детей не заводят а что делают
«Отказ от рождения детей приводит к личной трагедии»
Чайлд-фри глазами главного внештатного специалиста по репродуктивному здоровью Минздрава Олега Аполихина
Россия вымирает — бьют тревогу журналисты и демографы. Но так ли это? «Надеюсь, что это не так, по крайней мере, мне бы этого очень хотелось. Но сегодня в России умирает больше, чем рождается, — ответил главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава РФ, член-корреспондент РАН и директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А.Лопаткина Олег АПОЛИХИН. — Одна из ключевых причин — необычное репродуктивное поведение современных юношей и девушек. Следуя западной моде, кто-то из них не только откладывает рождение потомства на потом, но вообще решает жить без детей. Очень опасная тенденция. »
Приведет ли новое веяние отказа от рождения детей к депопуляции (стабильному сокращению численности населения) в нашей стране и в чем опасность для самого человека? Почему, несмотря на меры господдержки в России (материнский капитал, единовременные пособия на детей, различные соцвыплаты семьям и др.), суммарный коэффициент рождаемости не повышается? А главное — что делать?
СПРАВКА «МК»
Согласно последним данным Росстата, по итогам 2020 года естественная убыль населения России составила 688,7 тыс. человек (потери более чем в два раза выше показателя 2019 года, и достигли они рекордных значений за последние 15 лет). А число детей, родившихся в 2020 году, было минимальным за последние почти 20 лет. Всего в 1991 году население России насчитывало 148 273 746 человек, а на 1 января 2020-го осталось 146 171 015 постоянных жителей. Потери, как видим, исчисляются миллионами.
«Отказ от рождения детей приводит к личной трагедии»
— Олег Иванович, похоже, мир сошел с ума. Сегодня некоторые одинокие люди и даже семейные пары вместо детей (не ради детей!) заводят себе животных, в том числе экзотических. Они их наряжают, покупают им здоровую еду, баюкают на руках, как младенцев. И в порыве нежности называют себя «мамами» четвероногих. А кто-то даже спит с ними в одной постели. На животных сейчас работает целая индустрия питания, медицины, косметики, одежды, им посвящаются специальные телепередачи. Что происходит? И чем идеология бездетности грозит самим ее последователям и в целом нашей стране?
— Как показывает практика, отказ от рождения детей приводит к личной трагедии приверженцев этой идеи в будущем. Особенно женщин-чайлдфри: они рискуют никогда не иметь наследников, так как с возрастом вероятность реализации репродуктивной функции снижается. Они просто не смогут родить, даже если очень захотят. И для мужчин-чайлдфри это тоже не есть хорошо: с годами способность к зачатию, увы, не возрастает. Напротив. А система ценностей со временем может измениться, многие захотят иметь детей, но будет поздно.
А чем это грозит в целом для страны? С учетом уже имеющихся проблем с демографией в России отказ от рождения детей приведет к депопуляции. Это когда каждое последующее поколение будет численно меньше предыдущих, смертность превысит рождаемость (собственно, так уже происходит). И в итоге — исчезновение населения, нации.
СПРАВКА «МК»
Движение чайлдфри возникло в США еще в 1970 году на волне эмансипации. Правозащитники вбросили в общество идею: «свобода от детей» как показатель развитого общества. Для «не родителей» была создана Национальная организация. Спустя 20 лет эта идея у молодых американцев приобрела популярность. Появилась первая группа движения чайлдфри. В России это понятие и само слово «чайлдфри» появились на волне развития соцсетей. По западному образцу и в нашей стране создано общество «Свободные от детей», избравшее бездетность принципом своей жизни.
— Олег Иванович, может, это и привело к культу животных в современном мире? Хочу быть правильно понятой: я — не ретроград, не против животных. Наоборот — только «за». В моей семье кошки жили лет 16. Но были и двое детей. Сегодня же иные молодые люди, причем не какие-то там безработные, а вполне себе успешные, обеспеченные и образованные люди, выбирают свободу от детей. Есть этому объяснение?
— Сегодня во всем мире многое меняется. Очень сильно изменилась и психология людей, особенно молодых. Поколение Z (зет) или Y (игрек), как сейчас называют себя 20–30-летние, конечно, отличается от нашего поколения конца прошлого века. Другими стали модели взаимодействия между юношами и девушками, их поведение и в целом устремления, многие сосредоточены на собственном комфорте. Поэтому создание семьи, рождение детей откладывается на неопределенное время.
— Национальное агентство финансовых исследований провело опрос мужчин и женщин репродуктивного возраста и получило тревожные данные: только 42% респондентов заявили о готовности стать родителями. Среди них самой многочисленной группой были молодые люди 18–24 лет. И на детей они согласны с оговоркой: «если ежемесячный доход будет выше на 58 тыс. рублей». А 46% опрошенных и вовсе не планируют заводить детей (из них женщин больше, чем мужчин: 51% против 41%). Подвигнет ли россиян вот такая прибавка на рождение наследников?
— Не уверен. Думаю, в основе этого лежит потребительский эгоизм. Современную молодежь больше интересует мнимая свобода, преобладание желания личного комфорта. И эта тенденция только нарастает: жить как хочется, делать что хочется. Ни на кого не тратить время, силы, деньги. Ни за кого не нести ответственность. Это ведь серьезная работа — создать семью, жить в семье и для семьи. Многие молодые сегодня хотят просто кайфовать от жизни — это социальный эгоизм, или так называемый гедонизм (желание удовлетворить свои амбиции в карьере, потреблении, качестве жизни и т.д.).
«Партнерские отношения вместо семейных — это же нонсенс»
— И молодых женщин 25–35 лет, имеющих достаток, образование, строящих карьеру, к решению не рожать, сделать, например, аборт, приводят не материальные трудности, а нежелание обременять себя детьми. А одна из причин такого поведения женщин — безответственное поведение мужчин. У современных мужчин ориентир — на гражданские браки. Они размывают семейные ценности. В системе координат глобального общества и культа потребления в опалу попал сам институт брака.
И так называемая идеология чайлдфри оказалась как нельзя кстати — своего рода субкультура, привнесенная нам западной моралью, современным обществом потребления. Насколько она соответствует осознанному желанию россиян не иметь детей? Трудно сказать. Часто молодые просто откладывают рождение детей на более поздний срок, а накапливаемые заболевания репродуктивной сферы приводят к бесплодию.
— Олег Иванович, а может, причина в другом: женщинам просто некогда рожать. Сегодня их все больше в бизнесе, в политике, в армии. Они берут реванш. А мужчины стали более пассивными и даже более. женственными. Они поменялись местами?
— Да, можно сказать, что сегодня изменились и гендерные модели поведения. Если в ХIХ веке женщина шла за мужчиной, в ХХ веке — шла рядом, была соратницей в делах и семье, то в ХХI веке мужчины и женщины будто поменялись местами. Чаще правит бал слабый пол: женщины, как правило, более образованны, преуспевают в карьере, посягают на мужские профессии. И неплохо с этой ролью справляются, лихо управляют автомобилями, да и детей могут завести без присутствия мужчин.
Но. Ноша для слабого пола часто бывает непосильной и физически, и морально, и психологически. Современной женщине нередко приходится брать на себя роль кормильца семьи, нести ответственность за воспитание и образование детей. На фоне вот такой перегрузки у активисток происходят не только внешние изменения, они и в поведении становятся мужеподобными, более грубыми, нетерпимыми.
— Поэтому сейчас так много мужчин, не желающих обременять себя узами законного брака?
— Сегодня многие молодые пары вступают, как они сами говорят, в партнерские отношения. Но это же нонсенс. Лично у меня это вызывает, мягко говоря, недоумение. Какой партнер? Есть партнеры по бизнесу, теннису и т.д. Партнер в отношениях — это так: захочу приду, захочу уйду. Гуляй, отдыхай. Не надо ни за кого отвечать. А вот слово «муж» сразу подразумевает ответственность. Женщине нужна надежность, поддержка, чтобы растить детей. Для себя одного ребенка она, может, и родит, такова пассионарная женская сущность. Но как доказали демографы, второго, третьего и тем более последующих детей заказывает именно мужчина.
— Для улучшения демографии важно снижать материнскую и младенческую смертность. Сегодня есть в этом проблемы?
— В последние годы Россия вышла на исторический минимум, когда материнская смертность (с 1980 по 2016 гг.) сократилась более чем в пять раз (с 47,4 до 8,3 на 100 000 тыс. родов); младенческая (с 1990 по 2016 гг.) тоже снизилась более чем в пять раз (с 22,1 до 5,3 на 1000 родившихся живыми).
Вообще, реализация репродуктивного потенциала лишь на 10% определяется репродуктивными потерями, на 20% — репродуктивным здоровьем и на 70% — репродуктивным поведением. И такое поведение семьи во многом определяется мужчиной. Поэтому необходимо формировать парадигму «ответственного отцовства», чтобы мужчины брали на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь своей семьи.
А дальше и на уровне государства надо предпринимать усилия в области профилактики заболеваний россиян, достигших репродуктивного возраста. Статистика говорит о том, что 77,6% женщин, которые идут в роды, больны. Мы имеем уже состоявшуюся проблему, то есть «бьем по хвостам». Это заболевания, передающиеся половым путем, ожирение, гиподинамия, и, как следствие, целый ряд гинекологических, урологических и соматических заболеваний, которые опять-таки являются следствием неправильного образа жизни, откладывания рождения детей, беспорядочных половых связей как у мужчин, так и у женщин.
Сегодня возраст сексуального дебюта (в среднем) для девушек составляет 17–18 лет, для мальчиков — 16–17 лет. При этом в брак они вступают только через 10 лет. Получается, что 10 и более лет (и это только в среднем) юноши и девушки живут активной половой жизнью без цели создания семьи. Естественно, они обмениваются разными половыми инфекциями, что является препятствием для рождения детей. И часто к моменту так называемого репродуктивно направленного поведения женщина уже не в состоянии самостоятельно родить, а мужчина — зачать.
За рождаемость должны головой отвечать. губернаторы
— Олег Иванович, сегодня уже мало констатировать факт падения воспроизводства населения в стране. Надо что-то предпринимать на уровне государства, если деньги не стимулируют рождение детей. Возможно, давать квартиры молодоженам или семьям, в которых родился второй ребенок, как поступают в некоторых странах? Знаю: недавно вы представили в Правительство РФ свои предложения по выходу из демографического кризиса в нашей стране. О чем речь?
— Да, 30 марта этого года состоялось заседание совета при Правительстве РФ, где речь шла о перспективах демографического развития России. В частности, акцент сделан на проблемах с поздними родами, на ответственном родительстве, на борьбе с мужским и женским бесплодием. Также речь шла о дополнительном обследовании россиян в возрасте 18–35 лет во время диспансеризации с целью оценить состояние их репродуктивного здоровья; о профилактике девиантного поведения школьников, о комплексной подготовке пар к беременности, включая оценку здоровья вступающих в брак, и др.
Считаю: для повышения рождаемости необходимо делать ставку не столько на лечение уже больных людей, сколько на профилактику рисков репродуктивного здоровья, формирование здоровьесберегающей среды и поддержку в целом здоровья семьи.
— Вы давно вынашиваете идею ввести в России «сертификат молодоженов». Что-то уже сделано?
— В пилотном режиме они уже опробованы в Воронежской, Липецкой областях, в Оренбурге, Новгороде. Тем, кто подал заявление в загс, с помощью «сертификата молодоженов» предлагалось пройти добровольное бесплатное, а главное, анонимное индивидуальное медицинское обследование. И если у них обнаруживались какие-то проблемы со здоровьем, решить их старались до того, как они станут болезнями. Цель — помочь создать здоровую семью. Важно донести до молодых людей в популярном виде, почему возникают те или иные репродуктивные проблемы. И что зачастую главная причина — в них самих, в их образе жизни. Ранние добрачные, а главное, беспорядочные половые отношения разрушают организм и мужчин, и женщин. И, как следствие, патологический рост бесплодия.
Проблема прежде всего кроется в самом человеке, который сначала не хочет думать о продолжении рода, а после уже не может. Сегодня суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину репродуктивного возраста в России составляет примерно 1,5 рождений. А для удержания статуса-кво этот коэффициент должен составлять 2,1 (рождение более двух детей на одну фертильную женщину). Но сегодня Россия далека от этого.
Налицо — тяжелейший кризис семьи. В государстве надо взять на вооружение один простой индикатор — рост количества семей. Если число семей будет увеличиваться — появятся дети. Не будет семей — не будет и детей. А если семей не будет (это и есть главный вызов для нашей демографии), то какие бы госпрограммы мы ни придумали, обеспечить популяционный рост в стране не сможем. Демографы посчитали: если ситуацию не переломить, то через 20–30 лет наступит социальный и экономический коллапс. Некому будет содержать все возрастающее число пожилых людей в России.
Кстати, при Екатерине II работу генерал-губернаторов оценивали по показателю роста народонаселения. Увеличивается население в губернии, значит, сановник работает хорошо, — падает (по любой причине: умирают или бегут от него), значит, руководитель плох, его убирают.
Ориентир — на Ксению Собчак?
. Американцы подкинули миру идею с чайлдфри — именно от них пошла мода: жить без детей. А медийные личности подхватили теперь вот и в нашей стране. К примеру, бывшая «противница» детей (называла их «маленькими гаденышами») Ксения Собчак в итоге сама обзавелась наследником. Выходит, она и не чайлдфри вовсе, и даже не чайлдхейт (детоненавистница). Может, произносила это ради хайпа, эпатажа, с целью обратить на себя внимание. А может, по молодости и на самом деле рождение детей считала помехой своей карьере. Но со временем, как видим, она сумела преодолеть этот психологический барьер, родила сына.
В мире, конечно, она не одна такая. Да и в нашей стране не единственная. А в итоге — миллионы нерожденных детей на планете.
Детей не заводят
Бездетность, также как дети в семье — это тайна. К этому всегда нужно относиться с благодарностью, как к воле Божией. Но при этом надо иметь в виду, что очень часто причины бездетности при видимом желании иметь детей могут крыться в самой личности. И вот об этом нужно говорить, потому что это поправимые вещи. Вот один из случаев, который мне известен как пастырю. В хорошей семье, где супруги очень любят друг друга, все беременности заканчивалась выкидышами. Причем у семья очень благополучна, с хорошим достатком. Швейцарские клиники, лучшие врачи, психологи – и все бесполезно. Причина была не медицинская, а духовная и психологическая.
Дело было в том, что, как известно, духовные и психологические состояния отражаются в телесных, соматических проявлениях. Если человек нервничает, у него сердце болит или поднимается давление. И здесь точно так же. Если женщина не любит мужа, скрывая это даже от себя, не хочет детей, бессознательно боится детей, или вообще испытывает какой-либо страх, все ее женское естество сжимается так же, как сжимаются сосуды при нервных нагрузках. И если с медицинской точки зрения все нормально, а она может не зачать. Организм может «слушается» ее подсознательной команды.
В случае, о котором я рассказываю, был страх оказаться несостоятельной перед мужем. Она боялась, что не выносит, неправильно воспитает, допустит какую-то оплошность. Этот страх вызывал серьезные физиологические нарушения в ее организме, и беременность все время срывалась. Но в других случаях могут быть и другие причины.
Супружеская пара не хотела признавать, что у них есть такие проблемы. Это часто бывает. Супруги играют роль приличной, благочестивой семьи, не желая признавать, что у них серьезные личностные и духовные проблемы. Могут быть и другие причины: заболевания, наследственность, психологическая травма, тяжелый труд, экология. Причин множество. В основе всех – человеческий грех, но далеко не всегда личный или грех семьи, часто — это грех всех нас, всего человечества.
— Лечиться или не лечиться – это вопрос не духовный. Если есть болезнь, надо лечиться. Нельзя презирать врачей и медицину как таковую. Другое дело, как и зачем использовать современные технологии. Не значит ли это реализовать свою страсть к детям, желание «заполучить» детей любой ценой. Мне известен случай, когда молодая женщина, прожив три года в браке, пришла на искусственное оплодотворение. Как врач ее ни убеждала подождать, ведь три года – это так мало, она все равно прошла эту процедуру трижды. Ничего не получилось, а на пятом году супружества она зачала естественным путем и благополучно родила.
Думаю, проблема в «голове», а не в теле. У меня как у антрополога и психолога есть серьезные основания полагать, что искусственное осеменение, и вообще любое искусственное вмешательство в зачатие неизбежно отразится на детях и на супругах.
Во-первых, сама процедура ЭКО нарушает интимное пространство супругов.
Во-вторых, нельзя забывать о том, что современные методики не могут исключить множественное оплодотворение. Врачи потом производят редукцию, то есть уничтожают «лишних» детей. Это ужасная процедура. Недавно один доктор, проводящий ЭКО, сказала священнику в свое оправдание: «Я редукцией не занимаюсь! Я для этого другого доктора приглашаю». Ведь она понимает, что это зло, что это убийство и как церковь к этому относится, поэтому делает это чужими руками!
