детское воровство что делать родителям
Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Что делать, если поймал ребенка на воровстве
Причины, план и профилактика
Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает о том, почему дети воруют, какие дети наиболее склонны к воровству и как правильно разговаривать с ребенком, чтобы такие ситуации не повторялись.
У вас — самый замечательный ребенок в мире, любимый и единственный (даже если их у вас пять). Он веселый и ласковый, озорной и любопытный, мечтательный и фантазирующий. Не мучает кошку, не забывает поздравить бабушку с днем рождения, помогает по дому. И тут вы узнаете, что он взял чужое без спросу. Украл. И тут ваше дыхание учащается, руки потеют, в голове загорается красная кнопка SOS. Ах, да, еще не забываем про чувство вины, ведь наверняка это вы воспитали его неправильно! Нужно срочно что-то делать!
Это правда: дети любого возраста иногда врут, жульничают и воруют.
Это плохо, и родители должны вмешиваться в такие ситуации. Но важно не навредить своим вмешательством. Перед тем, как сообщить ребенку, что вы лишаете его наследства и сладкого на ближайший месяц, что он покрыл семью позором на века, что в древности за воровство отрубали руки, а сейчас он уже одной ногой в колонии для несовершеннолетних, остановитесь и подумайте: подобный проступок может быть сигналом о том, что ребенку нужна помощь. Ваша. Педагога. Психолога. Любого надежного и понимающего взрослого. Как же мы можем помочь? Для начала важно попытаться понять, а почему вообще дети берут чужое.
Почему дети воруют
Во многом причины детского воровства зависят от возраста ребенка.
Если речь идет о дошкольнике, ребенке четырех-шести лет, то вполне возможно, что у него:
Еще недостаточно развит самоконтроль. Желание обладать игрушкой в момент принятия импульсивного решения присвоить ее вытесняет все мысли о том, что есть хорошо, а что — плохо.
Нет четкого представления о том, что такое мое, а что — чужое. У ребенка не было права на свои игрушки, на выбор, на личное пространство, ему приходится «делиться», потому что так поступают «хорошие дети», вещи из которых он вырос, отдают младшим не спрашивая, у него нет права выбора ни в одной из жизненно важных сфер. А значит, ему тяжело понять и принять право другого человека на собственность.
Ребенок не привык нести ответственность за свои поступки, ему всегда и все разрешают, никогда не бывает последствий, и на любой проступок есть оправдание «он еще маленький» — придет мама и все исправит.
Не сформирована мораль. Да и просто с ним забыли поговорить о том, что брать чужое — плохо и заодно обсудить чувства человека, у которого пропадает любимая вещь.
Если мы говорим о ребенке шести-девяти лет, то, скорее всего, таким детям уже известно, что брать чужое нехорошо. Но все еще могут быть проблемы с самоконтролем. К тому же иногда дети берут чужое:
Из мести (у тех, кого они не любят).
Потому что им нужен какой-нибудь ресурс (деньги), который поднимает их авторитет и дает власть.
Потому что предполагают, что легко избегут последствий (например, родители оставляют деньги в различных местах по всему дому и не помнят, куда и какие суммы клали).
Потому что завидуют положению другого человека и надеются получить вместе с его вещами и его авторитет.
Иногда они вынуждены так поступать (например, их травят и шантажируют в школе).
Подростки, как правило, отлично понимают, что воровать плохо, и что последствия, если они попадутся, могут быть серьезными. Но теперь ко всем вышеперечисленным причинам можно добавить:
Любовь к риску, потребность в острых ощущениях.
Острую необходимость в приобретении чего-либо запрещенного. От презервативов до наркотиков.
Воровство принято в их кругу общения, это часть их субкультуры. Компании бывают разные, в том числе и неблагополучные.
Месть родителям, учителям, одноклассникам, выражение протеста.
В любом возрасте в группе риска дети, которые переживают состояние стресса, эмоционально нестабильные, с несформированной нравственной компонентой, подвергающиеся дома или в школе физическому или эмоциональному насилию. Но это вовсе не значит, что благополучные, счастливые и эмоционально устойчивые дети не совершают ошибок. Еще как совершают. И наша взрослая задача — помочь им исправить совершенное.
Что делать, если вы узнали о воровстве
Во-первых, вспоминаем «золотое правило» воспитания детей, да и просто общения с людьми любого возраста: мы всегда фокусируемся не на личности, а на поступке.
Даже если ребенок действительно совершил кражу, это вовсе не означает, что он — конченый человек.
Всыпать ему так, «чтобы запомнил на всю жизнь», — плохая идея. Заодно в обмен на такое «запоминание» вы рискуете потерять доверие на всю жизнь и уже мало чем сможете помочь.
Стоит всегда помнить о «презумпции невиновности». Если вы не уверены, что ребенок действительно совершил деяние, то не надо навешивать ярлыки и требовать раскаяния. Просто поделитесь своими сомнениями, скажите, что вещь пропала, что вы переживаете об этом, и дайте возможность незаметно исправить содеянное.
Если он маленький, можно сказать что-то в стиле: «Представляешь, у нас пропала ценная вещь, я так переживаю по этому поводу, но надеюсь, она вернется, вот я специально приготовила для нее место». Если ребенок постарше — поделитесь своими сомнениями, скажите, что обнаружили пропажу, что пытаетесь выяснить, что произошло, попросите совета, возможно, в ближайшее время поговорите о воровстве и его последствиях.
Но всегда лучше ошибиться и не обвинить, чем наоборот. Несправедливое обвинение порождает чувство мести, подрывает доверие и подталкивает к девиантному поведению.
Кто-то всегда должен быть на стороне подозреваемого. Просто наблюдайте за ребенком чуть более внимательно.
Если вы точно знаете, что ребенок украл чью-либо вещь (ценность вещи в данном случае не важна, не стоит с детства приучать к двойной морали. И чужой ластик и кольцо с брильянтом в твоем кармане — воровство), подождите наказывать. Попытайтесь выяснить, что произошло и почему? Поговорите по душам, скажите, что понимаете, как сыну или дочке сейчас плохо.
Страх разоблачения и последствий, муки совести, сочувствие к человеку, который лишился своей вещи — все это может изводить достаточно сильно.
И даже если вам кажется, что никаких мук совести отпрыск не испытывает, лучше увидеть их в нем, чем сразу обвинить во всех грехах. А тем более наказать. Важно помнить, дети часто воспринимают несправедливое наказание как своеобразную индульгенцию: «Я украл на рубль, а меня наказали на десять — ок, значит я имею право еще на девять!».
Помогите исправить содеянное. Кража — серьезный проступок, даже если он был совершен под влиянием импульса или из-за недостаточно хорошо усвоенных правил. Вы не можете сказать: «Ерунда, большинство людей хоть раз в жизни брали что-то чужое (это правда), давай просто забудем об этом и пойдем есть мороженное». Стоит помочь ребенку исправиться, но ни в коем случае не требовать от него извинений, публичных раскаяний, самостоятельных шагов, если он не готов это сделать. Иногда это непосильная задача — прийти к другу или в магазин, или в класс и сказать — вот, я взял без спроса, простите.
Постарайтесь вместе придумать, что можно сделать.
Возможно, маме или папе придется выступать в роли ребенка, а он будет лишь присутствовать при этом. Да, взять за руку — привести в магазин или к подружке и сказать: «Мила вчера взяла вот эту куклу без спроса, она не хотела сделать ничего дурного, но сейчас понимает, что сделала, ей очень стыдно, и она постарается так никогда больше не поступать».
Если речь идет о высокочувствительном ребенке, иногда можно предложить написать письмо с извинениями. Но в любом случае ущерб должен быть возмещен. Давайте забудем о прекрасных моделях родителей конца XIX — начала XX века из русской классической литературы, которые зачастую требовали непременно публичного покаяния и искупления. Они тоже могли ошибаться.
Поговорите о последствиях. Да, в восемь, 10 и даже в 12 лет в тюрьму тебя не посадят, но в результате подобного поведения ты можешь потерять больше, чем приобретаешь: ты можешь навсегда потерять дружбу, доверие, репутацию.
И самое главное — даже если никто не узнает о содеянном, ты сам будешь знать. А чувство вины это очень страшное и разрушающее человека чувство.
Попытайтесь обсудить, что же привело к воровству. Возможно, сыну чего-то остро не хватает, а вы пренебрегаете его интересами? Или дочка попала в коллектив, где твой социальный статус определяется количеством брендированной одежды в гардеробе? Или это стиль поведения в новой тусовке? Поговорите по душам и решите, чем вы можете помочь в этом случае.
Никогда не обсуждайте подобный поступок в присутствии ребенка с другими членами семьи или друзьями, да и за спиной не стоит говорить об этом ни с кем, кроме самых близких родственников (папы, мамы).
Не возвращайтесь к этой достаточно травматичной ситуации снова и снова. Не нужно связывать все грехи в один образ «пропащего человека». Любой может поверить, что он плох, и начать вести себя соответственно имиджу, если его постоянно тыкать носом в ошибки.
Если ребенок совершил кражу несколько раз, несмотря на все ваши попытки помочь ему преодолеть в себе это качество, попробуйте ответить себе честно, нужна ли вам поддержка профессионала? Может быть, необходимо обратиться к психологу? Подумайте об этом перед тем, как идти советоваться с учителем или мамой лучшего друга сына. Вам нужен кто-то, кто действительно разбирается в подобных вопросах и при этом гарантированно сохранит вашу проблему в тайне, и это не скажется на репутации сына или дочери.
Профилактика детского воровства возможна. Важно с рождения уважать личные вещи и личное пространство растущего человека и призывать его так же уважать пространство другого (мамы, папы, брата, детей в садике).
Важно говорить о том, что такое хорошо, а что — плохо. Читать книги, рассуждать о ситуациях из жизни. Обсуждать моральные дилеммы: воровать — плохо, но если как Жан Вальжан — украл кусок хлеба, чтобы накормить голодную семью? Тут нет четкого ответа, но есть простор для бесед. Помочь в таких обсуждениях сможет, например, книга известного психолога Оскара Бренифье «Что такое добро и зло?». Там есть вопрос и про воровство.
Говорить о последствиях, о нравственности и этике. Прислушиваться к потребностям ребенка, быть внимательным к его окружению и верить в то, что ваши дети, даже если и оступятся, все равно — самые лучшие, единственные и уникальные. И с вашей помощью у них всегда хватит сил, чтобы исправить даже самый дурной поступок.
Советы психолога: ребенок ворует и врет
Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.
Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.
Чего делать нельзя ни в коем случае
Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.
Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.
Почему ребенок обманывает и берет чужое
Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.
Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.
Что делать?
Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.
Разговор
Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.
Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.
Наказание
Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.
Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.
Не пойман – не вор
В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.
Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.
Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».
Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.
Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.
Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.
Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа,можно прямо спросить: «Ты взял ее?» Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенкапостарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.
Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.
Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.
Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.
Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.
Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.
Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.
Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.