деревня ганнибаловка почему так названа
Ганнибаловка
Название деревни во Всеволожском районе Ленобласти внушает страх. С топонимами такое иногда бывает. Ганнибаловка, находящаяся в трёх километрах от посёлка имени Морозова, тесно соседствует с уже упразднённой Мартыновкой, где не стыке веков попросту не осталось постоянно проживающего населения. Не кипит нынче жизнь и в самой Ганнибаловке, на территории которой в военные годы располагался передвижной госпиталь. Людей здесь, по официальной информации, уже не больше десятка осталось. Да и те на глаза мне не попались. В отличие от беспрестанно лающих собак, среди которых далеко не все сидят на привязи.
Если бы четыре-пять домишек возле автодороги не выглядели ухоженными и даже богатыми, то вполне можно было бы подумать, что и эта деревня, расположенная в верховьях небольшой одноимённой речушки, окончательно умерла. Причём моя бурная фантазия рисует в голове картинки сродни фильмам ужасов. Будто бы свой след в Ганнибаловке оставил всемирно известный персонаж Энтони Хопкинса.
Настоящей страшилкой можно назвать то, что по одной стороне Магистральной трассы проходит ЛЭП – прямо над жилыми домами! Там же, аккурат вблизи пешеходного перехода, – нечто вроде магазинчика. Правда, вряд ли эта безликая постройка функционирует. Через полсотни метров – крошечная электроподстанция. За что здесь хоть чуточку цепляется глаз, так это несколько разноцветных, созданных из автопокрышек фигур, маячащих перед зелёным металлическим забором крайнего в деревне дома.
По другой стороне автотрассы – журчащая Ганнибаловка, отделяющая постройки от дорожного полотна. На столбе, стоящем посреди узкой переправы, красуется таксофон. Вот, собственно говоря, и вся деревня. Если, конечно, не брать в расчёт теплицы, стайки, бани, гаражи, стройматериалы и иную мелочёвку. И всё это окружено лесом, вырубать который, к счастью, пока никто не торопится.
Степан РАТНИКОВ.
Поддержать автора можно здесь.
Деревня ганнибаловка почему так названа
Деревня Морозовского сельского поселения. Название Ганнибаловка появилось в начале XX в. Раньше здесь находилась дача Рижская (Рижская пустошь, Риска, Рыжкина), среди владельцев которой, был и Иван Абрамович Ганнибал – генерал-майор участвовал в Чесменском сражении (1770 г.). Остаток жизни И. А. Ганнибал прожил, по большей части, в своем имении Суйда. Его дача Рижская в Шлиссельбургском уезде осенью 1805 г. была продана за долги. Позднее много хозяев сменилось на землях Рижской пустоши: Чоглоков, Диц, Гедеонов, Статулевич, де Ливрон, Ренненкампф. В 1884 г. подполковник В. Д. Рончевский арендовал в Рижской пустоши земельный участок для постройки завода (позднее Шлиссельбургский пороховой завод).[1]
В Ленинградском государственном архиве хранятся похозяйственные книги дер. Ганнибаловка за 1945, 1971-1978 гг.[2]
За более подробной информацией предлагаем обратиться:
1. Всеволожская центральная городская библиотека им. Ю. Г. Слепухина. Адрес: 188644, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Александровская, д. 82, кв. 2. Тел. : (70) 252-89.
2. Морозовская общедоступная библиотека. Адрес: 188679, Ленинградская область, Всеволожский р-н, п. им. Морозова, ул. Культуры, д. 3.
[1] Бычкова, В. А. Всеволожский район в названиях : историко-топоним. справ. 130 районных имен / автор-сост. В. А. Бычкова; МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека» Всеволожская центральная городская библиотека им. Ю.Г.Слепухина. — Всеволожск: [б. и.], 2012. — С. 17, 18.
[2] Морозовский поселковый Совет народных депутатов Всеволожского района Ленинградской области [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа: http://archiveslo.ru/search/simple/70512963?sPs[0].tV=Ганнибаловка&lc=r
Впервые в письменных источниках деревня упоминается (в написании «Кондырево») в Писцовой книге Водской пятины 1500 года. В то время она входила в состав Успенского Городенского погоста Водской пятины, и являлось владением землевладельца Андрея Кирежского.[1]
В 1856 г. селение упоминается в Новоладожском уезде, 1-м стане. Принадлежит наследникам Богданова (известный дворянский род Новоладожского уезда). Число дворов: 6 чел.; душ мужского пола: 22 чел. От уездного города и стана 16 верст по проселочной дороге[2].
В ЦГИА хранится дело «О передаче имения наследников Богдановы селения Киндерево в Ведомство государственных имуществ» за 1864-1865 гг.[4]
В РГИА, в фонде Главного выкупного учреждения хранится «Дело Богдановых Д. А. и Н. А., Хониной С. А. и др. селения Киндерово за 1877 – 1879 гг».[5]
В ЦГИА хранится дело «Об увольнении псаломщика Успенской церкви села Сясьские Рядки Новоладожского уезда Стефана Щеглова и об определении на его место учителя приходской школы села Киндерево Николая Боголюбова».[7]
В 1905 г. входит в 1 земский участок, 4 стан, Песоцкую волость, Трусовское сельское общество, в дер. Киндерово проживает сельский староста[8].
Деревня принадлежала приходу Староладожского Успенского монастыря[9].
На 1914 г. в деревне действовала Киндеревская церковно-приходская школа, где учительствовала Чшебунина Мария[10].
В советский период деревня входила:
1917-4.1919 Киндеревский с/с, Песоцкая вол., Новолад у.
4.1919-1920 Киндеревский с/с, Октябрьская вол., Новолад. у.
1920-8.1927 Трусовский с/с, Октябрьская вол., Волховский у.
Согласно Всесоюзной переписи населения на 1926 г. дер. Киндерево состояла из 23 дворов с общим населением 126 чел.[11].
8.1927-11.1928 Трусовский с/с, Волховский р-н, Ленинградский округ.
11.1928-7.1930 Старо-Ладожский с/с, Волховский р-н, Ленинградский округ.
7.1930- Старо-Ладожский с/с, Волховский р-н[12].
На 1936 г. – обслуживающее почтовое отделение – в Старой Ладоге[13].
В Великую Отечественную войну деревня оккупирована не была.
На 1966 г. Киндерово по-прежнему в составе Староладожского сельсовета. Ближайшая железнодорожная станция – Волховстрой (в 17 км.)[14].
В Ленинградском областном архиве г. Выборга хранятся похозяйственные книги деревни за 1940-1966 гг.
30 декабря 1968 г., учитывая, что в дер. Киндерово население не проживает и отсутствуют жилые и хозяйственные постройки, населенный пункт был признан несуществующим[15].
[2] Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии / сост. при Губ. стат. ком. – СПб., 1856. – С. 101.
[3] Санкт-Петербургская губерния : список насел. мест по сведениям 1862 г. / Центр. стат. ком-т Мин-ва внутр. дел / под ред. И. Вильсона. – СПб., 1864. – С. 108.
[4] О передаче имения наследников Богдановы селения Киндерево в Ведомство государственных имуществ [Электронный ресурс] // Архивы Санкт-Петербурга. – Режим доступа: https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/unit/2-331882?p_p_auth=590j2jDd&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_searchquery=киндерево
[6] Материалы по статистике народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. Вып. XV. Частновладельческое хозяйство в Новоладожском уезде / изд. СПб. губерн. земства. – СПб., 1891. – С. 54-57.
[8] Памятная книжка С.-Петербургской губернии : описание губернии с адресными и справочными сведениями. – СПб., 1905. – С. 219-220.
[9] Приход Староладожского Успенского монастыря [Электронный ресурс] // Petergen.com. – Режим доступа: http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbnlstladpr.html
[10] Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1914-1915 гг. / изд. СПб. Губ. Стат. Ком-та. – СПб., 1914. – С. 191.
[11] Волховский уезд Ленинградской губернии : (предварительные итоги) / Всесоюз. перепись населения 1926 г., Изд. Волховского УИКа. – Новая Ладога, 1927. – С. 23.
[15] Староладожский сельсовет Волховского района и его исполком [Электронный ресурс] // Архивы Ленинградской области. – Режим доступа: http://archiveslo.ru/search/simple?sPs%5B0%5D.tV=киндерево&lc=ru
См. ответ на вопрос № 1140.
Номер запроса: 1478
Цель запроса: Познавательная
Населенный пункт: Алеховщина
ФИО: Ольга Вопрос:
Будьте добры, дайте, пожалуйста, какую-нибудь информацию о д.Ребовичи. Спасибо вам за работу! С праздником! Ответ:
В 15-16 вв. земли, где находился Ребовский погост (Ребовичи), входили в Обонежскую пятину, Нагорную половину, Ребовский погост в Ребовичах.[1]
По приходским сведениям Ребовский погост на 1879 г. число жителей м. п. 2., ж. п. 1.[2]
При погосте имелась Ольхово-Ребовская земская школа. Число детей 8-11 лет – 2. [5]
На 1911 г. Ребовичи (пог.) – церковная земля, Тихвинского уезда, Новгородской губернии, входит во 2 стан, 2 земельный участок. Занятых постройками дворовых мест 3 и столько же жилых строений. Число жителей 6 мужчин, 4 женщины. До уездного города и железнодорожной станции 105 в., пароходной пристани 78, волостного правления 15, квартиры станового пристава 65, земского начальника 82, школы 2. Главное занятие жителей – церковное служение. При погосте находились 2 церкви.[6]
На 1.8.1927 г. деревня вошла в Ленинградскую обл., Лодейнопольский округ, Шапшинский р-н, Ольховский с/с с центром в дер. Ольхово. 14 ноября 1927г. Шапшинский район переименован в Оятский. [7]
На 1930 г. центр Ольховского с/с – дер. Ольхово.[8] На 1933 г. – Ребовский Погост.[9]
В 1936 г. в составе Оятского р-на, Ольховского с/с центр –дер. Ребовичи.[10] Обслуживающее почтовое учреждение – Ребовичи. Ближайшая железнодорожная ст. Лодейное поле Кировской ж. д.[11]
В декабре 1955 г. Оятский район был ликвидирован. Ольховский сельский Совет вошел в состав Лодейнопольского района.[12]
На 1966 г. деревня в составе Ольховского с/с с центром дер. Чидово, ближайшая ж. д. ст. Лодейное Поле – в 90 км.[13]
В июне 1967 г. центр сельсовета перенесен в пос. Ребовичи и сельсовет переименован в Ребовический с/с.[14]
На 1990 г. пос. Ребовичи так же входил в Ребовический с/с.[15]
На 1 января 2002 г. дер. Ребовичи вошла в состав Тервенической волости Лодейнопольского р-на.[16]
На 2007 г. до центра Алеховщинского сельского поселения – 41 км., население 164 человека.[17]
За дополнительной информацией, предлагаем обратиться в Лодейнопольскую межпоселенческую центральную районную библиотеку, на сайте которой функционирует рубрика «Вопрос-ответ» http://lodpole.47lib.ru/faq
[1] Земля Невская православная: православн. храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.: крат. церк.-ист. справочник / РГИА, Ком. по сохранению и возрождению святынь Санкт-Петербурга и Ленингр. обл. – СПб.: Лики России, 2006. – С.165.
[2] Материалы по статистике Новгородской губернии, собранные статистическим отделением новгородской губернской земской управы. VIII. Списки населенных мест и сведения о селениях Новгородской губернии. Тихвинский уезд. – Новгород, 1885. – С. 60.
[4] Материалы по оценке земельных угодий Новгородской губернии Тихвинский уезд. Вып. 2. Стат.-эконом. данные о крестьянском населении уезда и частно-владельческих усадебных хозяйствах. – Новгород, 1914. – С. 20.
[5] Школьная сеть Тихвинского уезда / сост. Новгород. губ. земской управой по данным на 1 января 1908 года. – Новгород, 1908. – С. 60.
[8] Справочник по районам Ленинградской области / изд. орготд. Леноблисполкома. – Л., 1930. – С. 165.
[9] Рыкшин П.Е. Административно-территориальное устройство Ленинградской области / П.Е. Рыкшин.—Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1933. – С. 64, 342.
В Центральном государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга хранится дело за 1912 г. «о возобновлении межевых знаков признаков части дачи Молосово».[2] На тот момент эта территория входила в Бутковскую волость Лужского уезда.
Название этого населенного пункта попадает в сводки Советского Информбюро в феврале 1944 г. В сводке от 8 февраля говорится: «В течение 8 февраля южнее Сиверский наши войска с боями продвигались вперёд и заняли несколько населённых пунктов, в том числе Молосово, Петрушина Гора, Торковичи, Овиновичи, Борщево, Кашицы и железнодорожную станцию Торковичи». Наступление здесь вели части 54-й советской армии из состава Волховского фронта в рамках Новгородско-Лужской наступательной операции.[4]
За более подробной информацией рекомендуем обратиться в Лужскую межпоселенческую районную библиотеку (на сайте которой функционирует рубрика: вопрос-ответ: http://luga.47lib.ru/2)
[2] Об отводе хуторских участков крестьянам дер. Крюковичи Будковской вол. Лужского у. и о возобновлении межевых знаков признаков части дачи Молосово [Электронный ресурс] // Архивы Санкт-Петербурга. – Режим доступа: WWW.URL: https://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/unit/2-282809?p_p_auth=t4NdXgVO&_archivestore_WAR_archivestoreportlet_searchquery=молосово
Странные названия российских деревень — 7
Старая Козулька, Красноярский край
Такое трогательное название имеет поселок городского типа в Красноярском крае. Его жизнь и рождение связаны со строительством Транссибирской магистрали. Одновременное строительство путей со стороны Челябинска и Владивостока началось в мае 1891 года, тогда же начал обустраиваться и пристанционный поселок. Через три года был построен железнодорожный вокзал, служебно-технические здания, водонапорная башня. В декабре на станцию прибыл первый поезд.
Имя свое железнодорожная станция и поселок получили от деревни, стоящей от них километрах в восьми. А та, в свою очередь, получила имя то ли от обилия в окрестностях диких коз, то ли в честь основателя поселка по фамилии Козулин. Кому как больше нравится.
Деревня уступила свое имя прогрессу в лице поселения железнодорожников, а сама стала скромной Старой Козулькой. А ведь когда-то была легендой Сибирского тракта, и название это заставляло сжиматься в нехорошем предчувствии сердца путешественников. О чем есть свидетельство путешествовавшего в 1890 году по Сибири Антона Павловича Чехова: «На каждой станции мы, грязные, мокрые, сонные, замученные медленной ездой и тряской, валимся на диваны и возмущаемся: «Какая скверная, какая ужасная дорога!» А станционные писаря и старосты говорят нам:
— Это еще ничего, а вот погодите, что на Козульке будет!
За две, за три станции до страшного места начинают уж показываться предвестники. Один встречный говорит, что он четыре раза опрокинулся, другой жалуется, что у него ось сломалась, третий угрюмо молчит и на вопрос, хороша ли дорога, отвечает: «Очень хороша, черт бы ее взял!» На меня все смотрят с сожалением, как на покойника, потому что у меня собственный экипаж.
Недалеко от станции Чернореченской, вечером, возок с моими спутниками вдруг опрокидывается, и поручики и доктор, а с ними и их чемоданы, узлы, шашки и ящик со скрипкой летят в грязь».
Русская и Мордовская Бектяшки, Ульяновская область
Если о первой части названия гадать не приходится, оно дано по национальности большей части жителей, то откуда взялась эта самая Бектяшка?
По легенде, мимо села на Волге пролегал трудный участок бурлацкой тропы: приходилось тянуть тяжелые суда против течения. Вот и роптали бурлаки: «Ох, бег тяжкий наш!» Из этого возгласа и родилась Бектяшка. Такое объяснение давалось даже в путеводителях по Волге. Знали бы тогда жители села, что бурлацкая доля — далеко не самое тяжкое из того, что им предстоит.
Первые упоминания о Русской Бектяшке обнаруживаются еще в документах 1684 года. С 1767-го она уже называется селом — с церковью, водяной мельницей. Население пахало, сеяло, занималось извозом, рыболовством, бурлачеством, плавали матросами на баржах. Поскольку рядом находился старый Самарский тракт, многие содержали постоялые дворы. В общем, хорошая была жизнь.
В «чапанной войне» (от слова «чапан» — зимняя крестьянская одежда) даже по официальным данным участвовали около 150 000 жителей Сызранского, Сенгилеевского, Карсунского уездов Симбирской губернии и Ставропольского и Мелекесского уездов Самарской губернии. Немало было крови пролито и с той, и с другой стороны. Вот цифры из одного доклада Ленину: «При подавлении восстания убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме того, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблен наш отряд в 110 человек, сожжено совершенно». Все это не миновало и Русскую Бектяшку. Но утряслось, забылось, наступила мирная жизнь.
По поводу же названия села краеведы считают более обоснованной версию, что произошло оно от тюркского имени Бектяш, а вовсе не от бурлаков.
Безводовка, Ульяновская область
Каждый проезжающий мимо не может сдержать шутки: как же они, бедные, тут живут, неужели совсем без водки обходятся? Хотя очевидно, что название этого населенного пункта в Кузоватовском районе возникло вовсе не от стремления к излишней трезвости, а от отсутствия или недостатка естественных водных источников.
Жизни села подшучивание никак не мешает. Есть все необходимое: школа, клуб, библиотека и медпункт. А в 2012 году жизнь и вовсе заиграла новыми красками: село было газифицировано. Теперь на любые инсинуации сельчане смело могут дать отпор, чуть перефразировав Сергея Михалкова: «А у нас в селенье газ! А у вас?»
Холуй, Ивановская область
В Ивановской области есть государственный музей Холуйского искусства. Имеющий древнюю и почтенную историю, между прочим. Расположен он в селе Холуй. Чем же прославились лакеи и прочая прислуга, что в их честь назвали целый музей, и что такого особенного в этом холуйском искусстве?
О местных иконописцах в царском указе 1667 года говорилось так: «Поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, их работы легко отличались от прочих лаконизмом, лубочностью. Народу такое нравилось. «Народные иконы» развозили по Руси офени да коробейники.
Село стало своеобразным иконописным центром, его мастера расписывали храмы во многих городах — Спас-на-Крови в Петербурге, Успенский собор в Московском Кремле. В 1930-х годах стала славиться здешняя лаковая миниатюра. Работы художников демонстрировались на всемирных выставках Парижа и Нью-Йорка и удостаивались наград.
Все бы хорошо, только имя села подкачало. За что его так? На этот счет существует две версии. По одной из них, холуй — берег реки, к которому течением прибивает всякий мусор, сучья, деревья, в этом значении слово вроде бы еще сохранилось на Севере. По другой — так называлась плетеная из ивняка запруда, которой для ловли рыбы перегораживали речку.
Люксембург, Дагестан
Если вдруг захочется побывать в Люксембурге, совсем не обязательно выбираться в Европу. Можно податься совсем в другую сторону — в Дагестан. Там, в Бабаюртовском районе, есть село, называющееся точно так же. В конце XIX — начале XX века немецкие поселения образовывались в нынешних Бабаюртовском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском районах во множестве. В начале ХХ века здесь проживало 2296 немцев. Переселенцы из Бессарабии, Волыни, Поволжья и Приднестровья налаживали крепкие хозяйства и жили в мире с местными. Выращивали фруктовые деревья, строили школы, больницы. Так же было и в колонии Романовка — как называлось тогда село Люксембург.
Беда пришла с 1917 годом, революцией, Гражданской войной. На поселения колонистов стали совершать набеги чеченцы: грабили, поджигали дома, угоняли скот, жгли поля, убивали. Немцев практически выжили из уже обжитых мест. Тем не менее, когда кончилась Гражданская война, многие вернулись.
В 1930-е годы Романовка соответственно времени получила новое название — в честь философа и революционерки Розы Люксембург. Но имя теоретика марксизма жителей не спасло. Согласно секретному постановлению «О переселении немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР» от 22 октября 1941 все они были насильственным образом отправлены на жительство в Сибирь, а Люксембург заселили ногайцами из окрестных деревень. Сейчас в селе 337 жителей. Среди них две немецкие семьи, Найман и Трайбер, из старых переселенцев, все-таки вернувшихся домой.
Ганнибаловка, Ленинградская область
Первый населенный пункт в этом месте был отмечен на шведской карте 1704 года — селение Griska. В 1792 году деревня Риская была нанесена на карту Санкт-Петербургской губернии. В 1882 году здесь, в окрестностях дачи барона Ренненкампфа, которая называлась Рижская Пустошь, начали строить Шлиссельбургский пороховой завод. Рядом расположились пороховые погреба. На месте этих самых погребов и возникла позже деревня Ганнибаловка — в нынешнем Морозовском городском поселении Всеволожского района Ленинградской области. По свидетельствам 1926 года, на тот момент в ней обитало 18 душ: «Из них: русских — 1 хозяйство, 8 душ; поляков — 2 хозяйства, 10 душ».
Название деревни напоминает о тех временах, когда владельцем Рижской Пустоши был Иван Абрамович Ганнибал — старший из 11 детей «арапа Петра Великого», главнокомандующий Черноморским флотом, основавший город Херсон. Его внучатым племянником был Пушкин.
Предыдущие материалы этой серии смотрите по ссылкам.
Странные названия российских деревень
Почему Козулька такая страшная, чем утешаются жители Безводовки, откуда в Дагестане Люксембург и как связан пороховой завод с Пушкиным. Продолжаем рассказывать о странных российских топонимах.
Старая Козулька, Красноярский край
Такое трогательное название имеет поселок городского типа в Красноярском крае. Его жизнь и рождение связаны со строительством Транссибирской магистрали. Одновременное строительство путей со стороны Челябинска и Владивостока началось в мае 1891 года, тогда же начал обустраиваться и пристанционный поселок. Через три года был построен железнодорожный вокзал, служебно-технические здания, водонапорная башня. В декабре на станцию прибыл первый поезд.
Имя свое железнодорожная станция и поселок получили от деревни, стоящей от них километрах в восьми. А та, в свою очередь, получила имя то ли от обилия в окрестностях диких коз, то ли в честь основателя поселка по фамилии Козулин. Кому как больше нравится.
Деревня уступила свое имя прогрессу в лице поселения железнодорожников, а сама стала скромной Старой Козулькой. А ведь когда-то была легендой Сибирского тракта, и название это заставляло сжиматься в нехорошем предчувствии сердца путешественников. О чем есть свидетельство путешествовавшего в 1890 году по Сибири Антона Павловича Чехова: «На каждой станции мы, грязные, мокрые, сонные, замученные медленной ездой и тряской, валимся на диваны и возмущаемся: «Какая скверная, какая ужасная дорога!» А станционные писаря и старосты говорят нам:
— Это еще ничего, а вот погодите, что на Козульке будет!
За две, за три станции до страшного места начинают уж показываться предвестники. Один встречный говорит, что он четыре раза опрокинулся, другой жалуется, что у него ось сломалась, третий угрюмо молчит и на вопрос, хороша ли дорога, отвечает: «Очень хороша, черт бы ее взял!» На меня все смотрят с сожалением, как на покойника, потому что у меня собственный экипаж.
Недалеко от станции Чернореченской, вечером, возок с моими спутниками вдруг опрокидывается, и поручики и доктор, а с ними и их чемоданы, узлы, шашки и ящик со скрипкой летят в грязь».
Русская и Мордовская Бектяшки, Ульяновская область
Если о первой части названия гадать не приходится, оно дано по национальности большей части жителей, то откуда взялась эта самая Бектяшка?
По легенде, мимо села на Волге пролегал трудный участок бурлацкой тропы: приходилось тянуть тяжелые суда против течения. Вот и роптали бурлаки: «Ох, бег тяжкий наш!» Из этого возгласа и родилась Бектяшка. Такое объяснение давалось даже в путеводителях по Волге. Знали бы тогда жители села, что бурлацкая доля — далеко не самое тяжкое из того, что им предстоит.
Первые упоминания о Русской Бектяшке обнаруживаются еще в документах 1684 года. С 1767-го она уже называется селом — с церковью, водяной мельницей. Население пахало, сеяло, занималось извозом, рыболовством, бурлачеством, плавали матросами на баржах. Поскольку рядом находился старый Самарский тракт, многие содержали постоялые дворы. В общем, хорошая была жизнь.
В «чапанной войне» (от слова «чапан» — зимняя крестьянская одежда) даже по официальным данным участвовали около 150 000 жителей Сызранского, Сенгилеевского, Карсунского уездов Симбирской губернии и Ставропольского и Мелекесского уездов Самарской губернии. Немало было крови пролито и с той, и с другой стороны. Вот цифры из одного доклада Ленину: «При подавлении восстания убито, пока по неполным сведениям, не менее 1000 человек. Кроме того, расстреляно свыше 600 главарей и кулаков. Село Усинское, в котором восставшими сначала был истреблен наш отряд в 110 человек, сожжено совершенно». Все это не миновало и Русскую Бектяшку. Но утряслось, забылось, наступила мирная жизнь.
По поводу же названия села краеведы считают более обоснованной версию, что произошло оно от тюркского имени Бектяш, а вовсе не от бурлаков.
Безводовка, Ульяновская область
Каждый проезжающий мимо не может сдержать шутки: как же они, бедные, тут живут, неужели совсем без водки обходятся? Хотя очевидно, что название этого населенного пункта в Кузоватовском районе возникло вовсе не от стремления к излишней трезвости, а от отсутствия или недостатка естественных водных источников.
Жизни села подшучивание никак не мешает. Есть все необходимое: школа, клуб, библиотека и медпункт. А в 2012 году жизнь и вовсе заиграла новыми красками: село было газифицировано. Теперь на любые инсинуации сельчане смело могут дать отпор, чуть перефразировав Сергея Михалкова: «А у нас в селенье газ! А у вас?»
Холуй, Ивановская область
В Ивановской области есть государственный музей Холуйского искусства. Имеющий древнюю и почтенную историю, между прочим. Расположен он в селе Холуй. Чем же прославились лакеи и прочая прислуга, что в их честь назвали целый музей, и что такого особенного в этом холуйском искусстве?
О местных иконописцах в царском указе 1667 года говорилось так: «Поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, их работы легко отличались от прочих лаконизмом, лубочностью. Народу такое нравилось. «Народные иконы» развозили по Руси офени да коробейники.
Село стало своеобразным иконописным центром, его мастера расписывали храмы во многих городах — Спас-на-Крови в Петербурге, Успенский собор в Московском Кремле. В 1930-х годах стала славиться здешняя лаковая миниатюра. Работы художников демонстрировались на всемирных выставках Парижа и Нью-Йорка и удостаивались наград.
Все бы хорошо, только имя села подкачало. За что его так? На этот счет существует две версии. По одной из них, холуй — берег реки, к которому течением прибивает всякий мусор, сучья, деревья, в этом значении слово вроде бы еще сохранилось на Севере. По другой — так называлась плетеная из ивняка запруда, которой для ловли рыбы перегораживали речку.
Люксембург, Дагестан
Если вдруг захочется побывать в Люксембурге, совсем не обязательно выбираться в Европу. Можно податься совсем в другую сторону — в Дагестан. Там, в Бабаюртовском районе, есть село, называющееся точно так же. В конце XIX — начале XX века немецкие поселения образовывались в нынешних Бабаюртовском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском районах во множестве. В начале ХХ века здесь проживало 2296 немцев. Переселенцы из Бессарабии, Волыни, Поволжья и Приднестровья налаживали крепкие хозяйства и жили в мире с местными. Выращивали фруктовые деревья, строили школы, больницы. Так же было и в колонии Романовка — как называлось тогда село Люксембург.
Беда пришла с 1917 годом, революцией, Гражданской войной. На поселения колонистов стали совершать набеги чеченцы: грабили, поджигали дома, угоняли скот, жгли поля, убивали. Немцев практически выжили из уже обжитых мест. Тем не менее, когда кончилась Гражданская война, многие вернулись.
В 1930-е годы Романовка соответственно времени получила новое название — в честь философа и революционерки Розы Люксембург. Но имя теоретика марксизма жителей не спасло. Согласно секретному постановлению «О переселении немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР» от 22 октября 1941 все они были насильственным образом отправлены на жительство в Сибирь, а Люксембург заселили ногайцами из окрестных деревень. Сейчас в селе 337 жителей. Среди них две немецкие семьи, Найман и Трайбер, из старых переселенцев, все-таки вернувшихся домой.
Ганнибаловка, Ленинградская область
Первый населенный пункт в этом месте был отмечен на шведской карте 1704 года — селение Griska. В 1792 году деревня Риская была нанесена на карту Санкт-Петербургской губернии. В 1882 году здесь, в окрестностях дачи барона Ренненкампфа, которая называлась Рижская Пустошь, начали строить Шлиссельбургский пороховой завод. Рядом расположились пороховые погреба. На месте этих самых погребов и возникла позже деревня Ганнибаловка — в нынешнем Морозовском городском поселении Всеволожского района Ленинградской области. По свидетельствам 1926 года, на тот момент в ней обитало 18 душ: «Из них: русских — 1 хозяйство, 8 душ; поляков — 2 хозяйства, 10 душ».
Название деревни напоминает о тех временах, когда владельцем Рижской Пустоши был Иван Абрамович Ганнибал — старший из 11 детей «арапа Петра Великого», главнокомандующий Черноморским флотом, основавший город Херсон. Его внучатым племянником был Пушкин.
Село Париж, хутор Кура-Цеце, деревня Негодяиха — названия российских поселений не устают восхищать своим разнообразием. Откуда они берутся?
Негодяиха (Вологодская область)
Негодяи были всегда. Даже в XVII веке. Не зря же в источниках 1615 года упоминается пустошь Негодяиха. На ее месте в 1678 году появилась вполне себе приличная деревня Зелениха, но название не прижилось — Негодяиха да Негодяиха, так уж привыкли. А на рубеже XVIII–XIX веков передающееся из уст в уста название за этой деревней Харовского района закрепилось окончательно и официально. За что же ее так?
Оказывается, существовало в старые времена имя-прозвище Негодяй. Так прямо и писали в документах: холоп Негодяй Сергеев. Правда, прозвищем таким награждали людей особых: неспособных, непригодных для дела, а вовсе не, как это понимается сейчас, злодеев и подлецов. В современных архангельских говорах это слово употребляется также относительно «непригодного к военной службе человека». Но видно, вологодский Негодяй, что стоял у истоков поселения, был какой-то особенный, раз жители отказались поменять память о нем на что-нибудь более благозвучное.
Чтоб Негодяихе одной не скучно было, есть в том же Харовском районе деревня Злодеиха.
Сново-Здорово (Рязанская область)
Здесь все очень вежливые. Даже стоящая на подъезде к этому селу деревянная ветряная мельница машет гостям крыльями-лопастями: здравствуйте! Есть в селе библиотека и памятник воинам, а вот с жителями негусто: около 200 человек, большинство из которых пенсионеры. Так, в местной школе несколько лет назад на все классы было 22 ученика.
Когда-то вокруг были глухие леса и село было единственным обитаемым местом в округе. Люди плутали, выходили на просвет в деревьях и оказывались перед теми же домами. «Вот тебе и снова-здорово!» — в сердцах восклицали они.
Существует и другая версия появления названия, охотно рассказываемая местными. По ней, раньше жители занимались «отходничеством» — ходили на заработки в город. Одни идут туда, другие уже домой возвращаются. Встретились, поздоровались и разошлись. А через какое-то время опять на той же дороге встречаются: «Снова здорово!» В 60-е годы деревню хотели назвать Сухово, но название не прижилось. Еще село называют Здравка или Новоздравка. А про жителей говорят — новоздравские.
Здесь же, в Шацком районе, неподалеку какое-то время назад находилась деревня Блины Съедены. По местной легенде, сосватали как-то местного парня втемную. Невесту он увидел только на свадьбе, да и то в фате. Пришло время целоваться, глянь, а она рябая! Парень захотел обратно в холостяки, но ему сказали, что поздно — блины-то уже съедены. Так и назвали деревню.
Выдумки (Тульская область)
Существует местный географический термин «выдымка» — трясина, топь, зыбкое место. Он имеет общий корень со словом «вздыматься» — колыхаться, ходить ходуном. Со временем безударное «ы» превратилось в «у», и название приобрело такую симпатичную форму.
Выдумок немало было и в Псковской области — в Маевской и Дворицкой волостях, в Бежаницком районе. Все эти населенные пункты возникли неподалеку от болот.
Париж (Челябинская область)
Париж большой. В нем 11 улиц и около 800 домов. В основном одноэтажные, но есть и несколько хрущевских двухэтажек. Есть натуральная Эйфелева башня высотой в 45 м (ее построил сотовый оператор), парижское сельпо и Парижский сельсовет. Посмотреть на башню приезжают из соседних областей. Заезжали и французы, радовались, говорят, как дети, глядя на свиней и гусей, пасущихся у подножия Эйфелева творения.
Живут в селе Париж нагайбаки, говорят по-татарски, исповедуют православие. Их еще называют крешенами — крещеными татарами. При всем том крешены — потомственные казаки, в 1842 году по приказу Николая I с семьями на подводах пустившиеся в дальний путь через Уральский хребет — на постоянное жительство.
Новолинейные казачьи поселения, расположившиеся ровнехонько на «сторожевой линии» в 400 верст (нынешний юг Челябинской области), поначалу обозначили номерами, а затем решили в честь побед русской армии над Наполеоном назвать красивее — Кассель, Фер-Шампенуаз и пр. Участок №4 с по-военному прямыми улицами стал Парижем.
С советских времен население села уменьшилось в два раза: сейчас здесь живет около 2000 человек. Основные виды транспорта — лошадь и велосипед, хотя автомобили тоже попадаются. По-прежнему популярна частушка:
«Как в Парижу я была,
В крешена влюбилася.
три недели снилася!»
*«Иди сюда» по-татарски.
Нагайбаки, как истинные парижане, в названии своего местожительства ставят ударения на последнем слоге: «с Парижа», «в Париже» — и другого произношения не признают.
Кура-Цеце (Краснодарский край)
С названием этим, смешным для русского уха, связана довольно печальная легенда. Давным-давно сюда пришли абазины (один из древнейших народов Кавказа). Им понравилось новое место, но они боялись моря: зарождающиеся там смерчи разбивались о перевал и творили много бед. Так и случилось. Огромная туча шла по небу, зацепилась за гору, и хлынули потоки воды. Всех детей, что играли на улице, унесло. Постаревший от горя предводитель дал образовавшейся речке имена убитых ею дочери и сына — Кура и Цеце. Так же позже назвали и стоящий на ней хутор.
Поселение находится в лесах, почти на границе Горячеключевского и Апшеронского районов. До Великой Отечественной войны здесь занимались выращиванием табака. После уцелело лишь несколько домов. В 1953 году тут разместился лесоперерабатывающий участок, построили финские домики для рабочих, школу, магазин, клуб. К 1980 году поселок опустел, и только недавно жизнь снова начала возрождаться. В непогоду сюда не проедет и вездеход. Но как только дорога становятся приемлемой, к Кура-Цеце тянутся люди, прихватив с собой тару всех мастей: местный источник с теплой сероводородной водой, говорят, славится целебностью.
Хомяки (Московская область)
Хотелось бы, конечно, представить целую деревню хомяков, живущих в маленьких хомяковых домиках и весело хомячащих урожай со своих маленьких огородов. Но ничего такого нет — деревня как деревня.
Жизнь приходила и уходила. В 1852 году в деревне числилось 58 душ мужского пола и 74 женского. В 1890-м, когда крестьяне массово уходили на заработки в города, осталось всего 54 жителя. Перепись 1926 года зафиксировала прилив: аж 167 человек! В 1989 году жизнь почти совсем угасла — 20 жителей в деревне. Но близость к Москве (Одинцовский район) в сочетании с чистым воздухом и красивой природой возымели действие — деревня и окрестности стали активно застраиваться дачами и коттеджами. И у новых жителей снова возник вопрос: почему место называется Хомяки? По мнению краеведов, к зверькам название отношения не имеет, скорее восходит к прозвищу Хомяк (по Далю — лентяй, вялый, соня, лежебока). В этом значении слово употребляется у Фонвизина в «Выборе гувернера»: «Боюсь того только, чтобы он в наставники сыну нашему не дал такого же хомяка, каков сам».