дети дерутся в садике что делать
Консультация «Ребёнок дерётся в детском саду»
Анна Булатова
Консультация «Ребёнок дерётся в детском саду»
Каждый родитель хоть однажды сталкивался с агрессивным поведением своего ребенка. Агрессия может быть направлена как на родителей, так и на сверстников или на игрушку. Вопрос состоит в том, насколько часто случаются такие ситуации – это банальное переутомление или же отклонение, требующее вмешательства специалиста.
Как бы родителям ни хотелось иметь ребёнка-паиньку, который бы у всех вызывал умиление, в определённый момент почти всем приходится сталкиваться с детской агрессией. Причём она может излиться на кого угодно: не только на соседских ребятишек в песочнице, одногруппников в детском саду или одноклассников в школе, но и на взрослых.
Возникают тревожащие вопросы: почему ребёнок дерётся и что делать в таком случае? Уж точно не реагировать на такой всплеск ответной злостью и не наказывать. Папа и мама должны поступить грамотно и помочь своему чаду преодолеть этот сложный период в его жизни. Но для начала необходимо разобраться с причинами данного явления.
Большинство родителей не понимают, почему дети дерутся, — соответственно, не могут правильно на это отреагировать. Кричат, ругаются, наказывают, подавляя всеми возможными способами проснувшуюся в ребёнке агрессию. В результате получается ещё хуже.
Мало кому известно, что такое детское поведение является, с точки зрения психологов, нормой, защитной реакцией на несправедливость. Маленький человечек показывает окружающим, что он умеет за себя постоять и не даст себя в обиду.
Но если драки и вспышки агрессии случаются всё чаще и переходят все допустимые границы, необходимо разобраться в механизмах такого поведения и предпринять соответствующие меры. Что это может быть?
Заметили, что ваш всегда такой милый годовалый ребёнок дерётся со всеми подряд, а особенно с родителями? Это неприятно осознавать, но очень часто причиной этого становится поведение его мамочки.
Она очень устала сидеть в отпуске и заниматься бесконечными домашними делами. Обычно к концу первого года жизни малыша она морально выдыхается, становится раздражительной и нервной.
Если малыш в 2 года начинает драться со всеми подряд, при этом сопровождает свои действия громкими криками, имитируя ругань (он даже может бессознательно произносить матные, обидные слова, родителям стоит задуматься и пересмотреть личностные отношения в семье. Не так ли они сами выясняют отношения друг с другом? А может, что ещё хуже, практикуют телесные наказания в отношении своих детей? В таком случае причина агрессии ребёнка становится понятной.
Да, в 3 года ребёнок — это уже личность, которая может отстаивать свои права таким образом в силу темперамента. Если он по природе нетерпеливый и вспыльчивый, родителям придётся провести колоссальную работу по укрощению строптивого и научить его справляться со своими эмоциями, иначе в детском саду и школе возникнут просто нерешаемые проблемы с поведением.
Хотите знать, почему трёхлетний ребёнок дерётся ни с того ни с сего? Возможно, таким образом он просто привлекает к себе внимание. Хочет, чтобы другие дети или взрослые поиграли с ним.
Разберемся,какие же могут быть причины:
Недостаточное внимание родителей.
Ребенок нуждается во внимании папы и мамы. Любые игрушки, мультики быстро утомляют малыша.Ему необходим контакт с родителями: совместные игры, чтение книг или дружеский разговор. Когда просьбы поиграть заканчиваются неудачей, он, для привлечения к себе внимания, начинает драться.
Заметили похожую ситуацию –ответ прост: нужно больше времени уделить общению. Не надо ругать малыша, иначе добившись того, что он не будет драться с вами –получите обратный эффект: ребенок станет драться в саду.
Возможно,установлены слишком жесткие рамки: много ограничений, строгость родителей. Это вызывает переутомление и с помощью драки выражается протест против сложившейся ситуации.
Проблему можно решить, немного ослабив давление.
Неумение ребенка проявлять любовь.
Не все родители эмоциональны, некоторые не склонны сюсюкаться, целовать и обнимать ребенка. В связи с этим, малыш, желающий проявить свои нежные чувства к родителям, не знает, как это сделать. В итоге получаем щипки и укусы в качестве проявления любви.
Здесь родителям стоит сменить тактику своего поведения. Быть нежнее, почаще его обнимать, говорить добрые слова, то есть своими действиями научить правильно проявлять свои чувства.
Запомните важное правило: «Насилие порождает насилие». Если не хотите, чтобы ваш ребенок дрался, не показывайте ему негативный пример. Так что же делать родителям,как правильно себя вести:
Зная повадки своего малыша, когда он рассержен, совсем не сложно догадаться, когда он начнет драться. Не нужно выжидать и спокойно смотреть на то, как он бьет вас. Предотвратите этот момент, придержите его руку, чтобы он не смог вас ударить.
Метод «Нельзя». Эффективен с детками от двух до шести лет. Главное правильно пользоваться этим методом. Если после каждого приступа агрессии просто повторять «нельзя» – это будет лишь пустой звук.
Психологи рекомендуют пошаговую модель поведения в данной ситуации:
Подойдите близко к ребенку и крепко возьмите его за запястье.
Серьезно и глядя в лицо скажите фразу: «Драться нельзя!».
Не переигрывайте с суровостью, голос не повышайте, а говорите нейтрально. Главное дать понять, что это не наказание, а норма поведения, которую следует соблюдать.
Не отпуская руки ребенка, молча отведите взгляд и сосчитайте до двадцати.Если он захочет заговорить с вами или вырваться: молчите и сохраняйте спокойствие.
После этого повернитесь к нему лицом и повторите: «Драться нельзя!». Затем отпустите руку.
Если малыш вас тут же ударил, повторите все с самого начала, не пропуская ни одного пункта.
Как отучить от драк в детском саду?
Первое – это ваша реакция на происходящее.Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.
Возможно,действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее.В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.
Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
Ни в коем случае перегибайте палку,используя фразы:«Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.
Объясните малышу его чувства
Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести,чтобы не огорчать близких.
Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.
Придерживайтесь установленных правил
Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил.Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.
Научите управлять эмоциями
Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает,задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.
Как быть, если малыш не слушается воспитателей в садике?
Воспитатели часто стараются подвести поведение детей в группе под одну удобную для себя модель: послушные, неконфликтные. Если ваш ребенок не приспособился под эту норму, проявляет индивидуальность, он автоматически становится объектом недовольства у воспитательницы. Тут необходимо выслушать обе стороны и прийти к решению, которое устраивает всех.
Ваша задача – разобраться, почему так происходит. Возможно, это протест против определенных условий, ответ на давление педагога. Если не удается самостоятельно определить, по какой причине ваш малыш не слушает и не выполняет то, что ему говорят воспитатели детского сада, проконсультируйтесь у психолога.
Возможные ошибки родителей
Первое, конечно, поведение самих родителей. Ребенок копирует ваше поведение в той или иной ситуации. Не учите по каждому поводу «давать сдачи». Малыша с самого раннего возраста надо учить справляться со своими эмоциями.
Детей нужно воспитывать, обсуждать с ними ситуацию,анализировать: хорошо или плохо малыш поступил, можно ли поступить по-другому. Зачастую родители игнорируют такие беседы.
Советы психологов и доктора Комаровского
Психологи считают, что основная причина детской агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье. Поэтому агрессию в любых проявлениях надо искоренять.
По мнению доктора Комаровского, одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психического нарушения.
Главное в воспитании малыша – это внимание, взаимоуважение, спокойный эмоциональный фон в семье. Поведение ребенка отражает микроклимат семьи. Наблюдайте за поведением малыша, чтобы вовремя заметить проблему.
Сталкиваться с проблемами в детском саду – нормально, главное – вовремя заняться их решением. Рекомендуем ознакомиться с материалами о том, что делать, если ребенок часто болеет, стоит ли водить заболевшего малыша в садик и как повысить его иммунитет, о том, как быть, если чадо не спит, не ест или отказывается посещать учреждение, а также о том, как научить его постоять за себя.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.
Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.
Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.
Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду» Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему?.
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.
Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.
Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду» Отчет по самообразованиюТЕМА: «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Щегельская О. Ю. Обоснование выбора темы Зрение играет важную.
Зимние прогулки в детском саду. Консультация для родителей Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления.
Маленький тиран: почему ребенок дерется в детском саду и что с этим делать?
Попадая в детский садик, малыш начинает адаптироваться к новому коллективу. Не всегда этот период проходит спокойно и успешно.
Бывают случаи, когда ребенок начинает проявлять агрессию либо подвергаться негативному отношению со стороны других детей. Такую ситуацию нельзя игнорировать, так как это может привести к нарушениям в психике.
Если ребенок дерется в садике, советы психолога могут помочь родителям решить такую проблему.
Причины детской агрессии в садике
Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения ребенка в детском саду. Воспитатель может жаловаться на то, что малыш кусается, инициирует драки, ругается. Существуют разные причины того, почему дети дерутся в детском саду.
Все они объединяются в две группы: внутренние и внешние. Первые связаны с переживаниями, особенностями темперамента и нервной системы, характера, психики, вторые – с негативным влиянием факторов окружающей среды.
Среди внутренних причин детской агрессии в учебно-воспитательном заведении, стоит выделить:
К внешним причинам агрессии у дошкольников относятся:
Как правило, к агрессии предрасположены такие категории детей:
Чтобы понять, почему ребенок ведет себя в садике агрессивно, необходимо проанализировать его поведение, отношение со сверстниками, особенности характера. Выяснить причину частых драк может грамотный психолог.
Что делать родителям?
Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.
Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.
Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.
Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике. Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике.
Если дерется ваш ребенок
Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.
Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.
Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.
Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.
Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.
Психологи и педиатры дают такие советы родителям:
Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.
Если бьют вашего малыша
Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.
На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога. Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать.
Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку. Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.
Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.
Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.
Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).
Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.
Советы психолога, как отучить ребенка драться
Помочь отучить ребенка драться может опытный психолог. Поэтому стесняться или бояться посещать специалиста не стоит.
Для того чтобы решить проблему, психологу нужны такие факты из жизни ребенка:
На основании этой информации специалист определяет причину плохого поведения, разрабатывает план отучения от агрессии. В каждом случае метод подбирается индивидуально. Многое зависит от возраста ребенка. С детьми 1-1,5 лет нужно разговаривать.
Малышу следует сказать, что драться нельзя. Двухлетнего ребенка еще можно остановить, взяв за руку и отведя от объекта либо субъекта, вызвавшего агрессию. Трехлетние дети уже все понимают. Поэтому с ним нужно разговаривать, объяснять правила поведения в коллективе.
Воспитательные беседы необходимо вести, когда малыш находится в спокойном состоянии. Более взрослые дети становятся самостоятельными. Если родители их плохо воспитывали, то объяснить что-либо им, остановить их, будет сложно.
Психологи дают такие общие рекомендации касательно отучения ребенка от драк в садике:
Видео по теме
Что делать, если ребенок дерется в детском саду? Советы психолога в видео:
Таким образом, если ребенок дерется в садике, то стоит выяснить причину плохого поведения. Поняв, почему малыш проявляет агрессию, будет легче решить проблему. Если не получается отучить от драк, то требуется обратиться к детскому психологу, невропатологу или психотерапевту. Бывает, что повышенная агрессивность обусловлена патологическим состоянием.
Ребенок в детском саду бьёт других. Как быть?
Начинается учебный год, а с ним и детские проблемы. Поговорим с психологом Юрием Пожидаевым о драках в детских садах: что делать, если ваш ребенок решает вопросы кулаками?
Ведущая Эльвира Чипенко беседует с психологом в прямом эфире передачи «Формула семьи» на радио «Теос».
– Всем привет, друзья, мы сегодня говорим о драках. Что делать, если ребёнок дерётся в детском саду, если дерутся маленькие дети, что делать, если ребёнок решает вопрос кулаками?
– По моим наблюдениям, сейчас драк меньше стало, чем было раньше, потому что дети заняты другим. Дети заняты телефонами, гаджетами.
В детских садах – нет, в детских садах там раздолье, там дети приходят абсолютно разные, из разных семей, и бывают такие экземпляры, которых остановить очень сложно, которые нуждаются в коррекции, и в группе коррекции, и в коррекционных садиках.
– Давайте сегодня поговорим о том, что делать, если ваш ребёнок проявляет такую агрессию. С чего вы начнете?
– Ну, обычно дети дерутся, а родители – они тоже проявляют агрессию, они считают, что это нормально в принципе, если мой ребёнок даёт сдачу – значит, поделом.
Мне хочется поговорить о детях, которые проявляют серьёзную агрессию, естественно, что они это приносят из семьи.
Есть определенные причины, почему дети проявляют агрессию в детском саду. Я думаю, что зависит это от родителей, то есть от воспитывающих органов, будем так говорить – от папы и от мамы.
Есть, например, папы, которые намеренно так воспитывают детей: чтобы они сильными были, чтобы они подавляли, чтобы они лидерами были, у них такая позиция: завоевывай и властвуй, и что это хорошо.
И поэтому такие дети приходят и встречаются с более гуманистически настроенными детьми, которые миролюбивые, которые выросли в послушании, более мягкие и так далее, и, естественно, им достается.
Как правило, как я уже сказал, всё идёт от семьи, но бывает и открытая агрессия, когда папа, например, настраивает ребенка; бывает скрытая агрессия, когда ребёнка постоянно критикуют, когда его упрекают, когда его обвиняют, постоянно стыдят и так далее.
У ребёнка накапливается, накапливается, потом он приходит и находит более слабого, и начинает его долбить.
Обычно дети замечают это – вот такое, нечто животное, хищническое есть в каждом человеке, в частности, в ребёнке – он видит более слабого и начинает его угнетать, и начинает его, возможно, бить и начинает манипулировать всеми.
И если этот ребёнок там чего-то не делает, он даёт ему оплеуху или просто бьёт его.
– Насколько важна конкретная причина, почему ребёнок так себя начал вести – именно там весь, так скажем, корень зла?
– Причину можно узнать. Я думаю, что у детей, которым 4–5 лет, вряд ли есть причина, чтобы достигать цели или что-то еще, это, скорее, манера поведения. Просто ребенок так научен, его по-другому вести себя не научили.
Он видит игрушку, которая ему нравится – и неважно, что в неё играет другой, он подходит и забирает ее. А если тот не отдает, он дает ему другой игрушкой по голове. Всё, и разговор окончен.
Потому что это линия поведения, потому что он так научен, потому что он такой, и родители его так научили.
Бывает, один-два такие попадаются в группе – те агрессоры-дети, от которых страдают все остальные дети. Бывает и так, что родители составляют коллективное письмо: уберите, пожалуйста, этого ребенка из группы, потому что он терроризирует всех.
– То есть можно сделать вывод, что большинство детей, которые проявляют таким образом агрессию или дерутся, принесли это из семьи.
– Я думаю, что да. Следующий момент: это может быть из-за контента, который они смотрят и наблюдают. Это игрушки, например. Если ребенок играет в какие-то игрушки, которые его провоцируют на это – виртуальный мир очень влияет на сознание ребенка.
– А как же исследования, (правда, у детей постарше) что те дети, которые играют в такие агрессивные виртуальные игры, как раз сбрасывают весь этот адреналин, всю эту агрессию, и когда завершают игру, они выходят в мир «спокойными» людьми?
– Я думаю, что для маленьких детей это не работает, это для взрослых детей, которые понимают, что это – мир реальный, а это – мир виртуальный.
Маленькие дети берут модель поведения. Почему говорят, что маленьким детям нужно смотреть мультики про «белогривые лошадки, с голубого ручейка начинается река», что нужен наш русский Винни Пух, а не американский? Потому что американский Винни Пух ленивый и постоянно хочет есть.
Кстати говоря, в любой сказке, в любой истории есть хороший персонаж, на которого нужно походить, и есть плохой персонаж, на которого не нужно походить.
Должна быть расстановка ролей, и тут очень важен взрослый, который объясняет. Когда ребенку 4–5 лет – пожалуйста, уводите его подальше от гаджетов! Это такой нежный возраст, если в головушку что-то зайдет, это уже не выковырнуть, как изюм из булочки.
– Что делать, если в садике в окружении ребенка дерутся, и он перенимает эти привычки, и вдруг принес эти привычки домой?
– Если дома это не используется, то это нивелируется, быстро уходит. Например, ребенок пришел и ругается матом.
«Слушай, это очень важная информация для меня, но больше так не говори, потому что это очень плохо, очень обидно для меня, и ты хочешь маму расстроить и обидеть? Давай мы это больше не будем использовать».
Все. Мы это не используем. Вообще, когда ребенок приносит что-то новое, он хочет похвалиться перед мамой – он что-то новое принес.
Он приходит – и такой счастливый, посылает. И если мы начинаем ему мыть рот мылом, наказывать, шлепать – вообще ребенку непонятно, почему это.
Когда мы правильно реагируем на ребенка, ребенок учится – и хорошо, что он столкнулся с этим. Сейчас вообще дети матерятся очень легко и просто.
И я прекрасно понимаю, что это делают взрослые, это они делают дома. И поэтому, дорогие мои взрослые, мы не будем сейчас говорить, но если вы материтесь дома – ну, в какой-то степени вы универсализируете свой язык – вы обедняете его.
Вообще, кстати говоря, неприлично дома материться – я не знаю, почему там муж с женой разговаривает на этом языке дома. Это моё мировоззрение, и, конечно, я его навязывать не хочу никому. Как минимум, странно требовать от ребенка, чтобы он этого не делал, если вы это делаете сами.
– У нас сообщение: «Эти агрессивные психологически более свободны». Хочется спросить слушателя, а почему вы так думаете? Мне кажется, как раз это неуравновешенность, это не свобода, неумение контролировать свои эмоции.
– Это несвобода. Потому что, например, мужья, которые бьют своих жен – это тоже несвобода. Мы должны понимать, что когда идёт заступничество посредством кулаков и рук – это один момент.
А когда идёт агрессия, когда у ребёнка отбирается что-то, когда кто-то, по его мнению, взял чужую игрушку, или встал не на то место, то тогда это совершенно другой случай. И поэтому на это нужно обращать внимание.
Поэтому здесь классифицируйте, пожалуйста, все эти моменты.
– Людмила пишет: «Первый вопрос от родителей: где был воспитатель? Ребёнок дерётся, обижает других детей, и маме говорит: «я защищался», а другого объяснения мама не слышит.
– Я всегда говорю: давайте мы будем всё-таки на земле. Вот иногда бывает мама, у которой один-двое детей, она не замечает, как ребёнок куда-то залез и обварился, а их тридцать в группе. И вы должны это понимать.
Например, какого-то ребёнка тошнит, воспитатель пошёл с ним в туалетную комнату, и тут дети остались на какое-то время без присмотра. Вы должны понимать, что порой дети остаются без присмотра, бывает так, на какой-то промежуток времени.
Она может отвернуться и кто-то по башке машинкой – хрясь! И пока она шла пять или десять метров до них, они уже успели друг у друга этими машинками брови разбить.
Мы больше говорим о том, как правильно реагировать на это, почему это происходит – вот это самое главное. Иногда и вы на детской площадке можете отвернуться, вы не видите своего ребенка, и там многого не нужно.
– А что насчет того, что мама верит своему ребенку и не верит окружающим? Такое тоже бывает, и даже трехлетки очень хорошо могут быть манипуляторами, они уже могут врать.
– Во-первых, вы своего ребенка хорошо знаете. Но хорошо знать – это не значит на всё закрывать глаза.
Я знаю, что мои дети могут, а чего мои дети не могут. Я это знаю, и, естественно, я не буду ругать их при других людях, наказывать и так далее. Я уже дома буду разговаривать, буду выяснять, что вообще произошло.
– Вот, смотрите: растёт у меня нормальный ребёнок, он не дрался ни с кем, то есть я не видела в обычной жизни, дома, проявление агрессии.
Дома могут быть домашние животные, другие дети, и если ребенок агрессивный, это будет заметно – но я такого не видела.
И вот я прихожу в детский сад, и мне воспитательница говорит: «Вы знаете, ваш ребёнок дерётся!»
А ребёнок мне говорит: «Мама, я не дрался, я защищался, на меня нападали!» и первая мысль – что ребёнок прав, потому что, как вы сказали, я знаю своего ребёнка, а на него наговаривают.
Как разобраться в этой ситуации? Если есть видеокамеры – это супер, но не везде они есть.
– Если ты знаешь своего ребёнка, если вы знаете своего ребенка, если вы понимаете, что он защищался, и вы это объясняете воспитателю, не надо ребёнка пытать, не надо подозревать.
Всё-таки доверие – это основополагающий фактор. Ты спрашиваешь, как это всё произошло, почему. Возможно, ты спрашиваешь про мотив, какие-то детали и так далее. В принципе дети еще не умеют так обманывать и фантазировать, хотя некоторые экземпляры бывают.
Но, опять же, я всё-таки ссылаюсь на то, что родители знают своих детей, они знают, на что они способны. Если родитель занимается своим ребёнком, он знает своего ребенка. Если родитель не занимается, а просто его защищает – это совершенно другое.
– Неужели нет никакого процента вероятности, что вот в этой истории, которую я рассказала, мой ребёнок действительно мог сам подраться, а мне соврать?
– Если в семье доверительные отношения, если у тебя с ребёнком доверительные отношения, то у него нет резона врать. Зачем ему тебя обманывать? Потому что это ты добрая мама, ты разбираешься с ним, у вас есть дисциплина, у вас есть наказание.
Но если наказание – это не избиение ребёнка, это не уничтожение его личности и так далее. Ребёнок это понимает, и поэтому дом и домашние его – это его тыл.
Если ребёнок вам врет, если есть какие-то камеры – воспитатель должен взять это на контроль. Мы не знаем, что происходит, но, возможно, эти дети провоцируют его, и, возможно, они издеваются над ним. Возможно, бывают провокаторы, которые начинают обзываться.
Причиной может быть и фамилия, и какой-то дефект у ребёнка типа заячьей губы, или цвета волос, или голова большая. Или этот ребёнок может быть не в брендовой одежде, а там все такие «забрендированные», в этом саду.
Или, может быть у него не такие игрушки, которые дети приносят – хотя не нужно приносить свои игрушки в детский сад, чтобы вот этого не было.
И здесь воспитатель берет себе на вооружение, он смотрит и разбирается в этой ситуации, потому что – ну, а кто будет разбираться? И возможно, он скажет: да, вот эти дети провоцируют.
У меня такое было со старшим, когда его дети избивали и он вообще молчал, ничего не говорил, но он не хотел идти в садик, он вообще категорически отказался идти в садик. Он ревел белугой, когда мы входили в сад.
Я никак понять не мог, что происходит, пока я не встал и не пошёл – это было на первом этаже, – подошёл к окну и начал наблюдать, как он заходит в группу.
Он входит в группу – а нашей воспитательнице было 78 лет, и в группе около 25 человек. Она пока отвернулась, в каких-то своих пособиях, чтобы занятие проводить, а тут к нему двое подходят и начинают его дубасить.
Вот, пожалуйста, результат. Что, чем он там им не угодил, что там было?
Мы говорили о первопричине, что ребёнок может быть агрессивный, если родители подавляют его индивидуальность. Потом бывает так, что учат этому, бывает так, что чрезмерно строгое воспитание, когда например, ребёнку вообще ничего нельзя, всё нельзя.
И тут, когда он попадает в определенную свободу, он начинает делать всё, что нельзя, всё, что можно.
– Сообщение от Ирины: «Родители приходят с агрессивным ребенком со словами: делайте, что хотите, мы сами не справляемся! На самом деле всё действительно в большинстве случаев идет из семьи.
И этот ребёнок быстро понимает правила поведения, если ему ставить рамки и пресекать эту агрессию, не забывая уделять ему больше внимания. От воспитателей очень многое зависит, родители, бывает, и не хотят заниматься ребёнком».
– Это а‑ля демократический стиль воспитания, когда всё дозволено: вот, это тебе, вот, иди, занимайся, ты сам себе предоставлен. Самое главное, чтобы ты за себя постоял, и так далее.
Ребёнок каким-то образом учится выживать. И потом родители начинают не справляться, потому что он становится неуправляемым.
А ещё, кстати говоря, такая интересная штука происходит: так или иначе ребенок нуждается в родителях, он нуждается во внимании и любви.
И когда он её не получает – когда там, например, мама устраивает личную жизнь, или, например, маме некогда, или, например, агрессивная бабушка с деменцией, и какие-то другие причины, то ребёнок обижен, у него накапливается всё это.
Он приходит в детский сад, начинает всех дубасить, он начинают всё переворачивать, и так далее.
Когда он чувствует отверженность, когда он чувствует нелюбовь, когда он чувствует непринятие, когда он чувствует, что он никому не нужен – может быть, он не делает такой вывод, он не может это сформулировать.
Он подходит к маме прижаться, а мама: «Уйди, что ты мне мешаешь, что под ногами здесь болтаешься, я сейчас по телефону разговариваю!»
Раз, второй, третий – и потом ребенок агрессирует по этому поводу. А ещё бывает – конечно, это редко, наверное, – что бывают учителя и воспитатели, которые недолюбливают ребёнка.
Дети по-разному реагируют. Вот, например, он видит, что вот этого она любит, а вот этого ненавидит, и он начинает бить тех, кого она любит.
– Получается, кулаками отвоевать себе место под солнцем… А правильно ли я понимаю, что для трехлеток и до трех лет примерно кулаки – это в принципе естественный способ решить проблему?
То есть это не что-то из ряда вон: мой ребёнок начал колошматить кого-то, – а это естественная реакция, и ребёнок слишком маленький, чтобы её контролировать, и нужно это чётко с ним проговаривать.
– Сейчас много гиперактивных детей – и достаточно много. Естественно, что, например, если ребёнку ничего нельзя, если ребёнком не занимаются, он сидит дома, а в садик он приходит и начинает носиться, начинает толкаться.
Ведь иногда мы какую-то толкотню воспринимаем за агрессию, а это игра, он пытается толкнуть: догони меня, или ещё что-либо. Бывает и так.
Ещё бывает причина такая: это может быть какая-то болезнь, которая у ребёнка может быть связана с головным мозгом, что-то с ребёнком не так, поэтому он так себя ведёт, но это в редких случаях.
– По поводу игры хочу уточнить: как понять, что ребёнок сейчас агрессивный, или он играет? Как разделить эти вещи?
– Маркер должен поставить все-таки взрослый, который наблюдают за ребёнком. Это воспитатель, потому что воспитатель должен знакомиться с каждым ребёнком, и в принципе познакомиться с родителями, поговорить о ребенке.
Но это сейчас я рисую какую-то идеальную картину. Я так надеюсь, что всё-таки воспитателям дают некие психологические навыки.
Значит, он должен посмотреть на маму, поговорить с ней, понять, или личное дело поднять, вообще узнать, откуда ребёнок и что за ребёнок, как мама приводит его, как она общается с ним, в принципе как мама общается с ребёнком, когда она его забирает, и когда она его приводит в сад и раздевает его, и что-то уже будет понятно.
Даже не что-то, а многое понятно.
Дети – это такое благословение, которое Бог даёт в жизни человека, и сейчас они вообще с трудом даются, эти дети, потому что ни для кого не секрет, что забеременеть не так-то легко, очень много всевозможных болезней. И потом всяких патологий ещё много.
К сожалению, опять мы много говорили об этом, и говорим всегда, что порой родители не готовы. И для них это бремя, и если это бремя длится очень долгие годы – ну, что ещё ожидать? Ничего хорошего ожидать нельзя.
– Ирина пишет: «Были разные дети, но всем нужно внимание и железные правила, которые соблюдаются всеми без исключения».
– Дисциплина – это залог успеха детского сада и залог безопасности детей, это нужно понимать.
Без дисциплины никуда. Все построились, все взялись за ручки, все идём, все взяли ложки и так далее. И эти правила работают для всех без исключения, чтобы не было ни любимчиков, ни наоборот.
Дети поступают из разных семей, может быть, там папа пьющий, ещё что-либо, поймите это. Но этот ребёнок не виноват, что он такой. Он не виноват. И часто, когда бывает ребёнок такой, его видно.
Вообще недолюбленных детей видно, их прямо по взгляду видно, как они смотрят, по их настроению. Но ребёнок-то не виноват, он пришел в этот мир – в мир взрослых, которые вот такие, и он приходит, его нужно социализировать.
И как раз детский сад, а потом школа и отношения опытных взрослых и других людей – это очень важно для этих детей.
– Какая будет самая правильная реакция родителя, если он приходит забирать ребёнка из детского садика, а ему воспитатель говорит, что ваш ребёнок сегодня был агрессивным, дрался, пытался побить кого-то, или, может быть, побил?
– Первая реакция: хорошо, спасибо, что вы об этом мне сказали, я обязательно поговорю сам со своим сыном, своей дочерью, и мы будем работать над этим.
Я обычно стараюсь потом приходить в садик и встречаться с другим ребенком, свожу своего с ним и спрашиваю. Мне хочется посмотреть, что это за ребёнок.
Воспитатель сидит, мой сын, например, сидит и этот ребёнок сидит. И я спрашиваю: «Денис, привет, я папа Саши, что случилось? Расскажи мне, пожалуйста, что произошло» Опять же, какую ты тональность берёшь, как ты смотришь на ребёнка, как ты сидишь – это очень важно, потому что ребёнок должен понимать, что взрослые хотят помочь.
Что взрослые не хотят его уничтожить, наказать, и ему нужно затаиться, нужно сделать свое черное дело, чтобы об этом никто не знал. Нет. Нужно помочь ребенку научиться справляться со своими, условно говоря, темными силами.
– Значит, мы не начинаем отчитывать ребёнка и ругать тут же, мы не начинаем скандалить с воспитателем: да что вы вообще, как вы могли наговорить на моего ребёнка!
Мы соглашаемся, говорим: спасибо, разберёмся. Мы выходим из детского садика и спокойно дальше по пути домой, или дома в этот день мы спокойно спрашиваем ребёнка, что произошло. А что потом?
– Потом я бы еще посоветовал поговорить с воспитателем. Всё зависит от воспитателя вашего, который находится в садике. То есть важно поговорить без ребёнка. Потому что взрослые разговоры – это взрослые разговоры.
Нужно расспросить, когда это произошло, что вы видели, чего вы не видели, как часто это бывает. Если камеры – посмотреть. Что это за ребёнок, из какой он семьи, как вы думаете, кто виноват и так далее.
Проявить заинтересованность в своём ребёнке, если он там, например, побитый, или, наоборот, он является инициатором драки.
– И самое главное – это сохранять спокойствие?
– Самое главное – не обзываться, не истерить, не грозить судами, полицией. Если ваш ребёнок драчун и вы начинаете кричать: вы тут сами все виноватые, плохие! – понимаете, всё, с чем вы не разберетесь сейчас, вы почерпнете попозже, в подростковом и юношеском периоде. Потом это всё к вам вернётся.
– Хорошо, если в итоге после спокойных разговоров, спокойных объяснений, даже если, может быть, воспитательница немного на взводе была, отпускаем эту ситуацию, и всё становится нормально.
В итоге всех этих мирных переговоров выяснилось, что ребёнок действительно «накосячил» – и что делать? Что делать в саду и что делать с ребёнком?
– Ну, если ребёнок «накосячил», нужно понять, почему. Просто так ребёнок не «косячит», мы уже с вами это поняли, есть определенные причины, или одна какая-то причина.
Например, если у вас ребёнок «накосячил», потому что он пересмотрел каких-то игр, тогда кого нужно наказывать? Я думаю, что, когда ребёнок так себя ведёт, надо наказывать родителей, а не ребёнка.
К сожалению, родители сами себя наказать не могут. Им лучше наказать ребёнка и поругать его, пригрозить ему, лишить его сладкого и так далее.
Но когда вы выясните причину – если, например, ваш ребёнок завидует какой-то игрушке, если тот, например, обзывается, еще что-либо, – вы методично, спокойно, доходчиво, в нормальной доброжелательной обстановке объясняете ребёнку модель поведения, как себя вести, если тебя обзывают.
Вы ребёнку говорите: «Вот тебя Максим обзовет, ты скажи: Максим, я про то, что ты меня называешь вот так, расскажу папе».
– Тогда я тут же задам вопрос: правильно ли учить давать сдачи?
– Знаете, есть ветхозаветная заповедь: око за око, зуб за зуб, глаз за глаз. Что такое сдача? Я думаю, что должно быть противление злу. Надо учить ребёнка сопротивляться злу, а не давать сдачи. Как сдачу измерить? Поэтому не сдачу надо давать, а защититься.
Я за то, чтобы не отвечать больше, чем отвечать. По поводу сдачи я считаю, что сдача – это нецивилизованный подход.
Вы хотите сказать, что если ребёнок почувствует силу, он меня начинает бояться. Ты меня боишься – и ты больше не бьешь. Тогда в твоей голове рождается коварный план, как сделать так, чтобы меня где-то загасить, подстеречь и так далее.
Ты мне выкопал ямку, я туда провалился – и всё, и ты меня закопал, и никто меня не видел, и звать меня никак.
Тем самым мы побуждаем людей к каким-то другим войнам, каким-то более затяжным конфликтам – и детей, в том числе.
Я думаю, что здесь должен быть алгоритм. Если тебя кто-то ударил, и если ты можешь оттолкнуть ребёнка и сказать, или, например, издать крик какой-то, что-то придумать такое – алгоритм, какое-то действие: вот, если этот человек нападет, то тогда я буду действовать вот этим образом.
– И всё же хочется конкретики. Я поняла из ваших слов, что как минимум нужно сказать воспитателю об этом. Не лезть в драку, а сказать воспитателю: Вася меня толкает, мне это не нравится. Или как?
– Нет. Если тебя толкнули, если тебя ударили, надо научить ребёнка не молчать и сказать, что я об этом скажу родителям. И опять следующий момент: «А, ты ябеда!»
Вот этот момент тоже надо проработать: а, ты ябеда! Нет. Ты пока нуждаешься в защите.
Когда мы учим сдаче, то мы нарушаем в какой-то степени наше цивилизованное пространство, в котором мы живём.
То есть мы на себя берем право выносить суд тут же. Это не наша прерогатива. Поэтому нужно разобраться. И ты должен разобраться сам.
– Я понимаю, почему такие вопросы задают. Потому что давать сдачу – может быть, как вы сказали, это значит показать силу, а может быть и другое – научить ребёнка самообороне.
Вот только самооборона пятилетки – это не кулаки; самооборона пятилетки – это рассказать взрослому?
– Да, самооборона пятилетки – это рассказать взрослому. Если вы понимаете, что ваш ребёнок хиленький, что ваш ребёнок, например, интроверт, что он, например, такой меланхоличный – то как иначе.
А если мой ребенок – крупненький агрессор, ты тоже это понимаешь. И поэтому ты как папа идешь с ним в спортзал, ты учишь его боксировать, ты учишь его не бояться. И поэтому он сгруппировался, когда вот тот нападает, и всё.
Но когда вот это «дать сдачи» – меня всегда это напрягает, потому что сдачу невозможно измерить, поэтому здесь это может привести к фатальным последствиям. Как правило, так и бывает, и погибают порой люди – ведь взрослые тоже так поступают.
– Еще сообщение: «Я тоже воспитатель и наблюдаю и за детьми, и родителями, изучаю психологию, понимаю причины плохого поведения ребенка.
Мне жаль его, потому что он хочет вести себя хорошо, но не знает, как. Мы в этом помогаем ему, но из-за семейной обстановки ему сложно дается контролировать свои эмоции, родители иногда не воспринимают наши рекомендации».
– Спасибо большое, потому что я думаю, что всё-таки мы должны детей воспитывать в любви, в мире, а не в агрессии и каком-то самостийном суде, – вот это очень важно.
Кстати, вот несколько важных моментов: если этому вашему ребеночку три года, если ребёнок достаточно агрессивенький – ну, научите его потопать ногами, сжимать кулачки, как-то порычать.
Или нарисовать свою злость, может быть, покидать подушку, побегать. Надо сбрасывать весь этот негатив, который в ребёнке есть. И лучше всего, конечно, устранить причину этого негатива. Как правило, он кроется в семье.
Дорогие мои родители, посмотрите, что в вашей семье происходит. Если ребёнок будет правильно воспитан, он будет принят, он будет любим вами, и вы сможете тем самым защитить ребёнка.
Потому что буллинг, например, часто встречается в школе или ещё где-либо. И тогда дети порой боятся разочаровать, когда у них нет нормальных взаимоотношений, боятся огорчить, или вообще боятся что-то сказать, а потом это страшное происходит.
Я всегда за это переживаю.
Ребёнок должен понимать, что его мама с папой любят, и они его готовы защитить, и он им готов всё рассказать – вот самое главная формула, которая вам необходима.
– Старайтесь жить в мире и в любви. У нас был комментарий, что самое главное – это любовь.
Кстати, вот вы про Ветхий Завет сказали – око за око; а про Новый не сказали. Друзья, драки, конфликты, всё вот это – Ветхий Завет.
А Новый Завет говорит о том, что любовь всё покрывает. Поэтому, друзья, старайтесь воспитывать детей в любви и жить в мире и согласии.