дисграфия кто ставит такой диагноз

Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагнозНачало обучения в школе достаточно часто сопровождается возникновением у детей сложностей с освоением навыков чтения и письма. На фоне нормального интеллектуального развития и общей способности к обучению, малыши не могут справиться с этими задачами. Таких школьников ругают родители, вычитывают учителя и, в придачу ко всему, дразнят одноклассники. Чтобы избежать развития психологических нарушений и устранить проблемы, возникающие при чтении и написании информации, крайне важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут четко установить диагноз и предоставить ребенку квалифицированную помощь.

Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать

Дети с дисграфией с большим трудом обучаются навыкам письма. В тетрадках таких школьников множество грамматических ошибок. В упражнениях и диктантах отсутствуют заглавные буквы, спутаны слова и слоги, неправильно написаны знаки и символы. Дисграфики имеют плохой почерк и пишут крайне медленно, даже если очень стараются выполнить задание аккуратно и быстро. Со временем такие дети начинают всеми способами пытаться пропускать уроки и перестают выполнять письменные задания.

Очень часто дисграфия развивается в паре с дислексией. У малышей-дислексиков формирование навыков чтения происходит с особыми сложностями. Читая текст, дети пропускают звуки, неправильно произносят слова, путают слоги. Скорость восприятия информации при этом крайне низкая. Любые работы по русскому языку такие школьники выполняют очень неохотно, будь то чтение, изложение или пересказ.

Если родители ребенка своевременно не обращаются к специалисту чтобы распознать дисграфию или дислексию, у школьника начинает развиваться депрессия, чувство собственной неполноценности, а также появляются проблемы с коммуникацией со сверстниками. Более того, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить такие нарушения. Поэтому, ключевой задачей является обнаружение, диагностика и преодоление расстройств письменной речи с целью недопущения их развития и перехода на следующие этапы обучения.

Какой врач может установить правильный диагноз?

Как правило, о подозрении на дисграфию или дислексию родителям школьника сообщает учитель. Сами родители далеко не всегда задумываются о наличии расстройств, списывая все на безграмотность ребенка, его лень или простое нежелание учиться.

Изначально следует провести обследование ребенка на предмет нарушений слуха или зрения. Если школьник, например, имеет проблемы со слухом, то вполне естественно, что у него не получается ни расслышать звуки, ни правильно перенести их на бумагу.

Если же со здоровьем малыша все в порядке, родителям обязательно нужно обратиться к:

Диагнозы «дислексия» или «дисграфия» устанавливается исключительно после комплексного обследования ребенка.

В каком возрасте ставятся диагнозы «дисграфия» и «дислексия»?

Учитывая то, что малыши очень быстро растут и развиваются, при чем, в индивидуальном темпе, диагностировать сложности с чтением и письмом достаточно затруднительно. Диагноз «дисграфия» или «дислексия» логопед-дефектолог и психоневролог не могут окончательно установить детям, которые еще не достигли 7-8-летнего возраста. Именно в этом возрасте заканчивается формирование письменной речи и механизмов зрительной дифференцировки. До этого возраста школьник может быть еще просто не готовым к письму и чтению.

Грамотный специалист не станет торопиться с окончательным диагнозом. Безусловно, трудности с овладением письменной речью могут возникать и в 5-6 лет. В особенности, если у малыша еще окончательно не сформирована устная речь. При этом раннее обращение к логопеду позволит за относительно короткий срок справиться с такими сложностями. Ведь чем позже начинается терапия, тем труднее научить читать и писать запущенных дисграфиков и дислексиков. Своевременное выявление таких патологий – это одно из важнейших условий их дальнейшего эффективного лечения.

Дата публикации: 03.04.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Что такое дисграфия?

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Иногда после консультации невролога и общения с логопедом ребенку ставят диагноз «дисграфия». Это специфическое расстройство обучения связано с трудностями в освоении письменной речи.

Разберемся в терминологии

Термин «дисграфия» используется для обозначения как проблем с координацией движений (мелкая моторика пальцев рук), влияющих на письмо, так и постоянных трудностей с выражением мыслей в письменной форме из-за недостатков грамотности или языковых проблем (таких как орфография, грамматика и пунктуация).

В чем суть проблемы

Дисграфия вызвана неврологическим расстройством, касающимся преимущественно письменной речи, которое ухудшает способность к письму и мелкую моторику. Это нарушение обучаемости бывает и у детей, и у взрослых. Дисграфия влияет практически на все аспекты письма, включая проблемы с орфографией (написание слов без ошибок), разборчивость письменной речи, соблюдение интервалов между словами и размера букв, трудности с выражением мыслей в письменном виде.

Подсчитано, что от 5 до 20% всех детей имеют тот или иной тип проблем с письменной речью. Дисграфия может сочетаться с такими проблемами как: дислексия (нарушение чтения) и дискалькулия (неспособность к арифметике), часто встречаются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До половины детей с СДВГ в России страдают нарушением обучаемости.

Симптомы дисграфии

Дисграфия обычно определяется в тот момент, когда ребенок учится писать. Однако нарушение письменной речи может оставаться нераспознанным в первые школьные годы, поскольку письменные способности ребенка продолжают развиваться, и дисграфия может оставаться невыявленной до зрелого возраста.

Симптомы дисграфии включают:

Симптомы дисграфии обычно меняются с возрастом. Дети с дисграфией обычно имеют проблемы с механикой письма (начертание букв и цифр), демонстрируют другие нарушения мелкой моторики, в то время как дисграфия у подростков и взрослых проявляется в виде трудностей с грамматикой, синтаксисом, пониманием и изложением мыслей на бумаге.

Является ли дисграфия формой дислексии?

Дисграфия связана с трудностями при письме, тогда как дислексия связана с трудностями чтения. Оба нарушения обучения имеют общие симптомы. Например, трудности с орфографией, которые могут затруднить постановку диагноза. У человека может быть как дисграфия, так и дислексия одновременно.

Что вызывает дисграфию?

Дисграфию обычно связывают с двумя причинами.

1. Приобретенная дисграфия связана с черепно-мозговой травмой, болезнью или дегенеративными состояниями, из-за которых человек (как правило, взрослый) теряет ранее приобретенные навыки письма.

2. Дисграфия врожденного характера относится к трудностям в приобретении навыков письма. Этот тип дисграфии чаще всего рассматривается в детстве. Причины этой формы дисграфии неизвестны, но исследователи выделили несколько подтипов, которые соответствуют определенным неврологическим механизмам:

Диагностика дисграфии

Термин «дисграфия» не относится к психическим расстройствам. Проблемы с письмом (а также с чтением и математикой) перечислены в категории диагнозов «специфическое расстройство обучения». Дисграфия обычно диагностируется педагогом-психологом, неврологом.

Почему так важна постановка диагноза дисграфии?

Даже в эпоху цифровых технологий почерк – важный навык, необходимый для успеха в классе и за его пределами. При дисграфии затрудняются механика и другие базовые навыки письма, из-за чего ученик с большей вероятностью будет отставать от сверстников без нарушения обучения. Проблемы с письмом также связаны с постоянными трудностями в учебе и низкой самооценкой, самовосприятием, которое может сохраняться до взрослого возраста.

Более того, письмо часто помогает мозгу запоминать, систематизировать и обрабатывать информацию. Когда физический акт письма невероятно труден, ребенок не может эффективно показать то, что он знает. Ребенок с дисграфией может провалить экзамен просто потому, что не может перевести свои мысли и ответы на бумагу.

Лечение дисграфии

Источник

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., невролога со стажем в 25 лет.

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноздисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Выделяется три группы специфических ошибок:

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Источник

Дисграфия: причины, симптомы и лечение

дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть фото дисграфия кто ставит такой диагноз. Смотреть картинку дисграфия кто ставит такой диагноз. Картинка про дисграфия кто ставит такой диагноз. Фото дисграфия кто ставит такой диагноз

Дисграфия — это нарушение письменной речи. Признаки и симптомы отклонения, лечение и способы профилактики — что должны знать родители школьников.

Дети, которые только начали изучение письма, стараются писать аккуратно. Однако почерк большинства детей младшего школьного возраста корявый и неразборчивый. Многие пишут с ошибками, так как пока что не знают основных правил русского языка. Письменная речь ребенка со временем совершенствуется, однако некоторые дети в дальнейшем продолжают писать неаккуратно, меняя буквы местами, пропуская пробелы и нужных местах. Существует ряд признаков, при наличии которых родители должны забеспокоиться и отвести ребенка на консультацию к логопеду, так как они могут быть симптомами дисграфии.

Своевременное лечение этого нарушения — залог того, что в дальнейшем у ребенка будет грамотная письменная речь. Именно поэтому важно знать, что такое дисграфия, каковы ее причины и основные признаки, а также как лечится это отклонение.

Дисграфия: общие сведения

Дисграфия — это нарушение письма, которое сопровождается искривленным написанием букв с множественными случаями совершения ошибок в словах. Почерк ребенка с таким отклонением неразборчивый, а слова могут быть написаны зеркально с большим количеством грамматических ошибок. Подобный дефект является следствием нарушения работы определенных отделов головного мозга.

Нарушение письма, причины которого кроются в неправильной работе некоторых отделов головного мозга, встречается у многих детей, начинающих изучение основ письма. Так, среди учеников второго класса, в среднем, подобное нарушение встречается более чем у половины класса. При отсутствии своевременного лечения подобное отклонение влечет за собой снижение самооценки ребенка, влияет на его успеваемость, сказывается на отношениях со сверстниками.

Дисграфия часто сопровождается наличием небольшим проблем с речевым аппаратом. Подобное нарушение имеет несколько видов и классифицируется по степени тяжести.

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Виды дисграфии

Дисграфия может быть следствием разных причин. Признаки и симптомы нарушения могут отличаться. Также от вида отклонения зависит способ реабилитации и длительность лечения.

Оптическая

Акустическая

Характеризуется отсутствием способности к правильному распознаванию звуков. Пациент путает схожие по звучанию буквы, может делать ошибки в степени мягкости произносимых звуков.

Артикуляторно-акустическая

Ребенок неправильно пишет и произносит буквы, заменяет их схожими по звучанию. Просьбы родителей и преподавателей обращать внимание на правильность произношения и написания результатов не приносят. При такой форме нарушения требуется проведение работы, направленной на слуховую дифференциацию ребенка. Только при проведении подобной коррекционной работы возможно полное избавление от проблемы.

Аграмматическая

Этот вид нарушения характеризуется тем, что ребенок при произношении и написании путает падежные окончания, пропускает или заменяет предлоги на другие. Подобное отклонение является следствием речевых нарушений.

Нарушение, вызванное неполноценными процессами анализа и синтеза

Основные симптомы этого нарушения — пропуск или замена букв на другие, добавление лишних слогов, слитное написания нескольких слов подряд. Подобному отклонению предшествуют социальные, психологические, а также воспитательные факторы, которые становятся основной причиной нарушения анализа и синтеза речи.

Признаки заболевания

Дисграфия — диагноз, который должен ставить специалист. Отклонение можно легко спутать с обычным непониманием грамматики, которое встречается у большинства детей. При дисграфии ошибки, которые ребенок допускает во время письма, никак не связаны с уровнем знания русского языка. Учителя в школе, а также родителей ученика должно насторожить, если ребенок делает многократно одинаковые ошибки: пропускает буквы, путает слитное и раздельное написание слов. Кроме того, почерк такого ребенка неразборчивый, а размер букв постоянно меняется от маленьких до больших не только в одном предложении, но и в одном слове. Скорость письма при этом очень медленная. Зачастую детям с дисграфией ставят плохие отметки из-за ошибок и плохого почерка, что сильно сказывается на успеваемости и самооценке ребенка. Именно поэтому очень важно своевременно выявить нарушение письменной речи у ребенка, выяснить причину отклонения, чтобы пройти курс коррекции.

Диагностика дисграфии

Назначить соответствующий курс коррекции дисграфии может только специалист, который предварительно диагностирует нарушение с помощью специальных исследований. Кроме того, для постановки диагноза необходимы консультации таких специалистов, как невролог и логопед.

Обследование пациента включает несколько этапов, первым из которых является оценка состояния центральной нервной системы, зрения, а также слуха пациента. Затем специалисты анализируют артикуляцию и моторику ребенка. Немаловажные этапы — оценка звукопроизношения, лексикона, уровня грамотности. Затем необходима оценка письма, при этом специалисты учитывают, правша или левша пациент.

Ребенку с целью исследования предложат записать слова под диктовку, переписать прописные, а также печатные буквы, выполнить специальные упражнения. После анализы полученной в ходе исследования информации логопед ставит диагноз и дает необходимые рекомендации по способу коррекции нарушения письменной речи при наличии.

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами. Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом.

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом. Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Прогноз, меры профилактики

Прогноз лечения дисграфии зависит от ряда факторов: своевременности предпринятых мер, тяжести отклонения, ее формы, причин, которые спровоцировали формирование нарушения письменной речи, а также индивидуальных особенностей пациента. Только благодаря слаженной работе специалистов, терпению и настойчивости родителей, а также позитивному настрою ребенка можно получить в итоге положительный результат. Проблема, связанная с нарушением письменной речи, поддается полной коррекции в более чем 80% случаев.

Родители ребенка, у которого была диагностирована дисграфия, должны знать, что отсутствие своевременной реакции может привести в дальнейшем к :

Кроме того, запущенная форма дисграфии — причина девиантного поведения ребенка, его низкой самооценки.

У ребенка с запущенной формой дисграфии всегда будет вызывать дискомфорт необходимость что-либо написать. Это приводит не только к плохой успеваемости, но и полному отсутствию желания учиться, осваивать новый материал.

Профилактика дисграфии

Точные причины дисграфии специалисты назвать не могут. Кроме того, считается, что предупредить подобное нарушение письменной речи нельзя. Однако известны группы риска, представители которых чаще страдают наличием подобного отклонения. Это:

Меры профилактики включают тренировку памяти и внимательности, увеличение словарного запаса. Важно знать, что если ребенок постоянно делает одни и те же ошибки при написании слов, не нужно откладывать посещение логопеда на потом. Если у ребенка имеется нарушение письменной речи, то чем раньше будет начата коррекционная работа, чем быстрее и легче удастся избавиться от проблемы, которая чревата в дальнейшем тяжелыми последствиями для ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *