дга на железной дороге что такое
Системы внутреннего электроснабжения: дизель-генератор ДГА
Система внутреннего электроснабжения — система аварийного энергоснабжения оборудования и устройств СЦБ, которая включается при исчезновении напряжения от всех внешних источников питания.
В предыдущей статье мы кратко рассмотрели внешние питающие системы. К установкам внутреннего электроснабжения СЦБ относится дизель-генераторный агрегат ДГА.
Дизельный генератор ДГА представляет собой комплексный агрегат, состоящий из дизеля и электрогенератора. Непосредственно источником питания является именно дизель ДГА. Его мощность выше номинальной мощности электрогенератора на 20-25%.
В системах ЖАТ СЦБ ДГА используется для обеспечения электроэнергией цепей электрической централизации (ЭЦ) ж/д станций, узлов и прочих стационарных потребителей; аппаратуры дальней, избирательной и селекторной связи; телефонных и телеграфных устройств.
Обычный дизель-генераторный агрегат запускается в работу сжатым воздухом из баллона, давление в котором составляет примерно 3 МПа. Ёмкость такого баллона рассчитана на 5-8 запусков. Также дизель-генератор ДГА может включаться пусковыми установками со стартёром, питание которых осуществляется от аккумуляторных батарей.
Дизельные генераторы ДГА для устройств СЦБ и связи, в зависимости от назначения и режима работы, обладают мощностью 8-50 кВт и работают при напряжении 230/400 В. При этом дизель ДГА имеет частоту вращения вала 1500 об/мин.
ДГА модульные с блоком распределительного устройства
Модуль ДГА с блоком РУ предназначен для тяговых подстанций (ТП). Подобный модульный дизель-генераторный агрегат обеспечивает надёжное электропитание устройств СЦБ ЖАТ.
Озвученный модуль ДГА не подлежит обязательной сертификации. Однако при его установке и монтаже на действующих электрифицированных участках ЖД необходимо руководствоваться ТУ Департамента №ЦЭт-2/25(П-04/05) от 04.07.2005.
Комплектация модуля:
Монтаж ДГА: общие требования
Как выше уже было сказано, дизель-генератор ДГА — система аварийного электроснабжения. Потому, выполняя монтаж внутренних систем электроснабжения для СЦБ, необходимо соблюдать ряд условий:
Автоматизированные дизель-генераторные установки и резервные электростанции
В случае прекращения энергоснабжения от основного и резервного источников электроэнергии для питания устройств автоматики и телемеханики поста ЭЦ применяют автоматизированные дизель-генераторные установки типа ДГА и резервные электростанции.
Дизель-генераторная установка состоит из дизеля, генератора, соединенного с дизелем упругой муфтой, и щита управления с устройствами автоматики и коммутации. В комплект дизель-генераторной установки входят: аккумуляторные батареи, выпрямители, щит вспомогательных устройств, пульт дистанционного управления, топливный бак и щиток с контрольно-измерительными приборами.
В зависимости от типа поста электрической централизации устанав-. ливают электростанции следующей мощности:
Каждая электростанция является автономным источником электроэнергии и может работать непрерывно в течение 200 ч без обслуживающего персонала. В электростанциях тина ДГА-24М и дизель, и генератор смонтированы на одной раме, а ДГА-48М раздельно. Аккумуляторные батареи автоматики и стартерные батареи размещают в аккумуляторных помещениях постов па общих стеллажах, а в электро станции Э-8Р стартерную батарею устанавливают рядом с агреіагом. Схема расположения блоков электростанции на посту ЭЦ приведена на рис. 294.
Рис. 294. Схема расположения блоков резервной электростанции на посту ЭЦ:
Грехфазный генератор электролинии переменного тока часто-ий 50 Гц напряжением 400/230 В возбуждается от полупроводниковых выпрямителей.
Для быстрого включения агрегата внутренняя температура в здании электростанции не должна быть ниже + 15″ С. Такой режим поддерживается температурными датчиками, которые автоматически включают электрические печи.
При исчезновении напряжения постоянного тока или чрезмерном снижении в цепях управления (24 В) аварийное реле обесточивается и дизель-генератор останавливается. Напряжение 24 В посту-пае: с релейной панели, питающей установки поста ЭЦ. Дизель-генератор имеет защиту, которая обеспечивает остановку при повышении температуры воды более 100′ С, уменьшении давления масла до 11,1 МПа, снижении уровня воды в системе охлаждения ниже допустимого, повышении частоты вращения более 1700 об/мин.
Электростанция автоматически включает нагрузку примерно через 20 с после отключения питания устройств ЭЦ от фидеров (основного и резервного) и отключает нагрузку при появлении напряжения в одном из фидеров. Запускать электростанцию можно нажатием кнопки с пульта или вручную. Для автоматического управления электростанцией поставляется щит типа ІЦДГА-М.
Блок автоматического управления состоит из щита, резервной автоматики, блока включения нагрузки и подогревателя. При запуске дизель-генератора автоматически включается вентилятор.
Автоматический пуск дизеля происходит при поступлении сигнала о запуске с пульта или от кнопки пуска на щите ЩДГА-М или исчезновении напряжения на обоих фидерах переменного тока. В первом случае при наличии напряжения на вводах генератор на нагрузку не включается. Двигательь останавлливается при поступлении сигнала на остановку с пульта и от кнопки на щите или появлении напряжения в одном из фидеров.
Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта
Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200
Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200
Дга на железной дороге что такое
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 11.4.4.1
Дизель-генераторный агрегат (ДГА)
Проверка состояния и пробный запуск ДГА-М с подключением нагрузки
1.2 Частоту и значение вырабатываемого ДГА напряжения следует измерять стационарными измерительными приборами, установленными на ЩДГА-М. При необходимости измерения производятся переносными измерительными приборами. Измерительные приборы должны иметь отметку о поверке.
1.3 Проверку состояния и пробный запуск ДГА следует выполнять по согласованию с дежурным по станции (поездным диспетчером) с записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 (далее Журнал осмотра).
Время пробного запуска ДГА с отключением фидеров энергоснабжения должно быть согласовано с диспетчером энергоснабжающей организации.
1.4 При проверке состояния, запуске и остановке дизель-генератора следует соблюдать требования инструкции завода-изготовителя по эксплуатации данного типа агрегата.
1.5 Перед началом работ необходимо проверить отсутствие аварийной индикации на ЩДГА-М.
При наличии аварийной индикации принять меры к выяснению и устранению причин аварийной индикации.
2 Меры безопасности
2.1 При п роверке состояния и пробном запуске ДГА с подключением нагрузки следует руководствоваться требованиями раздела III и пункто5.1 и 5.2 раздела V «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.09.2009 г. №2013р., а также требованиями пунктов 3.15.1÷3.15.11 «Инструкции по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД»», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2007 г. №136р.
Работа выполняется бригадой, состоящей не менее чем из двух работников. Перед началом работ члены бригады должны быть проинструктированы установленным порядком.
2.3 Подключение и отключение переносных измерительных приборов под напряжением допускается при наличии на проводах специальных наконечников с изолирующими рукоятками.
2.4 Проверку состояния ДГА, оборудованного устройством автоматического пуска, следует производить после перевода переключателя, находящегося на щите автоматике из положения «Работа» в положение «Ремонт».
2.5 Проверку состояния ЩДГА-М следует выполнять инструментом с изолированными рукоятками, стоя на диэлектрическом коврике, в необходимых случаях диэлектрических перчатках, при изъятии и установке предохранителей под напряжением – в защитных очках.
Прежде чем приступить к работе, необходимо проверить перчатки и коврики на отсутствие механических повреждений, а также на наличие на диэлектрических перчатках отметок о проверке установленной формы.
2.6 При обнаружении пролитого топлива, масла, электролита или охлаждающей жидкости необходимо немедленно их удалить (см. технологическую карту № 11.4.1.1) и проветрить помещение, а затем выяснить причины утечки.
2.7 Место работ должно иметь достаточное для их производства освещение. При необходимости следует применять переносные осветительные приборы.
3 Проверка состояния ДГА
3.1 Перед началом работ по данной технологической карте старший электромеханик (электромеханик) делает запись в Журнале осмотра.
Будет производиться проверка состояния ДГА с последующим в согласованное с энергодиспетчером время запуском ДГА с отключением обоих фидеров энергоснабжения и проверкой работы устройств СЦБ на станции при электропитании от ДГА.
3.2 Проверка состояния ДГА проводится в соответствии с технологией, приведенной в технологической карте № 11.4.1.1. Данную работу следует совмещать с проверками, проводимыми по технологическим картам №№ 11.4.2.1, 11.4.3.1 и в соответствии с требованиями, изложенными в них.
3.3 Перед запуском дизель-генератора с подключением нагрузки его следует предварительно проверить в работе без подключения нагрузки.
При этом при работе ДГА по контрольным приборам проверить давление и температуру масла, температуру охлаждающей жидкости, давление воды, фазные напряжения и частоту генератора, индикацию на щитках ШДГА-М и ЩАВ (согласно раздела 5 технологической карты № 11.4.1.1).
Убедившись в том, что дизель-генератор работает исправно, остановить его командой с аппарата управления ДСП.
4 Пробный запуск ДГА с отключением обоих фидеров энергоснабжения и проверка работы устройств СЦБ на станции при электропитании от ДГА
4.1 Согласовав с энергодиспетчером время отключения фидеров и получив разрешение ДСП, старший электромеханик (электромеханик) отключает во вводном устройстве электропитания поста ЭЦ (ЩВПУ, ЩВП, ВУД) автоматические выключатели или (при отсутствии вводных устройств) изымает предохранители обоих фидеров на вводной панели (в соответствии со схемой электроснабжения поста ЭЦ).
4.2 ДГА автоматически должен включиться в работу. После стабилизации частоты и уровня выходного напряжения, вырабатываемого ДГА, к нему автоматически подключается нагрузка.
4.3 Включение ДГА, значение и частоту вырабатываемого им напряжения проконтролировать по индикации и измерительным приборам на ЩДГА, а также по индикации на аппарате управления ДСП.
При наличии УБП (перерыва электропитания нагрузки не происходит) следует убедиться в работе его в нормальном режиме («нагрузка на инверторе»), а не автономном режиме «работа от батареи» (см. технологическую карту № 11.3.2.1 или № 11.3.2.2 в зависимости от типа УБП).
4.4 Дежурный по станции по устной просьбе старшего электромеханика (электромеханика) проверяет работоспособность устройств СЦБ при питании их от ДГА, задавая и отменяя несколько маршрутов с переводом стрелок и открытием светофоров на разрешающее показание.
4.5 Убедившись в правильном функционировании устройств ЭЦ, старший электромеханик (электромеханик) включает ранее выключенные автоматические выключатели (или устанавливает ранее изъятые предохранители) на вводе фидеров электропитания поста ЭЦ, тем самым восстановив электропитание нагрузки СЦБ от внешних источников энергоснабжения. При этом ДГА должен автоматически отключиться от нагрузки, а затем – выключиться.
4.6 По индикации на питающей установке, ЩДГА и аппарате управления ДСП проконтролировать правильность завершения этого процесса.
4.7 Об окончании работ старший электромеханик (электромеханик) делает запись в Журнале осмотра.
Проверка состояния ДГА, пробный запуск ДГА с отключением обоих фидеров энергоснабжения и проверка работы устройств СЦБ на станции при электропитании от ДГА закончены. Фидеры энергоснабжения включены. Устройства СЦБ проверены, работают нормально.
5 Оформление результатов
5.1 По результатам проверки сделать запись в Журнале проверки питающей установки с указанием устраненных недостатков и результатов измерений.
5.2 О выполненной работе сделать запись в журнале формы ШУ-2.
Модуль ДГА
Менеджер: Александр Сергеевич Игнатухин
Москва: +7 (495) 974-31-51 (доб. 131)
Екатеринбург: +7 (343) 221-03-23 (доб. 131)
Белгород: +7 (4722) 40-00-50 (доб. 131)
Севастополь: +7 (965) 157-88-58 (доб. 131)
Тбилиси: +9 (9532) 205-06-57 (доб. 131)
Алматы: +7 (727) 350-82-50 (доб. 131)
Ереван: +3 (746) 046-58-76 (доб. 131)
НАЗНАЧЕНИЕ
Модульный ДГА ТУ У 31.2-33165522-011 :2010 с блоком РУ предназначен для резервного питания высоковольтной линии СЦБ и фидеров гарантированного питания собственных нужд (СН) тяговой подстанции (ТП).В составе модульного ДГА с блоком РУ должны быть использованы дизельная электростанция в контейнерном исполнении мощностью 100 кВт второй степени автоматизации.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наименование параметра | Значение |
Номинальная мощность кВт/кВА | 100/125 |
Род тока | Переменный трехфазный |
Номинальная частота, Гц | 50 |
Номинальное выходное напряжение, В | 400 или 230 |
Номинальный ток, А | 180 или 314 |
Режим нейтрали | глухозаземленная или изолированная |
Степень автоматизации электроагрегата по ГОСТ 14228 | 2 |
Классификация и исполнение ДГА и блока РУ по функциональному назначению должны соответствовать требованиям таблицы.
Устройства электроснабжения СЦБ и связи.
|
Устройства электроснабжения СЦБ и связи должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Правил устройства
Электроустановок, ЦЭ-881,ЦЭ-191 и сооружаться, реконструироваться и обновляться по типовым проектам с применением типовых узлов, аппаратуры и оборудования. Использование нетиповых решений, проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов, оборудования, усовершенствованных с целью повышения надежности электроснабжения СЦБ и связи, допускается после согласования этих решений с Департаментом сигнализации, централизации и блокировки ОАО РЖД, Департаментом информатизации и связи ОАО РЖД России и утверждения Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО РЖД.
Границы обслуживания устройств электроснабжения СЦБ и связи между дистанцией электроснабжения и дистанцией сигнализации, централизации, блокировки и связи устанавливаются соответствующими указаниями ОАО РЖД.
3.2. Техническое обслуживание и
ремонт устройств электроснабжения СЦБ
Работы по обслуживанию устройств электроснабжения СЦБ выполняются с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог.
Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах устройства СЦБ, электропитающие установки должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима К.З. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.
Сопротивление защитного заземления не должно превышать
значений, нормируемых для данного тина электроустановок.
Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не
нормируется. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.
Металлические напольные устройства СЦБ (светофоры, релейные шкафы, светофорные мостики и т.п.), расположенные в зоне А, подлежат заземлению на тяговую сеть. Исключение составляют карликовые светофоры, путевые коробки, групповые муфты, бутлеги, стрелочные приводы, которые не заземляют. Заземление светофоров и релейных шкафов должно осуществляться, как правило, к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов, а при их отсутствии или отдаленном расположении — непосредственно к тяговому рельсу. Заземление светофорных мачт и релейных шкафов выполняют глухим, если их сопротивление заземления выше допустимых как по требованиям СЦВ, так и по требованиям зашиты от электрокоррозии.
Если сопротивление заземления оказывается ниже допустимых значении, необходимо выполнить изоляцию заземляемых на рельс металлических частей (головка светофора, хомуты крепления, корпус релейного шкафа и т.п.) от бетона и арматуры мачт, от анкерных болтов фундамента с помощью специальных изолирующих элементов (прокладок, втулок и т.п.) или заземлять светофоры и релейные шкафы на рельсовую сеть через защитные устройства (искровые промежутки или диодные заземлители).
Если корпус релейного шкафа заземляют через искровой промежуток, то вокруг его фундамента необходимо выполнить выравнивающий контур заземления. Оболочки и брони кабелей, заходящих в релейный шкаф и светофорную мачту, должны быть надежно изолированы от их корпусом и арматуры с помощью специальных изолирующих элементов (втулок, прокладок).