дислексия что это такое у взрослых признаки виды
Лечение дислексии у детей и взрослых: что об этом нужно знать
Официальная медицина признаёт дислексию болезней, соответственно, её принято лечить. Что не так с лечением дислексии, почему многие предложенные способы неэффективны и не дают желаемых результатов? Все ответы в нашей статье.
В большинстве случаев дислексию выявляют в начальной школе, когда ребёнок учится читать. О чём это может говорить? Правильно, значит, дислексия у ребёнка была и раньше, только проявилась она в определённом возрасте.
И значит, эти 6-7 лет она ему не мешала жить, никто ничего не замечал, а потом, когда оказывается, что ребёнок не может научиться читать, да и грамотно писать, его начинают лечить от дислексии!
Самое интересное, что для определения дислексии используется следующее определение: «Это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое обусловлено несформированностью (нарушением) высших психических функций и которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера». При этом обращается внимание на то, что у дислексика отсутствуют нарушения зрительного и слухового анализаторов, а интеллектуальное развитие находится на нормальном уровне.
Другими словами, сама по себе дислексия не является болезнью как таковой, тем более, что отсутствуют какие-либо её возбудители, а течение заболевания не может быть описано. Но при этом широко применяется даже медикаментозное лечение дислексии, для чего в основном используются ноотропные препараты. А это, кстати, довольно сильнодействующие вещества, которые в основном прописываются людям с серьёзными болезнями мозга, например, деменцией, болезнью Альцгеймера и др.
Причины дислексии
Официальная медицина признаёт, что дислексия имеет нейропсихологическое происхождение. Многие специалисты уже открыто заявляют о том, что это генетическая заложенная особенность работы мозга, которая проявляется в нарушении синхронного функционирования полушарий мозга.
Для обучения навыкам чтения письма и чтения крайне важно, чтобы доминантным было левое полушарие мозга. А если такая доминация отсутствует, то мозг получает неправильную стимуляцию, отмечаются нарушения в его работе, что уже и обозначается как неврологическое расстройство. Вместе с ним возникают трудности с обучением, психоэмоциональные проблемы, неадекватное реагирование на учебную монотонную нагрузку.
Зная эти факты, тем не менее, у нас продолжают лечить дислексию как у детей, так и у взрослых.
Почему так происходит? Потому что к причинам дислексии относят и такие факторы, как:
И тут возникает закономерный вопрос: если дислексия вызывается такими причинами, то это означает, что около 20% всех современных российских школьников получили ту или иную травму! Ведь именно столько по статистике детей, учащихся в школе, испытывают те или иные дислексические трудности.
В действительности дислексия – это исключительно особенность функционирования мозга, которая заложена генетически. То есть дислексия у человека есть либо нет, и приобрести её невозможно, впрочем, как и избавиться полностью. Она поддаётся только коррекции, суть которой состоит в обеспечении доминации левого полушария мозга и формирования правильной нейродинамики чтения и письма.
Как проходит лечение дислексии у детей?
Итак, мы разобрались, из-за чего возникает дислексия и что для её преодоления нужна коррекция. Но тем не менее, большинство специалистов продолжают лечить дислексию.
Давайте посмотрим, какие для этого используются методы.
Лечение дислексии, как правило, проходит комплексно, а в лечебных мероприятиях принимают участие психолог, психиатр и логопед.
Почему не работают логопедические методы?
Конкретный набор техник и инструментов для преодоления дислексии логопед подбирает в зависимости от поставленного вида заболевания.
Например, для исправления аграмматической дислексии, при которой ребёнок искажает падежные окончания и рода существительных, специалист составляет и проговаривает с ребёнком предложения с правильными окончаниями. Как правило, ребёнок должен просто повторять слова за логопедом. Соответственно, когда ему нужно самостоятельно выполнить работу, то у него ничего не получается.
Для преодоления оптической дислексии (замена между собой графически схожих букв) от ребёнка требуют искать нужную букву среди других. Однако здесь почему-то никто не учитывает, что из-за особенности восприятия текстовой информации дислексик просто не видит буквы. Поэтому логопедическая коррекция дислексии может длиться и год, и два, но так и не дать нужных результатов!
Это только несколько примеров тех упражнений, которые делают дети-дислексики на занятиях у логопедов. Но проблема логопедической коррекции в том, что она направлена на устранение какой-то одной узкой проблемы. Но ведь нужно устранять первопричину – рассогласованность в работе полушарий мозга, а логопеды этим не занимаются.
Психологическая помощь
При лечении дислексии значительное внимание уделяется и психологической подготовке ребёнка. Это, несомненно, важно и нужно, так как ребёнок должен понимать, в чём причина его состояния, почему он не может научиться читать и писать, хотя обладает абсолютно сохранным интеллектом.
Да, психологи помогают детям справляться с их психоэмоциональными проблемами, правильно реагировать на имеющиеся трудности. Но большинство специалистов не объясняют детям, из-за чего у них дислексия. Почему так? Потому что они просто не знают, что дислексию нужно не лечить, а корректировать!
Если бы дети-дислексики знали правду о том, что эта особенность работы мозга даёт им определённые преимущества, то они бы по-другому относились к проблеме и были более замотивированы к самостоятельной работе по преодолению дислексических трудностей.
Медикаментозное лечение дислексии у детей
Практически любой дислексик, которого пытались лечить, проходил курс приёма ноотропных препаратов. Как правило, первым назначают Ноотропил, который должен улучшать скорость чтения, вербальное обучение, кратковременную память, точность письма.
Да, действительно, в Интернете можно найти много доказательств того, что приём Ноотропила способствует повышению беглости и точности чтения, снижению специфических орфографических ошибок на письме.
Однако такие показатели фиксируются всего у 55% детей с дислексией! Это означает, что тем детям, на кого не подействовал Ноотропил, назначают другой ноотроп.
Но почему при лечении дислексии ноотропными препаратами не считаются с тем, что они имеют побочные эффекты, а после окончания курса может произойти откат к изначальному состоянию ребёнка?
Для примера отметим только возможные побочные действия Ноотропила:
У многих ноотропных препаратов, которые назначают при лечении дислексии, схожие побочные эффекты.
Нужно также понимать, что любой ноотроп негативно сказывается на иммунной и нервной системе человека. А если мы говорим о лечении дислексии ноотропами у детей, то можно смело заявлять о торможении их естественного развития. Ноотропы заглушают природную активность ребёнка, подавляют его психику, нервную систему, приводят к дисбалансу и дисгармонии всего организма.
Коррекция или лечение дислексии?
Единственно правильный ответ – коррекция, которая осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, направленными на согласованную работу полушарий мозга, преодоление моторных трудностей, формирование правильной нейродинамики.
Именно такими способами проводится коррекция дислексии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не занимается лечением дислексии и тем более не используем медикаментозные методы лечения.
Опыт нашей работы показывает, что основные дислексические трудности можно преодолеть за 14 дней и для этого детям не придётся ни писать, ни читать, так как работа ведётся на уровне изменения мозговых ритмов, то есть устраняется первопричина дислексии, а не устраняются её последствия.
Значительное внимание в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уделяется и профилактике дислексии, различных учебных трудностей, с которыми сталкиваются дети в школе.
Мы помогаем как детям, так и взрослым, ведь коррекция дислексии возможна в любом возрасте!
Симптомы дислексии: как распознать проблему до школы?
В большинстве случаев диагноз «дислексия» ставится детям, которые учатся в 3-4 классе, то есть когда становится уже очевидным, что у ребёнка есть устойчивые трудности с чтением и письмом.
Поводом для отправления детей младшего школьного возраста на диагностику или на ПМПК с целью подтверждения у них дислексии обычно являются следующие признаки:
Эти симптомы дислексии характерны не только для детей начальной школы, но и взрослых людей.
Почему дислексия распознаётся так поздно?
Основная причина в том, что до того момента, когда ребёнок начнёт писать и читать, никаких проблем особо и не видно. Ведь дислексия – это не болезнь, а особенность функционирования мозга, при которой интеллект остаётся полностью сохранным. Однако именно обучение навыкам чтения и письма чаще всего провоцирует рассогласованность в работе полушарий мозга из-за чего обучение ребёнку даётся с большим трудом. О том, что такое дислексия, какие способы «лечения» и коррекции используются, можно прочитать в нашем отдельном материале.
Симптомы дислексии у детей
Конечно, наиболее яркие признаки дислексии – трудности с чтением и письмом, а точнее, наличие специфических дислексических ошибок, о которых мы говорили выше.
Однако о дислексии могут говорить и другие признаки, обнаружив которые, родителям рекомендуется пройти вместе со своим ребёнком более глубокое исследование причин трудностей с обучением. Потому что ошибки и проблемы с чтением и письмом могут видеть и родители ребёнка, но вот как разобраться в причинах, по которым они возникли и получить реально работающие практические рекомендации о помощи – это уже сфера профессиональной компетенции специалиста.
В частности, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с помощью биометрического исследования удаётся выявить отсутствие/наличие дислексии у детей в возрасте уже 3 лет. И им для этого не нужно ни читать, ни писать, ведь все данные удаётся получить по результатам экспертизы 10 узоров пальцев рук.
Итак, по каким симптомам можно предположить, что у ребёнка есть дислексия?
Неправильный захват ручки/карандаша
На то, как держит ребёнок карандаш, нужно обратить внимание сразу же, когда он начнёт рисовать. Конечно, он не будет его сразу правильно держать,так как этот навык требуется освоить. Однако, если неправильный захват карандаша/ручки сохраняется на протяжении длительного времени и ребёнок не может научиться правильно его держать, то это повод обратиться к специалисту.
Сложности с дыханием
Здесь имеется в виду речевое дыхание, то есть нужно оценивать, как ребёнок произносит длинные фразы, хватает ли ему для этого воздуха. Например, на чтении этот признак дислексии у школьников проявляется в запинках, вынужденных остановках для набора воздуха. Очень часто во время чтения у дислексиков начинает кружиться голова, причина чему опять та же – нехватка кислорода и чрезмерное волнение, которое прекрасно можно снимать, просто подышав!
Проблемы с воспроизведением информации
Это один из самых заметных симптомов дислексии у взрослых или старшеклассников и студентов. Проявляется в том, что дислексик не может или с большим трудом, крайне медленно передаёт смысл только что прочитанного либо услышанного текста. Ребёнок просто не понимает ту информацию, которую только что услышал или прочитал.
“Он совсем меня перестал понимать” или “Я вижу, что он не понимает о чём я ему говорю”, – сегодня это уже часто встречающиеся жалобы родителей, которые вместе с детьми приходят в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы разобраться в том, что же случилось с ребёнком.
Нарушение ориентации в пространстве
Многие дислексики путаются во временах года, днях недели, на протяжении длительного времени не могут запомнить, где «лево» и «право». К признакам дислексии стоит отнести и проблемы с кратковременной памятью, которые часто сопровождают это неврологическое расстройство.
Психоэмоциональная неустойчивость
Проблемы с поведением и психоэмоциональным состоянием характерны практически для всех дислексиков. Они очень остро реагируют на замечания, подолгу «застревают» на отрицательных эмоциях и не могут переключиться со своих переживаний на работу или выполнение задания. Часто именно психоэмоциональная неустойчивость является причиной проблем на контрольных и проверочных, потому что никто ребёнка не научил справляться со своими эмоциями и переключаться на выполнение задания.
Проблемы с концентрацией внимания
Этот симптом дислексии часто встречается и у взрослых. Он проявляется в том, что дислексикам крайне трудно доводить начатое до конца. Для них свойственны невнимательность и неусидчивость, поэтому если предложенное им занятие неинтересно, то внимания у них хватит максимум на 3-5 минут.
Низкая координация тела
Как это выявить? Довольно легко – достаточно предложить ребёнку чеканить побить мяч в течении 20 минут. И если он не понимает, как нужно бить мяч, он у него постоянно прыгает в разные стороны, то это можно смело отнести к одному из признаков дислексии. Дислексикам сложно выполнять упражнения на координацию, которые связаны с контролем своего тела и чёткой согласованностью в работе полушарий мозга. Например, они с трудом осваивают умение ездить на велосипеде, не могут понять, как ходить на лыжах или самому качаться на качелях. Даже простое упражнение «Ходьба крестом» требует значительных усилий!
Поэтому неслучайно на коррекционных программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе повышенное внимание уделяется именно физическим упражнениям на координацию и равновесие. В частности, на программе «Тренируйся и учись!» ученики каждый раз по 40-60 минут выполняют упражнение «Бой мяча», которое тренирует зрительно-моторную координацию, одновременно снижая напряжение и тонус с запястий рук.
Гиперактивность
Рассогласованная работа полушарий мозга является причиной того, что дислексикам трудно контролировать своё тело. Они не могут долго усидеть на одном месте, у них появляются разнообразные навязчивые движения.
Как правило, у людей с дислексией одновременно присутствуют все эти симптомы дислексии. Если имеется только какой-то один признак, то это ещё не означает наличие дислексии, однако ребёнок всё равно нуждается в профессиональном наблюдении.
Оптимальный вариант выхода из кризиса – ранняя профилактика дислексии, ведь она включает в себя мероприятия, которые будут полезны не только дислексикам, но и абсолютно всем детям дошкольного возраста.
А самый надёжный способ – заранее пройти биометрическое исследование и узнать не только о наличии/отсутствии дислексии у своего ребёнка, но и выявить его способности, заложенные самой природой, и в зависимости от них выстраивать воспитательный и образовательный процесс.
Дислексия
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
МКБ-10
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Причины дислексии
Биологические факторы
Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:
В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:
Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.
Социальные факторы
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Фонематическая дислексия
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическая дислексия
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
Аграмматическая дислексия
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Мнестическая дислексия
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Дислексия
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону: