дельфинирует катер что делать
Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.
Что такое дельфинирование?
Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:
У этого явления серьёзные минусы:
В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.
Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.
Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:
Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.
Как избавиться от дельфинирования?
Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:
Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:
Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?
Имя: Ильдар
Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.
Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?
Имя: Владимир
Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.
Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?
Имя: Рамиль
Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.
Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?
Имя: Иван
Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.
Дельфинирование
Рулевой 1-го класса
Я это дело прокачивал особо и очень долго на моделях, это единственный способ, и то, если знаешь что к чему.
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
На моделях это конечно трудно воспроизводимо, если только они не достаточно масштабные.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
Прикрепленные файлы
Рулевой 1-го класса
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
Рулевой 1-го класса
А чё они спрашивают какой-то «User Name», «Password»? Как на КПП в действующей армии! Где демократия?
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
Тут проблема не в степени исследованности явления неустойчивости движения. Есть труды ЦАГИ, с формулами, границами применимости, выводами, соотношениями. Но всё это плохо работает на практике. На нашем малом судне подсадка еще одного пассажира либо подвеска следующего в модельном ряду мотора портит всю расчётную малину. Остается только выяснять причину проблемы и стараться ослабить ее последствия. Вот в статейке Кодеги хорошо показаны именно причины, а способы борьбы с последствиями судовладелец найдет свои.
Я понимаю, за что бьётся Михаил Gepard629, он проектант, и стремится всемерно линеаризировать задачу. В некоторых границах это возможно. Многое в теории поектирования судов выглядит совершенно нефизично, зато работает на практике. Идём этим путём?
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Дельфинирует катер что делать
15 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: StyleArt
Создана 4 часа назад
Автор: Илья В
Создана Вчера в 13:27
Автор: Priest
Создана 11 Января 2007
Автор: ДН
Создана 1 Июня 2009
Автор: zloypapa
Создана 7 часов назад
Автор: Виктор_DV
Создана 26 Декабря 2020
Автор: Савва
Создана 8 Января 2007
Автор: Савва
Создана 23 Декабря 2006
Автор: Влад2
Создана 30 Марта
Автор: Александр-Рыбак
Создана 12 Октября
«Дельфинирование» кто и как устранил.
Адмирал
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Telenkov
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Если посмотреть внимательно на данные скорости которые я давал, то однозначно можно увидеть что среди них скорость на которой «дельфин» неизбежен. Как по твоему я хожу с дельфином? Прыгаю как лягушонок по воде?
Конечно же нет.
Всё просто до безобразия.
Разогнал лодку до 45- это начало дельфина на моем комплекте.
То есть баланс, той самой 1/3 кормовой части корпуса- с носовой частью.
К тому же и своеобразный индикатор того, что лодка встала на минимальную площадь глиссирования.
И в путь дорогу, с минимальным расходом.
Моторчик не напрягается. Заслонки в карбах открыты на 1/3.
А если надо побыстрей, то ни каких проблем нет- поджал моторчик тримом и топчи на здоровье.
То есть сменил угол атаки винта и вся любовь.
В итоге имеем следующее.
40-45 литров на 100 км. со скоростью 55-60 как и положено для 2Т мотора мощностью 60 л.с. для такого комплекта.
20-23 литра на 100 км. со скоростью 45-48 как и положено для корпуса который идет на «пятке».
Я выбрал второе. К тому же загрузил корму по полной, что бы сдвинуть баланс как можно дальше к транцу, тем самым ещё уменьшил смоченную поверхность днища. (ту самую кормовую 1/3)
Telenkov
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Транцевые плиты при любом раскладе, на скорости близкой к дельфину, создают дополнительную подъемную силу.
То есть поднимают корму из воды. Будем условно считать что глиссирующая площадь днища, на большинстве скоростных режимов с плитами, одинаковая и больше чем 1/3 днища. Это первый их минус.
Корпус без транцевых плит с тем же весом на корме, имеет меньшую площадь глиссирования.
То есть нужна большая скорость, что бы возникла та же самая подъемная сила, что и с плитами.
Далее с набором скорости площадь глиссирования уменьшается. Возникает баланс кормы и носа.
Начинает качать, то есть начинается дельфин.
Меняем совсем не значительно угол атаки винта. Нос не прижался к воде. Стало быть площадь глиссирования осталась та же. Но качать перестало. Почему? Правильно- вектор тяги винта удерживает корпус в состоянии баланса кормы с носом.
При этом потери от небольшого угла винта, относительно потока, настолько не значительны, что транцевые плиты с их сопротивлением- и как правило в большинстве случаев с постоянным углом- просто рядом не стояли.
Набираем ещё скорость. Подъемная сила ещё больше выталкивает корму из воды и лодка постепенно начинает уже сама ложиться всей площадью днища на воду.
Далее идет уже огромнейшее сопротивление корпуса. То есть сильнейшая нагрузка на мотор.
От чего он и начинает «кушать» как «рота солдат».
Так где тут проблема с «дельфином»?
Которую бы надо было решать.
Я точно так же как и ты хожу на любой скорости и с любой загрузкой.
Поэтому повторю ещё раз- у меня нет и не было проблем с «дельфином».
А по скольку их нет, то и решать нечего.
Всё что требовалось решить по этому комплекту- это режим экономичного плавания.
И эту задачу решило за меня КБ которое разработало Прогресс. Мне лишь оставалось найти данные испытаний корпуса. Посмотреть графики зависимости сопротивления корпуса от скорости и так далее.
П.С. Все данные когда то публиковались в журналах КиЯ. Какие номера и года сейчас не вспомню.
Кто захочет тот найдет.
Дельфинирование
В этой статье описаны такие темы:
Управление глиссирующим катером имеет ряд своих нюансов. Многое зависит не только от мастерства капитана и технических параметров. Огромное значение имеют и законы физики. Во время движение катера на него действует ряд сил: сила притяжения, сила трения, сила сопротивления и многие другие.
В идеальном случае они помогают обеспечить устойчивое движение, стабильную скорость и легкое глиссирование. Однако иногда возникает такая проблема, как нарушение устойчивости движений катера. В такой ситуации судно может совершать рывки — колебания судна вверх и вниз. Уровень погружения катера постоянно меняется, и говорить о стабильном глиссировании в такой ситуации невозможно.
Почему это происходит?
Это явление называется дельфинированием или продольной неустойчивостью. При дельфинировании вы не можете развить максимальную скорость движения катера или включить двигатель на полную мощность. Заметно возрастает сопротивление воды, что способствует снижению общей можности плавательного средства.
Еще один минус дельфинирования — значительное ухудшение маневрирования. Катер может буксовать на поворотах, сложно входить в виражи. Да и в целом управлением катером становится затрудненным. Дельфинирование — крайне нежелательный процесс для глиссирующего катера. Благодаря повышенной нагрузке на двигатели, судно быстрее изнашивается.
Если вы хотите купить катер в Украине, но опасаетесь проблем с дельфинированием — обращайтесь в магазин VIPKATER. Мы поможем подобрать судно с хорошим балансом и удачной проектировкой.
Как избежать дельфинирования?
Чаще всего этотпроцесс возникает из-за несоответствия положения общего центра тяжести судна точке подъемной гидродинамической силе по продольной части днища судна. Так как длина контактирующей с водой поверхности днища меняется во время движения и зависит от скорости, соответствие может нарушаться в процессе набора скорости.
В результате возникает давление на днище корпуса судна. Под влиянием этого процесса и гидродинамических сил, корпус катера может резко опуститься на воду на всю площадь днища. Избежать этого поможет хорошая балансировка качества, а также разумное применение реданов и транцевых плит.
Еще одна причина возникновения дельфинирования — слишком мощный мотор для легкого судна. Урегулировать балансировку катера в этом случае можно при помощи утяжеления катера.