дизайн мышление что это такое

Что такое дизайн-мышление и почему оно становится основой инновационных компаний Статьи редакции

Колонка Future London Academy

В 2015 году произошел всплеск интереса к дизайн-мышлению. Например, Harvard Business Review посвятил исследованиям на эту тему отдельный номер, а в сети можно найти множество блогов о принципах дизайн-мышления. Кира Тайманова, представитель Future London Academy — организации, которая проводит недельные интенсивные программы Design Thinking and Innovation в Лондоне, — суммировала самое важное о дизайн-мышлении в материале для vc.ru.

Все чаще мы слышим про дизайн-мышление в контексте быстро развивающихся инновационных компаний. Для кого-то это звучит как новый модный тренд, для кого-то — как непонятное словосочетание, некоторым кажется чем-то сложным, заумным и мало применимым в суровых реалиях российского бизнеса.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

На самом деле речь идет не об аэрокосмических исследованиях, а всего лишь о ряде принципов, создающих более глубокий человекоориентированный процесс, базирующийся на присущих всем нам способностях, которые часто просто не берутся во внимание в более привычных методах решения бизнес-задач.

Речь идет об интуиции, способности определять паттерны и визуальные символы, выстраивать идеи, которые являются не только функциональными, но и эмоционально значимыми, и выражаться через средства вне слов или символов.

Дизайн исторически приравнивался к эстетике и ремеслу, дизайнеры воспринимались как некие художественные ремесленники. Но дизайн-ориентированная культура дает дизайну иную роль — передавать ряд принципов и механизмов всем тем, кто помогает воплотить идеи в жизнь.

Рассмотрим эти принципы.

1. Создавайте модели чтобы исследовать сложные проблемы

Дизайн-мышление, изначально используемое для создания физических объектов, всё больше применяется в решении сложных комплексных задач, таких как клиентский опыт при получении того или иного сервиса.

Дизайн-мышление предполагает использование конкретных моделей, также известных как дизайн-артефакты. Эти модели — прежде всего диаграммы и скетчи — дополняют и в некоторых случаях заменяют стандартные таблицы, технические требования и другие документы, присутствующим в традиционных бизнес-процессах. Они позволяют мыслить менее линейно и однозначно.

2. Используйте прототипы чтобы исследовать потенциально возможные решения

В дизайн-ориентированных организациях вы можете наблюдать прототипы новых идей, новых продуктов и новых услуг, рассположенные повсюду в офисах и конференц-залах. В то время как диаграммы, такие как customer journey maps исследуют проблему, прототипы исследуют решения.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

3. Фокусируйтесь на опыте пользователя (в особенности эмоциональном)

Традиционно предложенная потребителю ценность основывается на практической пользе — например, если вы покупаете Lexus, автопроизводитель обещает вам безопасность, комфортное передвижение и высококачественный автомобиль со стильным дизайном.

Эмоциональное предложение для потребителя будет заключаться в обещании эмоций: покупая Lexus, вам обещают, что вы будете чувствовать себя избалованным, роскошным, привилегированным и обеспеченным.

4. Полюбите провалы и неудачи

Дизайн-культура не поощряет неудачи и признает, что редко когда всё удается с первого раза. Главное — те знания, которые вы можете вынести из негативного опыта и как вы можете их применить в усовершенствовании вашего продукта или сервиса.

5. Проявляйте разумный минимализм

Многие продукты, построенные на эмоциональной ценности, оказываются более простыми, чем предложения конкурентов. Подобный минимализм продиктован разумным пониманием того, что из себя должен представлять продукт, каким целям он должен служить, а каким нет. Удаляя лишнее, компания предлагает клиентам понятный и простой опыт.

Проектные стадии

В ядре этого человекоориентированного процесса лежит соучастие — способность лучше понять людей, для которых мы проектируем продукт или услугу, понять что они испытывают и чего хотят.

Фактически, дизайн-мышление двигается вперед, объединяя конечного потребителя с процессом проектирования и развития продуктов и услуг, для того, чтобы максимально использовать обратную связь и идеи пользователя (через совместное создание, прототипирование и анализ потребительских инсайтов).

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

Дизайн-мышление помогает обнаружить и понять, почему люди (конечные пользователи) делают те или иные вещи и что они ожидают.

Подобный подход гарантирует, что результаты проекта (выработанные решения) будут соответствовать запросам и ожиданиям потребителей.

Есть четыре стадии управления проектом, основанном на дизайн-мышлении: открытие, определение, разработка и воплощение. Фаза открытия заключается в исследовании проблемы или возможности, которая мотивирует и вдохновляет на поиск решений.

На стадии определения проектная команда старается понять все возможности, заложенные в фазе открытия. Цель этой фазы состоит в том, чтобы составить четкий бриф и определить объем проекта. Этап разработки включает выбор и дальнейшее развитие решений, которые потом прототипируются и тестируются определенное количество раз.

И, наконец, фаза воплощения — путь, который приводит от проектной стадии к реальной жизни и пользовательскому опыту.

Дизайн-мышление в центре инновационных компаний

Harvard Business Review отмечает существенный сдвиг, который захватывает одну за другой компании и ставит дизайн в центр организации. Но речь идет не об эстетическом аспекте, который мы привычно применяем к понятию «дизайн», а о дизайне, как определенном подходе к решению задач, о дизайне, как выстраивании процессов, о дизайне, как инструментах и принципах работы.

Этот новый подход во многом продиктован постоянно растущей сложностью и многозадачностью современных технологий и современного бизнеса.

Промышленные гиганты, такие как IBM и General Electric понимают, что программное обеспечение — фундаментальная часть их компаний. Они осознают уровень сложности задач, с которыми им приходится сталкиваться.

Дизайн-мышление — важнейший инструмент для упрощения. Каждая компания, которая совершила сдвиг от продукта к сервису, от формы к содержанию, от аналоговых к цифровым продуктам, должна сосредоточиться на пользовательском опыте.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

Каждая компания, которая планиурет глобализовать бизнес, должна придумать схемы, которые могут работать в различных культурных контекстах. И каждая компания, которая принимает решение конкурировать в инновациях, а не эффективности, должна обладать искусством определять проблемы и находить эксперементальные пути их решения.

Однако ориентирование на дизайн не ограничено крупными известными корпорациями; компании, занимающиеся стратегическими консалтингом, также входят в этот новый мир, часто поглощая ведущих поставщиков дизайнерских услуг. За прошедшие несколько лет Deloitte приобрела Doblin, Accenture приобрела Fjord, а McKinsey приобрела Lunar.

Менеджеры, собирающиеся внедрять дизайн-мышление в своих компаниях, могут поучиться у пионеров таких как Healthcare, Procter & Gamble и Philips Electronics.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

Согласно отчету 2003 года датского Центра дизайна, возросшая дизайн-активность в компании GE (например, дизайн-ориентированные тренинги сотрудников) повысила доход компании в среднем на 40% больше, чем доход других компаний за пятилетний период.

Но подобный переход может быть непростым. «Мы предупреждаем, что им будет некомфортно», — говорит Питер Колан, руководитель практики преобразования в дизайн-консалтинговом агентстве IDEO. «Я говорю клиентам, что вы ничего не поймете, пока сами это не испытаете».

Изменение культуры компании может занять годы, но самый быстрый путь — заставить менеджеров воспринимать себя, как проектировщиков их собственных компаний.

«Трюк в том, что бы не превращать это в программу обучения», — говорит Синтия Трипп, директор по маркетингу глобального дизайна в P&G. «Нужно сделать из этого аппарат по решению проблем».

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

«Фокусирование на инновациях, создаваемых при помощи дизайн-подходов, помогло Philips Lighting за прошлое десятилетие превратиться из компании, которая просто поставляла на рынок продукты в компанию, которая создает продукты, ориентируясь на желания потребителей», — говорит генеральный директор Руди Провуст. Его бизнес больше не про «торговлю лампочками», а про создание атмосферы и среды для потребителей.

Чтобы поддержать эту культуру компания создала специальную позицию директора по дизайну, занимаемую теперь генеральным директором Philips Design Стефано Марцано. Кроме того, сотрудники Philips Design ведут семинары, которые включают разборы кейсов и проект по «высокому дизайну» — так компания называет процесс разработки продукта, который интегрирует дизайн в другие функции, такие как маркетинг и технологии.

«Сервис-дизайн впервые позволил нам достичь структурированного понимания того, как обеспечить желаемый клиентский опыт. Это помогает нам перепроектировать наши услуги, основанные на customer journey maps, прототипах и service blueprints», — говорит Майкл Стекив, менеджер проекта в Coca-Cola.

Ценность дизайн-исследований

Что является самой большой ценностью от объединения дизайн-мышления и управленческих подходов?

В первую очередь, это возможность гарантировать, что конечные результаты проекта (будь то продукт, сервис, цифровой инструмент и так далее) действительно отвечают запросам потребителей и соответствуют их ожиданиям, привычкам и меняющимся технологическим трендам.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

Во-вторых, это помогает должным образом определить бизнес-кейс — существующую проблему или возможность на стадии определения проекта. Данный подход, безусловно, требует более высоких инвестиций в начале (что связано с проведением более глубоких исследований поведения пользователей), но в последствии они окупаются многократно.

Стартапы Pulse, Wonolo, Basecamp Insights, Everest, а также такие крупные компании, как Apple, Facebook, Coca-Cola, Samsung, Phillips, Barclays и Virgin Group — все выигрывали от применения дизайн-мышления, как драйвера инноваций и роста.

Применение дизайн-исследований позволили AirBnb превратиться из убыточного стартапа в крупнейший мировой бизнес.

Именно благодаря тому, что сотрудники стартапа решили сами попробовать пройти путь пользователя, они обнаружили, что фотографии, выложенные на тот момент на сайте, отпугивают своим качеством.

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

В этот момент они приняли решение, которое не укладывается в стандартную бизнес-модель развития компании — они поехали с профессиональным фотографом отснять все выставленные на тот момент квартиры. Несмотря на то, что это решение было немасштабируемым и не смогло бы сработать как долгосрочная стратегия, в рамках дизайн-мышления такие эксперименты поощряются. В результате это решение стало судьбоносным и продажи Airbnb моментально возросли в два раза.

Источник

Пошаговое руководство по проведению сессии дизайн-мышления

Вы читаете конспект выступления Дмитрия Скуланова из SAP на онлайн-конференции UX-марафон. Дмитрий поделился опытом проведения сессий дизайн-мышления в SAP и дал пошаговую инструкцию, как стартануть в дизайн-мышлении, если вы новичок.

Дизайн-мышление — как и любую модную тему — все хотят, но не все понимают правильно. Часто люди считают, что сессия дизайн-мышления — это просто прикольная, интерактивная движуху или же, наоборот, лекарство от всех болезней.

Любите красивые и полезные ресурсы про дизайн? Загляните в UX Journal 😉

Чтобы не пропускать новые конспекты и подборки, вступайте в группу на Facebook⚡

Дизайн мышление — это не просто прикольная движуха или мозговой штурм. Это, в первую очередь, инструмент решения конкретной задачи.

1. Важно понимать, что не все задачи можно решить дизайн-мышлением. Понимание, когда метод сработает, а когда нет, приходит с опытом. Но для начала, Дмитрий предлагает такую простую формулу:

Как мы можем помочь (определенному человеку) (решить задачу/проблему), чтобы (его мотиватор), учитывая, что (трудности/барьеры/контекст).

Если тема заворачивается в такую формулировку, значит дизайн-мышление может сработать.

2. Еще одна важная ремарка по поводу дизайн-мышления. Часто люди приходят на сессию с уже готовым решением и просят помочь придумать реализацию решениия — и это не всегда правильно. Дмитрий приводит пример из книги «Разрыв шаблона».

Если стоит задача «построить мост”, то можно просто построить мост, а можно спросить “А зачем вам мост?». Второй вариант открывает для нас множество других решений, возможно, более прикольных.

В ходе сессии дизайн-мышления всегда проще и эффективнее работать с изначальной задачей. Всегда докапывайтесь, зачем нужен мост. Дмитрий рассказывает еще один пример из практики SAP:

«К нам обратился один из наших аэропортов и попросили помочь сделать маркет-плейс (торговую зону) для пассажиров. Нужно было понять, какие данные анализировать, какой ассортимент предлагать и т.п. Формулировка напомнила мне задачу про мост.В результате нам удалось убедить заказчика, что надо рассматривать весь путь пассажира, смотреть что на этом пути его расстраивает, где возникают сложности — чтобы понять, какими решениями это все можно закрыть: возможно, это будет маркет-плейс, а может быть что-то другое. То есть мы выбрали более человекоориентированный путь»

Вообще сессия ДМ может проходить по разным сценариям и включать разные шаги. Дмитрий обозначил общий каркас сессий, которые он проводит сам:

Дмитрий подчеркивает, что эти три шага должны быть в каждой сессии и идти именно в такой последовательности. Очень важно, чтобы вы не переходили на следующий шаг, пока не завершен предыдущий.

Например, прежде чем переходить к генерации идей, важно чтобы все участники сессии одинаково понимали задачу.

Дмитрий называет ряд огранизационных моментов, которые нужно продумать до сессии:

Сбор информации: чтобы создать нужный контекст для сессии, нужно собрать информацию на тему: личный опыт участников, впечатления, отзывы, материалы от экспертов. Дмитрий возвращается к кейсу про аэропорт:

Во-первых, мы дали всем, кто едет в командировку, задание — включить в себе наблюдателей и фиксировать свои ощущения

Во-вторых, мы нашли отраслевого эксперта по авиа и пригласили его на нашу сессию, чтобы он рассказал свои инсайты.

И в-третьих, мы составили клиентский путь: собрали на карте все действия, которые осуществляет человек, когда путешествует самолетом.

Вспомогательные материалы: программа, правила сессии. По возможности обходитесь без слайдов и проектора — они включают у людей режим «можно спать». Лучше все материалы сделать вручную.

Участники: по опыту Дмитрия, оптимальное количество участников — до 20 человек. Такую группу можно разбить на несколько подгрупп для выполнения отдельных заданий. Если народу будет меньше — может оказаться недостаточно активных участников. Если пригласить больше человек — нужна очень жесткая, прям-таки армейская дисциплина и модерация.

Еще важно, чтобы состав группы был разношерстным: специалисты из разных отделов и даже из разных компаний.

Пространство: помещение, в котором будет проходить сессия, должно отличаться от комнаты совещаний или переговорки. Как говорит Дмитрий, люди должны сразу понять, что сейчас будет что-то необычное.

Можно оборудовать или снять специальное помещение, или хотя бы необычно расставить столы.

Продолжительность: В SAP сессия обычно идет не дольше 1 дня. А еще при составлении расписания важно учитывать, что люди устают долго думать. По-хорошему, стоит закончить сессию часов в 17.

Прежде чем переходить к основной программе, Дмитрий рекомендует провести знакомство и разминку. Это помогает людям расслабиться и включиться в работу.

«Имя каждого участника я пишу на малярном скотче — это создает определенную душевность и позволяет установить контакт с участниками»

Во время знакомства участники сессии представляются и рассказывают коротко о себе. Можно дать людям необычное задание или задать нестандартный вопрос.

Еще варианты знакомства, которые хорошо работают:

— Рассказать необычный факт о себе

— Участники представляют друг друга

— Как бы вы объяснили ребенку, кем работаете?

— Кем бы вы были в цирке?

— На что потратили бы большой выигрыш в лотерее?

— Расскажите про сервис, который вас удивил?

После знакомства обычно делается разминка, чтобы немного разогреть мозг. Некоторые разминки только для ума, некоторые задействуют и тело. Дмитрий приводит классные варианты:

Например, на сессии про аэропорт, Дмитрий попросил людей решить анти-задачу: «Что нужно сделать, чтобы максимально отвадить людей от аэропорта?». Анти-проблемы хороши тем, что там нет неправильных ответов и людям проще расслабиться. В то же время каждую анти-идею можно быстро вывернуть в идею.

«Построиться без слов»

Участникам предлагается выстроиться в линию по дате рождения/размеру обуви и т.п., не говоря ни слова. Когда задание выполнено, можно погенерировать варианты, как можно было решить задачу максимально эффективно.

Участники делятся на команды по трое. Участники каждой команды должны сложить самолетик, при этом не говоря ни слова и пользуясь только левой (нерабочей) рукой. В конце задания проводится соревнование — чем самолет лучше полетит.

Вы подбираете какие-то абстрактные слова по теме (например, «большие данные” или “искусственный интеллект»). Участники тянут карточки со словами и пытаются изобразить их.

Рисуется небольшой комикс из трех картинкок: первая картинка, где человек что-то делает, потом пропуск — и третья картинка, где нарисована сильная эмоциональная реакция. Участникам предлагается нарисовать, что произошло на второй картинке.

Выбираем одно слово по теме и одно случайное (ну например, банкомат и носорог), а участники должны написать, что между ними общего. Задание лучше проводить в 2 подхода: на первом люди прочитают свои варианты, посмеются и немного расслабятся. Вторым подходом можно объединить участников в пары, и они придумают еще больше интересных вариантов.

«10 вещей, чтобы открыть ресторан»

Попросите участников написать самых важных 10 вещей, которые необходимы, чтобы открыть ресторан. Потом пусть вычеркнут 3 первые строки и придумают, как обойтись без них. Можно изменить тему: например, если сессия на тему интернет-продвижения, можно написать 10 вещей, необходимых, чтобы открыть интернет-магазин.

Чтобы у участников сложился контекст, нужно накидать интересной информации, вдохновляющих кейсов и т.п.

Например, можно попросить эксперта, чтобы он рассказал:

В ходе сессии по улучшения клиентского опыта в аэропорте, эксперт SAP рассказал участникам про сингапурский аэропорт Чанги.

На этом этапе можно собирать общие идеи по улучшению процесса, или какие-то более конкретные идеи решения проблемы. Например, так был построен процесс в кейсе с аэропортом:

«Мы подготовили для участников клиентский путь, и задача была — наметить направления для улучшений, где поглубже покопать и где можно получить наибольший эффект»

Кроме клиентского пути, есть и другие инструменты генерации идей:

«Тихий мозговой штурм»

Просим участников 2–3 минуты подумать самим, записать свои идеи и потом обсудить. Это позволяет ничего не упустить. Иначе экстраверты выступают вперед, генерят идеи, а интраверты не могут вставить слова.

Участники придумывают некую картинку, как может выглядеть жизнь в идеальном мире — например, если бы не было ограничений по бюджету, что бы вы сделали для пассажиров аэропорта?

Далее обсуждается, какие есть барьеры, чтобы попасть в эту картинку уже сегодня. Затем мы составляем список вопросов в формате: «Как мы можем [преодолеть этот барьер]?», а потом идет генерация идей-ответов на эти вопросы.

Далее идеи нужно отранжировать. Самый простой способ — оценить ожидаемый эффект и реализуемость:

Что может быть результатом сессии:

В ходе доклада Дмитрий ссылается на кучу интересных книг, поэтому я решила собрать их отдельным списочком:

Если вам понравился конспект — нажмите стрелочку вверх)

Источник

Дизайн-мышление: что это такое и как его применять

дизайн мышление что это такое. Смотреть фото дизайн мышление что это такое. Смотреть картинку дизайн мышление что это такое. Картинка про дизайн мышление что это такое. Фото дизайн мышление что это такое

Как объединить дизайн и бизнес? Этот вопрос задавали на протяжении десятков лет многие предприниматели, и наконец-то нашли ответ – использовать дизайн-мышление. Что это такое, каковы его принципы и как внедрить его в свою деятельность? Об этом мы сегодня и поговорим!

Определение понятия

Дизайн-мышление (design thinking) – человекоориентированная методика, позволяющая находить нестандартные решения задач.

Одним из основных принципов этой методики является эмпатия – осознанное сопереживание другим людям и понимание их психологии. Менеджеру необходимо посмотреть на ситуацию глазами заказчика, имеющего собственные желания и потребности, и глубоко осмыслить его проблемы. Нужно перестать довольствоваться заурядным и попытаться эмоционально вовлечь клиента в процесс покупки.

Дизайн-мышление – это не эстетика, а умственная работа, которая определяет принцип решения задач, выстраивает процессы и устанавливает инструменты.

История и примеры дизайн-мышления

Впервые дизайн-мышление было упомянуто в книге Саймона Герберта «Науки об искусственном» в 1969 году. В 1975 был основан «Институт управления дизайном». В 1987 году Питер Роуи написал книгу «Design Thinking».

В 1991 Девид Келли основал консультационную фирму IDEO, которая поставила себе цель развивать дизайн-мышление и сделать его применяемой всеми бизнес-практикой. В 2004 году Келли создал собственный институт, чтобы массово обучать других людей мыслить как дизайнер.

В 2015 году появилось русскоязычное издание книги Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер». В целом же, дизайн-мышление оказалось очень популярным инструментом.

Вот примеры компаний, которые использовали дизайн-мышление для достижения успеха:

Это лишь несколько примеров, и при желании можно найти еще массу. Однако для нас важнее понять, как именно работает дизайн-мышление.

Основные принципы дизайн-мышления

Дизайн-мышление опирается на следующие принципы:

Мы рассмотрели основные принципы дизайн-мышления. Теперь перейдём к пошаговому плану его применения в бизнесе. Естественно, в рамках данной статьи мы рассмотрим его кратко.

Этапы дизайн-мышления

Есть 6 основных этапов дизайн мышления:

Этап 1. Эмпатия

Подумайте, чего хочет ваш потенциальный покупатель. Какие у него боли и проблемы? Чего он тайно желает?

Чтобы узнать это, используйте технику «Аватар»:

На выходе у вас получится аватар клиента, который нужно использовать при создании продукта.

Этап 2. Фокусировка

Перечитайте полученные сведения и выявите главную боль человека. Это может быть лишний вес, плохая осанка, проблемы с выплатами по кредитам и т.п.

Этап 3. Генерация идей

Соберите всех сотрудников и проведите мозговой штурм.

Этап 4. Выбор идеи

Выберите идею продукта или услуги, которая лучше всего удовлетворит потребность потенциального клиента. Проведите голосование.

Этап 5. Прототипирование

Создайте несколько прототипов продукта. Например, если это новый вид мороженого, то приготовьте несколько порций.

Этап 6. Тестирование

Дайте попробовать мороженое группе экспертов и группе обычных людей.

Давайте посмотрим, как можно применить дизайн-мышление на практике. Допустим, у нас есть внучка, бабушка, её взрослый сын, его жена и пара котов. Люди хотят слетать в отпуск, но взять туда животных не могут. Чтобы организовать путешествие, можно использовать дизайн-мышление:

Вот так просто с помощью дизайн-мышления мы решили бытовую проблему. Спроецировать же этот пример можно и на множество других ситуаций.

Дизайн-мышление – очень полезная методика, которая пригодится не только при ведении бизнеса, но и, как мы поняли, при решении бытовых задач. Применять его нетрудно, главное, – вникнуть в сам процесс. Мыслите как дизайнер и достигайте успехов! Желаем удачи!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *