запасные святые дары что такое

ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ

[ ], Дары Святые, сохраняемые для причащения ими вне литургии больных и умирающих. Обычай оставлять и посылать Св. Дары для причащения больных был широко распространен в ранней Церкви, причем этим занимались диаконы (Iust. Martyr. I Apol. 67. 5).

В правосл. традиции З. Д. заготовлялись и освящались в Великий четверг. Правила и способ приготовления З. Д., принятые в РПЦ, содержатся в «Учительном известии» Служебника, в гл. (Служебник. [Т. 2]. С. 558-563). Согласно этим правилам, для приготовления З. Д. должен быть использован отдельный Агнец, к-рый изымается на проскомидии по обычному чину и освящается на литургии одновременно с тем Агнцем, на к-ром служится литургия. После прочтения анафоры этот дополнительный Агнец полагается на антиминсную губу и напаяется Св. Кровию со лжицы, причем так, чтобы Агнец не размок. После этого Агнец помещается в кивот и хранится там до окончания литургии. Затем происходит высушивание Агнца: разворачивается антиминс, на него поставляется дискос, на к-рый полагается Агнец, совершается каждение вокруг престола, Агнец раздробляется св. копием на мелкие частицы, по правую руку от священника кладется кирпич или плоский камень со стоящим на нем сосудом с горящими углями (либо используется др. источник тепла, напр. маломощный электрический нагреватель), над к-рым необходимо держать дискос с частицами З. Д. и просушивать их, регулярно переворачивая св. копием во избежание подгорания. В случае порчи З. Д. их необходимо потребить за ближайшей литургией. Если же З. Д. отсыреют, их просушивают повторно.

В др. дни года приготовление З. Д. в Др. Руси было редким явлением и даже прямо запрещалось (см.: Ответы еп. Нифонта Новгородского (1130-1156) // ПДРКП. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились З. Д., заготовленные в Великий четверг, и архиеп. Серапиону пришлось отправить к свт. Макарию Московскому гонца с вопросом, как быть в этом случае, на что был получен ответ о возможности освящения З. Д. в иной день (Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 210-211). С кон. XVII в. возможность освящения З. Д. не только в Великий четверг, но и в любой др. день года, когда совершается полная литургия, была официально закреплена в «Учительном известии». В наст. время З. Д. заготавливаются священниками по мере необходимости.

Лит.: Петровский А. Запасные Дары // ПБЭ. Т. 5. Стб. 655-656; НКС. 1992. Т. 1. С. 354-355.

Полезное

Смотреть что такое «ЗАПАСНЫЕ ДАРЫ» в других словарях:

Запасные дары — – употребляются при приобщении больных и приготовляются в великий четверток по чину, какой бывает для литургии преждеосвященных даров. Для них берегся второй агнец, который священник, по освящении даров, полагает на антиминсную губу и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Запасные дары — см. Дары святые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Запасные Дары — Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих … Православный энциклопедический словарь

Запасные Дары — Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих … Православие. Словарь-справочник

Дары Святые — причастие, освященные вино и хлеб, которые во время таинства евхаристии были преосуществлены в кровь и плоть Христову. Преждеосвященными дарами называют запасные дары, освященные для литургии Преждеосвященных даров, либо дары, предназначенные… … Православная энциклопедия

Дары святые — Так называют в православной церкви хлеб (частицы просфор) и вино в таинстве св. евхаристии после пресуществления их в тело и кровь Христовы (см. Пресуществление). Вкушение, или принятие, св. даров верными составляет таинство причащения тела и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Святые Дары — Святые Дары[1] в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары… … Википедия

Святые дары — Святые Дары в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары хранятся в… … Википедия

Дарохранительница — – богослужебный сосуд, в котором хранятся запасные Дары, предназначавшиеся в старину в древней церкви для лиц, почему либо не бывших в храме для приобщения, и хранившиеся в домах частных или же в церкви. В церкви запасные Дары хранились или… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Источник

Запасные дары

Запасные дары. Запасные дары – евхаристические дары, употребляемые при приобщении больных и обычно уготовляемые в великий четверток. Для них назначается второй агнец, который вынимается по тому чину, какой бывает на литургии преждеосвященных даров. По освящении даров священник полагает агнец на антиминсную губу, напояет его св. кровию над чашею со лжицы с большим опасением и искусством, чтобы не очень перемочить агнец и чтобы не уканула куда-либо животворящая кровь от излишества. Засим агнец полагается в кивот, обыкновенно до конца литургии. По окончании ее, священник вынимает агнец из кивота и высушивает его таким образом. Раскрывает антиминс и на него на дискосе полагает агнец, который раздробляет копием на мелкие части. Затем берет чистый плитяной камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, на правой стороне от себя. На этот камень ставит сосуд с горящими углями и над ним держит дискос с раздробленными дарами. Так предписывается приготовлять запасные дары в тех храмах, в которых служба совершается не ежедневно. Но, где литургия бывает каждый день, там можно обходиться без сушения даров, и нет надобности приготовлять двух агнцев. Можно часть одного агнца, напоив божественною кровью, оставлять до утра другого дня, храня его ради смертных случаев (Учительное Известие, Служеб.). Запасные дары должны быть хранимы в храме, на престоле в ковчеге; держать их на дому священнику запрещается (Инструкция благочин., парагр. 14).

Обычай иметь и приготовлять запасные дары восходит к глубокой древности. Его существование в древней церкви подтверждается как рассказом Дионисия Александрийского о некоем Серапионе, для приобщения которого дары были отправлены в ночное время с одним мальчиком (Евсевий, Церк. история, VI, 44), так и употреблением в III и следующих веках так называемых дарохранительниц (см. это слово). В частности, обычай приготовлять запасные дары в великий четверг был известен русской, церкви в XIV ст., как об этом можно судить по ответам митрополита Киприана игумену Афанасию. Приготовление их в другое время было явлением очень редким и вызывалось обстоятельствами из ряда вон выходящими, так что летописцы отмечают это наряду с важнейшими событиями в религиозной и общественной жизни русского народа. Так, напр., в новгородской летописи под 1552 г. после рассказа о моровой язве встречается следующее прибавление: «и яко таково попущение бысть: еже агнец вынимают в великий четверток на весь год на причащение православным христианам и тех агнцов во всем граде по всем церквам не стало и нечем православных христиан причащати, а служебными дарами везде не изоспели; и о том священницы всего града приходили к архиепископу, и архиепископ Серапион повелел имати запасный агнец у себе на соборной церкви во святей Софии, а сам о том послал гонца к Москве к митрополиту Макарию: аще тот агнец в соборной церкви изойдет и где та благодать взяти на причащение православным христианом?»

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Святые Таины

Святы́е Та́ины — евха­ри­сти­че­ские Хлеб и Вино, пре­ло­жен­ные Духом Святым в Тело и Кровь Хри­стовы.

запасные святые дары что такое. Смотреть фото запасные святые дары что такое. Смотреть картинку запасные святые дары что такое. Картинка про запасные святые дары что такое. Фото запасные святые дары что такое

Пре­ло­же­ние (пре­су­ществ­ле­ние) хлеба и вина в Плоть и Кровь Хри­стовы состав­ляет основ­ное содер­жа­ние глав­ного бого­слу­же­ния Церкви — Боже­ствен­ной Литур­гии: «В свя­щен­но­дей­ствии Святых Тайн (чест­ные) дары пре­ла­га­ются в Боже­ствен­ное Тело и Кровь; цель его – освя­ще­ние верных, кото­рые полу­чают чрез (при­об­ще­ние) Святых Даров остав­ле­ние грехов, насле­дие Цар­ства Небес­ного и тому подоб­ное»1.

Учение Церкви о Святых Таинах

Для совер­ше­ния Евха­ри­стии Пра­во­слав­ная Цер­ковь исполь­зует «хлеб пше­нич­ный, квас­ный, чистый, сколько воз­можно; и вино, не сме­шан­ное с другою какою-нибудь жид­ко­стью, и чистое само в себе» (в прак­тике Рус­ской Церкви исполь­зу­ется исклю­чи­тельно крас­ное вино, в иных Помест­ных Церк­вах допус­ка­ется упо­треб­ле­ние розо­вого или белого); также «во время при­но­ше­ния вли­ва­ется и вода»2; евха­ри­сти­че­ские хлеб и вино с водой при­го­тав­ли­ва­ются свя­щен­ни­ком во время про­ско­ми­дии. Клю­че­вым момен­том Боже­ствен­ной Литур­гии, когда про­ис­хо­дит соб­ственно пре­ло­же­ние хлеба и вина во Святые Таины — Тело и Кровь Хри­стову, — явля­ется эпи­клеза (молит­вен­ное при­зы­ва­ние Духа Свя­того на Дары); согласно дог­ма­тике Пра­во­слав­ной Церкви, «после сих слов немед­ленно бывает пре­су­ществ­ле­ние: хлеб пре­ме­ня­ется в истин­ное Тело Хри­стово, а вино в истин­ную Кровь; оста­ются только одни виды их, пред­став­ля­ю­щи­еся взору»3. Цер­ковь учит, что, сохра­няя внеш­ний вид, вкус и иные чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мые при­знаки хлеба и вина, Святые Таины, тем не менее, явля­ются Телом и Кровью Хри­сто­выми и ничем иным: «По освя­ще­нии хлеба и вина оста­ются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Гос­подня под видом и обра­зом хлеба и вина»4.

Святые Таины могут раз­дроб­ляться и раз­де­ляться, но в каждой частице, сохра­ня­ю­щей вид хлеба и вина, Хри­стос при­сут­ствует все­цело Плотью, Душой и Боже­ством. Молитва Боже­ствен­ной Литур­гии гово­рит об этом: «Раз­дроб­ля­ется и раз­де­ля­ется раз­дроб­ля­е­мый, но нераз­де­ля­е­мый, всегда ядомый и нико­лиже ижди­ва­е­мый, но при­ча­ща­ю­щи­ися освя­щаяй»5.

Запас­ные и Пре­ждо­свя­щен­ные Святые Дары

Святые Таины упо­треб­ля­ются для при­ча­ще­ния во время Боже­ствен­ной Литур­гии, но могут они также сохра­няться и после бого­слу­же­ния для при­об­ще­ния боль­ных (т. н. запас­ные Святые Дары). Обык­но­венно они при­го­тов­ля­ются на Литур­гии Вели­кого Чет­верга и хра­нятся в особом сосуде, име­ну­е­мом даро­хра­ни­тель­ни­цей, на пре­столе в алтаре, но при необ­хо­ди­мо­сти могут быть заго­тов­лены в любой день. Во время Вели­кого Поста в будние дни полная Литур­гия не может совер­шаться6, и потому для при­ча­ще­ния уста­нов­лено особое бого­слу­же­ние — Литур­гия Пре­ждо­свя­щен­ных Даров. Святые Таины для такой Литур­гии заго­тав­ли­ва­ются на вос­крес­ном бого­слу­же­нии.

Почи­та­ние Святых Таин в Пра­во­слав­ной Церкви

Поскольку Святые Таины — Тело и Кровь Самого Бого­че­ло­века Гос­пода нашего Иисуса Христа, им подо­бает воз­да­вать бо́льшую честь, чем любой иной свя­тыне. Хотя в Пра­во­слав­ной Церкви не суще­ствует тра­ди­ции вне­ли­тур­ги­че­ского покло­не­ния Святым Дарам (подоб­ной сло­жив­шейся в като­ли­цизме прак­тики адо­ра­ции); тем не менее, согласно цер­ков­ному учению, «Телу и Крови Гос­под­ней в таин­стве Евха­ри­стии должно воз­да­вать осо­бен­ную честь и Бого­леп­ное покло­не­ние; ибо каким мы обя­заны покло­не­нием Самому Гос­поду нашему Иисусу Христу, таким же Телу и Крови Гос­под­ней»7.

В совре­мен­ной прак­тике во время полных Литур­гий поклоны перед Свя­тыми Дарами обычно совер­ша­ются:

Во время Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется целый ряд земных покло­нов; во время пере­носа Святых Таин с жерт­вен­ника на пре­стол дей­ству­ю­щий Типи­кон пред­пи­сы­вает особо: «егда Боже­ствен­ныя пре­но­сятся Тайны, вси людие покло­не­ние бого­по­доб­ное, и певцы ниц падше, Христу Богу в тайнах Сущему, творят»8.

Прак­тика покло­не­ния Телу и Крови Хри­сто­вым окон­ча­тельно сло­жи­лась уже в период зре­лого Сред­не­ве­ко­вья. В XIV в. мы нахо­дим ее уже вполне офор­мив­шейся; святые этого пери­ода уже были вынуж­дены бороться с зло­упо­треб­ле­ни­ями этой прак­ти­кой, когда бого­леп­ное покло­не­ние воз­да­ва­лось еще не пре­су­ществ­лен­ным хлебу и вину во время Вели­кого входа. Так, напри­мер, св. Нико­лай Кава­сила пишет: «А кто из при­па­да­ю­щих к ногам свя­щен­ника, когда он входит с дарами, покла­ня­ется и обра­ща­ется к несо­мым дарам как бы к самому Телу и Крови Хри­сто­вой, тот посту­пает неспра­вед­ливо… Во время этого входа дары бывают еще не свя­щен­но­дей­ство­ван­ные и несо­вер­шен­ные»9.

Источник

АРХИВ: Монахиня Ксения (Митренина). Причащение запасными Дарами: часто задаваемые вопросы

запасные святые дары что такое. Смотреть фото запасные святые дары что такое. Смотреть картинку запасные святые дары что такое. Картинка про запасные святые дары что такое. Фото запасные святые дары что такое

На фото: Один из многочисленных катакомбных храмов. Дом в селе Корякино Бельковского района Рязанской области. В левой заколоченной части дома находилась домовая церковь, в ней до 1949 года совершались тайные богослужения (источник).

В катакомбной Церкви священников было меньше, чем приходов. Поэтому миряне причащались запасными Дарами. Священник заранее передавал их в приход или кто-то приезжал к нему и забирал частички — большой запас, чтобы хватило надолго.

Такие поездки были опасны, поэтому чаще Святые Дары перевозили женщины: монахини или просто благочестивые мирянки. Они привлекали меньше внимания, чем мужчины. Священнику они оставляли исповеди, написанные остальными прихожанами. Иногда даже договаривались о времени, когда священник откроет эти записки и прочитает разрешительную молитву – примерно в это же время община служила обедницу и причащалась. Но чаще всё это совершалось в разное время.

Сейчас в истинно-православной Церкви священников тоже меньше, чем приходов. И причащение запасными Дарами практикуется всё чаще. Это позволяет не принимать в качестве «пастырей» неподходящих людей и не пользоваться услугами перебежчиков — кандидат в священники постепенно сам вырастает в общине.

За последний год мне приходилось рассказывать нескольким разным общинам и отдельным людям, как это организовано у нас. Вот ответы на часто задаваемые вопросы:

Как их перевозить. Перевозить Дары на большое расстояние можно на себе или в сумке. С ними нельзя заходить в «народное подтроние», т.е. в туалет. При перевозке на самолете Дары лучше сдать в багаж, иначе на досмотре могут возникнуть проблемы: не всякую тару пропустят в салон.

Как с ними обращаться. Как правило, с Дарами обращается только один член общины, обычно самый уважаемый или умелый. Это бывали и мужчины, и женщины. Очень важно следить за тем, чтобы ни одна крошка не упала и не потерялась.

Где хранить. Святые Дары обычно хранят возле икон в специально выбранной для этого дарохранительнице. Любители софринского золота ужаснутся, но в большинстве известных мне общин в качестве такой дарохранительницы используется прозрачная стеклянная банка. Это очень удобный сосуд, но эту конкретную банку больше ни для чего нельзя использовать до конца ее дней. Святые Дары не принято хранить в комнате семейной пары, также не принято служить в такой комнате обедницу.

Чаша и лжица. Для причащения нужны чаша и ложечка, которые больше не смогут использоваться ни для чего другого. Они бывают разные. Чаша не должна быть большой. Но нужно, чтобы туда помещалось нужное количество частиц. Они хранятся обычно недалеко от Даров.

Где достать чащу и лжицу. Иногда люди покупают серебряный сосуд. В ювелирных магазинах есть серебряные стаканчики подходящей формы. И ложечки тоже, даже с крестами. В бедных общинах используется хрустальный стаканчик. Но важно помнить, что при первом применении он освящается, поэтому его нельзя использовать ни для каких других целей, только для богослужения.

Как происходит причащение. Служится обедница, а человек, ответственный за Святые Дары, готовит чашу для причащения (это можно делать во время чтения обедницы, а можно после чтения, в соответствующий момент службы). Он смешивает немного горячей воды с вином, наливает это в чашу, после чего аккуратно опускает туда нужное число частиц — по количеству причащающихся (есть и более сложный способ подготовки вина с водой, заимствующий некоторые элементы из богослужения со священником). Затем этот человек причащается сам и причащает всех остальных.

Если человек служит и причащается один, то всё поставить на столик нужно заранее, а приготовить (смешать вино с водой, налить в чашу и опустить частицу) надо перед самым причастием. Затем можно прочитать молитву «Верую, Господи, и исповедую. » и причаститься.

Как мыть чашу. После причащения людей он потребляет из чаши остатки вина. Затем заливает в чашу горячую воду, омывая стенки, после чего выпивает эту воду. Повторяет несколько раз, омывая также и ложечку, выпивая воду после омовения, пока стенки не очистятся. Здесь важно, чтобы эта вода никуда не выливалась.

Плат. Во время причастия используется плат, как в церкви. После службы в него заворачивают чашу.

Источник

Причащение Святых Таин и приготовление запасных Даров

запасные святые дары что такое. Смотреть фото запасные святые дары что такое. Смотреть картинку запасные святые дары что такое. Картинка про запасные святые дары что такое. Фото запасные святые дары что такое

Обычай вторичного умовения рук на Божественной литургии перед раздроблением Святых Даров, чаще всего во время просительной ектении, хотя и не основан на указании Служебника, не несет в себе ничего предосудительного, так как устраняет недопустимую для священнослужителя опасность приступить к Святым Дарам с грязными руками.

Раздробление Святого Агнца для причащения совершается обязательно священником, в данном случае изображающим Иисуса Христа, преломившего святой хлеб на тайной вечери и преподавшего его апостолам; диакон принимает лишь молитвенное участие, и его действие при раздроблении ограничивается возгласом «Раздроби, владыко, Святый Хлеб».

После раздробления Агнца диакон показывает орарем на чашу и говорит: «Исполни, владыко, святый потир». Священник берет пальцами часть Агнца с печатью ИС, творит с нею крест над потиром и со словами «Исполнение Духа Святаго» опускает в потир, соединяя таким образом Тело и Кровь Христовы. Диакон произносит: «Аминь», а затем подает теплоту и говорит: «Благослови, владыко, теплоту». Священник благословляет со словами: «Благословена теплота святых твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Диакон крестовидно в нужном количестве вливает теплоту в потир, произнося: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь». Затем, если диакон причащается на этой Божественной литургии, священник раздробляет частицу ХС.

Священнослужители при совершении Божественной литургии причащаются непременно (Ап. прав. 8). Служа́щий священник смертно согрешает и подлежит извержению из сана, если не приобщается Святых Таин (Известие учительное). Без причащения священнику не разрешается участвовать в соборном служении литургии.

Диакон должен служить с приготовлением, то есть с приобщением Святых Таин, по воскресным и праздничным дням, по крайней мере.

Указанное выше 8-е правило святых апостолов различно толкуется исследователями: одни утверждают, что оно обязывает причащаться священнослужителей, которые совершают литургию, другие, что оно имеет в виду даже тех, которые лишь присутствуют и молятся в это время в алтаре, не участвуя в принесении Бескровной Жертвы. Основанием для последнего мнения служит замечание правила, что если кто-либо из перечисленных в нем священных лиц, епископов, пресвитеров и диаконов, не причащается, то должен объяснить причину, и если она окажется «благословною», «да будет извинен». Существует и мнение, что для тех, кто участвует в служении Божественной литургии и не причащается, оправданий никаких быть не может, то есть, допуская возможность исключений, правило имеет в виду только тех священнослужителей, которые не участвуют в совершении таинства Евхаристии. Как бы ни толковали настоящее правило, несомненно, что совершающих литургию оно обязывает приобщаться Святых Таин. В этом согласны все толкователи. Так как правило в числе прочих священных лиц упоминает и диаконов, значит, они также должны причащаться при служении литургии. Все изложенные в Служебнике чины Божественной литургии предусматривают приобщение диакона, который сослужит священнику. Чины допускают и возможность отсутствия диакона, о чем говорит, например, выражение «аще несть диакона», но в Служебнике нигде не указывается, как действовать cлyжа́щeмy диакону, если он не приобщается Святых Таин. Практика, однако, допускает в некоторых случаях исключение. Так, если диакон служит в один день две Божественные литургии, что ему дозволено, он может причащаться только на одной, на ранней или поздней, а другую служить без приобщения. В данном случае служить без причащения диакон имеет «благословную причину». Возможны, конечно, и другие извинительные причины. Что же касается служения диаконом Божественной литургии без причащения при отсутствии их, следует помнить, что очищение совести молитвой и Святыми Тайнами является действенным путем к духовному возрастанию. Поэтому диаконам не рекомендуется уклоняться от принятия Святых Таин при служении Божественной литургии, так как от благоговейности их служения зависит духовное настроение всех молящихся в храме.

При приобщении частица ХС раздробляется по числу священнослужителей.

Диакон, как и священник при архиерейском служении, принимая Тело Христово, полагает его на ладонь правой руки, сгибает немного руку, поддерживая ее левой рукой, чтобы не упала частица, но не сжимает ее. Держать Святое Тело полагается не над головой, а над престолом и читать положенную молитву, взирая на него со страхом и верой. Потребить частицу должно так, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы.

Затем совершается приобщение Крови Христовой из святой чаши. Взяв ее обеими руками с пеленой, священник трижды причащается, говоря: «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную, аминь». В Служебнике не предписано произносить что-либо при причащении священнослужителей Святой Крови, но одни из них говорят: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь»; другие: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». По причащении священник отирает уста и потир пеленой, произнося: «Се прикоснуся устнам моим, и отъимет беззакония моя, и грехи моя очистит», и, целуя святую чашу, трижды говорит: «Слава Тебе, Боже». Затем призывает диакона словами «Диаконе, приступи». Диакон подходит, делает один поклон и говорит: «Се прихожду», а также: «Верую, Господи, и исповедую». Причащая диакона, священник говорит: «Причащается раб Божий диакон (имя рек) Честныя и Святыя Крове Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». После причащения диакона священник произносит: «Се прикоснуся устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит».

При соборном служении после раздробления Святого Агнца и троекратного поклона с молитвой «Боже, очисти» предстоятель кланяется сослужащим направо и налево со словами «Благословите, отцы святии». Сослужащие отвечают ему поклоном. Предстоятель, говоря: «Се прихожду», делает земной поклон, целует край престола, берет на правую руку частицу Святого Агнца и отходит на правую сторону престола. Второй священник обходит престол с правой стороны на левую и, став на место предстоятеля, принимает Пречистое Тело Христово точно так же и отходит влево, проходя около престола, а не сзади прочих священников, которые дают ему пройти, и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. В таком же порядке по старшинству подходят к принятию Святого Тела и все прочие священники, следуя левой стороной, и отходят также левой, и по старшинству занимают места вокруг всего престола, не опираясь на него. Прочитав молитву «Верую, Господи», они причащаются Тела Христова. По причащении всех священников предстоятель становится на свое место у передней стороны престола и преподает Святое Тело диаконам, которые подходят и отходят указанным выше порядком. Для причащения Крови Христовой священники по старшинству подходят к чаше, теперь с правой стороны престола, делают поясной поклон и со словами «Се прихожду» причащаются. При этом верхний конец плата следует закладывать не под воротник подрясника, а под ризу. После причащения все священники, кроме предстоятеля, подходят по порядку к жертвеннику и выпивают теплоты с антидором. Предстоятель после причащения, обойдя престол, становится с левой стороны его, ожидая окончания причащения всех священников, а затем причащает Святой Крови диаконов и отходит к жертвеннику.

По принятии и потреблении Тела и Крови Христовых необходимо проследить, чтобы на руках, на устах или на престоле не осталось ни одной крупицы, ни одной капли Святых Таин. Края святой чаши с этой целью отираются платом, а возможные крупицы собираются антиминсной губкой.

После причащения священник раздробляет для причастников-мирян части Агнца НИ и КА на маленькие частицы, чтобы их хватило на всех желающих причаститься.

Если нет причастников, раздробления не бывает. После своего причащения диакон влагает частицы НИ и КА и все частицы, вынутые из просфор, в потир, произнося воскресные песнопения «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися», «О Пасха велия». Затем тщательно отирает дискос губкой, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поцеловав дискос, он ставит его рядом с чашей, покрывает их покровцами, предварительно положив на дискос звездицу, и прочитывает молитву «Благодарим Тя, Владыко». Если священник служит с диаконом непричащающимся, указанные действия совершаются самим священником.

При опускании в святую чашу частиц, вынутых на проскомидии в честь Божией Матери и святых, по учению Церкви, через соединение их с Кровию Христовой символизируется живое участие Богородицы и святых вместе с верными в благодарственном воспоминании смерти и Воскресения Господа, даровавшего спасение миру. Одновременно они призываются и к молитве об умерших и живых, чтобы Господь омыл грехи всех поминавшихся на Божественной литургии, Своей Честно́й Кровию по молитвам святых.

Упомянутые выше воскресные песнопения произносятся в этот момент Божественной литургии как в праздничные, так и в будничные дни. Ими прославляется Спаситель и наше с Ним воскресение. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 776) говорит: «Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то чрез сие совершаем таинство погребения Его, и Он, как бы во гроб снисходит плотию Своею во утробы наши; снисшедши же во внутренния сердец наших хранилища, потом воскресает в нас, и купно нас сооживотворяет с Собою».

Если есть причастники, священник полагает частицы Святого Агнца в потир и причащает мирян, выйдя после возгласа «Со страхом Божиим» на солею. В этом случае все вынутые из просфор частицы остаются на дискосе и опускаются в чашу по окончании причащения, что делается из опасения причастить частицами вместо Святого Агнца.

После причащения священник выпивает теплоту с антидором и совершает омовение рук. Если он совершает Божественную литургию без диакона или с диаконом, не причащающимся Святых Таин, то по причащении не принимает теплоты с антидором и рук не умывает, а делает это после потребления Святых Даров.

Остатки Святых Даров потребляются служившим Божественную литургию и готовившимся диаконом. Если несколько диаконов служат с приготовлением, то Святые Дары потребляются ими по соглашению или по обычаю, существующему в данном храме.

После заамвонной молитвы священник, войдя царскими вратами в алтарь, читает молитву «Исполнение закона и пророков», после нее диакон, если он служит с приготовлением, идет к жертвеннику для потребления Даров. В противном случае Дары потребляются самим священником сразу после отпуста. Если священник служит с диаконом причащающимся, то молитва на потребление Святых Даров читается не про себя, а диакону вслух. Читать ее после заамвонной молитвы по пути в алтарь нельзя. Священник, совершающий Божественную литургию без диакона или с диаконом непричащающимся, должен читать ее по отпусте не перед престолом, а перед жертвенником, на котором потребляются оставшиеся Святые Дары. Потребление остатка Святых Таин при жертвеннике издревле было поручено собственно диаконам, о чем ясно говорится в Апостольских постановлениях (VIII, правила 13, 14). В Евхологии западного литургиста Иакова Гоара XVII в. в конце Божественной литургии святого Иоанна Златоустого указывается, что в случае отсутствия диакона Святые Дары потребляются священником, что еще раз подчеркивает мысль, выраженную в Апостольских постановлениях.

При потреблении Святых Даров до́лжно следить, чтобы в потире не осталось ни одной частицы или капли. Чашу нужно сполоснуть несколько раз горячей водой и ее выпить. После этого потребляющий может вкусить теплоту с антидором. Чашу по ополаскивании тщательно, досуха вытирают платом. Прибирать священные сосуды должен диакон, как сослужитель, а не совершитель таинства Евхаристии.

После совершения Божественной литургии и потребления Святых Даров прочитываются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Священнослужители прочитывают их в полном облачении. Послепричастные молитвы написаны в первом лице: «Благодарю Тя», «Да будет ми», и священнику не следует перепоручать их чтение другому лицу.

По прибытии домой священнослужитель должен пребывать в молитвах и размышлениях о величии дара, которого удостоился во Святом Причащении, воздерживаться от всяких излишеств и от супружеского общения.

Приготовление запасных Святых Даров обычно совершается на Божественной литургии в Великий четверг, так как именно в этот день Святая Церковь вспоминает установление Божественной Евхаристии, но его не до́лжно делать на полной Божественной литургии в другое время. В храмах, где литургия совершается каждый день, частицы Святых Даров могут ежедневно оставляться в дарохранительнице от одной Божественной литургии до другой для причащения больных и ради смертных случаев. На последней литургии оставшиеся запасные Дары потребляются, а оставляются новые. В таких церквах специального приготовления запасных Даров как будто не требуется, однако ради предосторожности в ковчежце всегда должно быть их хотя бы немного.

Следует заметить, что обычай хранить вместе с запасными Дарами в особом сосуде Кровь Христову для приобщения опасно заболевших младенцев является нововведением, не имеющим никаких оснований в правилах и постановлениях церковных, и должен быть исключен из церковной практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *