детей не заводят а что делают

«Отказ от рождения детей приводит к личной трагедии»

Чайлд-фри глазами главного внештатного специалиста по репродуктивному здоровью Минздрава Олега Аполихина

Россия вымирает — бьют тревогу журналисты и демографы. Но так ли это? «Надеюсь, что это не так, по крайней мере, мне бы этого очень хотелось. Но сегодня в России умирает больше, чем рождается, — ответил главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава РФ, член-корреспондент РАН и директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А.Лопаткина Олег АПОЛИХИН. — Одна из ключевых причин — необычное репродуктивное поведение современных юношей и девушек. Следуя западной моде, кто-то из них не только откладывает рождение потомства на потом, но вообще решает жить без детей. Очень опасная тенденция. »

Приведет ли новое веяние отказа от рождения детей к депопуляции (стабильному сокращению численности населения) в нашей стране и в чем опасность для самого человека? Почему, несмотря на меры господдержки в России (материнский капитал, единовременные пособия на детей, различные соцвыплаты семьям и др.), суммарный коэффициент рождаемости не повышается? А главное — что делать?

детей не заводят а что делают. Смотреть фото детей не заводят а что делают. Смотреть картинку детей не заводят а что делают. Картинка про детей не заводят а что делают. Фото детей не заводят а что делают

СПРАВКА «МК»

Согласно последним данным Росстата, по итогам 2020 года естественная убыль населения России составила 688,7 тыс. человек (потери более чем в два раза выше показателя 2019 года, и достигли они рекордных значений за последние 15 лет). А число детей, родившихся в 2020 году, было минимальным за последние почти 20 лет. Всего в 1991 году население России насчитывало 148 273 746 человек, а на 1 января 2020-го осталось 146 171 015 постоянных жителей. Потери, как видим, исчисляются миллионами.

«Отказ от рождения детей приводит к личной трагедии»

— Олег Иванович, похоже, мир сошел с ума. Сегодня некоторые одинокие люди и даже семейные пары вместо детей (не ради детей!) заводят себе животных, в том числе экзотических. Они их наряжают, покупают им здоровую еду, баюкают на руках, как младенцев. И в порыве нежности называют себя «мамами» четвероногих. А кто-то даже спит с ними в одной постели. На животных сейчас работает целая индустрия питания, медицины, косметики, одежды, им посвящаются специальные телепередачи. Что происходит? И чем идеология бездетности грозит самим ее последователям и в целом нашей стране?

— Как показывает практика, отказ от рождения детей приводит к личной трагедии приверженцев этой идеи в будущем. Особенно женщин-чайлдфри: они рискуют никогда не иметь наследников, так как с возрастом вероятность реализации репродуктивной функции снижается. Они просто не смогут родить, даже если очень захотят. И для мужчин-чайлдфри это тоже не есть хорошо: с годами способность к зачатию, увы, не возрастает. Напротив. А система ценностей со временем может измениться, многие захотят иметь детей, но будет поздно.

А чем это грозит в целом для страны? С учетом уже имеющихся проблем с демографией в России отказ от рождения детей приведет к депопуляции. Это когда каждое последующее поколение будет численно меньше предыдущих, смертность превысит рождаемость (собственно, так уже происходит). И в итоге — исчезновение населения, нации.

СПРАВКА «МК»

Движение чайлдфри возникло в США еще в 1970 году на волне эмансипации. Правозащитники вбросили в общество идею: «свобода от детей» как показатель развитого общества. Для «не родителей» была создана Национальная организация. Спустя 20 лет эта идея у молодых американцев приобрела популярность. Появилась первая группа движения чайлдфри. В России это понятие и само слово «чайлдфри» появились на волне развития соцсетей. По западному образцу и в нашей стране создано общество «Свободные от детей», избравшее бездетность принципом своей жизни.

детей не заводят а что делают. Смотреть фото детей не заводят а что делают. Смотреть картинку детей не заводят а что делают. Картинка про детей не заводят а что делают. Фото детей не заводят а что делают

— Олег Иванович, может, это и привело к культу животных в современном мире? Хочу быть правильно понятой: я — не ретроград, не против животных. Наоборот — только «за». В моей семье кошки жили лет 16. Но были и двое детей. Сегодня же иные молодые люди, причем не какие-то там безработные, а вполне себе успешные, обеспеченные и образованные люди, выбирают свободу от детей. Есть этому объяснение?

— Сегодня во всем мире многое меняется. Очень сильно изменилась и психология людей, особенно молодых. Поколение Z (зет) или Y (игрек), как сейчас называют себя 20–30-летние, конечно, отличается от нашего поколения конца прошлого века. Другими стали модели взаимодействия между юношами и девушками, их поведение и в целом устремления, многие сосредоточены на собственном комфорте. Поэтому создание семьи, рождение детей откладывается на неопределенное время.

— Национальное агентство финансовых исследований провело опрос мужчин и женщин репродуктивного возраста и получило тревожные данные: только 42% респондентов заявили о готовности стать родителями. Среди них самой многочисленной группой были молодые люди 18–24 лет. И на детей они согласны с оговоркой: «если ежемесячный доход будет выше на 58 тыс. рублей». А 46% опрошенных и вовсе не планируют заводить детей (из них женщин больше, чем мужчин: 51% против 41%). Подвигнет ли россиян вот такая прибавка на рождение наследников?

— Не уверен. Думаю, в основе этого лежит потребительский эгоизм. Современную молодежь больше интересует мнимая свобода, преобладание желания личного комфорта. И эта тенденция только нарастает: жить как хочется, делать что хочется. Ни на кого не тратить время, силы, деньги. Ни за кого не нести ответственность. Это ведь серьезная работа — создать семью, жить в семье и для семьи. Многие молодые сегодня хотят просто кайфовать от жизни — это социальный эгоизм, или так называемый гедонизм (желание удовлетворить свои амбиции в карьере, потреблении, качестве жизни и т.д.).

«Партнерские отношения вместо семейных — это же нонсенс»

— И молодых женщин 25–35 лет, имеющих достаток, образование, строящих карьеру, к решению не рожать, сделать, например, аборт, приводят не материальные трудности, а нежелание обременять себя детьми. А одна из причин такого поведения женщин — безответственное поведение мужчин. У современных мужчин ориентир — на гражданские браки. Они размывают семейные ценности. В системе координат глобального общества и культа потребления в опалу попал сам институт брака.

И так называемая идеология чайлдфри оказалась как нельзя кстати — своего рода субкультура, привнесенная нам западной моралью, современным обществом потребления. Насколько она соответствует осознанному желанию россиян не иметь детей? Трудно сказать. Часто молодые просто откладывают рождение детей на более поздний срок, а накапливаемые заболевания репродуктивной сферы приводят к бесплодию.

— Олег Иванович, а может, причина в другом: женщинам просто некогда рожать. Сегодня их все больше в бизнесе, в политике, в армии. Они берут реванш. А мужчины стали более пассивными и даже более. женственными. Они поменялись местами?

— Да, можно сказать, что сегодня изменились и гендерные модели поведения. Если в ХIХ веке женщина шла за мужчиной, в ХХ веке — шла рядом, была соратницей в делах и семье, то в ХХI веке мужчины и женщины будто поменялись местами. Чаще правит бал слабый пол: женщины, как правило, более образованны, преуспевают в карьере, посягают на мужские профессии. И неплохо с этой ролью справляются, лихо управляют автомобилями, да и детей могут завести без присутствия мужчин.

Но. Ноша для слабого пола часто бывает непосильной и физически, и морально, и психологически. Современной женщине нередко приходится брать на себя роль кормильца семьи, нести ответственность за воспитание и образование детей. На фоне вот такой перегрузки у активисток происходят не только внешние изменения, они и в поведении становятся мужеподобными, более грубыми, нетерпимыми.

— Поэтому сейчас так много мужчин, не желающих обременять себя узами законного брака?

— Сегодня многие молодые пары вступают, как они сами говорят, в партнерские отношения. Но это же нонсенс. Лично у меня это вызывает, мягко говоря, недоумение. Какой партнер? Есть партнеры по бизнесу, теннису и т.д. Партнер в отношениях — это так: захочу приду, захочу уйду. Гуляй, отдыхай. Не надо ни за кого отвечать. А вот слово «муж» сразу подразумевает ответственность. Женщине нужна надежность, поддержка, чтобы растить детей. Для себя одного ребенка она, может, и родит, такова пассионарная женская сущность. Но как доказали демографы, второго, третьего и тем более последующих детей заказывает именно мужчина.

— Для улучшения демографии важно снижать материнскую и младенческую смертность. Сегодня есть в этом проблемы?

— В последние годы Россия вышла на исторический минимум, когда материнская смертность (с 1980 по 2016 гг.) сократилась более чем в пять раз (с 47,4 до 8,3 на 100 000 тыс. родов); младенческая (с 1990 по 2016 гг.) тоже снизилась более чем в пять раз (с 22,1 до 5,3 на 1000 родившихся живыми).

Вообще, реализация репродуктивного потенциала лишь на 10% определяется репродуктивными потерями, на 20% — репродуктивным здоровьем и на 70% — репродуктивным поведением. И такое поведение семьи во многом определяется мужчиной. Поэтому необходимо формировать парадигму «ответственного отцовства», чтобы мужчины брали на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь своей семьи.

А дальше и на уровне государства надо предпринимать усилия в области профилактики заболеваний россиян, достигших репродуктивного возраста. Статистика говорит о том, что 77,6% женщин, которые идут в роды, больны. Мы имеем уже состоявшуюся проблему, то есть «бьем по хвостам». Это заболевания, передающиеся половым путем, ожирение, гиподинамия, и, как следствие, целый ряд гинекологических, урологических и соматических заболеваний, которые опять-таки являются следствием неправильного образа жизни, откладывания рождения детей, беспорядочных половых связей как у мужчин, так и у женщин.

Сегодня возраст сексуального дебюта (в среднем) для девушек составляет 17–18 лет, для мальчиков — 16–17 лет. При этом в брак они вступают только через 10 лет. Получается, что 10 и более лет (и это только в среднем) юноши и девушки живут активной половой жизнью без цели создания семьи. Естественно, они обмениваются разными половыми инфекциями, что является препятствием для рождения детей. И часто к моменту так называемого репродуктивно направленного поведения женщина уже не в состоянии самостоятельно родить, а мужчина — зачать.

За рождаемость должны головой отвечать. губернаторы

— Олег Иванович, сегодня уже мало констатировать факт падения воспроизводства населения в стране. Надо что-то предпринимать на уровне государства, если деньги не стимулируют рождение детей. Возможно, давать квартиры молодоженам или семьям, в которых родился второй ребенок, как поступают в некоторых странах? Знаю: недавно вы представили в Правительство РФ свои предложения по выходу из демографического кризиса в нашей стране. О чем речь?

— Да, 30 марта этого года состоялось заседание совета при Правительстве РФ, где речь шла о перспективах демографического развития России. В частности, акцент сделан на проблемах с поздними родами, на ответственном родительстве, на борьбе с мужским и женским бесплодием. Также речь шла о дополнительном обследовании россиян в возрасте 18–35 лет во время диспансеризации с целью оценить состояние их репродуктивного здоровья; о профилактике девиантного поведения школьников, о комплексной подготовке пар к беременности, включая оценку здоровья вступающих в брак, и др.

Считаю: для повышения рождаемости необходимо делать ставку не столько на лечение уже больных людей, сколько на профилактику рисков репродуктивного здоровья, формирование здоровьесберегающей среды и поддержку в целом здоровья семьи.

— Вы давно вынашиваете идею ввести в России «сертификат молодоженов». Что-то уже сделано?

— В пилотном режиме они уже опробованы в Воронежской, Липецкой областях, в Оренбурге, Новгороде. Тем, кто подал заявление в загс, с помощью «сертификата молодоженов» предлагалось пройти добровольное бесплатное, а главное, анонимное индивидуальное медицинское обследование. И если у них обнаруживались какие-то проблемы со здоровьем, решить их старались до того, как они станут болезнями. Цель — помочь создать здоровую семью. Важно донести до молодых людей в популярном виде, почему возникают те или иные репродуктивные проблемы. И что зачастую главная причина — в них самих, в их образе жизни. Ранние добрачные, а главное, беспорядочные половые отношения разрушают организм и мужчин, и женщин. И, как следствие, патологический рост бесплодия.

Проблема прежде всего кроется в самом человеке, который сначала не хочет думать о продолжении рода, а после уже не может. Сегодня суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину репродуктивного возраста в России составляет примерно 1,5 рождений. А для удержания статуса-кво этот коэффициент должен составлять 2,1 (рождение более двух детей на одну фертильную женщину). Но сегодня Россия далека от этого.

Налицо — тяжелейший кризис семьи. В государстве надо взять на вооружение один простой индикатор — рост количества семей. Если число семей будет увеличиваться — появятся дети. Не будет семей — не будет и детей. А если семей не будет (это и есть главный вызов для нашей демографии), то какие бы госпрограммы мы ни придумали, обеспечить популяционный рост в стране не сможем. Демографы посчитали: если ситуацию не переломить, то через 20–30 лет наступит социальный и экономический коллапс. Некому будет содержать все возрастающее число пожилых людей в России.

Кстати, при Екатерине II работу генерал-губернаторов оценивали по показателю роста народонаселения. Увеличивается население в губернии, значит, сановник работает хорошо, — падает (по любой причине: умирают или бегут от него), значит, руководитель плох, его убирают.

Ориентир — на Ксению Собчак?

. Американцы подкинули миру идею с чайлдфри — именно от них пошла мода: жить без детей. А медийные личности подхватили теперь вот и в нашей стране. К примеру, бывшая «противница» детей (называла их «маленькими гаденышами») Ксения Собчак в итоге сама обзавелась наследником. Выходит, она и не чайлдфри вовсе, и даже не чайлдхейт (детоненавистница). Может, произносила это ради хайпа, эпатажа, с целью обратить на себя внимание. А может, по молодости и на самом деле рождение детей считала помехой своей карьере. Но со временем, как видим, она сумела преодолеть этот психологический барьер, родила сына.

В мире, конечно, она не одна такая. Да и в нашей стране не единственная. А в итоге — миллионы нерожденных детей на планете.

Источник

Детей не заводят

Без­дет­ность, так­же как дети в семье — это тай­на. К это­му все­гда нуж­но отно­сить­ся с бла­го­дар­но­стью, как к воле Божи­ей. Но при этом надо иметь в виду, что очень часто при­чи­ны без­дет­но­сти при види­мом жела­нии иметь детей могут крыть­ся в самой лич­но­сти. И вот об этом нуж­но гово­рить, пото­му что это попра­ви­мые вещи. Вот один из слу­ча­ев, кото­рый мне изве­стен как пас­ты­рю. В хоро­шей семье, где супру­ги очень любят друг дру­га, все бере­мен­но­сти закан­чи­ва­лась выки­ды­ша­ми. При­чем у семья очень бла­го­по­луч­на, с хоро­шим достат­ком. Швей­цар­ские кли­ни­ки, луч­шие вра­чи, пси­хо­ло­ги – и все бес­по­лез­но. При­чи­на была не меди­цин­ская, а духов­ная и психологическая.

Дело было в том, что, как извест­но, духов­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские состо­я­ния отра­жа­ют­ся в телес­ных, сома­ти­че­ских про­яв­ле­ни­ях. Если чело­век нерв­ни­ча­ет, у него серд­це болит или под­ни­ма­ет­ся дав­ле­ние. И здесь точ­но так же. Если жен­щи­на не любит мужа, скры­вая это даже от себя, не хочет детей, бес­со­зна­тель­но боит­ся детей, или вооб­ще испы­ты­ва­ет какой-либо страх, все ее жен­ское есте­ство сжи­ма­ет­ся так же, как сжи­ма­ют­ся сосу­ды при нерв­ных нагруз­ках. И если с меди­цин­ской точ­ки зре­ния все нор­маль­но, а она может не зачать. Орга­низм может «слу­ша­ет­ся» ее под­со­зна­тель­ной команды.

В слу­чае, о кото­ром я рас­ска­зы­ваю, был страх ока­зать­ся несо­сто­я­тель­ной перед мужем. Она боя­лась, что не выно­сит, непра­виль­но вос­пи­та­ет, допу­стит какую-то оплош­ность. Этот страх вызы­вал серьез­ные физио­ло­ги­че­ские нару­ше­ния в ее орга­низ­ме, и бере­мен­ность все вре­мя сры­ва­лась. Но в дру­гих слу­ча­ях могут быть и дру­гие причины.

Супру­же­ская пара не хоте­ла при­зна­вать, что у них есть такие про­бле­мы. Это часто быва­ет. Супру­ги игра­ют роль при­лич­ной, бла­го­че­сти­вой семьи, не желая при­зна­вать, что у них серьез­ные лич­ност­ные и духов­ные про­бле­мы. Могут быть и дру­гие при­чи­ны: забо­ле­ва­ния, наслед­ствен­ность, пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма, тяже­лый труд, эко­ло­гия. При­чин мно­же­ство. В осно­ве всех – чело­ве­че­ский грех, но дале­ко не все­гда лич­ный или грех семьи, часто — это грех всех нас, все­го человечества.

— Лечить­ся или не лечить­ся – это вопрос не духов­ный. Если есть болезнь, надо лечить­ся. Нель­зя пре­зи­рать вра­чей и меди­ци­ну как тако­вую. Дру­гое дело, как и зачем исполь­зо­вать совре­мен­ные тех­но­ло­гии. Не зна­чит ли это реа­ли­зо­вать свою страсть к детям, жела­ние «запо­лу­чить» детей любой ценой. Мне изве­стен слу­чай, когда моло­дая жен­щи­на, про­жив три года в бра­ке, при­шла на искус­ствен­ное опло­до­тво­ре­ние. Как врач ее ни убеж­да­ла подо­ждать, ведь три года – это так мало, она все рав­но про­шла эту про­це­ду­ру три­жды. Ниче­го не полу­чи­лось, а на пятом году супру­же­ства она зача­ла есте­ствен­ным путем и бла­го­по­луч­но родила.

Думаю, про­бле­ма в «голо­ве», а не в теле. У меня как у антро­по­ло­га и пси­хо­ло­га есть серьез­ные осно­ва­ния пола­гать, что искус­ствен­ное осе­ме­не­ние, и вооб­ще любое искус­ствен­ное вме­ша­тель­ство в зача­тие неиз­беж­но отра­зит­ся на детях и на супругах.

Во-пер­вых, сама про­це­ду­ра ЭКО нару­ша­ет интим­ное про­стран­ство супругов.

Во-вто­рых, нель­зя забы­вать о том, что совре­мен­ные мето­ди­ки не могут исклю­чить мно­же­ствен­ное опло­до­тво­ре­ние. Вра­чи потом про­из­во­дят редук­цию, то есть уни­что­жа­ют «лиш­них» детей. Это ужас­ная про­це­ду­ра. Недав­но один док­тор, про­во­дя­щий ЭКО, ска­за­ла свя­щен­ни­ку в свое оправ­да­ние: «Я редук­ци­ей не зани­ма­юсь! Я для это­го дру­го­го док­то­ра при­гла­шаю». Ведь она пони­ма­ет, что это зло, что это убий­ство и как цер­ковь к это­му отно­сит­ся, поэто­му дела­ет это чужи­ми руками!

А каков про­цесс рож­де­ния и выха­жи­ва­ния детей у этих пар? Я при­сут­ство­вал в отде­ле­нии, где выха­жи­ва­ют недо­но­шен­ных детей. Я кре­стил там четы­рех мла­ден­цев у супру­же­ских пар, про­шед­ших через ЭКО. Дети весом в четы­ре­ста грам­мов! А те, кто весит 800 г, счи­та­ют­ся боль­ши­ми. Роди­те­лей рядом нет. Они, конеч­но, могут при­хо­дить, но сидеть там бес­по­лез­но. Это завод­ской цех. Труб­ки, про­во­да, гудит что-то, дети в про­зрач­ных кюве­тах накры­ты пелен­ка­ми, лежат там, как в нор­ках, под­клю­чен­ные к при­бо­рам. Вот мое эмо­ци­о­наль­ное впе­чат­ле­ние — это ад. Это «дет­ский ад». Это мы его созда­ли. Но люди, вра­чи и мед­сест­ры, рабо­та­ю­щие там – насто­я­щие подвижники.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пре­на­таль­ной пси­хо­ло­гии пока­зы­ва­ют, что дети запо­ми­на­ют все, даже в этом воз­расте, хотя и на бес­со­зна­тель­ном уровне, в телес­но-физио­ло­ги­че­ской памя­ти. И этот пери­од жиз­ни не про­хо­дит бес­след­но: он про­яв­ля­ет­ся впо­след­ствии, ино­гда тяже­лы­ми сома­ти­че­ски­ми и пси­хи­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Супру­же­ские пары, кото­рые устра­и­ва­ют такое сво­им детям, берут на себя ответ­ствен­ность за их души. Я не могу, как пас­тырь и пси­хо­лог, им запре­тить это делать, но и сове­то­вать не стану.

Нель­зя хотеть детей любой ценой. Если супру­ги во что бы то ни ста­ло хотят детей – это уже пато­ло­гия с точ­ки зре­ния пси­хо­ло­га. Это откло­не­ние лич­но­сти, это уже и грех, и страсть. Имен­но пото­му, что дети не явля­ют­ся смыс­лом бра­ка и смыс­лом жиз­ни чело­ве­ка. Смыс­лом жиз­ни чело­ве­ка явля­ет­ся он сам, его бес­смерт­ная душа. К сожа­ле­нию, очень часто супру­ги хотят «детьми» закрыть брешь в сво­ем супру­же­ском суще­ство­ва­нии. Они хотят за счет рож­де­ния детей решить какую-то свою супру­же­скую про­бле­му. А это­го нико­гда нель­зя делать. Если супру­ги не любят друг дру­га, у них нет мира, они не могут дру­жить, они не уме­ют нала­дить отно­ше­ния, то рож­де­ние детей ниче­го им не доба­вит, наобо­рот может услож­нить, отда­лить их друг от дру­га. Когда рож­да­ет­ся ребе­нок, жена пол­но­стью пере­клю­ча­ет­ся на ребен­ка. Муж начи­на­ет рев­но­вать. Воз­ни­ка­ет при­чи­на для еще одно­го конфликта.

Вооб­ще дети – это не спо­соб реше­ния семей­ных про­блем. Очень часто жен­щи­ны идут на рож­де­ние детей вне супру­же­ства вплоть до искус­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния, пото­му что они хотят состо­ять­ся как мате­ри. Это ложь и обман, пото­му что они пыта­ют­ся рож­де­ни­ем ребен­ка раз­ре­шить свою внут­рен­нюю пусто­ту и несо­сто­я­тель­ность. Жен­щи­на реа­ли­зу­ет­ся как лич­ность не как мать, а как жена. И толь­ко как жена может реа­ли­зо­вать­ся как мать. Стать мате­рью, не став женой – ошиб­ка. Это­го нель­зя делать. И вооб­ще ребе­нок не игруш­ка, он рож­да­ет­ся не для нас.

Дети – не вещь, кото­рую «заво­дят», при­об­ре­та­ют, как маши­ну, как кот­тедж. Детей нель­зя заво­дить, их мож­но толь­ко встре­тить. Рож­де­ние сво­е­го ребен­ка – это встре­ча с новой лич­но­стью, а не вос­про­из­ве­де­ние себе подоб­но­го. Когда я вижу свою ново­рож­ден­ную дочь или сына, я встре­ча­юсь с новым чело­ве­ком. Он похож на меня, он впо­след­ствии гово­рит как я, он дела­ет те же самые глу­по­сти и гре­хи. Но он другой.

Когда дети вырас­та­ют и ухо­дят, супру­ги неред­ко впер­вые за 20–30 лет встре­ча­ют­ся лицом к лицу. И тут начи­на­ет­ся новый кон­фликт. Ока­зы­ва­ет­ся, что они поте­ря­ли любовь друг к дру­гу, пере­ру­га­лись, нажи­ли себе мас­су вся­ких обид и про­блем друг с дру­гом. А ведь это – самое заме­ча­тель­ное вре­мя супру­же­ства. Зре­лое супру­же­ство долж­но вклю­чать в себя и неж­ность, и забо­ту, и друж­бу, и аске­зу, и духов­ную бли­зость. Это золо­тая пора для супру­гов. Тем более что могут уже и вну­ки появить­ся. А вну­ки – это совсем иное. Вну­ки – это радость без ответ­ствен­но­сти и без страха.

Чудес­ное изго­тов­ле­ние без­дет­ной парой или даже оди­но­ким чело­ве­ком себе ребен­ка — помощ­ни­ка в ста­ро­сти — частый ска­зоч­ный сюжет. Увы, счаст­ли­вая жизнь в такой семье тоже воз­мож­на чаще в сказ­ке — или бла­го­да­ря чуду

Вопрос усы­нов­ле­ния не реша­ет глав­ную про­бле­му. Если супру­ги хотят усы­но­вить ребен­ка про­сто для того, что­бы у них были дети во что бы то ни ста­ло, – это страсть. Наша пас­тыр­ская зада­ча заклю­ча­ет­ся в том, что­бы оста­но­вить таких супру­гов, ска­зать – что есть толь­ко одна при­чи­на, что­бы усы­но­вить детей – избы­ток люб­ви. Духов­ная, пас­тыр­ская зада­ча состо­ит в том, что­бы выяс­нить, зачем супру­ги берут детей. Часто гово­рят – вот дети в дет­до­мах стра­да­ют, надо помочь. Вся­кий раз, когда гово­рят, что хотят спа­сти из дет­ско­го дома детей без­род­ных и голо­да­ю­щих, меня как пси­хо­ло­га и пас­ты­ря это насто­ра­жи­ва­ет, пото­му что за эти­ми кра­си­вы­ми сло­ва­ми чаще все­го сто­ят чело­ве­че­ские стра­сти, сре­ди кото­рых глав­ная – неудо­вле­тво­рен­ность сво­ей лич­ной жиз­нью. Детям помо­гать надо, но толь­ко не так. Пото­му что усы­нов­ле­ние – это вещь спор­ная. У каж­до­го чело­ве­ка есть био­ло­ги­че­ские роди­те­ли. Они явля­ют­ся и онто­ло­ги­че­ски­ми роди­те­ля­ми. Их бытие осно­ва­но на том, что у них есть мать и отец. И каж­до­му чело­ве­ку эти мать и отец необ­хо­ди­мы так же, как вера в Бога, небо над голо­вой, жиз­нен­ное пространство.

Я слу­жу в интер­на­те, где очень мно­го так назы­ва­е­мых отказ­ных детей. Я сви­де­тель­ствую всем сво­им мно­го­лет­ним опы­том, что все мало-маль­ски осо­зна­ю­щие себя дети ищут сво­их насто­я­щих роди­те­лей. Я рань­ше думал: зачем это нуж­но? Им не надо встре­чать­ся со сво­и­ми род­ны­ми роди­те­ля­ми, они их не про­стят, будут их обви­нять и про­чее. Но нет. Они им нуж­ны. Каж­до­му чело­ве­ку нуж­но знать, что у него есть мать и отец. Может быть, про­сто пере­пи­сы­вать­ся с ними, про­сто знать, как их зовут.

Одна девоч­ка дол­го иска­ла свою мать и гово­ри­ла – я нико­гда ее не про­щу за то, что она меня бро­си­ла. Сколь­ко она про­яви­ла упор­ства, воли! Нашла, встре­ти­лась с ней и вер­ну­лась обрат­но в интер­нат. Теперь она спо­кой­на. Она не хочет с ней жить, но она уви­де­ла ее и про­сти­ла, она зна­ет, что у нее есть мать, что она такой же чело­век, как и все.

Когда супру­ги усы­нов­ля­ют чужих детей, то они очень часто хотят заме­нить им при­род­ных роди­те­лей. А это­го делать нель­зя. Когда дети вырас­та­ют, при­ни­мая сво­их при­ем­ных роди­те­лей за род­ных, у них ока­зы­ва­ют­ся некие тай­ные лич­ност­ные про­бле­мы. Они не зна­ют и не могут знать исто­ки этих про­блем, кото­рые могут опре­де­лять всю их даль­ней­шую жизнь.

Вот когда люди берут на усы­нов­ле­ние детей, желая толь­ко предо­ста­вить им воз­мож­но­сти луч­шие, чем в дет­ском доме или интер­на­те, а не заме­нить им род­ных роди­те­лей, это – здо­ро­вая ситу­а­ция. Я думаю, дело идет к тому, что госу­дар­ство и обще­ство нала­жи­ва­ет серьез­ное отно­ше­ние к усы­нов­ле­нию в виде спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных школ. Но шко­ла долж­на не толь­ко учить пеле­нать, она долж­на быть пси­хо­ло­ги­че­ской шко­лой. Преж­де все­го, надо выяс­нить духов­ные осно­ва­ния – зачем люди это дела­ют, что это за люди, пони­ма­ют ли они, что такое семья, супру­же­ство, дет­ско-роди­тель­ские отно­ше­ния. Надо оста­нав­ли­вать людей, хотя­щих усы­но­вить детей, что­бы у них «были дети». Но есть дру­гие ситу­а­ции, когда усы­нов­ле­ние ока­за­лось делом слу­чая. Умер­ли род­ствен­ни­ки, кто-то под­бро­сил им детей – тогда, конеч­но, надо брать. Но это уже совсем дру­гое, это – Божий промысел.

Для это­го нуж­но толь­ко одно – что­бы пас­ты­ри и бого­сло­вы пере­ста­ли повто­рять тра­ди­ци­он­ную, но сомни­тель­ную фра­зу о том, что целью семьи явля­ют­ся дети. Это лож­ная уста­нов­ка, взя­тая еще из древ­не­го, элли­ни­сти­че­ско­го, дохри­сти­ан­ско­го мира. К сожа­ле­нию, из Еван­ге­лия наше совре­мен­ное осмыс­ле­ние супру­же­ства взя­ло толь­ко одну фра­зу о том, что «жена чадо­ро­ди­ем да спа­сет­ся». Но есть мно­го дру­гих при­ме­ров. Мно­же­ство биб­лей­ских пар были без­дет­ны­ми или дол­гое вре­мя не име­ли детей. И не Гос­подь их осуж­дал, а обще­ство, народ­ная мол­ва. Вот если мы, как пред­ста­ви­те­ли рус­ско­го пра­во­сла­вия, отка­жем­ся от этой идеи, то, по край­ней мере, люди веру­ю­щие не будут так стра­дать от сво­ей без­дет­но­сти. Кста­ти, покро­ви­те­ли супру­же­ства в рус­ском пра­во­сла­вии – свя­тые Петр и Фев­ро­ния — без­дет­ная пара. И это нико­го не сму­ща­ет. Наобо­рот, они при­мер и образ имен­но супру­же­ской, хотя и бес­плод­ной (в смыс­ле детей) любви.

Но тогда воз­ни­ка­ет сущ­ност­ный вопрос – а в чем смысл семьи? Сре­ди мно­гих пра­во­слав­ных людей суще­ству­ет мне­ние, что смысл семьи – в рож­де­нии детей. И допу­сти­мость, как они гово­рят, сек­су­аль­ных отно­ше­ний осно­ва­на толь­ко на зача­тии. С их точ­ки зре­ния, без­дет­ные пары, вооб­ще живут в блу­де, пото­му что они детей не рожа­ют, а сек­су­аль­ную жизнь ведут. Едва ли это хри­сти­ан­ская пози­ция. Такой под­ход может заве­сти мно­гие пары в тупик, к духов­ным стра­да­ни­ям. Пото­му что супру­ги, чув­ству­ю­щие, что их супру­же­ство непол­но­цен­но – стра­да­ют. Нуж­но гово­рить, что дети явля­ют­ся след­стви­ем супру­же­ских отно­ше­ний, но не смыс­лом. Дети не толь­ко не един­ствен­ный смысл семьи – это не смысл семьи вооб­ще. Не смысл, а плод, плод любви.

С моей точ­ки зре­ния, смысл семьи – это созда­ние малой церк­ви, что­бы «двое ста­ли как одна плоть». Вот это созда­ние выше­лич­но­го сою­за и есть глав­ный смысл супру­же­ства. «Нехо­ро­шо быть чело­ве­ку одно­му» – эти биб­лей­ские сло­ва ука­зы­ва­ют путь каж­до­му человеку.

Но и здесь мы долж­ны ого­во­рить­ся. Мно­же­ство совре­мен­ных моло­дых людей не всту­па­ют в брак не пото­му, что они не хотят, а пото­му, что не могут. Этих моло­дых людей нель­зя осуж­дать как нару­ша­ю­щих запо­ве­ди, совре­мен­ное пад­шее чело­ве­че­ство тако­во, что не толь­ко детей родить не может, а и брак создать не может по мно­гим при­чи­нам – духов­ным, пси­хо­ло­ги­че­ским, семей­ным. Часто люди про­сто быва­ют так вос­пи­та­ны в сво­их семьях, что они про­сто не могут всту­пить в брак. Поэто­му мы не можем нико­го осуж­дать и критиковать.

Мы можем ска­зать: «брак – это бла­го­дат­ный дар, Богом дан­ный выше­лич­ный союз, малая цер­ковь, это твор­че­ство двух лич­но­стей». Одна­ко не всем это дано. Да, разу­ме­ет­ся, в бра­ке рас­кры­тие лич­но­сти, ее реа­ли­за­ция совер­ша­ет­ся в боль­шей пол­но­те. Воз­мо­жен и мона­ше­ский, и без­брач­ный, и мно­го­дет­ный, и без­дет­ный путь чело­ве­ка. Но брач­ный для всех пред­по­чти­тель­ней, кро­ме тех избран­ных, что при­зва­ны к мона­ше­ству Хри­ста ради.

Путь жен­ской лич­но­сти так же мно­го­об­ра­зен, как и вся­кий дру­гой. Жен­щи­на – не домо­хо­зяй­ка, не фаб­ри­ка по про­из­вод­ству детей, это – лич­ность у кото­рой есть своя заме­ча­тель­ная и таин­ствен­ная жизнь. Глав­ное для вся­ко­го чело­ве­ка – это он сам, это спа­се­ние его бес­смерт­ной и бес­цен­ной души. Это – союз души с Богом, богоподобие.

Да, жен­щи­ны стра­да­ют очень тяже­ло, и часто это у них про­яв­ля­ет­ся на сома­ти­че­ском уровне в виде сер­деч­но-сосу­ди­стых и гине­ко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний. Конеч­но, жен­щи­на, не име­ю­щая в бра­ке детей, будет стра­дать. Ей мож­но помочь, если она согла­сит­ся при­знать, что смысл супру­же­ства не дети, а ее муж. И что глав­ное – это любовь, а не зачатие.

И вто­рое – мы долж­ны про­по­ве­до­вать ипо­стас­ность наше­го чело­ве­че­ско­го бытия. То есть лич­ность чело­ве­ка пре­вы­ше при­ро­ды. Кста­ти этот же мотив, о лич­ност­но­сти бытия, о зна­че­нии соб­ствен­ной лич­но­сти жен­щи­ны, воз­ни­ка­ет совер­шен­но в дру­гой про­бле­ме – это стра­да­ния жен­щи­ны-мате­ри, когда дети вырас­та­ют и ухо­дят. И она ока­зы­ва­ет­ся поки­ну­той, как ино­гда кажет­ся мате­рям: «Я вас рас­ти­ла, а вы теперь забы­ли про мать?»

Надо пом­нить, что смысл жиз­ни жен­щи­ны не в детях. Два­дцать лет, пока дети рас­тут, так быст­ро про­хо­дят, и в пять­де­сят лет жен­щи­на дума­ет – а что я теперь? Про­фес­сии нет, в семье пусто, дом нико­му не нужен, я готов­лю борщ, а его никто не ест, я сти­раю, а никто не заме­ча­ет, никто не ска­жет спа­си­бо и про­чее. И вот такой жен­щине надо напом­нить, что смысл ее бытия не в детях, а в ней самой, как в лич­но­сти. Это важ­но гово­рить и жен­щине, у кото­рой дети вырос­ли и ушли, или погиб­ли. Сколь­ко сей­час поги­ба­ет детей! А что ска­зать в уте­ше­ние мате­рям, чьи дети поги­ба­ют в армии в мир­ное время?

Муж­чи­ны в мень­шей сте­пе­ни стра­да­ют от без­дет­но­сти, пото­му что при­ня­то счи­тать, что это не их зада­ча. А на самом деле совсем наобо­рот. Бес­пло­дие очень часто быва­ет муж­ское, а не жен­ское. И при­чи­ны могут быть и пси­хо­ло­ги­че­ские, и физио­ло­ги­че­ские, и духов­ные. Муж­чи­ны стра­да­ют. Но, к сожа­ле­нию, муж­чи­ны реже себе в этом при­зна­ют­ся, не обра­ща­ют­ся ни к свя­щен­ни­ку, ни к пси­хо­ло­гу. Чаще они идут про­сто к вра­чу. У муж­чин есть миф, что они могут забыть­ся в рабо­те. Когда муж­чи­на в 40–50 лет дости­га­ет успе­ха в сво­ем деле, он ока­зы­ва­ет­ся, как и жен­щи­на, у раз­би­то­го коры­та, пото­му что его все это не удо­вле­тво­ря­ет. И он гово­рит себе – а кому я пере­дам все это? Наслед­ни­ка нет. Отцов­ство для муж­чи­ны – такая же важ­ная вещь, как и мате­рин­ство для жен­щи­ны, пото­му что рож­де­ние ребен­ка – это шанс встре­чи с самим собой в новых условиях.

Я убеж­ден, рож­де­ние моих детей поз­во­ли­ло мне себя узнать с дру­гой сто­ро­ны. У без­дет­ных нет этой воз­мож­но­сти. Дале­ко не все в нашей жиз­ни полу­ча­ет­ся так, как мы хотим. Быва­ет так, что Гос­подь посы­ла­ет детей, когда роди­те­ли их уже не ждут. Это озна­ча­ет, что люди ниче­го не хоте­ли при­об­ре­сти. Если они это­го пуга­ют­ся и отка­зы­ва­ют­ся – это страш­но. А когда они это­му раду­ют­ся и при­ни­ма­ют, как дар Божий – это заме­ча­тель­но. Они будут награждены.

Я бы ска­зал — хотеть детей не надо. Нель­зя от детей отка­зы­вать­ся, это грех. Надо про­сто их ждать. Ждать, как ждут встре­чи с люби­мым чело­ве­ком. Конеч­но, хочет­ся, что­бы были дети. Но хотеть надо в смыс­ле ждать, а не в смыс­ле добиваться.

Демо­гра­фи­че­ские про­бле­мы в нашей стране – лишь след­ствие затяж­ной болез­ни наше­го обще­ства. Болезнь эта – рас­пад семьи и бра­ка. Симп­то­мы ее – утра­та спо­соб­но­сти любить, при­выч­ка жить «в свое удо­воль­ствие», «брать от жиз­ни все». Ее исто­ки – поте­ря смыс­ла жиз­ни, как лич­ной, так и родо­вой, семей­ной. Пока не устра­ним при­чи­ну этой болез­ни, все эко­но­ми­че­ские и адми­ни­стра­тив­ные меры будут малоэффективны.

Автор: свя­щен­ник и пси­хо­лог Андрей Лоргус

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *