закрытие аптеки что делать с лицензией

Как закрыть аптеку

Многие предприниматели при выборе ниши для бизнеса совершают массу ошибок: игнорируют анализ рынка, конкурентной среды и конъюнктуры, не учитывают собственные возможности, открывают бизнес без наличия специальных знаний и пр. В результате через некоторое время бизнес приходится закрывать из-за его нерентабельности. Мы расскажем, почему и как закрываются аптеки.

Основные причины расставания с аптечным бизнесом:

Как закрыть аптеку – пошаговая инструкция

Сложность процедуры по закрытию бизнеса зависит от организационно-правовой формы.

Если аптека открывалась ИП, порядок закрытия упрощенный – уведомительный. Следует подать в налоговый орган следующие документы:

После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке.

Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам. Поэтапное руководство:

1. Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:

— форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»;

— форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».

2. Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации».

3. Подготовка документов:

4. Проверка отчетности
5. Подача документов в регистрирующие органы в течение трех дней с принятия решения о ликвидации
6. Получение свидетельства установленного образца.
7. Подача уведомления в ПФР и ФСС в свободной форме
8. Подача заметки в журнал «Вестник государственной регистрации»
9. Проведение инвентаризации
10. Уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации
11. Взыскание задолженностей с дебиторов
12. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
13. Закрытие расчетного счета
14. Снятие кассового аппарата с учета
15. Обращение в налоговую с заявлением об окончании процесса ликвидации

Куда девать товар

Один из самых животрепещущих вопросов при закрытии аптеки – куда девать товар? Ведь реализовать его можно только при наличии фармацевтической лицензии, а после ликвидации предприятия она становится недействительной.

Статья 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью. Соответственно, наказания за это не предусмотрено.

Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.

Источник

Лицензионные требования к аптечным организациям

4,11 (Проголосовало: 20)

закрытие аптеки что делать с лицензией. Смотреть фото закрытие аптеки что делать с лицензией. Смотреть картинку закрытие аптеки что делать с лицензией. Картинка про закрытие аптеки что делать с лицензией. Фото закрытие аптеки что делать с лицензией

Лицензионные требования к аптечным организациям — это обязательные нормы, которым должно соответствовать фармацевтическое предприятие, желающее получить разрешение на торговлю лекарственными препаратами и медизделиями.

Основные правила выдачи лицензий

Актуальные лицензионные требования к аптекам предполагают, что осуществляемая фармацевтическая деятельность относится к категории лицензируемых. Действующий утвержденный перечень лицензируемых работ аптеки включает следующие операции:

Согласно пункту 3 постановления № 1081 выдачу разрешений на розничную продажу лекарств аптечными организациями осуществляют разные органы. Так, если аптека напрямую подведомственна федеральному органу исполнительной власти, то право на торговлю подтвердят в Росздравнадзоре. Остальные категории аптек получают разрешения на свою деятельность в профильных департаментах органов исполнительной власти того региона, где они работают. В соответствии с частью 4 статьи 9 99-ФЗ такой документ в обоих случаях станет бессрочным.

Нормативное регулирование

Основная правовая база лицензирования и создания аптечной организации содержит два нормативных документа:

Перечисленные правовые акты регулярно пересматриваются и обновляются, чтобы обеспечить наилучшую защиту потребителей лекпрепаратов от приобретения фальсифицированных или низкокачественных товаров. Последние изменения в постановление № 1081 были внесены постановлением Правительства от 21 февраля 2020 года N 192. Также в этой сфере действуют нормативные документы по лицензированию фармацевтической деятельности, изданные Минздравом. Они касаются процедурных вопросов реализации лицензионных норм, включая классификацию аптек.

Виды аптек

С 1 января 2021 года в Российской Федерации вступает в действие новая классификация аптечных организаций. В соответствии с приказом Минздрава от 31 июля 2020 г. N 780н с этой даты все аптеки, работающих в нашей стране, будут делиться на следующие категории:

Требования к соискателю

Чтобы получить требуемое разрешение, соискателю следует подготовить и представить в контролирующий орган пакет документов, подтверждающий, что он выполнил действующие лицензионные требования к аптечным организациям. Они сформулированы в пункте 4 постановления № 1081.

Нормативы для помещений

Одно из важных условий лицензирования — это наличие права пользования помещениями, подходящими для розничной продажи лекарств. Это значит, что в них имеется возможность обеспечить требуемые условия хранения препаратов в соответствии с рекомендациями производителя. Нормативы, которым должно отвечать такое помещение, приведены в приказе Минздрава от 31 августа 2016 года N 647н. Оно может находиться в собственности у соискателя или использоваться им на основании договора аренды.

Нормативы для оборудования

Помимо нормативов для помещения, аптека, подающая заявку на получение разрешительного документа, должна учитывать нормативы по оборудованию. Сейчас основные требования к аптекам для соблюдения лицензионных требований в этом вопросе регулируются приказом N 647н. Они включают следующие условия:

Нормативы для персонала

Действующие требования к лицензированию аптеки в 2021 году содержат следующие условия в отношении персонала организации.

Требования к руководителю аптечной организации

Требования к индивидуальному предпринимателю

Требования к персоналу аптеки

Высшее или среднее фармацевтическое

Требования не предъявляются

Алгоритм получения лицензии

Вкратце процедура получения разрешения на деятельность аптечной организации выглядит следующим образом. Соискатель направляет заявление на выдачу лицензии и приложения к нему, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям, в контролирующий орган. Там рассматривают полученную заявку, проверяют выполнение требования к аптеке при лицензировании и выносят решение о предоставлении разрешения на розничную фармацевтическую деятельность или об отказе в выдаче такого разрешения.

Необходимые документы

Основанием для начала процедуры лицензирования выступает заявление для лицензии на аптечную деятельность, направляемое в ответственное ведомство. К нему прилагается пакет документов, подтверждающий соответствие заявителя действующим лицензионным требованиям. В соответствии с пунктом 7 постановления № 1081 он включает:

Комментарий компании АТТЭК

Лицензионное заявление подают как в традиционном бумажном, так и в электронном виде, воспользовавшись сервисом на сайте Росздравнадзора. Для подачи заявления необходимо авторизоваться на сайте через Единый портал государственных услуг в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Это удобный способ сэкономить время по сравнению с личным визитом в ответственный орган.

Сроки рассмотрения

Срок рассмотрения лицензионной заявки устанавливается статьей 14 федерального закона № 99-ФЗ. Лицензирующий орган обязан осуществить рассмотрение заявления на предмет полноты и корректности оформления документа, а также содержания представленных в нем сведений, и вынести решение о лицензировании в срок, не превышающий 45 рабочих дней.

Как получить лицензию — пошаговая инструкция

Базовая пошаговая инструкция, позволяющая получить лицензию на аптечную деятельность, включает следующие шаги.

закрытие аптеки что делать с лицензией. Смотреть фото закрытие аптеки что делать с лицензией. Смотреть картинку закрытие аптеки что делать с лицензией. Картинка про закрытие аптеки что делать с лицензией. Фото закрытие аптеки что делать с лицензией

Лицензионный контроль

Однако это не значит, что, однажды получив разрешение, аптека больше не должна заботиться о выполнении действующих требований. В течение всего срока действия лицензии Росздравнадзор проводит лицензионный контроль, учитывая последние изменения в лицензировании аптек и проверяя выполнение следующих условий:

Срок действия лицензии

Сейчас срок лицензии в аптеке регулируется общими правилами лицензирования в России. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 99-ФЗ этот документ не имеет ограничений по сроку действия.

Отзыв лицензии

Соблюдение перечисленных лицензионных требований обязательно для всех аптечных организаций. В случае серьезного нарушения аптека сможет лишиться действующей лицензии. Порядок аннулирования этого документа предусмотрен статьей 20 федерального закона № 99-ФЗ. В этом разделе нормативного документа указывается, что контролирующий орган вправе вынести такое решение в следующих случаях:

Согласно действующему порядку, в таких случаях контролирующий орган сначала приостанавливает действие разрешения, а затем обращается в суд для его аннулирования.

Стоимость услуг по лицензированию

Согласно части 92 статьи 333.33 действующего Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины за сам факт выдачи лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но стоимость лицензии на фармацевтическую деятельность под ключ в 2021 году, конечно, окажется гораздо выше, поскольку включает расходы на подготовку помещения и оборудования, оформление и сбор необходимых документов и проч. Центр АТТЭК предоставляет комплексную услугу сопровождения лицензионной заявки на получение розничной фармацевтической лицензии. Стоимость услуги определяется индивидуально.

Источник

Имеется лицензия на осуществления фарм. Деятельности, к ней вложения с адресом каждой из аптек. Столкнулся с необходимостью закрытия одной из аптек и не знаю как правильно поступить с лицензией

Здравствуйте, Сергей. Вы обязаны переоформить имеющуюся у вас лицензию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 23.09.2016) «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности») и ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

А продолжать имеет ли право организация продолжать свою деятельность без переоформления
Сергей

да, в вашем случае переоформления, осуществлять деятельность можно до переоформления, если срок лицензии не истек. Я, к сожалению, не нашла срока, в течение которого вы обязаны подать документы на переоформление, лучше уточните в лицензирующем органе. Ответственность по ст. 14.1 КоАП.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. 2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Источник

Закрытие аптеки индивидуальным предпринимателем

Если аптека была открыта индивидуальным предпринимателем, то порядок закрытия упрощенный – уведомительный в налоговый орган. Как правило, оформляется распорядительный документ о ликвидации. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием, ответственных за них лиц, а также сроки их исполнения.

Жанна Владимирова, юрист

Что необходимо сделать до получения свидетельства о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя?

Расторгнуть соглашения по договорам с юридическими и физическими лицами.

Снять с учета кассовый аппарат.

Закрыть расчетный счет в банке.

Что надо знать руководителю

При принятии решения о прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем и расторжении трудовых договоров работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность каждого конкретного работника, профессию, специальность и квалификационные требования к нему, а также условия оплаты труда.

Что надо знать персоналу

При расторжении трудового договора руководство обязано следовать правилам, предусмотренными трудовым законодательством для ликвидации организации.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности» и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), необходимо соблюдать лицензионные требования, установленные этими нормативными актами, а именно (ст. 20 федерального закона):

«Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица;

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии».

Важно! Не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Было бы неплохо за несколько дней до закрытия аптеки в связи с ее ликвидацией известить об этом население объявлением, размещенным на входной двери, с указанием адресов ближайших аптечных организаций.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

1) заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии оформляется и доводится до сведения индивидуального предпринимателя.

Важно! Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Это, пожалуй, один из самых животрепещущих вопросов при закрытии аптеки. Сегодня многие фирмы предлагают услуги по выкупу товарных остатков. Так что требуется только найти наиболее подходящие условия.

Важно! Лучше всего реализовать товар до прекращения лицензии в соответствии с ее условиями, в розницу или оптом. Ведь реализовать его можно только при наличии фармацевтической лицензии, а не после ее прекращения. Кроме того, не имея лицензии на оптовую торговлю, другим аптекам продавать товар аптека не вправе, она может продавать товар только в розницу. Поэтому при закрытии аптеки необходимо заблаговременно подумать о минимальном количестве остатков.

Источник

Аптека закрывает торговую точку

В этом случае решение о его ликвидации должно быть принято с соблюдением следующих норм законодательства.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в акционерных обществах решение о ликвидации филиала должно приниматься большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании. Правда, если для принятия такого решения обществом не предусмотрено большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона № 208-ФЗ).

Если аптека – общество с ограниченной ответственностью, решение принимается общим собранием участников. А именно не менее 2/3 голосов от их общего числа. Но при условии, что устав общества не содержит положений о необходимости большего количества голосов (подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

В этом случае особых требований к процедуре принятия решения о ликвидации подразделения законодательство не содержит. Аптека решает этот вопрос самостоятельно согласно существующему порядку делопроизводства.

Как правило, за подписью руководителя фирмы издается приказ о ликвидации либо иной распорядительный документ. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием подразделения, ответственных за это лиц, а также сроки их исполнения.

Отметим, что аналогичный документ может быть подготовлен и во исполнение решения о закрытии филиала (представительства), принятого уполномоченным на то органом.

Порядок возврата имущества головной организации нормативными документами не регламентируется. Но рекомендуем предусмотреть его внутренним локальным документом. В нем в том числе следует зафиксировать обязательное оформление акта приема-передачи активов.
В учете отражение факта передачи имущества будет зависеть от того, выделена ли ликвидируемая аптека на отдельный баланс. Если распорядительными документами подразделение уполномочено вести собственный баланс, возврат имущества должен производиться с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Бухгалтер отразит это следующей проводкой:

ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
КРЕДИТ 41

– переданы товары на баланс головной организации.

Если отдельный баланс аптека не ведет, то счет 79 не применяется. В этом случае контроль операций между головным подразделением и обособленным обычно производится с помощью вспомогательных счетов рабочего плана счетов.

Расторгая трудовые договоры, следует руководствоваться правилами, предусмотренными для ликвидации организации. Об этом сказано в статьe 81 Трудового кодекса РФ.

Однако эта норма справедлива, только если подразделение находится в другой местности, то есть за границами города, поселка и т. п. (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Если же оно находится в пределах одного населенного пункта с головной фирмой, то уволить работников можно только по сокращению штата.

В любом случае не менее чем за два месяца каждого работника персонально под роспись предупреждают о предстоящем увольнении. Однако в случае сокращения фирма обязана предложить увольняемому лицу имеющуюся вакантную должность. Чтобы избежать возможных исков со стороны работников о нарушении процедуры увольнения, лучше это делать в письменной форме.

Уволенным следует выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. А если в двухмесячный срок бывший работник не трудоустроится, то и этот период также оплачивается исходя из среднемесячного заработка, но уже за вычетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Кстати, аптека может с письменного согласия работника уволить его досрочно, не дожидаясь истечения двух месяцев с момента предупреждения. Но тогда увольняемому положена дополнительная компенсация. Она равна величине средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
Также работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

В бухгалтерском учете все денежные суммы, выплаченные работнику в связи с увольнением, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 8 ПБУ 10/99. Их начисление отражается проводкой:

В налоговом учете выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пунктам 8, 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
В налоговую базу по ЕСН указанные выплаты не включаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Они также не облагаются и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

А вот в новом году облагать страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поскольку суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск поименованы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765), они не включаются в базу при исчислении страховых взносов от несчастных случаев на производстве.

Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ также освобождает выходные пособия от обложения НДФЛ. Однако это не распространяется на компенсацию за неиспользованный отпуск.

При ликвидации подразделения нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ требуют в течение месяца представить в налоговые органы по местонахождению организации сообщение о его закрытии по установленной форме. К сообщению прикладываются копии документов, подтверждающих прекращение деятельности торговой точки.

Правда, штраф за нарушение этого срока небольшой. Для фирмы он составляет 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Могут наказать и руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В месте, где находится закрываемая аптека, ее тоже необходимо снять с налогового учета. Для этого в инспекцию по местонахождению подается заявление по форме № 1-4-Учет также с приложением копий документов о ликвидации.

Срок для подачи такого заявления не установлен. В то же время в течение 10 дней со дня его подачи налоговый орган обязан снять обособленное подразделение с учета (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Однако если это подразделение подвергнется налоговой проверке, то срок снятия его с учета продлится до ее окончания.

Проверить аптечную точку могут только по региональным и (или) местным налогам. Это оговорено пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Данный пункт содержит еще одну важную оговорку – выездная проверка может быть проведена только в отношении филиалов и представительств организации. Проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, которые не являются таковыми, налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327).

В то же время арбитражные суды занимают противоположную позицию. Они отмечают, что главным условием для возможности проведения выездной проверки является постановка обособленного подразделения на учет в налоговом органе (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008). Так что если аптека попытается оспорить решение инспекции о проверке подразделения, не являющегося филиалом, то суды скорее всего примут сторону налоговиков.

Налог на прибыль (авансовые платежи) ликвидируемой аптеки рассчитывается по итогам того отчетного периода, когда подразделение было снято с учета по своему местонахождению. Когда налог в бюджет субъекта РФ уплачивается по местонахождению этого подразделения в соответствующей доле, размер последнего платежа определяется в общеустановленном порядке. То есть исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение в этом отчетном периоде. Полученная сумма налога к доплате перечисляется в бюджет по местонахождению ликвидированного объекта.

Если организация к тому же уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из предполагаемой прибыли, то сразу после приказа о ликвидации она вправе скорректировать свои бюджетные обязательства, представив в инспекцию уточненные декларации (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).

Порядок расчета налога при закрытии аптеки, входящей в группу обособленных подразделений, аналогичен порядку, изложенному выше. Однако в этом случае подавать уточненную декларацию не надо (письмо Минфина России от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624). Если же ликвидируется подразделение, через которое налог уплачивается в региональный бюджет, то нужно выбрать новое ответственное подразделение. В течение десяти дней после окончания отчетного периода о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы (письмо ФНС России от 18 марта 2009 г. № 3-2-09/66@).

Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ обязанность уплачивать ЕСН по своему местонахождению возложена только на те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если аптека удовлетворяет этим критериям, то уплачивает ЕСН по ее местонахождению (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168).

В этом письме также отмечено, что до вынесения инспекцией решения о снятии обособленного подразделения с учета НДФЛ с сумм, выплаченных работникам, следует перечислять в бюджет по местонахождению подразделения.

Порядок уплаты представления отчетности по пенсионным взносам, а также по взносам в ФСС России такой же, как и по ЕСН.

Законодательство не предусматривает специального порядка представления отчетности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, если обособленное подразделение закрыто в течение календарного года. Финансовое ведомство предлагает в таких случаях применять порядок, установленный пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43).

Иными словами, не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, в котором торговая точка ликвидирована, аптека должна уплатить налог и представить в инспекцию по местонахождению подразделения вместо расчета по авансовому платежу декларацию. При этом в налоговых декларациях, заполняемых в отношении закрытой аптеки, реквизиты (КПП, код налогового органа и код места представления декларации) указываются по ее местонахождению. Причем поступить так необходимо, даже если закрытое подразделение уже снято с учета в налоговых органах по своему местонахождению (письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-05-04-01/44).

Статья напечатана в журнале «Учет в аптеках» №12, декабрь 2009 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *