дифференцированный подход в образовательной программе это такая организация которая ориентирована на
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников
Анна
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. (презентация 2,3)
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. [1]
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.
Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.
Таким образом, дифференцированный подход является важным принципом обучения, позволяющий воспитателю создать всестороннее представление о своих воспитанниках,предполагает:
• Изучение индивидуально – психологических особенностей ребенка;
• Регулярное диагностирование детского коллектива;
• Проведение индивидуальной, групповой, фронтальной работы с детьми.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даст возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес.
Сущность индивидуального подхода в формировании личности
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т. е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [3]. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Педагог не должен забывать, что ребёнок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.
При организации работы воспитательдолжен опираться на такие показатели:
— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
— уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;
— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
— уровень самостоятельности и активности;
— отношение к обучению;
— характер познавательных интересов;
— уровень волевого развития.
Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личностно-ориентированный подход к воспитанию детей.
Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений,которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:
• Положения о взаимосвязи обучения и развития Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., согласно которым обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка, определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня развития.
• Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.
• В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и ориентироваться на ближайший.
• Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных темпов развития.
Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. [1]
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.
Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.
2.Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с.
3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М. :Просвещение, 1981.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях
Цель: уточнять и дополнять знания педагогов по видам дифференцированного подхода при планировании образовательного процесса
Материалы: таблицы «Положительные и отрицательные стороны дифференцированного обучения в ДОУ», методические пособия
Ход занятия:
-Что такое обучение?
-Выстроите цепочку образования, которое получает человек в течение жизни.
(Семья – ДОУ – школа – другие учебно-воспитательные учреждения, самообразование)
Учебные заведения сами выбирают различные системы организации образовательного процесса. Это может быть индивидуальное обучение, классно-урочная, курсовая, лекционная, семинарская системы обучения и т.д.
-Как понимаете термин дифференциация?
Дифференциация – в переводе с латинского, означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной. Работой с каждым ребёнком. Он облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребёнка, а для отдельной категории детей.
Разделение детей на группы может быть явным и неявным, состав меняться в зависимости от поставленной задачи.
На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса.
Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе.
При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции.
— малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР;
-педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал);
-Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме);
— способных детей (быстро схватывающих материал);
-одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).
По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.
По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным).
Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей.
Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей.
Выделяют такие группы:
— основная группа здоровья
-Какие виды дифференциации чаще всего используются в ДОУ? (по умственному развитию, по половому признаку, по состоянию здоровья, по возрастному составу). Приведите примеры.
Дифференцированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем их определить. Сейчас разбиваемся на группы по 2 человека, рассматриваем таблицу (приложение 1) и заполняем.
Таблица «Положительные и отрицательные стороны дифференциации».
Положительные стороны
Отрицательные стороны
По умственному развитию
По половому признаку
По состоянию здоровья
1. Дети чувствуют себя ущемлёнными и хотят выполнять упражнения, запрещённые им по состоянию здоровья
По возрастному составу
СООБЩЕНИЕ для воспитателей НА ТЕМУ:
«Дифференцированный подход
в обучении и воспитании»
Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Большинство детей, как правило, испытывают технические затруднения при выполнении заданий. Для этого в группе создан уголок, в котором ребёнок может выбрать шаблон, трафарет для рисования, лепки.
Самостоятельная двигательная активность детей также требует от воспитателя дифференцированного подхода. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку. Так же педагогу необходимо следить за самочувствием детей и их взаимоотношениям. Робким, застенчивым, малоподвижным малышам надо помочь выполнить упражнения (взять за руку, вместе побегать, подбодрить ласковым словом). Внимательное отношение воспитателя, участие его в игре, своевременная помощь, дадут возможность детям быстро стать активным участником подвижных игр. Доброжелательное отношение в группе, поддерживаемое воспитателем способствуют положительному эмоциональному фону в коллективе.
Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.
Особого внимания требуют и так называемые «тихие дети». В работе с такими детьми необходимо создать такие условия, которые бы развивали активность детей, укрепляли их веру в свои силы. Способствует этому художественные произведения, сказки, потешки, хороводные игры, где малыши могут раскрыть свои творческие способности. Использование различных масок и костюмов заинтересовывает детей, поднимает им настроение, объединяет коллектив. Ребёнку в игре легче запомнить текст потешки, песенки, он не чувствует себя вне коллектива. Обыгрывая сказку, потешку он не только развивает свою речь и память, но и получает навыки общения со сверстниками, взрослым, перестаёт быть замкнутым.
Есть дети, которые с трудом идут в группу, часто испытывают чувство сонливости, тогда можно предложить малышу поиграть в игру «Спящая кошечка». Ребёнок ложится на диванчик или коврик и «засыпает», а дети по очереди будят кошечку, говоря ей ласковые слова, поглаживают её. Ребёнок радуется такому вниманию со стороны сверстников и взрослого и эмоциональный настрой его поднимается. В утренние часы хорошо использовать хороводные игры со словами, в которых у детей поддерживается интерес друг к другу, поднимается настроение, появляется желание поиграть со сверстниками. Малыши, капризничавшие по утрам, с удовольствием приходят в детский сад.
Индивидуальный подход к детям воспитателя даёт возможность лучше организовать процесс обучения и воспитания, всестороннего развития, лучше раскрывает способности детей и их личных качеств, что является проблемой современного общества.
Опыт работы по теме: «Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ» (В соответствии с ФГОС)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ
Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.
При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.
Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.
Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:
• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
• по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы) ;
• по полу (мужские, женские, смешанные) ;
• по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные) ;
• по уровню умственного развития (или по уровню достижения) : одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.) ;
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Как видно из таблицы, разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Из опыта работы с различными подгруппами детей мы сделали некоторые выводы и хотим обратить внимание на особенности, которые необходимо учитывать при реализации дифференцированного подхода. Так, по разделению по гендерному принципу следует акцентировать внимание только на положительные проявления и ни в коем случае не употреблять высказывания типа: «Что ты плачешь, как девочка! », «У тебя совсем нет сил, а ведь ты мужчина! », следует употреблять выражения положительной оценки: «Ты стерпел, как настоящий мужчина», «Ты делаешь так же аккуратно, как твоя мама». Во время приема пищи не надо устраивать соревнований между мальчиками и девочками, не хвалить за аккуратность или скорость только по тому, что это мальчик или девочка. Во время занятий по изобразительной деятельности давать подходящую палитру с условием, что каждый может попросить и поделиться друг с другом. В дошкольном детстве девочки чаще бывают более активные и развитые, поэтому целесообразно давать возможность мальчикам занимать лидирующие позиции. Во время посещения туалета так же сначала идут мальчики, а затем девочки. Если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, нужно привлекать других детей к оказанию им помощи, вызывать у окружающих эмпатийные чувства, создавать благоприятную обстановку и чувство защищенности для всех детей без исключения. Нельзя делить детей на подгруппы по национальному признаку. При решении конфликтов и проблем, связанных с национальными особенностями, не создавать публичных обсуждений, не заострять внимания на таких конфликтах, чутко и внимательно отнестись к решению проблемы только с участниками конфликта и их родителями.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.