заповедь помни день субботний что значит в православии
Православная Жизнь
Как правильно провести седьмой день недели? Чтут ли православные субботу? Какой жертвы ждёт от нас Господь?
«Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»
Не забывать о первой части заповеди
У четвёртой заповеди две части. В первой Господь Бог велит нам трудиться шесть дней — делать то, к чему мы призваны в зависимости от наших талантов. Нарушают четвёртую заповедь не только те, кто работает и не ходит в храм в воскресенье, но и те, кто ленится работать в будние дни и уклоняется от своих обязанностей. Заповедь говорит: «Шесть дней работай», — а мы, выйдя на работу в понедельник, с нетерпением ждем пятницу. В воскресенье же вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что мы живы, здоровы и можем трудиться, плачем, что скоро снова выходить на работу. Нарушают заповедь и те, кто не работает в воскресенье, но и не посвящает этого дня Богу, а проводит его в житейских заботах, развлечениях, разгуле и всяческих излишествах.
Вторая часть заповеди призывает оставить седьмой день для Бога и богоугодных дел. Какие же это дела? Забота о спасении души, молитва в храме и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными знаниями, благочестивые беседы, помощь бедным, посещение больных и заключённых, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
Суббота или воскресенье?
Может возникнуть вопрос: почему православные чтут воскресный день, а не субботний, как, собственно, и было заповедано? Давайте разбираться. В Ветхом Завете суббота была днём воспоминания о творении Богом мира: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).
Суббота была днём, когда евреи оставляли все дела и посвящали время Богу, благодарили Его за благодеяния, за то, что они — свободный и любимый Им народ, который Он вывел из египетского рабства. Однако ещё в ветхозаветные времена пророк Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).
Для христиан более важным днём стало воскресенье — день памяти о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Из Деяний и посланий апостолов мы узнаём, что в этот день они причащались («В первый же день недели, …ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7)), творили милостыню. Иоанн Богослов называет это день не «первый», а «воскресный»: «Я был в духе в день воскресный» (Откр. 1:10). С тех пор христиане тоже проводят этот день благочестиво и радуются ему, потому что это память о Воскресении Христовом и об обещанном спасении.
Чтут ли православные субботу?
Православные христиане придерживаются Священного Писания и Предания, стараются исполнить данные Богом законы. У нас есть заповедь чтить субботу — и мы чтим её. Например, в Великий пост не совершают полную литургию в течение всей недели — кроме субботы и воскресенья. Как и в воскресенья, в субботы Четыредесятницы нет строгого поста. Литургия в субботу такая же торжественная, как и в воскресенье. Наконец, воскресный день начинается с вечернего богослужения в субботу. Ни в коем случае православие ничего не урезает и не добавляет, но соблюдает всё то, что сказано в Священном Писании и Священном Предании. Это очень тяжело делать в современном мире, потому что вокруг немало радикальных сил, которые стараются расколоть нашу веру, но мы держимся и верим: Господь с нами — так кого убоимся?
Как провести день седьмой?
Заповеди сами по себе не спасают, спасает Господь. Они — как флажки, за которые нам не стоит заходить. Это духовные рамки, которые нас сдерживают, это подсказки, которые помогают пройти жизненный путь достойно и получить спасение.
Конечно, не всегда нам удаётся не работать в седьмой день. Если человек ради кого-то другого работает — в этом нет ничего дурного. Например, если в воскресенье вы пойдёте и уберёте в доме больного человека, потрудитесь ради него хорошенько — это не будет нарушением заповеди. Если же вы посвящаете этот день тому, чтобы дров нарубить — и в храм не идёте, и не молитесь, то есть сознательно относитесь к этому дню с пренебрежением, то это, конечно, грех.
Богу и ближнему
Воскресный день нужно посвятить Богу и ближнему. Можно, помолившись и причастившись, провести время с семьёй, позвонить родителям или друзьям. Можно сесть с семьёй и обсудить вопросы, которые не успевали решить в будние дни. Разобраться с ними вместе, прийти к общему знаменателю — и дальше идти по жизни будет легче.
Может возникнуть вопрос, почему нужно воскресный день посвящать не себе, а ближним. Дело в том, что для православного человека это очень важно. Мы ведь для того и молимся, и причащаемся, чтобы возлюбить ближнего. Четвёртая заповедь призывает нас седьмой день посвятить Богу, однако святитель Иоанн Златоуст пишет: кто Бога любит, а ближнего ненавидит, тот лжец. Потому мы должны деятельно проявить свою любовь. Если мы любим Бога, то должны служить людям. У нас ведь на Страшном Суде не спросят ничего по основам богословия, там очень простые материи будут значимы: накормил ли ты голодного, одел ли бедного, позвонил ли одинокому — ведь порой даже обычный звонок может очень поддержать человека. Мы все сидели в изоляции во время карантина и знаем, как тяжело переживать ограничения в одиночестве. Вместе намного проще преодолевать проблемы и беды.
Христос не отменял никаких заповедей, Он исполнил ветхозаветный закон в полной мере, но помимо этого принёс нам главную заповедь — заповедь любви. Именно потому Он в субботний день исцелял и кормил, чтобы показать людям: главное — это наши ближние, потому и сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:30). Чтобы исполнить четвёртую заповедь, не обязательно искать нуждающегося где-то далеко, им может быть каждый человек, которого Бог привёл к нам в этот момент.
Время как жертва
Помнить день субботний — это значит, помимо перечисленного, ценить время, которым мы обладаем. Мы можем дарить его Богу и людям. Временем мы все богаты, но даже при этом Бог не требует от нас больших жертв, предлагая посвятить Ему только один день. Но странный человек готов в холод и дождь идти или ехать куда угодно для удовлетворения своих нужд — и не может преодолеть себя, чтобы позаботиться о своей душе. Богу не нужны наши деньги, Он ждёт нашей благодарности. А мы не находим и двух часов, чтобы прийти в храм, поблагодарить Его за всё, очистить душу от ран, которые мы за шесть дней сами себе нанесли. В заботах о теле нужно помнить, что тело наше надето на душу, именно она — главное, что у нас есть. А душа обновляется в церкви. Поэтому — будем соблюдать четвёртую заповедь, она очень важна для каждого, кто хочет оставаться человеком.
Протоиерей Александр Франтовский
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Исх. 20:8
Свт. Кесарий Арелатский
Помни день субботний, чтобы святить его
В этой третьей заповеди некоторым образом закладывается начало освобождения, что означает сердечный покой, безмятежность ума, которое создается доброй совестью, ибо в этом освящение, поскольку здесь присутствует Святой Дух. Наконец, вы видите, что говорится об освобождении, то есть о покое: «Ибо в ком найду успокоение, – говорит Господь, – как не в том, кто смиренен, безмолвен и боится слов Моих»? А буйные и любители ссор отпадают от Святого Духа. Сеятели вражды, любители скорее споров, чем милости, они из-за своей строптивости не принимают на себя покоя духовной субботы. Субботы же духовной удостаиваются только те, кто так устроился в своих земных делах, что если не постоянно, то, по крайней мере, часто занимается чтением Писания и молитвой, по слову апостола: занимайся чтением и учением (1 Тим. 4:13), и в другом месте: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Ибо кто таков, тот ежедневно духовно празднует субботу, а кто на самом деле беспокоен и постоянно занят земными делами, о которых написано: «Тяготы мира сделали их несчастными», те не могут обрести покоя, то есть субботы.
Проповеди.
Свт. Филарет (Дроздов)
Помни день субботний, чтобы святить его
Как в христианской Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя — суббота?
Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.
Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь?
В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.
С какого времени празднуется воскресный день?
День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.
Как говорится о праздновании воскресного дня в Священном Писании?
В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У Евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр. 1:10).
В Ветхозаветной Церкви подразумевались ли и другие дни под именем субботы?
Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).
Какие в Православной Церкви установлены важнейшие праздники?
Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:
День рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).
День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).
День Благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).
День Рождества Христова (25 декабря/7 января).
День Крещения Господа и вместе — Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).
День Сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).
День Преображения Господа (6/19 августа).
День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).
Праздник Воскресения Христова, Пасха, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.
День Вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
Праздник Пресвятой Троицы, и затем — праздник в память сошествия Святого Духа (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).
День Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
День Воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).
Какой важнейший пост в Православной Церкви?
Важнейшим постом является Великий пост, или святая Четыредесятница.
Почему Великий пост называется четыредесятницей?
Великий пост называется четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).
Почему Великий пост продолжается сорок дней?
Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4:2).
Почему положено поститься в среду и пятницу?
Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти.
Почему положены другие посты в Православной Церкви?
Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а пост в память святых апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян. 13:3).
Как следует проводить праздничные дни?
Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
Почему в праздничные дни запрещено работать?
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела.
Что следует делать в праздничные дни?
В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.
Следует ли делать то же самое и в рабочие дни?
Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди
Прп. Никодим Святогорец
Ст. 8-10 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему
Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).
Руководство к исповеди.
Блж. Августин
Помни день субботний, чтобы святить его
Так иудеям было заповедано соблюдение субботы телесным образом, как и прочее, в значимых таинствах. Было предписано некое освобождение: то, что означает это освобождение, – делай. Духовное же освобождение – это мир сердца, а мир сердца происходит от ясности благого знания. Значит, тот действительно соблюдает субботу, кто не грешит. Ведь так приказано тем, кому приказано соблюдать субботу: не делайте никакого рабского труда: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).
…Как будто излишне – говорить христианину о соблюдении субботы. На самом же деле не только не лишне, но и необходимо: ведь это – тень [ср. Кол. 2:17 – прим. ред.]. Суббота удерживает народ от рабского труда – разве нам не запрещается рабский труд? Слушай Господа: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Соблюдение субботы – это то же самое, что надеяться на Бога в том, что мы не будем грешить, ведь написано: Бог почил в день седьмой от всех дел Своих (Быт. 2:2). Бог отдохнул – Бог заставляет и тебя отдохнуть. Где потрудился Бог, чтобы отдохнуть, Он, Который все создал Словом?
Проповеди.
Нам не приказано соблюдать субботний день буквально, в качестве отдыха от телесного труда, как его соблюдают иудеи – само их соблюдение… если только не означает некий душевный покой, достойно осмеяния. Отсюда мы справедливо полагаем, что для возбуждения любви, которой мы склоняемся к покою, подходит все, о чем образно говорится в Писании, ибо в Декалоге это только образно предписано, когда говорится о покое, который всегда приятен, но только в Боге является святым и определенным. Однако день Господень заповедан не иудеям, а христианам по причине воскресения Господа, и из-за этого он является праздничным. Ибо души всех святых до воскресения тела находятся в покое, а не в действии, которым одушевляются вновь полученные тела.
Послания.
Лопухин А.П.
Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.
Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.
Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.
Толковая Библия.
Православное богословие воскресного дня и субботы
(к вопросу о понимании четвёртой заповеди Десятисловия)
Исследуемая автором статьи тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. Данная публикация дает ответы на многие вопросы по теме, в том числе: каково новозаветное православное понимание субботы? Можно ли говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы? Также Е.О. Иванов делает попытку раскрыть глубину смысла четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.
Предлагаемая тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. На наш взгляд, распространённое среди православных представление о том, что суббота как особый праздничный день была заменена на воскресенье, возникло вследствие католического влияния и требует прояснения в свете учения Церкви. В настоящей статье изложены основы богословия воскресного дня и субботы, что даёт возможность более точно уяснить смысл четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви.
Основания православного почитания воскресного дня
Православное богословие воскресного дня есть осуществляющееся Церковью деятельное осмысление воскресения Господа Иисуса Христа как основы христианской веры. Воскресение Христово произошло «в первый день недели» [1] (Мк. 16:9), в связи с чем этому дню со времён апостолов было усвоено особое значение в жизни Церкви и название «день Господень».
С особой силой значение воскресения выразил святой апостол Павел, который говорит: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Мысль эта проходит через весь Новый Завет, в книгах которого раскрываются разные аспекты веры в воскресение. Так, апостол Павел указывает, что Бог «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4); что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Павел благовествовал афинянам «Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18). Апостол Пётр говорит о том, что через воскресение Христово Бог возрождает верующих «к упованию живому» (1 Пет. 1:3). В книге Деяний написано: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33). Этих и другие стихи (напр., Деян. 2:31, 4:2) свидетельствуют о воскресении Господа как основе христианской веры.
Итак, можно подвести промежуточные итоги:
1) самоочевидное и самодостаточное значение воскресного дня как главного торжества христианской веры подтверждается и Священным Писанием Церкви, и её Преданием;
В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы.
Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета
Далее, следует иметь в виду, что с пришествием Христа ветхозаветные заповеди, в том числе о субботе, преодолеваются в своём житейски-ограничительном, «телесном» измерении, обретая новый духовный смысл. Апостол Павел характеризует неодухотворённое исполнение заповедей Декалога как «служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» (2 Кор. 3:7), указывая на то, что оно бесполезно: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:18-19). В соответствии с этим Церковь не считала возможным сохранять закон Моисеев, как и было определено на Иерусалимском соборе в первом веке (см. Деян. 15:28-29).
В свете Нового Завета четвёртая заповедь Декалога может быть исполнена духовно (т. е. истинно) только через участие в торжестве воскресения Христова, а не через следование формальным предписаниям и ограничениям. Если ветхозаветное субботство требует от человека особого времяпровождения и поклонения Богу в седьмой день, то новозаветное субботство состоит в полном отложении от греха и творении добра во всякое время.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) четвёртая заповедь Декалога неприменима к воскресному дню с формальной точки зрения (формальный аргумент);
2) новозаветное субботство заключается в исповедании божественности Христа, вере в Его воскресение, отложении от злых дел и злой воли, совершении добрых дел, поскольку через это осуществляется вхождение в покой (субботу) Небесного Царства (духовный аргумент).
На наш взгляд, некоторая проблемность православного катехизического изложения четвёртой заповеди состоит в том, что оно воспроизводит то её внешне-формальное содержание, которое перестало быть актуальным с точки зрения Нового Завета, при этом духовное новозаветное содержание отражается недостаточно и как бы ограничивается одним днём недели. Формальный аспект здесь довлеет над духовным.
Вместе с тем обоснование почитания воскресного дня ссылкой на четвёртую заповедь имеет некоторые основания другого рода.
Приход в Церковь по воскресеньям не является исполнением ветхозаветной заповеди о субботе в прямом смысле, однако почитание воскресного дня имеет понятное сходство с почитанием субботы. Таким образом, воскресный день празднуется «вместо» субботы не в смысле её буквального замещения, а по аналогии с нею. При этом воскресный день исполнен особым духовным смыслом и раскрывает новозаветное значение субботы.
Представленный аргумент от аналогии (вкупе с пастырским аспектом) позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания.
Суббота в православном богослужении и аскетике
Таким образом, в новозаветной аскетике заповедь о субботе имеет глубокое духовное значение, а её ветхозаветный смысл не умаляется, а скорее, наоборот, обретает свою полноту.
Учение о воскресном дне и субботе в западном Православии
На православном Западе богословие воскресного дня и субботы было в основном тождественным учению церквей Востока за тем исключением, что в римской церкви соблюдали субботний пост, тем самым подчёркивая непраздничный характер субботы, и обращали большее внимание на дисциплинарные аспекты почитания воскресного дня.
Следует привести и другие примеры касательно богословия воскресного дня и субботы в западном Православии.
Церковь на Западе придавала большое значение дисциплинарным аспектам почитания воскресного дня. Ещё на Эльвирском поместном соборе (306 г.) было постановлено, что человек может быть изгнан из города, если не посещает богослужение три воскресенья подряд (21 правило). Агдский собор (506 г.) обязал христиан присутствовать на воскресной службе. Схожие правила принимались на III Орлеанском соборе (538 г.) и II Масонском (581-583 гг.).
В дальнейшем католическое учение о воскресном дне и субботе, развиваясь уже вне православной традиции, приобрело свои особенности, главной из которых, на наш взгляд, является концепция замены субботы на воскресный день. Поскольку эта концепция в более позднее время оказала влияние и на православных христиан, необходимо рассмотреть, в чём состоит римо-католическое учение о субботе и воскресном дне.
Учение о воскресном дне и субботе в римо-католицизме
Серьёзные отличия римо-католического учения от церковного состоят в его чрезмерном юридизме, а также в концепции замены субботы на воскресный день, которая в какой-то степени была воспринята и православными христианами.
Возможно, сложившееся в римо-католицизме специфическое отношение к субботе было вызвано распространением на Западе субботнических сект. Хотя и на Востоке возникали подобные движения, возможно, именно в Риме на каком-то этапе они составили угрозу Церкви. Папа Григорий Двоеслов называл субботников «проповедниками антихриста». Противостояние с сектами могло укрепить Римскую Церковь в практике субботнего поста и сознательного устранения праздничных особенностей субботы, сохранённых в Православной Церкви.
Заключение
Раскрывая богословие воскресного дня и субботы в свете учения Православной Церкви, мы убеждаемся в том, какой глубокий духовный смысл заложен в их почитании. Этот смысл не ограничивается лишь выделением одного дня в неделю для поклонения Богу. Это внешнее, «телесное» измерение неотъемлемо от христианской жизни, но вторично по отношению к той полноте жизни Святого Духа, которая дана в Новом Завете и которая преодолевает временные и географические ограничения.
Православная Церковь учит, что через воскресение Христово открывается путь к покою Небесного Царства, истинному субботству в прославлении Бога, победе над грехом и смертью, творении добрых дел. Воскресный день поэтому есть новый и главный праздник Церкви, «един суббот царь и господь», по слову св. Иоанна Дамаскина.
В римо-католицизме также признаётся преимущество воскресного дня в сравнении с субботой, однако слава субботы и память о её праздновании оказываются устранёнными: суббота, согласно католическому учению, заменена на воскресный день. Эта концепция в силу чисто внешних, исторических причин оказала воздействие и на православных христиан, однако она не имеет оснований в Предании Церкви. Следствием этого воздействия является то, что православные христиане зачастую не знают о духовном смысле, который вкладывают в заповедь о субботе святые отцы.
На наш взгляд, разъяснение духовного смысла как субботы, так и воскресного дня в свете учения святых отцов может способствовать духовному возрастанию православных христиан и лучшему осознанию веры. Также важен миссионерско-апологетический аспект богословия воскресного дня и субботы, в частности с точки зрения полемики с субботниками.
1. Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Российское библейское общество, Москва, 2002.
3. Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
4. Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.
6. Воскресенье (статья из Православной Энциклопедии) // URL: http://www.pravenc.ru
7. Григорий Палама. Десятисловие по Христианскому Законоположению.
8. День Господень // Католическая Энциклопедия. Том I. А-З. Издательство Францисканцев. Москва, 2002.
9. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908.
10. Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.
11. Диакон Андрей Кураев. Обращение к адвентистам // Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Издание 10-е, переработанное и дополненное. «Христианская жизнь», Клин, 2009.
12. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
13. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
14. Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
15. Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998.
19. Катехизис Католической Церкви. Компендиум. – М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007.
20. Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Исход.
21. Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999.
22. Палладия, епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Пер. с греч. еп. Евсевия (Орлинского). 3-е изд. СПб., 1873. (Репринтное издание.)
23. Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
24. Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. (Включая Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.)
25. Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875.
26. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912.
27. Православная Энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/
28. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900.
29. Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Москва. В типографии Владимира Готье. 1855.
30. Преподобных отцов наших аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника поучения и слова. – М.: «Правило веры», 2007.
31. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
32. Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988.
33. Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским, в коем он запрещает хранить субботу, по обычаю Иудейскому. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В типографии К. Жернакова. — 1843 г. — Часть IV.
34. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
35. Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009.
36. Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис // Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. «Ей, гряди, Господи Иисусе». Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис (сборник). – Русский язык. – К.: Киево-Печерская Лавра, 2011.
37. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913.
38. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Перевод протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010.
39. Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. – М.: Паломник, Благовест, 1995.
40. Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.
41. Симфония по творениям святителя Григория Богослова — М.: «ДАРЪ», 2008.
42. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004
43. Творения святаго Епифания Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег. М.: Типография В. Готье, 1863.
44. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том второй в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1896.
45. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904.
46. Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.
48. St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.
49. The Catechism of the Council of Trent, published by command of Pope Pius the Fifth. Translated into English by Rev. J. Donovan, Professor, &c., Royal College, Maynooth. Dublin, 1829.
[1] В древности воскресенье было первым днём недели, каковым и остаётся в православном календаре.
[2] Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 43, 1 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том десятый в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1904. С. 438.
[3] В греческом оригинале κυριακὴ ἡμέρα – «Господень день», под которым и понимается воскресенье.
[4] Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис // Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. «Ей, гряди, Господи Иисусе». Святой Андрей, архиепископ Кесарийский. Толкование на Апокалипсис (сборник). – Русский язык. – К.: Киево-Печерская Лавра, 2011. С. 18-19.
[5] Св. Игнатий Богоносец. Послание магнезийцам, 8-9 // Писания мужей апостольских. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 344.
[6] Писания мужей апостольских. С. 110.
[7] Св. Иустин Философ. Апология 1, 67 // Ранние отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1988. С. 339. Отметим также свидетельство «Учения двенадцати апостолов» (гл. 14): «В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб» (Ранние отцы Церкви. С. 24).
[8] Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 54.
[9] Переписка Плиния с Траяном. Письмо 96, 7 // Письма Плиния младшего. Книги I-X. 2-е изд. – М.: Издательство «Наука», 1982. С. 205.
[10] См. восклицание апостола Фомы, увидевшего воскресшего Христа: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
[11] Русский перевод: «Встанем рано утром, и вместо мира благовонного, песню принесём Владыке, и Христа увидим, – Солнце правды, всем жизнь изливающее».
[13] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, Епископа Далматинско-Истрийскаго. Том II. С.-Петербург, 1912. С. 510.
[14] «Поскольку есть некоторые, преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех общинах всё одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, чтобы все стоя приносили молитву Богу» (Архиепископ Петр (Л’Юилье). Правила первых четырёх Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; Под ред. прот. Владислава Цыпина. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. С. 165). Этот запрет разъясняется в 91 правиле Василия Великого: «ибо, поскольку мы воскресли со Христом и призваны устремляться к горнему, мы не только напоминаем духу нашему стоянием на молитве о благодати, дарованной нам в сей день воскресения, но сам этот первый день недели в какой-то мере есть как бы образ грядущей вечности» (там же, с. 167).
[15] См.: Деяния девяти поместных соборов, издаваемые при Казанской духовной академии в русском переводе. Издание второе. Казань, 1901.
[16] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи.
[17] Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89.
[19] Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009. С. 97.
[20] Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым).
[21] Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999).
[22] Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15).
[23] Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне».
[24] Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII.
[26] Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна // Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).
[27] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231.
[28] Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
[29] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336.
[30] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335.
[31] Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).
[32] В связи с этим можно видеть прообразовательный смысл в словах пророка Давида: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2).
[33] Наилучшим образом христианская практика ежедневных богослужений и непрестанной молитвы сохранена в православном монашестве, к идеалам которого в этом и других отношениях должно стремиться христианину.
[34] Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10, 7.
[35] Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления, против неприсутствующих в священных собраниях // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Том второй в двух книгах. Книга первая. С. Петербург. Издание С. Петербургской Духовной Академии. 1896. С. 400. Хорошо раскрывается этот пастырский аспект также в проповеди митрополита Макария (Невского), известной под названием «Голос архипастыря».
[36] Катехизис, 533. С. 89.
[37] «Парадоксальным образом суббота в её ветхозаветном значении в определённой степени сохраняется в новозаветном богослужении»; «суббота обладает такими богослужебными особенностями, с которыми мы не встречаемся ни в один другой день» (Красовицкая М. С. Литургика).
[38] Палладия, епископа Еленопольского, Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов / Пер. с греч. еп. Евсевия (Орлинского). 3-е изд. СПб., 1873. С. 57. В «Лавсаике» содержатся и другие упоминания о субботе и воскресном дне. См. также «Апостольские постановления», II, 59.
[40] Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 410.
[41] Св. Иустин Мученик. Разговор с Трифоном иудеем, 12 // Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. – М.: Паломник, Благовест, 1995. С. 152. Полностью мысль св. Иустина такова: «Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаётесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь. Опять, если едите пресный хлеб, то говорите, что вы исполнили волю Божию, но не этим благоугождается Господь Бог наш. Если кто из вас виновен в клятвопреступлении или воровстве, пусть не грешит более; если кто блудник, пусть покается, и тогда он совершит истинную и приятную субботу Божию».
[42] Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди // Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Перевод протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. С. 629.
[43] Пр. Макарий Египетский. Духовные беседы, беседа 35 «О ветхой и новой субботе» // Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго духовныя беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Москва. В типографии Владимира Готье. 1855. С. 340-341.
[44] Симфония по творениям святителя Григория Богослова — М.: «ДАРЪ», 2008. С. 215.
[45] Свт. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию, I, 30. // Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические сочинения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 640-641. Св. Василий продолжает мысль так: «Он и огня не возжжёт в вечной обители, потому что не собирает воспламеняющего огонь вещества: дров, сена, тростия. Он не носит и бремён, потому что не лежит на нём тяжкой ноши беззакония, но упокоится, проводя подлинно покойную субботу».
[46] Пр. Марк Подвижник. Наставления святого Марка, извлечённые из других его слов, 84 // Добротолюбие: В 5 т. – Т. 1. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 485. Пр. Марку также принадлежит следующая мысль: «Проводящий Евангельски шестой день, умертвив предварительно первые движения греха, добродетелями достигает в состояние бесстрастия, чистое от всякого зла, субботствуя (Исх. 16, 29. 30) умом даже от самого тонкого представления страстей в воображении».
[47] Исаия Отшельник говорил: «когда ум освободится от всего и воссубботствует, то бывает уже в другом веке новом, новая мудрствует, внимает тому, в чём нет ничего тленного, и о нетленном помышляет» (См.: Преподобных отцов наших аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника поучения и слова. – М.: «Правило веры», 2007. С. 117). Св. Иоанн Дамаскин: «Суббота же есть покой от греха». В слове против иудеев св. Иоанн Дамаскин говорит: Бог, «повелевая седьмой день проводить в покое от телесных дел и заниматься духовными, таинственным образом показал имеющему видящий Бога ум истинному Израилю, чтобы он во всякое время приближался к Богу и возвышался над всем телесным» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 337).
[48] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 282-283.
[49] Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. С. 192.
[50] Ирмос 8 песни Пасхального канона. См.: Пасхальный канон. Творение Иоанна Дамаскина // Полный православный молитвослов для мирян и Псалтирь. – М.: Ковчег, 2009. С. 423.
[51] Согласно Православной Энциклопедии, «суббота в правосл. Церкви имеет особый статус, но субботний покой, как и проч. обрядовые предписания закона Моисея, не соблюдается в соответствии с решением апостольского Иерусалимского Собора (Деян 15. 6-29). Воскресный же день понимается не как замена субботы, а как новый праздничный день, день Воскресения и начала новой жизни во Христе». См.: Воскресенье // Православная Энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/Воскресенье.html
[52] Св. Иринея Лионского. Против ересей, IV, 16, 4 (Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Перевод протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. С. 362). Схожая мысль у св. Кирилла Александрийского: «Пришедши чрез веру к мыслимому во Христе субботствованию, то есть к неделанию и прекращению грехов, мы не отказываемся, как от чего-то бесполезного, от наперёд собранного в нас и как бы отложенного в запас наставления в законе, руководящего нас ко Христу, так как закон есть детоводитель (Гал. 3, 24); напротив, обладая им вместе с евангельскими наставлениями, мы не далеки будем от того, чтобы заслуживать похвалу за сие» (Кирилл Александрийский. Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Исход. Кн. II, 4, 3). Св. Григорий Богослов также писал: «Эти десять законов Бог некогда начертал на каменных скрижалях, а ты напиши у себя на сердце» (Симфония по творениям святителя Григория Богослова. С. 215).
[53] Цитаты из писем бл. Августина даны в переводе с английского по изданию: St. Augustine: Letters 1-99. Translation, introduction, and notes by Roland J. Teske, S.J.. Hyde Park, NY: New City Press, 2001.
[54] «Прилично ли, в самом деле, говорить или думать, что Бог при творении всего вышеописанного трудился (в нашем понимании этого слова), когда говорил – и исполнялось? Ведь мы и человека не назвали бы трудящимся, если бы он только сказал, и слово его тотчас бы исполнилось» (О книге Бытия, VIII // Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 393). «И что касается Господа, то для Его покоя нет ни утра, ни вечера, потому что этот покой не имеет ни начала, ни конца» (О книге Бытия, XVIII // Блаженный Августин. Творения. Т. 2 // С. 402).
[55] В другом сочинении Августин пишет: «почитание субботы было заповедано иудеям как преддверие грядущего, знаменующее духовный покой, который примером Своего покоя Бог сокровенно обещал верным, творящим добрые дела» (О книге Бытия, XI // Блаженный Августин. Творения. Т. 2. С. 396).
[56] Исповедь, XXXV, 50. См.: Блаженный Августин. Исповедь / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. С. 315.
[57] Исповедь, XXXVI, 51. См.: Блаженный Августин. Исповедь. С. 315.
[58] «Со времени явившейся благодати почитание субботы, которое выражалось в праздновании одного дня,
снято с верных. В этой благодати празднует уже постоянную субботу тот, кто, творя добро, надеется на будущий покой и не похваляется своими добрыми делами, как-будто уже обладает тем благом, которое еще не обрел» (О книге Бытия, XIII // Блаженный Августин. Творения. Т. 2. С. 398).
[60] Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским, в коем он запрещает хранить субботу, по обычаю Иудейскому. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В типографии К. Жернакова. — 1843 г. — Часть IV. С. 351.
[61] Святаго Григория Двоеслова, папы Римскаго, Послание к гражданам Римским. С. 351.
[62] См. письмо 54, к Януарию.
[64] Катехизис Католической Церкви, 2175. В послании Dies Domini говорится (IV, 62): «хотя обычаи иудейской субботы отошли в прошлое, превзойдённые той «полнотой», которую принесло воскресенье, причины, лежащие в основе хранения святости «Дня Господня», торжественно засвидетельствованные в Десяти Заповедях, остаются действующими, хотя они и должны быть переосмыслены в свете богословия и духовного содержания воскресенья».
[65] В католическом исчислении – третьей.
[67] Dies Domini, III, 47.
[68] К настоящему времени последний всекатолический собор, а потому в относительном смысле более авторитетный для католиков.
[69] Документы II Ватиканского собора. Москва: Паолине, 1998. С. 37.
[70] Документы II Ватиканского собора. С. 37.
[74] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 126.
[75] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.
[76] The Catechism of the Council of Trent. P. 374.
[77] The Catechism of the Council of Trent. P. 379. Отметим, что в Предании Церкви невозможно найти подтверждения этому высказыванию.
[78] Катехизис Католической Церкви. Компендиум. – М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007. С. 146.
[79] Фома Аквинский. Сумма теологии. С. 133
[80] См.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том шестой. Издание третье. Казань, 1908. С. 288.
[81] Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875. С. 9.
[82] Наиболее ранний пример относится к св. Григорию Паламе (XIV в.), см. его «Десятисловие христианского законоположения», где сказано: «Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мёртвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нём предуверившему, – этот день святи (Исх.20:10–11), и никакого житейского дела в оный не делай (…). Имея таким образом Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжёшь, и бремени греха на себя не возьмёшь; и тако освятишь день субботный, субботствуя неделанием зла» (Св. Григорий Палама. Десятисловие христианского законоположения // Добротолюбие: В 5 т. – Т. 5. – 4-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 275). Св. Григорий, как и ранние святые отцы, говорит о духовном субботстве, однако привязывает исполнение заповеди о субботе к воскресному дню.
[83] Как писал М. Н. Скабалланович, «с самого начала III в., с ослаблением антагонизма к иудейству, возникает тенденция к какому-либо чествованию субботы, выделению её из ряда обыкновенных дней, и тенденция эта к концу века и началу IV в. приводит к тому, что в некоторых Церквах суббота чтится едва не одинаково с воскресеньем» (Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004).
[84] См. также слова праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).
[85] Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В двух томах. Т. II.
Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С. 204.