замена бордюров в москве зачем
Тайна московских бордюров
Воспользовавшись небольшой паузой между волнами эпидемии, московское правительство продолжило замену бордюров прошлогоднего, устаревшего фасона на новейшие образцы. Работы идут с присущим Москве масштабом, и наверняка вскоре мы увидим еще более похорошевшую столицу. Однако уже давно обыватель догадывается, что это действие содержит в себе большую тайну, а возможно, ритуал, франкмасонский посыл, разгадать который простому уму уже не по силам.
Внутри власти должна быть тайна, указывал еще Великий инквизитор в романе Достоевского. Без трех своих важнейших компонентов – тайны, чуда и авторитета – нет подлинного господства. Но можно дополнить эту композицию. Внутри настоящей власти еще должен быть абсурд. Нелогичность, нерациональность, непредсказуемость. Именно за счет абсурда власть дает почувствовать, что она может управлять реальностью, выключая законы логики: мы делаем то, что другие и помыслить не могут.
Конечно, периодически всплывают рациональные объяснения бордюрной истории – от банально коррупционных версий до более тонких. Например, версии о важности освоения городских средств, чтобы избежать секвестра в пользу федерального бюджета. Некоторые полагают, что гранит просто перетягивают из одного района в другой, чтобы загрузить простаивающий коммунальный сектор – иначе разбегутся ценные кадры, собирай их потом по всей Евразии. Есть и те, которые видят в этом сверхценную идею: бывали же случаи, когда человек сходит с ума от пятнышка на одежде. Но все эти версии кажутся какими-то ущербными, снижающими размах подлинного замысла.
Разумеется, тайна не существует в одиночестве. По той же логике меняют, наверное, свежий асфальт во дворах, краску на оградах, плиты на Патриаршем мосту. Это некая матрица, вошедшая в коллективное сознание московской власти. Механизм принятия решений не требует в ней объяснений, и, наверное, в европейской среде (а Москва все же мыслит себя европейским городом) нет города подобного масштаба, где так слабо выстраивалась бы коммуникация между муниципальной властью и населением. Но если оставить в стороне поиски разгадки, стоит сделать одно эстетское замечание.
В отработанной стилистике той же европейской культуры одежда и обувь развитого человека должны отличаться некоторой поношенностью – слишком новое, глянцевое, с иголочки воспринимается как легкий дефект вкуса. Хорошо, когда вещи, как и облику человека, присуща история. То же самое с городами. Конечно, надо обладать чувством своего пространства, чтобы понимать очарование времени – старой штукатурки, стертого камня, качественного граффити на стене. Видеть в этом не нарушение стерильности, которое надо немедленно устранить, а жизнь города. Объяснять это очень сложно, но на то и нужны в планировании городской среды не только урбанисты с холодным революционным блеском в глазах и не только сфокусированные на прибыли девелоперы, а люди с развитым гуманитарным сознанием, которые любят, чувствуют, понимают свой город и его жителей.
Бордюр во время чумы: Собянин раздал 12 млрд Ротенбергам и другим “королям госзаказа”
Кризис и коронавирус не мешают московским чиновникам менять вполне еще годную плитку
Страсть администрации Сергея Собянина к бесконечной замене асфальта, плитки и бордюров не утихла даже в тот сложный период, когда Москва пытается справиться с вирусом COVID-19. В феврале и марте, когда всем уже было ясно, что пандемия не обойдет стороной Россию, мэрия столицы заключила десятки тендеров на благоустройство на общую сумму 12 млрд рублей. Менять не особо нуждающиеся в замене уличные покрытия за бюджетные миллиарды будет не абы кто: одни выигравшие тендеры компании связаны с “королям заказа” — семьей Ротенбергов, другие — с миллиардерами Андреем Бокаревым и Искандаром Махмудовым, которые стали уже постоянными подрядчиками московских властей.
Игра «замени плитку»
Вряд ли высшие московские чиновники, наблюдая в феврале-марте разгулявшийся по миру коронавирус, не осознавали, что вскоре его волна накроет и Россию. Тем не менее, их, как и в “мирное” время, больше заботила замена тротуарной плитки, бордюров и асфальта. Об этом свидетельствуют десятки тендеров на общую сумму 12 млрд рублей, объявленных в то время московскими властями. При том, что замена уличных покрытий сама по себе не первоочередная задача в условиях пандемии, планируемые работы коснутся тех участков, где плитка и асфальт вообще не требуют какой-либо ремонта, выяснил проект “База”.
К примеру, от метро «Каширская» до Царицынского путепровода заменят находящуюся в хорошем состоянии старую плитку на новую. Это будет стоить 605 млн рублей.
Благоустройство территории от Царицынского путепровода до МКАДа, где в сквере у Липецкой улицы по-новому уложат плитку, обойдется в 1 млрд рублей.
Всего же в Москве на основании февральско-мартовских тендеров планируется заменить 20 кв.км приличной плитки, 300 кв. км неразбитого асфальта и более 100 км хороших бордюров.
Миллиарды — миллиардерам
Как выяснили журналисты, сделать бессмысленную работу, но получить за это баснословные деньги из городского бюджета доверено друзьям мэрии, в частности компании “Зарком”, связанная с миллиардерами Андреем Бокаревым (62-е место в российском рейтинге Forbes в 2019 году) и Искандаром Махмудовым (18-е место). С 2017 года она уже заработала на сотрудничестве с московскими властями 2,7 млрд рублей.
По данным «Базы», бывший в 2018-2019 годах единственным владельцем «Заркома» Евгений Андреев председательствовал в ТСЖ «Лёвшинское». Он имел квартиру в доме №10 по Малому Лёвшинскому переулку, там же где и предыдущий глава этого ТСЖ Кирилл Попов. Попов в свою очередь был гендиректором компании “Суалекс”, чья УК «Комплексное управление недвижимостью» обслуживает фирмы, непосредственно принадлежащие Андрею Бокареву («Бокарево» и «Финансы и недвижимость»).
Тот же Кирилл Попов был совладельцем и гендиректором фирмы «Саввинское», также связанной с Бокаревым. В здании этой фирмы с момента своего появления в 2013 году зарегистрирован “Зарком”. Сейчас этим зданием владеет компания «Евромит», принадлежащая Искандару Махмудову. У Махмудова и Бокарева партнерство по компаниям “Трансмашхолдинг”, “Аэроэкспресс”, УГМК.
“Трансмашхолдинг” поставляет вагоны для московского метро. За семь лет компания получила на этих поставках 133 млрд рублей, подсчитали в 2018 году журналисты “Ведомостей”. А в конце прошлого года Собянин подписал с Бокаревым соглашение о создании транспортного парка. И в то же время столичные власти купили у двух миллиардеров 51% “Мосметростроя”.
Без Ротенбергов никуда
Среди других победителей тендеров на благоустройство и без того благоустроенной территории — «Группа компаний „ЕКС“», «ЮГ 2008», «Реконастрой 28», «Торговый дом Промышленность».
«Группа компаний „ЕКС“» планирует заработать на этих подрядах с мэрией и ее структурами 2,4 млрд рублей. Холдинг считается одним из королей госзаказов в Москве и Подмосковье. В 2019 году на гостендерах более 50 млрд рублей, а в 2018 — 14,7 млрд рублей.
Как ранее выяснили журналисты Daily Storm, ЕКС связана с кипрской компанией White Wings Holdings Limited. В свою очередь эта фирма имела договор на юридическое обслуживание с компанией Kinanis LLC, представлявшей интересы семьи Ротенбергов в офшорах. Также ЕКС связана с ними через членов своего совета директоров — Сергея и Елену Петриковых.
Как отмечает “База”, еще пару лет назад на благоустройство Москвы уходило около 7–8 млрд рублей в месяц. Теперь эти траты намного увеличены, и даже пандемия не изменила приоритеты в расходах собянинской администрации.
Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников московской мэрии, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».
Власти Москвы объяснили частую замену дорожной плитки и бордюров в городе
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков рассказал, с чем связан частый демонтаж дорожной плитки и бордюров в столице. По его словам, это приходится делать из-за подключения объектов малого бизнеса к электрическим сетям.
«Идет развитие экономики города, развитие малого бизнеса. Предприниматель обращается с тем, чтобы сделать подключение своего объекта. Конечно, надо снимать плитку. Снимая плитку, безусловно, надо будет снять и кусок бордюрного камня и выполнить эти работы. Но проходит несколько дней, и мы видим, что все стоит на месте», – отметил он.
Бирюков считает, что по сравнению с асфальтом у плиточного покрытия есть ряд преимуществ. Оно более долговечно и экологично, а также плитка более маневренная при проведении различных работ.
Заммэра напомнил, что еще десять лет назад в городе были сплошные асфальтовые заплатки из-за работ по подключению объектов экономики к сетям.
«Сегодня мы этого не видим. Так что это неправильное бытующее мнение о том, что идет замена плитки. Это идет живая работа по развитию нашего города, развитию экономики города», – добавил Бирюков.
Ранее сообщалось, что в России приступили к созданию дорожного покрытия, которое сможет заменить асфальт и тротуарную плитку.
Многомиллиардное «обордюривание» Москвы
Понятия «собянинская плитка» и «собянинские бордюры» стали для москвичей своего рода мемами. В столице активно ведутся работы по установке гранитных бордюров и плитки — вернее, по их переустановке: вместо старых, но вполне еще пригодных к эксплуатации. Не секрет, что цена гранитных изделий превышает рыночную, а работы ведут компании, аффилированные с московской мэрией и непосредственно с Сергеем Собяниным. Казалось бы, что плохого в том, что мэр энергично обновляет облик столицы? Но, как выяснила «Преступная Россия», не все так просто в «мэрском королевстве»: бизнес — и ничего личного. Мы попытались умножить километры на миллиарды: цифры получаются заоблачными. Зачем Москве столько плитки и бордюров, которые, в том числе, поставляют из Украины? Вопрос риторический, требующий всеобъемлющей проверки.
«Обордюривание» на миллиарды
Гранитная плитка и бордюры являются одной из самых крупных статей столичных расходов на благоустройство. Только в 2017 году в Москве уложено около 1,2 млн м² гранитных тротуаров и почти 674 км гранитных бордюров. Для сравнения: в том же 2017 году на поддержку сельскохозяйственной отрасли РФ было потрачено около 75 млрд рублей, а на московскую программу «Моя улица» — 42,5 млрд рублей. Однако, впечатляет. В 2018 году работы продолжились: в мае столичная мэрия объявила два тендера на закупку 272 км гранитных бордюров на сумму 1,11 млрд рублей. С учетом демонтажа старых бетонных бордюров общая стоимость работ составила около 1,66 млрд рублей.
Один из аукционов 2018 года от столичного департамента по конкурентной политике
Буквально на днях стало известно, что столица закупит рекордное количество бордюров из гранита: 940 км на общую сумму 2,99 млрд рублей. При этом в текущем году мэрия уже приобретала бордюры из камня на 2,3 млрд рублей: в марте этого года объявлялись два конкурса на общую сумму 1,7 млрд рублей, а в июне еще один тендер на 658 млн рублей. Победителями этих конкурсов стали ООО «Башкирский камень» из Уфы и столичное ООО «ТД Спецпласт».
11 июля 2019 года ГБУ «Автомобильные дороги», подведомственное комплексу городского хозяйства Москвы, объявило еще 4 конкурса на поставку гранитного бордюра: в основном это ограждения марки ГП-1. Чтобы понять масштаб сего действа, учитывая «бордюрные» цифры за прошлые годы, достаточно знать, что длина МКАД составляет 108 км, а протяженность всех дорог Москвы — 3,6 тыс. км. Известно, что за последние 5 лет столица «обордюрилась» на более чем 13 млрд рублей.
Мэр Собянин уверен, что много бордюров не бывает
К слову, занимательная арифметика гласит, что цена на бордюры ежегодно меняется, при этом оставаясь запредельно высокой. К примеру, в 2018 году мэрия закупала их по цене 4085 рублей за погонный метр: это при том, что в строительных магазинах метр этого изделия можно было приобрести за менее чем за 2500 рублей.
Москва закупает бордюры по завышенной цене. Инфографика — Медуза
У ряда отечественных производителей цены и того ниже. К примеру, один из поставщиков гранитных плит и бордюров для Москвы — екатеринбургская компания ООО «Гранит Инвест» — предлагает погонный метр бордюра лишь за 1870 рублей плюс 10–15% от общей суммы заказа составляет оплата доставки.
Стандартный гранитный бордюр, заказываемый Москвой
А ООО «Гранитис» (тоже из Екатеринбурга) реализует аналогичное изделие и вовсе по 1700 рублей за метр. В столичной мэрии не могут не знать этих расценок. Подчеркнем, что никакой особой финансовой отчетности по «гранитным» закупкам нет. Анализ рыночной стоимости на сайте госзакупок также не публикуется, собственно, как и названия компаний, предложения которых рассматривают чиновники мэрии. Сколько бюджетных денег утекает в карманы мэрских «плиточников» и «бордюрщиков», можно лишь догадываться. И это — не жалкие копейки, а, учитывая масштаб проводимых работ, миллиарды.
Подобные картины в столице можно увидеть повсеместно круглый год
Столичные финансовые аналитики утверждают, что с 2014 года статья по благоустройству увеличилась более чем в два раза: вероятно, и за счет статьи по здравоохранению в том числе, сократившейся на 8%. Программа «Моя улица», в рамках которой в столице «лепят» золотую плитку и не менее золотые бордюры, поглотила уже более 200 млрд рублей. Но на этом Собянин и его свита не останавливаются.
Если бордюры еще кое-как выдерживают межсезонье, то плитка в этом плане оказалась куда слабее: она не приживается в московских реалиях по причине активно используемых реагентов, которые попадают в швы, вследствие чего цемент вымывается, и плитка «встает на дыбы». Плюс — тяжелая уборочная техника, катающаяся по площадям и тротуарам. Отсюда неработающие водостоки, лужи и «поплывшая» плитка, что, впрочем, является сигналом для ее очередной переукладки. А значит, очередного заработка. И так до бесконечности…
По следам одной уголовки
В ноябре 2017 года сотрудники столичного управления УБЭиПК задержали руководителя ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (ДКР) Александра Шукюрова, врио гендиректора входящего в структуру ФСО ФГУП «Свэко» Олега Филиппова и гендиректора компании по беспроводной диспетчеризации ЖКХ «Вавиот» Евгения Ахмадишина. Всем троим были предъявлены обвинения в хищении средств, выделенных в рамках реализации программы «Моя улица». По данным базы СПАРК, в период, когда Шукюров руководил ДКР, в 2013–2017 годы, были заключены контракты с разными фирмами почти на 80 млрд рублей. Примечательно, что фото Александра Шукюрова в интернете почему-то отсутствует. Публикации в формате досье выдают примерно такой «облик» чиновника:
Александр Шукюров старался не попадать в фотообъективы?
По имеющейся информации, задержанный Александр Шукюров вывел следствие на главу Департамента капремонта мэрии и своего непосредственного куратора Алексея Елисеева — владельца группы «Радор-М», получившей в рамках «Моей улицы» контракты на 26 млрд рублей.
Так, в 2015 году тендер на поставку гранитных бордюров выиграла компания «К-холдинг», аффилированная с ООО «Роуд Групп», а в тендерах 2016–2017 годов победителем стал «Радор М».
Тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год
Упомянутые компании связаны друг с другом через общих совладельцев. Так, одним из основателей холдинга «Роуд Групп» был Алексей Елисеев. Золотое дно! Вернее, гранитное, но с массивными вкраплениями благородного металла. К тому же Елисеев входил в состав конкурсных комиссий по определению победителя тендеров. Его куратором является приближенный к Сергею Собянину вице-мэр Москвы Петр Бирюков.
Генеральный директор ООО «Роуд Групп» Алексей Елисеев
«Круговорот» победителей тендеров в Москве
Украинский след «гранитной контрабанды»
В июле текущего года стало известно, что Сергей Собянин намерен списать под программу «Моя улица» еще 165 млрд рублей. Признаться, мы уже запутались в финансовых вливаниях в данный проект по благоустройству, поскольку фигурирующие в нем цифры не поддаются логическому объяснению. Очевидно одно: чтобы разобраться с тем, сколько денег «зарыто» в бордюры, плитку и прочее, необходим всесторонний аудит и соответствующие проверки компетентных органов. Но с этим в отношении столичной мэрии почему-то не спешат.
Как известно, «Мою улицу» активно лоббируют вице-мэры Москвы Анастасия Ракова и Петр Бирюков: последний, по сообщениям СМИ, даже хвастался тем, что, мол, «программа «Моя улица» не закончится никогда». При этом бессмысленное для москвичей облицовочное безумие обогащает не только чиновников мэрии, но и Украину, где Москва закупает гранитную плитку на миллиарды долларов. И это несмотря на то, что у России с Украиной, мягко скажем, довольно-таки натянутые отношения.
Масштабы «одевания» Москвы в гранит таковы, что отечественные фирмы, поставляющие в столицу свои гранитные изделия, не справляются с объемом. Так, например, директор челябинского ООО «ТК Офис Сити» Андрей Лукьянчиков, являющийся одним из поставщиков, в комментарии СМИ подчеркнул, что удовлетворить «бордюрные» потребности столицы можно, если «вся Челябинская область сядет на всю зиму пилить гранит».
Итого, отечественное производство с запросами команды Собянина не справляется. А вот на Украине имеется качественный камень, добыча и обработка которого давно и успешно налажена. Поэтому бюджет московской программы и вывели в соседнюю «небратскую» страну.
Депутат Госдумы Валерий Рашкин
Впрочем, насколько известно, никакой реакции со стороны российских компетентных органов на это не последовало. Не нашли или же не искали? Вопрос риторический. Учитывая, что априори подобные закупки носят контрабандный характер, поскольку, еще раз подчеркнем, официально торгово-экономических отношений между Россией и Украиной нет.
В то же время, по имеющейся информации, поставками в Россию гранитных плит с украинских месторождений, в частности, занимается китайская компания Xiamen Pagoda Build, владельцем которой является гражданин Украины Максим Трясунов. Главный офис Xiamen Pagoda Build находится в Китае в городе Сямынь (Xiamen). В 2017 году компания открыла офис в Киеве.
Официальный сайт компании публично рекламирует сотрудничество с Украиной:
Максим Трясунов на украинском производстве
По имеющейся информации, упомянутый ранее ООО «Гранит-Инвест» (владельцы — Алексей Степанченко и Андрей Худяков) также поставляет в Москву гранит с месторождений Украины. В частности, летом 2017 года Объединенная энергетическая компания (ОЭК), принадлежащая московскому правительству, закупала посредством «Гранит-Инвеста» плиты из Кировоградской области Украины.
Один из протоколов от июля 2017 года
В 2016 году журналист Иван Голунов, попавший в 2019 году под незконное уголовное преследование, выяснил, что, к примеру, Большую Якиманку «огранитили» на 20 тысяч м² с месторождения в Житомирской области. А 25 тысяч м² плит, уложенных на Бульварном кольце, согласно маркировкам, были произведены на заводах в селах Житомирской области Галиновка и Торопище.
Гранит из Украины в Москве, 2016 год
В 2017 году аналогичные ящики с плитами были обнаружены, в частности, при укладке на Садовом кольце: правда, уже с сорванными этикетками. Как думаете, московская мэрия отвечала на журналистские запросы о том, как гранитная продукция из Украины оказалась в Москве? Нет, не отвечала.
И напоследок. Поговаривают, что вице-мэр столицы Анастасия Ракова также имеет прямое отношение к «гранитному» бизнесу. «Ночная хозяйка» столицы (так ее называют в определенных кругах) якобы обналичила через фиктивную компанию 10 млрд бюджетных рублей, уговорив Сергея Собянина на украинские закупки в рамках программы «Моя улица».
Вице-мэр Анастасия Ракова причастна к схемам по распилу бюджета?
Впрочем, так это на самом деле или нет, «Преступная Россия» пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть. На то и существуют фиктивные фирмы, чтобы, как говорится, концы в воду. В любом случае, на столичном «плиточно-бордюрном» поприще для правоохранителей работы — непочатый край. Это — «непаханое поле» для проверок. Но по причине их отсутствия мэрия Москвы продолжает закапывать бюджетные миллиарды и в дождь, и в снег, явно не собираясь снижать обороты.
Москвичей возмутил несуразный новый бордюр
В Москве после ремонта дороги на Измайловском бульваре установили новый бордюр, понижение на котором не совпадало с пешеходным переходом. Чтобы повысить удобство, в районе зебры сделали пандус из асфальта, который возмутил жителей столицы своей несуразностью. Фотографии с проблемного участка дороги на востоке города выложили в Telegram-канале «Москва с огоньком».
Материалы по теме
«У вас в метро потрясающие люстры»
«Это была мечта, ставшая реальностью»
Абсурдность ситуации в том, что понижение под пешеходный переход у нового бордюра есть, но в метре от разметки. Москвичи раскритиковали решение ремонтников, которые вместо того, чтобы заново переложить бортовой камень, сделали «заплатку» из асфальта у края дороги.
«Забавно, что буквально через три камня понижение, то есть оно планировалось изначально, просто рабочие промазали и сделали его не там», «Сейчас по всей Москве такое «благоустройство». В Ясенево ужас просто! Царство бордюров», «Осталось колесом наскочить и сделать сальтуху», — комментируют снимки жители столицы.
Некоторые москвичи предположили, что решение дорожников — всего лишь временная мера до того, как будет согласована основательная переделка на участке. «Как будто так просто взять и без бюрократии переделать», — успокаивают они других горожан под постом.
Ранее москвичи активно обсуждали в соцсетях новые табуретки на Космодамианской набережной в районе Замоскворечье. Жителей города смутило, что стулья после благоустройства общественного пространства расставили по одному на большом расстоянии и развернули боком к реке.