женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Смысл произведения «Женитьба Бальзаминова» Островского

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, человек, который написал и лично поставил множество известных спектаклей, а также стал человеком, движущим русский театр. Долгое время его не принимали, но затем его произведения стали легендарными. Сейчас его проходят в школах, институтах и театрах, а многие пьесы регулярно ставятся на самых крупных площадках. Пьесы Островского примечательны тем, что всегда исследуют, казалось бы, низменные вопросы, но на самом деле довольно-таки жизненные. Яркий пример — «женитьба Бальзаминова». Пьеса, которая в своё время наделала очень много шума.

Пьеса ироничная и в некотором роде забавная. Раскрывается маленький внутренний мир главного героя, Миши Бальзаминова, через его рассуждения, взаимодействия с другими персонажами и монологами. Пьесу смело можно позиционировать, как философский рассказ о людях, которых в некотором роде обидел Бог, не наделив какими-либо способностями или талантами. Именно таковым и является главный герой Миша Бальзаминов – это трагично, но в тоже время довольно смешно.

Миша Бальзаминов является до полноты души романтичным персонажем – он живёт чувствами, эмоциями, а не умом и расчётливостью, как другие персонажи. Это осложняет его жизнь, ведь зачастую он и другие герои сталкиваются в конфликте по – этому поводу, потому что не могут понять друг друга из-за разности взглядов на мир. Но в любом случае, Бальзаминов прекрасно понимает, что в этом мире необходимо как-то выживать, поэтому ему приходится свыкаться с устоями и принципами данного мира. Забавность пьесы заключается в столкновениях романтичности Миши Бальзаминова с мещанским бытом, миром и людьми.

Проблема Бальзаминова также заключается в том, что его жизнь целиком и полностью зависит от родной матери Павлы Петровны Бальзаминовой, которая руководит сыном, как только может. Она хочет, чтобы он женился на богатой хорошей невестке. Сам Михаил также не против, только вот он теряется в догадках, а как же это сделать, ведь нет подходящих вариантов, да и как знакомиться с представительными женщинами он не знает. В такой ситуации мама Михаила, Павла Петровна вынуждена обратиться за помощью к местной свахе. Бальзаминов, узнав об этой новости, набирается терпения, мечтаний и ожидающим его счастьем. В конце одной из сцен он говорит известную фразу: «Вот был бы я царём, то я обязательно бы издал закон, мол, богатый должен жениться на бедной, а бедный на богатой. Кто против – тому смертная казнь!»

Именно по — такому устою и живёт Бальзаминов, мечтая о том, что женится на богатой жене, которая будет обеспечивать его, а он сам перестанет считать беды и станет самым счастливым человеком на земле, как и хочет его мама вместе со свахой.

У пьесы крайне интересное устройство фактуры, ведь реальность здесь посредничает со снами, фантазиями и мечтаниями. Всё происходящее в большей степени сон, а не реальность, она здесь является нежелательным окончанием сна. Только финальная сцена в пьесе Островского ошарашивает Мишу Бальзаминова тёплым пугающим жёлтым свечением — метафорой реальности, обыденности и настоящего. Реальность и сон как бы наконец-таки разделяются на две части, ломаясь в сознание главного героя: фразы о том, что Белотелова согласна выйти замуж и отданных ею же золотых часов свахе. В конце концов, мы видим то, как Миша сидит в своей комнате и ведёт диалог с пустотой, сам с собой.

Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова. Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы – это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества.

«Женитьба Бальзаминова» — это прекрасное произведение, которое поистине считается легендарным в русской литературе. Чтобы составить общую картину самостоятельно, прочитайте это произведение и сделайте собственные выводы. Уверены, Островский не оставит вас равнодушным к происходящему! Возможно, вы иначе посмотрите на основной смысл произведения Александра Островского «Женитьба Бальзаминова».

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 30

Источник

Конец мечты. «Женитьба Бальзаминова» (1964)

К счастью, некоторые русскоязычные фильмы снабжены теперь английскими субтитрами, а какие-то из них даже приемлемыми (те, что я нашла в Джентльменах удачи, меня совершенно расстроили). И если фильм со всеми этими субтитрами почему-то вдруг не пропадает с youtube, то его можно найти и с тщательно скрываемым чувством превосходства «нашего» над «ихним» прокрутить с комментариями выбранной жертве.

Именно с такими чувствами я «показывала» Женитьбу Бальзаминова. Сама я пересматриваю его довольно часто, он у меня обретался в разделе «искрометная комедия» (кто придумал этот термин, мне вот интересно? Кто же это думает что выбивание искр из глаз означает веселье?). И я никак не рассчитывала на то, какую реакцию вызовет фильм у иностранца, а уж тем более, что я стану смотреть его сквозь чужое восприятие.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

В глазах человека, не близко знакомого с русской культурой (даже не советской, потому что фильм — экранизация классической пьесы Александра Островского, которого молодежь, к счастью, уже перестала путать с Николаем), фильм вовсе не комедия. Легкость изложения также не очевидна. Вдобавок, повествование не динамично, несмотря на частую смену сцен и событий. Атмосфера в нем душная, а настроения гнетущие. Это стало сюрпризом и для меня, потому я всегда думала о сюжете в совершенно противоположных терминах.

Теперь, с помощью неприхотливого приема (постоять в чужих тапках), я поняла, что именно это восприятие правильное. И, что бы вы ни думали сейчас обо мне, подбирая слова похлеще и помидоры погнилее, я именно так и чувствую. Странным образом, это нисколько не делает фильм хуже, чем я считала до сих пор. Нет, он только выиграл от того, что его истинная «сущность» вдруг проявилась. Но я больше никогда не представлю этот фильм иностранному зрителю как легкую комедию.

In fact, это чистой воды трагедия «маленького человека», как любили говорить критики «капиталистической» литературы. Мне могут возразить, что все люди в этом фильме — фигуры незначительные, с разной степенью успеха занимающиеся своей жизнью, поэтому придется уточнить, что термин «маленький человек» обычно подразумевает помимо прочего финансовую и личную несостоятельность. Попросту неудачника. Причины для этого могут быть и внутренние, и внешние; в зависимости от того, какие из них преобладают, мы можем строить предположения о возможности преодоления трудностей отдельно взятым маленьким человеком (я бы сократила в МЧ, но у этой аббревиатуры, к сожалению, уже есть расшифровка).

Михаилу Дмитриевичу Бальзаминову не посчастливилось родиться с серебряной ложкой во рту. Он беден как церковная мышь, одинок (потому что беден), служит чиновником первого класса (низшего) и живет с маменькой. Блестящей идеей было пригласить на эту роль Георгия Вицына, возраст которого не был помехой из-за необычайного дара выглядеть намного моложе своих лет. К тому же на роль робкого, слабого, жеманного человека лучшего актера и не найти.

Вопреки тому, что идея женитьбы по расчету не предполагает сильных гендерных различий, мы чаще видим в литературе и кино, что это больше женская проблема, чем мужская. Вероятно потому, что мужчина, даже женясь по расчету, редко демонстрирует женскую застенчивость. Островский показал, что этим качеством вполне может обладать и мужчина, и это одна из причин, почему Бальзаминова преследуют неудачи. Несмотря на видимую суетливость, герой занял, по сути, пассивную позицию, отдав сватовство на аутсорсинг Акулине Гавриловне (сваха на комиссии). Коварство, расчет, изворотливость, необходимые жениху без «калыма», Мише Бальзаминову катастрофически не свойственны. Может быть, поэтому он нам и симпатичен.

Он идет, куда посылают, делает предложение той, на кого укажут, терпит, когда его используют, послушно исполняет приказы свахи, не испытывая ни тени сомнения. Некоторая беспринципность и небрезгливость в этих случаях являются критически важными качествами. Бальзаминов их демонстрирует.

«А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся. Я уж тут лица никак не разберу»

Привлекательность невесты оценивается только размером приданного, которое за ней дают. Хотя романтичный Бальзаминов не прочь поинтересоваться домом и садом.

Я знаю, что вы все еще ждете ответа на главный вопрос: почему же этот фильм так плох иностранцам? Да не плох, он просто из разряда фантастики, причем очень дурного свойства. Видеть комедию в отказе героя от малейших усилий улучшить свою жизнь, более того, упорствующего в том, чтобы оставаться на самом дне общества — невозможно для гражданина мира, в котором только деятельный достигает успеха. А я, признаться, больше не могу видеть без боли, как Бальзаминов терпит неудачу одну за другой. Хочется уже его как-то пристроить, раз только в удачной женитьбе и может заключаться его счастье.

Пьеса, а в особенности фильм изобилуют характерными персонажами. Боюсь, что все они, оживляя действие, нисколько не разгоняют удручающий морок сонной, никчемной жизни города. А ведь это Москва, черт побери! Не глушь, не Саратов какой-нибудь.

Мать Бальзаминова, Павла Петровна (Людмила Шагалова) — закосневшая в суевериях, приметах и толкованиях снов одинокая мать «многообещающего» сына. Ее дремучее невежество соревнуется с народной «мудростью» кухарки Матрены. Как мне это напоминает интернет-дискуссии на каком-нибудь всевдонаучном ресурсе, где люди долго и серьезно обсуждают несуществующие истины!

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Устинька (Людмила Гурченко), подружка невесты №1 Капочки — старая дева, которая «страсть как обожает откровения в любви от подруг». Она живет Капочкиными делами, полностью утонув в них, и не приживалка, не компаньонка, но ведет себя, как зависимый человек.

Мать Капочки (Тамара Носова) — жертва интернетаСпид-инфо, да что это со мной. слухов и фактов, не имеющих отношения к действительности. Ничкина во всей полноте обладает тем, что теперь зовут клиповостью мышления. Да и детские проблемы дефицита внимания и гиперактивности (что куда красочнее выражено русским выражением «шило в попе»), которые не позволяют ей ни замолчать, ни перестать метаться по комнатам, никуда не ушли.

Лукьян Лукьяныч (Ролан Быков) — военный невнятной классификации, который занимается чем угодно, только не тем, чем занимался минуту назад. Гиперактивность у него куда «здоровее», чем у Ничкиной. Сыграно идеально, именно поэтому герой Быкова утомляет уже на первой минуте, а «терпеть» его придется куда дольше. Причина этого в противоречии между видимой активностью деятельного Лукьян Лукьяныча и незначительностью результатов.

Сваха Акулина Гавриловна (Лидия Смирнова) — женщина, зарабатывающая себе на жизнь. Освободившись от драчливого мужа, она, как мне видится, зареклась вступать в брак, вместо этого она подводит других людей под цепи Гименея. Мы не знаем, насколько успешен ее «бизнес», но что-то подсказывает, что она не нуждается — тут главное не стесняться и не отказываться от угощения («а я никогда не закусываю, я этой глупой привычки не имею»). А еще Акулина Гавриловна располагает самым ценным капиталом, который не только в 21 веке открыли — информацией. Список тоскующих дам она кладет рядом со списком жаждущих молодых людей — и дело идет.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Матрена — кухарка (а также служанка, компаньонка и доверенное лицо матери) Бальзаминовых. Она, как мне кажется, единственный здравомыслящий человек в пьесе. Темная, суеверная, грубая, она вставляет крайне отрезвляющие реплики. Жаль, что ее никто не слушает. Исполнила роль великолепная Екатерина Савинова, на которую можно любоваться каждую секунду экранного времени.

Каждый из участников этой недрамы-некомедии, как я сказала, вносит лепту в безнадегу действия. А есть ведь еще невесты. Ох уж эти невесты! Если Капочка (Жанна Прохоренко) просто милая, глупенькая девочка, то остальные вызывают у нас куда большие опасения за судьбу Бальзаминова.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Братья Раисы и Анфисы фактически держат их на самоизоляцие. на карантине, да отвяжись ты! «под замком, все равно что взаперти», чтобы сохранить хотя бы остатки их репутации просто чтобы предотвратить откровенный разврат и главное, удержать тех от поспешного брака с искателем денег. Не беспокойтесь за Анфису, если Лукьян Лукьяныч не полный идиот (а полных идиотов не бывает. бывают, но редко), то он на Анфисе женится по всем правилам. Это вам не бесприданница какая-нибудь.

Но, как наркоман всегда находит наркотики, Раиса с Анфисой обходят все карантинные правила и устраивают свидания практически под носом у братьев. Пустота их жизни приводит к скуке, а уж скука толкает на отчаянные поступки. Братьям стоило бы не запирать девчонок, а выдать их замуж, да поскорее.

Совсем в другой форме выражает аналогичную тоску по мужчине вдова Домна Белотелова (любил Островский «говорящие» фамилии). Сохраняя благопристойность, вдова блюдет воздержание, держит пост и бьет земные поклоны в сторону церковных крестов. Домна окружает себя приживалками и компаньонками и флегматично вздыхает. Домне мужчину доктор прописал, а с рецептом «в аптеку» побежала Акулина Гавриловна. Бальзаминов сильно сократил бы свои мытарства, а заодно и саму пьесу, если бы согласился на предложение свахи сразу. Женитьба на ней не обещает Бальзаминову той идиллии, о которой он мечтает, скорее, его посадят на очень короткий поводок.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

А что же Бальзаминов сам хочет от брака? А это как раз та часть фильма, которую в пьесе никак не изобразишь с таким же размахом, как в фильме. Бальзаминов живет мечтами. Он живет в мечтах. В них он совсем другой человек (даже внешность другая — брюнет с усами) — решительный, смелый, окруженный почитателями, подчиненными и, конечно, женщинами. Бальзаминов примеряет на себя роли генерала и даже царя, последний издает очень необходимый указ о том «чтобы богатые женились только на бедных, а бедные на богатых», уравнение в состоянии таким образом сделает больше людей счастливыми, а Миша Бальзаминов, хоть и эгоист, но человек не жадный.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Единственное, чего требует Бальзаминов от ближних — не прерывать его фантазий. Вы бы тоже заверещали, если бы вас оторвали от кислородной подушки в момент, когда вы без нее дышать не можете (это я не имею в виду специально COVID, но он, к сожалению, тоже про это). Без мечты Бальзаминов не сможет жить, так как только она дает ему надежду на обеспеченную жизнь, каменный дом и жену. Так что уж не прерывайте его разглагольствований.

Мечта, считает Бальзаминов, может быть какой угодно. Этим он напоминает мне другого философа, которого в глупости никак не заподозришь. «Плов», говорил Насретдин, «может быть таким жирным, как вам угодно, если вы о нем всего лишь мечтаете». В смысле, что печень от этого не пострадает. Так, Бальзаминов представляет себе, каким могло быть счастье двоеженства. И рассматривает он эту ситуацию не с точки зрения сладострастия, а исключительно из соображений двойного благополучия и двойного семейного счастья. Я ведь уже говорила, что Миша щедр духовно?

Кроме того, Бальзаминов провозглашает принцип, который, опиши он его в книгах, принес бы ему в наше время целое состояние. Можно было бы и с лекциями по Москве разъезжать. А что, в наше время полно дураков, выкладывающих любые средства за концепцию «богатого мышления». А чем хуже теория Бальзаминова, что он привык мыслить как бедный человек, «вот богатство в голове и не помещается»? Эх, не того человека глупым зовут.

Бальзаминов достиг своей цели, и, в какой-то мере, мы за него рады. Есть неписаное правило (думаю, что оно не только для женщин верно): не всем девушкам стоит идти в институт, есть те, которым замужество гораздо полезнее. Мы знаем, что бедность не стимулирует в Бальзаминове ничего, кроме способности мечтать. Принцип, которым обжег его Капочкин дядя Неуеденов — Николай Крючков: «а по-моему такому человеку, который не умеет достать ничего, не токмо в богатстве, а и совсем жить незачем»), ему чужд и даже обиден. Вот только исполнение его желания не обязательно сделает его счастливым. Теперь ему и вовсе нет никакого стимула «шевелиться». «С деньгами-то мы и дураками проживем».

Сколько таких никчемных, но безобидных молодых людей вело жалкое существование во времена заржавленных социальных лифтов (да и сейчас эти лифты если и смазывают, то не тем, чем надо бы), сословных ограничений и юридических препон. Особенно, если они сами не прикладывали никаких усилий, а только мечтали выиграть в лотерее жизни, забывая при этом купить лотерейный билет.

Тем не менее, пусть же таким мотылькам, как Бальзаминов хоть чуточку повезет в жизни. Не имеющий ни самолюбия, ни амбиций, Миша Бальзаминов лишен жестокости и подлости настоящего альфонса. Вместо претензий он скромно просит: возьмите меня в подкаблучники.

Бальзаминов заплатит за достижение своих желаний тем, что будет вынужден с ними распрощаться. Яркие мечты Бальзаминова, в которых он привык проводить большую часть дня, уйдут. Потому что с их исполнением потеряется сама причина фантазировать. Что может желать человек у которого есть «всё»?

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Нищий ли тот, у кого есть мечта? Богат ли тот, кто мечтать не может?

Источник

Женитьба Бальзаминова (пьеса)

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

«За чем пойдёшь, то и найдёшь, или Женитьба Бальзаминова» (подзаголовок: Картины московской жизни) — пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского 1861 года.

Язык оригинала: русский.

Эта пьеса является последней в трилогии-комедии о молодом человеке 25 лет (по меркам 19 века, совсем уж не юный возраст), выходце из московского купечества Мише Бальзаминове: первая пьеса — «Праздничный сон до обеда» (1857), вторая пьеса — «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» (1861).

Содержание

[править] История создания

И, судя по всему, Островский и сам полюбил своего совсем не «героического» героя и через некоторое время опять вернулся к нему. В 1861 году он посвятил ему сразу две пьесы, создав трилогию: «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Эта последняя пьеса стала замыкающей в похождениях Бальзаминова в поисках будущей жены. Как явствует из названия — «За чем пойдёшь, то и найдёшь», — он нашел невесту, причем не из бедных, так что всё заканчивается хорошо. А то, что невеста и не слишком юна, и не слишком привлекательна, и не слишком добра и нежна, — так ведь этого Бальзаминов и не искал. Несчастный забитый человек, презираемый соседями, и не мог рассчитывать на другое.

[править] Действующие лица

[править] Сюжет

Михайло Бальзаминов, как и в двух предыдущих пьесах трилогии, продолжает поиски невесты. И с этим ему очень не везет. Богатые соседи насмехаются над его слабым характером, наивностью, непрактичностью. Даже профессиональная сваха Акулина Гавриловна Красавина с ног сбилась, подыскивая ему пару. Но не сдается. Да и мамаша Павла Петровна Бальзаминова тоже не сидит сложа руки.

Пьеса — комедия, а это значит, что она несет счастливый конец. Поиски невесты для Михайло Дмитрича Бальзаминова увенчались успехом. И подходящая, то есть с немалым приданым, невеста отыскалась: ею стала богатая вдова Домна Евстигнеевна Белотелова.

[править] Название

Название, включающее в себя пословицу, — «За чем пойдёшь, то и найдёшь» — было довольно частым в русской драматургии (см. Репертуар Московского Малого театра. 1820-е – 1860-е годы, Репертуар Большого театра (Московская императорская труппа), 1825 – 1917 гг. Часть первая), даже традиционным — этим словно бы подчеркивалась ее нравственная направленность, и сам Островский не пренебрегал этим, используя русские пословицы в названиях многих своих пьес.

[править] Публикация

[править] Сценическая судьба

Тем не менее сценическая судьба пьесы сложилась поначалу весьма неудачно.

Оскорбленный Островский 26 октября 1861 года написал П. С. Федорову: «…Моя вещь не пропущена, а бездна вещей, совершенно никуда не годных, пропускается комитетом. … Из всего этого при самом беспристрастном взгляде можно вывести только одно заключение, и именно явное недоброжелательство ко мне комитета» (письмо от 26 октября 1861 года, т. XIV, стр. 91// Изд.: А. Н. Островский. Собрание сочинений в 10 томах. Под общ. ред. Г. И. Владыкина, А. И. Ревякина, В. А. Филиппова. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1959).

Пьеса таким образом была принята Петербургской императорской труппой к постановке.

[править] Премьера

[править] Премьера в Москве

[править] Постановки

Пьеса доказала свою талантливость. Образ Бальзаминова прочно вошел в классику русской драматургии.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

27 октября 1896 года в Московской императорской труппе новую постановку «Женитьбы Бальзаминова» осуществил режиссер А. П. Ленский, один из величайших русских актеров и режиссеров — приверженцев реалистических традиций в театре.

«Женитьба Бальзаминова» неоднократно издавалась [11] и не уходила надолго с театральных подмостков за все время своего существования, пережив и советский период ХХ века, и войдя в новый ХХI век.

Пьеса «Женитьба Бальзаминова» (укоренившись именно в таком названиии, хотя в оригинальном тексте автора оно стоит вторым) по-прежнему востребована, а ее действующие лица находят свое продолжение в типажах нового времени.

Источник

Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства

Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов обвинил авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» в пропаганде мужеложства, которое в те годы считалось уголовным преступлением. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

О чем кино

Молодой человек Михаил Бальзаминов мечтает о браке по расчету. Его маменька грезит найти сыну вдову с состоянием. В процессе сватовства в силу мечтательности и робости герой попадает в забавные ситуации, но в финале женится на богатой купчихе. К ее состоянию надо с умом подойти, но матушка уверена: «С такими деньгами мы и без ума проживем».

30 лет ожидания

В конце 1930-х два молодых актера Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой Георгий Вицин и Константин Воинов отдыхали в Щелыково Костромской области, где в бывшей усадьбе драматурга Александра Островского располагался не только дом-музей, но и санаторий для столичных театральных деятелей. Бродя по дорожкам, по которым когда-то гулял писатель, осматривая предметы его быта, друзья решили, что однажды сделают блистательный фильм по его произведениям. Прошло 20 лет, Воинов стал режиссером и понял, что готов осуществить давний замысел. Написал сценарий по пьесам «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова», уложив их в одну сюжетную канву. Несмотря на то что началась хрущевская оттепель, сценарий долго придерживали. Тогда акцент делался на лентах о войне, героизме на производстве. Снимали и ставшие модными реалистичные картины без лакировки действительности. А тут какой-то пыльный театральный Островский!

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьесаФеликс Ясюкевич

Мытарства закончились в 1963 году, когда позволили приступить к работе. Как признавался режиссер, время его хождений по кабинетам не прошло даром. Он понял, что хочет воплотить сюжет Островского не в классической трактовке, а сделать из него водевиль, наполнить музыкой и гротеском. Даже нашел изобразительное решение: люди, предметы, одежда, виды в кадре должны предстать в духе картин Бориса Кустодиева. Его полотна на тему русского быта и праздников — пестрые, ярморочные, с буйством красок и контрастов. Ярко-красные одежды, костюмы с отливом на фоне белых церквей и румяных пряников смог организовать в съемочном пространстве художник-постановщик, уроженец Витебской губернии Феликс Ясюкевич. И правда, мизансцены по своему цвету и наполнению совпадают с палитрой картин классика.

Пришло с возрастом

Поскольку до съемок у режиссера было достаточно времени, чтобы подумать об актерском составе, он, вопреки требованиям, не стал устраивать кинопробы. Всё заранее обдумав, ограничился фотопробами, где актеры предстали в костюмах и образах. Ведь основных исполнителей он знал лично и очень давно. Роль Бальзаминова, конечно, досталась Г. Вицину. Правда, существовал один нюанс, вызывавший сомнения. Когда в конце 1930-х он мечтал об этой роли юного Бальзаминова, актер был ровесником героя. А в год премьеры ему исполнилось 48 лет! Он моложаво выглядел, придумал себе веснушки, прячущие морщины на крупных планах, хотя в связи со своим возрастом шутливо называл фильм «Женитьба забальзамированного». С его кандидатурой не спорили. Сложности возникли при поиске актрисы на роль матери главного героя Павлы Петровны. По сюжету ей 75, но она должна быть проворна и подвижна. Возрастную актрису с такими требованиями найти сложно. Тогда Воинову посоветовали посмотреть накануне вышедший фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени». В нем наша землячка Людмила Шагалова прекрасно справилась с ролью старухи, хотя актрисе еще не исполнилось 40 лет. Она не состарилась преждевременно, напротив, оставалась женщиной с шармом, но пластический грим сделал свое дело. Помогли и актерские хитрости. Ведь возраст — это и походка, осанка, манера речи. Ее тоже утвердили, несмотря на то что Людмила гораздо младше своего экранного сына.

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьесаЛидия Смирнова

Воинов часто пытался расширить актерский диапазон своих исполнителей, дать им сыграть то, что они еще не играли, раскрыв новые грани таланта. Лидия Смирнова всегда исполняла роли советских красавиц — как в юности, так и повзрослев. Доверить ей образ склочной провинциальной свахи Акулины Гавриловны — смелое решение. Существовал секрет Полишинеля. Когда еще в 1940 году Воинов увидел Смирнову в ленте «Белгоскино» «Моя любовь», он влюбился в актрису, снимал ее во всех своих картинах. На протяжении 30 лет они оставались любовниками, хотя оба состояли в браке. Поэтому Смирнова на площадке, где Воинов делал кино, чувствовала свое превосходство, но не вела себя надменно.

Некоторым образом режиссер раскрыл и новые грани таланта Нонны Мордюковой. Ранее она представала в образах характерных русских женщин или романтических героинь, а тут мы видим комичную Домну Евстигнеевну, эксцентричную купчиху. Позже она использовала эти актерские наработки в роли управдома в «Бриллиантовой руке».

Всех знаменитых актеров, снявшихся в ленте, не перечесть. Людмила Гурченко, Ролан Быков, Николай Крючков. Даже Наталья Крачковская, приехавшая на съемки за компанию со своим супругом звукорежиссером, по случаю сыграла гулящую приживалку!

женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Смотреть картинку женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Картинка про женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса. Фото женитьба бальзаминова чем заканчивается пьеса

Отель-барак

В поисках натуры режиссерская группа объехала всё Золотое кольцо. Решили, что основные съемки пройдут в Суздале. Казалось, что город с его церквями и подворотнями не изменился со времен ХIХ века, эпохи Островского. Правда, в церквях теперь разместились склады и овощехранилища, а в монастыре — женская исправительно-трудовая колония. Уклад Суздаля оставался настолько застарелым, что, когда актрисы выходили на улицы в своих одеяниях, сшитых для ленты, никто не удивлялся. Далекое прошлое оставалось частью быта горожан. Не существовало даже нормальной гостиницы. Актеров поселили в здании барачного типа. Все актрисы жили в одном номере, похожем на казарму, ходили за грибами, варили себе еду кипятильниками. Но оставалась возможность для эксперимента. Л. Шагалова, переодевшись в лохмотья, в гриме старухи, знакомилась на рынке с пожилыми торговками, говорила о жизни. И тем в голову не приходило, что перед ними молодая женщина.

Съемки стали событием для всего города. Во-первых, исторический центр был сильно запущен, поэтому пришлось за счет бюджета ленты красить фасады зданий. Во-вторых, сотни местных жителей участвовали в массовых сценах, получая за смену по 3 рубля, а это для середины 1960-х какой-никакой, а приработок.

В финале работу омрачили обстоятельства. При сдаче фильма в разбор вмешался член Политбюро ЦК КПСС М. Суслов. В тех самых сценах, где Бальзаминов мечтает, представляя себя то генералом, то губернатором, он приветственно целуется с другими высокопоставленными чиновниками. Позже это восприняли бы как пародию на Брежнева, но в середине 1960-х Леонид Ильич еще не лобызался со всеми подряд, и Суслов сказал, что главный герой пропагандирует мужеложство. Скандал удалось замять аргументом, что на экране — царские чинуши, а они, как известно, растленные типы!

Премьера ленты состоялась 25 декабря 1965 года. У знаменитого московского кинотеатра «Художественный» пришлось выставить оцепление конной милиции. А это означало, что Островский по-прежнему интересовал публику, потому что страсти и пороки людей, о которых он писал, не имеют срока давности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *