диагноз анамнез что это такое

Университет

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.

Источник

Как диагностировать аллергию?

диагноз анамнез что это такое. Смотреть фото диагноз анамнез что это такое. Смотреть картинку диагноз анамнез что это такое. Картинка про диагноз анамнез что это такое. Фото диагноз анамнез что это такое

Аллергия возникает, когда иммунная система человека реагирует на безвредные для большинства людей вещества окружающей среды. Эти вещества известны как аллергены. Они присутствуют в пыли, шерсти домашних животных, пыльце, насекомых, клещах, плесени, продуктах питания и некоторых лекарствах.

Что происходит при аллергической реакции?

Когда человек, имеющий аллергию на определенный аллерген, вступает в контакт с ним, возникает аллергическая реакция. Если аллерген, например, пыльца попадает в организм впервые, она стимулирует выработку антител и образование сенсибилизированных лимфоцитов. При повторном контакте аллергена пыльцы с антителами, образуются комплексы антиген-антитело. Комплексы фиксируются на поверхности тучных клеток, вызывая их дегрануляцию. В результате происходит выброс гистамина и других медиаторов воспаления. Поскольку тучные клетки встречаются повсеместно, то аллергическая реакция может протекать в любом органе. У человека чаще поражаются мелкие сосуды и бронхи, поэтому клиника их поражения проявляется в первую очередь.

Аллергии бывают разнообразными по формам: аллергия дыхательных путей (аллергический ринит и бронхиальная астма), аллергический конъюнктивит, аллергический дерматит, аллергическая энтеропатия и наиболее тяжелое и жизнеугрожающее состояние — анафилактический шок.

В зависимости от формы симптоматика варьирует в широких пределах.

Аллергические реакции возникают в течение 30 мин после контакта с аллергеном.

Правильный диагноз может быть установлен на основе истории болезни и симптомов, и может быть подтвержден специальным тестом на аллергию.

Обращение за медицинской помощью особенно важно для детей, поскольку одиночная первичная аллергия может быстро перерасти в множественную аллергию, а аллергический ринит стать причиной астмы. Ранняя диагностика оправдана тем, что позволяет проводить профилактическое лечение, минимизируя влияние аллергии в будущем.

Сбору анамнеза уделяется особое внимание. Наличие симптомов аллергии, особенно при выявлении ассоциации с триггерами, описываемые самим пациентом, говорят в пользу аллергического компонента.

Аллергия зачастую проявляется после приема определенных продуктов питания, вдыхания пыльцы растений, контакта с животными, укусами насекомых, приема некоторых лекарственных средств и т.д.

У пациентов с контактным дерматитом или кожной аллергией значимым фактом является история контакта с латексом, металлами, волокнами тканей, моющими средствами и т.д.

При выявлении пищевой аллергии пациенту обязательно рекомендуют вести пищевой дневник, который позволяет более прицельно понять, какой продукт является триггером аллергической реакции.

Перечень вопросов, которые задает врач-аллерголог на приеме:

История аллергии в семье

При сборе анамнестических данных, врач обязательно интересуется о том, болел или болеет кто-нибудь из членов семьи аллергией. Обнаружение родственников первой степени родства, таких как родители, братья и сестры, страдающих от аллергии, является важным в диагностике атопических состояний.

Атопия — это генетическая (наследственная) тенденция развития аллергических заболеваний. Люди с атопией, как говорят, являются атопическими.

Склонность к атопии определяется как генами, так и факторами окружающей среды.

Выявить, действительно ли у человека аллергия, помогают кожные пробы (аллергопробы) и анализы крови.

Кожные тесты подтверждают аллергический характер заболевания. Они выполняются в кабинете у врача-аллерголога и позволяют быстро получить ответ. Кожные пробы «провоцируют» аллергическую реакцию, благодаря введению небольшого количества аллергена — вещества, на которое, по мнению врачей, может быть аллергия. Если имеется аллергия, кожа будет реагировать, и в месте нанесения аллергена, появится нечто похожее на укус комара.

Существует три основных вида кожных тестов: патч-тесты, скарификационные тесты и прик-тесты.

1). Патч-тесты. При тестировании с помощью патчей, врач наклеивает тест-полоски, пропитанные аллергеном. Пациент должен проходить с ними около 2 дней, после чего на повторном приеме врач оценит результаты. Такое тестирование применяется при диагностике контактной аллергии.

2). Скарификационные пробы. Подразумевает нанесение аллергена на царапины, которые врач наносит с помощью ланцета или иглы. Царапины наносятся на предплечье или верхнюю часть спины. Если в месте повреждения кожного покрова происходит реакция — покраснение, расчес и т.д, то это верный признак аллергии. Данный метод является наиболее популярным в нашей стране.

3). Прик-тесты. Метод является аналогичным предыдущему, только вместо царапин кожу прокалывают тонкой иглой. Метод легче переносится, но в нашей стране менее распространен.

При подготовке к кожным пробам важно за две недели отменить прием антигистаминных препаратов; за 7 дней до их постановки перестать пользоваться противоаллергическими мазями.

Стандартными противопоказаниями к кожным аллергопробам являются:

Кожные тесты желательно ставить только при достижении 5-летнего возраста ребенка. Если есть четкие показания, то к ним можно прибегнуть и ранее, начиная с 2-х летнего возраста.

Анализ крови на IgE

В крови можно определить общий уровень IgE и наличие специфических иммуноглобулинов. Общий уровень иммуноглобулина Е (IgE) в крови указывает на склонность к аллергии.

Анализ крови на специфический IgE используют для подтверждения результатов кожных проб. Антитела к иммуноглобулину Е (IgE) являются веществами, вырабатываемыми организмом при аллергической реакции на определенный аллерген. Если в крови обнаруживаются высокие уровни специфических IgE, есть соответствующий анамнез, то эти данные в совокупности помогают подтвердить аллергическую природу заболевания. Однако не всегда повышенный результат указывает на аллергический компонент. Результат лабораторного анализа должен вторить клиническим данным и кожным пробам в пользу аллергии. Отрицательный результат лабораторного тестирования на IgE, напротив, в 90% указывает на отсутствие патологии.

Источник

Хроническая недостаточность мозгового кровообращения

диагноз анамнез что это такое. Смотреть фото диагноз анамнез что это такое. Смотреть картинку диагноз анамнез что это такое. Картинка про диагноз анамнез что это такое. Фото диагноз анамнез что это такое

Хроническая недостаточность мозгового кровообращения — медленно про­грессирующая дисфункция мозга, возникшая вследствие общего и/или мел­коочагового повреждения мозговой ткани на фоне длительно существующей недостаточности мозгового кровоснабжения.

Синонимы:

Наиболее широко в отечественную невроло­гическую практику вошёл термин «дисциркуляторная энцефалопатия», сохраня­ющий своё значение и на сегодняшний день.

Причины хронической недостаточности мозгового кровообращения:

Основные:

Дополнительные:

Для адекватной работы мозга необходим высокий уровень кровоснабжения. Головной мозг, масса которого составляет 2,0-2,5% массы тела, потребляет 20% циркулирующей в организме крови. Величина мозгового кровотока в полушариях составляет 50 мл на 100 грамм в минуту, потребление глюкозы составляет 30 мкмоль на 100 грамм в минуту, а в сером веществе эти величины в 3-4 раза выше, чем в белом. В условиях покоя потребление мозгом кислорода составляет 4 мл на 100 грамм в минуту, что соот­ветствует 20% всего кислорода, поступающего в организм. С возрастом и при наличии патологических изменений величина мозгового кровотока снижается, что играет решающую роль в развитии и нарас­тании хронической недостаточности мозгового кровообращения.

Наличие головной боли, головокружения, снижения памяти, нарушения сна, появление шума в голове, звона в ушах, нечёткости зрения, общей слабости, повышенной утомляемости, снижения работоспособности и эмоциональной лабильности – эти симптомы чаще всего просто «информируют» человека об усталости. Только при подтверждении сосудистого генеза «астенического синдрома» и выявлении очаговой неврологической симптоматики устанавливают диагноз «дисциркуляторная энцефалопатия».

Основой клинической картины дисциркуляторной энцефалопатии в настоящее время признаны когнитивные (познавательные) нарушения. При хроническом нарушении мозгового кровообращения следует отметить обратную зависимость между наличием жалоб, особенно отражающих способность к познавательной деятельности (память, внимание), и степенью выраженности хронической недостаточности: чем больше страдают когнитивные (познавательные) функции, тем меньше жалоб. Параллельно развиваются эмоциональные рас­стройства (эмоциональная лабильность, инертность, отсутствие эмоциональной реакции, потеря интересов), разнообразные «двигательные нарушения» (расстройства ходьбы и равновесия).

Неврологические синдромы при дисциркуляторной энцефалопатии:

паркинсонический синдром характерен замедленными движениями, гипомимией, негрубой мышечной ригид­ностью, тремор отсутствует, нарушения походки характеризуются замедлением скорости ходьбы, уменьшением длины шага, «скользящим», шаркающим шагом, мелким и быстрым топтанием на месте, поворачиванием всем корпусом с нарушением равновесия, что иногда сопровождается падением. При хронической недостаточности мозгового кро­вообращения двигательные нарушения проявляются, прежде всего, расстройствами ходьбы и равновесия;

психоорганический синдром может проявляться эмоционально-аффективными расстройствами (астено- депрессивными и тревожно-депрессивными), когнитивными (познавательными) нарушениями;

В основе всех синдромов, свойственных дис­циркуляторной энцефалопатии, лежит разобщение внутримозговых связей вследствие диффузного повреждения белого вещества мозга.

Источник

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)

Что такое ППЦНС?

Само словосочетание перинатальный период говорит о том, что перинатальное поражение ЦНС развивается у еще не родившегося или только появившегося на свет ребенка.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) — это не один, а несколько диагнозов, которые подразумевают нарушение функций работы в головном мозге новорожденного ребенка и могут привести к стойким неврологическим последствиям в более старшем возрасте (например, ДЦП, ЗПРР).

Весь перинатальный период условно делится на три этапа:

– с 28 недели и до момента родов длится антенательный период;

– сам процесс родов называется интранатальным периодом;

неонатальный период это промежуток времени с момента рождения до 7 дня жизни включительно.

В современной медицине нет точного названия заболевания при поражении ЦНС плода, есть только сборное, его называют ППЦНС или же перинатальная энцефалопатия. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Каковы причины и факторы риска ППЦНС?

Причины, по которым может развиться перинатальное поражение центральной нервной системы достаточно разнообразны, среди самых популярных:

– соматическое заболевание матери, которое сопровождается хронической интоксикацией;

– наличие острых инфекционных заболеваний или хронических очагов инфекции, в то время когда будущая мать вынашивала ребенка;

– в случае, если у женщины нарушен процесс питания, или же она не созрела для беременности и родов;

– нарушение маточно-плачцентарного кровотока во время беременности;

– изменения в обмене веществ также влечет за собой расстройство нервной системы у будущего ребенка (повышение уровня биллирубина, неонатальная желтуха);

– в случае сильного токсикоза, как на ранней стадии, так и на поздней, или появление иных проблем с вынашиванием ребенка;

– окружающая среда выступает немаловажным фактором в развитии заболевания;

– появление патологии во время родов — это может быть слабая родовая деятельность, ускоренные роды;

– если ребенок рождается недоношенным, то и его организм не развит полностью, поэтому на данном фоне может появиться нарушение в работе ЦНС;

– наибольшему риску развития поражений ЦНС подвержены малыши, у которых присутствует наследственный фактор.

Все остальные причины возникновения ППЦНС ситуативные и в большей степени предугадать их появление просто нельзя.
Выделяют несколько путей развития перинатального поражения ЦНС у новорожденных детей в зависимости от причины и последующей симптоматики, анализ которых позволяет поставить первоначальный диагноз: диагноз анамнез что это такое. Смотреть фото диагноз анамнез что это такое. Смотреть картинку диагноз анамнез что это такое. Картинка про диагноз анамнез что это такое. Фото диагноз анамнез что это такое

– Если четко зафиксирован недостаток кислорода, во время нахождения малыша внутри организма матери (гипоксия), то диагностируют гипоксическое поражение ЦНС.

– Во время родов у младенца может быть повреждена тканевая структура (это может быть как головной мозг, так и спинной). В этом случае, уже идет речь о травматическом поражении ЦНС, в результате чего появляются изменения в работе головного мозга.

– В случае нарушения обмена веществ могут появиться метаболические и токсико-метаболические поражения. Это может быть связано с употреблением во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов, никотина.

– Изменения в ЦНС при наличии инфекционных заболеваний перинатального периода.

Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?

ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.

Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.

– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.

Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:

Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).

Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.

– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).

– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.

Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.

диагноз анамнез что это такое. Смотреть фото диагноз анамнез что это такое. Смотреть картинку диагноз анамнез что это такое. Картинка про диагноз анамнез что это такое. Фото диагноз анамнез что это такое

В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.

Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?

– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.

– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;

– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;

– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);

– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;

– появление неустойчивого стула;

– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.

Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.

Как лечат ППЦНС?

Для восстановления основных функций ЦНС, а также для снижения проявления неврологических симптомов малышу назначаются целый комплекс лечебных препаратов. В лечении могут применяться, например, ноотропные препараты, которые смогут восстановить трофические процессы в работе головного мозга — пирацетам, церебролизин, кортексин, пантокальцин, солкосерил и многие другие. Для того чтобы простимулировать общую реактивность новорожденному ребенку проводят курс лечебного массажа, специальной гимнастики, а при необходимости комплекс физиотерапевтических процедур (напрмер, электрофорез и микротоки).
диагноз анамнез что это такое. Смотреть фото диагноз анамнез что это такое. Смотреть картинку диагноз анамнез что это такое. Картинка про диагноз анамнез что это такое. Фото диагноз анамнез что это такое

В случае, если родители обнаружили хотя бы один из признаков поражений ЦНС необходимо срочно обратиться к врачу. Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка процесс индивидуальный. Такие индивидуальные особенности новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.

В чем опасность и последствия ППЦНС?

Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно и своевременно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы. Но даже несмотря на такой оптимистический прогноз, если смотреть на все возможные заболевания ребенка, связанные с нервной системой, то к инвалидности приводит 50 % от их общего количества, при этом около 80 % от него отведено на перинатальное поражение центральной нервной системы.

Источник

Вопрос 4. Значение анамнеза болезни

Расспросу больного уделялось внимание и врачами древности. Уже диагностика Гиппократа (V-IV века до н.э.) опиралась на расспрос больного и на подробное исследование его при помощи различных органов чувств. В конце XVI века один из величайших клиницистов той эпохи Бальвини говорил: «Кто хорошо расспрашивает, тот хорошо диагностирует».

Однако заслуга в разработке анамнеза как научного метода исследования больного целиком принадлежит представителям русской медицины.

Создатель русской терапевтической школы М.Я.Мудров рассматривал болезнь как результат воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды, и он впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования больного.

В наибольшей степени развил учение об анамнезе выдающийся русский ученый Г.А.Захарьин (вторая половина XIX века, 1829-1897 г.г.). Он поставил расспрос больного на величайшую высоту, дав научную разработку этого метода. Расспрос был возведен в ранг основополагающего диагностического приема именно Г.А.Захарьиным. Захарьинский метод расспроса больного явился выдающимся достижением русской науки. Его методика ведения расспроса была настолько блестяща, что один из выдающихся французских клиницистов Анри Юшар говорил, что «Захарьин возвысил метод расспроса до степени искусства». Слава этого метода и широкое его использование были обусловлены не только его простотой и логичностью, щажением больного, но также большой практичностью и свойством этого метода выявлять начальные изменения в состоянии человека – изменения функциональной деятельности больного организма.

Г.А.Захарьин утверждал, что «правильно собранный анамнез – это половина диагноза». Современная клиническая практика подтверждает правильность этого суждения.

Г.А.Захарьин в своих «Клинических лекциях» писал: «Начинающий врач, если не усвоил себе метода, не убедился еще в его необходимости, расспрашивает как попа-ло, в одном случае так, в другом – иначе, увлекается первым впечатлением, произведенным жалобами больного (например, одышка, колотье в боку, кашель) и, предположив на этом основании известную болезнь, надеется быстро решить дело, предложив больному несколько относящихся сюда вопросов. Горьким опытом он убедится, если сколько-нибудь способен к самоусовершенствованию, что такой прием не доводит до цели, что он недаром осужден опытом и что единственно верный, хотя более медленный и тяжелый путь, есть соблюдение полноты и известного, однажды принятого, порядка в исследовании».

В известной книге «Дифференциальная диагностика внутренних болезней» Р.Хегглин указывает: «Важность анамнеза никогда нельзя переоценить. В кабинете врача диагноз устанавливают по данным анамнеза более чем в 50% случаев». В.Н.Фатенков в своих лекциях (1978), отмечал, что расспрос больного занимает 70% диагностики. Н.А.Мухин и В.С.Моисеев (2002) сообщают, что специальные исследования показали, что в терапевтических отделениях диагноз в 80% случаях устанавливают уже на этапе расспроса.

Что же придает анамнезу такую значимость?

Во-первых. Все данные, полученные при помощи анамнеза, также достоверны, как и данные объективного метода исследования, а при расспросе врач охватывает больного наиболее полно и всесторонне.

Во-вторых. Нередко больной обращается к врачу в начальном периоде развития заболевания – в так называемой функциональной стадии, когда «объективными» спо-собами диагностировать патологию не удается, однако уже в этот период появляются жалобы больных, весьма характерные для того или иного страдания (например, боле-вой синдром при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, явления дисфагии при начинающемся раке пищевода).

В-третьих. Иногда только анамнез (или анамнез в большой степени) позволяет решить вопросы диагностики даже в случае развитого заболевания, но имеющего длительные ремиссии (например, в межприступный период бронхиальной астмы, описание приступов феохромоцитомы, приступов пароксизмальной тахикардии и т.д.), а также при исходах заболеваний, общих для некоторых из них – например, решение вопроса о природе кардиосклероза (ревматизм или атеросклероз), а иногда неясных даже на секционном столе (сморщенная почка – гипертоническая болезнь или хронический гломерулонефрит).

В-четвертых. Некоторые важные для диагностики симптомы выясняются только из собираемого анамнеза (Р.Хегглин): жажда, отсутствие аппетита, усталость, бессонница, сонливость, зуд, сердцебиение, тошнота.

Анамнез имеет значение не только для диагностики как таковой, но и для профи-лактики заболевания, ибо при обследовании больного только через анамнез удается изучить личность больного, установить социальные факторы, определить экзогенные вредности и тем самым реально решать профилактические задачи.

М.М.Невядомский, продолжая основные традиции клиники Г.А.Захарьина, говорил: «Мы считаем, что метод исследования больного расспросом является самым важным из методов объективного исследования больного, так как дает прямое указание не только на индивидуальные особенности данного организма, но прямо указывает на определенное заболевание – надо только научиться им пользоваться… Очень часто расспрос прямо дает указания на этиологический или патогенетический момент, вызвавший определенное заболевание». Справедливость этого тезиса доказывается и всем многовековым опытом практической медицины – ведь врачи тысячелетиями сопоставляли жалобы больного, его ощущения с теми морфологическими находками, физикальными изменениями в организме, которые возникали при различ-ных болезнях. Этот опыт постоянно накапливался и впоследствии появлялись четко очерченные симптомы, синдромы, свойственные тем или иным заболеваниям, а затем смогли быть описаны типичные – часто встречающиеся (и атипичные – редко встречающиеся) клинические картины заболеваний. Немаловажное значение в этом имели и героические опыты на самих себе прославленных русских и зарубежных исследователей, фиксировавших свои ощущения при известных или изучаемых патологических состояниях иногда даже вплоть до самой смерти!

Не случайно разработка такого метода исследования, как метод расспроса больного, получила свое наивысшее развитие благодаря работам представителей отечественной – Российской медицины. Это произошло потому, что отечественная медицина всегда стояла на материалистических позициях, позициях нервизма, использовала проверенную жизнью диалектику теории познания.

Таким образом, многовековой опыт практической медицины, фундаментальные труды физиологов, разработки философов составили ту основу, которая позволяет считать анамнез объективным по сути и научным по глубине познания методом исследования больного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *