диадема что это такое в древнем риме
Диадема что это такое в древнем риме
ДИАДЕМА
DIADE ́ MA ( διάδημα ) — белая лента или повязка, которой обвивали голову (Val. Max. VI. 2, § 7). Это украшение имело восточное происхождение, и его часто изображали на головах восточных монархов. Отсюда греки перенесли их на своих богов. Плиний приписывает изобретение диадемы « отцу Либеру » (Liber pater, VII. § 191), и, соответственно, на монетах и других произведениях искусства Диониса изображают в диадеме или головной повязке, что можно увидеть на прилагаемой монете города Наксос на Сицилии (см. также изображение Диониса на с. 356). Подобным образом на монетах бруттиев изображены головы Аполлона и Геркулеса в диадеме (Eckhel, I. с. 166); а Плиний ( XXXIV. § 79) говорит о статуе Аполлона в диадеме (diadematus).
ПолезноеСмотреть что такое «Диадема» в других словарях:ДИАДЕМА — (греч. diadema повязка). Повязка, которую древние императоры носили на лбу; она делалась из шелковой, шерстяной или льняной материи обыкновенно белого цвета и часто украшалась золотым шитьем, драгоценными камнями, лавровыми листьями. Теперь… … Словарь иностранных слов русского языка Диадема — см. Венец, диадема … Библейская энциклопедия Брокгауза диадема — инсигнии, убор, повязка, украшение Словарь русских синонимов. диадема сущ., кол во синонимов: 6 • город (2765) • звезда … Словарь синонимов ДИАДЕМА — (греч. diadema) головное украшение в виде венца. В древности и в ср. века служила также символом царского или жреческого достоинства. См. Корона … Большой Энциклопедический словарь ДИАДЕМА — [дэ], диадемы, жен. (греч. diadema) (книжн., поэт.). Женское головное драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова ДИАДЕМА — [дэ ], ы, жен. Женское головное драгоценное украшение [первонач. головной убор царей, а ранее жрецов]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова диадема — диадема. Произносится [диадэма] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке диадема — [дэ], ы; ж. [греч. diadēma] 1. Венец или повязка с украшениями из драгоценных камней как символ верховной власти. Царская д. Надеть диадему. 2. Женское драгоценное украшение в форме небольшой открытой короны. Носить диадему. * * * диадема (греч.… … Энциклопедический словарь ДИАДЕМА — • Diadēma, διάδημα (от διαδέω), узкая, к середине расширявшаяся, шелковая, шерстяная или льняная головная повязка, служившая украшением государыней. На диадемах египетских богов и царей находилось изображение священной змеи.… … Реальный словарь классических древностей Диадема — (греч. diadema головная повязка, венец) 1. Головная повязка древнегреческих жрецов; головной убор царей в древности и в средние века символ царской власти. Первоначально Д. представляла собой ленту из драгоценного металла, изгибающуюся… … Энциклопедия моды и одежды Православная ЖизньВ предыдущих очерках мы говорили о том, какими головными уборами пользовались древние эллинистические цари и чем их заменили в ранней Римской империи. Теперь пришло время рассказать о первых императорских коронах позднего Рима и ранней Византии. Бронзовая голова императора Константина Великого. 325-330 гг. Сербия. Белград. Национальный музей III век в Римской истории был во многом переломным. В первую очередь это отразилось в кризисе верховной власти. Демократические атавизмы системы принципата, в конце концов, стали работать против самого государственного правления. Ведь формально император считался избранником Сената и народа. А значит, любого полководца его легионеры могли провозгласить императором (ведь легионеры тоже народ). Наиболее удачливые из таких полководцев захватывали Рим, и Сенат вынужден был легитимизировать их власть. Менее успешные оказывались в провинции и при наличии сил могли пренебречь Римом и основать собственную мини-империю. Так от империи отпадали Галлия, Иллирия и Пальмира, где правили собственные «параллельные» императоры. В таких «малых империях» местный этнический элемент приобретал большее влияние, чем во всей Римской империи. И это способствовало на местах «варваризации» римского общества. «Варварские» обычаи проникали во все сферы римского быта, влияли и на моду. Другим катализатором «варваризации» римской культуры служили наемники из варваров, которых довольно много появляется в армии к этому периоду. Так, император Каракалла сформировал даже собственную гвардию из представителей германских племен. Власть императора должна была быть достойно представлена и во внешних церемониальных формах. И для иностранных послов, и для собственных подданных император Рима обязан был демонстрировать свою власть наравне с восточными владыками и в первую очередь – не хуже парфяно-персидских соперников. Император Аврелиан. Изображение на монете Аврелиан, по-видимому, первый стал вводить восточный церемониал. Во всяком случае, у анонимного автора «Извлечений о нравах и жизни Римских Императоров», которые приписываются Аврелию Виктору, есть такое упоминание: «Он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям» (1). О том, насколько болезненно римляне относились к диадемам, мы уже упоминали. На самом деле диадема в императорской иконографии появляется только IV веке со времен Константина Великого. Однако, действительно, у императоров указанного периода, деятельность которых была направлена на укрепление государства, одновременно с реформами государственного аппарата, армии и т. д. наблюдается и тенденция более пышно репрезентовать свою власть за счет усложнения церемониала и введения драгоценных восточных одежд. Но все же окончательно диадема становится официальной императорской регалией именно при первом христианском императоре. Вступление в должность преемников Равноапостольного Константина теперь уже обязательно сопровождается возложением диадемы. При ее отсутствии использовался предмет сходной формы, но коронование должно было свершиться непременно. Например, когда в 360 году в Галлии легионы провозгласили племянника Константина I – Юлиана (Отступника) императором, диадему заменили шейной цепью знаменосца (3). Введение диадемы, как и восточный церемониал, целесообразнее, как уже говорилось, объяснить персидским влиянием, продолжающимся довольно долгое время. Новые персидские владыки переняли и древние ахеменидские, и новые эллинистические селевкидские формы представления власти. Диадема и у них была однозначным царским символом, наравне с древневосточной тиарой. Император Рима, ни в чем не уступающий восточному «Царю Царей» и соперничающий с ним за власть над ближневосточными провинциями, не отставал и во внешнем выражении своего могущества. Так римские императоры, несмотря на сопротивление сторонников республиканских традиций, которое длилось несколько веков, наконец приняли диадему. Сперва, по всей видимости, она имела вид своего эллинистического прототипа: Но понятно, что белая повязка была уже слишком проста, чтобы олицетворять власть (вспомним пышные золотые венки с каменьями). Так что практически сразу диадему начинают расшивать жемчугом и драгоценностями. А далее из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением, где отдельные сегменты нанизывались на два шнура, а их концы завязывались на затылке. Это видно по императорским профильным портретам с монет. Конечно, изображение на монете обладает определенной условностью, но на некоторых выразительно показаны четыре конца двух шнуров диадемы. Впоследствии эти концы шнуров изменили свою функцию и стали одним из важных дополнений именно византийской императорской короны. Итак, диадема формировалась из отдельных пластин (круглых и четырехугольных) в сочетании с крупными жемчужинами. Центральная пластина, располагавшаяся надо лбом, была, как правило, крупнее и часто сверху дополнительно украшалась жемчугом. В основном диадемы комбинировались в двух вариантах: пластины перемежались с парой жемчужин, чаще всего каплевидной формы: Императорская диадема первого типа. Рисунок автора Или же пластины соединялись друг с другом, а жемчужные нити обрамляли их сверху и снизу: Императорская диадема второго типа. Рисунок автора Можно сказать, что императорские диадемы были своего рода гибридом повязки эллинистических царей и пышного золотого венка прежних римских императоров. Форма диадемы довольно быстро (как по меркам древности) эволюционировала и уже через поколение стала меняться. В конце IV – начале V века произошла еще одна смена дизайна, которая превратила диадему (греч. διάδημα) в собственно корону, стемму (греч. στέμμα). Ее можно увидеть на бронзовой статуе римского императора, которая ныне находится в итальянском городе Барлетте и так и называется – барлеттский колосс (высота статуи 4 с половиной метра). Кто именно изображен в бронзе, до сих пор является предметов споров историков (в последнее время считается, что это, скорее всего, восточно-римский император Феодосий Младший). На первый взгляд, венец барлеттского колосса мало отличается от диадем эпохи первых христианских императоров. Но есть и существенные отличия. Диадема превратилась в сплошной обруч, но завязки, некогда закреплявшие ее на затылке, несмотря на теперешнюю ненужность, были сохранены в виде подвесков и перенесены с затылка ближе к вискам: Голова барлеттского колосса. За ушами можно видеть подвески, происходящие от завязок диадемы С этих самых пор в течение многих столетий обруч с подвесками по бокам стал основной формой византийской императорской короны. Этот элемент в византийской литературе имеет несколько названий: препендулии (греч. πρεπενδούλια – от латинского «pendulus»: висящий, висячий, свисающий, ниспадающий); В российской популярной исторической литературе чаще всего используется слово препендулии (или пропендулии). Как видим, все вышеуказанные слова являются синонимами и означают «подвески, привески». Но поскольку этот рудиментарный элемент был сохранен, можно заключить, что византийцы предавали этим подвескам некое значение. Возможно, это было вызвано соперничеством с персидскими владыками династии Сасанидов, которые соединили восточную тиару с эллинской диадемой (причем диадема использовалась в первоначальной форме – тканной повязки). Так, например, на сасанидском рельефе в Накше-Рустам (скальной усыпальнице древних персидских царей) изображается царская инициация шаха Ардашира. На рельефе верховный бог персов Ахура-Мазда вручает шаху не корону, а именно диадему – тканную повязку с длинными плиссированными концами: Этот элемент присутствует практически во всех изображениях сасанидских владык. Позднеримские и византийские государи, разумеется, считали себя ничем не хуже персидских, и если персы соединили персидскую тиару с диадемой, то византийцы (короны которых уже сами по себе были модифицированными диадемами) акцентировали внимание на уже ненужных завязках, превратив их в подвески и перенеся в зону видимости с затылка к вискам. Фрагмент консульского диптиха Проба Аниция (нач. V в.) с изображением императора Гонория, здесь заметны подвески, которые с первого взгляда можно принять за серьги Возможно, подвески имели и определенное символическое значение, но византийская литература о нем не говорит. Хотя и появляется соблазн истолковать значение препендулий, оставим это любителям скрытых смыслов. В остальном внешний вид стеммы почти не изменился. Это был такой же обруч, состоящий, как и раньше, из пластин, украшенных драгоценными камнями, обрамленными сверху и снизу жемчужными нитями или перемежающихся с крупными жемчужинами. Однако появилось еще одно новшество, изменившее вид центральной пластины, которая получила специфическую арочную форму. Как и подвески, эта центральная пластина в дальнейшем стала характерным признаком классической византийской императорской короны. Ранняя византийская стемма. Рисунок автора Впрочем, стоит отметить, что в нумизматике как довольно консервативном искусстве императоры еще довольно долго изображались в старом типе диадемы (с подвесками-завязками на затылке). 1) «Извлечения о нравах и жизни римских императоров». Глава XXXV, 5. Православная ЖизньВ предыдущих очерках мы говорили о том, какими головными уборами пользовались древние эллинистические цари и чем их заменили в ранней Римской империи. Теперь пришло время рассказать о первых императорских коронах позднего Рима и ранней Византии. Бронзовая голова императора Константина Великого. 