А каков процесс рождения и выхаживания детей у этих пар? Я присутствовал в отделении, где выхаживают недоношенных детей. Я крестил там четырех младенцев у супружеских пар, прошедших через ЭКО. Дети весом в четыреста граммов! А те, кто весит 800 г, считаются большими. Родителей рядом нет. Они, конечно, могут приходить, но сидеть там бесполезно. Это заводской цех. Трубки, провода, гудит что-то, дети в прозрачных кюветах накрыты пеленками, лежат там, как в норках, подключенные к приборам. Вот мое эмоциональное впечатление — это ад. Это «детский ад». Это мы его создали. Но люди, врачи и медсестры, работающие там – настоящие подвижники.
Современные исследования пренатальной психологии показывают, что дети запоминают все, даже в этом возрасте, хотя и на бессознательном уровне, в телесно-физиологической памяти. И этот период жизни не проходит бесследно: он проявляется впоследствии, иногда тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями. Супружеские пары, которые устраивают такое своим детям, берут на себя ответственность за их души. Я не могу, как пастырь и психолог, им запретить это делать, но и советовать не стану.
Нельзя хотеть детей любой ценой. Если супруги во что бы то ни стало хотят детей – это уже патология с точки зрения психолога. Это отклонение личности, это уже и грех, и страсть. Именно потому, что дети не являются смыслом брака и смыслом жизни человека. Смыслом жизни человека является он сам, его бессмертная душа. К сожалению, очень часто супруги хотят «детьми» закрыть брешь в своем супружеском существовании. Они хотят за счет рождения детей решить какую-то свою супружескую проблему. А этого никогда нельзя делать. Если супруги не любят друг друга, у них нет мира, они не могут дружить, они не умеют наладить отношения, то рождение детей ничего им не добавит, наоборот может усложнить, отдалить их друг от друга. Когда рождается ребенок, жена полностью переключается на ребенка. Муж начинает ревновать. Возникает причина для еще одного конфликта.
Вообще дети – это не способ решения семейных проблем. Очень часто женщины идут на рождение детей вне супружества вплоть до искусственного оплодотворения, потому что они хотят состояться как матери. Это ложь и обман, потому что они пытаются рождением ребенка разрешить свою внутреннюю пустоту и несостоятельность. Женщина реализуется как личность не как мать, а как жена. И только как жена может реализоваться как мать. Стать матерью, не став женой – ошибка. Этого нельзя делать. И вообще ребенок не игрушка, он рождается не для нас.
Дети – не вещь, которую «заводят», приобретают, как машину, как коттедж. Детей нельзя заводить, их можно только встретить. Рождение своего ребенка – это встреча с новой личностью, а не воспроизведение себе подобного. Когда я вижу свою новорожденную дочь или сына, я встречаюсь с новым человеком. Он похож на меня, он впоследствии говорит как я, он делает те же самые глупости и грехи. Но он другой.
Когда дети вырастают и уходят, супруги нередко впервые за 20–30 лет встречаются лицом к лицу. И тут начинается новый конфликт. Оказывается, что они потеряли любовь друг к другу, переругались, нажили себе массу всяких обид и проблем друг с другом. А ведь это – самое замечательное время супружества. Зрелое супружество должно включать в себя и нежность, и заботу, и дружбу, и аскезу, и духовную близость. Это золотая пора для супругов. Тем более что могут уже и внуки появиться. А внуки – это совсем иное. Внуки – это радость без ответственности и без страха.
Чудесное изготовление бездетной парой или даже одиноким человеком себе ребенка — помощника в старости — частый сказочный сюжет. Увы, счастливая жизнь в такой семье тоже возможна чаще в сказке — или благодаря чуду
Вопрос усыновления не решает главную проблему. Если супруги хотят усыновить ребенка просто для того, чтобы у них были дети во что бы то ни стало, – это страсть. Наша пастырская задача заключается в том, чтобы остановить таких супругов, сказать – что есть только одна причина, чтобы усыновить детей – избыток любви. Духовная, пастырская задача состоит в том, чтобы выяснить, зачем супруги берут детей. Часто говорят – вот дети в детдомах страдают, надо помочь. Всякий раз, когда говорят, что хотят спасти из детского дома детей безродных и голодающих, меня как психолога и пастыря это настораживает, потому что за этими красивыми словами чаще всего стоят человеческие страсти, среди которых главная – неудовлетворенность своей личной жизнью. Детям помогать надо, но только не так. Потому что усыновление – это вещь спорная. У каждого человека есть биологические родители. Они являются и онтологическими родителями. Их бытие основано на том, что у них есть мать и отец. И каждому человеку эти мать и отец необходимы так же, как вера в Бога, небо над головой, жизненное пространство.
Я служу в интернате, где очень много так называемых отказных детей. Я свидетельствую всем своим многолетним опытом, что все мало-мальски осознающие себя дети ищут своих настоящих родителей. Я раньше думал: зачем это нужно? Им не надо встречаться со своими родными родителями, они их не простят, будут их обвинять и прочее. Но нет. Они им нужны. Каждому человеку нужно знать, что у него есть мать и отец. Может быть, просто переписываться с ними, просто знать, как их зовут.
Одна девочка долго искала свою мать и говорила – я никогда ее не прощу за то, что она меня бросила. Сколько она проявила упорства, воли! Нашла, встретилась с ней и вернулась обратно в интернат. Теперь она спокойна. Она не хочет с ней жить, но она увидела ее и простила, она знает, что у нее есть мать, что она такой же человек, как и все.
Когда супруги усыновляют чужих детей, то они очень часто хотят заменить им природных родителей. А этого делать нельзя. Когда дети вырастают, принимая своих приемных родителей за родных, у них оказываются некие тайные личностные проблемы. Они не знают и не могут знать истоки этих проблем, которые могут определять всю их дальнейшую жизнь.
Вот когда люди берут на усыновление детей, желая только предоставить им возможности лучшие, чем в детском доме или интернате, а не заменить им родных родителей, это – здоровая ситуация. Я думаю, дело идет к тому, что государство и общество налаживает серьезное отношение к усыновлению в виде специализированных школ. Но школа должна не только учить пеленать, она должна быть психологической школой. Прежде всего, надо выяснить духовные основания – зачем люди это делают, что это за люди, понимают ли они, что такое семья, супружество, детско-родительские отношения. Надо останавливать людей, хотящих усыновить детей, чтобы у них «были дети». Но есть другие ситуации, когда усыновление оказалось делом случая. Умерли родственники, кто-то подбросил им детей – тогда, конечно, надо брать. Но это уже совсем другое, это – Божий промысел.
Для этого нужно только одно – чтобы пастыри и богословы перестали повторять традиционную, но сомнительную фразу о том, что целью семьи являются дети. Это ложная установка, взятая еще из древнего, эллинистического, дохристианского мира. К сожалению, из Евангелия наше современное осмысление супружества взяло только одну фразу о том, что «жена чадородием да спасется». Но есть много других примеров. Множество библейских пар были бездетными или долгое время не имели детей. И не Господь их осуждал, а общество, народная молва. Вот если мы, как представители русского православия, откажемся от этой идеи, то, по крайней мере, люди верующие не будут так страдать от своей бездетности. Кстати, покровители супружества в русском православии – святые Петр и Феврония — бездетная пара. И это никого не смущает. Наоборот, они пример и образ именно супружеской, хотя и бесплодной (в смысле детей) любви.
Но тогда возникает сущностный вопрос – а в чем смысл семьи? Среди многих православных людей существует мнение, что смысл семьи – в рождении детей. И допустимость, как они говорят, сексуальных отношений основана только на зачатии. С их точки зрения, бездетные пары, вообще живут в блуде, потому что они детей не рожают, а сексуальную жизнь ведут. Едва ли это христианская позиция. Такой подход может завести многие пары в тупик, к духовным страданиям. Потому что супруги, чувствующие, что их супружество неполноценно – страдают. Нужно говорить, что дети являются следствием супружеских отношений, но не смыслом. Дети не только не единственный смысл семьи – это не смысл семьи вообще. Не смысл, а плод, плод любви.
С моей точки зрения, смысл семьи – это создание малой церкви, чтобы «двое стали как одна плоть». Вот это создание вышеличного союза и есть главный смысл супружества. «Нехорошо быть человеку одному» – эти библейские слова указывают путь каждому человеку.
Но и здесь мы должны оговориться. Множество современных молодых людей не вступают в брак не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Этих молодых людей нельзя осуждать как нарушающих заповеди, современное падшее человечество таково, что не только детей родить не может, а и брак создать не может по многим причинам – духовным, психологическим, семейным. Часто люди просто бывают так воспитаны в своих семьях, что они просто не могут вступить в брак. Поэтому мы не можем никого осуждать и критиковать.
Мы можем сказать: «брак – это благодатный дар, Богом данный вышеличный союз, малая церковь, это творчество двух личностей». Однако не всем это дано. Да, разумеется, в браке раскрытие личности, ее реализация совершается в большей полноте. Возможен и монашеский, и безбрачный, и многодетный, и бездетный путь человека. Но брачный для всех предпочтительней, кроме тех избранных, что призваны к монашеству Христа ради.
Путь женской личности так же многообразен, как и всякий другой. Женщина – не домохозяйка, не фабрика по производству детей, это – личность у которой есть своя замечательная и таинственная жизнь. Главное для всякого человека – это он сам, это спасение его бессмертной и бесценной души. Это – союз души с Богом, богоподобие.
Да, женщины страдают очень тяжело, и часто это у них проявляется на соматическом уровне в виде сердечно-сосудистых и гинекологических заболеваний. Конечно, женщина, не имеющая в браке детей, будет страдать. Ей можно помочь, если она согласится признать, что смысл супружества не дети, а ее муж. И что главное – это любовь, а не зачатие.
И второе – мы должны проповедовать ипостасность нашего человеческого бытия. То есть личность человека превыше природы. Кстати этот же мотив, о личностности бытия, о значении собственной личности женщины, возникает совершенно в другой проблеме – это страдания женщины-матери, когда дети вырастают и уходят. И она оказывается покинутой, как иногда кажется матерям: «Я вас растила, а вы теперь забыли про мать?»
Надо помнить, что смысл жизни женщины не в детях. Двадцать лет, пока дети растут, так быстро проходят, и в пятьдесят лет женщина думает – а что я теперь? Профессии нет, в семье пусто, дом никому не нужен, я готовлю борщ, а его никто не ест, я стираю, а никто не замечает, никто не скажет спасибо и прочее. И вот такой женщине надо напомнить, что смысл ее бытия не в детях, а в ней самой, как в личности. Это важно говорить и женщине, у которой дети выросли и ушли, или погибли. Сколько сейчас погибает детей! А что сказать в утешение матерям, чьи дети погибают в армии в мирное время?
Мужчины в меньшей степени страдают от бездетности, потому что принято считать, что это не их задача. А на самом деле совсем наоборот. Бесплодие очень часто бывает мужское, а не женское. И причины могут быть и психологические, и физиологические, и духовные. Мужчины страдают. Но, к сожалению, мужчины реже себе в этом признаются, не обращаются ни к священнику, ни к психологу. Чаще они идут просто к врачу. У мужчин есть миф, что они могут забыться в работе. Когда мужчина в 40–50 лет достигает успеха в своем деле, он оказывается, как и женщина, у разбитого корыта, потому что его все это не удовлетворяет. И он говорит себе – а кому я передам все это? Наследника нет. Отцовство для мужчины – такая же важная вещь, как и материнство для женщины, потому что рождение ребенка – это шанс встречи с самим собой в новых условиях.
Я убежден, рождение моих детей позволило мне себя узнать с другой стороны. У бездетных нет этой возможности. Далеко не все в нашей жизни получается так, как мы хотим. Бывает так, что Господь посылает детей, когда родители их уже не ждут. Это означает, что люди ничего не хотели приобрести. Если они этого пугаются и отказываются – это страшно. А когда они этому радуются и принимают, как дар Божий – это замечательно. Они будут награждены.
Я бы сказал — хотеть детей не надо. Нельзя от детей отказываться, это грех. Надо просто их ждать. Ждать, как ждут встречи с любимым человеком. Конечно, хочется, чтобы были дети. Но хотеть надо в смысле ждать, а не в смысле добиваться.
Демографические проблемы в нашей стране – лишь следствие затяжной болезни нашего общества. Болезнь эта – распад семьи и брака. Симптомы ее – утрата способности любить, привычка жить «в свое удовольствие», «брать от жизни все». Ее истоки – потеря смысла жизни, как личной, так и родовой, семейной. Пока не устраним причину этой болезни, все экономические и административные меры будут малоэффективны.
Автор: священник и психолог Андрей Лоргус