запуск ракеты что то пошло не так
Что-то опять пошло не так Всего за месяц потерпели аварии две основных российских ракеты-носителя
Авария при выводе космического аппарата на орбиту российской ракетой. Приходится добавить: очередная. Казалось, Россия начала исправлять ситуацию 2011 года, когда за год сразу пять запусков закончились неудачно, включая отправку зонда к Марсу. Хотя в дальнейшем аварийные старты происходили ежегодно, первое полугодие 2015-го стало лидером по количеству проблем в российской космической отрасли.
Роковой 2015-й
Новый 2015 год сотрудники российской космической индустрии встречали в приподнятом настроении. В конце 2014-го удачно прошли первые запуски легкой и средней версии ракеты-носителя «Ангара», создание которой заняло долгие 20 лет. Впервые после шестилетнего перерыва планировалось отправить на российский сегмент МКС космического туриста. Однако «что-то пошло не так».
Материалы по теме
Сеул помог
Бесконечные капризы потенциальной космической певицы Сары Брайтман можно принять за саморекламу. Космодром «Восточный» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин обещал достроить вовремя, несмотря на вскрывшиеся многочисленные хищения. Однако два космических аппарата мы уже безвозвратно потеряли. Говоря официальным языком, это заставляет сомневаться в России как в надежном партнере по доставке коммерческих и исследовательских грузов в космос. Если попроще, то мы рискуем потерять заказы на коммерческие запуски и уступить лидерство по доставке грузов на МКС.
Потерянный прогресс
Грузовой корабль «Прогресс М-27М», запущенный 28 апреля, вышел на нештатную орбиту и не смог доставить горючее, воздух, продовольствие и запчасти на МКС. Это всего второй случай в истории запусков аппаратов данного типа, когда они не смогли выполнить свою миссию. На 526,716 секунды полета произошло нештатное разделение ракеты-носителя «Союз-2.1а» и грузовика, в результате чего корабль оказался на орбите с апогеем на 40 километров выше, а третья ступень — на орбите с апогеем на 20 километров ниже расчетной траектории выведения. «Прогресс» начал беспорядочное вращение, установить связь и привести его орбиту к расчетной не удалось, и 8 мая он вошел в плотные слои атмосферы, а его остатки затонули в Тихом океане.
Материалы по теме
Гибель «Прогресса»
Члены госкомиссии пришли к предварительному выводу, что нештатное разделение состояло из двух последовательных событий, связанных с разгерметизацией (вскрытием после выключения маршевого двигателя третьей ступени ракеты) сначала бака окислителя, а затем и бака горючего. Окончательные итоги расследования ожидаются 22 мая 2015 года.
В связи с аварией «Союза» отменили запуски кораблей данного типа, а также близких к ним по конструкции пилотируемых «Союз-ТМА». В частности, отложен старт следующего экипажа на МКС и возвращение текущего, чтобы не подвергать опасности жизнь космонавтов. Анализ показал, что имеющихся запасов космонавтам хватит до 5 сентября, когда новую партию грузов должен доставить на МКС американский Dragon. Также планируется скорректировать план запуска российских грузовых кораблей и отправить дополнительный «Прогресс» в третьем квартале 2015 года.
Утро 16 мая началось для сотрудников Роскосмоса с неприятного события. Двигатели «Прогресса М-26М», предыдущего грузового корабля, доставившего припасы на МКС, не запустились. Он должен был скорректировать орбиту МКС, но электроника обнаружила неисправности и заблокировала операцию.
Однако неприятности только начались. Во время запуска ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским телекоммуникационным спутником MexSat-1 произошла нештатная ситуация. По неофициальным данным снова виноватой оказалась третья ступень — отказали рулевые двигатели. Даже если отделение спутника от ракеты-носителя произошло, то случилось это на слишком низкой для его работы орбите, — по оценке источника аппарат достигнет в лучшем случае отметки тысячи километров над землей, а штатно должен выйти на геостационарную орбиту на расстоянии 36 тысяч километров от Земли. Официально сообщалось, что авария произошла на высоте 161 километр от Земли.
Мексиканский аппарат должен был пополнить спутниковую группировку MexSat. Следующий аппарат будет выведен американской ракетой. Это показывает, что российские ракеты-носители не являются безальтернативными и неудачные запуски играют на руку конкурентам.
Потери по всем фронтам
Текущая авария может привести к существенным потерям. И затраты на старт — не самые большие из них. Запуски страхуются, в частности — старт «Протона-М» был застрахован на 300 миллионов долларов в СОГАЗе, по данным РИА Новости, поэтому Роскосмосу не придется оплачивать мексиканской компании стоимость потерянного спутника. Однако обычно страховка не покрывает всех расходов. Например, страховые выплаты за утерю «Прогресса М-27М» составят примерно половину от 5 миллиардов, затраченных на его запуск.
В результате аварии «Протона-М» в атмосферу могло попасть его ядовитое топливо, как сообщило РИА Новости со ссылкой на источник в космической отрасли, а значит это может привести к экологическому урону. Экологические проблемы имеют и финансовое исчисление. Например, за топливо, разлившееся в результате неудачного пуска «Протона-М» в 2007 году, Россия заплатила Казахстану 2,4 миллиона долларов.
Частые аварии портят имидж России как партнера по космическим запускам. Время от времени случаются неудачи у всех производителей ракет-носителей, но у нашей страны выше процент неудачных запусков, чем у США и Европы, хотя используются проверенные, давно спроектированные ракеты. Так с 2011 по 2014 год было совершено 120 российских запусков, из которых девять оказались неудачными (то есть примерно 7,5 процента). Подсчеты несколько различаются, так как часть запусков производится совместно с другими странами. Статистика, в частности, не учитывает неудачный запуск спутника «Интелсат-27» в 2013 году, так как его причиной признана неисправность блока, произведенного украинской компанией «Южмаш». Если исключить крайне «неудачный» 2011 год, процент аварийных стартов снизится до 4,5. Хотя даже этот показатель выше, чем для грузовых пусков Европы и США за последние годы, но два инцидента за девять запусков в 2015 году дают запредельные 22 процента неудач для России. Они портят и статистику с 2011 года: 8,5 процента аварий для пусков, прошедших с начала 2011 года.
Материалы по теме
Падение с переворотом
По мнению экспертов, проблемы у России могут возникнуть не только с внешними поставщиками, но и с обслуживанием собственных потребностей в космосе.
«Пока окончательно не закончились процедуры по «Прогрессу», мы не можем нормально использовать ракету-носитель «Союз». А теперь та же ситуация с «Протоном», — сейчас мы де-факто на какое-то время лишились наших двух основных ракет-носителей. Такого на моей памяти еще не было. » — сообщил «Ленте.ру» независимый эксперт космической отрасли Вадим Лукашевич.
Поиски причин проблемы
Основная версия неудач — снижение культуры производства. «У новой ракеты, которая проходит этап летно-конструкторских испытаний и нарабатывает надежность, все «нештатки» и связаны с отработкой изделия, — объясняет Лукашевич. — А у старой ракеты, которая давно испытана, все возможные проблемы давно уже вылезли и учтены, в процессе длительной эксплуатации наработан определенный уровень надежности, серийное производство освоено и так далее, — в этом случае последующее повышение аварийности при неизменности конструкции обусловлено только проблемами в производстве. Снижением качества, квалификации, нарушения технологии и т.д. — всем тем, что мы понимаем под культурой производства».
Материалы по теме
Дайте только подрасти
Действительно, при расследовании аварии «Протона-М» в 2013 году оказалось, что инцидент, повлекший потери 4,5 миллиарда рублей, был вызван неправильной установкой датчиков ориентации. При этом отмечалось, что их конструкция такова, что случайно это сделать невозможно, только силой (например, молотком) вбив их в посадочное гнездо. Поэтому и проверка датчиков просто не предусмотрена — считается, что их неправильная установка столь маловероятна, что не нуждается в контроле.
Можно пофантазировать о диверсиях как причинах неудачных запусков, но реальнее проводить надежный предпусковой контроль. Например, в апреле был перенесен старт еще одной ракеты «Протон-М». Носитель должен был вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ8», но в ходе предпусковой подготовки в трубопроводе одной из ступеней ракеты специалисты обнаружили металлическую пыль, в результате чего старт отложили на август, а «Протон-М» вернули изготовителю — в Центр Хруничева. Лучше так, чем пополнять коллекцию анекдотов о подводной группировке спутников.
Космодром «Восточный» и ракета «Ангара». Что пошло не так с российской космонавтикой?
На днях стало известно, что единственный в 2020 году пуск с российского космодрома «Восточный» был отложен. Его все еще планируют осуществить до конца декабря. В прошлом году Дмитрий Рогозин заверял, что всего будет выполнено пять пусков. В российских СМИ это предсказание громко пиарили. На провале плана внимание стараются не акцентировать. Но ситуация с «Восточным» ярко демонстрирует тот застой, в котором оказалась российская космонавтика.
Космодром «Восточный»
Идея построить космодром на Дальнем Востоке была продиктована желанием снизить зависимость от «Байконура», расположенного на территории Казахстана.
Планировалось, что «Восточный» станет основным хабом для запуска российских космических ракет, вдохнет новую жизнь в окрестные регионы, насытит предложением рынок труда и в целом поспособствует развитию экономики на Дальнем Востоке. К тому же для запуска сверхтяжелых ракет «Ангара» нужна инфраструктура, которой «Байконур» не располагает.
В 2007-м был подписан указ о строительстве, через три года заложили памятный знак, в 2012-м начали строительство стартового комплекса. С завершения строительства первой площадки в 2016 году с космодрома осуществили пять пусков ракет «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б», последний из них — летом 2019-го.
Теперь на «Восточном» идет строительство второй очереди, которое планируют завершить в 2025 году. Однако первый запуск «Ангары» обещают провести на пару лет раньше. Стартовый стол уже будет готов, с него хотят обеспечивать не менее десяти пусков сверхтяжа каждый год.
Плановый рост плановых пусков
На 2021 год с космодрома «Восточный» запланировано шесть-семь пусков. Как видим, количество планируемых пусков с каждым годом растет. Правда, число реально выполненных практически не меняется — в среднем один пуск в год. Но все это время на обслуживание комплекса, содержание персонала и боевого расчета тратятся миллиарды рублей. Тем не менее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин планирует и дальше наращивать число планируемых пусков.
Правда, делает он это из расчета запусков компании OneWeb. Первый полностью коммерческий пуск с «Восточного» за счет этой компании должен был произойти еще в апреле 2020 года, потом собирались сделать еще несколько. Компания должна была обеспечить новенькому космодрому приличную загруженность.
Однако 27 марта 2020 года OneWeb подала в суд Южного округа штата Нью-Йорк ходатайство о банкротстве и уволила бо́льшую часть своих сотрудников. Ей не удалось привлечь дополнительное финансирование на запуски сотен своих спутников, с помощью которых компания планировала обеспечить планету глобальным спутниковым интернетом — то, что сейчас более успешно делает со своей Starlink Илон Маск.
С «Восточного» должны полететь 36 космических аппаратов. Их уже доставили из США на самолете Ан-124-100 «Руслан», готовят к запуску.
«Ангара»
Указу первого российского президента «О разработке космического ракетного комплекса (КРК) „Ангара“» в этом году исполнилось 25 лет. Предполагалось, что за это время ракеты данного комплекса закроют все потребности в космических перевозчиках, будут доставлять в ближний и дальний космос все грузы и экипажи. Одна из ракет-носителей заменила бы «Протон-М», летающий на токсичном топливе, другая — украинский «Зенит».
«Ангара» должна стать и главным поставщиком пусков для «Восточного». Однако за четверть века этого пока не случилось.
В первые годы это было связано с общим тяжелым состоянием российской экономики и отсутствием финансирования.
В нулевых стало полегче. Появился даже график, согласно которому летные испытания «Ангары» должны были пройти в 2010—2011 годах, а с 2013-го начались бы коммерческие запуски. Но испытания случились только в 2014-м, а после возникли причины, по которым использование «Ангары» не представлялось возможным. В их числе были и неготовность космодрома «Восточный», и переезд производства ГКНПЦ имени М. В. Хруничева из Москвы в Омск. Производственный цикл был нарушен, прошли сокращения сотрудников, началась модернизация производства в Омске.
И теперь, по словам Дмитрия Рогозина, первую произведенную в Омске ракету-носитель «Ангара-А5» не стоит ждать раньше 2023 года, пилотируемую «Ангара-А5П» — где-то в 2024-м.
Примечательно, что после испытательных полетов в 2014-м тяжелая «Ангара-А5» в небо не поднималась. Уже 14 декабря этого года может состояться второй ее испытательный полет с космодрома «Плесецк». Предыдущие обещанные сроки в 2018 и 2019 годах были сорваны, так как изготовленную ракету отказывалось принимать Минобороны РФ: слишком уж много «косяков» в ней было. А потому неудивительно, что из 18 запланированных когда-то пусков «Ангары» различного класса грузоподъемности реализованы пока только два. И те шесть лет назад.
К тому же сейчас зашел разговор о том, чтобы сделать также многоразовую модификацию «Ангара-А5М» и приземлять ракету на плавучую платформу в Охотском море. Правда, придется дооснастить ее посадочными опорами, соответствующей системой управления, дополнительной теплозащитой. Удастся ли сделать все это к 2024 году? Покажет время.
Сейчас же можно констатировать, что число запусков российских ракет в последние годы неуклонно сокращается. В этом году их было 14. Американские компании и агентства осуществили 40 запусков, китайские — 37. Год назад у этой тройки было 25, 27 и 34 запуска соответственно, в 2018-м — 20, 34 и 39.
Учитывая, что SpaceX в ближайшие годы может перехватить значительную часть пилотируемых рейсов на МКС, российское присутствие в космосе может сократиться еще сильнее. А неопределенность с продлением срока эксплуатации МКС после 2024 года поднимает вопрос о конкурентоспособности российских ракет на коммерческом рынке, который демпингуют «бэушные» ракеты Илона Маска. Кому после 2024 года нужны будут многострадальные космодром «Восточный» и ракеты «Ангара»?
Запуск космического аппарата связи с помощью ракеты-носителя «Протон-М» завершился неудачей
Кажется, что всё проходит так, как и должно быть. Давление двигателей в норме. И даже всполохи огня, рассекающие ночное небо, словно мечом, не дают поводов для беспокойства. Диспетчер каждую секунду фиксирует все параметры управления системы и спокойно докладывает об отделении от ракеты-носителя сначала первой, а затем и второй ступени.
На кадрах любительской съёмки видно падение второй ступени после запуска ракеты-носителя. Кроме того, известно, что головной блок от »Протона» отделиться не успел. Это значит, что самый мощный и высокотехнологичный на сегодняшний день российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р», стоимостью более миллиарда рублей, не был выведен на орбиту.
Это уже не первый случай неудачного запуска »Протона». Достаточно вспомнить как в июле прошлого года ракета-носитель с тремя аппаратами «Глонасс-М» начала распадаться в воздухе, упала и взорвалась неподалёку от места старта. Как установили тогда, причиной случившегося стала халатность. При сборке ракеты были неправильно установлены датчики угловых скоростей. После той аварии было принято решение о реорганизации ракетно-космической отрасли, а в руководстве Роскосмоса произошли изменения.
Представители созданной после сегодняшнего неудачного запуска государственной комиссии уже приступили к работе. По предварительным данным, причиной аварии стал отказ рулевого двигателя.
Сообщается, что ядовитые компоненты топлива сгорели в верхних слоях атмосферы. Обломки ракеты, падая с высоты в 160 километров, так же, скорее всего, сгорели где-то над Тихим океаном. Но отдельные фрагменты, по данным представителя Роскосмоса, могли упасть и на землю.
Потерянный сегодня аппарат «Экспресс» был построен по заказу госпредприятия «Космическая связь». С орбиты он должен был обеспечить доступ в Интернет для отдаленных и труднодоступных районов. И был застрахован на два с половиной миллиарда рублей. До завершения расследования все старты »Протона» отложены теперь на неопределённое время.
Запуск ракеты компании Astra с Аляски в третий раз закончился аварией
Американская компания Astra попыталась в третий раз запустить сверхлегкую ракету Rocket 3 с космодрома на Аляске и снова потерпела неудачу. Все пошло не так с самого начала. Старт несколько раз переносили, а затем ракета вместо того, чтобы взлететь вертикально вверх, наклонилась и двинулась в сторону, зависнув над землей.
Чтобы остановить движение вбок, потребовалось почти 20 секунд, после чего ракета начала подъем и разгон.
Максимальная высота полета составила 50 километров, ракета упала в океан, не причинив никакого ущерба.
Подъем Rocket 3 длился примерно две с половиной минуты, почти до выработки топлива первой ступени. Затем на видеотрансляции стало видно, как двигатели выключились, ракета полетела кувырком, а в центре управления полетами раздалась команда «прекратить».
Через полтора часа директор компании Крис Кэмп выступил с заявлением: «Мы все еще выясняем, почему это произошло. Система наведения смогла сохранить управление, и ракета начала лететь горизонтально в течение нескольких секунд, пока мы не сожгли достаточно топлива, чтобы возобновить полет». По его словам, команда отмены поступила после того, как ракета вылетела за пределы отведенного для испытаний безопасного участка.
«Мы собрали огромное количество данных о полете, а в ракете-носителе номер семь, который находится на стадии производства, мы учтем все предыдущие ошибки», — продолжал директор.
Другая попытка пуска ракеты накануне была прервана через мгновение после зажигания двигателя. Как позже сообщила Astra, причина была в том, что тяга двигателя не нарастала так быстро, как ожидалось. «Прямо сейчас у нас нет причин полагать, что сегодняшняя авария связана со вчерашней неудачей», — сказал Кемп.
На кадрах видно, как при старте ракета коснулась пусковой установки, после чего наклонилась и сместилась в сторону. «Мы все еще изучаем данные и ищем какие-либо следы контакта», — продолжил глава компании, но предположил, что такой контакт мог произойти по причине отказа двигателя.
«Мы невероятно впечатлены системой наведения, — добавил он. — Учитывая, что у нас был двигатель, который отключился очень рано, ракета все равно смогла сохранить управление, продолжить полет и вернуться на траекторию».
Традиционные космические запуски очень дороги. Цена полета одной ракеты Falcon 9 или «Протон» достигает нескольких десятков миллионов долларов, но зато они способны доставить в космос 10-20 тонн полезной нагрузки за раз. Это позволяет нескольким клиентам объединяться, посылать свои спутники на одной ракете и экономить деньги.
Проблема в том, что некоторые спутники необходимо запустить срочно, или они должны летать по необычной орбите, проходящей через полярные области или с высоким эксцентриситетом. Для подобных целей как раз идеально подходит сверхлегкая ракета, вроде новозеландской Electron, чья длина равна 17 метрам, а полная стартовая масса — 12 тонн.
Rocket 3 от компании Astra еще меньше, а полезная нагрузка достигает 150 килограмм.
Неудачный пуск 28 августа стал уже третьим подряд. Первый старт в сентябре 2020 года окончился неудачей из-за ошибки системы наведения, отчего ракета полетела не в ту сторону.
Второй запуск в декабре почти удался, но вторая ступень ракеты преждевременно закончила работу, незадолго до того, как достигла орбиты.
Третий запуск выполнялся по контракту с министерством обороны США. Эта миссия, которой Космические силы США присвоили индекс STP-27AD1, несла тестовую полезную нагрузку, основную массу которой составили измерительные приборы.
Rocket 3 должна была взлететь с Аляски, что считается более трудной задачей, чем старт в низких широтах, где находятся, например, Байконур или Космический центр Кеннеди во Флориде. Легче всего стартовать с экватора, где вращение Земли дает наибольший стартовый «толчок».
Американская ракета при запуске «соскочила» со стартового стола и «пошла боком»
Ранее компания-производитель предпринимала испытательные пуски своего детища дважды и оба раза — неудачно.
Фото, видео: Twitter @Astra; NASA
Тестовый запуск ракеты-носителя компании Astra пошел не по плану. Об этом свидетельствуют кадры трансляции запуска аппарата на сайте компании.
На видео нетрудно заметить, как во время старта ракета немного отклоняется и смещается в сторону от стартового поля, не набирая высоты.
Через несколько секунд аппарат все же устремляется вверх, но уже спустя две с половиной минуты полета становится ясно, что двигатели отключились. Ракета потеряла устойчивость, а трансляция с установленных на ней камер прервалась.
Компания Astra уже прокомментировала происшествие в своем Twetter-акктаунте.
«Мы столкнулись с техническими трудностями, но собрали данные о полете за две с половиной минуты. Наша команда изучит эти данные и использует их в грядущих запусках», — сказано в сообщении.
Ракета, по мысли создателей, предназначена главным образом для вывода малых спутников на низкую околоземную орбиту. Компания-производитель среди главных преимуществ своего детища отмечает маленькие размеры — ее длина всего 12 метров, а также невысокую стоимость, что должно обеспечить конкурентоспособность ракеты на рынке.
Вот только запустить аппарат на орбиту у компании никак не получается. В прошлом году запуск пытались реализовать дважды и оба раза что-то пошло не так.