325-330 гг. Сербия. Белград. Национальный музей III век в Римской истории был во многом переломным. В первую очередь это отразилось в кризисе верховной власти. Демократические атавизмы системы принципата, в конце концов, стали работать против самого государственного правления. Ведь формально император считался избранником Сената и народа. А значит, любого полководца его легионеры могли провозгласить императором (ведь легионеры тоже народ). Наиболее удачливые из таких полководцев захватывали Рим, и Сенат вынужден был легитимизировать их власть. Менее успешные оказывались в провинции и при наличии сил могли пренебречь Римом и основать собственную мини-империю. Так от империи отпадали Галлия, Иллирия и Пальмира, где правили собственные «параллельные» императоры. В таких «малых империях» местный этнический элемент приобретал большее влияние, чем во всей Римской империи. И это способствовало на местах «варваризации» римского общества. «Варварские» обычаи проникали во все сферы римского быта, влияли и на моду. Другим катализатором «варваризации» римской культуры служили наемники из варваров, которых довольно много появляется в армии к этому периоду. Так, император Каракалла сформировал даже собственную гвардию из представителей германских племен. Власть императора должна была быть достойно представлена и во внешних церемониальных формах. И для иностранных послов, и для собственных подданных император Рима обязан был демонстрировать свою власть наравне с восточными владыками и в первую очередь – не хуже парфяно-персидских соперников. Император Аврелиан. Изображение на монете Аврелиан, по-видимому, первый стал вводить восточный церемониал. Во всяком случае, у анонимного автора «Извлечений о нравах и жизни Римских Императоров», которые приписываются Аврелию Виктору, есть такое упоминание: «Он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям» (1). О том, насколько болезненно римляне относились к диадемам, мы уже упоминали. На самом деле диадема в императорской иконографии появляется только IV веке со времен Константина Великого. Однако, действительно, у императоров указанного периода, деятельность которых была направлена на укрепление государства, одновременно с реформами государственного аппарата, армии и т. д. наблюдается и тенденция более пышно репрезентовать свою власть за счет усложнения церемониала и введения драгоценных восточных одежд. Но все же окончательно диадема становится официальной императорской регалией именно при первом христианском императоре. Вступление в должность преемников Равноапостольного Константина теперь уже обязательно сопровождается возложением диадемы. При ее отсутствии использовался предмет сходной формы, но коронование должно было свершиться непременно. Например, когда в 360 году в Галлии легионы провозгласили племянника Константина I – Юлиана (Отступника) императором, диадему заменили шейной цепью знаменосца (3). Введение диадемы, как и восточный церемониал, целесообразнее, как уже говорилось, объяснить персидским влиянием, продолжающимся довольно долгое время. Новые персидские владыки переняли и древние ахеменидские, и новые эллинистические селевкидские формы представления власти. Диадема и у них была однозначным царским символом, наравне с древневосточной тиарой. Император Рима, ни в чем не уступающий восточному «Царю Царей» и соперничающий с ним за власть над ближневосточными провинциями, не отставал и во внешнем выражении своего могущества. Так римские императоры, несмотря на сопротивление сторонников республиканских традиций, которое длилось несколько веков, наконец приняли диадему. Сперва, по всей видимости, она имела вид своего эллинистического прототипа: Но понятно, что белая повязка была уже слишком проста, чтобы олицетворять власть (вспомним пышные золотые венки с каменьями). Так что практически сразу диадему начинают расшивать жемчугом и драгоценностями. А далее из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением, где отдельные сегменты нанизывались на два шнура, а их концы завязывались на затылке. Это видно по императорским профильным портретам с монет. Конечно, изображение на монете обладает определенной условностью, но на некоторых выразительно показаны четыре конца двух шнуров диадемы. Впоследствии эти концы шнуров изменили свою функцию и стали одним из важных дополнений именно византийской императорской короны. Итак, диадема формировалась из отдельных пластин (круглых и четырехугольных) в сочетании с крупными жемчужинами. Центральная пластина, располагавшаяся надо лбом, была, как правило, крупнее и часто сверху дополнительно украшалась жемчугом. В основном диадемы комбинировались в двух вариантах: пластины перемежались с парой жемчужин, чаще всего каплевидной формы: Императорская диадема первого типа. Рисунок автора Или же пластины соединялись друг с другом, а жемчужные нити обрамляли их сверху и снизу: Императорская диадема второго типа. Рисунок автора Можно сказать, что императорские диадемы были своего рода гибридом повязки эллинистических царей и пышного золотого венка прежних римских императоров. Форма диадемы довольно быстро (как по меркам древности) эволюционировала и уже через поколение стала меняться. В конце IV – начале V века произошла еще одна смена дизайна, которая превратила диадему (греч. διάδημα) в собственно корону, стемму (греч. στέμμα). Ее можно увидеть на бронзовой статуе римского императора, которая ныне находится в итальянском городе Барлетте и так и называется – барлеттский колосс (высота статуи 4 с половиной метра). Кто именно изображен в бронзе, до сих пор является предметов споров историков (в последнее время считается, что это, скорее всего, восточно-римский император Феодосий Младший). На первый взгляд, венец барлеттского колосса мало отличается от диадем эпохи первых христианских императоров. Но есть и существенные отличия. Диадема превратилась в сплошной обруч, но завязки, некогда закреплявшие ее на затылке, несмотря на теперешнюю ненужность, были сохранены в виде подвесков и перенесены с затылка ближе к вискам: Голова барлеттского колосса. За ушами можно видеть подвески, происходящие от завязок диадемы С этих самых пор в течение многих столетий обруч с подвесками по бокам стал основной формой византийской императорской короны. Этот элемент в византийской литературе имеет несколько названий: препендулии (греч. πρεπενδούλια – от латинского «pendulus»: висящий, висячий, свисающий, ниспадающий); В российской популярной исторической литературе чаще всего используется слово препендулии (или пропендулии). Как видим, все вышеуказанные слова являются синонимами и означают «подвески, привески». Но поскольку этот рудиментарный элемент был сохранен, можно заключить, что византийцы предавали этим подвескам некое значение. Возможно, это было вызвано соперничеством с персидскими владыками династии Сасанидов, которые соединили восточную тиару с эллинской диадемой (причем диадема использовалась в первоначальной форме – тканной повязки). Так, например, на сасанидском рельефе в Накше-Рустам (скальной усыпальнице древних персидских царей) изображается царская инициация шаха Ардашира. На рельефе верховный бог персов Ахура-Мазда вручает шаху не корону, а именно диадему – тканную повязку с длинными плиссированными концами: Этот элемент присутствует практически во всех изображениях сасанидских владык. Позднеримские и византийские государи, разумеется, считали себя ничем не хуже персидских, и если персы соединили персидскую тиару с диадемой, то византийцы (короны которых уже сами по себе были модифицированными диадемами) акцентировали внимание на уже ненужных завязках, превратив их в подвески и перенеся в зону видимости с затылка к вискам. Фрагмент консульского диптиха Проба Аниция (нач. V в.) с изображением императора Гонория, здесь заметны подвески, которые с первого взгляда можно принять за серьги Возможно, подвески имели и определенное символическое значение, но византийская литература о нем не говорит. Хотя и появляется соблазн истолковать значение препендулий, оставим это любителям скрытых смыслов. В остальном внешний вид стеммы почти не изменился. Это был такой же обруч, состоящий, как и раньше, из пластин, украшенных драгоценными камнями, обрамленными сверху и снизу жемчужными нитями или перемежающихся с крупными жемчужинами. Однако появилось еще одно новшество, изменившее вид центральной пластины, которая получила специфическую арочную форму. Как и подвески, эта центральная пластина в дальнейшем стала характерным признаком классической византийской императорской короны. Ранняя византийская стемма. Рисунок автора Впрочем, стоит отметить, что в нумизматике как довольно консервативном искусстве императоры еще довольно долго изображались в старом типе диадемы (с подвесками-завязками на затылке). 1) «Извлечения о нравах и жизни римских императоров». Глава XXXV, 5.
|