делай что должен и будь что будет православие

Делай что должен! И будь что будет!

Афоризм является переводом французской поговорки, имеющей глубокий смысл. В далекие времена 16-18 веков эта фраза считалась важнейшим нравственным девизом рыцарей. «Делай что должен! И будь что будет!» – это выражение несколько перефразировано от первоначального канонического утверждения, в котором вместо слова «должен» было «должно».

Откуда появилась эта фраза?

Подлинная история фразы, которая в настоящее время считается распространенным афоризмом, до конца неизвестна. Ее формулировка приписывается многим людям, это:
— Лев Николаевич Толстой;
— библейский Царь Соломон;
— римский император и полководец Марк Аврелий;
— римский государственный и литературный деятель Катон Старший.

Помимо вышеперечисленных фактов, с давних пор известно, что данная фраза:
— является формулировкой французской пословицы;
— это распространенный в древнем рыцарстве девиз;
— один из главнейших принципов Карма-йоги.

Современные мыслители, размышляя над словами, делали умозаключения, основные из которых приведены ниже:
— Принимать свою судьбу какой бы она ни была;
— Поступать по совести, не ожидая наград и ответов;
— Верить в судьбу;
— Помнить, что жизнь – это далеко не всегда игра;
— Не стоит просчитывать события и все до единого дела наперед;
— Жить по собственным правилам;
— Во всем доверять себе;
— Не следовать за толпой;
— Не бояться выделяться из среды других.

Что я должен делать?

Фраза сочетает в себе несколько сторон жизни:
— долг перед обществом;
— доверие судьбе;
— свобода воли.

Человек имеет право выбрать, делать ему то, что он должен, или нет. Но всегда ли правильно поступать в пользу долга? Об этом стоит задуматься подольше. Кто имеет право определить для конкретного человека его долг?

Есть три варианта ответа на этот вопрос:

1. Такие диктаторы с внешних сторон, как правительство, отец и мать, дети, супруг, друзья, жизненные обстоятельства?

2. А может, человек сам, приняв во внимание ожидания и потребности всех вышеперечисленных, выстраивает свои приоритеты по долгу и обязанности?

3. Или решает все сам, согласно личным взглядам и предпочтениям, не учитывая мнение остальных?

Опасными крайностями определения долга являются первый и третий варианты, если исключить такие сложные или экстремальные обстоятельства жизни, как:
— Война;
— Спасение человеческой жизни;
— Тяжелобольные близкие люди и пр.

Здесь берется во внимание самая обычная повседневность, рутина обыденной жизни.

Необходимо помнить, что долг – это то, что мы делаем по собственным желаниям и пониманиям, по собственной воле. Однако многие люди, трактуя долговые обязанности, допускают в своих умозаключениях немаловажные ошибки:

1. Подчиняются принуждениям, считая их выполнение исполнением долга.
Прямое принуждение, диктаторство, разрушают волю человека. Поступки по принуждению ни в коем случае не могут считаться долгом.

2. За диктаторством следует манипуляция – еще более злейший враг человека.
Самая большая ошибка в жизни – повестись на манипуляцию, поддаться ей, вняв речам о высоком – о совести, долге и необходимости. За этим скрывается ложь, а поэтому и неприятные последствия: душевные переживания, подавленность, пустота.

3. Проявляем заботу, жертвенность без надобности.
Это происходит из-за наших собственных представлений о благе близких. Навязываясь им в добрых делах «ради их блага», мы не получаем ни слова благодарности, ни улыбки в ответ, расстраиваемся и обижаемся. Хотя виноваты в случившемся сами: нас никто ни о чем не просил. Исполнять долг в отношение дорогих сердцу людей нужно тогда, когда в этом есть необходимость.

Правильное понимание долга, руководство собственными побуждениями, интересами и принципами – вот основа жизненного успеха. Свое предназначение выполнять нужно, но не во вред себе, погибая от тяжести повешенных требований или влияния манипуляции.

Делай что должен и будь что будет, не жди подарков судьбы (они приходят, когда их не ожидают), но и не вреди чувством долга своей судьбе, не останавливайся на достигнутом, верь в лучшее – и в конце концов будет у вас не просто то, что будет, а то, что вы желаете, чтобы было.

Один из источников: 1-vopros.ru/404-delaj-chto-dolzhen-i-bud-chto-budet.html

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Делай что должно

делай что должен и будь что будет православие. Смотреть фото делай что должен и будь что будет православие. Смотреть картинку делай что должен и будь что будет православие. Картинка про делай что должен и будь что будет православие. Фото делай что должен и будь что будет православие

Один начитанный, но далекий от Церкви человек утверждал, что евангельское учение противоречиво. В качестве примера он приводил две, по его мнению, абсолютно несовместимые заповеди.

Христос говорит, что свеча жизни христианина должна ярко гореть перед всеми людьми, и вместе с тем Он же предупреждает об опасности творить добрые дела напоказ. Так, Господь порицает фарисеев, которые преднамеренно подолгу молились, подавали милостыню и творили другие добрые дела прилюдно (см. Мф. 23, 5), чтобы побудить весь народ поступать так же. Несмотря на их благую цель, Христос обличает фарисейское показное благочестие, под которым скрыты внутренние пороки (Мф. 23, 28). Более того, Он заповедует людям вообще не обращать внимания на собственные добродетели (см. Мф. 6, 3).

Как же нам исполнять все перечисленное, ничего не нарушив? Максимально полно используя получаемую от Бога благодать на пользу себе и ближним, надо скрывать свои добрые дела от окружающих и даже от самих себя, чтобы, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), не только люди «не растлевали душ наших похвалами, но и самое сердце наше не льстило нам». Ведь от одобрения со стороны окружающих и от внутреннего самолюбования разрушается важнейшая, трудно нарабатываемая человеком добродетель — смирение.

Со своей стороны, мы должны всемерно заботиться, чтобы в нас не пропадал втуне огонь благодати Божией, чтобы нам не погасить его всевозможным мусором, суетой. А будет ли он виден другим — это уже не наша забота. Стремиться самим явить окружающему миру свой свет или то, что мы за него принимаем, будет признаком фарисейства и нарушением заповеди Божией.

Господь Сам откроет подвижника, если это будет полезно и если действительно в человеке есть этот свет. Так, святитель Григорий Богослов отказывался от сана епископа, желая уйти в пустыню и там проводить жизнь в уединении и богомыслии. Но как он ни сопротивлялся, его уговорили занять Константинопольскую кафедру, и это послужило на благо всей Церкви. Когда святитель стал епископом Константинополя, у православных там оставался всего один небольшой храм Воскресения Христова, а все остальные были у еретиков. В итоге епископского служения святителя Григория в Православие вернулся практически весь Константинополь.

Но неужели даже в том случае, когда человек непритворно горит верой, усиленно трудится ради других и не скрывает своих добрых дел, желая своим примером как можно больше людей привлечь к добру, обратить к спасению, его поведение противоречит Евангелию?

В житии Франциска Ассизского упоминается, как он позвал ученика в город для проповеди. Они прошли по улицам и площадям, беседуя только между собой, ни с кем не заговаривая, и вернулись в монастырь. На вопрос ученика: «Отец, мы пошли проповедовать, но никому ничего не сказали?» — Франциск ответил: «Мы проповедовали своим видом». Как это напоминает поступки фарисеев! Они тоже рассчитывали послужить народу добрым примером, но при этом навредили своей душе – тщеславие губило их.

Где гарантия, что, если мы начнем делать так же, в нас не укоренится самодовольство, признание себя достойными славы. На словах можно утверждать, что мы делаем добро исключительно ради прославления Отца Небесного, но при этом прекрасно понимать, что восемьдесят процентов добрых слов будет направлено в наш адрес. Как писал преподобный Иоанн Лествичник, только уподобившийся ангелам человек может без вреда для себя перенести похвалу.

О святителе Григории Турском, жившем в VI веке, сохранился интересный рассказ. Когда он был совсем молодым человеком, в дороге его застигла ужасная буря: в небе сверкали молнии и раздавались раскаты грома. Спрятаться было некуда. Его спутники оцепенели в ужасе, а Григорий снял с шеи мешочек с мощами святых и дерзновенно поднял их к небу, «как бы твердо противопоставляя их тучам, и те начали медленно расходиться в разные стороны, открывая путешественникам безопасную дорогу».

Видя, как сверхъестественно быстро миновала опасность, спутники Григория были поражены явленным чудом, а его самого внезапно одолела гордость: он приписал своему совершенству то, что было связано с действием мощей святых. В тот же момент лошадь Григория сбросила его на землю, и он так сильно ударился, что с трудом мог подняться на ноги. Он тут же понял причину своего падения и сказал: «Перед своими спутниками я похвастался, что этим чудом Господь пожелал показать мою чистоту». Иными словами, святой Григорий вздумал продемонстрировать попутчикам, как ярко сияет в нем Божия благодать, но тут же получил вразумление от Бога. Память об этом эпизоде защищала его от тщеславия всю дальнейшую жизнь.

Светить миру — это не значит демонстрировать свои добродетели. Надо исполнять волю Божию, не подавая повода к внешнему или внутреннему восхвалению. Подвижники трудятся с благодарностью Богу за полученные от Него силы и возможность творить добро, забывая о собственных усилиях и перенесенных трудностях, то есть в тайне даже от самих себя. И нам надо учиться следовать словам Господа, помня что «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 4).

Не стоит ожидать этого воздаяния в виде почестей или благополучия в земном преходящем мире. Все добро надо совершать не ради людей, которые прославят тебя, а исключительно для Бога. Тогда нас не огорчит мысль, что наше добро не охватывает все большее число людей, не ведет их к спасению. Будем стараться делать все заповеданное Христом только ради Него Самого и оставлять Ему устроить все остальное по Его усмотрению.

Источник

Делай что должен и будь что будет

Что означает выражение «делай, что должно, и будь, что будет»

делай что должен и будь что будет православие. Смотреть фото делай что должен и будь что будет православие. Смотреть картинку делай что должен и будь что будет православие. Картинка про делай что должен и будь что будет православие. Фото делай что должен и будь что будет православие

Делай, что должно, и будь, что будет — в любой ситуации, при самом разном развитии событий следует поступать в соответствии с нормами морали, этики, нравственности, соблюдая христианские гуманистические заповеди. Чтобы потом, когда ничего уже нельзя изменить и вне зависимости от результата дела, не мучил стыд и совесть

Происхождение фразеологизма неизвестно.

Считается французской пословицей, приписывается римскому императору Марку Аврелию («Делай что должен и свершится, чему суждено»), Льву Толстому, английскому писателю Томасу Мэлори, римскому политику и писателю Катону Старшему, родоначальнику евреев библейскому Аврааму, царю Соломону, Бхагавад-Гите — самой известной части древнеиндийского эпоса «Махабхарата», Артуру Конан-Дойлу (в ХХI главе романа «Сэр Найджел» говорится «He remembered the motto curiously worked in filigree of gold. It ran: «Fais ce que dois, adviegne que pourra — c’est commande au chevalier» («Он вспомнил девиз искусной филигранной работы: «Fais се que dois, adviegne que pourra — c’est commande au chevalier»), французской песне

По-французски

Fais ce que dois – adviegne que peut
Fais ce que dois, advienne que pourra

Латынь

Fac officium, Deus providebit (Выполняй долг и Бог снабдит)

По-английски

Do your duty, come what may (Делай, что должен и случится что может)
Use the means, and God will give the blessing (используй все средства и Творцец благословит)
Do your duty, come what may (Выполняй свой долг и пусть будет, что будет)

По-немецки

Tu’ deine Pflicht! Gott wird schon sorgen (Выполняйте свои обязанности, а бог позаботится)

Иврит

עשה את אשר עליך ויהיה אשר יהיה (делай, что положено, и всё)

Аналоги выражения «Делай, что должно, и будь, что будет»

Применение фразеологизма «Делай, что должно, и будь, что будет»

«Литератор Александр Храбровицкий прислал мне однажды свою работу (впоследствии мною утерянную), которая называлась: «Делай, что должно, и не думай о последствиях» (Войнович «Замысел»)
«Делай, что должно перед совестью, Богом, а что будет, то будет», ― говорю себе и стараюсь исполнять» (Гольденвейзер.

«Вблизи Толстого» (1910)
«Делай что должно, и будь что будет» ― последние его слова, начало французской фразы, не дописанной в Астапове его ослабевшей рукой» (Волгин «Уйти ото всех. Лев Толстой как русский скиталец» «Октябрь», 2010)
«Делай что должно, и пусть будет что будет» Таков был девиз Короленко» (В. Прайс, С.

Резник: «Делай что должно, и пусть будет что будет» «Вестник США», 2003.10.29)

Если раньше Православную Церковь многие ассоциировали с бабушками, то сейчас

делай что должен и будь что будет православие. Смотреть фото делай что должен и будь что будет православие. Смотреть картинку делай что должен и будь что будет православие. Картинка про делай что должен и будь что будет православие. Фото делай что должен и будь что будет православие
Церковь и общество

Если раньше Православную Церковь многие ассоциировали с бабушками, то сейчас отмечают, что всё больше молодых людей начинают проявлять интерес к православному вероучению и приходить в храмы. О работе Церкви с молодёжью корреспондент «Смоленской газеты» поговорила с и. о. руководителя епархиального отдела по работе с молодёжью, руководителем епархиального миссионерского отдела Георгием Свитцовым.

Проблема – безынициативность

– Отец Георгий, в чём заключаются основные задачи молодёжного и миссионерского отделов Смоленской епархии?

– Можно выделить несколько направлений работы. Первое – это координация усилий молодёжи и всех структур епархии, приходов епархии по отношению к молодёжи. Второе – противосектантское, миссионерское направление. Третье – добровольческая работа. Это важный момент в работе с молодыми людьми. Молодёжь часто имеет очень чуткое сердце и отзывается на нужды, боли и скорби. Мы это видим и пытаемся помочь реализовать это сердечное желание.

– Сейчас Православная Церковь уделяет большое внимание работе с молодёжью. С чем это связано?

– Не скажу, что специально большое внимание уделяется, хотя Патриарх об этом часто говорит. Но суть в том, что Господу ценна любая душа. Господь не лицеприятен – Ему не важно, это пожилой человек, который пришёл к Богу в девяносто лет, или молодой.

В этом смысле каждая душа для нас важна. Другое дело, что молодой возраст – это возраст особенный, тяжёлый, время буйства страстей, надрыва чувств, переживаний. Более остро воспринимаются многие вопросы.

Поэтому на этот возраст направлено особое внимание, чтобы помочь, уберечь, поддержать человека, который ищет.

– О современной молодёжи нередко говорят, что это потерянное поколение. Как человек, который много работает с молодыми людьми, знает эту среду, как вы относитесь к такому высказыванию?

– Насколько я знаю, насколько я читал, почти каждое выросшее поколение про следующее говорит: «Оно совсем не такое, мы-то были значительно лучше». Конечно, говорят, и нынешняя молодёжь, может, о тех, кто придёт за ними, скажет, что всё уже не то. Об этом переживать не стоит. Есть другой момент, о котором стоит переживать.

Современная молодёжь достаточно инертна, безынициативна. Они сидят дома за компьютерами, в интернете, и выйти за пределы этого иллюзорного мира им достаточно тяжело. Мы помним наших предков, которые ездили в стройотряды, покоряли целину. Это была молодёжь, которая рвалась, бежала и делала.

К сожалению, мы видим, что даже на какие-то социальные моменты современную молодёжь не раскачаешь. Это, конечно, проблема.

– Не вполне с вами соглашусь. Очень много вижу молодых людей, активности которых просто поражаюсь

– Естественно, мы не можем говорить за абсолютно всех. Конечно, есть и активные люди. Но в основной массе они всё-таки инертны. В Церкви есть многие вещи, которые делаются снизу: «Есть желание, давайте мы, батюшка, будем это организовывать». Наше добровольческое движение так и организовалось, но это достаточно редкий случай. В основном предлагаем сверху и приглашаем, и не всегда люди готовы. Не исключаю, что здесь есть момент занятости.

– Вы говорите, что вся современная молодёжь сидит в интернете. Важно ли для молодёжного отдела быть представленным в Сети?

– Это определённое поле, и мы должны быть там представлены, но суть в том, что всё не должно ограничиваться проповедью в интернете. Слова, которые мы пишем и произносим, – это, может быть, десять процентов того, что мы передаём в формате мимики, жестов, ощущений.

Были фильмы про Христа, и ко всем одна и та же претензия – можно всё что угодно изобразить, можно сделать человека похожим на Христа, как Он изображён на иконах, можно сделать человека похожим на святых, но невозможно изобразить одну вещь, которую почувствуешь, когда находишься с ними рядом, – это святость.

Это ощущение, которое переживал каждый, кто пришёл в Церковь, возможно, во время общения с каким-то батюшкой. И опять же не в батюшке дело, а в этом ощущении, которое от Господа даётся, – святости Церкви как таковой. И когда мы общаемся в интернете, всю палитру чувств, эмоций, смыслов передать невозможно.

Поэтому, конечно, мы присутствуем в интернете: сообщаем, делимся, отвечаем, – это всё важно, но вслед за этим важно, чтобы человек пришёл к Богу. Не ко мне, не в мой храм, а к Богу и в Церковь.

Нехорошо быть человеку одному

– Молодёжный отдел активно сотрудничает со светскими учебными заведениями. Расскажите об этом подробнее

– У нас есть договорённости – мы можем приходить в учебные заведения. Подчеркну, что это всё при желании учащихся, при их согласии. Чаще всего обсуждаем темы не сугубо церковные: например, вопросы сохранения жизни, эвтаназия, креационизм – проблема появления человека, Творение это или эволюция. Здесь мы можем прийти просто как собеседники, кто-то, кто может вступить в дискуссию.

Где-то мы участвуем в формате дискуссионных клубов, где-то – в формате беседы, лекции. Каждый раз это разные форматы, которые определяются вместе с учебными заведениями. Радует, что желание общаться есть и у студентов. Чаще всего это проходит во внеурочное время, но зачастую они остаются послушать, высказать своё мнение. И это происходит достаточно живо, иногда критично, иногда со скепсисом, они ведут диалог, задают вопросы.

Это очень радует, потому что по большому счёту означает, что их эти вопросы волнуют, им это не безразлично.

– Отец Георгий, вы уже упомянули организацию «Православные добровольцы Смоленщины». Расскажите о том, как она создавалась и для чего

– Православные добровольцы у нас появились четыре года назад в один из приездов Святейшего Патриарха на Смоленщину, по инициативе московских добровольцев, среди которых были в том числе и смоляне. Настя Антусева и её подруга тогда перед визитом Патриарха приехали сюда, чтобы готовиться к нему в таком вот добровольческом формате.

Их работа была очень успешна, потому что почва созрела: было много ребят, готовых в этом участвовать. И начиная с этого стала развиваться организация «Православные добровольцы Смоленщины». Она сейчас действует. Я здесь выступаю как духовник, наставник. Мы вместе изучаем Священное Писание.

Проходят у нас добровольческие молодёжные поездки, ездят ребята в дома престарелых, детские дома, участвуют в архиерейских службах.

– Для православной молодёжи важно держаться вместе?

– Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Для любого человека важно быть вместе с другими. Господь же сказал: «Где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди них». И это тоже для нас особый призыв.

Это не значит, что нельзя молиться наедине – об этом Господь тоже говорил, но вместе – это сильнее, душевнее, лучше и, наверное, где-то правильнее. Знаете, есть много ребят, чьи интересы немножко отличаются от интересов большинства, и поэтому они чувствуют себя очень одиноко. Важно, чтобы они нашли своё окружение.

Поэтому проводятся различные семинары, сборы талантливой молодёжи. И там молодёжь находит своих единомышленников: писатели – писателей, поэты – поэтов. Расскажи он у себя в классе о том, что пишет стихи, может, его бы и засмеяли, а там это понимают, слушают и пытаются помочь развить. Так и здесь: на верующих детей молодёжь по-разному реагирует.

Но здесь они всегда оказываются вместе, здесь они получают поддержку, здесь понимают их вопросы, знают, как помочь им эти вопросы решить. Здесь для них такая домашняя обстановка, и это хорошо.

Служить нашим согражданам

– Ещё такое важное направление работы, о котором вы уже говорили, – противодействие тоталитарным сектам. Это сейчас вопрос очень актуальный. Расскажите об этом подробнее

– С одной стороны, мы должны понимать, что Господь никого никуда не загонял из-под палки, – любой человек имеет право верить так, как он хочет. Это право человека, и мы ни в коем случае отнимать это право не хотим. Но, с другой стороны, мы как граждане, как христиане не можем мириться с ситуацией, когда некоторые люди, рядясь под православие, пользуясь тем, что человек неграмотен, занимаются мифотворчеством, подтасовывают факты.

Когда человек попадает в их организацию через ложь, умалчивание, сокрытие различных смыслов, он теряет многое, в том числе нередко и семью, и психическое здоровье. Когда я был молодым, и ко мне подходили люди и говорили: «Пойдёмте к нам в Церковь. Мы христиане. Мы такие же, как православные, но у нас интереснее». Вот этот обман на начальном этапе недопустим, поэтому, конечно, мы вынуждены не то, что даже бороться с сектами.

Потому что законы есть, и мы должны их чтить. Мы можем давать какую-то информацию людям, которые спрашивают, и можем каким-то образом помогать людям, если они сами или их родственники в эти организации попали. На Королёвке в храме есть центр, где по пятницам с 15:00 до 18:00 мы принимаем людей, которые оказались втянуты в деятельность этих организаций, и пытаемся им помочь.

Ну а в остальном, конечно, мы, как можем, информируем, в частности и через соцсети.

– Упомянули духовный центр на Королёвке. В 2016 году он был открыт. Какую работу он ведёт кроме помощи людям, которые попали в секты?

– По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в рамках нашего центра действует противосектантский центр. Но основные моменты нашей работы – изучение Писания для взрослых, для молодёжи. Есть волонтёрская работа. Пытаемся помочь нуждающимся, которые к нам приходят.

Так сложилось, что на Королёвке у нас очень мало мест для того, чтобы дети могли заниматься, развиваться. Многие мамочки столкнулись с тем, что они вынуждены возить детей на занятия очень далеко. И поэтому у нас на базе центра есть не только воскресная школа для верующих детей, но и развивающие занятия для всех.

Мы на себя взяли такую социальную нагрузку. Развиваем детей и физически, и творчески, и при желании духовно. Владыка поддержал – мы благодарны ему за это, потому что есть понимание, что мы должны послужить району и людям, не только верующим, но и просто нашим согражданам. Кстати, есть ответная поддержка общественности.

Люди к нам приходят, помогают благоустраивать территорию. И планы какие-то совместные у нас есть.

– Расскажите о планах

– На всё воля Божья. Конечно, Владыка нас ориентирует на то, что работа, которая ведётся, должна вестись более вдумчиво, более правильно, более систематично. Но поймите сами, у нас, конечно, есть какое-то планирование, но невозможно запланировать чудо. Поэтому мы трудимся.

«Делай что должен, и будь что будет» – эти мудрые слова по традиции приписываются блаженному Августину. Мы делаем что должны, как нам определила Церковь, как нам определило священноначалие, а там как управит Господь. Будем стараться, чтобы было больше радости и добра в мире. Может, это банальные слова, но этого правда хочется.

Любому человеку хочется, чтобы было меньше вокруг злобы и ненависти. Но начинать нужно с себя. Мы начинаем с себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *