доктор маркузе кто такой

Герберт Маркузе

Биография и деятельность

Герберт Маркузе родился 19 июля 1898 года в Берлине в состоятельной еврейской семье. В годы Первой мировой войны служил в армии, был близок к левым социал-демократам, в 1918 году избран в Совет солдатских депутатов. В и годах учился в университетах Берлина и Фрайбурга, изучал философию у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Испытал влияние идей «экзистенциальной аналитики» и «конкретной философии» М. Хайдеггера, а также идей К. Маркса, прежде всего изложенных в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» («Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844», 1932) и опубликованных только в 1932 году (в частности, концепции отчуждения как основной характеристики существования человека в капиталистическом обществе). В этот период Маркузе был одним из инициаторов интереса к творчеству «молодого Маркса», которое он интерпретировал как «гуманистический вариант гегельянства». Наряду с этим, выдвинул программу «преодоления философии» путём редукции диалектических категорий к политэкономическим. Под руководством Хайдеггера, ассистентом которого он был во Фрайбурге с 1928 по 1932 год, подготовил диссертацию по теме «Онтология Гегеля и теория историчности» («Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit», 1932). Однако после 1932 года наметился радикальный разрыв Маркузе с идеями Хайдеггера, которые теперь казались ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах Маркузе.

Первой радикальной формулировкой философского мировоззрения Г. Маркузе стала работа «Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории» («Reason and revolution: Hegel and the rise of social theory», 1941; русский перевод, 2000), в которой он переосмысливает социальную и политическую философию Г. В. Ф. Гегеля, акцентируя её критический потенциал и прослеживая её связь с Французской революцией XVIII века и с марксизмом. Он приходит к выводу, что ключевым понятием для понимания философии Гегеля служит идея разума, наследуемая от Просвещения через Французскую революцию и воздействующая на движение истории, а исключительная важность гегелевской философии заключается в том, что она, согласно Маркузе, была последней великой попыткой сделать мысль прибежищем разума и свободы. Уже в этой работе последовательно ведётся критика свойственного догматическому марксизму инструменталистского понятия диалектики. Продемонстрировать это Маркузе пытается сначала на основе экзистенциальной аналитики М. Хайдеггера, а затем — опираясь на идеи З. Фрейда.

В сочинении «Эрос и цивилизация» («Eros and civilization: a philosophical inquiry to Freud», 1955; русский перевод, 1995) Г. Маркузе даёт социально-критическую интерпретацию основных идей психоанализа З. Фрейда, активно применяя категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (в частности, идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества, определяемого им как «репрессивная цивилизация», подавляющая чувственную и витальную стороны человеческого существования. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, Маркузе признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения Маркузе, конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь «специфически исторической организации человеческого существования». «Влечение к жизни» (Эрос) и «влечение к смерти» (Танатос) несовместимы с «правилами игры» цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос), либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда — покорения природы и на внутренний мир — в ипостаси совести. «Принцип реальности» Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно Маркузе, в настоящее время трансформировался: общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению Маркузе, на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление («прибавочная репрессия»). Принцип реальности эволюционирует в «принцип производительности». При этом достигнутый уровень науки и техники создаёт принципиально новую систему удовлетворения зачастую «ложных» материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по Маркузе, всевозрастающее усиление репрессий в облике всеохватывающей неототалитарной системы общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современного общества западного типа выступило формирование так называемого «одномерного человека» — объекта тотального манипулирования с искусственно привитым ему некритическим восприятием действительности.

Указанные идеи Г. Маркузе развивает в своём произведении «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (« man: studies in ideology of advanced society», 1964; русский перевод, 1994), подвергая критическому анализу дегуманизирующий характер современной ему западной цивилизации, которая, благодаря индустриально-технологическому прогрессу, устанавливает тотальный контроль над человеком во всех формах его бытия. Согласно Маркузе, современное индустриальное общество «усмиряет центробежные силы скорее с помощью техники, чем насилия, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт», поэтому оно способно сдерживать «качественные социальные перемены». Осуществляется «успешное удушение тех потребностей, которые настаивают на освобождении […] при поддерживании и разнуздывании деструктивной силы и репрессивной функции общества изобилия». Возникающие напряжения заранее снимаются формированием массовых ложных потребностей, удовлетворять которые призваны механизмы культурной индустрии, более эффективные, чем институты традиционного тоталитарного общества. Современное же общество, по Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет ненасильственное экономическое координирование своих элементов, отводя человеку лишь функционально-технологическую роль. В его основании располагается «технологический проект»: стремление людей поработить природу, приспособить её для своих потребностей. Но это стремление, согласно Маркузе, оборачивается против собственно человеческой природы, в чём и заключается иррациональность репрессивной «технологической рациональности». Альтернативы такой модели наличного порядка не предвидится, так как при господстве «одномерного мышления идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и её количественной мерой». Налицо слияние рациональности и угнетения. Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задаётся не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи. Соответственно, становление «одномерного мышления» ликвидировало, по мысли Маркузе, «двухмерную культуру». При этом «культурные ценности» вовсе не были истреблены, они были встроены в утвердившийся порядок. Свойство «одномерности» усматривается Маркузе во всех основных общественно-политических системах XX столетия.

Согласно Г. Маркузе, новый тоталитаризм представляет собой не только и не столько политический феномен, сколько свидетельство «катастрофы человеческой сущности». Поскольку, по его мнению, наличные общественные отношения укоренены, исторически и социально, в определённом способе отношения человека к миру, изменение этих отношений требует прежде всего изменения способа человеческого самопереживания и мировидения. Таким образом, подлинная революция должна быть нацелена не только и не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений тоталитарного господства, сколько на радикальную трансформацию сознания, в структурах которого данные отношения закреплены. Отсюда возникает необходимость полного пересмотра отношения человека к миру и к самому себе. Общественные же изменения могут осуществляться, по Маркузе, только через позицию абсолютного отрицания, которую он обозначил как «великий отказ» от доминирующих в общественной системе ценностей, составляющих основу существующего социального порядка. В ходе этого «отказа», по мысли Маркузе, должны сформироваться «новая чувственность» и сложиться «истинные потребности», которые приведут к спонтанному возникновению новых типов рациональности, новых общественных проектов и новых институтов свободы, создающих условия для восстановления человеческой природы как сферы изначальных устремлений. Маркузе критикует также и социально-философские концепции, способствующие стабилизации наличного порядка. По его мнению, революционные инициативы в этих условиях становятся уделом уже не рабочего класса, полностью включённого в эту систему и по большей части состоящего из «одномерных людей», а социальных аутсайдеров (безработные, эмигранты, выходцы из стран «третьего мира», национальные меньшинства и так далее) совместно с радикальной интеллигенцией и представителями контркультуры. Эти мотивы находят у Маркузе дальнейшую разработку в работах «Репрессивная толерантность» («Repressive tolerance», 1965) и «Эссе об освобождении» («Essay on liberation», 1968), а также в сборнике «Контрреволюция и восстание» («Counterrevolution and revolt», 1972).

В годах идеи Г. Маркузе вкупе с поддержанной им концепцией «сексуальной революции» сыграли существенную роль в «новом левом» движении в США и Европе. Организаторы этого движения часто называли его своим вдохновителем и даже идеологом, однако его оценка «новых левых» была достаточно сдержанной; он также указывал на опасность превращения леворадикальных идей и сложившейся вокруг них протестной культуры в новый вариант принудительной ортодоксии. Позже Маркузе отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения, которому был отчасти обязан своей популярностью в годах.

Последние годы своей жизни Г. Маркузе посвятил преподаванию и чтению лекций по всему миру. В 1978 году он опубликовал свою последнюю работу «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» («The aesthetic dimension: toward a critique of Marxist aesthetics», 1978) о роли искусства, где отстаивая освободительную миссию искусства, видел её не в идеологической направленности, как в своих более ранних работах, а в эстетическом опыте воображения, запечатлённом в произведениях «высокой» классики и авангарда, независимом от повседневной реальности «репрессивного» общества и противостоящем ей. Ушёл из жизни 29 июля 1979 года в возрасте 81 года в Штарнберге во время визита в Германию по приглашению теоретика Франкфуртской школы второго поколения Ю. Хабермаса.

Источник

Маркузе, Герберт

доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такойГерберт Маркузе (Herbert Marcuse; ) — немецкий и американский философ и социолог, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-.

Одномерный человек, Великий отказ, авангардная культура

Ге́рберт Марку́зе (нем. Herbert Marcuse ; 19 июля 1898, Берлин — 29 июля 1979, Штарнберг) — немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.

Содержание

Биография

Родился в еврейской семье в Берлине. Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию. В 1918 году Маркузе становится членом солдатского Совета, принимавшего участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «Союза Спартака» (будущей Коммунистической партии Германии). Сговор руководства Социал-демократической партии Германии с реакционными кругами высшего немецкого генералитета и известие об убийстве фрайкорами Розы Люксембург и Карла Либкнехта, заставил его покинуть СДПГ, в рядах которой он состоял в конце войны. Вместе с тем, Маркузе, в отличие от большинства будущих представителей Франкфуртской школы, сохранил связь с организованным рабочим движением. После получения степени доктора литературы в 1922 году в Университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине. В 1928 году он возвращается в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера.

