диверсифицировать что это такое простыми словами
Что такое диверсификация простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не зная основных экономических терминов, очень трудно разобраться во множестве происходящих вокруг нас процессах.
Поэтому сегодня проанализируем важное понятие «диверсификация», рассмотрим, что оно обозначает, и какие ее виды бывают.
Диверсификация — что это такое, как и зачем это делают
Что такое диверсификация объясню на бытовом примере простыми словами. Родители, стремясь к тому, чтобы их ребенок был развит разносторонне, прикладывают массу усилий.
Они записывают сына или дочку в спортивную секцию, чтобы ребенок рос физически активным. Оплачивают занятия с репетиторами, чтобы чадо получило максимум знаний. Водят в музыкальную школу, чтобы ребенок приобщился к искусству. Перечислять можно бесконечно.
Иными словами, родители инвестируют деньги в будущее своего ребенка. И делают это не в одном направлении (допустим, «упираясь» на занятия хоккеем), а выбирают несколько путей, уверенные в том, что заложенные навыки непременно принесут свои дивиденды в будущем. Это и называется диверсификация.
Вывод: диверсификация – это вкладывание средств в разные проекты с целью минимизации рисков убытков. Понятие применяется в производстве, в экономике, в банковской сфере.
Еще один простой пример: Иванов и Петров решили вложить свои равноценные денежные сбережения в акции, приобретя их на бирже. Иванов выбрал акции одной компании, а Петров прикупил акции трех компаний.
Исходя из теории вероятностей, Петров (в сравнении с Ивановым) минимизировал свои риски убытка ровно в три раза. То есть Петров диверсифицировал свои инвестиции, распределив их согласно народной мудрости о том, что нельзя класть все яйца в одну корзину.
Само слово произошло от латинского «diversus» (разное) и «facere» (делать). Складываем слова, получаем «делать разное», т.е. в буквальном смысле: расширять ассортимент выпускаемой продукции, увеличивать рынок сбыта, запускать новые производства, инвестировать сразу в несколько видов бизнеса и т. д.
Основные цели диверсификации и способы достижения
Диверсификация – это способ минимизировать риски. Причем неважно, применительно к какой отрасли это относится.
Чего она позволяет добиться:
Что может быть диверсифицировано
Диверсификация помогает оптимизировать любое направление коммерческой деятельности. Проанализируем применение этого инструмента в некоторых сферах немного подробней.
Диверсификация производства
Существует 2 способа диверсификации производства:
Первый вариант в основном используется при отсутствии достаточного количества финансов. Компания расширяет свои производственные возможности собственными силами, инвестируя как собственные средства, так и кредитные.
Второй вариант более удобен, но менее выгоден. Удобен потому, что можно купить производственные мощности и сразу запустить их в работу. Но если у компании своих средств не достаточно, то возникает необходимость крупного кредитования.
Диверсификация производства позволяет достичь сразу несколько целей:
Далее рассмотрим виды диверсификации производства:
Связанная диверсификация производства подразумевает наличие связи между прежним бизнесом и новым.
Это позволяет компании не зависеть от арендаторов. Такой вид вертикальной диверсификации называется прямым.
Обратная вертикальная диверсификация подразумевает присоединение функций поставщика (нижнего звена производственной цепочки), таким образом обеспечивается контроль над поставкой сырья.
В качестве примера снова можно привести концерн (что это?) Лукойл, осуществляющую полный производственный цикл: разведка месторождений → добыча углеводородов → переработка сырья → транспортировка → продажа.
Несвязанная диверсификация производства предполагает развитие производства, не связанного с основной деятельностью компании.
Важно: применять вслепую какую-либо стратегию диверсификации для конкретной компании бессмысленно. Только после всестороннего анализа и разбора сложившейся ситуации, а также после взвешенной оценки вариантов можно найти оптимальный путь вывода компании на новый уровень.
Диверсификация инвестиционного портфеля
Инвестиции (вложения в какой-либо коммерческий проект с целью получения дохода) подразумевают наличие риска. Именно поэтому формирование инвестиционного портфеля (набора инвестиций) должно быть диверсифицированным.
И это правило действительно не только для инвестиционной деятельности акул бизнеса, но и для тех, кто только начинает свой путь инвестора.
Чтобы минимизировать риски, необходимо использовать при формировании портфеля как можно более разнообразный перечень из набора инвестиционных инструментов. Приведем наиболее актуальные из них:
Имея диверсифицированный портфель инвестиций, очень важно постоянно быть в курсе всех экономических новостей и своевременно реагировать на позитивные и негативные изменения рынка.
Диверсификация цен
Такая политика направлена на привлечение новых покупателей. Это значит, что цены меняются производителем (продавцом) в зависимости от контингента потребителей.
Существует несколько методов дифференцирования цен:
Основная цель диверсифицирования цен – в увеличении объема продаж.
Как диверсифицировать экономику
Экономика государства, как и какой-либо обособленный бизнес, подчиняется одним и тем же экономическим законам. Поэтому для процветания государства необходимо, чтобы его экономика развивалась диверсифицировано. Это значит, что она не должна быть «зациклена» на нескольких отраслях промышленности.
Российская экономика до настоящего времени находится в прямой зависимости от добычи углеводородов (нефти и газа) и цен на них. В последние годы правительством предпринят ряд мер, который в перспективе позволит снизить эту негативную связь.
В том числе применяется метод диверсификации, т. е. поставлена цель на развитие новых отраслей промышленности и расширение спектра услуг. Это инициирует рост поступлений в бюджет государства (в форме налогов).
Очевидно, что диверсификация экономики должна проходить под неусыпным надзором грамотных экономистов, иначе эффект процесса может оказаться с точностью «до наоборот».
Хотите узнавать каждый день все больше полезной информации? Читайте наш блог, и у вас все получится!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Ну просто отличные статьи! Все прекрасно изложено! Огромное спасибо!
Давно я так не смеялся, Петров купил акции трёх предприятий и тем самым в три раза обезопасил себя, в отличии от глупого Иванова, но что если Иванов вложился в акции Газпрома, а Петров купил акции фирм Рога и копыта, ну и у кого более надёжные инвестиции?
Диверсификацией сейчас весь крупный бизнес занимается, здесь и Сбер и Газпром, Яндекс вообще уже влез везде где только можно, вот в эти компании есть смысл инвестировать.
Именно в процессе воспитания принцип диверсификации стоит применять осторожно и без фанатизма. Иначе можно спровоцировать переутомление и апатию у ребенка. В итоге ему не будет хотеться заниматься ничем вообще. Если же сильно дробить вложения в финансовом секторе, то можно ничего не заработать, так что тут к снижению рисков также стоит подходить здраво.
Диверсификация — что это такое простыми словами и для чего она необходима?
Диверсификация — что это?
Понятие диверсификации намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Каждый день даже обычные люди сталкиваются с данной стратегией. Например, когда составляют распорядок дня или когда распределяют свои силы на несколько дел, — распределение времени и сил соответственно. Но это уж если совсем простыми словами. Или еще один пример, более правильный, хранение денег в нескольких валютах: доллары, евро, рубли и золото. В данном случае человек защищает свой капитал от всевозможных валютных рисков, например, девальвации. Ведь если рубль подешевеет, то доллар непременно подскачет в цене, и человек в такой ситуации ничего не потеряет.
Думаю, вы уже и сами догадались, что слово диверсификация означает распределение, разделение, разнообразие.
99% предприятий не ограничиваются производством только одного продукта. Например, хлебозавод выпекает не только хлеб, но ещё и различные батоны, булки, пироги. Компания Apple производит не только смартфоны, но и другие девайсы (ноутбуки, часы, наушники и пр.), а ещё имеет свой стриминговый сервис. Все это и есть расширение ассортимента выпускаемой продукции. А делают это для увеличения прибыли предприятия и уменьшения рисков убытков, если в отдельной нише снизится спрос на продукцию.
В инвестировании дела обстоят примерно также. Грамотный инвестор не будет вкладывать весь свой капитал только в один инструмент. Он распределит его между несколькими достойными, таким образом, снизится риск потери денежных средств без существенного уменьшения доходности.
Как видите, диверсификация применяется повсеместно: на крупных предприятиях и мелких производствах, успешными инвесторами и простыми людьми. Ничего сложного в этом понятии не заключается.
Типы и виды диверсификации
Из написанного выше можно понять, что разделение может быть различным и относится к любым сферам деятельности производства и бизнеса. Отсюда можно выделить основные типы:
Производство
Диверсификация производства подразумевает под собой увеличение ассортимента выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта. Цель заключается в удержании «на плаву» компании в случае, если одно из направлений производств станет убыточным, за счет других групп товаров.
Бизнес
Диверсификация бизнеса — это перераспределение мощностей предприятия между различными сферами экономики. В данном случае компания вкладывает средства не только в свое развитие, но и другие предприятия или ценные бумаги. Основная идея заключается в увеличении капитала и снижении возможных финансовых рисков. Как бонус — статус такой компании повышается.
Риски
Диверсификация рисков — это распределение инвестиций или производства внутри компании различными доступными методами, с помощью которых риск потери капитала или банкротства максимально снижается.
Экономика
Диверсификация экономики — носит глобальный характер распределения финансовых средств, применимые для государства в целом. Смысл состоит в том, чтобы все промышленные отрасли развивались соразмерно. Таким образом, создается устойчивая экономика страны, готовая выдержать любые кризисы.
Инвестиционный портфель
Диверсификация инвестиционного портфеля — это распределение капитала между различными инвестиционными инструментами. Суть заключается в снижении рисков потери денежных средств за счет того, что портфель включает разнообразные ценные бумаги. При этом доля каждой составляющей должна быть меньше суммарной значимости всех инвестиционных инструментов.
Капитал
Диверсификация капитала — это процесс разделения денежных средств в разные отрасли и компании, которые в основном не связаны никаким образом. Например, можно приобрести ценные бумаги и положить деньги в банк. Вероятность того, что одновременно обанкротится банк, и обесценятся бумаги крайне мала.
Видов диверсификации выделяют всего три, в зависимости от направленности взаимодействия сфер производства:
Стратегия диверсификации: какие бывают?
Стратегия диверсификации — это такая маркетинговая стратегия, благодаря которой компания определяет для себя новые сферы бизнеса и пути их развития, отличные от уже существующих.
Делается это для того, чтобы предприятие могло оставаться работоспособным в условиях экономического спада, при изменениях рынка и т.п. Стратегия является своеобразной «палочкой-выручалочкой», которая делает компанию менее уязвимой к различным отрицательным факторам. Но грамотно подобрать и выработать ее можно только после подробного анализа внутренних мощностей компании, внешних показателей окружающей среды и знания тенденций рынка.
При этом выстраивать стратегию желательно уже не тогда, когда крах близок, а заблаговременно. Существуют различные стратегии, я же выделю три, на мой взгляд, основных типа стратегии диверсификации:
Почему необходимо знать о диверсификации?
В современном мире, на мой взгляд, о таком понятии должны знать не только финансисты, бизнесмены и инвесторы, но и обычные люди. Данное слово можно смело относить к одним из основ финансовой грамотности.
Алексей
Активно инвестирую в высокодоходные, перспективные направления. Делюсь опытом и рассказываю про актуальные варианты заработка.
Что такое диверсификация простыми словами
Давайте вместе разберемся со сложным понятием «диверсификация»: что это такое, для чего она нужна и в каких сферах существует.
Что такое диверсификация
Диверсификация в производстве простыми словами — это расширение ассортимента, освоение других производств и нахождение новых рынков сбыта. Осуществляется, чтобы улучшить качество и эффективность производства. Помогает предотвратить банкротство компании, получить экономическую выгоду.
Пример. Популярные наручные часы Swatch появились благодаря диверсификации производства компании Société Suisse de Microelectronique et d’Horlogerie. До 1980-ых годов эта фирма производила только дорогостоящие наручные часы, которые продавались через ювелиров и дистрибьюторов. Но дела шли плохо, потребовалось искать новые рынки: тогда руководство переориентировалось на более доступные модели.
Диверсификация в экономике
В экономике тоже употребляется этот сложный термин. Диверсификация экономики — это увеличение активности крупных компаний или предприятий, которые стремятся выйти за рамки основного бизнеса, открыть новые направления и получить больше прибыли. Это неотъемлемая часть современных рыночных экономик.
Экономическая диверсификация может означать:
В результате экономической диверсификации компания получает такой результат:
Неудачный пример диверсификации экономики. В 1999 году журнал Cosmopolitan выпустил на рынок йогурт под своим именем. Идея была проста: женщина наверняка что-то жует во время чтения журнала, а значит молочный йогурт будет кстати. Но продукт не оценили подписчицы и покупательницы глянцевого журнала. Через 18 месяцев он исчез с полок супермаркетов.
Диверсификация в инвестициях
Чтобы снизить риски при вложении средств в инвестиции, инвесторы приобретают разные активы и никогда не вкладывают деньги в одну компанию. Это и есть диверсификация рисков.
Диверсификация инвестиционного портфеля — это включение в финансовый портфель разных классов финансовых инструментов: акции, облигации никак не взаимосвязанных компаний.
Что такое диверсификация: основные виды и стратегии
Много латинских слов обосновалось в современном экономическом языке. Если раньше их изучали студенты специализированных вузов, то сегодня это актуально для всех, кто интересуется темой финансов и инвестиций. Разберем, что такое диверсификация и зачем она может понадобиться обычному человеку.
Определение
Диверсификация имеет латинские корни и переводится как “делать разное”. Простыми словами это внесение разнообразия в экономику, бизнес, инвестиции и прочие сферы деловой жизни с целью максимального снижения риска и получения прибыли.
В условиях рыночной экономики выжить без диверсификации сложно. Простые примеры – российские банки. Они давно уже занимаются не только выдачей кредитов, открытием депозитов и прочей традиционной банковской деятельностью. Это разветвленные финансовые холдинги, звеньями которых стали страховые, лизинговые, оценочные, инвестиционные и другие околобанковские компании.
Преимущества такого ведения бизнеса очевидны (здесь бы уместно привести знаменитую пословицу про яйца и одну корзинку):
Наряду с преимуществами, существуют и риски:
Не всегда диверсификация является целесообразной и единственным вариантом развития предприятия. Если компания уверенно растет, имеет серьезное конкурентное преимущество, то концентрация на одном успешном виде деятельности может дать максимальный эффект. Здесь главное – постоянно мониторить ситуацию и не пропустить период спада или ослабления позиций. И план диверсификации все-таки лучше разработать заранее и держать в качестве спасательного круга.
Еще один яркий пример, который иллюстрирует преимущества диверсификации. Возьму его из истории развития моего региона – Ивановской области. Его бренд – “Текстильный край” ушел в прошлое вместе с другим знаменитым брендом “Город невест”. Ни того ни другого больше нет. Фабрики остановлены, с годами разрушены или превращены в торговые центры.
Специализация региона на текстильной промышленности в кризисные 90-е привела к тому, что мы оказались на дне и до сих пор не можем оттуда выбраться. Разрушить оказалось значительно проще, чем построить. Сегодня Ивановская область занимает стабильно низкие места в экономических рейтингах. Относимся к дотационным регионам, и перспектив развития пока я не вижу, к сожалению. Совсем другая ситуация в регионах с диверсифицированной экономикой.
Рассмотрим, какие различают виды диверсификации.
Это глобальное понятие. Последние десятилетия наше правительство пытается диверсифицировать экономику России. Зависимость от цен на основное богатство страны, нефти и газа, привела к тому, что любые колебания на сырьевом рынке способны вызвать негативные изменения в макроэкономических показателях. Поэтому так важно развивать все отрасли экономики. Чтобы спад или нестабильность в одной из них не привели к ухудшению положения в стране в целом.
Предприятия открывают новые производства, иногда никак не связанные между собой, выходят на другие рынки сбыта. Идея та же – снизить риски и защитить себя от колебаний в экономике отрасли, региона, страны.
Это расширение ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Осваиваются новые технологии, которые позволяют выйти на рынок с более совершенными моделями, разнообразить модификации имеющихся. Это отличный метод конкурентной борьбы.
Маркетинговый прием, который позволяет охватить разные слои населения при продаже товаров, услуг. Например, скидки на опт, скидки для особых категорий покупателей (пенсионеров, студентов), повышение цен на престижные товары и пр. Это приводит к максимальному охвату населения с разным уровнем доходов и повышению объемов продаж.
Некоторые стремятся получить несколько дипломов, пытаясь себя защитить от безработицы. Вопрос эффективности такого шага спорный – к знаниям на бумаге обязательно должен быть приложен опыт.
Распределение вложений по разным отраслям экономики, странам, валютам с целью минимизации рисков. Это обязательный прием для долгосрочных инвесторов, которые хотят обезопасить свой инвестиционный портфель и защитить сбережения.
Для формирования оптимального инвестпортфеля надо в первую очередь определить приемлемый уровень риска. А потом уже распределить средства по разным активам с учетом этого уровня (консервативный, умеренный и агрессивный).
Стратегии
Стратегия 1. Связанная.
Ситуация, когда новые виды деятельности так или иначе связаны с существующим видом. Например, производитель молочной продукции покупает ферму, чтобы обеспечить себя качественным сырьем. А производитель сельхозпродукции начинает заниматься еще и производством удобрений.
Бывает вертикальная и горизонтальная связанные диверсификации. Вертикальная – когда новые направления бизнеса включаются в цепочку производства основной продукции или услуги. Примеры выше как раз иллюстрируют эту вертикаль.
Горизонтальную часто можно наблюдать в банковской сфере, когда происходит поглощение мелких региональных банков более крупным. Для развития используются имеющиеся технологии, бренд, квалифицированные кадры и пр.
Стратегия 2. Несвязанная.
Предприятие расширяет бизнес за счет развития новых, совершенно не связанных между собой производств, услуг. Например, успешная добывающая компания начинает развивать банковский или строительный бизнес.
Яркими примерами несвязанной диверсификации служат наши оборонные предприятия. Когда нет госзаказов на военную продукцию, они производят вполне мирные товары (например, с/х или бытовую технику). При этом используют имеющиеся технологии и оборудование.
Стратегия 3. Комбинированная.
Золотая середина между двумя вышеперечисленными стратегиями. Самый распространенный вариант.
Большинство из перечисленных видов и стратегий – это предмет изучения экономистов. Для нашего блога наибольший интерес представляет инвестиционная диверсификация. На ней я хочу остановиться подробнее.
Диверсификация инвестиций
Новички-инвесторы часто допускают одну и ту же ошибку – вкладывают средства в эффективный, на их взгляд, актив или используют только один инструмент для инвестирования. В лучшем случае получают незначительную прибыль на уровне банковского процента по депозиту. В худшем – теряют деньги.
Приведу известный всем россиянам пример. Большинство граждан нашей страны уверены, что наилучшим объектом для инвестиций является недвижимость или валюта. При этом уже написано много книг с расчетами, что вложение денег в квартиры и дома нельзя проводить без тщательного анализа текущих расходов на их содержание, ситуации на рынке недвижимости в конкретном регионе, спроса и других факторов.
Валюта под матрасом – тоже не лучший вариант. Мы все слышали про инфляцию. Ей подвержены не только рубли, но и любые валюты мира. А всесильность доллара или евро в долгосрочной перспективе уже давно поставлена под сомнение экономистами. Хотите рискнуть?
Если до активного инвестирования вы прочитали пару книг известных и успешных инвесторов России и мира, то уже должны четко осознавать, что основа успеха в диверсифицированном портфеле. Основы его формирования:
И не забывайте о ребалансировке инвестиционного портфеля. Это значит, что периодически (1 раз в квартал, полгода или год) пересматривайте его и определяйте доли активов. Если вы отклонились от своей стратегии по рискам, то исправьте это. Например, докупив одни ценные бумаги или продав другие.
Заключение
Я как экономист и преподаватель в вузе часто использовала слово “диверсификация”. Но на практике его применять стала только в инвестиционной деятельности. А есть у нас бизнесмены среди читателей? Вы, наверное, намного чаще сталкиваетесь с необходимостью освоения новых рынков и видов деятельности. Поделитесь своим мнением в комментариях. Так ли уж важно диверсифицировать бизнес?
Диверсификация – как правильно уменьшить риски
Периоды нестабильности заставляют компании быть гибкими и мобильными, использовать все возможности своего рынка и двигаться в смежные сегменты. Развитие бизнеса требует новых стратегий, подходов и поиска новых ниш.
Диверсификация – в чем суть явления
Диверсификация – это процесс по распределению различных ресурсов компании (производственных, финансовых и др.) для расширения ассортимента, выхода на другие рынки сбыта, создания новых направлений бизнеса. Это проникновение компаний в те сегменты рынка, которые часто вообще не связаны с их основной деятельностью. Главная задача этого явления заключается в подстраховке компании при возникновении неблагоприятных тенденций в отрасли и снижении возможных рисков. Риски распределяются равномерно по всем сегментам. Если у предприятия есть несколько направлений деятельности, то при кризисных ситуациях и снижении прибыли в одном сегменте рынка, альтернативное подразделение не даст бизнесу пойти ко дну.
Основные причины диверсификации – уменьшение спроса на продукцию, снижение прибыли, ограничения для развития в своей рыночной нише. Предприятия стремятся снизить или распределить риски, уйти с рынков, которые стагнируют, и получить выгоды от деятельности в новых областях.
Все ли предприятия могут провести диверсификацию бизнеса? Если ваша фирма создана недавно, то имеет смысл развиваться сначала в одном направлении, максимально использовать все ресурсы для усиления позиций на одном рынке. Введение диверсификации на этом этапе развития предприятия может принести больше негативных моментов, чем преимуществ. Распыление ресурсов молодой компании будет выглядеть прямо по сценарию поговорки «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». А вот выбор этой стратегии для стабильного предприятия, полностью завоевавшего свой сегмент рынка, даст толчок для нового витка развития.
Зачем она нужна?
Главная цель диверсификации – снижение потерь в одной сфере деятельности (сегменте рынка) за счет развития другого более эффективного направления.
Если компания представлена на нескольких рынках – это возможность снизить кризисные процессы, перераспределить ресурсы и продолжить динамику роста.
Когда компания принимает решение о диверсификации? В основном, когда она больше не может развиваться на своем рынке в рамках своей отрасли. Основные условия, которые приводят руководство к поиску других источников роста:
Какая бывает диверсификация
Понятие диверсификация имеет достаточно широкое применение и может иметь разный смысл. Рассмотрим два основных вида этого процесса.
Диверсификация производства
Эта разновидность процесса означает расширение производства за счет создания новых предприятий/подразделений/цехов, которые находятся в смежной или абсолютно другой отрасли. Происходит расширение ассортимента и всех категорий товаров, изменение рынков сбыта и переориентация на новых потребителей. Желательно, чтобы новый ассортимент как можно больше отличался от предыдущего. Расширение производства часто требует внедрения новых технологий, покупки оборудования и переобучения сотрудников – это достаточно затратный процесс. Например, когда на заводе, выпускающем авиационные двигатели, начинают выпускать лодочные моторы, газонокосилки и эндопротезы.
Диверсификация поставщиков с целью избежать недопоставки товара и диверсификация товара – более узкие направления этой стратегии.
Диверсификация рисков
Такой вид диверсификации направлен на обдуманное распределение инвестиций с привлечением разных несвязанных финансовых инструментов, таких как валюта, золото, облигации, акции, недвижимость, криптовалюта и др. По-другому, это называют диверсификацией портфеля, активов, средств. Главная цель – создать оптимальный инвестиционный портфель, в котором риски и доходы будут в наилучшем соотношении. Это значит максимально снизить риски, но при этом не терять доход. В портфеле должны быть акции разных компаний из разных отраслей/стран, облигации и другие виды активов.
Основные стратегии
Рассмотрим несколько стратегий расширения, которые используют компании:
Также можно отметить такие стратегические решения как исключение подразделений или выделение их в независимые компании, ликвидацию убыточных предприятий, и реструктуризацию/сокращение корпораций с целью оздоровления.
Основные факторы, на которые опираются при выборе стратегии, – насколько привлекательна новая отрасль, какие издержки будут у предприятия при входе в рынок и возможен ли эффект синергии.
Плюсы и минусы процесса
Прежде чем принять решение о диверсификации нужно оценить все позитивные и негативные стороны этой стратегии, рассмотреть плюсы и минусы применительно к собственному бизнесу. Основные преимущества, которые получает компания:
К основным негативным проявлениям стратегии относят:
Диверсификация в бизнесе
Вы собственник стабильного бизнеса и решили использовать диверсификацию в качестве одной из стратегий развития предприятия. Чтобы решение было взвешенным, нужно провести анализ деятельности компании, определить ее сильные стороны и наличие свободных ресурсов. Проверить, есть ли еще возможность роста на своем рынке. Если необходимость диверсификации все-таки обоснована – определяется вид стратегии и разрабатывается план действий. Особое внимание уделяется выбору и анализу новых рынков. Изучается их динамика, уровень конкуренции, предпочтения покупателей, выявляются возможные риски. Делается прогноз периода и объемов ожидаемой прибыли. В итоге, выбираются наиболее привлекательные направления для развития компании.
На практике используются такие методы данной стратегии:
Есть классификация, по которой предприятие считается диверсифицированным, если доля однотипных продуктов в его общем объеме продаж не превышает 75 %.
Успешные кейсы
Итак, что мы имеем. Диверсификация – эффективное решение для преодоления компанией временных трудностей (падение спроса и цен на продукцию, перебои в поставках или проблемы со сбытом и т. д.). Если же неблагоприятные факторы становятся долгосрочными, возможно перепрофилирование предприятия. При этом, вспомогательные направления деятельности могут выйти на первый план и сохранить уровень дохода неизменным.
В условиях стабильного рынка и достаточных ресурсов расширение производства со временем принесет и увеличение дохода компании.