дети с ключом на шее что это значит
Советские дети. Дети «с ключом на шее»
Теорию поколений создали Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году. Они подробно изучали термин «поколение». Причиной исследования стал легендарный «конфликт поколений», который в принципе не был связан с возрастными разногласиями.
Суть этой теории состоит в том, что ценности и взгляды на жизнь людей, которые выросли в разную историческую эпоху сильно отличаются между собой. Личность формируется не только благодаря воспитанию в семье. На поведения также влияют те процессы, которые происходят непосредственно в обществе. Это касается экономики, политики, а также социальных факторов. Исходя из данной теории существует несколько поколений: X, Y, Z.
Поколение Х (дети с ключом на шее) — это люди, которые родились в 1963-1983 гг. Они привыкли планировать все постепенно, постоянно двигаться в одном направлении. Детей с самого раннего возраста готовили к взрослой жизни и прививали самостоятельность.
События 1963-1983 гг в Советском Союзе
Дети, которые родились в данный период стали свидетелями не самых позитивных событий. Это касалось как политических процессов внутри государства, так и во всем мире. Правительство Советского Союза всегда стремилось к мировому лидерству.
Но в стране долгое время было заведено, что народ ничего не знал о жизни в других государствах. Молодежи запрещалось слушать иностранную музыку, носить заграничную одежду.
В тот период многие пары разводились и остро назрел вопрос о гендерном равноправии. Тогда большинство женщин стремилось к независимости от представителей противоположного пола. Из-за этого семейные ценности у молодого поколения немного изменились.
Тоталитарный режим государства, период застоя, международный конфликт с Америкой, Афганская война, популярность наркотиков, начало перестройки, развод родителей — эти события непосредственно повлияли на формирования мировоззрения молодого поколения.
Общие характеристики поколения
Главным преимуществом была готовность к любым изменениям и надежда исключительно на себя. Родители приучали детей к самостоятельной жизни еще с раннего возраста. Они сами разогревали себе еду, убирали за собой, учились.
Отец с матерью рано утром уходили на работу и возвращались домой поздним вечером. Весь день ребенок самостоятельно принимал решение, ведь рядом никого не было. Родители были уверены, что так им проще будет в дальнейшем жить. Некоторые даже усложняли задачу молодому поколению исходя из воспитательных целей.
Мнение близких родственников всегда интересовало представителей поколения Х, но окончательные выводы они делали сами. Семья для них всегда на первом месте, а потом уже карьерный рост и погоня за большими деньгами.
Такие люди предпочитают иметь стабильный заработок благодаря одной должности. Они творческие и любят одиночные виды спорта.
10 февраля 2018 1:00
В начале 90-х годов прошлого века два американца, демограф Нейл Хоув и историк Вильям Штраус, заметили ряд закономерностей. Оказалось, модели поведения людей одного поколения совершенно не похожи на модели поведения другого поколения в том же возрасте. Проще говоря, сегодняшние 20-летние в сходных ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совсем не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот с прапрадедами уже есть явное сходство!
Сегодня у нас одновременно живут представители шести поколений:
И жизнь хороша, и жить хорошо!
На это поколение наложили отпечаток революции 1905 и 1917 годов, Гражданская война, две пандемии (холера и испанка), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация. Как следствие, те, кому сейчас больше 96, почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом оптимизмом и высокой ответственностью.
Береженого бог бережет
Воспитанные в условиях сталинских репрессий, Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода, они молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека. То, что именно в их «период роста» были изобретены антибиотики, внушило им безоговорочное уважение к врачам. Холодильник и ящики «молчаливого» обычно забиты продуктами: еды не хватало в детстве. На даче они упорно сажают картошку и огурцы. Поскольку уже сам вид растущих овощей и фруктов вызывает уверенность в завтрашнем дне и даже счастье.
Место для подвига всегда найдем
Все должно быть в кайф
«Поколение Z» (2003 г. р. и далее)
Их становление происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей новую независимость, ждущую окончания АТО. Общество опасается новых терактов и страшных эпидемий вроде атипичной пневмонии, кори, дифтерии. Сходство с условиями, в которых формировалось поколение «молчаливых», очевидно. А значит, можно смело предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения «зеты» будут повторять своих прапрадедов. Но не полностью.
Взрослые «зеты» будут идеалистами. Как «молчаливые» уходили из опасного и жестокого предвоенного мира в идеальный мир книг, они будут уходить в мир виртуальной реальности, нанонауки, облачных технологий и мультимедийного искусства. Но будут весьма практичными. Идеалисты-прагматики.
