существует отделение, в котором нет врачей в штате. Фельдшеры и медсестры сами принимают пациентов и в случае необходимости приглашают врачей в качестве консультантов».
Эксперты настаивают: работающая система «выше квалификация – больше возможностей» смогла бы сохранить отрасли часть покидающих ее сегодня специалистов. «Управлять в нашей системе никого никогда не учили, – говорит президент Российской ассоциации медицинских сестер Валентина Саркисова. – Продолжение обучения откроет медсестрам возможность карьерного роста – не менее перспективную, чем у врачей. А это значит, что в здравоохранении останется на порядок больше медсестер».
По данным Росстата за I квартал 2013 года, средняя заработная плата среднего медицинского персонала по РФ составляет 20 300 рублей и колеблется от 10 700 рублей в Кабардино‑Балкарии до 41 700 рублей в Москве. По данным портала Superjob, медсестры с дипломом специалиста, занимая должность главной медсестры, могут (в зависимости от региона) претендовать на зарплату в размере 22–50 тысяч рублей, а исполняя обязанности замглавврача – на 35–80 тысяч рублей.
Но удержание кадров в отрасли – все же не основная, а производная от другой проблемы – катастрофической нехватки среднего медперсонала: дефицит кадров в этом штатном сегменте составляет в российском здравоохранении 270 тысяч человек. По данным Минздрава, на 1 января 2013 года в госмедучреждениях работали 1,3 млн специалистов со средним медицинским образованием, а на каждую медсестру в среднем приходилось 20‑25 пациентов. Организация ВСО на должном уровне, полагают эксперты, способна разрешить и эту проблему – достаточно оптимизировать занятость и функционал медсестер. «Две трети среднего медперсонала работают в стационарах на должностях процедурных, перевязочных, палатных медсестер. Мы хотим эти должности объединить: одна медсестра делает перевязки, уколы, раздает лекарства, беседует с больным и его родственниками, – поясняет Сергей Двойников. – Тогда на одну медсестру будет приходиться от пяти до восьми больных. Мы сокращаем кадровый дефицит и одновременно улучшаем качество ухода за пациентом».
«Для того чтобы ситуация изменилась, нужно решение на уровне страны, – уверен Валерий Самойленко. – Решение, которое определило бы национальную модель и роль сестринского дела в системе реформируемого здравоохранения. Документ должен определить цель и методы сестринской помощи, границы компетенции и полномочий медицинских сестер с разным уровнем образования, включая высшее. Есть надежда, что часть ответов мы получим при утверждении профессиональных стандартов».
В 2009 году профильная комиссия экспертного совета по управлению сестринской деятельностью Минздравсоцразвития, Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования и Российская ассоциация медицинских сестер по заказу профильного ведомства разработали «Программу развития сестринского дела в РФ на 2010–2020 годы». Однако этот документ так и не был принят. Тем не менее отраслевое сообщество не оставляет попыток продвижения современной системы управления ЛПУ. По словам Сергея Двойникова, специалисты разрабатывают новую номенклатуру должностей для бакалавров сестринского дела. «Раньше об этих должностях у нас в стране не слышали, но они существуют в Европе и Северной Америке: это медсестра‑координатор, медсестра‑менеджер и многофункциональная сестра – у нас для нее еще нет названия, за рубежом такая должность называется «клиническая медсестра», – поясняет Двойников. И надеется, что многие наработки в этой сфере экспертам удастся еще раз обсудить и формализовать в ближайшее время – 26‑27 сентября в Волгограде пройдет Всероссийская научно‑практическая конференция «Новые технологии в деятельности специалистов со средним медицинским образованием».
Степени родства
Как система сестринского образования устроена в США
Текст: Ольга Каныгина
Дефицит сестринского персонала – одна из системных проблем американского здравоохранения. Признавая это, иммиграционные власти страны выделяют ежегодную квоту на получение грин-карт иностранным медсестрам и даже членам их семей. О статусе профессии говорит и многоуровневая система подготовки среднего медперсонала.
Степень бакалавра (Bachelor’s of Science Degree in Nursing – BSN) медсестры могут получить в университете. Во время обучения, длящегося, как правило, четыре года, студенты получают навыки управления персоналом и общения с людьми. Только имея степень бакалавра, можно претендовать на руководящую должность, продолжать образование, заниматься научной деятельностью, преподавать или консультировать.
Степень специалиста (Associate Degree in Nursing – ADN) приобретается в колледже. Учеба длится два‑три года. Упор делается больше на практические навыки и умения, чем на теорию. С такой квалификацией выпускники могут стать дипломированными сестрами быстрее, чем бакалавры. Однако им сложнее, чем бакалаврам, занять руководящие должности. Тем не менее существуют программы, позволяющие повысить уровень подготовки и получить степень бакалавра.
Диплом (Diploma Programs) можно получить, обучаясь в течение двух‑трех лет при больнице. Это самый быстрый способ стать медсестрой и начать зарабатывать. Однако без получения степени специалиста или бакалавра карьерный рост невозможен.
Получив степень или диплом, медсестра может продолжить свое образование, то есть пройти курс специализации: например, для медсестер-анестезиологов, медсестер‑акушерок, младших медсестер или частнопрактикующих медсестер. Дипломированные медсестры могут получить степень магистра или докторскую степень.
Для получения степени магистра необходимо иметь опыт работы по специализации, например, медсестрой‑анестезиологом (не менее двух лет). Обучение длится два года. Получить докторскую степень может медсестра, имеющая должность руководителя, занимающаяся научной деятельностью и, естественно, обладающая степенью бакалавра или специалиста. Как правило, на получение докторской степени требуется от четырех до шести лет.