дети дождя это что значит
Консультация «Аутизм, или «дети дождя»
Вероника Морозова
Консультация «Аутизм, или «дети дождя»
Аутизм, или «дети дождя».
Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание.
Каждая мама радуется появлению ребенка в своей жизни. Первые прикосновения, первая улыбка и первые шаги – такие моменты незабываемы. Подрастая, дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, заводят верных друзей, веселятся в счастливом семейном кругу. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Порой радость новоявленных мам вдруг сменяется страхом и непониманием. Чадо не проявляет интереса к родным, не любит объятий и равнодушно к игрушкам. В замешательстве родители приводят своего малыша к врачу и слышат диагноз,который сегодня звучит все чаще: «детский аутизм» или «дети дождя».
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!
Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.
Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.
Признаки аутиста:
замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
предпочитает играть в одиночестве;
трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.
Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.
Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.
Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.
Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.
Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.Занятия проводятся поэтапно:
Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
Учить наблюдать, подражать.
Учить социальным играм и ролям.
Учить идти на эмоциональный контакт.
Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста.Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего. Термин «аутизм», происходящий от латинского слова autos, буквально означает «сам». Погружением в себя и отличаются аутисты от других. Они смотрят «сквозь людей» и при этом цитируют стихи страницами, решают сложнейшие задачи или пишут талантливые картины. «Дети дождя» не похожи между собой, как, например, «дети солнца» (с синдромом Дауна, и наклонности у них очень индивидуальны. Так, расстройствам аутистического спектра (РАС) были подвержены Вольфганг Амадей Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Винсент Виллем Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, расстройство аутистического вида в большей степени характерно для мальчиков, которые сталкиваются с проблемой в четыре раза чаще, чем девочки. Условия, причины и источники ее возникновения ученые изучают до сих пор, однако доказано, что проблема аутизма локализуется преимущественно в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение, а также появляется при органических мозговых нарушениях еще в период вынашивания плода или при его рождении.
Чаще всего подобный диагноз ставится детям в возрасте от 3 до 5 лет, и он называется ранним детским аутизмом или синдромом Каннера. Проявления клинической картины заболевания зависят от формы и степени патологии, но чаще всего выражаются в виде нарушения мимики, жестикуляции, громкости и внятности речи.
Эти дети по своему внешнему виду ничем не отличаются от своих сверстников и диагностировать наличие какой-либо патологии нервной системы таким образом не представляется возможным. Выделяют несколько факторов, которые, могут служить триггерами аутизма:
детский церебральный паралич;
кислородное голодание, перенесенное в период беременности или в процессе родов;
инфекционное заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода (цитомегаловирус, краснуха);
нарушение обмена веществ матери (ожирение);
Как распознать ребенка-аутиста?
— Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.
— Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.
— Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).
— Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутистазаключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.
У детей с подобным диагнозом наблюдается задержка речевого развития или полное отсутствие речи. При тяжёлой форме аутизма ребенок может так и не начать говорить,обозначая свои потребности жестами или короткими фразами: спать, есть, играть и т. д. Если же речь все же присутствует, то чаще всего она бессвязная и лишённая всякого смысла.
Для аутистатакже свойственно говорить о себе в третьем лице: Миша уходить, Мише не нравится и т. п. Кроме того, эти дети склонны игнорировать групповые (командные) и ролевые игры, поскольку не способны сами придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются ими, как нечто целостное, их может интересовать не вся игрушка, а только её конкретная часть, например, колесо от машинки или голова куклы, отделенная от тела. Они также не реагируют на эмоциональное обращение родителей.
Для детей-аутистовхарактерно стереотипное поведение:
Зацикленность. Они могут фокусироваться на конкретном занятии и проводить за ним по нескольких часов, например, возводить пирамиду или строить башню и т. д.
Ритуальность. Если привычная обстановка изменяется, такие дети будут чувствовать себя неуютно и беспокойно. Они могут повторять бессмысленные действия в подобных стрессовых ситуациях, например, раскачивание из стороны в сторону, перебирание пальцами.
Страх. При многократном повторении стрессовых ситуаций эти дети способны проявлять агрессию по отношению не только к окружающим, но и к самому себе.
Аутизм неизлечим, но чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на успех и, соответственно, эффективнее будет социализация. Однако инклюзия невозможна без готовности не только семьи, но и в целом общества оказать поддержку и даже первую помощь «людям дождя» при встрече с ними.
Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.
Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.
«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.
Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.
Аутизм, или «дети дождя»
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего.
Второго апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, по Невскому проспекту вновь пройдут колонной все, кто не безразличен к этому заболеванию. Ежегодно Петербург присоединяется к всемирной акции «Зажги синим», подсвечивая Дворцовый мост, купол Дома Зингера и другие здания в знак солидарности с «людьми дождя» и их близкими, с уникальными детьми и взрослыми, живущими по соседству с нами.
САМ В СЕБЕ
Каждый человек с аутизмом имеет особые интересы и неординарные способности, неслучайно символом этой особенности стал дождь — как знак другого восприятия окружающего мира при необыкновенном богатстве внутреннего. Термин «аутизм», происходящий от латинского слова autos, буквально означает «сам». Погружением в себя и отличаются аутисты от других. Они смотрят «сквозь людей» и при этом цитируют стихи страницами, решают сложнейшие задачи или пишут талантливые картины. «Дети дождя» не похожи между собой, как, например, «дети солнца» (с синдромом Дауна), и наклонности у них очень индивидуальны.Так, расстройствам аутистического спектра (РАС) были подвержены Вольфганг Амадей Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Винсент Виллем Ван Гог, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн. В этом списке и наши современники: знаменитый математик, петербуржец Григорий Перельман, первым доказавший гипотезу Пуанкаре и удостоившийся присуждения «Премии тысячелетия»; японский геймдизайнер Сатоси Тадзири, создатель серии игр и сериала «Покемон» (он вошел в список ста самых лучших гейм-дизайнеров по версии IGN); американский предприниматель и благотворитель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, расстройство аутистического вида в большей степени характерно для мальчиков, которые сталкиваются с проблемой в четыре раза чаще, чем девочки. Условия, причины и источники ее возникновения ученые изучают до сих пор, однако доказано, что проблема аутизма локализуется преимущественно в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение, а также появляется при органических мозговых нарушениях еще в период вынашивания плода или при его рождении.
ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
— Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия, — сообщает научный руководитель отделения детской психиатрии (4-е отделение) Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, д. м. н., профессор Игорь Макаров. — В их числе начало заболевания в двухлетний период нормального предыдущего развития. Для таких детей характерны красивое и задумчивое выражение лица, отрешенность и сонливость как заметный признак патологии, неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей — так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не может отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения.
«Выход для аутиста — это выход из аута в жизнь. Выход для всех остальных означает понимание, что все мы — одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтеры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы — люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, — будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе.
Любовь Аркус, киновед, режиссер, основатель и президент фонда «Выход в Петербурге», создатель центра системной поддержки людей с РАС «Антон тут рядом»
Free-Photos с сайта Pixabay
« Дети дождя » одинаково равнодушны и к близким, и к чужим людям. Уже в младенческом возрасте при попытке взять их на руки они не радуются, а остаются или напряженными, или безучастными. Такой малыш не смотрит в глаза — отсутствие необходимости в зрительном контакте тоже считается характерной особенностью расстройства. Улыбка или печаль возникают на лице без связи с тем, что происходит вокруг. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами, не реагируют на свое имя и не отличают человеческий голос от других звуков. Но они визуализируют услышанную или увиденную информацию, и безликие цифры или ноты в сознании аутиста трансформируются в одушевленные существа, обладающие цветом, запахом и образом.Своеобразие ребенка, страдающего аутизмом, проявляется прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит и ощущает реальность, поскольку его мозг из-за генетических нарушений просто не успевает связывать ощущения, в том числе сенсорные, соединять и анализировать все то, что происходит вокруг. Это приводит к тому, что мир воспринимается им фрагментарно и искаженно. Нарушения или задержка речи — тоже распространенное явление в таких случаях, потому что общение у «детей дождя» происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков, непонятных слогов. Еще один характерный признак, при вербальных навыках, — неумение пользоваться местоимениями, дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени. У детей-аутистов выражено также стремление найти успокаивающее их ощущение, отсюда возникают монотонные игры, стереотипные движения, ритуальные действия. Малыши не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами обихода, их внимание привлекают глина, песок, вода. Такие дети не вступают в обычное для их возраста общение, хотя физически абсолютно здоровы и внешне ничем не отличаются от сверстников. Отмечается также реактивная избирательность — ребенок чаще всего не хочет отвечать на вопросы, зато интересуется разными хаотичными звуками и шумами. Очень важный признак аутизма — стремление к сохранению и поддержанию неизменности обстановки — «феномен тождества». Любое изменение вызывает тревогу и даже страх. Для детей с медицинским диагнозом «аутизм» не существуют стандартные правила, но и развитие их идет по особому пути, благодаря чему из них вырастают выдающиеся спортсмены, художники и ученые.
ВЫХОД — ДЛЯ ВСЕХ
Так как аутизм представляет собой в первую очередь трудность в общении, заниматься с «детьми дождя» должны, разумеется, и такие специалисты, как нейропсихолог, логопед-дефектолог, педагог. Важна и медицинская помощь, в частности микротоковая рефлексотерапия. Но на 85-90 % эта задача — работа родителей, взрослых, которые станут проводниками в реальный мир, найдут адекватные методы корректировки поведения, которые могут помочь. Аутизм неизлечим, но чем раньше он будет выявлен, тем больше шансов на успех и, соответственно, эффективнее будет социализация. Однако инклюзия невозможна без готовности не только семьи, но и в целом общества оказать поддержку и даже первую помощь «людям дождя» при встрече с ними. Так, например, спровоцировать аутоагрессию (агрессию, направленную исключительно на себя) может вмешательство в личное пространство, поэтому прикасаться к человеку, будучи посторонним, не нужно, это может вызвать стресс. Если приступ психомоторного возбуждения все же начался, его ни в коем случае нельзя игнорировать: аутист безопасен для окружающих, но может нанести увечья себе. Специалисты советуют в подобной ситуации позвать на помощь, обратиться в скорую, зафиксировать руки, если человек с особенностями развития наносит себе удары, мягким шарфом или косынкой, но не веревкой. Нельзя в таких случаях повышать голос, говорить нужно спокойно и ласково, можно отвлечь книгой, звуками, видео. Личностные, коммуникативные и творческие ресурсы людей с расстройствами аутистического спектра очень богаты, и, как знать, может быть, при встрече каждый из нас сможет открыть хотя бы частичку их для себя.
Все мы разные, но всем нужны любовь и понимание!
Кто они, дети дождя?
Рядом с нами растут необычные дети, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята. У них свой, закрытый для посторонних мир, но им безумно нужна помощь, поддержка и понимание. Давайте попробуем заглянуть в закоулки их сознания, выйти за пределы своих жестких стереотипов и понять, в чем нуждаются дети с диагнозом аутизм.
Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» — «сам» (погружение в себя). Это заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики — 5—6 случаев на 1000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчишки. Точная причина аутизма не установлена, но часто в истории болезни аутистов можно встретить сведения об осложнениях в протекании беременности матери и при родах: родовые травмы, асфиксия, гипотрофия плода. Огромное значение имеет и наследственность, хотя «сработают» гены или нет, зависит от внешних факторов. Пугает то, что с каждым годом количество деток с аутизмом стремительно растет. Виной тому экология, неподготовленность организма матери к беременности или ее нежелание рожать малыша — неизвестно. «Грешат» ученые и на консерванты, используемые в вакцинах и на некие «зеркальные нейроны», которые «барахлят» в головном мозге аутистов. Но найти истинный корень этой проблемы пока не удалось.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ. На первый взгляд, малыши, страдающие аутизмом, не отличаются от обычных детей. Однако, если присмотреться к их поведению попристальней, можно с раннего возраста увидеть многие отличия: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не тянется к ней, ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза, ему комфортно одному в своей кроватке. Малыши с аутизмом редко плачут, и никогда не бегают за родителями «хвостиком». Аутист не реагирует на свое имя и может не обращать внимания на окружающие звуки. Это заставляет родителей заподозрить у малыша нарушение слуха, которого в действительности нет.
Когда кроха-аутист подрастает, черты болезни становятся ярче: он плохо и очень поздно начинает разговаривать «механической» монотонной речью, боится всего нового, шумного, яркого. Если проявляют недовольство, то делают это агрессией и криком. Такой малыш не говорит о себе «я» и поздно осознает границы своего тела: бывает, уже в школьном возрасте он, словно впервые, часами ощупывает себя перед зеркалом.
АУТИЗМ — НЕ ПРИГОВОР. В первое время после рождения крохи родители воспринимают его поведение, как «манну небесную» — спокойный ребенок, не требующий внимания к себе. Но уже к концу первого месяца жизни они ждут первых улыбок и «агу». Если ожидание этих приятных мелочей длится месяцами, родителям нужно бить тревогу и обращаться за помощью к специалистам.
КАК УХАЖИВАТЬ. Чтобы победить аутизм, нужно как можно раньше начать заниматься с ребенком (с 2—3 лет), тогда к восьми годам диагноз может быть снят. Родителям нужно помнить, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, объясняя себе каждое его слово и каждый жест.
— Дайте понять малышу, что вы понимаете его и любите таким, какой он есть. Родители должны создать своему ребенку комфортную обстановку, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.
— Повторяйте вслух названия предметов, которые заинтересовали малыша, ежедневно придумывайте игры с четко очерченными правилами (например, вот кубики: давай построим из них поезд, а завтра — дом). Если кроха не говорит, играйте с ним в лото, головоломки, собирайте мозаику.
— Проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал, который так любят маленькие аутисты. Иногда «забывайте» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и заговорить.
— Включайте ребенку эмоциональные мультфильмы и читайте книги, в которых малыш может сопереживать героям. И не забывайте, что такому ребенку важно иногда быть в одиночестве, давайте ему отдохнуть.
ДИЕТА ДЛЯ ОСОБЕННОГО. У малышей-аутистов часто возникают нарушения в работе пищеварительной системы. Они страдают повышенной проницаемостью кишечника (синдромом «дырявого кишечника»), когда в их кровь попадают шлаки. Как только они перестают получать продукты, содержащие глютен и казеин, наступает заметное улучшение. Из-за особенностей обмена веществ у детей с аутичными нарушениями глютен и казеин не расщепляются до конца, а продукты их полурасщепления обладают наркотическим действием. Поэтому таким детям рекомендуют исключить из рациона молочные продукты и продукты, содержащие пшеницу, овес, рожь, ячмень. Основная их еда должна содержать много клетчатки, которая помогает наладить стул, улучшить пищеварение и вывести из организма соли тяжелых металлов.
Анна Шевчук, киевлянка, 35 лет: «Когда мы привели нашего Даню к специалистам, ему было 3 года. Мальчик останавливался, перешагнув порог, и не сдвигался дальше. Его могло заинтересовать только рассматривание под разным углом зрения частей игрушечной машинки, например, поворачивал машинку так, чтоб колеса были видны в один ряд — это вызывало у него эмоциональный подъем, который выражался в улыбке и довольном покачивании головой.
Сотрудники центра работали с мальчиком два года: адаптировали его к новому помещению, к другим ребятам. Дане делали специальный массаж области лба, головы, и особенно шеи. У ребят-аутистов есть особенность — если не развивать их тело, оно начинает деградировать. С мальчиком пели, играли, а главное — его не «ломали», не подстраивали под всех. То же самое мы повторяли дома. Сейчас наш Даня ловкий, способный малец, у него расширился круг интересов и стали более разнообразными эмоциональные проявления; появилась фразовая речь и инициатива в общении».
Благодарим за помощь в подготовке материла к.п.н. Татьяну Скрыпник, ст. н. с. Института специальной педагогики АПН Украины, координатора учебно-развивающих программ Центра развития аутичного ребенка «Сонячне коло».