диббук что это значит
Тайна проклятого ящика диббука
Несколько лет назад на интернет-аукционе был выложен необычный лот. Его владельцем был некто Иосиф Нетцке, студент из штата Миссури. Он назвал его «заговоренным ящиком для вина». В нем лежали два локона, статуэтка из гранита, засохший бутон розы, две монетки и подсвечник. Нетцке честно предупреждал: ящик приносит несчастья и в нем, возможно, поселился диббук.
Диббук — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений и ищет живой организм, в который может вселиться.
Необычный лот вызвал немалый интерес. В течение двух дней символическая начальная цена с одного доллара возросла до 50. Через пару дней за него предлагали уже 200 долл. В итоге владельцем диббука стал Джейсон Хакстон, куратор университетского музея из Миссури, отдав за ящик 286 долл.
Хакстона одолевали многочисленными вопросами и предложениями относительно диббука. В конце концов он попросил убрать домашний адрес из справочников, сменил адрес электронной почты и создал посвященный ящику сайт. Посетители сайта жаловались на головные боли и просили изъять изображение ящика, обвиняя его в своем внезапном недомогании.
Хакстон нашел предыдущего хозяина диббука. Им оказался владелец небольшой мастерской по ремонту и реставрации мебели Кевин Маннис из Портленда, штат Орегон. И он рассказал эту жуткую историю.
Однажды Кевин попал на распродажу имущества некой Гавелы, скончавшейся в возрасте 103 лет. Он обратил внимание на деревянный ящик, который предназначался для хранения вина. От внучки Гавелы Маннис узнал, что бабка по национальности еврейка родилась в Польше в конце XIX в. и прожила очень трудную жизнь. Ящик она купила в Испании, куда бежала из немецкого концентрационного лагеря.
Заветный ящик Гавела держала закрытым у себя в комнате, подальше от детей и внуков. Однажды внучка им заинтересовалась, и тогда пожилая женщина трижды сплюнула сквозь растопыренные пальцы, произнесла странные слова «диббук» и «келесим» и заставила ее поклясться, что она никогда в жизни его не откроет. Перед смертью Гавела попросила положить в могилу и ящик, но это оказалось невозможным по законам иудаизма. А внучка слово сдержала и ни разу не открыла ящик.
Кевин Маннис отправился к себе в мастерскую, решив ящик отреставрировать и подарить матери. Он отнес покупку к себе в подал и, оставив вместо себя приемщицу, отправился по делам. Через полчаса помощница сообщила по телефону, что кто-то забрался в мастерскую, бьет стекла, громко ругается и к тому же ее. заперли. Встревоженный Маннис помчался на работу.
Свет почему-то не горел, хотя час назад все было в полном порядке. Включив фонарик, Кевин увидел, что в подвале не осталось ни одной целой лампочки. Звук разбиваемых лампочек помощница и приняла за звук бьющегося стекла.
Как только Кевин переступил порог мастерской, ему в нос ударила вонь кошачьей мочи, хотя животных он не держал. Злоумышленник же бесследно исчез. Кевин поднялся наверх. Девушка заявила, что увольняется, наотрез отказавшись отвечать на вопросы. Поскольку никакого ущерба, кроме разбитых лампочек, нанесено не было, обращаться в полицию он не стал.
Через две недели Маннис отреставрировал винный ящик. Тот оказался не простым, а с механизмом: стоило открыть одну дверцу, как вторая открывалась сама и выдвигался ящичек.
Внутри лежали два центовика 1925 и 1928 годов выпуска, два локона, перетянутые резинкой, маленькая статуэтка из гранита с высеченным на иврите словом «шалом», засохший бутон розы и старинный чугунный подсвечник на ножках в виде щупалец осьминога. Еще Кевин заметил надпись на иврите на задней стенке.
Подарок матери понравился. Пока она с улыбкой разглядывала ящик, Маннис пошел позвонить, а когда минут через пять вернулся, увидел, что матери стало плохо.
Решив, что матери винный ящик разонравился, Массин подарил его сестре, но та вернула его через неделю: она никак не могла закрыть дверцы. У брата ящик задержался и того меньше: через три дня он его вернул. Ему казалось, что ящик источал запах жасмина, а жене чудилось, что он воняет кошачьей мочой. Подружка, которой Массин подарил ящик, через два дня попросила поскорее ее от него избавить.
