добре сынку что значит

Значение слова «добре»

добре сынку что значит. Смотреть фото добре сынку что значит. Смотреть картинку добре сынку что значит. Картинка про добре сынку что значит. Фото добре сынку что значит

ДО́БРЕ. Обл. То же, что добро 2 (в 1 и 2 знач.). — Добре! — закричал Лушин и помог мне встать. Тургенев, Первая любовь. Он посмотрел кругом, на небо, обложенное низкими зимними облаками, и сказал: — ДобреПогодка будет хорошая. Мамин-Сибиряк, Мать-мачеха.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДО’БРЕ, нареч. [украин.] (обл.). Хорошо, ладно.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

до́бре

1. устар. редк. ладно, хорошо ◆ Нарочно так сказал Иосиф или обмолвился, но дедушке этого было достаточно. ― До́бре! ― сказал дедушка и ушёл. Анатолий Рыбаков, «Тяжёлый песок», 1975-1977 г. ◆ ― Смотрите же, Дмитрий Петрович, держите себя так же, как я, будто ничего знать не знаем, ведать не ведаем. ― До́бре, ― отвечал доктор. ― Да Помаду надрессируйте. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

добре сынку что значит. Смотреть фото добре сынку что значит. Смотреть картинку добре сынку что значит. Картинка про добре сынку что значит. Фото добре сынку что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: созревать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «добро&raquo

Синонимы к слову «добре&raquo

Предложения со словом «добро&raquo

Цитаты из русской классики со словом «добре»

Сочетаемость слова «добро&raquo

Понятия со словом «добре»

Афоризмы русских писателей со словом «добро&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «добро&raquo

Так выберите из себя пятнадцать человек добрых людей на три года, чтобы из них каждый год сидело в земской избе по пяти человек.

– Жаль, богатырь, что ты не успел убраться! – леденящим душу голосом взвыла она. – День добрых дел закончился. Я снова во власти тёмных сил. Берегись!

– Тогда добро пожаловать в наш мирный, уютный городок, уверен, что вам здесь понравится, хотя поначалу всё может показаться менее ярким и шумным, чем в столице.

Источник

добре сынку что значит. Смотреть фото добре сынку что значит. Смотреть картинку добре сынку что значит. Картинка про добре сынку что значит. Фото добре сынку что значитfrondam

Евгений Дятлов

Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон. В тогдашний грубый век это составляло одно из занимательнейших зрелищ не только для черни, но и для высших классов. Множество старух, самых набожных, множество молодых девушек и женщин, самых трусливых, которым после всю ночь грезились окровавленные трупы, которые кричали спросонья так громко, как только может крикнуть пьяный гусар, не пропускали, однако же, случая полюбопытствовать. «Ах, какое мученье!» – кричали из них многие с истерическою лихорадкою, закрывая глаза и отворачиваясь; однако же простаивали иногда довольное время. Иной, и рот разинув, и руки вытянув вперед, желал бы вскочить всем на головы, чтобы оттуда посмотреть повиднее. Из толпы узких, небольших и обыкновенных голов высовывал свое толстое лицо мясник, наблюдал весь процесс с видом знатока и разговаривал односложными словами с оружейным мастером, которого называл кумом, потому что в праздничный день напивался с ним в одном шинке. Иные рассуждали с жаром, другие даже держали пари; но бо́льшая часть была таких, которые на весь мир и на все, что ни случается в свете, смотрят, ковыряя пальцем в своем носу. На переднем плане, возле самых усачей, составлявших городовую гвардию, стоял молодой шляхтич или казавшийся шляхтичем, в военном костюме, который надел на себя решительно все, что у него ни было, так что на его квартире оставалась только изодранная рубашка да старые сапоги. Две цепочки, одна сверх другой, висели у него на шее с каким-то дукатом. Он стоял с коханкою своею, Юзысею, и беспрестанно оглядывался, чтобы кто-нибудь не замарал ее шелкового платья. Он ей растолковал совершенно все, так что уже решительно не можно было ничего прибавить. «Вот это, душечка Юзыся, – говорил он, – весь народ, что вы видите, пришел затем, чтобы посмотреть, как будут казнить преступников. А вот тот, душечка, что, вы видите, держит в руках секиру и другие инструменты, – то палач, и он будет казнить. И как начнет колесовать и другие делать муки, то преступник еще будет жив; а как отрубят голову, то он, душечка, тотчас и умрет. Прежде будет кричать и двигаться, но как только отрубят голову, тогда ему не можно будет ни кричать, ни есть, ни пить, оттого что у него, душечка, уже больше не будет головы». И Юзыся все это слушала со страхом и любопытством. Крыши домов были усеяны народом. Из слуховых окон выглядывали престранные рожи в усах и в чем-то похожем на чепчики. На балконах, под балдахинами, сидело аристократство. Хорошенькая ручка смеющейся, блистающей, как белый сахар, панны держалась за перила. Ясновельможные паны, довольно плотные, глядели с важным видом. Холоп, в блестящем убранстве, с откидными назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное. Часто шалунья с черными глазами, схвативши светлою ручкою своею пирожное и пледы, кидала в народ. Толпа голодных рыцарей подставляла наподхват свои шапки, и какой-нибудь высокий шляхтич, высунувшийся из толпы своею головою, в полинялом красном кунтуше с почерневшими золотыми шнурками, хватал первый с помощию длинных рук, целовал полученную добычу, прижимал ее к сердцу и потом клал в рот. Сокол, висевший в золотой клетке под балконом, был также зрителем: перегнувши набок нос и поднявши лапу, он с своей стороны рассматривал также внимательно народ. Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут. козаки. »

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

– Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Но когда подвели его к последним смертным мукам, – казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

– Батько! где ты! Слышишь ли ты?

– Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Источник

Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполни задания А1А5, В1-В3.
— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.
Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
— Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, — продолжал он, поворачивая их, — какие же длинные на вас свитки! экие свитки! таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.
— Не смейся, не смейся, батько! — сказал наконец старший из них.
— Смотри ты, какой пышный! а отчего ж бы не смеяться?
— Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, поколочу!
— Ах ты, сякой-такой сын! как, батьку? — сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.
— Да хоть и батьку. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
— Как же хочешь ты со мною биться, разве на кулаки? — Да уж на чем бы то ни было.
— Ну, давай на кулаки! — говорил Тарас Бульба, засучив рукава, — посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше года их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!
— Да он славно бьется! — говорил Бульба, остановившись, — ей-Богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет казак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! — И отец с сыном стали целоваться. — Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил: никому не спускай! а все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? — говорил он, обращаясь к младшему, — что ж ты, собачий сын, не поколотишь меня?
— Вот еще что выдумал! — говорила мать, обнимавшая между тем младшего, — и придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось. (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!
— Э, да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба. — Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши: и академии, и все те книжки, буквари, и философия, и все это ка зна що, — я плевать на все это! — Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. — А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.
— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся, не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

А1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
1) Из киевской бурсы 3) Из гостей
2) Из реального училища 4) Из военного похода
А2. Какую интонацию выбирает Н. В. Гоголь в сцене встречи Тараса Бульбы со своими сыновьями?
1) Романтическую 3) Веселую, ироническую
2) Лирическую, печальную 4) Удалую, радостную

А3. Какой фразой одобрил своего сына Тарас Бульба после их шутливого боя?
1) «Смотри ты, какой пышный!»
2) «Да он славно бьется!»
3) «Ах ты, сякой-такой сын!»
4) «Э, да ты мазунчик, как я вижу!»
А4. Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки?
1) В киевскую бурсу 3) В военный поход
2) К своим родственникам 4) В Запорожскую Сечь
А5. Какие основные мотивы положены в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
1) Мотивы любви и дружбы
2) Мотивы истинного патриотизма и предательства
3) Мотивы гордого одиночества
4) Мотивы свободолюбия
При выполнении заданий В1-В3 дай связные ответы на вопросы
В1. Кто из персонажей повести вызывает гордость у Тараса Бульбы?
В2. Почему Тарас убивает своего сына Андрия?
В3. Какие идеи сумел выразить Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»?

Источник

Добре сынку что значит

Может возникнуть вопрос: а нужен ли вообще редактор при издании произведения художественной литературы, одного из шедевров литературного творчества великого русского писателя Н.В. Гоголя? Не задумываясь, отвечу, что нужен, обязательно нужен!

Все дело в том, что впервые я прочитал знаменитую повесть Н.В. Гоголя еще в 5-6 классе лучшей тогда в Буйнакске средней школы №1. Но тогда уже, читая «Тараса Бульбу», значение многих слов, которые Николай Васильевич смело вводил в свой текст, я просто не понимал, а лишь догадывался, о чем идет речь.

Но даже в руках такого мастера перевода произведений русской классики на аварский язык, каким был дагестанский лингвист-аваровед и литературовед Ш.И. Микаилов, кое-что потребовало новой редакции. Все дело в том, что целый ряд слов, которые употребляет в своей повести Н.В. Гоголь, нуждается в толковании, разъяснении. Но в 1949 г. Шихабудин Ильясович Микаилов усиленно занимался фронтальным исследованием аварских диалектов и говоров. А ведь это была речь так называемых вольных обществ, которые совершенно не подчинялись хунзахским нуцалам (ханам, если хотите). Эти «вольные общества» (гIандалазул бо, къаралазул бо, гьидерил бо) даже налогов хунзахским ханам не платили. Они жили своей жизнью, во многом определявшей развитие у них навыков к совершенно самостоятельной жизни, созданию своих адатов, т.е. обычаев внутренних и внешних взаимоотношений. Есть все основания полагать, что во многом широко известному многоязычию в Дагестане способствовал именно такой уклад жизни этих «вольных обществ».

Теперь мне уже становится понятным, почему Ш.И. Микаилов, создавший свою дагестанскую школу фронтального изучения каждого языка в плане диалектическом, обратился именно к этому блистательному произведению великого русского писателя. Дело в том, что жизнь, внутреннее устройство аварских вольных обществ были очень схожи с жизнью вольницы, которая существовала в Запорожской Сечи на Украине в развитом и позднем средневековье. Конец этой «вольной жизни» положил первый русский самодержец-император Петр I в 1700 г.

Кроме собственно запорожско-украинских слов типа «курень», «околица», «панночка», «шляхта», «шляхтич», объяснения потребовали многие узкоспециальные термины, связанные с римской католической церковью. Здесь такие слова, как «бурса», «ликтор», «ректор» и даже «папа римский». Все слова такого рода я попытался дать в сносках в своем толковании.

Что касается орфографии и алфавита, то мы с Издательским домом «Эпоха» решили оставить их в том виде, в каком был издан этот перевод в 1952 г.

О значении и значимости таких переводов на аварский и другие дагестанские литературные языки, пользе и целесообразности их лучше всего сказал один из ведущих дагестанских литературоведов доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ профессор СМ. Хайбуллаев. Когда я спросил у него: «Сиражудин! А разве целесообразно переиздавать переводы русской классики сегодня? Ведь на дворе XXI век!», Сиражудин Магомедович (аварец, уроженец Хунзахского района Республики Дагестан) ответил мне: «Казбек! Как ты (мы с ним на «ты».– К.М.) можешь такое говорить? Ведь ты объездил всю Аварию вдоль и поперек, а потому должен знать, что аварские дети, пусть даже учащиеся 5-6 класса, не совсем хорошо говорят по-русски. Они многого не понимают даже из устной обиходной русской речи. Должен тебе сказать, что люди моего поколения изучали настоящий русский язык не по учебникам русского языка, не по правилам, которые нас заставляют учить и зубрить, а именно по этим переводам русской классики на аварский язык. Посмотри, какое хорошее дело затеял ИД «Эпоха». В одной книге и русский текст, и великолепный перевод на аварский язык. Это ведь очень удобно: если школьнику что-то непонятно в русском варианте «Тараса Бульбы», он тут же открывает нужное место в аварском его аналоге и сразу же понимает, как нужно и можно произнести это слово или предложение по-аварски. Правда, здесь есть одно «но». Получив эту книгу, некоторые, даже многие решат, что это пустяковое дело, и начнут переводить русскую классику на аварский язык скопом. А ведь здесь кроется опасность – такие люди ( будь это языковеды или литературоведы) должны знать и, главное, чувствовать не только русский, но и аварский язык так, как знал его твой отец…».

Я с интересом выслушал Сиражудина Магомедовича, а потом подумал: а ведь эта книга («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя в переводе на аварский язык Ш.И. Микаилова) принесет огромную пользу и аварцам-школьникам, которые живут и учатся в городских школах. А они ведь едва ли не поголовно родных языков своих родителей, т.е. дагестанских языков, совсем не знают. Вот им-то и помогли бы такие переводы.

Почему бы не обратить внимание Министерства образования Республики Дагестан на первый и очень полезный опыт ИД «Эпоха»? Почему бы не подумать дирекции Института педагогики им. Тахо-Годи о том, чтобы планомерно начать переводить русскую классику (небольшие по объему произведения) на дагестанские литературные языки? Только не нужно ставить это дело «на поток», в котором могут утонуть наши же дети и внуки.

добре сынку что значит. Смотреть фото добре сынку что значит. Смотреть картинку добре сынку что значит. Картинка про добре сынку что значит. Фото добре сынку что значит

– А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

– Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, – продолжал он, поворачивая их, – какие же длинные на вас свитки[1]! Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

– Не смейся, не смейся, батьку! – сказал наконец старший из них.

– Смотри ты, какой пышный[2]! А отчего ж бы не смеяться?

– Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

– Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька. – сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

– Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

– Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки?

– Да уж на чем бы то ни было.

– Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба, засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

– Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! – говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. – Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!

– Да он славно бьется! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! – И отец с сыном стали целоваться. – Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? – говорил он, обращаясь к младшему, – что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

– Вот еще что выдумал! – говорила мать, обнимавшая между тем младшего. – И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!

Источник

Характеристика Остапа в повести Тарас Бульба кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Остап — один из главных героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, брат Андрия. Литературная характеристика Остапа имеет большое значение для понимания центральных образов повести: Тараса Бульбы, Андрия, казачества в целом. Будучи цельной, волевой натурой, Остап служит олицетворением стойкости духа, верности собственным идеалам, безграничной любви к Отчизне.

добре сынку что значит. Смотреть фото добре сынку что значит. Смотреть картинку добре сынку что значит. Картинка про добре сынку что значит. Фото добре сынку что значит

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.

Полное имя — Остап Тарасович Бульба.

Возраст — 22 года.

Род занятий — выпускник бурсы, казак, воин.

Семья — отец Тарас Бульба, мать и младший брат Андрий.

Социальное положение — казак.

Происхождение — сын зажиточного казака, богатого помещика (пана).

Воспитание — очень строгое воспитание, характерное для учебных заведений эпохи Средневековья.

Образование — Киевская бурса (академия).

Внешность — высокий, статный, физически очень сильный, черноволосый юноша.

Характер — настойчивый, целеустремленный, упрямый, бесстрашный, мужественный.

Положительные черты — добрый, прямодушный, верный товарищ.

Отрицательные черты — упрямый, настырный, гордый, любитель пирушек.

Произведение — «Тарас Бульба».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Остапа Бульбы основывается прежде всего на его неукротимом, гордом нраве. Он готов даже побиться на кулаках с родным отцом, чтобы отстоять собственную честь.

«— Не смейся, не смейся, батьку! — сказал наконец старший из них.

Смотри ты, какой пышный(гордый, недотрога)! А отчего ж бы не смеяться?

— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» (Глава I)

«— Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

— Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?

— Да уж на чем бы то ни было». (Глава I)

Остап — один из двух сыновей Тараса Бульбы.

«…у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне». (Глава III)

Будучи сыном и наследником Тараса Бульбы, Остап также является паном, помещиком.

«Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей». (Глава I)

Остап со своим младшим братом Андрием является выпускником Киевской бурсы, в которой по традиции обучались сыновья казацких старшин и помещиков.

«…такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу». (Глава I)

Несмотря на высокий социальный статус, Остап и его брат Андрий воспитаны в большой строгости.

Внешность

Остапу Бульбе 22 года.

«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…» (Глава V)

Портретная характеристика Остапа вызывает восхищение — это высокий, крепкий, физически сильный и красивый парень в самом расцвете молодости.

«Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты. » (Глава I)

«Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности…» (Глава I)

У Остапа на голове длинный чуб, как и было положено казакам.

«…У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие…» (Глава I)

Внешний вид Остапа сразу после возвращения из Киевской бурсы веселит отца. Он потешается над одеждой старшего сына, который одет по столичной моде.

«— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?» (Глава I)

«А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит?» (Глава I)

«…какие же длинные на вас свитки! [Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. — Прим. Н. В. Гоголя] Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы». (Глава I)

Перед поездкой на Запорожскую Сечь Тарас Бульба, будучи богатым человеком, нарядил сыновей в богатое облачение, которое вмиг преобразило их.

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом…» (Глава I)

Поездка на Запорожскую Сечь и жизнь среди казаков меняют внешность Остапа, закаляют его.

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны». (Глава V)

Черты характера и поступки

Остап — хладнокровный, сдержанный парень.

«— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!» (Глава I)

«…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего…» (Глава V)

Остап — верный товарищ, который ни под каким предлогом не предаст своих друзей.

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей… и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать». (Глава II)

Не будучи от природы заводилой, Остап выбирал роль правой руки предводителя, во всем поддерживая даже самые дерзкие его начинания.

«Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака». (Глава II)

У Остапа были лишь две страсти — военное дело и пирушки.

«Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». (Глава II)

«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни». (Глава III)

Остап — прямолинейный, честный и добрый человек.

«Он был прямодушен с равными… Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время». (Глава II)

Несмотря на внешнюю суровость, Остап — душевный человек, способный испытывать нежность и сопереживание.

«Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». (Глава II)

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы…» (При прощании с матерью, Глава I)

Остап очень привязан к младшему брату. Несмотря на предательство Андрия, в сердце Остапа нет ненависти, и он просит отца достойно похоронить его.

«Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы…» (Глава IX)

Остап — сильный, выносливый, удалой парень, который быстро смог стать своим среди запорожского казачьего братства.

«Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков… хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги». (Глава III)

Остапу на роду написано быть воином, поскольку он обладает всеми необходимыми качествами: физической силой, хладнокровием, отвагой.

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». (Глава V)

Остап — не по годам умный, толковый парень, способный завоевать уважение среди казаков.

«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека…» (Глава VII)

Остап — человек слова и дела. Будучи простым и бесхитростным человеком, он не гордится оказанным ему доверием, а сразу же приступает к делу.

«…Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы». (Глава VII)

Физическая сила Остапа очень велика — он в состоянии справиться сразу с несколькими противниками.

«А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, — вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника». (Глава IX)

Оказавшись во вражеском плену, Остапу первому довелось пойти на лютую казнь. Перед пытками он призвал казаков не уронить честь перед иноверцами, и достойно снести все испытания.

«Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап». (Глава XI)

«Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

— Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!». (Глава XI)

В момент величайшего отчаяния Остап ищет силы и утешения лишь у отца, который всегда был для него примером истинного мужества и несгибаемой воли.

«Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

— Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» (Глава XI)

Воспитание

В двенадцать лет Остап был отдан на обучение в Киевскую бурсу, проучившись там 10 лет. Будучи сыном богатого и всеми уважаемого человека, он обязан был получить достойное образование и воспитание.

«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга». (Глава II)

Пребывание в академии, в которых царили строгие правила, тяготило свободолюбивого Остапа, который неоднократно пытался бежать.

«Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». (Глава II)

Упрямый и настойчивый в достижении своей цели, Остап смог закончить обучение лишь потому, что испугался отцовского наказания — запрета попасть на Запорожскую Сечь.

«Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам». (Глава II)

Природное упрямство помогло Остапу одолеть ненавистную грамоту и стать одним из лучших учеников.

«С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими». (Глава II)

В Киевской бурсе, где учился Остап, единственным средством воспитания учеников были телесные наказания. Они ужесточили и без того крутой нрав Остапа.

«Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков». (Глава II)

«А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и плетюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?

— Нечего, батько, вспоминать, что было, — отвечал хладнокровно Остап, — что было, то прошло!» (Глава I)

Характеристика Остапа другими героями

Отец (Тарас Бульба)

Старик Бульба гордится своим сыном, который не побоялся биться с ним на кулаках, чтобы прекратить отцовские насмешки. Тарас считает, что из Остапа выйдет хороший казак.

«— Да он славно бьется! — говорил Бульба, остановившись. — Ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь, — так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!» (Глава I)

Бульба очень доволен, что Остап достойно показал себя среди казаков. Он уверен, что его сын в будущем будет отличным атаманом.

«А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых». (Глава V)

«— О! да этот будет со временем добрый полковник!— говорил старый Тарас. — Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» (Глава V)

«Оглянулся старый Бульба поглядеть, какой там новый атаман, и увидел, что впереди всех уманцев сидел на коне Остап, и шапка заломлена набекрень, и атаманская палица в руке. “Вишь ты какой!” — сказал он, глядя на него; и обрадовался старый, и стал благодарить всех уманцев за честь, оказанную сыну». (Глава VII).

Подробная характеристика Тараса Бульбы.

Мать всем сердцем любит сыновей и жалеет их. Она хочет, чтобы они смогли познать счастливую, беззаботную жизнь.

«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!» (мать, Глава I)

Матери тяжело расставаться с сыновьями, в которых она видит смысл своей жизни.

«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах». (Глава I)

Подробная характеристика матери.

Казаки

Казаки уважительно относятся к Остапу Бульбе, ценят его ум и рассудительность.

«…а на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека.

Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы». (Глава VII)

Способность Остапа грамотно руководить воинами в бою не остаётся незамеченной, и кошевой высоко оценивает его лидерские качества.

«В это время подъехал кошевой и похвалил Остапа, сказавши: “Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый!”» (Глава VII)

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Остапа Бульбы вместе!

Речевая характеристика

Остап предстаёт довольно замкнутым, немногословным молодым человеком, который привык сдерживать собственные эмоции. Его сущность хорошо отражена в характеристике речи: скупой, немногословной, прямодушной.

В произведении Остап почти не участвует в диалогах. Если же он и говорит, то только по делу:

Единственный раз, когда Остап позволил себе красноречие, было его прощание с товарищами по оружию. Уходя первым на плаху, он произнес пламенную речь, призванную помочь братьям-казакам достойно встретить смерть: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Биография

Остап Бульба — старший сын казацкого полковника Тараса Бульбы, человека всеми уважаемого и очень зажиточного. По неписанной традиции того времени дети почётных сановников должны были получить приличное образование. Так, в возрасте двенадцати лет Остап со своим младшим братом Андрием был отдан на обучение в Киевскую бурсу (академию).

Строгая дисциплина, царившая в бурсе, угнетает свободолюбивого Остапа. Он четыре раза совершает побег, но каждый раз его возвращают обратно и наказывают со всей строгостью. Лишь обещание отца никогда не показать Запорожскую Сечь заставляют Остапа изменить свое отношение к учебе в бурсе. В итоге он становится одним из лучших учеников, и в возрасте двадцати двух лет возвращается в отчий дом.

Отец отвозит Остапа и Андрия на Запорожскую Сечь, где братьев принимают в казачье товарищество. Во время военного похода Остап благодаря своим своим личным качествам становится куренным атаманом. В одном из сражений вместе с другими казаками он попадает в плен. Его казнят прилюдно на площади, подвергая нечеловеческим пыткам. Остап Бульба достойно сносит все истязания, демонстрируя недюжинную силу воли и мужество.

Образ Остапа

Остап обладает удивительно сильным, цельным характером, не способным на какие-либо компромиссы. С самого детства в Остапе чувствуется стальной стержень. Мальчик неоднократно сбегает из ненавистной бурсы и стойко сносит суровые побои по возвращении его в академию. Он проявляет сильную волю, когда пересиливает себя и начинает хорошо учиться, чтобы быстрее попасть на Запорожскую Сечь.

Мужественным и несгибаемым Остап остаётся и во время казни. Превыше всего для него является собственная честь, честь казачества, православного мира, и даже во время страшных пыток он не издаёт ни единого стона.

5 фактов об Остапе

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Остап Бульба — один из ключевых персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Будучи старшим сыном казацкого полковника и обладая отменными волевыми качествами, Остап предстаёт идеальным воплощением прирождённого воина, настоящего казака — сильного, мужественного, бесстрашного, с храбрым сердцем и твердой волей.

Роль героя в произведении имеет большое значение. Образ Остапа необходим автору в противовес образу предателя Андрия, создания разительного контраста между двумя родными братьями. Отношение к Остапу остаётся неизменным во время всего повествования — он вызывает невольное уважение во время учебы в бурсе, не опускает он своей планки и будучи казаком.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *