деепричастие и деепричастный оборот примеры что такое
Деепричастный оборот
Деепричастный оборот — словосочетание или предложение, которые состоят из деепричастия и зависимых от него слов.
Примеры предложений с деепричастным оборотом
Правила употребления деепричастного оборота
1. Деепричастный оборот отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
2. К деепричастному обороту можно задать вопросы: с какой целью? каким образом? когда? как? почему?
3. В предложении, где есть деепричастный оборот, всегда должно быть основное сказуемое.
То есть в предложении должен быть глагол, который обозначает основное действие, а деепричастие означает добавочное действие, которое может совершаться параллельно (в настоящем времени) или уже совершилось предварительно (в прошлом).
Деепричастный оборот всегда можно «превратить» в сказуемое.
4. Глагол-сказуемое и деепричастный оборот относятся к одному субъекту действия (подлежащему) и должны с ним согласовываться.
Можно легко проверить правильность употребления деепричастного оборота, «превратив» его в сказуемое.
Например: Она испугалась, когда (она) увидела на кухне незнакомца.
Мы видим, что деепричастный оборот согласуется с подлежащим (она).
Неправильное употребление деепричастного оборота
Пример 1: Пройдя половину пути, встречные люди стали улыбаться мне всё чаще.
В этом предложении деепричастный оборот не согласуется с подлежащим. Подлежащее — люди. Сказуемое — стали улыбаться.
Деепричастный оборот «пройдя половину пути» относится к другому подлежащему: Когда я прошёл половину пути, встречные люди стали улыбаться мне всё чаще.
Правильно: Пройдя половину пути, я заметил, что встречные люди стали улыбаться мне всё чаще и чаще.
Пример 2: Не получив от вас никаких известий, наш страх увеличился многократно.
Здесь деепричастный оборот не согласуется с подлежащим. Подлежащее — страх. Сказуемое — увеличился.
Деепричастный оборот «не получив от вас никаких известий» относится к другому подлежащему: Когда мы не получили от вас никаких известий, наш страх увеличился многократно.
Правильно: Не получив от вас никаких известий, мы стали боятся ещё больше.
Пример 3: Покричав друг на друга, посуда была помыта.
Здесь нет основного сказуемого.
Правильно: Покричав друг на друга, мы вымыли посуду.
Как выделяется деепричастный оборот?
Деепричастный оборот выделяется запятыми (т.е. обособляется). Запятые ставятся с двух сторон, если оборот стоит в середине предложения, и с одной — если он расположен в начале или конце предложения.
Нужно найти деепричастие и поставить перед ним запятую. Затем нужно найти оборот, который относится к этому деепричастию, и поставить запятую после него.
Как правило, деепричастный оборот можно переместить на другое место в предложении и смысл не изменится.
Когда знаки препинания не ставятся?
В ряде случаев деепричастный оборот не обособляется:
Что такое деепричастный оборот? Примеры
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.
Чтобы понять, что такое деепричастный оборот в предложении, сначала вспомним, что обозначает деепричастие.
В русском синтаксисе деепричастие, как особая неизменяемая глагольная форма, обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее по отношению к глаголу-сказуемому, например:
Небо (что делало?) мчалось, в то же время не отставая.
Слово «не отставая» отвечает на вопрос что делая?
Это деепричастие несовершенного вида, которое обозначает добавочное одновременное действие по отношению к глаголу-сказуемому. Оно образовано с помощью суффикса -я от основы неопределённой формы глагола:
Не отставая (от чего?) от поезда.
У деепричастия «отставая» имеется зависимое слово — «от поезда».
В таком случае эту синтаксическую конструкцию «не отставая от поезда» назовем деепричастным оборотом.
Деепричастный оборот является в предложении одним членом предложения — обстоятельством, которое подчеркивается специальной линией «штрих-точка-штрих-точка» ( ).
Мчалось (как?) не отставая от поезда — это обстоятельство образа действия.
Особенности постановки знаков препинания с деепричастным оборотом
В письменной речи обычно одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
В предложении может быть два деепричастных оборота, соединенные союзом «и», относящиеся к одному и тому же сказуемому. Эти однородные обстоятельства соединены одиночным союзом «и». Тогда запятая ставится перед первым оборотом и после второго, например:
Обратим внимание, что деепричастный оборот отделяются запятой от предшествующего союза:
И, тяжело вздохнув, мать продолжала жаловаться на бытовые неурядицы.
Исключением является конструкция с союзом «а», который нельзя отделить от деепричастного оборота:
Прочитайте правило, а разобравшись в нем, выполните упражнение.
Не выделяется запятой деепричастный оборот, соединенный союзом «и» с однородным обстоятельством, которое выражено наречием:
Не обособляется деепричастный оборот с союзным словом «который» в качестве зависимого слова.
У самой дороги росла раскидистая ива, пройдя мимо которой мы спустились на берег озера.
Если деепричастный оборот является фразеологизмом, его не следует выделять знаками препинания.
Андрей стремительно бежал не разбирая дороги.
Деепричастный оборот может входить в состав сказуемого и тогда не требует обособления.
Примеры деепричастных оборотов в предложениях
Видеоурок
Деепричастие и деепричастный оборот — это два действия в одном
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деепричастие, как и причастие (что это?), немного спорное понятие в русском языке. Дело в том, что лингвисты до сих пор так и не договорились, чем оно является.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что его надо расценивать как самостоятельную часть речи. Но есть и те, кто не согласен с этим и считает деепричастие лишь особой формой глагола.
Обе точки зрения имеют право на существования. Ну а мы все-таки будем придерживаться мнения большинства.
Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает
Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»
Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ
Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.
Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ
Суффиксы деепричастий на примерах
Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши, а также постфиксов –сь/ся.
СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ
УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ
СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ
УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ
Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.
ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись.
ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.
Виды деепричастий и примеры предложений с ними
Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.
Отличить их очень просто. Первая категория отвечает на вопрос «Что сделав?» (то есть действие уже совершенно в прошлом), а вторая – на вопрос «Что делая?» (действие совершается в данный момент или не имеет временного критерия).
Деепричастия совершенного вида:
УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ
ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ
А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде:
ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ
УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ
Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.
Примеры возвратных деепричастий:
КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ
Примеры невозвратных деепричастий:
ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее
Что общего у деепричастий с глаголом и наречием
Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.
Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.
Признаки глагола у деепричастий:
Признаки наречия у деепричастий:
Как отличить деепричастие от отглагольного причастия
К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:
МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ
В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.
А вот если бы предложение было таким:
ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ
то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.
Деепричастие с НЕ
Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».
На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».
Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.
НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ
НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ
НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ
НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ
Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.
НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ
НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ
НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ
Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».
НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ
НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ
НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ
Деепричастный оборот (примеры предложений)
Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).
Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.
Примеры деепричастных оборотов:
ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ
ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ
МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ
Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.
Выделение запятыми деепричастных оборотов
Есть «золотое правило» гласит, что почти все деепричастия и деепричастные обороты выделяются в предложении запятыми.
И это не зависит, где они находятся – до главного глагола или после.
Я ВЗЯЛ КНИГУ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ
ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, Я ВЗЯЛ КНИГУ
Я ВЗЯЛ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, КНИГУ
Но опять же есть ряд исключений. Запятые не ставятся, если речь идет о фразеологизмах, то есть устоявшихся выражениях. Например:
ДЕЛАТЬ СПУСТЯ РУКАВА, ИДТИ НЕ СПЕША, БЕЖАТЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ, СИДЕЛИ МОЛЧА и так далее.
Вот собственно и все, что нужно знать о деепричастиях. Удачи вам в познании русского языка.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Моя учительница русского языка была педагогом от Бога, поэтому правописание деепричастий помню до сих пор. Хоть 35 лет уже прошло.
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.