дека у гитары что это такое фото
Дека у гитары что это такое фото
Не меньшего значения фактор — конфигурация профиля. На схеме профили А,В,С — варианты промышленного изготовления пружин. Профиль D достижим лишь при ручной выделке и встречается лишь у пружин мастеровых гитар. Можно с небольшим лишь допущением сказать, что при одинаковой упругости профиль D будет более чем на треть легче профиля А.
Тщательная выделка профиля пружин и правильная их конфигурация позволяет изготовлять гитары мастерового уровня в том числе из елей с большим удельным весом древесины. На фотографиях ниже — профиль D пружины на деке мастеровой гитары, а также образец попытки облегчить профиль пружин механическим способом
Точка А и точка В на деке гитары
В предыдущей статье описан фазовый характер колебания верхней деки. Упругие деформации её представлены как подошва при ходьбе: носок давит, пятка отрывает, и наоборот. Если принять теперь во внимание наличие резонаторного отверстия, то понятно, что для всех гитар наименее упругим является край резонаторного отверстия, обращённый к бриджу.
На схеме это «слабое место» показано точкой А. Край деки А находится в противофазном колебании с участком деки В, который за счёт своей большей площади и массы инерционно усиливает колебания звучащей струны. Для получения наибольших амплитуд колебания деки нужно, чтобы упругость от точки А до бриджа (красные стрелки) превышала упругость участка от бриджа до точки В (синие стрелки). Такое соотношение упругостей обеспечивают три известных на сегодняшний день системы пружин.
Венская гитара Штауфера-Шерцера или Z-пружины, W-пружины с веерным расположением у классической гитары и система X-пружин, авторства братьев Рудлофф (Доминик и Антон, англичане, выходцы из России, источник — Алексей Кудрявцев), у которых Христофер Мартин и позаимствовал эту талантливую идею.
На схеме вы видите Z-пружины венской гитары Штауфера-Шерцера. Недостатком системы является поперечное расположение пружин относительно древесных волокон деки. Являясь лишь опорой, они не поддерживают инерционности от точки А до точки В, не обеспечивают в полной мере и оптимальной перемены упругости от А к В. Однако в силу «избытка поперечности» оптимальную упругость всей деки можно обеспечить всего четырьмя-пятью лёгкими пружинами.
Система W-пружин гораздо удачнее, но она оптимальна лишь для классических гитар, сила натяжения струн которых невелика. Система подразумевает множество вариаций, от одиннадцати до всего трёх пружин, составляющих «веер». Мне приходилось реставрировать испанскую гитару, не имевшую ни одной пружины в «веере». Функцию упругости задавала лишь толщина деки. Функцию массы — большого размера «сухари» ели, приклеенные в шахматматном порядке от точки А к точке В.
Система X-пружин братьев Рудлофф, дополненная Христофером Мартином, популярна потому, что удачна. Упругость её пружин повторяет контур всего резонатора, тем самым способствуя его инерционному колебанию. При этом, чем ближе к точке А, тем выше упругость, чем ближе к точке В — тем ниже. «Сетка» пружин, оптимально повёрнутая своим углом к точке А, обеспечивает и равномерное распределение упругости по всей площади деки.
Деформации дек гитар с течением времени в точке А
Кинетическая энергия колеблющейся струны у щипковых инструментов гораздо ниже, чем у смычковых. Чтобы добиться громкого и яркого звучания, необходим тонкостенный резонатор, дека которого должна быть легко подвижна. Малые толщины верхних дек приводят к их деформации с течением времени. Противофазные в колебательном процессе деки точки А и В подвержены и противофазным деформациям.
Там, где носок условного башмака наступает, дека прогибается внутрь резонатора. Там, где пятка при условной ходьбе отрывается, образуется куполообразное возвышение. «Падающая» высота деки в точке А и далее к бриджу — следствие статического давления струн и перемен атмосферной влажности. Такая деформация называется атмосферным гнутьём и наносит существенный ущерб звучанию инструмента.
У классических гитар дека садится тем скорее, чем больше расстояние между пружинами веера и попрерчной опорной пружиной (на фотографии обозначено жёлтым). Гитары, у которых хотя бы осевая пружина веера сращена с опорной поперечной, садятся гораздо медленнее.