В тот же день Кевин продал его супружеской паре, но уже через три дня обнаружил злосчастный ящик перед дверью мастерской со странной запиской: «В нем скрывается злая темнота». Брать назад деньги покупатели отказались. Маннис привез ящик домой. В первую же ночь ему приснился кошмар, который затем повторялся едва ли не каждый день.
Якобы он идет по улице с кем-то из близких друзей, смотрит спутнику в глаза и понимает, что с приятелем что-то не так. В этот момент друг превращается в страшную ведьму, которая тут же набрасывается на него с кулаками. Просыпаясь в холодном поту, Кевин с ужасом обнаруживал на теле синяки от ударов.
Через некоторое время в гости наведались мать, сестра и брат с женой. Они заночевали у него. За завтраком сестра пожаловалась на страшный сон. Объяснив, что она видит его не первый раз, женщина пересказала слово в слово кошмар Кевина. Брат с супругой слушали ее с открытыми ртами.
В их глазах застыл страх: им снился тот же кошмар! Причем тоже не первый раз.
Тут Кевину Маннису стало не по себе. Мысль о том, что во всех бедах виноват ящик, переросла в уверенность, когда выяснилось, что родственники видели кошмары и раньше, когда он находился в их доме.
Через неделю с Маннисом стало твориться нечто странное. Ему казалось, что боковым зрением он видит какие-то непонятные пятна, похожие на тени. Такие же пятна замечали и люди, приходившие к нему домой. Кевин отнес ящик в сарай, а ночью его разбудила противопожарная тревога. Ни огня, ни дыма не было, но кошачьей мочой воняло за километр. Маннис принес ящик в дом.
В 4.30 проснулся от знакомого кошмара. В комнате сильно пахло жасмином. Ему показалось, что он видел огромную тень, убегавшую по коридору. Утром Кевин решил сжечь страшный ящик, но в последний момент передумал: испугался, что нечто, живущее в ящике, в таком случае останется с ним навеки.
И все же терпение Манниса лопнуло, и он решил от ящика избавиться. Больше всех за него предложил Нетцке и в итоге получил ящик со всем его содержимым
По мнению специалистов по паранормальным явлениям, в ящике жил эктоплазмический непрошеный гость. Теперь уже на Нетцке обрушились неприятности: у 20-летнего парня начали выпадать волосы, в комнате появились странные запахи, Иосиф лишился бокового зрения: его блокировали большие вертикальные темные пятна.
Джейсон Хакстон не избежал участи предыдущих владельцев ящика. Уже на следующее утро после покупки он проснулся с налитыми кровью глазами, а правый глаз сильно опух, как после удара. За глазом последовали другие недомогания: усталость, металлический привкус во рту, насморк, от которого не помогали лекарства, сильный кашель. В доме стоял запах цветов и кошачьей мочи,
А Джордж Эллис, специалист по еврейской культуре, считает: если люди находили монету, год выпуска которой совпадал с годом, скажем, рождения их ребенка или смерти близкого родственника, та откладывали ее в сторону. По всей видимости, причина всех несчастий кроется в находящихся в ящике монетах.
Р.S. Хакстон нашел младшую сестру Гавелы, и она рассказала, что они часто ходили на спиритические сеансы. Во время одного из них в наш мир по неосторожности медиума попал злой дух, который отказывался вернуться обратно. Гавела поймала его, долго держала в стеклянном сосуде, а потом пересадила в ящик для вина.
«Интересная газета. Магия и мистика» №5, 2012
Диббук. Самые злобные монстры из разных религий мира 🕔 1 мин.
Диббук — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться.
К счастью, диббук не может вселиться, в кого ему заблагорассудится. Чтобы стать домом для духа, надо совершить какой-нибудь серьёзный грех. Так что если вы никогда-никогда не делали ничего плохого, можете быть спокойны – диббук к вам и близко не подойдёт. Но даже если он в вас всё-таки вселился, ситуация не безнадежна. Его может прогнать раввин (при наличии соответствующей квалификации).
Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука.
Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века и похожа на демонов и духов, которых изгоняют в католической церкви в процессе экзорцизма.
Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.
После 1560 года тема диббука стала часто появляться в литературе. В начале XX века большой успех имела драма «Диббук» Семёна Ан-ского. Драма явилась классической диббук-постановкой и стала основой для дальнейшего художественного развития. «Диббук» был экранизирован в Польше и Израиле.
К теме диббуков обращался нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер (роман «Диббук в Горае» или «Сатана в Горае»). В романе Ромена Гари «Пляска Чингиз-Хаима» диббук убитого еврея после окончания войны вселяется в своего убийцу-эсэсовца и порабощает его.
В XX веке появилось несколько опер с темой диббуков, а Леонард Бернстайн в 1974 году создал в Нью-Йорке балет «Диббук».
В современном кино диббуки встречаются в фильмах «Нерождённый», «Серьёзный человек» (оба 2009 года) и «Шкатулка проклятия» (2012 год).
Кадры со старым «диббуком»
Практически в каждой религии имеется свой набор притч о любви, добре и всяких других хороших и правильных вещах. Но, к сожалению, благостные истории действуют далеко не всегда и не на всех. И тогда дело перевоспитания грешников доверяется каким-нибудь ужасающим и отвратительным существам, которые на такой случай имеются в каждой духовной культуре.
Самые злобные монстры из разных религий мира
Преты
Преты – духи умерших из восточных религий вроде буддизма, индуизма и сикхизма. Если представители этих религий при жизни были жадными или завистливыми, то после смерти их души возвращаются обратно на землю и вынуждены вечно слоняться между живыми. Но это ещё полбеды. Преты испытывают постоянный, ненасыщаемый голод и жажду, которую невозможно утолить. Мало того, они ещё и разборчивы в пище, причём испытывают страсть, как правило, к чему-нибудь отвратительному – вроде человеческих фекалий. Обычно преты изображаются измождёнными созданиями с крошечными ртами и необычайно тонкими шеями.
Исполины
Голиаф, вполне возможно, был не только гигантом из Библии, но ещё и потомком целого рода гигантов, известных как «нефилимы» или «исполины». Мнения теологов относительно их происхождения разделились: одни считают исполинов детьми ангелов, которые вступили в связь с земными женщинами, другие убеждены, что они отпрыски братоубийцы Каина. Однако все сходятся в том, что исполины – гигантские и свирепые существа.
Пишачи
Ещё одна разновидность демонов из восточных религий. Пишачи – духи, которые получились из бывших мошенников, прелюбодеев, насильников и прочих грешников. Подобно другим существам из нашего списка, эти тоже могут менять облик или становиться невидимыми. Они могут завладевать людьми и причинять им физические или душевные страдания. Согласно описаниям в священных текстах, внешне Пишачи похожи на гуманоидов с тёмной кожей, красными глазами и выпирающими венами, которые покрывают их тела с головы до ног.
Ракшасы
В западной религиозной и поп культуре эти демоны умеют делать много всяких гадостей: то они вселяются в тела своих жертв, то манипулируют людьми, заставляя исполнять собственную волю, то в кого-нибудь превращаются… Но обычно каждый из них специализируется на какой-нибудь одной мерзости.
Ракшаса в индуизме и буддизме – совсем другое дело. Это бывшие грешники, которые обладают целым набором разнообразных способностей. Они могут и вселяться, и создавать иллюзии и налагать сильные заклятья. И явиться такой ракшаса может в любом облике – прекрасным или безобразным, мощным или чахлым, даже в виде животного, если это ему зачем-то понадобится. У этих существ есть собственный повелитель по имени Равана с десятью лицами и множеством рук – самый коварный из всех ракшас.
Джинны
Это совсем не те добрые старички, которые исполняют любые желания счастливцев, вызволивших их из волшебной лампы или кувшина. «Настоящие» джины, согласно исламским текстам – это народ, который живёт в параллельной с нами реальности. Они созданы из дыма и огня (как человек из глины). Аллах наделил их свободной волей, так что они могут сами решать, быть им добрыми или злыми – так же, как и люди. Дьявол, согласно тем же исламским текстам, когда-то тоже был джином по имени Иблис, но отказался поклониться Адаму, и был низвергнут из рая в преисподнюю.
Большинство известных джинов – существа пренеприятные, а особенно злобные называются ифритами. Это огромные крылатые существа из огня, бывают мужского и женского пола, живут под землёй и служат Иблису.
Веталы
Этим духам из индийской мифологии живые люди не интересны, они предпочитают вселяться в мёртвых. Когда ветала оккупирует труп, последний перестаёт разлагаться и опять может ходить по Земле как живой.
Считается, что веталы обладают всеведением – благодаря своей неумирающей природе. В отличие от зомби, ни кровь, ни плоть человека их не прельщает. Они мучают людей просто из вредности.
По-простому, веталы в индийской мифологии — это вампироподобные злые духи, которые могут вселяться в мертвецов и заставлять их действовать как живые люди. Входят в свиту бога Шивы.
Абаддон
А более поздние тексты описывают Абаддона восседающем на троне и правящим армией саранчи – мистических существ, которые выглядят как лошади с человеческими лицами и скорпионьими хвостами.
Хуньдунь
Это существо встречается в текстах Древнего Китая, и по сей день продолжает оставаться одним из наиболее известных персонажей китайского фольклора. Согласно одной из легенд, Хуньдунь не имел ни лица, ни отверстий для органов чувств (глаз, ушей, ноздрей, рта), царил в центре мира и был воплощением хаоса. Его изображают либо как человекообразное существо без головы, либо как бесформенный мешок с короткими бесполезными конечностями.
Два других бога – Ху (внезапный) и Шу (быстрый) из самых добрых побуждений решили просверлить в Хуньдуне семь полагающихся каждому существу отверстий, чтобы он мог видеть, слышать, обонять и т.д. К сожалению, операцию больной не перенёс и через неделю скончался. Зато из его тела возникла Вселенная.
Ажи-Дахака
Зороастризм, когда-то считавшийся одной из основных мировых религий, теперь, в основном, ограничен территорией Ирана, Пакистана и Индии, и у него тоже имеются собственные монстры. Самым ужасным из них по праву считается Ажи-Дахака, который встречается и в общем иранском фольклоре.
Его описывают как змея, существо с шестью глазами, тремя ртами, тремя головами. Он знает все грехи мира и, если его ранить, то вместо крови из раны полезут змеи, крысы и насекомые. Ажи-Дахака, кроме того, один из главных персонажей, фигурирующих в зороастрийском апокалипсисе. Согласно пророчеству, он должен съесть весь домашний скот на Земле и треть всех людей.
У разных народов авестийское имя Ажи-Дахака немного отличается: персидский Заххак, средне-персидский Аждахак Беварасп, армянский Аждахак, тюркский Аждарха, балканский Асьтаха, таджикские аждахоры, узбекский Зохак и другие.
Син-тянь (Отрубленная голова)
Син-тянь – ещё один китайский бог и воин-великан, который служил императору Яню. Когда императора Яня разгромил Жёлтый император (легендарный правитель-основатель первого китайского государства), Син Тянь решил вызвать последнего на поединок. Жёлтый император опять победил, великана обезглавили, а голову спрятали в горе Чаньань.
Син-тянь не умер, а отправился на поиски утраченной головы. После долгих поисков, которые так и не увенчались успехом, он отрастил себе новую голову… прямо в туловище. Соски превратились с глаза, а пупок – в рот. Так Син-тянь стал безголовым гигантом, вечно воюющим с другими богами.
Дата: 23.08.2013 16:20
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Диббук что это значит
Диббук в переводе с иврита означает «прилепившийся». Это злой дух, темная сущность. Становится такой сущностью как правило человек, который при жизни был большим грешником. Его злодеяния слишком велики для того, чтобы душа могла очиститься и переродиться. Но при этом их еще недостаточно для того, чтобы попасть сразу в ад.
Одними из таких грешников оказываются самоубийцы или убийцы.
Диббук изо всех сил не хочет прощаться с земным существованием и ищет себе жертву. Она жизненно необходима для Диббука, т.к. в теле живого человека он прячется от преследования других темных сил. Он подселяется к живому человеку и может длительное время не проявлять себя. При этом он будет изматывать свою жертву. Человек будет чувствовать слабость, упадок сил, зачастую оказывается оторванным от реального мира.
Диббук коварен и хитер, вывести его на чистую воду и заставить себя проявить очень сложно. Ведь потеряв тело злой дух сам оказывается в опасности, он может быть уничтожен другими еще более страшными злыми силами. Может изматывать человека годами постепенно вытягивая из него все жизненные силы, попутно присматривая себе следующую жертву. Тело человека крайне редко может выносить сразу две сущности одновременно без последствий для здоровья. Поэтому носитель Диббука непременно будет болеть и слабеть и в конце концов умрет.
Носителями этой сущности в большинстве своем становятся родные или близкие знакомые Диббука при жизни.
Если встанет выбор между мужчиной и женщиной злой дух всегда выберет женщину или что еще лучше молодую девушку или подростка. В таком теле Диббук сможет дольше прожить и оставаться незамеченным. Также, за неимением лучшего может подселиться к больному человеку, т.к. защита таких людей очень слаба.
Внешне Диббука описывают как призрака, который имеет очертания схожие с человеческими. Только вот лицо духа искажено от злости. В истории эта злая сущность упоминается аж в первом веке. Тогда же описывались и случаи его изгнания из тела.
Избавиться от Диббука очень сложно.
Для этого необходимо провести обряд экзорцизма который должны проводить либо католический священник, либо раввин. Ритуал проводят несколько человек, которые читают молитвы. При этом они зажигают специальные травы и прибегают к помощи амулетов. Опасность проведения ритуала экзорцизма состоит в том, что одержимый человек может умереть во время его проведения. А Диббук получает возможность вселиться в того, кто посмотрел в глаза умирающего. Окружающие в свою очередь могут не заметить этого и дух спокойно продолжить свое существование дальше.
В редких случаях с Диббуком можно договориться об условиях его добровольного уходя из тела. После выполнения которых дух оставит свою жертву добровольно. Также сущность может согласиться оставить тело в обмен на переход в место очищения. Где в свою очередь злой дух сможет получить возможность переродиться и очиститься от грехов. Когда дух удается изгнать в результате обряда, то он попадает сразу в ад. В Израиле до сих пор существует услуга по изгнанию демонов, ее можно даже заказать онлайн.
О такой сущности, как диббук, было известно узкому кругу лиц, в последние годы о нем узнали, благодаря фильмам, основанным на реальных событиях. Этот злой демон опасен только для исповедывающих иудаизм, представителей иных религий он не трогает. В 21 веке таких случаев одержимости стало меньше, и специалисты приводят свои аргументы по этому поводу.
В религии иудеев удивляет отсутствие нечистой силы, за одним исключением. Диббук – это злой дух, в переводе с иврита означает «прилепившийся», который является душой умершего злого человека. В земной жизни его держат совершенные злодеяния, и он пытается завершить свое предназначение в ином теле. Как выяснили исследователи паранормальных явлений, диббук – дух мужского пола, и для вселения выбирает:
Выясняя, что такое диббук, стоит отметить, что впервые эта сущность упоминается в Книге Берешит. Специалисты определяют ее, как извращенную форму двекута в значении каббалы – слияния с Творцом. Такой дух подавляет душу человека, вынуждая на неадекватные поступки, вплоть до убийств. Его можно сравнить с джинном в мусульманстве или демоном в католицизме и православии, процедуры изгнания демона в разных религиях мало, чем отличаются.
Существует ли диббук?
Изгнание диббука
Диббук – демон чрезвычайно сильный, его изгнание требует специальных талантов экзорциста. На протяжении веков отработано 2 процедуры:
О существовании такого существа, как диббук, история сохранила несколько фактов, которые зафиксированы исследователями:
Фильм про диббука
В основе известных киносюжетов про демона диббук – реальные события. В 20 веке первым и единственным был фильм поляков на идише по пьесе Анского «Диббук», выпущенный в 1937 году. За последние десятилетия нынешнего столетия сняты такие популярные фильмы:
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
мифология:Диббук (Израиль).
Диббук (идиш דיבוק — ди́бэк, от иврит — прилепившийся) — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека.
Dybbuk, Dibbuk
Пустые зеркала. Ягиби Тийхаа
Каббалисты средневекового периода различали 3 вида реинкарнации: гилгул, иббур и диббук.
Гилгул отражает то, что обычно и понимается под реинкарнацией: душа вселяется в утробный плод во время беременности.
Вера
в переселение душ, присущая многим религиям и философским системам
древнего мира, была, видимо, несвойственна иудаизму вплоть до конца
эпохи Талмуда, в котором об этом не упоминается.
«Зогар», один
из классических каббалистических текстов, учит, что место, куда каждый
отправляется после смерти, в значительной степени зависит от
пристрастий человека во время жизни и последних его мыслей
непосредственно перед смертью: «Путь, избранный человеком в этом мире,
определяет дальнейший путь души после ее ухода. Так, если человека
влечет к Священному и он стремится к Нему в этом мире, то отходящая
душа уносится вверх к высшим царствам той инерцией движения, которую
обретала каждый день в этом мире.»
Большинство ранних
каббалистов считало гилгул не универсальным законом, а скорее суровым
наказанием. Вместе с тем гилгул может быть и изъявлением милосердия
Создателя, «ибо не навек оставляет Господь»: даже душа, заслужившая
полное истребление, может возродиться путем гилгула.
Позднее в гилгуле
перестали усматривать наказание за грехи и провозгласили его
универсальным принципом, из чего в дальнейшем возникла вера в
переселение души человека в тело животного, в растение и даже в неживую
субстанцию.
С
доктриной гилгула связана концепция иббура (представления о вселении
злого духа в человека), возникшая во второй половине 13 в. Иббур, в
отличие от гилгула, происходит не в период пребывания зародыша во чреве
матери или во время родов, но в какой-либо момент сознательной жизни
человека. Душа, вошедшая в тело человека путем иббура, поселяется в нем
на ограниченное время и только для того, чтобы побудить его к
определенным действиям или к выполнению известной миссии. Концепция
иббура впоследствии вылилась в представление о диббуке.
Иббур
(«прививка») имеет место, когда «чужая» душа входит в чье-то тело во
время жизни этого человека и остается там некоторое время для
осуществления определенной цели. Когда такая душа вселяется в тело
человека со злым умыслом, такая вторгшаяся душа называется
диббук.Диббук (буквально `прилепление`) — злой дух, который вселяется в
человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит
устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Считается,
что духи диббук — это переселяющиеся души, которые не могут войти в
новую телесную оболочку по причине своих прошлых грехов, а потому
вынуждены вселяться в тела живых людей. Более того, духи поневоле
вынуждены были входить в физические оболочки людей, иначе подвергались
мучениям со стороны других злых духов. Некоторые полагали, что диббуки
— души людей, не получивших надлежащего погребения и потому
превратившихся в демонов.
Из подобных
рассказов и возникшего в 13 в. учения о временном вселении злого духа в
тело человека (иббур), которые слились в народном сознании с учением о
переселении душ и с бытовавшим у многих народов представлением, что
души непогребенных покойников становятся демонами, сложилось поверье о
диббуке. Хотя термин диббук появился в еврейской литературе лишь в 17
в., отчеты на иврите и идиш об изгнании диббука известны с 1560 г.
Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности
грехами способность к переселению. Будучи «оголенной душой», диббук
ищет убежища в телах живых. Согласно поверью, диббук вселяется в тело
человека, совершившего тайный грех. Сочинения некоторых каббалистов,
учеников Ицхака Лурии, содержат подробные наставления об изгнании
диббука.
Считалось,
что специально подготовленные раввины (ба‘ал-шем) и другие святые
(цаддики) обладают способностью изгонять диббук из одержимых,
предоставляя ему выход либо путем исправления (тиккун), что открывало
путь в гилгул, либо низвергал диббук в ад. Изгнание диббука
производилось еще в начале 20 в. В 1903 г. в Багдаде изгонялись духи
лжемессии Саббатая Цви и его пророка Натана из Газы. Последний документ
об изгнании диббука был составлен в Иерусалиме в 1904 г.
Как
правило, диббук выходит из тела своей жертвы через маленький палец на
ноге, где в этом случае появляется крошечная кровоточащая ранка. Именно
по ее наличию можно определить, вышел дух или нет.
Понятно, что последние два вида относятся скорее к одержимости, чем к реинкарнации.
Еще древние шумеры наблюдали превращение элементёров во враждебные существа.
Элементеры — развоплощенные существа, находящихся между воплощениями и не принадлежащих ни одному из миров.
Всех
«недоразвоплощенных» существ объединяет две черты: с одной стороны,
потеряв ограничения плотного мира, они приобретают большую силу, а с
другой — они теряют доступ к источнику этой силы, поэтому требуют ее
постоянного поступления из внешних источников (например, в виде жертв
или крови).
Примерно в тот период слово «диббук» перекочевало из языка немецких и польских евреев. Фактически это сокращенный вариант двух фраз: dibbuk me-ru’ah («расщепление злого духа») и dibbuk min ha-hizonim («диббук из страны демонов»).
В древнем фольклоре считалось, что диббуки овладевают только телами больных людей. О таких духах упоминаются в Ветхом Завете («Самуил» I), где описывается овладение Савлом и изгнание духа Давидом с помощью игры на арфе. Имеется также упоминание о том, что ангел Рафаэль учил Товию, как изгонять духов. Согласно литературе раввинов I века, для экзорцизма требуется сжечь некоторые коренья под жертвой, а потом окружить последнюю водой. Другие способы включают в себя заклинания именем Соломона, повторение имени Всевышнего, чтение псалмов, ношение амулетов, сделанных из определенных кореньев.
Профилактика встречи с диббуком представляла собой большое число суеверных правил и местных обычаев. Так, при встрече с кем-либо из жителей местечка, про кого точно известно, что он недавно умер, на ночной дороге, разговаривать с ним и подвозить его сильно не рекомендовалось, особенно если он просится в гости к тому, кому встретился.
Диббук не упоминается в Торе и появляется в каббалистической литературе поздно, не раньше 17 века. Считается, что последний случай изгнания диббука раввином относится к середине двадцатого столетия.
«…из калитки за спиной Яцека выбиралось существо, в котором внук не сразу признал любимую бабушку. Эмма Деггель сделалась плоской и прозрачной, как промасленный лист пергамента. В правой руке она сжимала тесак для рубки мяса. Дюжина косматых уродцев, до краев налитых злобой, бесновалась внутри старухи — в голове, в печени, в иссохшем чреве.
— Бесы! Спасайся! — завопил кто-то, самый сообразительный.»
Генри Лайон Олди «Гарпия»
Генри Лайон Олди «Приют героев»
То, что после смерти души некоторых грешников не могут покинуть этот мир, известно многим, если не всем народам мира. Но, видимо, только среди еврейского народа распространены души, которые после смерти своего тела ищут прибежища в телах тех, кто еще жив.
Причиной появления диббука является то, что при жизни человек, чья душа стала неприкаянной, свершил ровно столько грехов, что на перерождение (гилгул нешамот) он не способен, но и в ад еще не попадает. И вот эта душа, терроризируемая различными злобными духами, вынуждена искать себе пристанище в теле живого человека. Легче всего диббуку дается подселение к ослабленным болезнью людям. Однако бывали случаи, когда подсадку диббука фиксировали и к известным своей святостью людям. Кроме того, диббуки почему-то любят девственниц. В смысле, подселяться в их тела любят.
Вредоносность диббука заключается не только в том, что он захватывает контроль над чужим телом. Вселение чуждого инхаббитата, даже если не принимать в расчет мучения души-доминанта, вынужденной наблюдать как тело исполняет чужие приказания, причиняет значительное физическое расстройство самому телу, которое не в силах вмещать в себе две духовные сущности. При этом и окружающие, не понимающие изменений в поведении заболевшего, испытывают приступы странного удушья и сильнейшего кашля
Изгнание диббука — дело сложное и архиопасное. Эта процедура требует большого умения и осторожности. Характерно, что особой заботой должен быть окружен «носитель» блуждающей души. Самое малое, что может произойти в случае смерти носителя во время акта экзорцизма — диббук перейдет в того, кто в момент смерти одержимого посмотрит умирающему в глаза. В худшем случае, это если диббук попадет в тело человека, владеющего колдовской силой, тогда. Последствия трудно себе представить.
В заключение следует отметить, что злонамеренность подсадного элемента не всегда обязательна. Иногда дальнейшее путешествие души умершего оказывается невозможным в силу, ну, скажем, невыполненного обета или обещания. В таком случае эта душа (особенно это характерно для праведников) способна на время «подселиться» в тело живущего для решения своих проблем. Характерно, что сам человек, в тело которого подселяется «блудная душа» иногда может не знать об этом факте. Но может и сам добровольно дать согласие на его временное «вселение». Впрочем такого положительного духа и его вселение принято называть иббур (что переводится как беременность или вселение, зачатие). Принято считать, что иббур может быть полезен не только для «квартиранта», но и для, извините, хозяина. Или для обоих сразу.
Рубрики: | мифологическое |
Метки: мифология израиль диббук одержимость экзорцизм духи реинкарнация rf каббала религия вера
Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю