дельфинотерапия что это такое
Почему не надо плавать с дельфинами
В России, как и во многих других странах мира, например, в США и Мексике, популярен нетрадиционный метод лечения — дельфинотерапия. Во время таких занятий люди играют с дельфинами в бассейне или с их помощью выполняют специальные упражнения. Многочисленные дельфинарии предлагают дельфинотерапию в качестве альтернативного метода реабилитации для детей с ДЦП и аутизмом и другими расстройствами.
С момента появления эта методика вызывает много споров в научном сообществе. Рассказываем об эффективности дельфинотерапии и о вреде, который она может причинить как людям, так и самим морским млекопитающим.
Сомнительная эффективность
«Дельфинотерапия — это прежде всего история о деньгах, обмане и рабстве, но никак не о заботе, лечении и здоровье», — указывает директор Научно-экологического Центра спасения дельфинов «Дельфа» Татьяна Белей.
Минздрав России не признаёт дельфинотерапию методом терапии с доказанной эффективностью и гарантированной безопасностью. Официально дельфинотерапия в России не считается медицинской услугой и не включена в стандарты оказания медпомощи.
Дельфинотерапия
Тем не менее у этого метода «реабилитации» есть множество сторонников по всему миру, в том числе и в России, а люди, которые сопровождают детей во время плавания с дельфинами и разрабатывают для этого специальные методики, называются дельфинотерапевтами. Некоторые из них проводят исследования и публикуют свои научные труды, которые якобы должны доказать её эффективность.
«Одним из основоположников дельфинотерапии стала доктор наук, антрополог Бетси Смит, которая с помощью дельфинов пробовала лечить своего брата с ментальными нарушениями. Очень показательно, что спустя годы сама Смит пришла к выводу, что программы дельфинотерапии неэффективны и в их основе лежит эксплуатация уязвимых людей и уязвимых животных», — рассказывает Татьяна Белей.
На популяризацию дельфинотерапии также повлияли работы клинического психолога Дэвида Натансона из центра Dolphin Human Therapy в США. Он выпустил первое исследование в 1980 году, и оно породило множество работ-подражаний, которые вышли позже в дельфинариях по всему миру. В своих исследованиях Натансон описывал прогресс, который произошёл с восемью мальчиками. Дети страдали задержкой психоречевого развития в результате органического поражения головного мозга и олигофрении. У всех пациентов якобы значительно улучшилась речь.
В то же время другие учёные не признают эти работы как авторитетные и указывают на необоснованность выводов их авторов. Нейробиолог Лори Марино и клинический психолог Скотт Лилиенфельд из Университета Эмори в США в своём аналитическом обзоре указывают: нельзя утверждать, что положительный эффект терапии вызван именно общением с дельфинами. Для такого вывода необходимо исключить эффект новизны и эффект плацебо, а исследования о пользе дельфинотерапии не плацебо-контролируемые. При этом на время таких исследований не отменяют стандартную, медицинскую терапию и приём назначенных врачом медикаментов.
Дельфинотерапия
Психологи считают, что на человека хорошо влияет любой новый опыт, который вызывает сильные положительные эмоции — тот самый эффект новизны. По крайней мере, на короткий срок это повышает настроение пациента и облегчает контакт с ним. Однако это не делает дельфинотерапию и другие подобные методы реабилитацией или лечением.
Нейропсихолог-исследователь и публицист, старший преподаватель кафедры клинической психологии БашГУ Руслан Сайфуллин считает, что дельфинотерапия не может пойти на пользу человеку: «Это не медицинская процедура. Нет никаких клинических рекомендаций и официальных показаний в стандартах оказания медицинской помощи. Нет никаких доказательств, что общение детей с дельфинами оказывает положительный эффект для развития в познавательной, коммуникативной, психомоторной сферах. Лечение — это только официальная медицина и виды таких услуг указаны в стандартах медицинской помощи. И там вы не найдёте информацию о пользе дельфинов. Трудно представить себе разумное обоснование метода, который в лучшем случае заставляет ребёнка чувствовать себя хорошо в краткосрочной перспективе, но может причинить вред его здоровью».
Вред для людей и животных
Занятия в воде с дельфинами таят в себе множество опасностей. Даже Дэвид Натансон, автор работ о пользе дельфинотерапии, не рекомендует её детям с эпилепсий. По его мнению, такая «реабилитация», как психостимулирующий фактор, может усиливать судорожную готовность и провоцировать приступы. При этом далеко не во всех дельфинариях у клиентов требуют данные электроэнцефалографии.
Дельфинарий — это не медицинское учреждение, а значит, там нет квалифицированных медиков, оборудования, там не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, указывает общественный инспектор по охране окружающей среды Софья Беляева, которая активно борется с использованием морских животных в зрелищных и медицинских целях. «Так называемые дельфинотерапевты вряд ли имеют профессиональные навыки помощи ребёнку. Кроме того, не берётся в расчёт, что часто улучшение у детей с психоневрологическими заболеваниями может происходить на фоне роста, формирования, созревания детского организма и связывать этот факт с дельфинотерапией никак нельзя», — рассказывает она.
Минздрав России в своём ответе Беляевой замечает: занятия детей в бассейне должны проводиться только по санитарно-гигиеническим нормам, что противоречит требованиям к содержанию дельфинов в дельфинариях. Глубина бассейна для детей должна быть менее 1,8 метра, а глубина бассейна для китообразных — более четырёх метров.
Афалины в дельфинарии
Доцент кафедры микробиологии Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина Татьяна Денисенко указывает, что сама вода в дельфинариях, в которой предлагается плавать детям вместе с животными, не соответствует нормам — в ней размножается особая микрофлора, комфортная для дельфинов. Поэтому и продезинфицировать такую воду нельзя, а для людей она опасна.
«Плавание с дельфинами может быть и травмоопасным для человека. Условия, в которых содержатся животные, могут вызывать у них развитие депрессии. В результате дельфины могут начать вести себя агрессивно, кусать. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что существуют общие для людей и животных заболевания, и контакты между ними могут способствовать заражению такими инфекциями», — считает Денисенко.
Также важно то, как вообще дельфины оказываются в дельфинариях. «Дельфина насильно делают “терапевтом”. Он должен пройти семь кругов ада. Начиная с отлова и разлуки с мамой навсегда, а для дельфинов это такое же горе, как и для человека, тяжёлой транспортировки, передержки и раскорма — приучения к питанию мертвой рыбой из рук человека. Потом начинается адаптация и дрессировка: дельфин выполняет трюки и плавает с людьми не потому, что он это любит делать, а из-за чувства голода», — рассказывает Татьяна Белей.
Афалины в Чёрном море
По мнению Софьи Беляевой, афалинам — дельфинам, которых используют при дельфинотерапии в России — могут давать специальные седативные медикаменты: «Это отчётливо можно увидеть на видео, снятых во время дельфинотерапии — животные выглядят заторможенными».
Закон и коммерция
Кратковременный положительный эффект дельфинотерапии даёт её практикам возможность говорить о мнимой эффективности занятий и легко и стабильно получать деньги от родителей, которые пойдут на всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, считает Софья Беляева.
В большинстве дельфинариев купить сеансы дельфинотерапии можно только курсами, а их стоимость в России начинается от четырёх тысяч рублей за занятие. Дельфинотерапевты призывают покупать от десяти сеансов сразу, якобы, чтобы добиться выраженного эффекта и закрепить его. Общее время сеанса — около часа, включает в себя подготовку к занятию, подбор гидрокостюма, принятие душа, инструктаж по технике безопасности и само плавание в бассейне.
Дельфинотерапия
«Дельфинотерапия — полностью коммерческий проект. Ни в одном из дельфинариев, где её проводят, нет медицинского специалиста, который бы разрабатывал с ребёнком специальную программу. Это “развод” для родителей, которые верят в чудо. Ребёнка может спасти только комплексная терапия с настоящими медицинскими специалистами», — считает Татьяна Денисенко.
Кроме того, люди, предоставляя услуги дельфинотерапии в России, нарушают закон, а именно порядок последующего использования водных ресурсов. По закону содержание черноморских афалин может осуществляться только для сохранения и воспроизводства вида, так как они занесены в Красную книгу России.
Дельфинотерапия продолжает существовать в этой «серой зоне», а китообразных продолжают вылавливать в России для дельфинариев под предлогом культурно-просветительских целей.
Из-за того, что в России нет запрета на вылов китообразных, в 2018 году в «китовой тюрьме» оказались 11 косаток и 90 белух. Российский Greenpeace вместе с другими общественными организациями и учёными добились освобождения животных, но ловить их всё ещё не запрещено. Поэтому мы создали петицию в поддержку законопроекта, который защитит водных млекопитающих.
Ваши пожертвования помогут нам продолжать работу, сотрудничать со специалистами, указывать на преступления и несправедливость и добиваться запрета на вылов морских млекопитающих.
Алалия у детей — симптомы, методы коррекции и лечения
Алалия у детей – это системное заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями функции речи, недостаточной степенью ее развития или полным отсутствием. При этом слух у больного не нарушен, снижение интеллектуального уровня изначально не наблюдается и может иметь вторичный характер.
Алалия должна быть дифференцирована от афазии. При афазии ребенок утрачивает речевую функцию, но ранее речь присутствовала. При алалии экспрессивная или импрессивная речь отсутствует или значительно ограничена изначально. Такое нарушение выявляется примерно у каждого сотого ребенка до 6-7 лет, у старших детей диагностируется крайне редко. Причем патология у мальчиков выявляется в два раза чаще, чем у девочек.
Алалия у детей – классификация заболевания:
Алалия у детей диагностируется с привлечением широкого круга специалистов. Это, в частности, невролог, отоларинголог, логопед и психолог. Все врачи должны специализироваться на особенности детских заболеваниях. В процессе диагностики патология дифференцируется с тугоухостью, аутизмом и некоторыми другими нарушениями. Для этого применяют такие методы:
Ранняя диагностика патологии – это залог успешности лечения, точнее, коррекции заболевания. Если выявить нарушение в 3 или 4 года, врачи дают благоприятный прогноз.
Причины и симптомы алалии у детей
Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:
Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.
Алалия симптомы:
Данные статистика свидетельствуют о том, что алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.
Коррекция и лечение детей с алалией в Хабаровске
Если у ребенка диагностирована алалия лечение должно быть комплексным. То есть включать методы психолого-медико-педагогической направленности. Применяются такие способы терапии:
В центре Неокортекс применяются самые эффективные передовые методики коррекции алалии у детей. У нас есть современное оборудование, с нами сотрудничают ведущие психологи, педагоги, врачи, реабилитологи. Применяются тщательно разработанные программы лечения.
Дельфинотерапия или как дельфины лечат людей
Министерством труда и социального развития Ростовской области рассматривается возможность внедрения практики оздоровительного общения детей-инвалидов с дельфинами (дельфинотерапия). Это один из видов анималотерапии, основывающийся на взаимодействии животного и человека в лечебных целях. Общение проходит в игровой форме, дельфины внимательно относятся к своим пациентам, позволяя гладить себя и держаться за плавник во время плавания.
Общение человека с животными, улучшает его коммуникабельность, снимает стресс, нервозность. Этот вид терапии, практически приятный отдых, полезен всем, но особенно детям. К терапии привлекают только дельфинов, прошедших специальную подготовку, направленную на социализацию.
Кому полезно нетрадиционное лечение — купание с дельфинами
Купание с дельфинами применяется в медицине, как компонент терапевтического лечения детей, страдающих психологическими заболеваниями и имеющих различные нарушения в развитии. Терапия с дельфинами зарекомендовала себя исключительно положительно.
Какие болезни лечат дельфины
Плавание с дельфинами полезно и взрослым, и детям, имеющим показания и страдающие заболеваниями:
Общение в процессе купания с этими милыми животными, направлено на:
Кроме того дельфины целители положительно влияют на деток, переживших стрессовые ситуации и подвергшихся насилию. Плавание с дельфинами так же применяется, как способ релаксации для общего расслабления организма у взрослых и детей. Часто, бассейн с дельфинами выбирают специалисты, работающие со стрессовыми ситуациями (военные, пожарники, милиционеры, врачи), как место для проведения психологических тренингов.
Как лечат людей дельфины
Существует два способа общения дельфинов с больными людьми:
1. Физиологическое (ультразвуковое, релаксационное, виброакустическое и рефлексионное);
2. Психологическое (игры и общение).
Есть ли какие-то противопоказания в этом виде терапии
Казалось бы, такое безобидное дело как купание с дельфинами, никаких противопоказаний иметь не должно. Тем не менее, это не так. Запрещено находится с дельфинами людям, страдающим любыми инфекционными заболеваниями, кожными заболеваниями, пороком сердца, сердечной недостаточностью и эпилепсией.
Где пройти терапию
В дельфинарии города Ростова-на-Дону оказывается услуга для детей и взрослых по оздоровительному общению с дельфинами. В настоящее время стоимость одной услуги продолжительностью 25 минут составляет 5 тысяч рублей.
О пользе дельфинотерапии
Общение с дельфинами доказало свою эффективность при ряде психоневрологических заболеваний, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также является неспецифическим методом усиления защитных сил организма у лиц разного возраста в состоянии предболезни. Дети, прошедшие курс терапии лучше усваивают учебный материал, полностью вылечивается заикание, энурез. Постепенно восстанавливаются функции мозга, проходят нервные стрессы, наблюдается сильный релаксационный эффект. Дети приобщаются к обществу, испытывают интерес к жизни. Улучшается психическая деятельность, контактность, коммуникабельность. Нормализуется общая работа всего организма. Дети лучше спят, хорошо просыпаются.
В сочетании с медикаментозным психотерапевтическим лечением, терапия даёт хорошие результаты даже в борьбе с серьезными заболеваниями. Этот вид терапии не может заменить полноценное традиционное лечение, но в комплексе, даёт очень хорошие результаты. Плавание с дельфинами уже полюбилось многим деткам с различными заболеваниями.
Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)?
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка тем больше надежда на полное выздоровление.
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Индивидуальные особенности развития или отставание?
Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.
Какие основные причины задержки речевого и психического развития?
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
эпилепсия и другие психические заболевания;
ишемия головного мозга;
повышенное внутричерепное давление;
опухоль головного мозга;
патологии сосудов головного мозга;
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.
Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.
При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.
Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
Работа с детским психологом
Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.