Гитары с системой X- пружин также теряют высоту дек в точке А. Скорость посадки зависит от того, насколько добросовестно сделано сращение X-пружин, каким клеем выполнено, закрепил ли производитель этот важнейший опорный узел фрагментом древесины поверх X-сращения. Наклеенный на X кусок марли или медицинского пластыря, скорее вредит звучанию, чем служит гарантом от посадки деки. X-пружин укрепляют производители Takamine, Ямаха, канадская фирма «Норман». Небрежное сращение X показано на первой фотографии ниже и обозначено красными стрелками. На второй — X пружин на деке мастеровой гитары.
Добросовестное закрепление Х деревесиной на промышленной гитаре выглядит как надклеенная полоса 2,5-3 мм на одной из пружин в точке Х.
Внешний вид Х- пружин радиального распила
Как препятствовать деформации дек в точке А
Существенно препятствовать деформации или вовсе свести проблему посадки деки на нет может арчтоп верхней деки с вершиной в точке А. В лучшем случае вырезанный в заготовке деки и (или) укреплённый дугообразно пристроганными пружинами. Купол в точке А — это не только надёжность и долговечность, но и стройность, ясность звучания, большой длительности сустейн.
Разместив горизонт обечаек на уровне глаз, можно увидеть вершину арчтопа по бриджевому краю резонаторного отверстия. Рекомендую вам покупать гитары именно с такими деками. Устойчивость высоты деки в горизонте обечаек — злободневный вопрос как для промышленных, так и для мастеровых гитар. Чем тоньше дека, чем меньше в сечении пружины и их количество в конструкции деки, тем больше акустическая отдача. Но тем значительнее и деформация с течением времени.
По моему мнению, фактором, понижающим упругость деки в точке А, является инкрустация, украшающая резонаторное отверстие. При оптимальной толщине деки 2,6 — 3,2 мм в точке А инкрустация потребует паза в лучшем случае половины этой толщины, а на деле — двух третей. Древесина инкрустации, кроме того, усыхает быстрее, чем древесина ели. Чем больше возраст гитары — тем больше слабость в точке А. Окантованная по краю резонатора и высушенная до наклейки на обечайки дека достаточно надёжно защищена от усыхания. Эфы дек у барочных скрипок не имеют инкрустаций, при этом не растрескиваются с течением времени.
О бридже и деформации дек гитар в точке В мы поговорим в следующей статье.
Привожу здесь интересные, на мой взгляд, системы пружин на деках мастеровых гитар. Все они являются модификациями X, Z и W-пружин. Привожу также фотографию деки венской гитары.
Дека гитары – это самая важная часть гитары с точки зрения акустики. Именно она определяет во многом звук инструмента, также дека является, что называется, лицом гитары, и работа с ней требует предельной аккуратности во всех смыслах. Поэтому для приобретения опыта изготовления гитары так уместно сделать ремонт по замене деки.
С настоящим материалом возни меньше.
Тем не менее, косослойная дека из фоно будет лучше, чем строительная фанера, которая вообще непонятно каким образом была выбрана, не побоюсь этого слова, технологом фабрики.
Замена верхней крышки фанерного ящика в форме гитары на полноценную деку из массива кедра или ели – это самый правильный ремонт, как с точки зрения приобретаемого опыта, так и полезного эффекта.
На форуме есть примеры работ по замене деки гитары
Специально начинаю цикл статей о верхней деке именно с этого напоминания о методике обучения, так как идея ресурса MasterGitar.com именно быть самоучителем, а не просто рассказать, что каким бывает.
Где достать материал для изготовления деки
Сегодня многие заготовители материала по всему миру имеют свои сайты с возможностью через них приобрести любые части гитары. Это самый правильный путь, купить специально подготовленный для гитар материал, который отбирается, пилится и сушится соответствующим образом. Для гитарного материала не приемлемы никакие микротрещины, которые имеет разного рода неверно (в гитарном смысле) высушенный материал. На нашем форуме вы сможете найти как адреса, так и рекомендации по покупке.
Затрону ещё вопрос пороков. Существует мнение, что не должно быть никаких сучков и других дефектов. Это правильно для гитар на продажу, но для учебного уровня подойдут деки с небольшими проблемами. Кому будет мешать маленький неразвившийся сучок, если сама дека в целом будет качественной и радиальной. Или небольшая волна по слоям, которая смещена в малый овал корпуса. Часто выбор сводиться к выбору из чего-то и мечтать о специально подготовленном дереве вашим прадедушкой не приходится.
Лучше сделать гитару из приемлемого дерева, чем не сделать совсем.
Это на гитарах на заказ важно качество до последнего нюанса. Я видел несколько гитар, которые были сделаны очень по-любительски, при этом аккуратно. Звук у них был такой, что не каждой блестящей шкатулке из магазина снилось. Так зачем разводить ненужные разговоры о целесообразности.
Но хватит разговоров, приступим к изготовлению деки. Сам процесс будет разделен на несколько статей, чтобы каждый этап можно было подробнее обсудить на форуме, посмотреть на ваши успехи и решить трудности. Не стесняйтесь.
Из чего состоит гитара — это нужно знать
Знаете ли вы, что гитара — это самый популярный музыкальный инструмент во всём мире! Музыка — великая вещь, она даёт нам чувство свободы, способность мечтать, любить, грустить и смеяться. Если вы любите музыку — она будет с вами всегда. Неважно, в какой стране вы живёте, музыка стирает все границы.
Из чего состоит корпус гитары
Корпус гитары нужен для усиления звука извлекаемого из инструмента. И это все происходит за счет резонирования.Основной задачей корпуса гитары, которую он выполняет, является усиление звука извлекаемого из инструмента.
И так же корпус считается эстетически важным элементом всего инструмента в целом.
Части гитары имеют следующие названия:
Корпус гитары помогает усиливать звук, извлекаемый из инструмента, за счет резонирования.
Как это происходит, спросите вы! Очень просто, когда вы дергаете струну — она начинает совершать колебательные движения, после этого они отражаются от стенок корпуса (барабана), заставляя его также колебаться. И после того, как это все произойдет, звук выходит обратно из корпуса инструмента уже усиленным в несколько раз!
От качества изготовления корпуса гитары зависит то, насколько хорошо ваш инструмент будет звучать! Внешний вид корпуса гитары бывает разных форм, также хочу отметить, что форма и тип корпуса будут напрямую влиять на громкость и качество звучания инструмента в целом! Стоит перечислить названия типов и форм корпуса гитары:
Все эти типы и виды гитары достойны отдельной статьи! При изготовлении корпуса применяются разные виды древесины, которые влияют непосредственно на качества звука в целом самого инструмента! Стоит перечислить виды древесины применяющейся при изготовлении акустики:
Это основные породы дерева, применяющиеся в производстве корпуса, конечно же, их делают и из других пород дерева, но это уже экзотика, которая применяется не массово!
А теперь давайте рассмотрим каждую деталь корпуса гитары в отдельности, перечислим все названия, из которых состоят части корпуса гитары.
Верхняя дека
Верхняя дека является главной и самой важной частью, которая отвечает за качественный звук всего инструмента! Как правило, верхняя дека акустической гитары изготавливается из ели. Связанно это, прежде всего с тем, что характеристики данной породы древесины, являются наиболее подходящими для изготовления инструмента.
Во-первых, эта порода дерева не является редкостью и произрастает во многих странах, соответственно стоимость производства будет приемлемой! А во-вторых — звуковые характеристики данной породы говорят сами за себя. Звучание, которое позволяет произвести ель будет четким, ярким и звонким!
Нижняя дека
Нижняя дека инструмента изготавливается, как правило, из красного дерева.
Но можно встретить и другие сорта древесины, применяющиеся для изготовления задней деки! Индийское розовое дерево, палисандр, клен и также углепластик! Ярким примером гитар с нижней декой, изготовленной из углепластика, в составе которого находятся эпоксидные и полиэфирные смолы — являются гитары фирмы Ovation (Овейшен).
Обечайка
Обечайка вот такое вот интересное слово, для чего же она все-таки нужна, спросите вы! Основное предназначение обечайки делать внешний вид гитары похожим на женскую талию :). Ну а если серьезно, обечайка позволяет скреплять верхнюю и нижнюю деки вместе друг с другом, которые и образуют в целом корпус гитары. Обечайка делается как правило из того же дерева что и нижняя дека гитары.
Голосник гитары (или резонаторное отверстие)
Голосник акустической гитары предназначен для того, чтобы поглощать и отдавать уже усиленный звук корпусом гитары обратно наружу. Голосник инструмента может выглядеть по-разному, вот несколько примеров:
Классический и самый распространенный вид — обычное круглое отверстие
Розетка акустической гитары
Для чего нужна розетка у акустической гитары и как она выглядит? Розетка гитары нужна лишь, для подчеркивания эстетичности, выделения инструмента среди конкурентов и создания собственного стиля. Розетки могут быть изготовлены из самых разнообразных материалов. На дешевых инструментах обычно наклеивают бумажные розетки. В более дорогие они уже врезаются в верхнюю деку и изготавливаются либо из дерева, либо из перламутра и покрываются лаком.
Пример того как выглядит розетка гитары:
Капля(pickguard)
Пластиковую защитную накладку, как правило, называют или каплей (из-за её формы) или pickguard (пикгард), что означает в переводе с английского — накладка.
Для чего же нужна, пластиковая защитная накладка, применяемая на корпусе гитары, и как она выглядит?
Когда я был совсем начинающим гитаристом, я думал что капля гитары применяется лишь для придания большей красоты инструменту.
Но позже я узнал, что помимо эстетики, pickguard также нужен для защиты корпуса гитары, чтобы исполнитель играющей на инструменте с помощью медиатора не царапал верхнюю деку гитары. Кстати, капля встречается на акустических гитарах намного чаще, чем на обычной классической гитаре.
Это связано с тем, что исполнитель, играющий на классике, играет на ней пальцевым методом, используя вместо медиатора ногти.
Pickguard бывает разного цвета и формы, также можно встретить и полностью прозрачную пластиковую накладку. Её могут использовать гитаристы, играющие на классической гитаре (т. к. она не меняет кардинально внешний вид инструмента и при этом защищает его).
Ещё можно добавить, что иногда пикгард приклеивают на верхнюю деку с двух сторон, но встречается это намного реже.
Подставка акустической гитары (bridge)
Подставка — это элемент, который позволяет закрепить и удержать струны на верхней деке инструмента. Кстати она имеет и другое название — bridge (бридж), что в переводе с английского языка означает мост.
Помимо того, что бридж придуман для удержания струн на деке инструмента, он также помогает создать благоприятный внешний эстетичный вид гитары в целом! Гитарные мастера могут из бриджа создать целое произведение искусства, либо подчеркнуть свой стиль! Так же многие гитарные фирмы делают подставку гитары своим товарным знаком. То есть они придумывают ей такой внешний вид, который не встречается у других производителей, либо ассоциируется у потенциального покупателя, именно с этим производителем. Ярким примером является гитарная фирма Dean.
Подставка для гитары крепится к верхней деке с помощью 2-х шурупов и клея, либо с помощью клея. Подставка изготавливается, как правило, из очень плотных пород древесины. Самым хорошо подходящим вариантом является палисандр, так же можно встретить подставку, изготовленную и из черного дерева.
Нижний порожек гитары
Нижний порожек — это обычная пластина, изготовленная, как правило, из пластика, либо из кости и иногда из металла. Главное предназначение данного порожка следующее: он позволяет держать струны на определенном расстоянии друг от друга, также с помощью данного порожка струны возвышаются над подставкой и над верхней декой гитары. Плюс ко всему прочему, он помогает передать вибрацию от струн корпусу инструмента. Это происходит благодаря тому, что нижний порожек крепится к подставке гитары, а она уже крепится непосредственно к верхней деке гитары.
Держатель струны (кнопка или костыль)
Принцип работы данной части гитары, по сути, прост. Вы достаете костыль из подставки (чтобы его достать, его нужно подцепить и потянуть вверх при этом быть осторожным, дабы не испортить подставку и корпус гитары), после того, как вы его извлекли, вы опускаете конец струны в появившееся круглое отверстие в бридже и закрываете его снова кнопкой.
Данный вид удержания струн в подставке инструмента, распространен на акустических гитарах очень широко. На гитарах применяется еще несколько способов крепления струн.
Первый способ заключается в следующем: струны гитары протягиваются непосредственно через саму подставку в просверленные в ней отверстия.
И второй способ, он уже применяется на классических гитарах: Струны протягиваются через бридж гитары в просверленные в нем отверстия и завязываются специальным узлом. Кстати, в первом способе, струны удерживаются за счет специальных круглых колец завязанных на струне.
Кнопка, скрывающая шурупы в подставке гитары
Стоит упомянуть и об этом незначительном элементе гитары. Данная кнопка нужна лишь для эстетики, т. к. она прячет два шурупа, на, которые крепится подставка акустической гитары. В некоторых акустиках бридж сажается только на клей, а вот в данном случае подставку не только приклеили, но и зафиксировали двумя шурупами. Кнопки могут делать из различных материалов. Как правило, это пластик или перламутр. Цвет у неё может быть разным, но в основном это либо белые, либо черные цвета.
Кнопка крепления ремня акустической гитары
Такое вот полезное приспособление. Кнопка нужна для того, чтобы на неё одевался ремень для гитары. Ведь иногда на гитаре все же приходится играть стоя.
Материал, из которого изготавливается кнопка, это либо пластик, либо сплав металла. Кстати металлические кнопки, встречаются сейчас чаще чем пластиковые. Есть несколько вариантов крепления кнопки на корпусе гитары
Кнопка расположена только снизу деки.
На советских акустиках, можно было часто встретить кнопки белого цвета и из пластика. На этих гитарах да и не только на этих, кнопка как раз размещалась только снизу деки. И чтобы закрепить ремень на такой гитаре, нужно было одеть его на кнопку расположенную снизу корпуса и привязать другую часть ремня к грифу инструмента. Кнопка расположена снизу деки и возле грифа
Такое сочетание сейчас самое распространенное. Встречается оно как на обычных акустических гитарах, так и на электроакустических.
Струны
Гитара и струны это нерушимый союз, ведь без струн вы не сможете сыграть не одной мелодии (единственное можно будет простучать по корпусу гитары какой-нибудь ритм), но это же ведь гитара, а не барабанная установка :). Поэтому делаем вывод, что струны также относятся к частям гитары, причем, которые имеют немаловажное значение!
Звучание акустической гитары складывается из многих вещей: конструкции инструмента, формы грифа, фурнитуры, и так далее. Одним из самых важных компонентов большинство музыкантов считают верхнюю деку гитары. В этой статье мы разберем, в чём разница между верхней декой акустической гитары из массива дерева – такой, как у всех гитар Taylor, и ламинированного дерева.
Что такое верхняя дека акустической гитары?
Древесина всегда играла одну из самых важных ролей в звучании акустических инструментов. И если звучание, например, электрогитары складывается не только из характера дерева, но и типа звукоснимателей, то, когда речь заходит об акустических гитарах, древесина правит бал.
Гриф, накладка и корпус акустической гитары могут быть выполнены из разных пород дерева, сочетающихся между собой. Основу звучания акустической гитары задаёт верхняя дека: как вы можете догадаться, это – та часть гитары, которую вы видите в первую очередь, и та часть гитары, которая практически напрямую контактирует со струнами: именно верхняя дека передаёт вибрации струн корпусу гитары. На верхней деке также располагаются пружины и розетка: вещи, которые имеют большое влияние на звучание инструмента.
Производители акустических гитар используют различные породы дерева для производства верхних дек своих инструментов – от традиционных ели и кедра до экзотических махагони или коа. Помимо этого, верхние деки можно поделить на две большие группы: деки из массива дерева и деки из ламинированного дерева. Например, бренд Taylor использует для верхних дек своих гитар только массив, однако в «Музыке» есть различные гитары, поэтому мы подробно расскажем и о деках из ламината.
Что такое верхняя дека из массива дерева?
Верхняя дека из массива дерева – это чаще всего дека, выполненная из одного цельного куска дерева. Такие материалы тщательно отбирают на основании многих критериев. Вы можете отличить верхнюю деку из массива дерева по розетке: так как розетка была вырезана непосредственно в цельном куске, вы увидите характерный рисунок волокон по краям.
Часто верхняя дека из массива дерева делается из двух частей одного куска дерева: он распиливается и половины зеркально склеиваются: такую деку можно отличить по характерному рисунку волокон в середине деки.
Что такое верхняя дека из ламинированного дерева?
Термин «ламинированное дерево» подразумевает то, что дека состоит из более чем одного куска дерева. Тонкие слои древесины соединяются между собой при помощи высокой температуры, давления и специального клейкого вещества.
Многие гитарные производители используют эту технологию, так как она позволяет увеличить объёмы производства: вы можете сделать из одного куска махагони одну массивную деку или, например, если разделите его на четыре части – четыре ламинированных деки. Использование недорогих материалов для других слоёв деки также удешевляет производство, ведь никто не видит, что находится под верхним слоем деки: клён, фанера или пластик.
Если вы обратите внимание на розетку, по её краям вы увидите разные слои древесины – рисунок волокон не будет одинаковым – так можно отличить деку из ламинированного дерева от деки из массива.
Термин «шпон» используется для описания верхнего (видимого) слоя ламинированного дерева. Даже если нижние слои состоят из недорогого дерева или композитов, шпон позволяет гитаре выглядеть изысканно. Часто в качестве шпона производители используют махагони, клён или коа: гитара выглядит стильно, но дерева для её производства используется меньше, а процесс производства, по сравнению с производством дек из массива, становится проще и быстрее.
Внешний вид и звучание
Как мы уже писали выше, многие производители используют ламинированное дерево для верхней деки, так как это позволяет им получить инструмент, который отменно выглядит, используя при этом меньше дерева и ресурсов на производство.
Отличается ли визуально верхняя дека со шпоном от верхней деки из массива? Это достаточно спорный вопрос для многих гитаристов. Некоторые говорят, что различие совсем незаметно, так как для шпона используется такой же кусок дерева, просто тоньше. Некоторые, напротив, считают, что для шпона отбирают более дешевые и менее красивые куски.
Намного более жаркие споры возникают, когда дело доходит до обсуждения разницы в звучании. Есть ли объективно разница в звучании между декой из массива дерева и декой из ламината? Положа руку на сердце, мы можем с уверенностью заявить: есть.
Цельный кусок дерева имеет однородную структуру волокон и плотность. Благодаря этому вы получаете больший сустейн и более богатое обертонами звучание. Разные породы дерева имеют разную звуковую окраску, однако с максимальной долей вероятности все они будут звучать превосходно. Более того, массив дерева со временем приобретает новые оттенки звучания, чего не происходит с ламинированным деревом, так как оно состоит из нескольких разных слоёв.
Для производства топовых моделей акустических гитар производители всегда используют массив – и это говорит о многом.
Как насчёт прочности?
Широко известный факт состоит в том, что инструменты из массива дерева более восприимчивы к изменениям окружающей среды, например – температуры или влажности. Недостаток влажности может привести к трещинам на деке и другим негативным эффектам. Гитары с верхней декой из массива дерева требуют особого ухода и соблюдения условий хранения. Например, производитель гитар Taylor настоятельно рекомендует хранить инструменты в чехле или кейсе и использовать специальный увлажнитель. Такие рекомендации подойдут для любых инструментов из массива.
Ламинированные деки лучше противостоят изменениям окружающей среды, так как состоят из различных слоёв, склеенных между собой. Если вам приходится постоянно путешествовать или выступать в местах с чрезмерной или недостаточной влажностью, лучше рассмотреть для покупки инструмент с верхней декой из ламинированного дерева.
Дороже ли гитары с верхней декой из массива?
Как правило – да. Результатом этого являются многие вещи, о которых мы упоминали ранее в этой статье. Дерево для деки из массива отбирается самым тщательным образом, а значит – оно само по себе дороже. Оно должно не только выглядеть безупречно, но и звучать – ведь деки из массива ценятся в первую очередь за их особенное богатое звучание.
Ко всему прочему, большинство производителей, приобретает древесину для гитар только у проверенных поставщиков, которые гарантируют качество дерева и бережное отношение к окружающей среде, что также не может не сказываться на ценнике конечных продуктов.
Поэтому при выборе гитары наши консультанты в «Музыке» рекомендуют учесть множество факторов, главными из которых являются предназначение инструмента (тренировочный, концертный, для путешествий, etc) и ваш бюджет. Если вам нужен действительно звучный и роскошный инструмент, с которым не стыдно появиться на большой сцене и звучание которого добавит вашей музыке особый характер и шарм, а ваш бюджет может увеличиваться при необходимости, то советуем обратить внимание на инструменты бренда Taylor.
А если вы ещё не определились и нуждаетесь в консультации, то милости просим к нам в магазин на ул.Я.Коласа, 39 в Минске. Мы работаем без выходных!