диспутное заявление что это такое
Диспут с платежной системой
Безналичная оплата товаров и услуг — это быстро, удобно и выгодно. Однако при использовании банковских карт их владельцы могут сталкиваться с различными проблемами. Спорные транзакции чаще всего связаны со сбоями в работе программно-технических комплексов, а также с недобросовестностью продавцов. Из-за этого многие физические лица снимают наличные только в отделениях банков и оплачивают заказы после получения.
Диспут с платежной системой — досудебное урегулирование споров. Этот процесс позволяет отменять некоторые расчеты и возвращать денежные средства. Он не приносит дохода кредитно-финансовым организациям, но повышает лояльность клиентов. Оперативная обработка диспутных операций сводит к минимуму риск мошенничества и обеспечивает высокое качество обслуживания.
Основные диспутные операции
Перечислим возможные причины диспутов с платежными системами:
Существует множество диспутных операций. Это лишь наиболее распространенные. Чаще всего держателям пластиковых карт приходится сталкиваться с некорректным поведением со стороны ТСП и неисправностями банковского оборудования.
Модель диспутного цикла
У каждой ПС своя модель диспутного цикла. При этом у всех есть следующие этапы:
В диспутном цикле национальной системы платежных карт банк-эквайер может самостоятельно признать претензию обоснованной и вернуть деньги клиенту без передачи заявления на рассмотрение в НСПК. БПЦ Процессинг предлагает услугу обработки диспутных транзакций, обеспечивая Банк полным функционалом для ведения претензионных работ.
Клиенты требуют от банков деньги за «сгоревшие» путевки и авиабилеты
Платежная индустрия столкнулась с проблемой массовых обращений клиентов за возвратом денег за авиабилеты и турпутевки, рассказал председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. По правилам платежных систем, если оплаченная услуга не была оказана держателю карты, он имеет право потребовать от банка – эмитента карты компенсацию потраченных денег, объясняет он.
Процедура выглядит так: держатель карты обращается к банку-эмитенту, и тот может потребовать от банка, который обслуживает поставщика услуги (эквайер), возврата средств (так называемый чарджбэк), описывает Достов. Как правило, если услуга не была оказана, а ее поставщик самостоятельно не вернул деньги, эмитенты инициируют операции чарджбэка. Банки-эквайеры делают компенсацию из собственных средств и впоследствии могут списать эти деньги со счета поставщика услуги, например туроператора или авиакомпании, рассказывает он. И добавляет, что в нынешней ситуации авиаотрасль и отрасль туризма испытывают большие сложности, поэтому не факт, что банкам удастся вернуть выплаченные средства.
Сильнее всего это может ударить по банкам, которые работают с туроператорами и авиакомпаниями и выступают агрегаторами по приему платежей, а также по сервисам по бронированию туров и билетов, поскольку прежде всего банки будут взыскивать средства с них, подчеркивает Достов. По его словам, претензии держателей карт могут достигнуть миллиардов рублей. «Наша ассоциация активно обсуждает сложившуюся ситуацию с платежными системами и участниками рынка в поисках решения, минимизирующего общие потери», – заключил он. «Ведомости» направили запросы туроператорам, а также в крупнейшие банки, платежные системы и авиакомпании.
Что говорят платежные системы
«Мы действительно видим вполне ожидаемый рост обращений держателей карт на возмещение средств по операциям по картам Visa в категориях, связанных с туризмом и путешествиями», – говорит представитель компании. При этом Visa не взаимодействует напрямую с держателями карт, подчеркивает он.
«В связи с ситуацией с COVID-19 Visa ежедневно осуществляет мониторинг обращений на возмещение средств по операциям по картам Visa, а также выпустила рекомендации банкам, чтобы снизить потенциальное количество необоснованных претензий», – подчеркивает представитель компании. Visa рекомендует держателям карт по всем спорным вопросам для начала обращаться в торгово-сервисное предприятие, в котором была совершена покупка. Компания также рекомендовала банкам «проявлять гибкость при урегулировании споров, чтобы минимизировать последствия разбирательств для держателей карт и торгово-сервисных предприятий».
Если услуга не была оказана – например, авиакомпания отменила рейс, то эмитент может инициировать чарджбэк, говорится в глобальных рекомендациях Visa. В то же время есть и исключения, например, если речь идет о запретах и ограничениях на уровне государства, подчеркивается там. Если какая-либо страна закрыла границы и отмена или перенос рейсов связаны с этим, то держатель карт не имеет права на чарджбэк. Запрет на чарджбэк касается и отмены или переноса спортивных и развлекательных мероприятий, если это связано с решениями на уровне государства, объясняется в документе. Компания ждет, что эмитенты будут требовать от держателей карт, чтобы те пробовали самостоятельно решить вопрос с торговыми точками, – говорится в документе.
Сейчас банки – участники «Мира» не фиксируют существенного роста запросов по диспутным операциям, говорит представитель платежной системы. Компания увеличила срок ответа по существу диспута для банков-эквайеров с 10 до 30 дней. Во время действия отсрочки может быть проведена дополнительная коммуникация с клиентом, направленная на урегулирование ситуации, а банк-эмитент в этот период не имеет права осуществлять дальнейшую работу по оспариваемой операции, подчеркнул представитель «Мира». «Ведомости» ждут комментариев Mastercard.
Что говорят банки
Райффайзенбанк получает заявления клиентов с просьбой вернуть средства, списанные по операциям с карт за оплату гостиниц, авиабилетов и пакетов услуг в туристических агентствах, рассказывает руководитель операционного отдела банковских карт и эквайринга Виктория Александрова. Сейчас это основная причина обращений клиентов с просьбой оспорить операции по банковским картам, говорит она. В целом поток обращений вырос в 1,3 раза по сравнению с мартом прошлого года, а в сегменте авиаперевозок и туристических услуг – более чем вдвое, указывает Александрова. Как эмитент Райффайзенбанк оспаривает операции по запросам клиентов в соответствии с правилами платежных систем. «Процесс рассмотрения еще не завершен, мы как банк делаем все возможное, чтобы помочь клиентам вернуть средства», – заключила она.
Промсвязьбанк наблюдал незначительный – в пределах 5% – рост претензий со стороны клиентов, говорит его представитель. Но торгово-сервисные предприятия зачастую идут навстречу клиентам и сами инициируют возвраты или предлагают альтернативные методы разрешения спора (например, выпускают ваучеры, которыми можно воспользоваться в будущем, или переносят мероприятия на другие даты), подчеркивает он. И добавляет, что инициировать чарджбэк не получится, если услуга не может быть предоставлена в связи с запретами на уровне законодательства.
«Открытие» не видит заметного роста чарджбэков, но ждет его в середине – конце апреля, говорит член правления банка Светлана Емельянова. «Насколько нам известно, туристические компании достаточно лояльны и предлагают своим клиентам альтернативные варианты, такие как замораживание средств на продолжительный срок и возможность оформления путевки на другой период», – указывает она. Как эквайер «Открытие» компенсирует средства эмитенту, как только торговая точка перечисляет ему денежные средства, указывает Емельянова. «Все запросы проходят бдительный контроль внутренними службами банка, и проводится работа с торгово-сервисными предприятиями», – подчеркивает она. ВТБ также пока не фиксирует повышенного числа обращений клиентов по вопросам чарджбэка, говорит его представитель: «Статистика – в пределах среднемесячной нормы».
Часть клиентов требует вернуть деньги за билеты на будущие даты – например, в Китай или Италию, поскольку уже сейчас понятно, что авиарейсов туда в ближайшее время не будет, рассказывает собеседник «Ведомостей» в банке из топ-10. Это очень тонкий правовой момент, поскольку нигде не регулируется, как поступать в таких ситуациях, указывает он.
По данным платежного сервиса Platron, запросы на чарджбэки за первые две недели после закрытия авиаперелетов выросли не менее чем в 6 раз по сравнению со всем предыдущим месяцем, говорит его управляющий директор Елена Орлова. Суммы она не называет, но речь идет о запросах на миллионы рублей. Проблема актуальна не только для авиаперевозок и туризма, объясняет Орлова, но и для организаторов мероприятий, хотя там масштаб не так велик.
Международные платежные системы максимально защищают плательщиков, поэтому, по словам Орловой, в спорных ситуациях, при причине претензии «услуга не оказана», они, как правило, встают на сторону физического лица и чарджбэк удовлетворяется. Это сейчас может стать проблемой: поставщики услуг столкнулись с возросшим в десятки раз количеством обращений от пассажиров и не в состоянии их вовремя обработать, хотя они и не обязательно отказывают в возврате денег, заключает она.
Что говорят торговые точки
Tutu.ru не фиксирует массовых запросов, связанных с чарджбэками, это скорее единичные случаи, говорит руководитель пресс-службы Наталья Анисимова. По ее словам, платежные системы сейчас не делают чарджбэки, если был предложен ваучер, промокод и т. д. (в материалах Visa говорится, что держатель карты может не согласиться на перенос даты билета и инициировать чарджбэк, но только если речь не идет о переносе сроков оказания каких-либо услуг из-за решений государства. – «Ведомости»). В нынешних реалиях возврат ваучерами – «адекватная мера, которая и рынок спасет, и людям потом даст возможность улететь», считает Анисимова. Она также обращает внимание, что на днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала открытое письмо, призывающее перейти от типичной схемы возврата денег за аннулированные билеты к ваучерам.
Количество чарджбэков несколько увеличилось, но нельзя сказать, что проблема носит массовый характер, рассказывает представитель сервиса Ostrovok.ru. «Мы решаем ее так же, как и всегда: связываемся с клиентами, с нашими поставщиками и отелями. Если возможно, переносим даты бронирований, если нет – стараемся договориться об отмене бронирования и возврате средств клиенту».
Давняя проблема
Банки поднимали этот вопрос чарджбэков и раньше, ситуация обострилась во время банкротства «Трансаэро». В 2017 г. банки просили ЦБ разъяснить, должны ли они подчиняться глобальным правилам платежных систем, в которых предусмотрена процедура чарджбэка. «В связи с ситуацией, сложившейся в последнее время в России в ряде секторов экономики, прежде всего на рынке авиаперевозок и туристических услуг, ряд торгово-сервисных предприятий утратили платежеспособность и не исполняют обязательства перед клиентами», – говорилось в материалах, которые Ассоциация банков «Россия» отправляла в ЦБ в 2017 г. к ежегодной встрече с руководством регулятора. Процедура расчетов в платежных системах на практике сводится к тому, что при оспаривании клиентами операций суммы таких транзакций в безакцептном порядке списываются с корреспондентских счетов банков-эквайеров, говорилось в материалах к встрече. После чего банк-эквайер вынужден самостоятельно взыскивать задолженность с торгово-сервисного предприятия, «что в большинстве случаев бесперспективно и безрезультатно», жаловались банкиры. Вся ситуация вызывала «повышенную озабоченность банковского сообщества».
ЦБ отвечал банкам, что в соответствии с законом «О национальной платежной системе» работа с претензиями клиентов регулируется правилами платежной системы. Он также подчеркивал, что «на практике диспутные процедуры платежной системы предусматривают несколько циклов урегулирования спорной операции на основе представляемых документов и не сводятся только к списанию денежных средств с банковского счета банка-эквайера». «Ведомости» направили запрос в ЦБ.
Как бизнесу защититься от отмен платежей
Покупатель может написать в банк и отменить платеж практически за любую покупку, даже если она стоила 200 тысяч рублей.
Такая отмена называется чарджбэком. Чарджбэк могут использовать клиенты любых компаний: магазинов, онлайн-школ, доставок и всех, кто что-либо продает. Причем неважно, работает ваш бизнес в онлайне или в офлайне.
Отменить оплату и вернуть деньги покупателю может банк клиента, но перед этим проведет расследование, которое потребует затрат времени, а иногда и денег компании-продавца. Поэтому лучше заранее подстраховаться от чарджбэка. Рассказываем, как это сделать и как оспорить отмену платежа, если до этого дошло.
Как покупатель может вернуть свои деньги
Если товар или услуга в чем-то не устроили покупателя, у него есть право попросить свои деньги обратно, причем за любой товар или услугу. Для этого есть два варианта.
Обратиться напрямую в компанию. Например, купить курс в онлайн-школе, разочароваться в нем и попросить компанию вернуть за него деньги. Правила возврата описаны в законе о защите прав потребителей.
Как компании реагировать на возврат, зависит от того, как работает бизнес — правила для офлайн- и онлайн-продаж отличаются. Например, для офлайн-продаж есть целый список товаров, которые нельзя возвращать: косметику, белье, туалетную воду. Для онлайн такого списка нет.
ст. 497 ГК РФ — продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара
Договор, который компания заключает с покупателем, тоже может влиять на процесс возврата. Главное, чтобы условия по договору не противоречили законам. Например, официальный срок для онлайн-магазина — 7 дней, компания не может его сократить, но может увеличить до 20 дней. В этом случае срок возврата товара или услуги будет 20 дней.
Обратиться в свой банк и попросить отменить оплату — это еще один способ для покупателя вернуть деньги. По-банковски это называется чарджбэком. Условия чарджбэка не прописаны в законе, их регулируют правила платежных систем — «Виза», «Мастеркард» и «Мир», и банки обязаны им следовать.
Через чарджбэк можно вернуть деньги и за товар, и за услуги. Например, доставка вовремя не привезла блюдо, онлайн-школа не открыла доступ к курсам или в парикмахерской сделали не ту прическу, которую просил клиент. Во всех этих случаях покупатель может обратиться в свой банк и потребовать отменить платеж.
Детальное описание работы с чарджбэками есть во внутренних документах, которые банки получают напрямую от систем. Компании и покупатели могут прочитать общие правила и термины платежных систем, они есть в открытом доступе.
Покупатель пишет в банк и просит вернуть деньги, банк разбирается и, если покупатель прав, возвращает средства
Чем отличается возврат через банк и компанию
Процесс. Банк помогает покупателю только вернуть деньги, но не участвует в возврате или обмене покупки. А компания как раз может предложить замену, например платье другого фасона.
Сроки возврата. Если покупатель хочет вернуть деньги за покупку без брака и обращается напрямую в компанию, у него на это есть до 7 дней для онлайн-покупок и до 14 дней для офлайн-покупок.
При чарджбэках у клиента больше времени на обращение в банк. В «Мастеркарде» и «Визе» максимальный срок, в течение которого можно обратиться за возвратом денег — 120 дней, в «Мире» — 180, срок считается с даты оплаты. Но этот срок может быть больше. Например, если компания написала в договоре, что заказ выполнит через год, то срок обращения в банк будет год + 120 дней. Но обычно покупатели обращаются в первые несколько дней.
Способ оплаты. Чарджбэк возможен, если клиент оплатил покупку картой. Если перевел деньги со счета на счет, даже через приложение, это не считается. Если покупка оплачена не картой, то вернуть платеж можно только через компанию.
Кто принимает решение о возврате денег. Когда клиент обращается в компанию, они договариваются и вместе принимают решение. Например, организация может дать бонус на следующую покупку, и покупатель не будет скандалить и требовать деньги.
Если покупатель обратился за чарджбэком в банк, то решение остается за банком покупателя. Банк компании может помочь оспорить отмену, но он только помогает. При этом все банки ориентируются на правила платежных систем, сами ничего не придумывают.
Способ для возврата денег выбирает покупатель. По нашей оценке, если с компанией легко связаться и она быстро отвечает, покупатель сначала обратится к ней. Если решить проблему не удалось, покупатель идет в банк.
Главное, что нужно знать — покупатель не получит деньги только потому, что об этом попросил. Сначала пройдет небольшое расследование, где компания сможет отстоять свою правоту. Этот процесс называется «претензионная работа», и в ней помогает ваш банк — там, где у вас эквайринг.
Что компания теряет из-за чарджбэков
Если покупатель обращается за возвратом денег в банк, кажется, что компания лишается только платежа от клиента, но есть дополнительные потери:
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Деньги при возврате. По закону о защите прав потребителей компания может не отдавать сразу деньги, а предложить варианты. Например, заменить один курс на другой, продлить доступ, сделать скидку или что-то еще. Если покупатель соглашается, бизнес не теряет деньги.
А вот если покупатель сразу обратился в свой банк, решить вопрос уже сложнее. Для этого компании придется убеждать покупателя и банк отозвать чарджбэк.
Еще есть комиссия платежной системы. Например, «Мастеркард» спишет комиссию от 15 до 45 € с компании за чарджбэк. Деньги вернутся, если компания защитит свою позицию.
Доступ к эквайрингу. Платежные системы штрафуют банки за слишком большое количество чарджбэков у их клиентов, предельное число определяет платежная система, но это действительно большое число. Например, 100 чарджбэков за месяц от одной компании.
Из-за штрафа банк может отключить эквайринг компании, у которой много чарджбэков. Поэтому лучше не рисковать своим эквайрингом и не допускать отмен платежей через банк.
Когда у покупателя есть право на чарджбэк
Правила возврата регулируют платежные системы. По формулировкам они могут отличаться, но по сути одинаковые.
Основные причины для чарджбэка из правил платежных систем
Проблема с оплатой | Проблема с заказом | Мошенничество и оплата без разрешения |
---|---|---|
Компания дважды списала деньги | Покупатель не получил оплаченный заказ | Мошенник завладел данными карты и купил себе что-то |
Компания списала больше, чем заявлено. Например, покупатель зашел на сайт, положил товар в корзину, увидел цену, нажал «оплатить», а списалась другая сумма | Товар поддельный, а компания обещала оригинал | Платеж сделан без разрешения клиента. Например, ребенок взял карту мамы и оплатил онлайн-игру |
Компания списала не в той валюте, которая была указана в заказе | Товар или услуга не соответствует характеристикам, указанным в заказе | |
Компания вернула меньше денег, чем обещала | Покупатель получил не то, что заказывал | |
Компания отказалась возвращать деньги | Заказ пришел позже срока, который указывала компания |
Покупатель может вернуть деньги, если у него есть проблемы с оплатой, например:
Еще поводом для чарджбэка могут быть проблемы с заказом — например, такие:
Наконец, деньги вернут в следующих случаях:
Есть случаи, когда банки не вернут деньги покупателю. Примеры частых отказов:
Есть исключения, например, компания в договоре специально оговорила причину возврата и готова вернуть деньги только потому, что модель не понравилась. Если этот пункт не нарушает закон о защите прав потребителей и правила платежных систем, банк вернет деньги.
Как работает чарджбэк
Если покупатель просит банк вернуть деньги, начинается расследование. В процессе участвуют:
Схема отработки чарджбэков одинаковая для всех банков:
В схеме есть свои детали, вот что может оказаться важным.
Банк-эквайер всегда проверяет запрос покупателя. Для этого он связывается с компанией и просит разобраться. Как именно связываться и как быстро — решает банк. Например, Тинькофф-бизнес отправляет запрос по электронной почте на следующий день после того, как узнает об обращении покупателя.
Компания может ответить на сообщение своего банка или проигнорировать — зависит от нее. Еще может отправить отписку «Да все в порядке с заказом» или подготовить документы, которые объяснят, что покупатель неправ и погорячился. Если компания вовремя не отвечает или не присылает доказательства, банк вернет деньги покупателю. Сроки ответа фиксирует договор эквайринга между банком и компанией, в Тинькофф-бизнесе на ответ есть 5 дней. О доказательствах расскажем дальше.
Если банки не смогли убедить друг друга и своих клиентов в чьей-то правоте, у них есть право подключить к спору платежную систему. Это называется арбитраж. Кто должен обратиться в арбитраж, зависит от правил платежной системы и ситуации, но в любом случае решение принимает только она. Если компанию не устраивает ответ, можно обратиться в суд.
Как заранее подстраховаться от чарджбэков
Четко описывайте, что именно продает ваша компания, на каких условиях, что входит в заказ, его характеристики, условия доставки. Частые причины, из-за которых покупатели обращаются за возвратом:
Пишите, как с вами связаться из-за проблем с заказом, и организуйте работу так, чтобы быстро отвечать на жалобы клиента. Как только клиент понимает, что от компании ничего не добиться, он идет в банк.
Включите в договор пункт о форс-мажоре из-за ограничительных мер, которые действуют у вас в регионе. Например, власть их вводит для борьбы с пандемией. Вдруг запретят доставку курьером, и вы уже не сможете гарантировать быстрые сроки. А опоздание с заказом — повод для чарджбэка.
В каждом бизнесе есть свои особенности, поэтому точную фразу в договоре лучше обсудить со своим юристом. Фраза может быть такой:
Работайте так, чтобы всегда оставалось подтверждение — вы все сделали, как надо. В случае чего, у вас будут под рукой доказательства для банков. Что может подойти в качестве доказательств:
Если покупатель просит вернуть деньги
Даже если покупатель отменяет платеж, это только первый шаг, и его еще можно оспорить. Ваши шаги:
Ответьте банку на запрос по чарджбэку. Сначала банки покупателя и компании должны разобраться в ситуации. Поэтому все банки-эквайеры как минимум сообщают компании о чарджбэках и просят дать комментарии и доказательства. Ваша задача — не пропустить запрос и ответить на него.
Как именно разбираться в ситуации, сколько это займет времени и что при этом делать, решает каждый банк. Тинькофф-бизнес присылает письмо на электронную почту компании с информацией о платеже и просит ответить в течение 5 дней. Если у вас другой банк, сроки могут быть другими, поэтому лучше их уточнить.
Соберите доказательства и отправьте в банк. Если компания не согласна вернуть деньги и считает, что покупатель неправ, нужно прислать доказательства в свою пользу. Лучше всего это сделать вместе с первым ответом, если нет — уложитесь в срок, который указан в договоре на эквайринг. Обычно это несколько дней.
Если запрос на чарджбэк приходит клиентам Тинькофф-бизнеса, им в помощь отправляют список документов, которые могут пригодиться. Например, если покупатель пишет, что не получил услугу или товар, компания может использовать:
Список документов под частые причины чарджбэковPDF, 67 КБ
Попросить помощи у банка. Не каждый документ подходит для доказательств, и бывает, что прямо сейчас их нет. В такой ситуации лучше спросить у вашего банка, как быть.
У платежных систем есть внутренние гайды — какие документы смогут защитить компанию от претензий клиента. Возможно, банк сможет прислать отрывок из гайдов. Сейчас «Виза» и «Мастеркард» это запрещают, но «Мир» разрешает присылать скриншоты под конкретную причину возврата. Поэтому на всякий случай попросите прислать что-то по вашей теме, вдруг правила изменятся.
Чек-лист
Что сделать, чтобы подстраховаться от чарджбэков:
Что сделать, если банк прислал сообщение о чарджбэке:
Чего на самом деле требует от туристов Роспотребнадзор и законно ли это?
У туристов требования Роспотребнадзора вызывают очень много вопросов. К нашему удивлению, даже сами сотрудники ведомства по-разному толкуют один и тот же документ. Мы подробно разобрали постановление главного санитарного врача. В ответ получили почти 170 комментариев от читателей. Многие просили, чтобы этот документ прокомментировал юрист.
Мы изучили комментарии читателей и выделили важные вопросы:
Редакция путешествий Т—Ж
У многих туристов действительно возникает вопрос: насколько требования Роспотребнадзора соответствуют нормам действующего законодательства? Давайте разбираться.
Что нужно сделать по возвращении из-за границы по требованиям Роспотребнадзора:
Теперь о том, насколько все это законно.
Главный государственный санитарный врач РФ обязал россиян, которые прибывают на самолете, заполнить анкету на госуслугах для возвращения из-за границы. Сделать это нужно до вылета в страну, не позднее регистрации на рейс. Еще одну анкету Роспотребнадзор требует заполнить на борту самолета.
Постановление главного санитарного врача распространяется на всех граждан России, которые прилетают из-за рубежа. Поэтому те, кто отказывается заполнить анкету или забывает это сделать, нарушают установленные нормы. За такое нарушение предусмотрен штраф от 15 до 40 тысяч рублей, а если нарушитель кого-то заразит — от 150 до 300 тысяч рублей.
Некоторые туристы считают, что требование Роспотребнадзора противоречит статье 24 Конституции, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни не допускаются без согласия гражданина. А еще это якобы противоречит пункту 1 части 1 статьи 6 закона «О персональных данных».
На самом деле закон допускает обработку персональных данных без согласия субъектов персональных данных. Например, если информация нужна для исполнения полномочий исполнительной власти или органов местного самоуправления. Это прописано в пункте 4 части 1 статьи 6 закона «О персональных данных». В ситуации с анкетой Роспотребнадзор собирает данные, чтобы предотвращать распространение коронавирусной инфекции.
Есть мнение, что достаточно написать на бланке «Не даю согласия на сбор, хранение и обработку моих персональных данных» и отдать анкету в таком виде. Но в этом случае велик шанс получить штраф за нарушение требований постановления главного санврача. Штраф можно оспорить в суде, но проблема противостояния гражданина и государственных органов в том, что суды в большинстве случаев становятся на сторону ведомств.
Бывают случаи, когда граждане отказываются заполнять анкеты и не попадают в базу тех, кто должен в течение трех дней сдать тест и предъявить его результат Роспотребнадзору. Но есть риск, что ведомство сравнит списки прилетевших в страну с перечнем тех, кто заполнил анкету и разместил результаты теста, и начнет выписывать штрафы всем, кто окажется в первом списке и будет отсутствовать во втором.
Так получилось с жителем Альметьевска в Татарстане. На его примере можно увидеть, что будет, если не сдать тест на коронавирус после пересечения границы. Он прилетел в Россию из Турции 1 сентября, анкету на госуслугах не заполнил, тест не сдал и, соответственно, результат не разместил. Суд признал его виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и оштрафовал на 15 тысяч рублей.
Механизм реализации требований Роспотребнадзора не проработан и в некоторых моментах противоречит действующим законам. Например, в законодательстве не указано, что гражданин обязан зарегистрироваться на госуслугах. А ответа на вопрос, как загрузить тест на коронавирус на госуслуги, если у человека нет личного кабинета на этом портале, пока не существует. Поэтому, когда Роспотребнадзор обязывает размещать информацию только там, он нарушает права и законные интересы граждан.
Возникает дилемма: само требование Роспотребнадзора заполнить анкету укладывается в рамки действующего законодательства, а вот механизм его реализации в некоторых моментах законы нарушает. Это дает россиянам повод искать обходные пути.
Несмотря на то что есть противоречие, нельзя сказать, что требования Роспотребнадзора незаконны. На это можно ссылаться, только если, например, Конституционный суд вынесет соответствующее постановление. Пока нет заключения компетентного органа, мы можем говорить только о том, что Роспотребнадзор нарушает права граждан, закрепленные другими актами. При этом его требования законны, потому что установлены в рамках компетенции.
Ссылаться на то, что сайт не открывался, не было доступа к интернету или на другие технические причины, тоже не лучший вариант. На госуслугах указан способ решения этой проблемы: если нет возможности самостоятельно заполнить анкету, нужно проследовать по специальным указателям и обратиться за помощью к сотруднику аэропорта.
Как путешествовать во время пандемии
У главного государственного санитарного врача есть полномочия заниматься нормотворчеством — утверждать правила, обязательные для всех. Он вправе принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы об организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В полномочия Роспотребнадзора входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства. И как раз эти полномочия реализует ведомство, когда контролирует исполнение требований главного санврача. Поэтому Роспотребнадзор вправе просить в суде штрафовать тех, кто такие требования не соблюдает.
Россияне обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе постановления и предписания должностных лиц, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор. По закону никто не должен нарушать права других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. За это можно получить штраф. Основание — то самое постановление главного государственного санитарного врача.
Формулировки в постановлении главного санитарного врача расплывчаты — отсюда и сложность в трактовке. Дословно текст пункта 2.2 постановления звучит так:
«В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму „Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации“. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания)».
Из этой формулировки неясно, отводятся эти три дня на все — и сдачу теста, и загрузку результата — или только на сдачу, а разместить результат можно позднее.
Увы, но на это у меня нет однозначного ответа. Власти сами не могут определиться с толкованием этой нормы. В одном случае Роспотребнадзор говорит, что тест на COVID-19 необходимо сдать в течение трех суток со дня пересечения внешней границы Российской Федерации, а результат загрузить через портал госуслуг, когда он будет готов, но не позднее семи дней со дня пересечения границы.
В другом ответе Роспотребнадзор утверждает, что сдать анализ и разместить информацию о результате ПЦР в ЕПГУ надо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию России.
Более того, даже суды никак не могут прийти к единому мнению на этот счет.
Например, один путешественник прилетел в Санкт-Петербург из Стамбула 2 августа и к 00:01 6 августа не разместил результат на портале госуслуг. В отношении него составили протокол об административном нарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Суд признал петербуржца виновным в нарушении требований санитарного врача. В то же время суд принял во внимание, что гражданин прошел обследование 4 августа и в 11:30 6 августа разместил полученный результат на госуслугах.
В результате суд освободил петербуржца от административной ответственности, потому что правонарушение было малозначительным: тест путешественник сдал, результат оказался отрицательным, пропуск срока размещения сведений на портале был незначительным. То есть турист не представлял опасную угрозу для личности, общества или государства.
Я рекомендую трактовать эту норму как три дня на все: сдать тест, получить результат и разместить его на портале госуслуг. Поскольку территориальные органы Роспотребнадзора и суды пока сами никак не могут договориться о единообразном прочтении нормы, лучше исходить из худшего варианта, чтобы потом не отстаивать свою правоту в суде. Высока доля риска, что суд усмотрит нарушение и назначит штраф.
С 17 ноября 2020 года начали действовать изменения в постановление главного государственного санитарного врача от 22.05.2020 № 15, где сказано, что срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 48 часов от поступления биоматериала в лабораторию до выдачи результата пациенту. Возможно, теперь туристам будет проще уложиться в трехдневный срок со сдачей и размещением результатов на госуслугах.
Роспотребнадзор обязал туристов самоизолироваться до получения результатов теста. Появляется закономерный вопрос: как сдать тест, не нарушая самоизоляцию?
Мнения сотрудников Роспотребнадзора расходятся. Одни говорят, что есть всего два варианта: сдать анализ в аэропорту или на дому. Другие, что можно пойти в лабораторию или поликлинику и сдать анализы там, а потом уже самоизолироваться.
По общему правилу граждане соблюдают самоизоляцию, если временно не ходят на работу, учебу и минимизируют посещение общественных мест. То есть вы можете выйти из дома, чтобы сдать анализ, при условии что примете меры предосторожности: наденете маску и поедете на своем автомобиле или такси, чтобы свести к минимуму контакты с окружающими людьми.
К сожалению, законодатели еще не закрепили понятие «самоизоляция», хотя в нормах, которые требуется соблюдать, оно уже фигурирует. Однозначно сказать, будет ли поход в клинику нарушением режима, нельзя: есть вероятность, что надзорные органы могут по-своему трактовать это понятие, и в этом случае придется отстаивать свои права в суде. Если не готовы рисковать, рекомендую сдавать тест в аэропорту или вызывать сотрудника лаборатории на дом.
Закон действительно предусматривает право отказаться от любой медицинской манипуляции. Но из этого правила есть исключение: медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается, если гражданин страдает заболеванием, которое представляет опасность для окружающих.
При этом россиянам приходится нести дополнительные затраты на тесты, поскольку не во всех регионах анализы можно сдать бесплатно, а тем более бесплатно и быстро. Средняя стоимость теста — 2—3 тысячи рублей. Это недоработка надзорного ведомства, которое не смогло обеспечить граждан возможностью соблюсти требование закона и при этом не нести дополнительных финансовых и временных затрат. Но нежелание нести дополнительные затраты не освобождает от ответственности: не хотите платить за тест, придется заплатить штраф за несдачу теста на коронавирус по прилете из-за границы. Другой вариант: можно отказаться от поездок, тогда не придется платить за исследование.
Выбор в любом случае за вами, но помните, что нарушителю может грозить не только административный штраф, но и уголовная ответственность. Если человек, который уклоняется от прохождения теста, окажется заразным, его действия при наличии явной угрозы массового заболевания можно квалифицировать по статье 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил».
Санкции, которые грозят гражданам по этой статье:
Если из-за нарушения погибнет человек, санкции серьезнее:
Что в итоге
Не стоит отказываться заполнять анкету на госуслугах или на борту самолета. Роспотребнадзор может проверить списки пассажиров, и тогда грозит штраф от 15 до 40 тысяч рублей.
Ссылаться на то, что сайт госуслуг не открывался, не было доступа к интернету или произошли другие технические проблемы, не лучший вариант. Если вы не можете заполнить анкету, обратитесь к сотруднику аэропорта.
Постановление о сдаче тестов и самоизоляции туристов издал главный санитарный врач. У него есть полномочия издавать такие постановления, и туристы должны им следовать. Иначе — штраф.
Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция.
Если дело дошло до суда, попробуйте доказать, что вы совершили все необходимые действия, но не смогли выполнить требования в срок по не зависящим от вас причинам. Если вы сами виноваты в том, что нарушили требования, попросите суд освободить вас от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Алексей, жаль, что такие мысли и вопросы не появляются у авторов подобных норм и постановлений.
«Медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении тех, кто страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. К ним относится и коронавирусная инфекция.» А если гражданин, в данной ситуации, не страдает короной, например? У нас что теперь презумпция виновности что ли? Поясните, пожалуйста.
к сфере административного права в целом этот принцип не имеет отношения
Григорий, ну тогда клевета.
Сам прошел через все эти манипуляции вместе со всей семьей после поездки в Турцию. Сказать, что вся эта система тестов по прилету сделана «на отвали», это не сказать ничего. Так как из всей большой семьи на бесплатные анализы в поликлинике смогли зарегистрироваться только двое (остальным не хватило талонов), остальные трое человек решили как примерные граждане воспользоваться услугой сдачи теста в аэропорту, потому что это рекламировалось как официальный, более быстрый и удобный путь, пусть и чуть дороже других вариантов. То, что из себя представляла эта сдача анализов в аэропорту, надо было видеть. Огромное помещение, куда согнали прилетевших со всех рейсов — из Турции, из союзных республик и прочих открытых на тот момент направлений. В масках были единицы, санитайзеров не было ни одного — только толпа людей, которая постепенно превращалась в очередь, тянувшуюся к загородке, за которой сидела одна(!) одна, черт возьми, на несколько тысяч человек медсестра, принимающая эти анализы. Поговорив с людьми, которые прилетели транзитным рейсом и ждали вылета в регионы, мы узнали, что некоторые ждут своих результатов по 12 с лишним часов, просто потому что у них нет альтернативы сдать тесты где-то в Москве, они просто вынуждены сдавать их в аэропорту. У нас такая альтернатива была, и мы поехали домой.
Трое бесталонных на следующее же утро пошли делать тесты в частную контору, где нам сказали, что тест нужно сделать в течение трех дней, загрузить на госуслуги фото чека, а результат отправить уже как придется. И тут началась фантасмагория. Когда я отправлял свой тест, меня смутило то, что в анкете не было пункта «тест сдан, результаты ждем», а только «положительный» или «отрицательный» результаты. Звоню в горячую линию, молодой человек на проводе говорит — поставьте отрицательный и не парьтесь. По мне так это тянет на предоставление заведомо ложных сведений. Звоню еще раз, попадаю на другого сотрудника, рассказываю об ответе предыдущего, и получаю в ответ сакраментальное «Кто вам такое сказал?». В итоге загрузил анкету еще раз, когда уже пришел результат. То, что, по факту, я загружал анкеты дважды, видимо, никого не волновало.
С женой и тещей, которым «повезло» получить бесплатные талоны на тесты в поликлинике, получилось вообще весело. Придя в поликлинику и отстояв очередь, они с удивлением узнали, что в поликлинике делают тесты, но не те, которые нужны для анкеты роспотребнадзора. В итоге им все равно пришлось идти в частную контору для сдачи ПЦР. Но это, на минуточку, был уже второй день по прилету, а результаты приходили через два-три дня. Мы решили, будь что будет, и загрузили результаты где-то уже день на пятый, и, судя по всему, все обошлось. Но нервов лично я из всей этой истории потратил на несколько лет вперед.
Ну и самое забавное, что после Турции никто даже насморк не схватил, семейство разболелось куда позже, через пару месяцев — один с работы притащил, другой из детского сада.
- Электронный течеискатель с ручной регулировкой car tool ct m1014
- Как сделать скрутку для окуривания