день жен мироносиц что значит

Жены Мироносицы: кто они?

Третья неделя после Пасхи — праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все — перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.

Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».

Почему Мироносицы?

От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел — миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.

Мария Магдалина

Мария была родом из города Магдалы. Она — первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, — с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.

Марфа и Мария

Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.

Иоанна

Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.

Мария Клеопова

Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова — дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой — жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).

Сусанна

Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» — то есть была состоятельным человеком и помогала материально.

Мария Иаковлева

Саломия

Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).

Источник

Православный женский день, День Жен-мироносиц: 8 мая в 2022 году

день жен мироносиц что значит. Смотреть фото день жен мироносиц что значит. Смотреть картинку день жен мироносиц что значит. Картинка про день жен мироносиц что значит. Фото день жен мироносиц что значит

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале «Православие и мир».

Православный женский день. День Жен-мироносиц

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

день жен мироносиц что значит. Смотреть фото день жен мироносиц что значит. Смотреть картинку день жен мироносиц что значит. Картинка про день жен мироносиц что значит. Фото день жен мироносиц что значитЭто те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Вы прочитали статью Православный женский день. Читайте также:

Источник

День жен-мироносиц 2020: что отмечают, история и традиции, что можно и нельзя делать 3 мая

день жен мироносиц что значит. Смотреть фото день жен мироносиц что значит. Смотреть картинку день жен мироносиц что значит. Картинка про день жен мироносиц что значит. Фото день жен мироносиц что значит

Русская православная церковь чтит память жен-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи, в 2020 году праздник приходится на 3 мая. День памяти жен-мироносиц считается православным Женским днем, который верующие отмечают вместо 8 Марта.

История: кто такие жены-мироносицы

Женами-мироносицами церковь называет женщин, посвятивших жизнь Иисусу Христу. В евангельских источниках упоминается семь таких женщин, но известно, что их было гораздо больше. Чаще всего упоминается Мария Магдалина, которая до встречи с Иисусом вела распутную жизнь, но, уверовав, стала самой верной ученицей Христа и после его воскрешения наравне с апостолами проповедовала в дальних землях. Именно ей воскресший Христос явился первым.

В числе жен-мироносиц часто упоминается Мария Клеопова, мать будущего евангелиста Матфея, а также Мария и Марфа, родные сестры праведного Лазаря, которого на четвертый день после его смерти воскресил Христос.

Мироносицами их принято называть в честь того, что они принесли к Гробу Господню драгоценное масло миро, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, смазать тело Христа. Однако, когда женщины подошли к гробнице, то увидели, что она пуста, а ангел возвестил им:

«Что ищете живого среди мертвых?! Он воскрес, как и обещал!»

Пасхальное приветствие «Христос Воскрес!» принадлежит Марии Магдалине, с этими словами она обратилась к апостолам. Мария Магдалина также стоит у истоков традиции дарить на Пасху красное яйцо — символ Воскресения Христова и вечной жизни.

Благодаря своей верности и силе духа жены-мироносицы вошли в историю как пример христианской любви и человеколюбия.

день жен мироносиц что значит. Смотреть фото день жен мироносиц что значит. Смотреть картинку день жен мироносиц что значит. Картинка про день жен мироносиц что значит. Фото день жен мироносиц что значит

Бабий праздник на Руси: традиции и запреты

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это православный Женский день, который отмечается вместо 8 Марта. Жены-мироносицы особо почитались на Руси, в этот день славили женщин, как хранительниц чистоты и христианского брака. Согласно христианской традиции, в этот праздник жене следует быть особенно кроткой по отношению к мужу, а за ссоры и споры с ним или замечания в его адрес «виновнице» следует класть поклоны или отмаливать грех как-то иначе.

В то же время существовали и народные традиции отмечания этого праздника, которые предусматривали гораздо менее патриархальное отношение к женщине. На Руси праздник носил название Бабий день, когда все женщины считались именинницами.

В свой праздник женщины собирались большими компаниями, без мужчин, иногда на природе. Традиционно в этот день готовили главные весенние блюда — блины (символ солнца) и яичницу (символ возрождения и продолжения рода) из большого количества яиц. Для яичницы самая уважаемая женщина заранее собирала яйца у всех участниц пиршества. Такая яичница называлась Бабьей, во время праздничной трапезы ее делили поровну между всеми участницами. В народной традиции в этот день ни о какой покорности мужу не было и речи: всем верховодили женщины, а мужья, отцы и братья им ни в чем не перечили.

В праздник 3 мая запрещены ругань, споры, ссоры, дурные мысли, злословие и обман. В связи с ограничениями, введенными из-за пандемии, вызванной коронавирусом, публичные празднования в этот день под запретом, запрещено также посещение храмов и кладбищ.

Источник

Мироносицы

Жёны-мироно́сицы – про­слав­лен­ные Цер­ко­вью в лике святых Мария Маг­да­лина, Мария Клео­пова, Сало­мия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: ( Мф.28:1 ); ( Мк.15:40, 16:1 ); ( Лк.24:10 ); ( Ин.20:1-2, 11-18 ).

день жен мироносиц что значит. Смотреть фото день жен мироносиц что значит. Смотреть картинку день жен мироносиц что значит. Картинка про день жен мироносиц что значит. Фото день жен мироносиц что значит

Память празд­ну­ется в 3‑е вос­кре­се­нье по Пасхе. Пра­во­слав­ная Цер­ковь отме­чает этот день как празд­ник всех женщин-хри­сти­а­нок.

Миpо­но­сицы – нося­щие миpо. Это те жен­щины, котоpые в ночь Вос­кpе­се­ния Хpи­стова спе­шили ко гpобy Гос­подню с миpом в pyках, чтобы по восточ­номy обычаю воз­лить бла­го­вон­ные аpо­маты на без­ды­хан­ное Тело своего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Hо не в этy ночь Вос­кpе­се­ния Хpи­стова и не в пpеды­дy­щий день созда­лось и спло­ти­лось это содpy­же­ство женщин-миpо­но­сиц. Мы знаем со стpа­ниц свя­того Еван­ге­лия, что, когда Гос­подь Спа­си­тель обхо­дил со Своею пpо­по­ве­дью гоpода и селе­ния, вокpyг Hего всегда собиpа­лась толпа наpода. Был наpод, котоpый под­хо­дил, слyшал и pас­хо­дился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpан­ных апо­сто­лов Хpи­сто­вых, Гос­пода Спа­си­теля всегда сопpо­вож­дала гpyппа женщин. Сна­чала их было немного, в даль­ней­шем число их pосло. Они сопpо­вож­дали своего Боже­ствен­ного Учи­теля не только с тем, чтобы поy­чаться сло­вами, исхо­дя­щими из yст Хpи­сто­вых, но и с тем, чтобы, в силy все возpаста­ю­щей любви к Hемy, слy­жить Гос­подy всем, чем они только могли. Они забо­ти­лись о ноч­леге Гос­пода Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой еван­ге­лист, слy­жили Гос­подy «име­нием своим» ( Лк.8:3 ), своим имy­ще­ством. Для дела заботы о Спа­си­теле они пpи­но­сили то, что имели в своих домах.

Hе все имена этих жен-миpо­но­сиц нам известны. Еван­ге­ли­сты и Свя­щен­ное Пpе­да­ние сохpа­нили нам pяд имен: Маpия Маг­да­лина, Маpия – мать Иакова мень­шего и Иосии, Сало­мия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были жен­щины бога­тые и знат­ные: Иоанна была женой Хyзы, домо­пpа­ви­теля цаpя Иpода; пpо­стые и незнат­ные: Сало­мия, мать сынов Зеве­де­е­вых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpо­но­сиц были жен­щины оди­но­кие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвле­чены словом пpо­по­веди Гос­пода Спа­си­теля, остав­ляли свои семьи, свои дома, сопyт­ствyя Гос­подy вместе с дpy­гими жен­щи­нами в забо­тах о Hем.

«И не столь yди­ви­тельно, – говоpит свя­ти­тель Иоанн Зла­тоyст, pаз­мыш­ляя о подвиге жен-миpо­но­сиц, – что они пpи­вя­за­лись своим сеpд­цем ко Гос­подy Спа­си­телю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpе­ния и yни­чи­же­ния пpо­стy­пала Боже­ствен­ная слава в Его чyде­сах, когда pаз­да­ва­лась еще неслы­хан­ная на земле пpо­по­ведь. Hо для нашей мысли изy­ми­тельно видеть их не поко­ле­бав­шихся в своей любви ко Гос­подy, когда Он, истеp­зан­ный, опле­ван­ный, был пpедан на смеpть».

Жены-миpо­но­сицы стояли y под­но­жия кpеста Хpи­стова, пpо­ли­вая слезы состpа­да­ния и yтешая, как могли, пла­чy­щyю Бого­ма­теpь. И даже в послед­ние минyты земной жизни Хpи­сто­вой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Бого­слов отошли от кpеста, святые жен­щины не отстy­пили от Рас­пя­того Спа­си­теля. Вместе с Hико­ди­мом и Иоси­фом, тай­ными уче­ни­ками Хри­сто­выми, они yчаст­во­вали в погpе­бе­нии своего yчи­теля. И они видели, как это погре­бе­ние, совеp­шав­ше­еся поспешно ввидy пpи­б­ли­же­ния пpазд­ника евpей­ской пасхи, не было завеp­шено воз­ли­я­нием аpо­ма­тов на без­ды­хан­ное Тело доpо­гого yсоп­шего.

Они пpо­во­дили пpе­бла­го­сло­вен­нyю Сyб­ботy в тpе­воге о том, yспеют ли они в сyб­ботy вечеpом, по окон­ча­нии пpазд­ника, пpи­обpе­сти миpо и дpyгие аpо­маты и завеp­шить неза­кон­чен­ное: воз­лить аpо­маты на Тело Гос­пода Иисyса Хpиста.

Все вы знаете, мои доро­гие, – и об этом вспо­ми­наем мы в дни святой Пасхи, – что Гос­подь Спа­си­тель в нагpадy за этy пpе­дан­нyю, само­от­веp­жен­нyю любовь жен-миpо­но­сиц пеpвым явился им по Вос­кpе­се­нии Своем и, явив­шись, сказал им: «Радyй­тесь!» ( Мф.28:9 ). Этими сло­вами Он воз­ве­стил им о том, что ожи­дало их не только в осталь­ные дни их земной жизни – о pадо­сти жить со своим Гос­по­дом в сеpдце, но и о той вечной pадо­сти, какая их ждет по окон­ча­нии зем­ного пyти.

Этих жен-миpо­но­сиц за их подвиг любви наша Цер­ковь почи­тает свя­тыми, и, как святым, пpи­но­сим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молит­вами за нас пpед Пpе­сто­лом Божиим помо­гали нам, гpеш­ным, совеp­шать свой пyть к веч­номy спа­се­нию и воодy­шев­ляли нас к такомy же подвигy.

Святые жены-миpо­но­сицы своим пpи­меpом говоpят нам о том, какой должна быть любовь ко Гос­подy. Истин­ная любовь – не кpат­ко­вpе­мен­ный поpыв нашего сеpдца. Она посто­янна, кpепка и нико­гда не yма­ля­ется. Она неиз­менна и в pадо­сти, и в бла­го­полy­чии, в сча­стье, и оди­на­ко­вым огнем горит в сеpдце каж­дого истин­ного хpи­сти­а­нина в минyты скоpби, в дни испы­та­ний, в годины болез­ней. Мы не должны быть подоб­ными тем, о ком сказал Спа­си­тель в Своей пpитче: «Они вре­ме­нем веpyют, а во время иску­ше­ния отпа­дают» (сp.: Лк.8:13 ).

Оди­на­ково пла­ме­не­ю­щей была любовь y пpо­слав­ля­е­мых нами жен-миpо­но­сиц и тогда, когда Гос­подь совеp­шал чyдеса и народ славил Его и как Вели­кого Чyдо­твоpца, и когда, уни­жен­ный и изби­тый, Гос­подь yмиpал на кресте под злоб­ные крики воинов и толпы, и когда без­ды­хан­ное Тело лежало во гpобе.

Святые жены-миpо­но­сицы во имя любви ко Гос­подy пpи­несли в жеpтвy все те стpахи и опас­но­сти, какие сопyт­ство­вали им под покpо­вом ночи, когда они тоpо­пи­лись к доpо­гомy гpобy yсоп­шего Спа­си­теля. Любовь не бывает без жеpтв. Истин­ная любовь – всегда любовь жеpтвен­ная. Разве мы этого не видим даже в нашей обыч­ной жизни? Мать, про­водя долгие бес­сон­ные ночи y постели боль­ного дитяти, pазве не жеpтвyет своим отды­хом и своим здоpо­вьем во имя любви к своемy pебенкy?

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Мысли на каждый день года

Неуто­ми­мые жены! Сна не давали очам и веждам дре­ма­ния, пока не обрели Воз­люб­лен­ного! А мужи будто упи­ра­ются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и оста­ются в недо­уме­нии что бы это зна­чило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рас­суж­да­ю­щая, боя­ща­яся ошибки по при­чине высо­кой цены любви и пред­мета ее. Когда и они уви­дели и ося­зали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а серд­цем испо­ве­дал: «Гос­подь мой и Бог мой», и уже ничто не могло раз­лу­чить их с Гос­по­дом.

Миро­но­сицы и апо­столы – образ двух сторон нашей жизни: чув­ства и рас­суж­де­ния. Без чув­ства жизнь не жизнь; без рас­суж­де­ния – жизнь слепа, много истра­чи­ва­ется, а мало плода здра­вого дает. Надо соче­тать то и другое. Чув­ство пусть идет вперед и воз­буж­дает; рас­суж­де­ние же пусть опре­де­ляет время, место, способ, вообще быто­вой строй того, что делать наме­кает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на прак­тике – рас­суж­де­ние. Когда же чув­ства станут обу­чен­ными в рас­суж­де­нии добра и зла, тогда, может быть, можно будет поло­житься и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начи­нает тогда воз­ни­кать только добро, разумно вла­га­ю­ще­еся в тече­ние жизни нашей.

В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

Мы празд­нуем сего­дня день святых жен-миро­но­сиц, Иосифа Ари­ма­фей­ского и Нико­дима. Они еле упо­ми­на­ются в Еван­ге­лии до Страст­ных Дней, когда Хри­стос был предан, взят, остав­лен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появ­ля­ются.

У креста апо­сто­лов не было. Иуда пове­сился. И только Иоанн стоял с Божией Мате­рью, потому что он был апо­сто­лом любви, как и Божья Матерь, была любо­вью вопло­щен­ной, выра­же­нием всей любви к Богу и всей любви Боже­ствен­ной к нам, людям.

И когда была по види­мо­сти одер­жана победа зла над Хри­стом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бес­по­во­ротно пора­жен­ный, тогда появи­лись Иосиф и Нико­дим, кото­рые ока­за­лись вер­ными Ему не только во дни Его учи­тель­ства, но во дни Его пора­же­ния. Кажу­ще­гося, но оче­вид­ного пора­же­ния, в кото­ром никто не мог сомне­ваться, и кото­рое могли побе­дить только любовь и вер­ность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Хри­стос одер­жал победу. Мы не можем упо­до­биться ни женам-миро­но­си­цам, ни Иосифу Ари­ма­фей­скому, ни Нико­диму в том смысле, что мы не можем вер­нуться даже вооб­ра­же­нием к страш­ным дням кажу­ще­гося пора­же­ния Спа­си­теля.

Он сказал нам: то, что вы совер­шили над самым малым, самым ничтож­ным чело­ве­ком, вы сде­лали для Меня. И мы все, все без исклю­че­ния бываем посто­янно пора­жен­ными. Мы устрем­лены к добру, и отпа­даем от добра; мы верим добру и изме­няем добру; мы стре­мимся изо всех сил к тому, чтобы быть достой­ными чело­ве­че­ского звания, и это нам не уда­ется.

И вот в эти моменты, а они слу­ча­ются посто­янно в нашей среде, в среде всего чело­ве­че­ства, мы должны поду­мать о женах-миро­но­си­цах, поду­мать об Иосифе Ари­ма­фей­ском, о Нико­диме, и как скала твер­дая стоять, под­дер­жи­вая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы испол­ните закон Хри­стов», – гово­рит апо­стол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил под­дер­жи­вать друг друга, если мы не будем посто­янно, вдум­чиво, щедро отно­ситься друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близ­кий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не испол­ним закона Хри­стова.

Поду­маем о себе и о каждом чело­веке, кото­рый вокруг нас нахо­дится, о самых близ­ких и о слу­чай­ных встре­чах. Поду­маем о хруп­ко­сти чело­ве­че­ской, о том, как легко поскольз­нуться и упасть. И в момент пора­же­ния оста­немся вер­ными до конца. Любя­щим серд­цем не изме­ним и из страха не отвер­немся. И тогда дей­стви­тельно, понеся друг друга тяготы, мы испол­ним закон Хри­стов. Тогда мы войдем в сонм жен-миро­но­сиц, соеди­нимся с Иоси­фом и Нико­ди­мом, и оста­немся с теми, кто в тече­ние всей жизни чело­ве­че­ства не сты­дился пора­жен­ных, не отво­ра­чи­вался от падших, был Божией любо­вью и Божиим про­мыс­лом.

В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь

про­то­и­е­рей Васи­лий Ерма­ков

Хри­стос Вос­кресе! Дви­жи­мые любо­вью к Своему Учи­телю жены-миро­но­сицы пер­выми пошли ко гробу, опе­ре­див уче­ни­ков. И что же: их жен­скому взору пред­стала пустая пещера, они уви­дели двух анге­лов, сидя­щих у гроба, кото­рые воз­ве­стили им о вос­кре­се­нии Гос­пода Спа­си­теля… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры воз­ве­ща­ется роду чело­ве­че­скому. И этот день… можно назвать вели­ким днем, днем жен-миро­но­сиц. Не тем жен­ским уни­жен­ным, запле­ван­ным, оскор­би­тель­ным Днем 8 Марта, в кото­рый мир безум­ный кричит уни­жен­ной жен­щине: «Вот твоя сво­бода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, муж­чи­нам: «Пусть они отдох­нут, пове­се­лятся». Какой цинич­ный, уни­зи­тель­ный празд­ник. Вы, как и я, люди ста­рого поко­ле­ния, и поду­майте: «А что он, этот наду­ман­ный празд­ник, дает для цели жизни, и осо­бенно для жен­ской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьян­ство пого­лов­ное, какие-то скром­ные вру­ча­ю­щи­еся подарки и какой-то льсти­вый, сла­ща­вый лозунг и слова. И идет она, совет­ская жен­щина, бедная бедо­лага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, при­би­тая горем жизни земной.

А вот наш празд­ник, празд­ник жен-миро­но­сиц, он вдох­нов­ляет, он под­дер­жи­вает, он укреп­ляет, он гово­рит: «Цель земной жизни жен­щины – про­по­ведь о Христе-Спа­си­теле» – Бла­го­ве­стие. Чтобы она, была все­цело пре­дана Богу, наша рус­ская мно­го­стра­даль­ная стра­сто­тер­пица, дочь России. Вот ее извеч­ное назна­че­ние, вот ее святой, Богом начер­тан­ный путь зем­ного бытия, вот почему ни одной жен­щине мира не дана та вели­кая все­мо­гу­щая, миру Запада непо­нят­ная, сила бла­го­дати. Почему мы, обма­ну­тые, уни­жен­ные, оскорб­лен­ные жизнью, так радостно, тер­пе­ливо, без крика, как у тех обе­зу­мев­ших демон­стран­тов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безум­ных мужей, отцов, дедов, тех, кто стре­мился раз­ру­шить пра­во­сла­вие, уни­что­жить Мать-Россию, святую Русь…

Этот вели­чай­ший подвиг миру Запада не нра­вился и ныне не нра­вится. Вот почему они и влили, льют на нас всю нечисть той страш­ной музыки, той пор­но­гра­фии, того бес­стыд­ства, в кото­ром сами они осквер­ни­лись, изма­за­лись, изво­зи­лись в этой грязи лжи и нам несут ее с Запада. Мы их видим: и лите­ра­туру, и пере­дачи. Осо­бенно-то нас с вами эта грязь нрав­ственно не тронет, а наши дети, а наши внуки, деви­чья чистая неокреп­шая душа? Она рвется к этой грязи и, не под­чи­ня­ясь слез­ному обра­ще­нию, плачу мате­рей, бабу­шек: «не ходите, не смот­рите, не ухо­дите», махнет небрежно на наши слова своим моло­дым, бегу­щим в никуда взором, и пошла…

До войны все было направ­лено на то, чтобы изни­что­жить совет­скую, тогда еще неокреп­шую жен­щину. Это – крас­ная косынка, кожа­ные куртки, сапоги, жизнь без семьи и прочее. И вот гром войны их заста­вил опом­ниться, огля­нуться и, когда они видели, даже в нашем городе, как на их руках уми­рали дети, как они гибли от бом­бежки, от голода, как беженцы в окку­па­цию, в холод, в голод тащили за руку 2–3‑летних детей… Вот – плата, страш­ная, кро­ва­вая плата молоху бесов­щины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. Потому что тот вождизм все­цело направ­лял на то, чтобы моло­дежь дово­ен­ная тан­це­вала в цер­ков­ных зда­ниях, в клубах. Это мы знаем по опыту, и вот насту­пила рас­плата.

Также и в после­во­ен­ное время: кто-то осмот­релся, кто-то огля­нулся, кто-то вер­нулся, нашел дорогу в храм Божий, ко Христу. А кто-то гово­рил: «Ну, слава Богу, война закон­чи­лась, теперь станет легче жить» – а как легче жить, не пони­мая? «Забу­дем Бога, в храм ходить не будем. Будем зара­ба­ты­вать пенсию». Этому я живой сви­де­тель, это я слышал, служа в Николь­ском соборе. И опять плата – плата времен Бреж­нева, да и теперь: нищен­ская пенсия и прочее, уни­жен­ное, раб­ское поло­же­ние бабу­шек. Что посе­яли, то и пожали.

А тот, кто шел тогда за Богом, кто не взирая на всю обо­льсти­тель­ную про­па­ганду шел ко Христу, тот ныне живет, раду­ется, тор­же­ствуя, и идет уже в свои 80 лет к веч­ному порогу жизни. Вот такова жизнь, таков путь каждой хри­сти­анки, и осо­бенно веру­ю­щей жен­щины, жен­щины-миро­но­сицы, жен­щины-бла­го­вест­ницы, жен­щины-кре­сто­но­сицы, жен­щины, стойко сто­я­щей за Пра­во­сла­вие Рос­сий­ское, не под­да­ю­щейся, не бегу­щей на запле­ван­ные ста­ди­оны, не слу­ша­ю­щей лживую про­по­ведь Запада, тех ино­стран­цев, кто на непо­нят­ном языке кричит нам, что мы Христа не знаем. Мы что не умеем молиться? Что мы забыли Христа? Что у нас за эту 1000-летнюю исто­рию не было Бога в жизни? Лезут, прутся, нагло вла­мы­ва­ются в дом нашей души пра­во­слав­ной. Это ваш дочер­ний подвиг ска­зать: «Не слу­шайте, не ходите, не лезьте, не гово­рите. Вы пожи­вите в тех усло­виях, в кото­рых мы жили. А почему вы не жела­ете нас послу­шать: про­стую, духовно-гра­мот­ную рус­скую жен­щину, пра­во­слав­ную, как я вам скажу о Христе?» Не слу­шают, бес­стыдно, мол­ча­ливо созер­цают. Про­ни­кают в наше созна­ние, в нашу Русь, в наше поло­же­ние. И никто муже­ственно не вос­клик­нет, не закри­чит голо­сом правды пра­во­сла­вия. Потому что сами не знаете родную веру. Сами не посе­ща­ете храм Божий, сами не испол­ня­ете то цер­ков­ное пред­пи­са­ние дис­ци­плины поста и молитвы. Так, что может ска­зать немой? А только кивком, согла­ша­ясь, что он и глухой, и немой, и не слышит, и не пони­мает.

И вот, если так каждая дочь Пра­во­сла­вия, дочь России будет идти за Хри­стом, твердо испо­ве­дуя свое пра­во­сла­вие, скажет своим ярким – а вы гово­рить умеете, наши рус­ские жен­щины – словом правды, вся нечисть Запада отой­дет. Вот этот бастион вашей молитвы, вашего слова правды Божией должен исхо­дить из ваших уст, из вашего сердца, из вашего ума – благо, что на сего­дня есть все усло­вия, есть все воз­мож­но­сти и поле дея­тель­но­сти. Именно за поро­гом храма защи­тить родную Святую Русь словом правды. Чтобы ощу­тили они это в сердце рус­ской жен­щины, жен­щины-хри­сти­анки. У нас время еще есть… И вот это, родные мои, надо хра­нить, надо нести, и чтобы мир Запада со своей ложью к нам не при­бли­жался, и вся ложь раз­би­ва­лась о твер­дую броню пра­во­сла­вия, веры, кре­по­сти и тер­пе­ния. Вот о чем гово­рит празд­ник, о чем мы так радостно воз­ве­щаем миру в слав­ные дни святой Пасхи, когда наши уста гово­рят: «Хри­стос вос­кресе!» – «Воис­тину Хри­стос вос­кресе»! Вот так пусть каждая наша рус­ская жен­щина воз­ве­щает вели­кую силу правды Божией.

Любовь и вер­ность

Мино­вала уже вторая сед­мица по Пасхе, и сего­дня – третья пас­халь­ная «неделя» (вос­кре­се­нье), кото­рая в пра­во­слав­ном бого­слу­жеб­ном Кален­даре оза­глав­лена как «Неделя Жен-Миро­но­сиц» (т. е. «Неделя женщин, несу­щих миро»). Здесь же пере­чис­лены имена семе­рых женщин, извест­ных нам из еван­гель­ского повест­во­ва­ния, кото­рые и при­чис­ля­ются тра­ди­ци­онно к «миро­но­си­цам».

Это – Мария Маг­да­лина, исце­лен­ная Иису­сом Хри­стом от страш­ного недуга; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Сало­мия, жена рыбака Зеве­дея и мать апо­сто­лов Иакова и Иоанна Бого­слова; Иоанна, жена Хузы, домо­пра­ви­теля царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близ­кого друга Иисуса Христа, кото­рого Он вос­кре­сил из мерт­вых неза­долго до Своего цере­мо­ни­аль­ного Входа в Иеру­са­лим; а также Сусанна, о кото­рой нам ничего не известно. Еван­ге­ли­сты упо­ми­нают и о «многих других» жен­щи­нах из Гали­леи, слу­жив­ших Иисусу и вместе с Ним при­шед­ших в Иеру­са­лим на Его послед­нюю Пасху. Но исто­рия не сохра­нила нам даже их имен.

Миро­но­сицы, эти про­стые жен­щины, не отли­чав­ши­еся ни знат­но­стью, ни обра­зо­ва­нием, часто сопро­вож­дали Иисуса Христа и Его уче­ни­ков в мис­си­о­нер­ских путе­ше­ствиях, при­ни­мали их у себя, ста­ра­ясь помочь всем тем, чем может помочь забот­ли­вая хозяйка и мать. Без сомне­ния, они еще меньше, чем апо­столы (до Дня Пяти­де­сят­ницы), пони­мали конеч­ный смысл при­ше­ствия и спа­си­тель­ных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую оче­редь, сыном их рано овдо­вев­шей подруги Марии, избрав­шим мно­го­труд­ную и небла­го­дар­ную стезю стран­ству­ю­щего учи­теля (равви). Но они пре­вос­хо­дили апо­сто­лов своей любо­вью и вер­но­стью. Вспом­ним, что буду­щие столпы Церкви, сочтя дело своего Учи­теля «про­иг­ран­ным», в страхе раз­бе­жа­лись из ноч­ного Геф­си­ман­ского сада и даже не почтили послед­них минут Его земной жизни у Гол­гофы. Из них один лишь юный апо­стол Иоанн пре­бы­вал у под­но­жия Креста, не забо­тясь опа­се­ни­ями соб­ствен­ной без­опас­но­сти. «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх. Боя­щийся несо­вер­ше­нен в любви», – напи­шет он позд­нее ( 1Ин.4:18 ).

Стоя у Лоб­ного места и глядя на страш­ные муче­ния Рас­пя­того, жены-миро­но­сицы уте­шали несчаст­ную Мать, пре­бы­вав­шую в полу­об­мо­роч­ном состо­я­нии, а затем про­во­дили скром­ную погре­баль­ную про­цес­сию до пещеры ( Мф.27:61 ). Как и все, они были вынуж­дены соблю­дать празд­нич­ный суб­бот­ний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воз­дать сыну их убитой горем подруги послед­ний долг любви – пома­зать Его истер­зан­ное тело бла­го­вон­ными и баль­за­ми­ру­ю­щими веще­ствами (миром), довер­шив тем самым дело спеш­ного погре­бе­ния нака­нуне еврей­ской Пасхи. С этими бла­го­во­ни­ями они и отпра­ви­лись в предут­рен­ней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожи­дает там вели­кая награда – пер­выми услы­шать от анге­лов о Вос­кре­се­нии Спа­си­теля и воз­ве­стить эту неимо­вер­ную радость апо­сто­лам ( Лк.24:22-23 ). Это – награда за любовь и вер­ность, выше кото­рых нет ничего на свете. Неуди­ви­тельно, что день Жен-Миро­но­сиц часто назы­вают и празд­ни­ком Жен­щины-Хри­сти­анки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *