жить сигарев о чем
Жить 2011 – быть или не быть?
Мы живем в эпоху глобальных развлечений. Кино становится способом отдохнуть и ненадолго погрузиться в иную реальность. Люди выстраиваются в очередь, чтобы поахать над спецэффектами в очередном киноаттракционе под хруст поп-корна. И все менее востребованными становятся фильмы со смыслом, которые описывают нашу жезнь, далекую от глянцевой голливудской, без прикрас. В этом и состоит смысл фильма «Жить» Василия Сигарева.
Описание истории
Сюжет фильма «Жить» состоит из трех новелл про три разные семьи. Они живут в самых обычных условиях. Окружающая их действительность – это провинциальный промышленный город. Осень становится гармоничным фоном для тяжелых историй.
Влюбленные
Во второй истории рассказывается о паре влюбленных ВИЧ-инфицированных молодых людей. Их будни далеко не радужны:
А однажды они едут на электричке в ближайшую церковь и венчаются. Их история заканчивается страшно – парня убивают прямо в вагоне электрички, чтобы отобрать ценности и телефон.
Третья история – это рассказ о заблудшей матери, которая после гибели мужа перестает следить за собой и двумя дочками. В конечном итоге, органы опеки забирают у нее детей. Сама женщина приходит в себя, наводит порядок в доме, делает ремонт и покупает новые игрушки для девочек. Сотруднице милиции становится жаль женщину. Они договариваются о том, чтобы девочек отправили к матери на маршрутке. В дороге случается страшная авария, в которой гибнут дети.
Интересно! Несмотря на тяжелый фон и общее настроение фильма, его неплохо приняли и зрители, и кинокритики. Картина взяла награду «Золотая лилия» на 12-м Международном кинофестивале стран Центральной и Восточной Европы GoEast.
Концовка и скрытый смысл
Каждому из персонажей, столкнувшихся с ужасом потери близкого человека, приходится каким-то образом смириться с потерей и решить для себя, что делать дальше:
Вот чем закончился фильм «Жить». В последней сцене овдовевшая женщина сидит на остановке и, чувствуя голод, покупает себе что-то съестное в соседнем ларьке. Можно сказать, что это символизирует, что ее жизнь не закончена, она продолжается и что-то хорошее в ней еще может быть, хотя еще недавно она требовала у батюшки отпеть себя живую.
В этом и есть смысл фильма «Жить». Любую страшную, тяжелую, мучительную ситуацию в жизни можно преодолеть, какой бы невосполнимой ни была утрата.
Жить сигарев о чем
Это не мелочная придирка, а претензия по существу. Наши молодые кинематографисты увлеклись репродуцированием чужих названий, прочно вписанных в классическую историю кино. Трудно сказать, что это: неосведомленность, вызов или высокомерие. Только что появилась «Долгая счастливая жизнь» — странный привет Геннадию Шпаликову. А до этого — сразу два фильма под названием «Жить»: один снят Юрием Быковым, другой Василием Сигаревым. Оба сделаны в жанре притчи, на что намекает и само название, довольно беззастенчиво экспроприированное у Акиры Куросавы. Но, в конце концов, «жить» никому не запретишь.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Судя по всему, Сигарев и компания не комплексовали по поводу высокой классической планки, а просто увлеченно и с полной отдачей делали кино, название которого пришло потом. Василий Сигарев и Яна Троянова (не только сыгравшая одну из основных ролей, но, по сути, выступившая соавтором картины) — люди театральные, так что для них найти кинематографический ключ было принципиально. Требовался оператор с абсолютной органикой, способный обжить и освоить условное пространство — неважно, в интерьере или на натуре.
И он нашелся. Камера Алишера Хамидходжаева плавает в текучем, прозрачном и немного призрачном зимнем воздухе провинциального городка. Из утреннего тумана прорисовываются контуры персонажей: их всего около десятка, а происходящее с ними укладывается в три разные, но внутренне связанные истории, напоминающие по стилю некрофильские страшилки, которые каждый слышал когда-то в детстве.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Мать-алкоголичка (мощная роль Ольги Лапшиной), вступившая на путь исправления, с нетерпением ждет близняшек-дочерей, которых уже отправили к ней маршруткой из детдома. Ждет, да не дождется. Молодая проблемная пара (Яна Троянова и Алексей Филимонов) едет в электричке из церкви после венчания: кажется, что даже ВИЧ-инфекция, которой страдает бывший наркоман, теперь не так страшна. Но это только кажется. Мальчик, к негодованию матери и отчима, норовит сбежать из дома, чтобы встретиться с непутевым отцом, фанатом игровых автоматов (Евгений Сытый). Все эти мечты если и осуществятся, то не здесь, а в царстве мертвых, куда во второй половине фильма мы переносимся вместе с его героями, оказавшимися по ту сторону черты. «Сначала черта горизонта резка — прямая черта между жизнью и смертью. А дальше — так низко плывут облака, и в этом, быть может, судьбы милосердье» (Мария Петровых).
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Черту между жизнью и смертью Василий Сигарев неплохо изучил еще в «Волчке», своем кинодебюте. Уже там юная героиня, отвергнутая непутевой матерью, искала спасения на кладбищах, в объятиях призраков и страшных сказок. Теперь драматург и режиссер продолжает исследование пограничной зоны на более широком тематическом поле. Призраки и мертвяки — это не самое страшное; с ними успешно конкурируют озверелые гопники, отмороженные менты, врачи-убийцы (с ВИЧ-инфицированным в больнице медперсонал не хочет возиться) — архетипические персонажи реальности, служащие проводниками в загробный мир. Они присутствуют здесь в своем лучшем виде, со всеми прелестями. Но, как и «Волчок», «Жить» — не социальное кино и не чернуха, поскольку фильм высветлен светом внутреннего сопротивления. Те, кто называет его невыносимым, по-своему правы; ну, пусть тогда воспринимают просмотр как экстремальный спорт.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Впрочем, идя по лезвию бритвы, авторы все-таки щадят зрительские чувства: они избегают крайностей некрореализма, погружая нас вместо этого в мифологический некросимволизм. Утопленник разъезжает на велосипеде, а погребенные дети и растерзанный убийцами жених оживают на руках своих близких. Здесь на грани фола было все: чуть пережмешь в музыке, в диалоге или пластическом гриме — потеряешь доверие. Но Сигарев выруливает по своему опасному маршруту к редкому в наши дни результату — современной экзистенциальной трагедии, когда даже прямые подсказки типа гаснущей во время венчания свечи мы воспринимаем как перст рока. При этом режиссер ухитряется внедрить в ткань гиньоля своеобразный сигаревский юмор, вовсе даже не черный: это трудно объяснить, но это можно почувствовать.
Не/жить
Ксения Рождественская
Вот это «жить» — это не ответ на вопрос «что делать?» и вообще не глагол. Это существительное, вроде «нежити».
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Нежить, по Далю, — «все, что не живет человеком, что живет без души и без плоти, но в виде человека». Жить, по Сигареву, это — ну, всякая жить. Пересказ фильма неизбежно пробуксовывает в духе хармсовских «Случаев»: одна женщина, Капустина, почти уже лишенная родительских прав за алкоголизм, вылечилась, купила двух кукол и стала ждать двух своих девочек из детдома. Не дождалась, конечно. Один ВИЧ-инфицированный парень, Антон, только что обвенчавшись с любимой женщиной, Гришкой, в электричке столкнулся с гопниками, и они забили его — до смерти, конечно. А другой мужик, от которого ушла жена, потому что он все деньги просаживал на игровых автоматах, булькнул в реку. Оставил на берегу велосипед и ботинки. А сын его Артем теперь кричит во сне, узнав, что папа — умер, конечно. Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу.
У Сигарева при идеальном слухе и идеальном нюхе на бытовые ужасы не вполне развито воображение. Мир в двух его фильмах состоит из бытового садизма, который поэтизируется при помощи настойчивой визуализации метафор и символов. В «Волчке» Сигарев экранизировал фразеологизмы «кровь с молоком», «ежу понятно», «как волка ни корми». В «Жить» взялся за поминальные плачи и причитания.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
«Жить» — фильм-траур, нулевой километр боли. Нулевой — потому, что боль накроет чуть позже, через несколько секунд, и каждый пойдет отсюда в свою сторону: кто-то убьет себя, кто-то будет жить дальше, кто-то отправится к психологу, лечиться.
Три составные части траурного беспамятства аккуратно разложены на холодном столе анатомического театра. Фильм красиво сконструирован, но безупречно мертв. Главная сила (и слабость) Сигарева в «Жить» — что он не дает вглядеться в эту конструкцию. Он оглушает и ослепляет зрителя, повышает градус садизма и как умеет делает происходящее на экране все более невыносимым (то есть показывает беспомощность жертв и отлично сделанные муляжи детских тел). Тема смерти — слишком сильная, слишком слепящая, и зритель, глядя на экран, немедленно начинает смотреть внутреннее кино о собственных мертвецах. Из-за этой почти универсальной реакции «Жить», вероятно, и считается одним из «фильмов года», получает премии, попадает во всевозможные списки лучших и вообще учит жить.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Троянова — актриса животной убедительности, и из-за нее все остальные экранные зомби выглядят еще менее живыми. Это претензия не к актерам: хорошие актеры, просто играют не людей. Даже те, кто в «Жить» не умирает, все равно — не люди. Существа без души, потому что душа их только что ушла вместе с умершими.
Во вселенной Сигарева мучительно не хватает чуда — при всех чудесах, которые вроде бы происходят на экране. Но режиссер в эти чудеса не верит и сам же немедленно их и разоблачает. Он четко разграничивает: вот здесь у нас — плод воображения, а здесь — реальность, «то, что было на самом деле». Нет места чуду: режиссер очень подробно объясняет зрителю, что никаких мертвых не было, это все придумали сами герои. Так что фильмы Сигарева — уж точно не магический реализм. В этом danse macabre с волчками вообще нет никакой магии.
Жить. Реж. Василий Сигарев, 2012
Зрителю режиссер не доверяет, никогда не доверял, поэтому объясняет все по два, по три раза. Вот Антон приходит к Гришке, синий, на живую нитку заштопанный, мертвый. Вот на следующий день он уже чист и светел, никаких следов насилия. Сразу понятно, что все это — химера, мечта о том, что не случится и не случилось, мучительное желание. Но вдруг не всем понятно? Гришка говорит: «Мне надо денег в банке взять на похороны и маме твоей позвонить». Но вдруг опять не всем понятно? Она выходит из квартиры — и режиссер показывает пустую кровать там, где только что лежал Антон. Не хватает титра «Он умер, но ей казалось, что он все еще жив».
А символы режиссер не просто показывает, а еще заставляет героев их обсуждать, чтобы вбить в тупую зрительскую башку: вот это — не к добру. И это не к добру. А вот это совсем не к добру. Свечка перед алтарем погасла — зритель готовится к худшему. Собака завыла — зритель готовится к худшему. Река течет — зритель думает о вечном. (Сигарев специально искал городок с ГРЭС, чтобы показать «символ вечной жизни»; лучше бы он в этом не признавался.)
Ужасно обидно, что режиссер ищет метафизику в простом сложении символов, что он не доверяет зрителю, что верит в чужие системы символов, а не разрабатывает собственную. Наконец, что он не может вовремя остановиться, не может, оглушив зрителя и убедившись, что тот потерял сознание, оттащить его в кусты и дать оклематься: пусть подумает о жизни и смерти. Нет, все продолжает и продолжает махать дубиной.
Суть фильма «Жить» настоящего поэта кинематографа Василия Сигарева
Эмоционально тяжелая кинолента о потере близких, выйдя в прокат в 2012 году, вызвала диаметрально противоположные оценки, однако, большинство кинокритиков и простых обывателей чистосердечно благодарили создателей за эту работу. Многие рецензоры склонны позиционировать мрачный шедевр постановщика Василия Сигарева как лучший отечественный фильм современности.
Сколько ни жить, а обо всем не перетужить
Российский кинорежиссер, драматург и сценарист Василий Владимирович Сигарев – признанный поэт в отечественном кино, он умудряется добиться нехарактерной для российской киноиндустрии гармонии, и во мраке каждой своей работы демонстрирует непритворную нежность к людям, что в настоящее время редкость. В содержании фильма «Жить» нет катарсиса, как такового в прямом значении слова. Автор не настаивает на том, что все люди, по-разному переживающие трагедию, должны отыскать в себе силы, чтобы продолжать существование. Но суть фильма «Жить» заключается в том, что после просмотра фантастически созданной ленты умирать хочется меньше всего.
Три вариации личного апокалипсиса
Изначально режиссер хотел поставить картину о конце света, но работа над сценарием «не пошла», поэтому вместо этого Сигарев снял три новеллы о персональном конце света. Три истории персонажей, утративших самых родных и близких людей и пытающихся справиться с потерей, неравноправны и неравноценные. Возможно, из-за того, что в ленте участвует любимая актриса, по совместительству супруга и муза режиссера Яна Троянова. С нее повествование начинается и ею заканчивается. Все внимание автора сосредоточено на истории ее героини. Некоторые кинокритики интерпретируют название проекта «Жить» как цитирование монолога трояновской героини из «Волчка», которая постоянно твердила о том, что хочет жить.
Краткое описание сюжета
Гришка (персонаж Яны Трояновой), украшенная дредами, направляется в церковь захолустного городка на венчание с возлюбленным Антоном (Алексей Филимонов). Возвращаясь домой на электричке, они становятся жертвой нападения гопников, от полученных травм новобрачный умирает.
Спивающаяся вдова Галина Капустина (Ольга Лапшина), приходит в себя только после того, как социальная служба забирает у нее дочерей. Женщина прекращает злоупотреблять алкоголем, делает в доме ремонт и добивается возвращения детей. Но, увы, дочки-близнецы возвращаются к ней мертвыми, по дороге домой они гибнут в автокатастрофе.
Страшная и умная сказка
Постановщик безупречно поставил трагедию в реалиях нашей несуразной жизни. Не усугубляя социальный ужас, не передергивая, он просто остается верным деталям.
Критика
Фильм «Жить» отзывы зрителей получил в большинстве хвалебные. Многие рецензоры удивлялись, как режиссеру удалось связать три параллельно развивающиеся сюжетные линии в один тугой тревожный узел. Кроме профессионализма постановщика, ими высоко оценен виртуозный эмоциональный монтаж и ритмическое, не присущее нашему кино музыкальное сопровождение композитора Павла Додонова, специализирующегося на нойз-роке. Стилистические изыски операторской работы Алишера Хамидходжаева названы образцовыми. Его поэтичной камере удается заглянуть в самые угрюмые уголки человеческого бытия, пролить на них свет.
Но если честно, во время просмотра мало кто из зрительской аудитории в состоянии оценить технические характеристики картины, потому как суть фильма «Жить» заключена в редком для современного кино искреннем высказывании. Когда главными являются не звездные актеры, не лихо закрученный ритмичный сюжет, не ошеломляющие спецэффекты, а только эмоции и чувства, которые Сигарев воплотил на экране.
Смысл фильма Василия Сигарева «Жить»
Человек может справиться с любыми испытаниями, выпавшими на его долю. Он может любить, умеет чувствовать, знает, что такое страдания. Даже сложную запутанную ситуацию можно понять и принять. Иногда кажется, что выхода нет совсем. Иногда от душевной боли человек не может открыть глаза. Судьба, порой, несправедлива. В любой момент она может отнять самое дорогое, что у нас есть, — это наших близких. После личной трагедии человек перестает жить, а начинает просто существовать. Теряется смысл, теряется вкус, теряется способность желать и мечтать. Но персонажи кинокартины «Жить» Василия Сигарева против такого развития событий. Герои не готовы терять. Они вступают в схватку с самой судьбой. Только кто станет победителем?
Название фильма уже указывает на основную идею режиссера. Сильная яркая кинокартина «Жить» о тех, кто потерял самое ценное в жизни. Такие люди иногда задаются вопросом: «А как дальше существовать?». И не находят ответа. Душевная боль сжигает изнутри. Она давит, ранит и не отпускает. Человек не в силах справиться со своими эмоциями. Иногда ему нужно время. Много времени. Но боль никуда не уходит.
В кинокартине нет сентиментальности. Это жесткий жизненный фильм, заставляющий понять правду. После просмотра зрители еще долго пребывают в странном состоянии. Они смотрят на все и не видят. Они вновь и вновь проживают вместе с персонажами их истории. Каждый эпизод — это личная трагедия. Глубина переживаний поражает. В фильме показано, как некоторые люди бывают глухи и слепы к чужим бедам и несчастьям. Словно неприятности их никогда не коснуться. Они думают только о себе, не обращая внимание на окружающих, которым жизненно необходима помощь.
У пронзительного фильма и название емкое — «Жить». Именно жить. При любых обстоятельствах важно находить в себе силы идти дальше. Жить — так и просто и так сложно, когда теряешь самого близкого. Это невосполнимая утрата. Существует ли жизнь после «самого страшного события»? На этот вопрос постарался ответить режиссер кинокартины «Жить».
Основная мысль ленты заключается в том, что беда может прийти в любой момент. Даже тогда, когда ты ее совсем не ждешь. Кажется, впереди долгая и счастливая жизнь, но случается непоправимое. Надежды рушатся словно карточный домик. В сердце образуется зияющая дыра, а в душе — пустота. Сложно подобрать какие-либо слова. Да и нужны ли они?! Горе полностью поглощает персонажей. Они остаются один на один со своей бедой.
Реальный мир в кинокартине «Жить» представлен в мрачных скорбных тонах. Все вокруг покрыто туманом, пропитано горем. Царит холод и отчужденность. Словно каждый сам за себя. Несмотря на то, что режиссер показал только три истории, зритель понимает, что у этих событий нет географических границ и временных рамок. В центре киноленты оказались житель российской глубинки. Но это не уникальные персонажи. Они простые люди, потерявшие своих близких. Эти три истории затрагивают каждого. Они поднимают сложные вопросы, на которые нет однозначных ответов.
Душевные страдания невыносимы. Они преследуют персонажей и днем, и ночью. На экранах зритель видит настоящий кошмар. Но режиссер не оставил зрителей наедине со своими мыслями. Он словно говорит каждому, что выход есть. Какой-бы тупиковой не казалась ситуация, можно найти правильное решение. Такой простой рецепт, но его крайне сложно воплотить в жизнь. Как существовать после случившегося? Как искать и находить в себе силы, чтобы жить?
После просмотра кинокартины «Жить» остается тяжелое впечатление. Но это особое чувство. Эта картина призвана сделать существование людей более осмысленным и наполненным действительно важными вещами. Человеку следует научиться смело смотреть вперед. И жить. Несмотря на все испытания, которые ему предстоит пройти. И после случившейся трагедии тоже нужно жить. Даже если сердце разрывается на куски, а душа наполнена нестерпимыми переживаниями. Только такая жизнь приобретает немного другой оттенок.
Просто жить Интервью с режиссером Василием Сигаревым и актрисой Яной Трояновой
Лента.ру: Давайте начнем с «Волчка». Вы перед показом фильма «Жить» сказали, что предыдущую ленту делали вслепую, на ощупь. В чем это проявлялось?
Но вы же драматург, у вас были, наверно, примерные представления о том, что и как на зрителя действует.
«Жить» мне было профессионально легче гораздо снимать, потому что я понимал, что за чем будет следовать, как-то в голове все складывалось.
Вы видели короткометражку Ролана Быкова 1990 года «Я сюда больше никогда не вернусь (Люба)»?
В.С.: Да, видел, видел. Мне очень нравится это кино.
Мне кажется, что Быков за десять минут изложил все то же самое, о чем вы в «Волчке» полтора часа рассказываете. Ваш фильм не о том же разве?
В.С.: Ну… для меня нет. Для меня это разные какие-то истории, потому что в «Любе» я вообще не увидел истории матери. Ее десять секунд показывают, она что-то орет, в принципе для меня этот персонаж не раскрыт. А «Волчок» все-таки больше про мать, а не про девочку история.
То есть они в принципе находятся в каком-то балансе, потому что это такое столкновение. В «Любе» этого столкновения нет.
Давайте к фильму «Жить» перейдем. Вы говорили, что вам на съемочной площадке было страшно, почему?
В.С.: Это Троянова, наверное, сказала.
На самом деле я считаю, что не все можно показывать. Что-то нужно оставлять за кадром. Это дело вкуса какого-то, есть переход за эту границу вкусовую.
Яна, вы в двух фильмах Василия снялись, какая вам самой роль ближе? И в чем вообще разница заключалась с точки зрения актерской работы?
То есть получается, что нечеловека играть проще, чем человека?
Вы также у Смирновой недавно снимались в «Кококо», можете рассказать об этом опыте?
У вас есть представления о том, кто является потенциальным зрителем фильма «Жить»? То есть 45 копий, на которых лента в прокат выходит, это немного, но все же.
Хорошо, а в чем же тогда, по-вашему, причина фестивального успеха «Волчка» и «Жить»? В частности, первый фильм в 2009 году на «Кинотавре» получил три премии, второй в этом году там же отметили наградами.
В.С.: Вообще, там разное жюри было, поэтому никакого секрета нет, видимо. Наверное, хорошее кино. (Троянова смеется.)
Тогда такой вопрос. Некие молодые кинематографисты относительно недавно написали обращение к Михалкову. Там речь шла, в частности, о том, что чернуха в кино надоела, но на фестивалях именно такие фильмы собирают призы. Мне кажется, это был камень в ваш огород в том числе.
Вы что теперь снимать собираетесь?
В.С.: Комедию. Сценария пока нет, есть задумка. Уже смешно? Комедия Василия Сигарева.
Яна Троянова в комедии вашей тоже снимется?