делаю то что не хочу делать апостол павел
Новый Завет
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то’, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Толкование на Римлянам 7:19
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 7:19 / Рим 7:19
Амвросий Медиоланский (
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
Феофан Затворник (1815−1894)
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Амвросиаст (IV в.)
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 19−21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
Апостол повторяет здесь высказанные выше (ст. 15−17) мысли, так как он придает им чрезвычайную важность. — Нахожу закон. Апостол даже признает, что такое бедственное состояние, такой душевный разлад стал у него чем-то нормальным, как бы вошел в закон или порядок жизни. — Прилежит мне. Даже когда он задумает совершить что-нибудь доброе, то с удивлением замечает, что в руке у него вместо добра очутилось зло, вместо золота — камень! Какая-то сила превращает во зло всякое его доброе начинание — и эта сила, очевидно, — сила демонская, свившая себе гнездо во плоти человека [Мы считаем очень удачным объяснение, какое дает положению Апостола «О владычестве греха во плоти» Теодор Симон. Он приводил немало мест из посланий Ап. Павла, где выражение «грех» обозначает не только действие сатаны и демонов, но и самого сатану и его царство. Напр., желание какого-либо греха изображается у Апостола как давание места диаволу (Еф. 4:27). Действие греха и действие диавола в отношении к человеку — одинаковое (ср. Рим. 7:11 и 2 Кор. 4:4). Диавол, пребывая во плоти, действует через нее и на душу человека, так как несомненный факт — что тело влияет на душу, как и душа на тело. (См. у Симона. cтр. 60 и сл.)]…
Апостола Павла послание к римлянам 7:15
Толкования:
Блаж. Августин
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Когда Павел говорит: Ибо не понимаю, что делаю, это может показаться противоречащим сказанному раньше в стихе 13, что грех оказывается грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть. Как же он оказывается, если он не понят? Не понимаю в этом месте означает «не одобряю». К примеру, мрак не может быть увиден, но он опознается в контрасте со светом, то есть: воспринимать мрак значит не видеть. Подобно и грех, поскольку он не высвечивается праведностью, воспринимается непониманием, как мрак невидением (ср. Иов. 22:11 ; Притч. 4:19 ).
Блаж. Феодорит Кирский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Ибо не понимаю, что делаю.
Здесь говорит не о совершенном неведении, ибо если бы грешили в неведении, то за что же были бы наказываемы? Что же говорит? Пребываю во тьме, увлекаюсь, не знаю, как увлекает меня грех. Посему, когда говорит: не понимаю, то указывает не на незнание того, что должно делать, но на опасности, ковы, обольщение, увлечение. Все это говорит о людях, живших до пришествия Христа во плоти, хотя представил самого себя.
Потому что не то делаю, что хочу.
Так выражается вместо следующего: ибо тогдашние люди не то делали, что хотели. Выражаясь же так, не внушает необходимости или принуждения. Но что говорит? Вот что: чего не одобряли, чего не принимали, чего не любили, то делали. Ибо далее присовокупляет:
А что ненавижу, то делаю.
Видишь ли, что не вводит ни принуждения, ни необходимости? Ибо в противном случае присовокупил бы: к чему вынуждаюсь необходимостью, то делаю. Но это не сказал, а говорит: что ненавижу. Как же произошло зло? По увлечению, по немощи, которую имели от преступления Адамова. Эту-то немощь и не мог уврачевать закон, хотя и говорил, что должно делать; ее уврачевал, пришедши, Христос. Итак, здесь во всем, что сказал и что намерен сказать, цель у апостола та, чтобы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа.
Констанций
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
О чем же говорит Павел теперь? Ибо не понимаю, что делаю. Это означает: не хочу понимать; не хочу испытывать вред, а сам причиняю вред. Желаю чужого, а в своем не хочу быть обманутым. Именно об этом говорит Павел, заявляя: Не то делаю, что хочу, то есть чтобы ему было добро, а что ненавижу, то делаю, то есть чтобы ему было зло… Естественное суждение ненавидит грех; и потому те, кто его совершают, либо отрицают, либо скрывают, что делают зло.
Лопухин А.П.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
См. также Толкование на Рим. 7:14
Ориген
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Прп. Ефрем Сирин
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Свт. Иоанн Златоуст
Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю
Свт. Кирилл Иерусалимский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Свт. Феофан Затворник
Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю
Еже бо содеваю, не разумею. Незнать что делаю, понять не могу, как это я делаю все, что делаю. Или общее: незнать, что во мне делается. Святой Златоуст говорит, что Апостол не то хочет сказать, что — грешу в неведении: ибо никто никогда не грешил в неведении. Если б люди грешили в неведении, то не за что было бы их наказывать. Что же значит: не разумею? Пребываю во мраке, увлекаюсь, сам не знаю, как даюся в обман. И сами мы обыкновенно говорим: не знаю, как такой-то человек пришел и увлек меня; хотя вовсе не думаем извиняться незнанием, а выражаем только, что тут был некоторый обман, умысел, омрачение. — Блаженный Феодорит ограничивает так же это неразумение одним моментом, или действием грешения. «Побеждаемый, говорит, сластолюбием, а также упивающийся страстию гнева не имеет ясного ведения о грехе, но, по прекращении действия страсти, начинает ощущать зло». — Сосложение с грехом в акте грешения и разумом одобряется, а после он ясно видит, что не следовало так делать, и, озираясь назад, в недоумении спрашивает: как же это так? «Прельщаюсь и совосхищаем бываю на грех, — бываю окрадаем, воровски увлекаем, и понять не умею, как сие стражду» (Экумений).
Как в какой-либо семье глава семейства держит намерения, по его убеждению полезные, но, когда надо действовать, собираются семьяне и уговаривают его делать противное тому: он соглашается и делает. После хоть и видит, что не следовало соглашаться, но уж сделанного не переделаешь. Это, однако ж, не исправляет его; но, когда приходится действовать в том же смысле, семьяне опять сбивают его сделать по-ихнему. Так и всегда делает он не еже хощет. То же самое происходит и внутри нас. Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца, — и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным; от чего не то творится, а это содевается.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 7:19
Свт. Иоанн Златоуст
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Свт. Амвросий Медиоланский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
О рае.
Свт. Феофан Затворник
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Амвросиаст
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Ст. 19-21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
Читаем Апостол. 5 июля. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Аудио
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 7, ст. 14–25; глава 8, ст. 1–2.
14. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим. 7, 14 – 8, 2)
Итак, дорогие братья и сестры, с апостолом Павлом мы продолжаем размышлять над глубочайшими темами, связанными с нашим спасением, о том, как людям прийти к этому спасению. Господь открыл нам врата спасения: совершил искупительный подвиг, дал нам оправдание, но апостол Павел пытается каждого из нас подвести к мысли о нашей греховности, нашем бедственном положении. Он начал делать это с первых глав Послания и здесь приближается в своей антропологической глубине к самым крайним точкам, к самым глубинам человеческого бытия, человеческого «раздрая», человеческой шизофрении. Слово «шизофрения» и переводится с греческого как раздвоенность, «раздрай» сознания, отсюда и болезнь, о которой мы все знаем.
Продолжая рассуждение, Павел в 14-м стихе 7-й главы говорит: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Он сразу дает тезис относительно того, что закон духовен, выражает волю Божию, закон – это хороший, Богом данный фактор. Речь идет, конечно, о законе, который Бог дал Моисею. Если мы будем расширять это понятие, то любой здравый закон, установленный благой волей человека, сообразующейся со здравым смыслом и пользой, конечно, тоже благ, праведен и добр. Другое дело, что мы, конечно, понимаем, что закон не всегда бывает написан людьми с чистым сердцем и доброй волей, со здравым смыслом разработан и дан для соблюдения людям. Но это уже другой момент – человеческий фактор, человеческая немощь. Если же говорить о законе в его идеальном проявлении, то через него выражается воля Божия (если как минимум говорить о законе Моисеевом, который был дан непосредственно Богом).
Проблема в том, говорит апостол Павел, что закон добр и духовен, но я продан под грех, я плотской, греховный, поэтому при столкновении с законом и возникает проблема. И далее объясняет, в чем состоит эта проблема, в чем смысл этой шизофрении, раздвоенности, «раздрая» человеческой жизни:
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Наверное, все мы, дорогие братья и сестры, испытывали это, когда по знаменитой поговорке действительно хотели как лучше, а получалось как всегда. Все мы по большому счету хотим добра: хотим счастья, веселья, любви, хотим жить и пребывать. Ведь нет ни одного человека, который бы, находясь в здравом уме, осознанно сказал, что хочет творить зло, приносить другим людям несчастье. Нет, всякий человек стремится к счастью, но по-своему, и вот этот путь к его достижению может в конце концов порождать грех: это неправильно понимаемое счастье и неправильно понимаемый путь к нему. Об этом здесь и говорится, вроде бы я и хочу благого, а не получается: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. То есть подчас получается, что грех вводит нас в такую ловушку, что мы делаем то, что нужно греху, а не то, что нужно нам. Здесь грех выступает даже как некое персонифицированное существо, имеющее собственную волю. Конечно, это метафора, но для апостола Павла грех – это действительно чрезвычайно сильный аспект человеческой жизни, который постоянно тянет человека в сторону того, чтобы не исполнять волю Божию.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, то есть я понимаю, что то, чего бы я хотел на самом деле, – благо и является волей Божией, но делаю то, чего не хочу, и скорблю, соглашаясь тем самым, что воля Божия благая и добрая.
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. То есть грех чуть ли не живое существо, которое живет во мне как некто инородный (бес, как бы мы сказали), паразитирует и делает то, чего мы не хотим.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Апостол говорит, что внутренний человек как раз хочет добра, блага, понимая, что закон Божий и воля Божия принесут мне благо. Но тем не менее живущий во мне грех заставляет меня вести себя иначе.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. То есть хочу сделать доброе, а все равно получается злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Вот кульминация – апостол Павел говорит, что это действительно «раздрай»: хочешь одного, а делаешь другое, и действительно закон не помогает, не спасает, закон провоцирует грех, обличает его, наказывает за грех. Потом все начинается заново: получил наказание, хочу исправиться и все равно делаю плохо. Постоянно нахожусь в этом замкнутом круге: грех – закон, грех – закон, хочу одно – получается другое. Бедный я человек! кто меня от этого избавит?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Этот стих можно прочитать немного иначе: не благодарю Бога моего, а как ответ на вопрос апостола Павла: Благодать Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. То есть:
– Кто избавит человека от этой ситуации?
– Благодать Бога – благой дар Бога через Иисуса Христа Бога нашего.
Только соединение и жизнь с Иисусом Христом, принятие благодати Божьей, которая дарована нам через Иисуса Христа, только это совершенно иное состояние может вывести нас из абсолютно трагической ситуации шизофрении. Об этом мы с вами продолжим читать в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!