дипломатия что такое в истории
Искусство убеждать: как создавалась российская дипломатия
Исследователи продолжают спорить о том, какое событие стало точкой отсчёта истории отечественной дипломатии. Официально за основу учреждения Дня дипломатического работника взята дата образования Посольского приказа — 10 февраля 1549 года.
Однако дипломатия как инструмент внешней политики зародилась с появлением раннефеодального русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. Первым представительным органом интересов Руси стало посольство в Константинополе, которое было открыто в 838 году.
В 839 году русское посольство было учреждено во Франкском королевстве. Одним из первых международно-правовых актов Древней Руси стал договор «О мире и любви» с Византийской империей, согласно которому Константинополь обязывался платить Киеву дань.
В IX—XI веках восточнославянские племена постоянно воевали с соседями — Византией и кочевыми южными народами (хазарами, печенегами, половцами). Огромное значение для развития государственности (и как следствие — дипломатии) имело крещение Руси в 988 году. По легенде, князь Владимир сделал выбор в пользу христианства после беседы с иностранными послами.
В XI веке Русь превратилась во влиятельного игрока на европейской арене. Расширению контактов с западным миром способствовала практика династических браков. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый взял в жёны дочь короля Швеции Ингигерде.
Практически все дети киевского князя породнились с европейскими аристократическими домами. Дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля Генриха I, Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — за короля Венгрии Андраша I.
Сыновья Ярослава по настоянию отца также нашли жён за границей. Изяслав женился на дочери польского короля Гертруде, Святослав — на австрийской принцессе Оде, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX.
«К сожалению, о дипломатии Древней Руси и работе так называемых посольств мы знаем очень мало. С одной стороны, внешняя политика Руси была достаточно активной, с другой — нам ничего неизвестно о должностных лицах, в чьи основные обязанности входило взаимодействие с другими державами», — отметил в беседе с RT профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Винокуров.
По мнению эксперта, с началом феодальной раздробленности древнерусского государства (вторая половина XI века) потребность в дипломатии, скорее всего, исчезла. Также Винокуров посетовал на отсутствие данных о дипломатической деятельности Руси в период монголо-татарского ига (1238—1480).
«Фундаментальным условием для существования дипломатии является единое и независимое государство. У раздробленных и зависимых территорий нет общих задач, нет суверенной внешней политики, а значит, отсутствует потребность в интенсивных внешних контактах и отстаивании интересов вовне. Поэтому с крахом единой Руси могла исчезнуть и дипломатия», — пояснил Винокуров.
От Думы к Приказу
Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.
Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.
Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.
Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).
Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.
«Дьяки принимали привезённые послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства», — пишет в статье «Немного о российской дипломатической службе» бывший посол РФ в Югославии Валерий Егошкин.
Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.
Учреждение Коллегии
Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.
В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.
КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.
В подчинении КИД находились посольства и другие диппредставительства России за рубежом. Коллегия выполняла широкий спектр функций: обеспечение конфиденциальности переписки императора, подготовка сообщений (грамоты, рескрипты, резолюции, декларации) для дипмиссий и иностранных государств, выдача заграничных паспортов и решение вопросов пребывания иностранных подданных. Помимо внешних сношений КИД осуществлял управление кочевыми и вновь присоединёнными народами.
Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).
«Появление коллегии иностранных дел было вызвано насущной необходимостью. Россия к концу петровской эпохи превратилась в могучую империю, полноценного участника европейской политики. Конечно, такое развитие событий требовало появления современного дипломатического института, где трудятся исключительно специалисты», — сказал Винокуров.
«Профессионализации» дипломатической службы способствовало принятие Петром I «Табели о рангах» (4 февраля 1722 года). Учредив 14 военных и гражданских чинов, самодержец создал карьерную лестницу для дипломатических работников. Каждый чиновник КИД был обязан начинать службу с низшего чина.