Что будет через 20 лет?
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
RuGenerations — российская школа Теории поколений
Поколения — наша любовь и работа с 2002 года.
От молчаливых до игривых
Авторы: Алексей Антипов, Евгения Шамис. Газета «Московская правда» от 19.10.2004 №195
Автор текста: Елена СЕРОВА
Россию населяют пять оригинальных типов людей
Американские психологи считают: поведение взрослого человека определяется глубинными ценностями, которые формируются у него в возрасте до 10 — 12 лет, потому что в детстве и отрочестве мы воспринимаем все происходящее как норму: мол, так устроен мир. Усваиваем: чтобы выжить, нужно поступать в соответствии с ситуацией. Впоследствии большинство из нас редко задумывается о своих «глубинных ценностях», но бессознательно действует под их влиянием. Что же нас «лепит»?
Во-первых, семейное воспитание. А во-вторых, политические, экономические, социальные и технологические события в стране и мире. Сформированные в детстве приоритеты могут, конечно, измениться, но для этого нужны очень серьезные перемены в обществе или личной жизни человека. Ясно, что у людей разных поколений будут и разные глубинные ценности.
Временной промежуток, когда рождаются представители одного поколения, — около 20 лет. Те из нас, кто рожден на стыке, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное поколение. Например, нынешние сорокалетние. Так что проблемы отцов и детей, о которых в свое время размышлял еще Тургенев, вполне естественны и закономерны. Меняется мир, меняются «понятия».
Американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус разработали теорию поколений, изучая ценности среднего класса, то есть большинства населения своей страны, — рассказывает Евгения Шамис, психолог-лингвист, кандидат философских наук, генеральный директор Бюро тренинга и консалтинга, преподаватель и тренер Академии народного хозяйства при правительстве РФ. — Принято считать, что в России средний класс еще не сформировался, поэтому, анализируя российскую действительность, давайте ориентироваться на наиболее типичных представителей разных возрастов (поколений).
Важно уточнить: у каждого человека есть еще и свои, индивидуальные ценности (хотя бы потому, что у нас разный темперамент, наследственность, воспитание). Но теория поколений рассматривает лишь общемировые и национальные ценности, которые присущи не только отдельной личности, но и окружающим. Возрастные «понятия» — это то общее, что нас объединяет с ровесниками.
Психологи выделили несколько возрастных групп: молчаливое поколение (1923 — 1942); поколение бумеров (1943 — 1963); поколение Х (1963 — 1982); поколение Y (1982 — 2000); поколение Z (2000 — 2020). Естественно, эти рамки — примерные, плюс — минус два-три года. Есть и различия по месту жительства. В крупных городах 40-летние люди относятся к поколению Х, а в глубинке — к «бумерам».
Молчаливое поколение — те, кому сейчас 60 — 80 лет, — подключился к нашему разговору Алексей Антипов, эксперт-консультант, кандидат психологических наук, — названо так за склонность к соблюдению норм и законов. Другими словами, это законопослушное, терпеливое поколение. Их ценности сформировали: Вторая мировая война, голод, разруха и… открытие антибиотиков. В их детстве начали появляться простые синтезированные продукты (например, маргарин).
Именно люди этого возраста любят закармливать внуков, считая признаком здоровья, упитанность и пухлые щечки, они готовят основательные обеды из нескольких блюд и внушают за столом своим отпрыскам, что «посуда любит чистоту» (съесть надо все, что тебе положили на тарелку, ни в коем случае нельзя выбрасывать продукты). Они консервативны в плане питания: считают полезным только знакомое. Едят много хлебобулочных изделий и картошки, велят и внукам обязательно «есть с хлебом». Покупают и хранят продукты про запас. Именно они консервируют, маринуют, варят варенье, свято выполняют все предписания врача, причем женщины гораздо больше заботятся о здоровье, чем мужчины. Спорт для «терпеливых» — это физические рабочие нагрузки (например, на даче).
«Бумеров» назвали в «честь» бума рождаемости, который наблюдался в послевоенные годы как в России, так и в странах союзников (помните «бэби бум»?), — продолжает Евгения Шамис. — Это поколение с психологией победителей. Их примерный возраст 40 — 60 лет. Их детские годы ознаменовали победа во Второй мировой войне, ощущение себя гражданами супердержавы, полет Гагарина в космос, создание противозачаточных таблеток (то есть возможность планировать рождаемость, что очень важно для взаимоотношений полов). Правда, именно в это время началась «холодная война».
На «бумеров» повлияли также единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Во времена их детства начали широко распространяться синтетические материалы в одежде и быту. Тогда еще не рассуждали, экологичны они или нет, просто это было слишком новым, и всем хотелось «попробовать». «Бумеры» формировались в обстановке, когда считалось, что хороший ребенок — это активный и любознательный ребенок.
Каковы же «понятия», менталитет этой возрастной группы россиян? Их привлекают коллективные спортивные игры (дают о себе знать пионербол в летних лагерях, футбол — хоккей во дворе). Причем в спорте их особенно привлекает достижение высокого результата, победа (ведь они — поколение победителей). Их «коронные» блюда — то, что было дефицитом во времена их детства (эффект компенсации). Они занимаются самолечением («выпью аспирин и побегу на работу»; среди них наиболее высок процент трудоголиков). В то же время «бумеры» не пренебрегают профилактическими медосмотрами. Есть стараются по расписанию, потому что привыкли соблюдать режим дня. Продукты предпочитают покупать натуральные (в детстве напробовались синтетики). Отдыхать хотят не «на грядках», а в пансионатах. А еще им свойствен… культ молодости. Ради того, чтобы выглядеть и оставаться молодыми, они посещают фитнес-клубы, соблюдают диеты, берегут здоровье. Они хотят оставаться «активными и любознательными», что так це! нилось в годы их детства.
…Поколение Х, по словам Евгении Шамис и Алексея Антипова, воспитывалось в годы продолжения «холодной войны» и резкого увеличения потока информации и событийности (смена количества руководителей на национальном уровне, смена «коммунизма» на «перестройку», потом — на «демократию»). заговорили о СПИДе и наркотиках. А еще в их время начался бум разводов, так что дети вынуждены были проявлять гибкость — подстраиваться под нового мужа матери или жену отца…
Поколение Х — это «дети с ключом на шее». Их родители вкалывали на производстве посменно, от звонка до звонка, поэтому они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности их менталитета. Они пробуют все и стараются делать выводы из собственного опыта (но при этом сильно ориентированы на мнение друзей и электронные СМИ). Они любят индивидуальные, а порой — экстремальные виды спорта, стараются сократить время на приготовление еды, поэтому очень «уважают» полуфабрикаты.
Представители поколения Х интересуются составом продуктов (жиры, белки и углеводы, энергетическая ценность). И женщины, и мужчины этого возраста одинаково заботятся о своем здоровье («если я сам не позабочусь, то не позаботится никто»). Для них очень важна возможность выбора.
В последние десятилетия темп жизни ускоряется для всех поколений: каждый день мы получаем гораздо больше информации, чем наши предки, и вынуждены принимать гораздо больше решений.
— Поколению Y сейчас от 5 до 20 лет, — продолжают психологи Шамис и Антипов. — Их детские годы ознаменованы распадом СССР, терактами, которые они наблюдают практически в прямом эфире, эпидемиями (лихорадка Эбола, атипичная пневмония), развитием цифровых и биотехнологий. Мобильные телефоны и Интернет для них — повседневность. В СМИ и на государственном уровне осуждаются наркотики и табакокурение. Но, главное, наступила эра брэндов — молодежь предпочитает технику, одежду и продукты только «раскрученных марок».
Представители этого поколения знают, что наркотики и табак — это плохо, но достаточно рано пробуют алкоголь. Почти все они привыкли «не пить сырую воду из-под крана» (все больше внимания в СМИ уделяется экологии; вообще, судя по опросам западных психологов, бедных интересуют деньги, а богатых — экология). Они не знают, из чего создаются продукты, но обращают внимание на количество белков, жиров и углеводов.
— Я спросила у двадцатилетнего брата, чем отличается масло от маргарина, — приводит пример Евгения Шамис. — Он тут же заявил: «Не знаю, есть ли между ними разница, но оба с высоким процентом жирности».
Кредо молодых — мода. Они увлекаются модными сейчас видами спорта: велосипедом, роликами, баскетболом, стритболом, но не столько для достижения «результата», сколько для удовольствия. Они следуют модным течениям в питании. Если у них возникнут проблемы со здоровьем, они выберут брэндовые, широко разрекламированные лекарства.
Все поколения — за здоровый образ жизни, здоровое питание. Но люди разного возраста вкладывают в эти понятия разный смысл. Для представителей «молчаливых» важна забота о поддержании жизненных сил, для «бумеров» главное — имидж и продление молодости, поколение Х хочет проявить индивидуальность, а поколение Y — живет для удовольствия (но не забывает о долгосрочных перспективах!).
Теперь ясно, почему Моисей водил иудеев по пустыне целых 40 лет: за это время произошла смена поколений, а значит, и смена менталитета. А Земля обетованная доступна лишь людям с новыми понятиями. Аминь.
Поколение СССР. Дети с ключом на шее
К чему готовили детей в Советском Союзе
В 93 году мне было 16 лет, и это означает одно: я была полностью подготовлена к той реальности, которой с того момента больше не будет никогда. Как и поколение моих сверстников – детей с ключом на шее. Нас готовили к очередям, которые будут везде. К жизни по жестким инструкциям. Нас не учили просить – это «стыдно», не надо унижаться, сами придут и все дадут. Жертвовать собой было хорошо и правильно. Лучше на «поле боя», но можно и на собственной кухне. В этом мире не было места неженкам, «мимозам» – с нами и не нежничали.
Главное – уберечь
Наши родители честно выполняли свой долг – готовили нас к реальности, в которой «вдруг завтра война». В ней трудно доверять, а лучше держать язык за зубами. Вдруг скажешь что-то не то и вся семья пострадает. А может, друг это враг.
Вспоминаю, как меня шести-семилетнюю возили на занятия в Центральный дворец пионеров на Воробьевых горах. Там часто бывали иностранцы. Они любили угощать русских детей жвачками и конфетами. Видеть такой восторг при виде столь простых вещей – отдельное удовольствие, наверное.
Однажды я взяла жвачку и без согласования с мамой тут же засунула ее в рот. Какой же разразился скандал! Мама вещала, что это мог быть враг, что он мог засунуть в жвачку отраву. И в ближайшие сутки мама (и я, зараженная паникой) искали признаки, что я отравлена. Брать хоть что-то из рук иностранцев мне было с тех пор строжайше запрещено, и я помню адскую смесь чувств, если мне протягивали лакомство: желание, разочарование, настороженность к «врагу», злость на маму с ее запретами.
Но на войне нет места чувствам, они только мешают. Вот с нами о чувствах и не говорили. «Не важно, что ты чувствуешь, важно, что ты думаешь», – сказал однажды мне, подростку, отец. «Не важно, что ты думаешь, важно, что ты делаешь, и делать надо правильно», – сказал он мне в другой раз. Я была возмущена: как это, Я не имею значения, превыше всего некая правильность!
Подчинение и верность
Нас готовили к тому, чтобы встроить в систему, основанную на подчинении и верности. Октябрята – пионеры – комсомольцы – коммунисты. Это линия верности партии и стране. Школьник – студент – специалист по распределению. Это линия «карьеры». Семья – дети – почтенная старость. Если ты не верен семье, ты ненадежен.
Почти ничто не зависит от человека. Можно только «убить» свое будущее неправильным поведением, а возможности улучшить почти нет.
Главные регуляторы поведения младшего по званию, если от него требуется подчинение, – стыд, вина и страх. И все они активно использовались. «Ты сам(а) виноват(а), нечего было…», «тебе должно быть стыдно, что люди скажут…», «теперь жди неприятностей!» Культура стыда, культ вины, ценность страха. Сейчас мы пытаемся выбраться из этого бункера, но тогда он гарантировал защиту.
Авторитарное воспитание
Родители у многих были авторитарны, даже деспотичны. Сейчас я постоянно работаю с бывшими «детьми с ключом на шее», которые негодуют по поводу отношений с родителями. Мне рассказывают о том, что родители с другими общались по-человечески, дружески, тепло. Но совершенно по-другому с детьми: жестко, припечатывая, не зная жалости, требуя, критикуя.
А родителей, по большому счету, жалко. Их вел страх. Они были вынуждены отпускать детей в опасный мир, про который говорили: «Ты там никому, кроме меня, не нужен». В котором каралось неосторожное слово. Какими еще они могли быть? Они должны были уберечь детей.
Их жесткость и «есть два мнения: мое и неправильное» – было подготовкой к тому, что их ребенок станет «винтиком» и нужно научить его подчиняться. Отсюда же «Не имеет значения, чего ты там хочешь. Я, может, тоже много хочу. Делай, что надо».
По другим рельсам
И вот теперь мы оказались в мире, где все, к чему нас готовили, не нужно. Самая продолжительная очередь, которую я выстаивала за последнее время, была в аэропорту, и уложилась в 15 минут. Ни про каких мелких клерков, вымогающих деньги за справки, я не слышала со времен организации «служб одного окна» и МФЦ.
Я живу во времена, когда говорить лучше, чем молчать, и выделяться лучше, чем быть незаметной. Я живу во времена, когда «получать» деньги менее выгодно, чем зарабатывать. В этом мире можно просто попросить, и бороться приходится не так часто. И совсем не обязательно жертвовать собой. Напротив, проявляется направленность на собственное «хочу», «что мне нравится», «что мне подходит».
Этот мир совсем другой, в нем многое замешено на конкуренции. И для жизни в нем нужны другие установки и навыки, чем те, которые были предустановлены в детстве.
Мы и наши родители попали в ситуацию, которую можно описать железнодорожно. Едет поезд, трудно, но слаженно, тянет. Вдруг – хлоп! – и новые рельсы, и расстояние между ними другое. Тот, кто перестроился, – поехал дальше. Остальные вынуждены скакать по шпалам.
Исходя из реальности
К чему это я? Главный акцент я хотела бы сделать на слове готовили. То есть прикладывали силы, исходя из актуальной реальности. Собственно, действовали, как должен действовать любой адаптивный и интеллектуально сохранный человек: жили, ориентируясь на реальность, делая прогноз ее стабильности и готовя к ней новое поколение. Они (наши родители) – сделали все, что могли. И не их вина, что реальность так круто поменялась.
Ко мне нередко приходят клиенты с запросом на работу про родителей. Также часто я слышу, что родителей хочется (надо) простить. И вот что я думаю по этому вопросу, друзья: они перед нами не провинились. Они делали все, что могли, исходя из актуальной реальности. Душной, подозрительной, подчиненной, но реальности. И многие из них продолжают в ней жить.
Из трех П (понять, простить, принять) первое и третье подходят, а вот второе – нет. Не надо прощать. Не за что.
Система координат
…Некоторое время назад в разговоре с мамой, когда она пыталась мне что-то советовать по поводу работы, я поймала себя на мысли, что мы сейчас из разных миров. Все слова знакомы, но в смысл не складываются. Причем ясно, что для системы, в которой все еще живет моя мама, аргументация достаточно стройная. Но суть в том, что я живу в другой системе, и для нее мамина аргументация неработающая и чуждая.
То же я ловила потом в теме воспитания детей-внуков. И конечно, мои доводы кажутся ей «глупыми», ведь я не вижу «правду жизни». Ее правду. А у меня, в моем времени, своя. И когда я не принимаю ее советы (которые и звучат привычно-авторитарно), это не про неуважение. Это про другую систему координат.
Когда я думаю об этом, во мне много сочувствия к поколению родителей. Вы только представьте: на вас смотрят с какой-то жалостью, говорят (или как-то подразумевают), что ваши советы устарели и не нужны. И что вообще-то они сами разберутся. И какие-то не очень понятные слова про границы. И вообще с вами почему-то довольно жестко, хоть вы только добра желаете и сильно беспокоитесь.
Смена ролей
А ведь пройдет всего сколько-то лет, и на этом месте будем мы. Точно будем, потому что мир снова станет другим. Они, наши дети, еще припомнят нам, как мы боролись с их присутствием в интернете и соцсетях. Потому что на тот момент (вангую) это будет полноценная реальность, и в ней надо будет уметь размещаться.
Еще услышим, что наши «убирай телефон, садись за уроки» теперь мешают им быть успешными. Возможно, будет тема про то, что мы делали слишком сильный акцент на чувствах (но это неточно (с)). Что зря заставляли учить языки, потому что автопереводчики будут прекрасны и встроены прямо в тот микроприбор, который будет использоваться для всего.
К какой реальности готовили нас? К той, в которой жили сами и которая была относительно стабильна в течение десятков лет. К какой реальности нам надо готовить наших детей? Неизвестно. Угадать не представляется возможным.
Что остается?
Опираться на ту реальность, которая есть, и на то, какой я. Разобраться с устаревшими установками – уже немало. Для того, чтобы не транслировать их дальше. Программа-максимум – выделить то, что все еще остается актуальным и что мы рискнем передать нашим детям. Надеясь, но не будучи уверенными в том, что им это пригодится.
Также меня занимает вопрос токсичного общения с родителями. Я понимаю, что степень этого общения в каждой семье была своя. Где-то нулевая, а где-то значительная. Несмотря на то, что формат передачи опыта был предопределен исторически, токсичного воздействия это не отменяет. В том числе и того, что продолжается в данное время у выросших детей со своими пожилыми родителями. И это точно влияет на то, как люди живут и чувствуют себя в своем родительстве. Но обо всем сразу не напишешь. Буду думать.