доброжелюбный есть такое слово
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
Смотреть что такое «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ» в других словарях:
доброжелательный — доброжелательный … Орфографический словарь-справочник
доброжелательный — См. милостивый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. доброжелательный благожелательный, благосклонный, сочувственный, (благо)расположенный, доброхотный, дружественный,… … Словарь синонимов
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ — ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, доброжелательная, доброжелательное; доброжелателен, доброжелательна, доброжелательно (книжн.). Проявляющий дружеское расположение, участие, приязнь к окружающим людям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
доброжелательный — • необычайно доброжелательный … Словарь русской идиоматики
Доброжелательный — прил. 1. Проявляющий дружеское расположение, участие к окружающим. 2. Свойственный такому человеку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
доброжелательный — доброжелательный, доброжелательная, доброжелательное, доброжелательные, доброжелательного, доброжелательной, доброжелательного, доброжелательных, доброжелательному, доброжелательной, доброжелательному, доброжелательным, доброжелательный,… … Формы слов
доброжелательный — доброжел ательный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь
доброжелательный — кр.ф. доброжела/телен, доброжела/тельна, льно, льны; доброжела/тельнее … Орфографический словарь русского языка
доброжелательный — Syn: см. расположенный … Тезаурус русской деловой лексики
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
С этой точки зрения представляют значительный и своеобразный интерес тесно связанные одно с другим современные русские слова дружелюбие и дружелюбный. Сначала кажется, что все в их составе и структуре ясно и не вызывает никаких вопросов и сомнений. Друж-— это именная основа, выделяющаяся в многочисленном ряду близкородственных слов: друже— звательная форма к слову друг (ср. у А. И. Куприна в рассказе «Мелюзга»: «Послушай, друже, — сказал фельдшер, — я думаю, лучше нам пристать у берега, не доходя моста, а лодку уж мы проведем волоком»); дружок (ср. у Некрасова в стихотворении «Школьник»: «Эй! садись ко мне, дружок!», в пословице: «Для милого дружка и сережка из ушка»); дружочек, дружный, дружеский, дружба, дружество, дружественный, дружественность, народно-областное и фольклорное дружка; отыменные глаголы дружить, дружиться; ср. у Пушкина в послании «Графу Олизару»:
Но глас поэзии чудесной
Сердца враждебные дружит.
У И. А. Крылова в басне «Пустынник и медведь»:
Сосед ему протягивает лапу,
И, слово за́слово, знакомятся они,
Потом не могут уж расстаться,
И целые проводят вместе дни.
В слове дружелюбие вторую часть основосложения формирует отглагольный составной формант -люб-и-е, легко различимый в таких сложных отвлеченных существительных, как властолюбие, честолюбие, самолюбие и т. п.
Что же касается сложного имени прилагательного дружелюбный, то в нем очень легко выделяется вторая отглагольная часть -люб-н-ый. Однако в современном русском языке она не имеет словообразовательных параллелей. Ожидалось бы -любивый (дружелюбивый). Ср. самолюбивый, миролюбивый и т. п. Между тем слово дружелюбный уже зарегистрировано в «Российском Целлариусе» (1771). Оно употребляется в языке Пушкина. Словарь языка Пушкина отмечает применение слова дружелюбный в сочинениях Пушкина пять раз, наречия дружелюбно одиннадцать раз. Вот несколько примеров. «Руслан и Людмила»:
Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились
За дружелюбные пиры.
«Выстрел»: «Граф приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным»; «Капитанская дочка»: «Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем»; «История Пугачева»: «Сначала оба племени враждовали между собою, но в последствии времени вошли в дружелюбные сношения: казаки стали получать жен из татарских улусов». Ср. также в «Барышне-крестьянке»: «Один Иван Петрович был как дома: ел за двоих, пил в свою меру, смеялся своему смеху и час от часу дружелюбнее разговаривал и хохотал».
Таким образом, в соотносительной паре слов дружелюбие — дружелюбный наблюдаются отклонения структурно-морфологического и словообразовательного характера от родственной им серии или близкого к ним «гнезда» сложных имен типа трудолюбие — трудолюбивый.
Прежде чем в деталях описывать эти отличия и выяснять их исторические причины, необходимо представить в более или менее полном ансамбле состав того словообразовательного «гнезда», с которым так или иначе связаны слова дружелюбие и дружелюбный. Анализ структурных свойств тех слов, которые относятся к этому «гнезду», поможет выяснить причины выбора формы основы друж-е-, а не друг-о-, в словах дружелюбие, дружелюбный.
В современном русском литературном языке употребительны две не очень большие соотносительные группы имен: 1) сложные отвлеченные существительные, первая часть которых состоит из основы — односложной или двусложной — существительного, лишь в двух случаях — прилагательного (вольнолюбие, празднолюбие) и в двух — местоимения (самолюбие, себялюбие), второй же частью их служит отглагольный составной формант -любие(власт-о-любие,сам-о-любие, чест-о-любие и т. п.) и 2) производные от них прилагательные с суффиксом —(и)в-ый (честолюбивый, корыстолюбивый, миролюбивый и т. п.). Правда, сюда же примыкает ряд обозначений лиц, образованных с помощью отглагольного форманта -люб, но многие из них осложнены в современном русском литературном языке суффиксом -ец. Ср.: корыстолюб-ец,народолюб-ец,сластолюб-ец, честолюб-ец и т. п. при женолюб, книголюб, себялюб, жизнелюб и некоторые др.
У М. Горького в статье «Из воспоминаний о В. Г. Короленко» характерно употребление слова самолюбец: «А заметили вы, что все эти правдоискатели больших дорог — велики самолюбцы?» У А. И. Эртеля в романе «Гарденины»: «Никифор Агапыч был известный самолюбец и гордец». Но М. Горьким применяется и слово самолюб, например в пьесе «Чудаки»: «Этакий-то самолюб да стеснялся бы? Он же первое лицо на свете».
Академический словарь современного русского литературного языка относит оба эти слова к разговорной речи. Но слово самолюбец отмечено и в древнерусском языке (см. «Материалы» Срезневского), а самолюб впервые зарегистрировано в словаре Даля, что, несомненно, свидетельствует о его народно-разговорном или устно-речевом происхождении (ср. у Даля: самолюбка).
Таким образом, названия лиц на -люб-ец более тесно связаны со стилями книжной речи, чем образования этого типа без суффикса -ец. Например, группа сложных имен свободолюбец, свободолюбивый, сложившаяся в языке русской публицистики не раньше последних десятилетий XIX века, не включает в себя слова свободолюб, хотя потенциально оно легко может быть образовано. Ср. слова славолюбие, славолюбивый, употребительные еще в древнерусском литературном языке и перешедшие в состав русского национального литературного языка. Например, у Пушкина в «Путешествии в Арзрум»: «Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку [минарета]. Там нашел я несколько неизвестных имен, нацарапанных на кирпичах славолюбивыми путешественниками». Если славолюбец вполне соответствует по своей стилистической окраске словам славолюбивый, славолюбие, то славолюб как потенциальное образование уводит, несомненно, в сферу фамильярно-разговорной речи. Любопытно, что составители БАС в иных случаях признают образования типа себялюб разговорными, а типа себялюбец — нейтральными. Ср. отсутствие сластолюб в составе группы сластолюбец, сластолюбивый, сластолюбие.
Таким образом, можно оставить в стороне сходные имена лиц типа корыстолюбец, славолюбец и книголюб, женолюб. Тем более, что они не входят во все соответствующие пары вроде чадолюбие — чадолюбивый и т. д.
Вот перечень сложных имен прилагательных и соотносительных с ними отвлеченных существительных этого типа: братолюбивый — братолюбие, властолюбивый — властолюбие, вольнолюбивый — вольнолюбие, детолюбивый — детолюбие, женолюбивый — женолюбие, жизнелюбивый — жизнелюбие, книголюбивый— книголюбие,корыстолюбивый — корыстолюбие, миролюбивый — миролюбие, народолюбивый— народолюбие,празднолюбивый — празднолюбие, самолюбивый — самолюбие, свободолюбивый — свободолюбие, себялюбивый — себялюбие, славолюбивый — славолюбие, сластолюбивый — сластолюбие, сребролюбивый — сребролюбие, трудолюбивый — трудолюбие, чадолюбивый — чадолюбие, честолюбивый — честолюбие и некоторые др.
Несомненно, что на многих из этих сложных имен лежит отпечаток книжности и даже книжного славянизма (ср., напр.: властолюбие — властолюбивый; сластолюбие — сластолюбивый; празднолюбие— празднолюбивый; сребролюбие — сребролюбивый; чадолюбие — чадолюбивый; женолюбие — женолюбивый и т. п.).
И все же прозрачная, морфологически четкая структура этих слов делает их активной моделью для индивидуальных новообразований типа: театролюбие— театролюбивый,сынолюбие— сынолюбивый и т. п.
Присматриваясь к структуре сложных имен существительных и прилагательных, относящихся к этому «гнезду», мы прежде всего должны отметить, что в первой, именной части этих сложных слов нет примера чередования звуков (книголюбие, а не книжелюбие, ср. праздно-любие,вольно-любие и т. п.). Очевидно, причиной выбора основы друж-е- или, вернее, замены основы друг-о- на друж-е-была омонимия. Форма друго-любие казалась двусмысленной (ср. другой). Между тем, по крайней мере до начала XVIII века, в русском литературном языке употреблялась воспринятая из старославянской письменности форма друголюбие (ср. друголюбьно,друголюбьць,друголюбивый в «Материалах» Срезневского; 1, с. 726). Те же слова — друголюбие и друголюбивый— отмечаются и в Лексиконе Поликарпова (1704) (ср. здесь же: другоненавидецъ,другоубийца,другоубийство, другоубийствую). Форма дружелюбие, вытеснившая друголюбие во второй половине XVIII века, расширила семантические возможности употребления этого слова, связав его не только с другом, но и с дружеством, дружбой и т. п.
Труднее разрешить вопрос, почему старинное слово друголюбивый, сомкнувшись с дружелюбием, уступило свое место слову дружелюбный, а не стало дружелюбивым. Правда, здесь мог сыграть решающую роль и более древний словообразовательный вариант — друголюбьный. Но можно сделать и другое предположение. У синонимической пары миролюбие — миролюбивый тоже был вариант миролюбный. Ср. у Г. Р. Державина:
И все сие богоподобный
Дарует миролюбный царь!
(На сретение победителя Европы, Александра I)
У В. А. Жуковского в переводе «Одиссеи» Гомера: «Вместо того, чтоб напасть на пришельцев, они подбежали К ним миролюбно». У Гоголя в «Мертвых душах»: «А мне кажется, что это дело обделать можно миролюбно».
В «Словаре Академии Российской» (1814, ч. 3, с. 781—782) миролюбный, миролюбно, как слова широко употребительные, помещены без всяких стилистических помет. Но, по-видимому, к середине XIX века миролюбивый, миролюбивость вытеснили слово миролюбный. Ср. у Лермонтова в «Княжне Мери»: «Я приехал [на дуэль] — в довольно миролюбивом расположении духа. » Слова же дружелюбие, дружелюбный крепко вросли в строй русского литературного языка.
Опубликовано в журнале «Русская речь» (1967, № 6) под названием «О словах дружелюбие, дружелюбный». Рукопись не сохранилась. Печатается по тексту журнальной публикации с внесением нескольких необходимых поправок. — В. Л.
59 Fr. Kluge. Deutsche Studentensprache. Strassburg, 1895. S. 1.
60 Словарь древнерусского языка XI — XIV вв. Введение, инструкция, список источников, пробные статьи. Под ред. Р. И. Аванесова. М.; 1966. С. 220.
Добрый человек: кто это такой, что значит быть им, описание и определение
Доброта – это главная ценность любого социума, поэтому люди, наделенные этим качеством, всегда вызывают уважение и благодарность. Каждый хоть раз в жизни задавался вопросом, что значит быть добрым человеком. Ведь это бескорыстное чувство сострадания к другим, которым обладает, увы, не каждая личность. Иногда благородство проявляется в виде жертвенности, неумении сказать твердое «нет», тем самым вы обрекаете себя на выполнение дел, которые не принесут никакого удовольствия, зато порадуют других. Некоторые собеседники замечают это и испытывают чувство жалости по отношению к вам, но многие, наоборот, специально пользуются вашим расположением.
Но есть и другая категория людей, которая всеми способами пытается угодить, чтобы увеличить свой уровень значимости и самоутвердиться. Однако такое благородное качество должно быть бескорыстным, искренним и стремиться любой ценой помочь другому, нуждающемуся в поддержке.
Добрый и благородный человек: кто же это такой
Доброта – это составляющая морали, которая означает искреннее желание делать благие дела. Они проявляются в спасении друга, животного, в совершении великодушного поступка для целого общества. Благородство всегда вызывает положительную оценку общественности, так как эти качества позволяют почувствовать радость, счастье и поднять настроение.
Добрый человек – это личность, которая протягивает руку помощи другим живым существам. Такое взаимодействие является обоюдным, так как один своей отзывчивостью повысил свою самооценку и значимость, а другой получил решение проблемы.
Цели доброты
Каждый должен стремиться к тому, чтобы его поступки были бескорыстными. Ваши добросовестные действия всегда будут необходимы, так как любой индивид может оказаться в затруднительном положении и очень нуждаться в отзывчивом друге, знакомом. Поэтому, если у вас есть возможность протянуть руку, сделайте это, не раздумывая, и ваша совесть никогда не будет вас мучить.
Доброй и великодушной души человек: это какой
Сразу возникает вопрос, а остались ли еще такие в наше время? Конечно, и их много, ведь каждый по-своему благородный. Одни могут проявлять благие намерения только к своим близким, другие ко всему обществу, третьи жалеют животных и пытаются их приютить. Добрейшая личность характеризуется, как благодетель, который помогает в трудный период и ничего за это не требует взамен. Для него важно видеть восторженные глаза и искреннюю улыбку – это стоит того, чтобы совершать поступки. Они делают вас сильнее, одухотвореннее и энергичнее.
Описание качеств доброго и отзывчивого человека
Добродетель характеризуется множеством черт, которые проявляются в личности:
Разновидности добродетели
Это чувство разделяется на множество видов, оно по-разному проявляется в каждом индивиде. Один настолько великодушный, что не обидит даже маленькое насекомое, другие пользуются добротой и не предлагают ничего взамен. Также есть личности, которые не протянут руку помощи, пока у них об этом не попросят. Добро к людям проявляется:
Место доброты в жизни человека
Любой подвиг или поступок – это результат осознанного личного выбора, выражение внутренних принципов и жизненных установок. Каждый обладает правом выбирать, как ему себя вести. Событие или ситуация всегда ставят нас перед дилеммой, как правильнее поступить. Одни выдвигают в приоритет свои собственные интересы, другие учитывают нормы морали и нравственности, так как для них доброта — естественная черта, которой наделила их природа. Поэтому они совершают благородные действия, даже не замечая этого, все происходит автоматически.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?