«Вклад Петра I в развитие дипломатической службы был, без сомнения, огромным. С одной стороны, он порой слишком рьяно копировал западные институты, с другой — только при нём в России возникла школа профессиональных дипломатов. Россия на поприще дипломатии отставала от Европы лет на 30. Пётр этот гигантский разрыв значительно сократил», — пояснил Винокуров.
Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.
Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.
Появление министерства
Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.
Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.
МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.
В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти.
Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.
В XIX веке шёл бурный рост количества дипмиссий России. В 1758 году в структуре МИД было всего лишь 11 постоянных загранучреждений, а в 1868-м их число увеличилось до 102. В 1897 году за рубежом насчитывалось 147 российских дипмиссий, в 1903-м — 173, а в 1913-м — свыше 200.
МИД Российской империи старался соответствовать новейшим веяниям. Например, в период реформы ведомства, которая началась в середине 1900-х годов, был учреждён Отдел печати — аналог современного Департамента информации и печати (пресс-служба). Отдел занимался мониторингом зарубежной прессы и предоставлял «общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».
После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики.
В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.
Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).
«Дипломатия есть искусство обуздывать силу». Эти слова принадлежат легендарному Генри Киссинджеру, бывшему госсекретарю США и эксперту в области международных отношений, занимающему 1 место из 100 в рейтинге ведущих интеллектуалов мира. Действительно, огромное количество войн и трагедий было предотвращено благодаря мирным переговорам между государствами и их представителями. В статье рассмотрим, что такое дипломатия, ее виды, функции, средства и методы.
Определение термина и его происхождение
В Древней Греции посланникам в другие государства давали с собой навощенные деревянные или бронзовые пластинки с текстом, подтверждающим полномочия посла говорить от имени правителя. Дощечки эти были сдвоены между собой, отсюда и получили название «дипломы». Термин «дипломатия» пошел именно оттуда, но широкого распространения не имел вплоть XVII века.
В 1693 году выдающийся немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц впервые употребил его в своем труде «Свод дипломатического права». Следующей вехой в понимании мирных взаимоотношений стало написание французом Франсу де Кальером книги «О способах ведения переговоров с государями» в 1716 году.
История дипломатии в довоенное время
Можно считать, что примитивная ее форма зародилась с появлением родоплеменного общества и сопутствующих ему задач: раздела территории, товарообмена между племенами. Да и внутри племени старейшин, решающих местные вопросы, можно было считать своеобразными политиками.
С возникновением государств дипломатическое искусство принимает более совершенные формы. Например, Египет уже 3,5 тысячи лет назад заключил договор с соседним Хеттским государством о предоставлении друг другу военной помощи против внутреннего врага.
В Индии еще раньше появились зачатки международного права и мировой дипломатии. По законам Ману индийский представитель должен обладать профессиональными качествами, которые помогли бы ему распознать планы иностранного государства.
Древний Китай заключал с соседними государствами соглашения о ненападении. Но по причине оторванности Востока от остального мира эти страны не оказали существенного влияния на мировые взаимоотношения, в отличие от Рима и Греции. Однако стоит сказать, что наследие греков и римлян не особо ценится и ценилось впоследствии. Греки искусно переплетали политику с обманом, а основой римской дипломатии был принцип «разделяй и властвуй», который заключался в разжигании раздоров между соседними государствами.
На протяжении XVII-XVIII веков на мировой арене доминирует Франция. Она выступала за создание международного органа, под контролем которого находились бы международные отношения, но реализовать этот план так и не удалось.
После наполеоновских войн в 1815 году Приложением к акту Венского конгресса был определен правовой статус министров, послов и иных лиц, находящихся на территории иностранного государства.
История дипломатии в послевоенный период
Считалось, что этим органом станет основанная в этом же году Лига Наций. Однако весомым минусом было то, что полномочия учрежденного органа оказались весьма ограничены и касались только военной составляющей. Можно сказать, что военная дипломатия этого периода достигла своей высшей точки развития, в то время как экономическая, торговая и иная сферы остались в стороне. Как стало видно в дальнейшем, функционирование Лиги Наций не помогло избежать второй Мировой войны, еще более масштабной и кровопролитной. Этот факт, как считают многие историки, говорит о провале политики дипломатии этого периода.
В 1946 году Лигу Наций сменила Организация Объединенных Наций (ООН), которая взяла в свои руки восстановление и функционирование послевоенного мира. Наряду с военными вопросами решались экономические и социальные аспекты, что дало мощный толчок развитию мирных взаимоотношений.
В 1961 году была принята «Венская конвенция о дипломатических сношениях», объединившая и структурировавшая все существовавшие до этого теоретические и практические моменты мирных взаимоотношений. Положения конвенции остаются актуальными и поныне.
Назначение дипломатии
Методы
Итак, основными методами дипломатии являются:
Можно сказать, что в дипломатии применяются всевозможные методы для достижения поставленных целей.
Средства современной дипломатии
Средствами мировой политики называют способы достижения определенных договоренностей и компромиссов. Среди них выделяют:
Принципы дипломатии
В юридической науке принципы означают основополагающие положения. В дипломатии они бывают общими и специальными. К первой группе можно отнести:
К специальным относятся:
Все принципы выполняются не только публичной дипломатией, но и другими ее видами. Их рассмотрим ниже.
Виды дипломатии
В юридической литературе выделяют следующие основные ее виды:
Дипломатия и международное право
Государства осуществляют свою деятельность различными способами: при помощи международных переговоров, наличия представительств государства в международных организациях, переписки, заключения договоров и т.д.
При помощи норм международного права регулируется дипломатическая деятельность государства, регламентируются полномочия участников таких отношений.
Дипломатическое право
В литературе встречаются две точки зрения относительно сущности дипломатического права. Одни ученые выделяют его в отдельную отрасль, другие считают подотраслью международного права. Как бы то ни было, в определении термина существует большее единогласие: это система правовых норм, которая регулирует статус и функции органов внешних отношений (дипломатические представительства, консульские организации и др.), которые поддерживают внешнюю политику страны.
В 1961 году была принята Венская конвенция. На протяжении последующих десятилетий ее положения были дополнены несколькими нормативными актами, касающимися мирных отношений между странами.
Система дипломатического права такова:
Участники международных отношений
Выше было рассмотрено, что такое дипломатия. Кто принимает участие в таких отношениях? В научной литературе существует деление участников таких связей на внутригосударственные и зарубежные.
К первым относятся:
Зарубежные, в свою очередь, делятся на постоянные (дипломатические представительства, постоянные представительства при международных организациях) и временные (например, делегации на международных конференциях).
Современная политика
После распада СССР в 1991 году перед «новой» Россией стояли непростые внутренние и внешние задачи. По сути, стране пришлось заново определять свои приоритеты, особенно во внешней политике. Интересы государства на мировой арене формировались с учетом геополитического положения, истории, экономики, населения.
Современная дипломатия России ориентирована, прежде всего, на продвижение и защиту национальных интересов, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства.
Делается ставка на многосторонность, многогранность, ведь с каждым днем мировое сообщество сталкивается с новыми проблемами и угрозами, противостоять которым можно только на коллективной основе.
Российская Федерация является активным членом таких международных организаций и объединений, как ООН, ОБСЕ, СНГ, Шанхайская организация сотрудничеств, G8, G20 и др.
Дипломатические привилегии и иммунитеты
Венская конвенция 1961 года определила, что такое дипломатия и дала признание полного суверенитета и независимого положение представителя государства, его неприкосновенность. Это значит, что он не подлежит ни аресту, ни задержанию, а страна пребывания обязана принять меры, чтобы избежать посягательств на его личность.
Неприкосновенностью и защитой также пользуется и частная резиденция представителя государственной власти, и место его временного пребывания (например, номер в отеле). Дипломат имеет иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также освобожден от налогов и сборов, государственных и трудовых повинностей, и лишен права голоса в выборах.
Что такое дипломатия для государства? Можно сказать, что это неотъемлемая часть его взаимоотношений с другими странами. В современном мире она играет важную роль. Дипломатию изучают и совершенствуют. Именно она помогает решить множество вопросов по взаимодействию государств.
Краткая история становления и развития дипломатических отношений
Введение.
Дипломатические или по-другому называемые межгосударственные отношения – это отношения, которые устанавливаются и осуществляется дипломатическими представителями от имени своего государства. Конечно, в современном мире, взаимодействия с международными и межправительственными организациями также рассматриваются в качестве дипломатической деятельности. Концепция территориального суверенитета возникла в давние времена, но традиция взаимодействия государств между собой, прежде всего, с целью развития взаимовыгодного сотрудничества и безопасности торговли между дружественными государствами предшествовала понятию территориального суверенитета. Практика создания дипломатических миссий в целях ведения переговоров между различными государствами стара как сама история. Письменные источники подтверждают, что дипломатические отношения между греческими городами-государствами существовали даже для частных задач. Например, в Илиаде Гомера описывается отправление посольства Менелая и Одиссея в Трою для освобождения Елены. Древние римляне также заслуженно признаются выдающимися мастерами в сфере установления и ведении дипломатических отношений, но ни греки, ни римляне не стремились разработать систематический подход в деле дипломатических отношений. Итальянские республики и, в частности, Венеция назначали своих постоянных представителей в столицах друг друга для ведения переговоров и сотрудничества в международных делах; но только в 13-м веке первые иностранные постоянные представительства стали принимать современный внешний вид. В 15-м веке, итальянские республики назначают постоянных представителей в Англии, Франции, Германии и Испании, а в конце того же века и эти страны начали держать постоянные дипломатические посольства при дворах друг друга. Тем не менее, до второй половины семнадцатого века постоянные дипломатические миссии не были признаны в качестве общепринятого института. В этой статье представлен краткий обзор истории становления и развития дипломатических отношений.
Краткая история становления и развития международных отношений.
История свидетельствует о том, что дипломатические отношения во времена Древнеримской империи регулировались учреждением, известным как коллегия фициалов (чья практика породила право jus fetiale, отвечавшее за правильность и законность деяний, касающихся международных отношений). По вопросу значимости коллегии фициалов существует две противоположных точки зрения. Некоторые исследователи считают, что эта коллегия представляла собой определённую форму дипломатической деятельности в Римской империи, включая задачи ведения переговоров от имени римского народа. Согласно другим, коллегия просто выполняла функции по регулированию дел, связанных с внешними отношениями, что в современном понимании относится к деятельности Министерства Иностранных дел. Независимо от статуса коллегии фициалав и ее роли в истории, фактом остается то, что Древний Рим был знаком с дипломатическими отношениями, хотя без устройства и применения системного подхода к этой деятельности.
Большинство историков считают основоположником профессиональной дипломатии Византийскую империю, и в частности потому, что в урегулирование конфликтов, возникавших при пересечении интересов, со многими странами велось дипломатическим, а не силовым путем. Византийцами также были основаны постоянные представительства во многих государствах, существовавших в то время. Ими также был учрежден официальный орган, который в наше время был бы известен как Министерство Иностранных дел, для ведения внешнегосударственных деловых отношений от имени своего правительства и отправки посольских миссий за рубеж. Считается, что так называемое «искусство дипломатии» возникло именно в период Византийской империи. К 12-му веку Византийская империя была завоевана Османской империей, однако искусство дипломатии выжило, хотя и в несколько упрощенной форме.
В византийский период, были определены важнейшие качества и характеристики, которыми должны обладать дипломаты; они как значимые и влиятельные фигуры, должны быть широко образованными и проницательными людьми. Этот взгляд на качества и характеристики дипломата остается актуальным и в наше время. Венецианцы, в последующем, переняли многие дипломатические техники, разработанные византийцами, и усовершенствовали их. Так венецианцы, установили систему архивирования записей межгосударственных отношений, и все их посольства за рубежом всегда держались в курсе важнейших событий как местных, так и зарубежных. К 15-му веку, все главные государства Италии установил дипломатические отношения друг с другом, но эти миссии не действовали на постоянной основе.
16-й век в Европе ознаменован бурным ростом дипломатической активности, ставшей к тому времени очевидной необходимостью. В сознании правящих классов сильнее крепло осознание той реальности, когда дружественные отношения между государствами могут быть достигнуты не военно-силовым, но дипломатическим путем. Закрепляя и расширяя распространение дипломатического опыта, подчеркивая его важность в международных отношениях, издается ряд произведений различных авторов, из которых следует упомянуть о следующих:
Во Франции периода правления Людовика XIV возрастает признание важности создания и поддержания дружественных международных отношений; и действительно, в течение 17-го и 18-го веков в мире дипломатических отношений устанавливается доминирование Франции. Так кардинал Ришелье был одним из тех, кто выступал за то, чтобы все международные отношения велись под контролем единого государственного органа — в конце концов, дипломатическая система Франции стал образцовой моделью для всей Европы. В самом деле, французский язык стал считаться языком дипломатов, хотя позже его место занимает английский язык.
Независимо от времени, прошедшего с первых дней становления дипломатических отношений, изначально существуют три известных вопроса дипломатии: (а) видная персона дипломатического представителя; (б) его способность вести переговоры, основанная на прекрасном владении языками; и (в) важное значение конфиденциальности.
Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Приложение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к созданию единой системы аккредитации дипломатов, прибывших от направляющих их государств, исключавшей предвзятость при назначении.
Реальный переход от старой к новой форме дипломатии происходит в начале 20-го века. Тем не менее, важнейший этап развития дипломатии относится к периоду 19-го века, который связывается в первую очередь с улучшениями в системе связи. Так, 19-й век стал свидетелем устойчивости пост-наполеоновской Европы и пика колониальной системы, представлявшей собой раздел мира между пятью великими державами и их доминированием над более слабыми и менее развитыми государствами. Тогда же было сформулировано положение, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и уважения к человеку.
На самом деле, эти факторы важны для устоявшейся формы дипломатических отношений между государствами. Таким образом, можно сделать вывод, что во время колониального периода дипломатическая деятельность строилась вокруг отношений между колониальными государствами и другими сильными не колониальными государствами. Но, дипломатия не была известна странам Азии, в частности Китаю и Индии.
В ходе 19-го века (1895 г.) Английским институтом международного права была предпринята первая попытка кодификации дипломатического права, принятая на основе Кембриджских положений, но в последующем она была заново пересмотрена в 1929 году. В период 19-го века опять же, благодаря росту торговых операций между странами, усиливается необходимость установления и дальнейшего расширения посольских и консульских отношений между политически и экономически значимыми государствами. Это не означает, что принципы дипломатии, разработанные такими авторами как Бейнкерсхук, Гроций или Ваттель к этому времени стали устаревать; претерпели изменения только некоторые практические аспекты дипломатии, например, обязанности отделов протокола в министерствах иностранных дел и консулов были регламентированы гораздо тщательнее. Можно утверждать, что в 19-м веке были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатических отношений, а в 20-м веке дипломатии переходит на новую, гораздо более совершенную ступень своего развития, в первую очередь, связанную с разработкой и принятием различных межгосударственных соглашений в этой области, кульминацией которых становится Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.
Суть и характер развития дипломатии в течении 20-го века можно разделить на два основных этапа, которые лучше рассматривать раздельно: (а) период, предшествующий основанию ООН; и (б) в период, последовавший после основания ООН. Период, предшествующий ООН, будет включать в себя как Первую мировую войну, так и основание Лиги Наций, прекратившей свое существование в 1946 году.
С такой точки зрения, можно сказать, что во время Первой мировой войны не происходит никакого очевидного развития дипломатических отношений, вплоть до момента подписания Мирного договора (иначе известного как Версальский договор) заключенного в 1919 году. В первую очередь его можно охарактеризовать как договор «переходной дипломатии» от отношений из состояния войны к отношениям в состоянии мира. Этот договор, закреплявший передел мира в пользу государств-победителей, рассматривал большое количество вопросов, связанных с военными, политическими и прочими задачами послевоенного мироустройства. Стоит отметить, что главной целью учреждения Лиги наций была не попытка полностью предотвратить возникновение военных конфликтов, но намерение сделать эти конфликты более гуманными и цивилизованными.
Единственным положением в Уставе Лиги Наций, представляющим решение вопросов в неполитической сфере, был пункт (д) статьи 23, который гласил:
… примут необходимые постановления, чтобы обеспечить гарантию и сохранение свободы сообщений и транзита, а также справедливый режим для торговли всех Членов Лиги, причем условлено, что особые потребности местностей, разоренных в течение войны 1914–1918 годов, должны быть приняты во внимание; …»
В период существования Лиги Наций межгосударственные и международные дипломатический отношения имели ограниченный характер в основном сосредотачиваясь на проблемах ведения войны. Таким образом, например, дипломатия в сфере экономических отношений или дипломатия в сфере международного развития не находила своего места в повестке дня. Действительно, в некотором смысле, период деятельности Лиги Наций характеризуется достижением максимальных высот в развитии международной военной дипломатии. Хотя, Версальский договор делал попытку установить вечный мир, но Лига Наций так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Другими словами, работу дипломатии мира периода Лиги Наций можно считать полностью провалившейся.
С наступлением эпохи ООН начинают открываться новые перспективы для международной дипломатии. Ее нынешние цели и задачи существенно отличаются от периода Лиги Наций. ООН основана как организация, специально созданная для поддержания мира с помощью всеобщего социально-экономического развития. Среди многих других получают свое внимание такие вопросы, как права человека, деколонизация, международное экономическое сотрудничество. Дипломатическим сотрудникам в современных условиях требуется умение ориентироваться в сложных, многоплановых и динамически меняющихся интересах множества участников на мировой арене. Насколько ООН успешна в реализации поставленных целей можно оценивать, если внимательно присмотреться к почтительному отношению ее членов к этой универсальной организации, отодвинув в сторону свойственную дипломатическим нравам преувеличение значимости этого форума.
Следует подчеркнуть, что современная дипломатия и ее методы претерпели значительные изменения по сравнению с 19-м и 20-м веками.
Современная дипломатия является комплексной, многомерный деятельностью, основанной на правовых нормах, отвергающей применение силы или угрозы силы. В этой дисциплине необходимо четкое понимание в хитросплетениях различных национальных региональных и международных интересов. От современного дипломат с учётом конкретных условий и характера решаемых задач требуется владеть глубокими знаниями и детально разбираться в нескольких областях, а именно: географии, истории, экономических отношениях, международном праве и международных отношениях, технике ведения переговоров и методах предотвращения конфликтов. К тому же, современный дипломат должен быть весьма проницательным, учтивым, терпимым человеком, обладающим широкими культурными взглядами.
Заключение.
В период существования ООН были заключены две Венские конвенции, а именно: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года и Венская конвенции о консульских отношениях 1963. В них не было добавлено ничего существенно нового в деятельности как дипломатических представительств, так и дипломатов или консулов; а просто кодифицирована практика, сложившаяся на протяжении веков к тому моменту в мире дипломатии и консульских отношений. Эти два инструмента позволяют достаточно адекватно отвечать на новые вызовы, возникающие в текущих реалиях. В последующее развитие этих инструментов современная дипломатия дополняется методикой взаимодействиями в формате международных форумов. Таким образом, дипломаты сегодня обязаны быть знакомы с регламентами и процедурами, установленными в различных международных организациях. Современная дипломатия ориентируется на создание условий для повсеместного установления прочного мира, а не только на его защиту и поддержание.