диспут что такое дружба
Беседа с элементами диспута: о дружбе, товариществе
Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
Учитель: Что считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре и это кончилась. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новом друге родителям.
Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).
Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
Итог учителя: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.
Прекрасный пример благородной, искренней дружбы оставили нам К. Маркс и Ф. Энгельс, в отношения которых, по словам В.И. Ленина, “Превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе”.
Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг другу?
Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Послушайте следующую ситуацию и скажите:
Как ба ты вышла из этой ситуации?
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог : Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.
Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”.
У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение “Люди сильны друг другом”.
… Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
А сейчас Исаева и Мусаева прочтут нам стихотворение о дружбе, о друзьях.
А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг. Еще хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.
Диспут « Что такое дружба?»
Диспут « Что такое дружба?»
— Ребята, сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, постараемся сформулировать правила дружбы.
Ребята по очереди высказываются, кто такой по их мнению друг и кого они считают своими друзьями.
—Что такое настоящая дружба?
— Как она проявляется?
— Каким должен быть настоящий друг?
— Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
— Что значит дружить хорошо?
в своём определении дружбы на первое место ставит бескорыстие. Это значит, что ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, подарил, одолжил и т. д., не потому, что тебе это выгодно.
2. Обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг», рассказа И. Турчина « Дружба».
— По какому принципу девочка выбирала себе друзей?
— Можно ли назвать таких друзей настоящими?
— Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю?
— Умеет ли Серёжа дружить?
3. Обсуждение понятий «друг», «приятель», «товарищ».
Настоящий друг? Это человек, который всегда поможет тебе в трудную минуту, но он никогда не использует тебя в качестве средства для достижения каких-то своих целей. Друг всегда искренне будет радоваться твоим успехам, а не просто сделает вид, что рад, а на самом деле будет ужасно тебе завидовать. Друг – это человек, который всегда сможет найти для тебя именно то слово поддержки, которого нам так часто не хватает. Он сумеет пожертвовать своими интересами, чтобы помочь тебе, когда понадобится. Ты всегда можешь положиться на друга, ведь он с тобой всегда честен и всегда рад помочь тебе найти выход из тупиковой ситуации. Только с настоящим другом ты можешь быть самим собой, рассказать даже то, что не можешь рассказать своей второй половинке.
Приятель:
Приятель. Человек, с которым кто-либо состоит в дружеских, коротких отношениях; близкий знакомый.
— Как вы понимаете каждое из этих слов, чем они похожи и чем различаются?
4. Работа в группах.
1)Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Проводится игра «Ромашка».
Каждой группе раздаётся по несколько лепестков. На каждом из них ребята должны написать по одному главному, на их взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
Затем результаты зачитываются и прикрепляются к серединке ромашки.
2) Каждой группе даётся по пословице. Нужно объяснить её смысл.
Без беды друга не узнаешь.
Друг познаётся в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
3) Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
— Твой друг не сделал домашнее задание и просит у тебя тетрадку, чтобы списать. Твои действия.
— Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
— Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
— Твой друг плохо учится и тебе запрещают с ним дружить.
— Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
— Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
— Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
— Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил.
— Вы с другом поссорились. Твои действия.
— Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья? (отличника; хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться; тебе всё равно как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым).
5. Вопросы классу. Принятие правил дружбы.
— Почему распадается дружба?
— По каким причинам это происходит чаще всего?
— Как сохранить дружбу?
· Не выдавать чужие секреты;
· Всегда быть откровенным с другом;
· Не бойся попросить прощения;
· Не надо менять друзей;
· Надо быть постоянным в дружбе;
· Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
· Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
· Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
· Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.
— Мы—друзья! Поиграем вместе в пожарных.
— Давай,— согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину.
Подбежали другие ребята.
Серёжа заслонил машину от ребят.
—Я Васин друг! И я один буду в его машину играть!.
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Серёжа.
— Я— твой друг! Мы— друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай,— согласился Боря.
Стали они играть. Пришёл Вася.
— Не примем,— сказал Серёжа.
— Почему?—удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
— То— вчера,— сказал Серёжа.—Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!.
Барто «Требуется друг».
Урок-диспут для старшеклассников «Что такое настоящая дружба»
Нина Барашкина
Урок-диспут для старшеклассников «Что такое настоящая дружба»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
«Что такое настоящая дружба?»
Автор: Барашкина Нина Ивановна,
педагог дополнительного образования
Тема: «Что такое настоящая дружба!»
1. Выявить представления учащихся о том, что такое дружба и способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба” и “друг”.
2. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
3.Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, ценить и беречь дружбу.
Форма проведения: занятие-проект.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Что такое настоящая дружба?», конверты с пословицами, тесты «Какой ты друг?»
Ход занятия
1. Организационный момент.
— О разном и о прочем.
— А что-то мне известно.
— Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Основная часть. У каждой группы на столе конверт с пословицей из отдельных слов. Надо собрать пословицу.
Пословицы: “Друг за друга стой, и выиграешь бой”, “Без друга на душе вьюга”, “С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде”. (Приложение №1)
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (ответы учащихся)
3. Работа над темой.
Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
Друг – это всегда серьёзно. Какой человек может обладать всеми этими качествами? (Добрый). Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Предложенный ранее тест поможет вам определить, какие вы друзья?
Тест “Настоящий ли ты друг” (Приложение №2)
А теперь подсчитаем очки
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.
Каким должен быть настоящий друг? (Верным, вежливым, добрым, мудрым, культурным, скромным и т. д.)
Педагог: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный, доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, он в действительности занят одним собой. Он, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку вместе ходить в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. И хотя подобные отношения приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими.
Друг? Товарищ? Приятель? Одноклассник? Ровесник?
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.
— Как же отличить дружеские отношения от истинной дружбы? Это сложно, но задуматься над этим вопросом стоит, и научиться этому сложному искусству надо.
“Слово друг у всех на устах, но истинная дружба редка”
Составление законов дружбы
— Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. (На лепестках цветов из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы. Учащиеся пишут самые главные на их взгляд качества, без которых дружба состояться не может (бескорыстие, ответственность, уважительность, верность, терпимость, великодушие, чуткость, предупредительность, честность, трудолюбие, упорство, любознательность).
Работа в группах. Составление законов дружбы (под лёгкую музыку). Обобщение.
Законы дружбы
• Не обзывай и не унижай своего друга.
• Помогай другу в беде.
• Умей с другом разделить радость.
• Не смейся над недостатками друга.
• Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
• Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.
• Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
•Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
• Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
• Не предавай своего друга.
• Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
Как связаны между собой дружба и критика?
— Надо ли примиряться с недостатками других людей? Древние арабы говорили, что, если будешь искать друзей без недостатков, то и вовсе без друзей останешься…
Иногда можно простить друг другу слабости.
— Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записанные вами черты характера друга, которые и вам присущи.
А теперь попробуйте ответить на вопросы:
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадку, чтобы его списать. Согласишься?
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ты станешь делать как он?
3. Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить. Ты послушаешь запрет?
4. Твой друг сделал что-то плохое, а получаешь ты. Ты сохранишь это втайне?
5. Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать. Ты согласен с этим?
6. Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом. Это так?
Вы только что искали правильный для себя ответ, разрешая противоречие. Таким образом, каждый решивший проблему, становится строителем своей судьбы. А человек, помогший другу, ещё раз доказывает, что дружба у них истинная, настоящая.
“Хочешь иметь друзей, будь другом сам”
— Почему распадается дружба?
Дружба испытывается не столько бедами, сколько мелочами. Почему – то именно по пустякам,по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.
Прослушайте песню В.Высоцкого и ответьте на вопрос:
— Как предлагает автор испытать друга?
Прослушивание песни “Если друг оказался вдруг…”.
Мудрые высказывания о дружбе
Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. Ларошфуко
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться,но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая.И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Что помогли когда-то мне.
Радость в мой дом пришла.
почему-то не выдержав искуса,
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мною стряслось,
если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
к моему изголовью склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе…
Кто сказал: человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
Работа над пословицами, составленными в начале урока.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
— Какие “открытия” сделали на занятии?
— Что захотелось изменить в своей жизни?
Учащимся на выбор предлагаются два варианта заданий:
1 вариант: написать дружеские комментарии к фотографиям на странице класса в Контакте;
2 вариант: написать рассказ о своем друге.
Учащийся читает стихотворение А. Островского.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Дружба,
дружба,
дружба!
Прикреплённые файлы:
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.
Игровой досуг «Что такое дружба?». Все наши педагоги и специалисты каждый год занимаются самообразованием: выбирают интересную для себя тему и работают над ней весь учебный.
Классный час для 2 класса «Что такое дружба?» Классный час на тему: «Что такое дружба?» Цель: сплочение классного коллектива младших школьников. Задачи: 1. Осмысление школьниками понятий.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.
Родительское собрание «Раскрытие цветка, или Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Раскрытие цветка, или что такое хорошо и что такое плохо». План. 1. Что мы имеем в виду, когда говорим об упрямстве? 2. Причины.
Занятие по социально-эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Что такое дружба?» Цель: 1. дать понятие, что такое дружба; учить детей общаться друг с другом; учить передавать чувства через ласковые, добрые слова; 2. развивать.