Затем испытал влияние фрейдизма и марксизма и стал работать в Институте социальных исследований (Institut für Sozialforschung) при университете Франкфурта-на-Майне вместе с Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером. Вначале марксизм и фрейдизм не считались близкими учениями, но уже в начале 1930-х годах, когда были опубликованы рукописи молодого Маркса, «франкфуртцы» обнаружили в этих рукописях мысли по многим проблемам, широко обсуждавшимся среди фрейдистов.

После прихода нацистов к власти в 1933 году почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрируют в США. Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм. «Франкфуртцы» были одними из тех, кто принес в Америку европейские традиции в образовании. Созданная ими в Нью-Йорке «Новая школа социальных наук» действует и сейчас (2007). Маркузе обращается к исследованию психологии коллектива и личности, его интересует, как общество может деформировать личность.

После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом американской разведки по денацификации. Он много времени посвящает выяснению, можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры (как это сделал его бывший учитель Хайдеггер, вступивший в НСДАП, не желая расстаться с профессорским креслом), или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал». После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась холодная война, Маркузе ушёл из разведки. Но за это время он успел поработать с колоссальным количеством документов. Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература. По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского марксизма-ленинизма и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы.

Взгляды и наследие

В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество потребления развратило всех. В знаменитой книге «Одномерный человек» для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.

В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату КПСС.

В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения «Парижской весны» 1968 года, уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции.

доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такой

доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такой

В СССР отношение к Маркузе было отрицательное, несмотря на то, что многие люди, восхваляемые советской пропагандой, как например Анджела Дэвис, были его непосредственными учениками.

Основные произведения

Публикации переводов сочинений на русский язык

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Маркузе, Герберт» в других словарях:

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ — (Marcuse, Herbert) (1898–1979) Немецкий философ. Представитель Франкфуртской школы (Frankfurtschool), критической теории (critical theory). Убежав от нацистского преследования, в 1934 г. поселился в США. Был горячим сторонником студенческих и… … Политология. Словарь.

Маркузе, Герберт — (Marcuse) (1898 1979) немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. В 1960 х гг. выдвинул идею о том, что рабочий класс утратил революционную роль, которая перешла к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые … Политология. Словарь.

Маркузе Герберт — (Marcuse) (1898 1979), немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы.С 1934 в США. В 1960 х гг. выдвинул идею о революционной роли, «аутсайдеров» (люмпены, преследуемые национальные меньшинства и т. п.) и радикальных… … Энциклопедический словарь

Маркузе Герберт — Герберт Маркузе Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году Дата и место рождения: 19 июня 1898 (Берлин, Германия) Дата и место смерти … Википедия

Маркузе Герберт — Герберт Маркузе и «великий отказ» Возможна ли «нерепрессивная цивилизация»? Книга «Эрос и цивилизация» (1955) развивает одну из главных тем фрейдизма тему подавления цивилизацией человеческих инстинктов. «Счастье, говорил Фрейд, не есть… … Западная философия от истоков до наших дней

Маркузе Герберт — Маркузе (Marcuse) Герберт (родился 19.7.1898, Берлин), немецко американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером ‒ один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. С 1934 ‒ в США. В годы 2 й мировой войны… … Большая советская энциклопедия

Маркузе, Герберт — МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898 1979), немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. Утверждал, что в современном обществе революционная роль перешла к “аутсайдерам” (люмпены, преследуемые национальные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ — (Marcuse, Herbert) (1898 1979) влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Маркузе изучал философию в университетах Берлина и Фрайбурга (в последнем с ведущими немецкими философами Гуссерлем и Хайдеггером). Он стал членом Института… … Большой толковый социологический словарь

МАРКУЗЕ Герберт — (MARCUSE, Herbert) (1898 1979) Маркузе получил образование в Берлинском и Фрайбургском университетах. Значительное влияние на него оказала феноменология Э.Гуссерля и М.Хайдеггера. В 1934 г., покинув нацистскую Германию и оказавшись в США, он… … Социологический словарь

МАРКУЗЕ (Герберт) — американский философ немецкого происхождения (Берлин, 1898 Штарнберг, близ Мюнхена, 1979). Ученик Гуссерля, защитивший диссертацию о Гегеле «Онтология Гегеля и философия истории» (1932). В 1933 г. эмигрировал из Германии и поселился в Соединенных … Философский словарь

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

биография

Ранние годы

Эмиграция в США

Будучи членом Франкфуртской школы (также известной как Институт социальных исследований), Маркузе разработал модель критической социальной теории, создал теорию нового этапа государственного и монополистического капитализма, описал отношения между философией, социальной теорией и культурная критика, а также анализ и критика немецкого фашизма. Маркузе тесно сотрудничал с критическими теоретиками в институте.

Вторая Мировая Война

В марте 1943 года Маркузе присоединился к научному сотруднику Франкфуртской школы Францу Нойману в Центральноевропейском отделении R&A в качестве старшего аналитика; там он быстро зарекомендовал себя как «ведущий аналитик по Германии».

После роспуска УСС в 1945 году Маркузе был нанят Государственным департаментом США в качестве главы Центральноевропейского отдела, став аналитиком нацизма в разведке. Сборник отчетов Маркузе был опубликован в « Секретных отчетах о нацистской Германии: вклад Франкфуртской школы в военные усилия» (2013). Он ушел на пенсию после смерти своей первой жены в 1951 году.

Послевоенный

Маркузе защищал арестованного восточногерманского диссидента Рудольфа Бахро (автора Die Alternative: Zur Kritik des real existierenden Sozialismus [пер. Альтернатива в Восточной Европе ]), обсуждая в своем эссе 1979 года теории Барро об «изменениях изнутри».

Новые левые и радикальная политика

Таким образом, освобождение от толерантности означало бы нетерпимость к движениям справа и терпимость к движениям слева. Конечно, нельзя ожидать, что ни одно правительство будет поощрять свою собственную подрывную деятельность, но в условиях демократии такое право принадлежит народу (то есть большинству людей). Это означает, что нельзя блокировать пути, на которых может развиться подрывное большинство, и если они заблокированы организованными репрессиями и идеологической обработкой, их повторное открытие может потребовать явно недемократических средств. Они будут включать отказ от толерантности к выступлениям и собраниям со стороны групп и движений, которые продвигают агрессивную политику, вооружение, шовинизм, дискриминацию по признаку расы и религии или выступают против расширения государственных услуг, социального обеспечения, медицинского обслуживания и т. Д.

Браки

доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такой

Маркузе был женат трижды. Его первой женой была математик Софи Вертхайм (1901–1951), от которой у него родился сын Питер (род. 1928). Второй брак Герберта был заключен с Инге Нойман (1914–1973), вдовой его близкого друга Франца Ноймана (1900–1954). Его третьей женой была Эрика Шеровер (1938–1988), бывшая аспирантка на сорок лет моложе его, на которой он женился в 1976 году.

Смерть

доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такой

В 2003 году, после того как его прах был вновь обнаружен в Соединенных Штатах, они были похоронены на кладбище Дорофеенштедтишер в Берлине.

Философия и взгляды

Два аспекта работы Маркузе имеют особое значение: во-первых, он использует язык, более знакомый по критике советских или нацистских режимов, для характеристики событий в развитом индустриальном мире; и, во-вторых, его обоснование критической теории в конкретном использовании психоаналитической мысли.

Ранний «хайдеггерианский марксизм» Маркузе

Маркузе и капитализм

Маркузе взял это убеждение и расширил его. Он утверждал, что капитализм и индустриализация так сильно подтолкнули рабочих, что они начали рассматривать себя как продолжение производимых ими предметов. В начале « Одномерного человека» Маркузе пишет: «Люди узнают себя в своих товарах; они находят свою душу в автомобиле, аппаратуре Hi-Fi, двухуровневом доме, кухонном оборудовании», имея в виду, что при капитализме (в обществе потребления ), люди становятся продолжением товаров, которые они покупают, тем самым делая товары продолжением разума и тела людей. Он утверждает, что богатые массовые технологические общества находятся под полным контролем и манипулированием. В обществах, основанных на массовом производстве и массовом распределении, отдельный рабочий стал просто потребителем своих товаров и всего превращенного в товар образа жизни. Современный капитализм создал ложные потребности и ложное сознание, приспособленные к потреблению товаров : он замыкает одномерного человека в одномерном обществе, которое породило потребность людей узнавать себя в своих товарах.

Критика

Лешек Колаковский охарактеризовал взгляды Маркузе как по существу антимарксистские, поскольку они игнорировали критику Марксом Гегеля и полностью отбрасывали историческую теорию классовой борьбы в пользу перевернутого фрейдистского прочтения истории человечества, в котором все социальные правила можно и нужно отбросить, чтобы создать «Новый мир счастья». Колаковский пришел к выводу, что идеальное общество Маркузе «должно деспотически управляться просвещенной группой, [которая] осознала в себе единство Логоса и Эроса и отбросила досадный авторитет логики, математики и эмпирических наук».

Наследие

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Герберт Маркузе
Herbert Marcuse
доктор маркузе кто такой. Смотреть фото доктор маркузе кто такой. Смотреть картинку доктор маркузе кто такой. Картинка про доктор маркузе кто такой. Фото доктор маркузе кто такой
Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году
Дата рождения: