запрос что это такое в психологии

Как правильно сформулировать запрос психологу?

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

запрос что это такое в психологии. Смотреть фото запрос что это такое в психологии. Смотреть картинку запрос что это такое в психологии. Картинка про запрос что это такое в психологии. Фото запрос что это такое в психологии

Несмотря на бытующие стереотипы, не бывает «правильной» причины обращения к психологу. У кого-то это решение зреет долго, человек много размышляет, как он может справиться самостоятельно, есть ли еще силы потерпеть, а помощь психолога рассматривает только в самом крайнем случае. У других, решение обратиться к психологу возникает импульсивно.

Стресс, нахлынувшие переживания, с которыми трудно справиться, внезапная кризисная ситуация, резкие изменения привычного образа жизни — всё это может подтолкнуть к желанию обратиться за помощью. Оба варианта правильные, верные — неважно, какая причина привела вас в кабинет к психотерапевту (неважно с чем вы пришли), на результат процесса это не влияет, и правил тут нет.

Однако, всё же есть один важный критерий, отвечающий за половину успеха психотерапии. Этот критерий — правильно сформулированный запрос, то есть то, с чем вы хотите уйти.

Наличие и правильное формулирование запроса играет огромную роль как для клиента, так и для терапевта.

Что такое психотерапевтический запрос?

Это не просто проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь. Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.

Представьте, что у вас разбился экран телефона (ваша проблема), и вы приносите его в сервис (к психологу). Изначально, ваше желание очень смутное, и омрачено расстройством от поломки — вам просто хочется, чтоб этого — разбитого экрана телефона (проблемы) не было. Но вот работник сервиса вас спрашивает: «Чего конкретно вы хотите? Поменять экран? Это будет стоить столько-то и займет столько-то времени». Вы отвечаете что-то вроде: «Я просто хочу телефон, чтоб звонить и в интернете сидеть», потому что вы расстроены, и не очень хотите тратить ресурс на разрешение проблемы, не хочется про это думать. Но работник сервиса очень скрупулезно вас расспрашивает, и предлагает еще кучу вариантов: «Может быть вам тогда купить такой же телефон, но новый? Или подержанный? Или вообще другой телефон? Или взять свой старый, который вполне подходит, чтоб звонить и сидеть в интернете». Вы сначала сопротивляетесь этому допросу, и необходимости много думать, но потом понимаете, сколько на самом деле вариантов решения проблемной ситуации, но желаемый результат, желаемое решение, только одно. После того, как вы сделали над собой усилие, прислушались к работнику сервиса, не спеша, и без эмоций подумали, наконец смогли найти оптимальное решение, отчего уже чувствуете невероятное облегчение и удовлетворение. Вот почему так важно правильно сформулировать запрос — вы теперь знаете, чего хотите, и как это получить, хотя и не будете своими руками чинить телефон.

Зачем психологу понимать запрос клиента?

Тоже самое происходит (должно происходить), в кабинете терапевта — клиент и психолог дотошно, медленно, но твердо формулируют запрос к терапии. Специалисту его понимать также важно, как и клиенту. Вы можете спросить почему, он же учился так долго, он профессионал, он должен сам всё понимать, как мне помочь. Да, психолог — профессионал, но он не эксперт вашей жизни, и после первой встречи не может знать, как вам лучше, как вам жить, чего вы на самом деле хотите.

Психолог знает метод, знает как достичь, но чего достичь — это уже должен решить для себя клиент.

Я в своей работе привожу для клиентов метафору: мы с вами отплываем вместе на лодке, но из-за тумана ничего толком не видно. Вы мне говорите куда, а я буду править («гребём мы вместе»).

Более того, чётко и верно сформулированный вопрос очень сильно помогает самому клиенту — снижает тревогу, дает понимание и ясность. Это как чётко поставленный диагноз в больнице — когда точно знаешь, что у тебя, уже не так страшно лечиться. И нет ничего ужаснее той неизвестности, когда врачи не могут заключить, что же у вас за болезнь.

Формулировать запрос затруднительно, и клиенты с готовым запросом приходят крайне редко. Я это объясняю тем, что зачастую, люди, нуждающиеся в психологе, пребывают в таком эмоциональном состоянии, что не знают куда они хотят приплыть, но точно хотят покинуть текущую ситуацию — то есть отсюда. «Неважно куда, лишь бы не здесь!», «Давайте поскорее убежим отсюда, а куда — решим в процессе», — вот такой немой посыл есть у большинства клиентов, и он очень понятен, но важности и необходимости сформулировать запрос на первом этапе психотерапии это не отменяет.

Чтобы помочь вам сформулировать, хотя бы приблизительно, первичный запрос, я составила несколько вопросов, которые полезно задать себе еще до приходя в кабинет терапевта:

Источник

Что такое «психологический запрос»?

Стоит разделять такие понятия как: самодиагноз, жалоба, проблема и запрос.

Самодиагноз – это собственное объяснение клиентом причины своих психологических трудностей. Здесь важно прояснять на основании чего, человек подозревает у себя именно это состояние. Кроме того, самодиагноз демонстрирует отношение клиента к себе, своей жизни, а также может указывать на готовность к работе. Попытка навесить на себя какой–то диагноз может служить защитным механизмом («если бы не мой диагноз, я бы…»).

Жалоба – это адресованное (конкретному человеку, включая себя, или людям, в целом, ситуации, обстоятельствам) и высказанное психологу недовольство определенными трудностями, с которыми человеку трудно или невозможно справится самому. Часто, именно жалоба приводит к психологу и разбор ее становится отправной точкой работы со специалистом. Жалоба исследуется, собирается дополнительный анамнез и вырисовывается проблема клиента.

Проблема – это совокупность психологических трудностей клиента, с которыми у него пока не получается эффективно совладать. В базе проблемы лежит внутренний конфликт: наличие определенной потребности и невозможность его удовлетворить. Выход на конкретный конфликт клиента занимает разное время, в зависимости от совокупности факторов, включая психологическое, психическое, социальное, физиологическое состояние клиента и его внутреннюю мотивацию.

Запрос – это, в идеале, четко сформулированное мотивированное обращение с просьбой предоставить конкретную психологическую помощь. Бывает, что приходят люди с конкретным запросом (чаще всего, это люди, у которых уже есть за плечами опыт работы с психологом), но более распространен вариант, когда выход на запрос занимает не один месяц регулярных консультаций. Это зависит и от состояния человека, от потенциала его психики, ее гибкости или ригидности, внутренней мотивации, готовности брать на себя ответственность.

Ответственность здесь занимает одну из ключевых ролей. Когда человек не готов брать на себя ответственность, то и запрос он часто озвучивает «на третье лицо»: я все понял/а, но все же, что мне сделать с ним/ей, как мне повлиять на кого–то/что–то. Есть «специалисты», которые предложат в ответ на это различные манипулятивные техники. Но это похоже на то, как научить ребенка хорошо кушать, включая ему для отвлечения мультики. Он то может и поест, но в долгосрочной перспективе это чревато последствиями. Если психолог берет в работу запрос «на третье лицо» у меня это вызывает сомнения в его компетенции.

Как определить, что это уже не жалоба, а запрос:

К сожалению, не получится значимого прогресса, если вы работаете только во время встречи с психологом. Не оставляйте вашу работу только в рамках реального или виртуального кабинета, выносите ценное и применяйте новые знания, тренируйте новые навыки. Если чувствуете, что «не идет дело» – обсудите это с психологом: возможно, там сопротивление, страх изменений (это нормально и хотеть, и бояться положительных перемен одновременно), а возможно нет внутренней мотивации или тяжело начать нести ответственность за свою жизнь.

Пример: Условный клиент Х пришел и озвучил «я неудачник, меня никто не любит» (самодиагноз) – выходим на то, что ему нравится некий человек У, но это не взаимно и из–за этого клиенту психологически тяжело (жалоба) – выходим на то, что клиент Х очень робкий, не умеет поддержать разговор, легко теряется (проблема) – клиент Х формулирует запрос «как же мне сделать, чтобы понравится У» (запрос «на третье лицо», мы не можем заставить У испытывать симпатию к Х) – переформулируем «хочу стать уверенней в себе и уметь более свободно общаться с людьми» (запрос). С этого места выстраивается работа на реализацию запроса клиента. Бывает так, что по ходу дальнейшей работы запрос меняется. Это нормально. В длительной работе важно сверять актуален ли запрос, с которым мы работаем. К примеру, клиент Х стал чувствовать себя нормальным (а не неудачником) даже когда у него нет романтических отношений, а на передний план вышли отношения с начальством. В таком случае запрос пересматривается. Может оказаться, что проблемы в построении отношений и проблемы на работе имеют общий корень, но это не обязательно.

Источник

Формирование запроса в психотерапии

запрос что это такое в психологии. Смотреть фото запрос что это такое в психологии. Смотреть картинку запрос что это такое в психологии. Картинка про запрос что это такое в психологии. Фото запрос что это такое в психологии

Иногда мы все попадаем в ситуации, в которых нуждаемся в психологической помощи и поддержке. Это могут быть проблемы в отношениях или на работе, внезапное расставание, жизненный кризис, нехватка сил или потребность в самоисследовании и саморазвитии. Экологичнее всего разрешать эти проблемы в кабинете у психолога, который обладает должной квалификацией для того, чтобы помочь человеку разобраться в себе и навести порядок в своих мыслях и чувствах.

Любая психологическая помощь начинается с запроса клиента. Некоторые люди чётко знают, чего они хотят от терапии, и готовы озвучить это на первом сеансе. Другие же могут приходить к психологу с неопределённым запросом, и тогда первые сеансы уходят на его прояснение. Чтобы помощь психолога была эффективной, очень важно сконцентрироваться на том результате, который клиент хотел бы получить от работы. Если человек обращается к специалисту с запросом «мне плохо», первым делом психолог пытается выявить причины этого состояния и прояснить, что именно человек понимает под состояниями «хорошо» и «плохо», чего конкретно он хочет и в каком направлении стоит работать, чтобы прийти к желаемой цели. Наличие этой цели облегчает подбор оптимальных методов терапии и позволяет наметить сроки её достижения. К примеру, если человек приходит к психологу с запросом на снятие тревоги, этот запрос требует краткосрочной терапии, в которой наиболее эффективны когнитивно-бихевиоральные методы. Если же клиенту нужно разобраться в своих отношениях с родителями и глубоко проработать тему травматичного детства, это запрос на длительную терапию, в которой лучше всего работает психоанализ. Порой человек обращается к психологу именно за тем, чтобы понять, чего он хочет, и тогда это тоже запрос. Иногда в процессе терапии запрос может меняться. Например, клиент пришёл с проблемой в отношениях с партнёром, но внезапно понял, что за этой темой стоит ещё какая-то более крупная и значимая, которая тоже нуждается в исследовании и проработке.

В психологической практике часто встречаются запросы, которые нуждаются в коррекции. К примеру, если человек хотел бы в процессе терапии изменить другого человека, а не себя, психолог поясняет, что это вряд ли возможно. Как правило, запросы на изменение других людей носят защитный характер и отражают нежелание человека вступать в контакт с самим собой и собственными чувствами, поскольку это может быть слишком больно и страшно. Бывает, что запрос сформулирован в направлении избавления от негатива («хочу, чтобы мне не было так плохо») вместо того, чтобы ориентироваться на позитивную цель («хочу, чтобы мне стало хорошо»). Такой запрос тоже нуждается в прояснении, поскольку для психолога важно показать клиенту все возможности терапии, которые помогут ему обрести внутреннюю зрелость и умение самостоятельно пользоваться своими ресурсами. В идеале задача терапии состоит в том, чтобы клиент со временем мог стать хорошим родителем и психологом самому себе. И в процессе терапии он учится поддерживать себя, регулировать свои эмоции, выстраивать границы и достигать комфортного и приятного для себя состояния.

Важно помнить о том, что не бывает плохих или хороших запросов, и каждый запрос имеет место быть. Но для эффективной работы желательно чётко осознавать реалистичность собственных целей, условий и сроков их достижения. Именно поэтому необходимо, чтобы терапия была совместным и взаимным процессом уточнения и обсуждения того, что происходит здесь и сейчас и к чему в итоге клиент хотел бы прийти.

Таким образом, грамотная постановка запроса является первой и самой значимой частью психотерапевтической работы, от которой будет зависеть весь ход дальнейшего процесса. К этому вопросу важно подойти сознательно и ответственно, чтобы психолог мог подобрать лучшие инструменты и методы для решения конкретной проблемы. И если клиент затрудняется в том, чтобы сформулировать запрос самостоятельно, он всегда может сделать это вместе с психологом.

Источник

Психологический запрос

Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку.

Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.

Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.

Приведем примеры неконструктивного запроса: «Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: «Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.

Примерами конструктивного запроса могут служить:

запрос об информации;

запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.

Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:

наличие психологических проблем;

частичная рефлексия человеком своих проблем.

Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.

Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:

Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:

В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:

Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:

Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.

В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.

В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы.

Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога.

Объективизированные результаты и способы их представления:

Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.

Источник

С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?

В своей практике мне часто приходится начинать встречу с очередным клиентом с рассказа о том, чем же мы будем заниматься, чего можно достичь методами психотерапии, а чего, к сожалению, достичь невозможно. Не смотря на обилие сейчас информации по психологии, статей описывающих, что же происходит там, в кабинете психолога крайне мало, и психологам часто приходится сталкиваться с совершенно нереалистичными представлени ями и ожиданиями.

Скажите, пожалуйста, куда я должна идти? – спросила Алиса.

– Это зависит от того, куда ты хочешь прийти, – сказал Кот.

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»

Проблемы встречаются в жизни любого из нас, и многие из этих проблем мы преодолеваем, даже не заметив. Но бывают проблемы, которые не удается решить. Конечно, никто не бежит к психологу, если в жизни просто, что-то не заладилось. Всегда первый шаг – это помочь себе самому, постараться найти выход, обьяснить себе, почему в моей жизни это происходит так, а не иначе, попробовать что-то поменять, как то воздействовать на ситуацию. Наконец просто отвлечься, отдохнуть, выждать в надежде, что все решиться само собой. И только когда решить проблему не удается своими силами, человек обращается за помощью.

На первую встречу с психологом человек приходит с тем, что у него наболело, что не дает нормально жить и чувствовать себя счастливым. Поэтому первый запрос к психологу, чаще всего, звучит как: «Помогите мне избавиться от…» «Сделайте так, что бы этого в моей жизни не было…» «Они меня не понимают…» А то и вообще никакого запроса, просто человеку плохо, с этим и пришел.

Такой запрос, много говорит о том, что происходит в жизни человека, о его эмоциональном состоянии, о том через что ему пришлось пройти и как ему плохо сейчас. К сожалению, как-то помочь, исходя тольно из этого, невозможно. Ведь, в конечном итоге, любая психотерапия сводится к тем изменениям, которые должны произойти в мыслях, чувствах, мировоззрении, человека, пришедшего на терапию. А что нужно изменить, в чем помочь? В таких запросах нет ответа на такие вопросы. Поэтому работа с психологом всегда начинается с формирования такого запроса, который позволил бы человеку изменить отношение к себе, другим, к ситуации, в которой он оказался.

Так чем же отличается первичный запрос, та проблема, с которой человек пришел, от терапевтического запроса?

Прежде всего, надо понимать, что хотя возможности психологии достаточно велики, далеко не каждый запрос можно решить ее методами. Такие запросы как: «Найдите мне мужа…» «Найдите мне хорошую работу…» методами психотерапии не решаются. Психолог может помочь разобраться почему у вас не получается строить гармоничные отношения, но никак не может найти вам невесту или жениха миллионера. 🙂

Так же психолог вряд ли сможет вам помочь, если вы не готовы меняться сами и видите решение своих проблем в ком-то другом. Такой пример: «У меня разладились отношения с ребенком. Поговорите с ним, чтобы он вел себя как надо, или скажите мне, что надо с ним сделать». Психолог не может воздействовать на того, кого нет в его кабинете, но можно изменить ваше отношение к сложившейся ситуации. К тому же, этот человек может вовсе не ощущать сложившуюся ситуацию как свою проблему. Работа в терапии ведется с тем, кто пришел и именно этого человека должен касаться запрос.

Еще одним аспектом терапевтического запроса является его направленность на результат. Невозможно никуда прийти, если вы не знаете, куда вы идете. Поэтому очень часто приходится задавать клиентам одни и те же вопросы:

– А что вы хотите получить в результате терапии?

– Как вы хотите себя ощущать и действовать в этой, на данный момент сложной для вас ситуации?

– Как вы представляете себе быть счастливым?

Образ того, что вы хотите получить, каким вы хотите стать в результате, и есть та цель, вокруг которой и будет строиться вся работа.

Есть еще один вид первичных запросов, которые часто называют «магическим запросом». Это такой запрос, который предполагает, что все изменится само собой, произойдет чудо и все, что было плохо станет хорошо. К сожалению, психотерапия это не чудесное избавление от проблем, это большая и серьезная работа над собой. И в этой работе главное действующее лицо – Вы сами и только от вас зависит, какой вы сделаете свою жизнь. И психолог вам может помочь на этом пути, но чудес мы делать не умеем.

Таким образом, формирование грамотного запроса – это первый шаг на пути терапии. Это тот шаг, который в дальнейшем определяет не только направление работы и ее результат, но и те методы которые будут применятся в работе.

Конечно запрос, это не что-то однажды определенное и неизменное. В процессе терапии, по мере решения отдельных моментов, более глубокого понимания себя и своих отношений с миром, запрос может меняться. Пожалуй, можно сказать, что запрос имеет свой цикл развития: он рождается, изменяется, трансформируется и в конечном итоге исчезает, когда решается та проблема, с которой человек пришел на терапию.

В заключении хотелось бы отметить, что работа с запросом, это достаточно большая часть всей терапевтической работы, и может занимать достаточно много времени. Поэтому, чем лучше вы продумаете и сформулируете свой запрос, с которым вы собираетесь прийти на терапию, чем больше вы посвятите этому времени, тем быстрее вы получите результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *