долг что это такое обществознание

Долг: моральный, денежный, государственный

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Часто нам встречаются слова, трактовка которых немного видоизменяется в зависимости от сферы применения.

Сегодня мы проанализируем понятие «долг», его прямое значение и трактовку в разных областях деятельности человека.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Долг – это …

Прежде всего, долг – это обязательство. И в зависимости от того, в какой сфере применяется это понятие, трактуется и смысл обязательства.

Далее рассмотрим, что является долгом в различных сферах жизни и деятельности человека.

Долг в обществознании

Философия трактует долг как «нравственное аргументированное принуждение к поступкам».

Но не будем погружаться в глубины философских выкладок, пройдемся «по верхам»: поговорим о долге, как о моральном обязательстве человека.

Разберем философскую трактовку на простом примере. Допустим, родители воспитывают ребенка. Конечно, они любят его, заботятся, одевают-обувают, но при этом руководствуются не только любовью, а еще и чувством долга.

У человека на генетическом уровне заложено, что пока ребенок не в состоянии сам добывать себе пропитание, родители должны ему всячески помогать.

Это и есть чувство долга, т.е. нравственное («он без нас пропадет, жалко его»), аргументированное (мы отдаем себе отчет, что ребенок еще беспомощный в этой жизни) принуждение к поступкам (выражается в материальной опеке).

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Таким образом, долг – это моральное (не записанное в документе) обязательство индивидуума по отношению к кому или чему-либо. При этом действия по этому обязательству выполняются не по принуждению, не ради выгоды, не из-за особого пристрастия.

С этой точки зрения можно объяснить не только долг родителей по отношению к ребенку, сына или дочери по отношению к своим престарелым родителям, но и долг гражданина к своему отечеству, воинский долг при защите рубежей Родины и т.д.

Долг в экономике

В общем смысле долг в любых экономических отношениях – это обязательство вернуть какие-либо материальные ценности (деньги, имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги, товар и т.д.).

Как правило, эти экономические отношения подразумевают выплату вознаграждения за пользование материальными ценностями.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

В случае, если компания или физ.лицо не могут выплатить свои долги, то их называют банкротами. Примечание: банкрот – это юридический статус, поэтому объявить компанию или физическое лицо банкротом может только арбитражный суд.

Долг в кредитных отношениях

Займ или кредит– это частный случай договорных отношений, при которых кредитор дает (кто это?) заемщику денежные средства во временное пользование (на оговоренный срок), а заемщик обязуется вернуть эти деньги + проценты за пользование ими.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Кто может быть заемщиком:

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

В зависимости от условий долговых обязательств это могут быть различные виды договоров:

Государственный долг

Частный случай долга в кредитных отношениях – это государственный долг. В этом случае в роли должника выступает государство.

Следовательно, сумма денежных средств, взятых государством для покрытия дефицита государственного бюджета, называется государственным долгом.

Размер гос.долга учитывается только как сумма заемных денежных средств, без вычета сумм, которые этому государству должны другие страны.

Государственный долг учитывается либо в национальной валюте, либо (для сопоставимости долга) в процентах от ВВП (валового внутреннего продукта). Очевидно, что чем больше процентный показатель, тем больше долг государства.

Гос.долг может быть:

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Сумма внутреннего и внешнего долга государства + проценты по этим долгам называется валовым государственным долгом.

Читайте наш блог, это познавательно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Мы все вечные должники, сначала мы должны хорошо кушать кашу, потом хорошо учиться, платить налоги мы тоже должны. В общем, вся человеческая жизнь состоит из обязательств, как моральных так и финансовых.

Долг — это движущая сила, которая заставляет идти вперед (смысл жизни, если хотите).

Не люблю брать в долг, ибо это ярмо, которое давит на твои плечи с огромной силой, стараюсь отдавать при первой-же возможности. И еще, в долг даю только близким родственникам)

Источник

Долг и совесть

Урок 8. Обществознание 8 класс

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Конспект урока «Долг и совесть»

Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (или трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда человека хвалят за мужественный, достойный поступок, говорят, что он исполнил свой долг. Что же такое долг?

О долгах в материальном понимании этого слова вы будете говорить на уроках, посвященных основам экономи­ческих знаний. Со сталкерским «Долгом» разберётесь как-нибудь сами. А вот ещё о двух определениях поговорим поподробнее.

Долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроке, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Такое положение нередко вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинить личный интерес интересам других.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Однако на данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Выполняя свои обязанности, мы обеспечиваем соблюдение прав и свобод других. Значит, и наши личные интересы обеспечиваются их должным поведением. Когда мы начинаем это понимать, то совсем по-другому – осознанно – относимся к выполнению своих общественных обязанностей. Тогда долг общественный превращается в долг нравственный.

Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним. Жить согласно чувству долга, служить добру совсем непросто. Наше нравственное чувство долга далеко не всегда совпадает с нашими желаниями и склонностями. Нам бы­вает лень заняться полезным для себя делом, не хочется напрягаться. Исполнение долга необходимо, в первую очередь самому человеку.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Подобно тому, как Мюнхгаузен сам себя вытаскивал из болота за волосы, наш долг перед самими собой заставляет нас не потакать своим слабостям, направлять свои желания туда, куда нам нужно. Привыкая исполнять свой долг, мы учимся искусству владеть собой, быть хозяином самому себе. Сформированная личность получает от исполненного долга, от преодоления своих «не хочу» такое удовлетворение, с которым мало какое удовольствие может сравниться. Отступление же от долга влечёт терзания совести.

Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто … едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над тёмной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда, как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молоток, стучит в ушах упрёк …

И рад бежать, да некуда … ужасно!

Это строки из драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Её часто называют «драмой совести».

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Совесть представляет собой способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Совесть действует сразу в нескольких направлениях.

Когда человек осуществляет выбор, особенно в сложной жизненной ситуации, совесть побуждает его ориентироваться на соблюдение нравственных норм. Какие же ситуации выбора встречаются нам чаще всего? Очень трудно бывает сделать выбор между долгом и сиюминутными желаниями. Об этом мы уже вспоминали сегодня.

Часто приходится выбирать между собственными интересами и интересами других людей. С одной стороны, люди должны помогать друг другу, иногда даже в ущерб собственный интересам и желаниям. Но не все люди окружающие нас, высоконравственные. Бывает, что их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть, или кого-то обмануть, и просит вас помочь ему в этом, то нравственным будет не только отказать в помощи, но и всячески противодействовать осуществлению этих интересов.

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Совесть может действовать и как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный выбор и заставляя отказаться от него.

Совесть – необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр. Потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть собственную совесть невозможно.

Правда, её можно «уговорить», «усыпить» рассуждениями о том, что «ничего нельзя было поделать», «от моей принципиальности ничего бы не изменилось», «все так делают», «другие поступают ещё хуже». Совесть из строгого контролёра может превратиться в снисходительного опекуна. На первый взгляд, жизнь тогда станет легче и удобнее. Но человек перестанет быть личностью с твёрдыми нравственными убеждениями. Его поведение станет непредсказуемым. Как он поведёт себя в сложной ситуации выбора, не будет знать никто, даже он сам.

· Общественный долг – это обязанности, которые есть у человека, как члена общества.

· Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.

· Свой нравственный долг человек выполняет добровольно, его единственным контролёром является совесть.

· Совесть – это способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

«Что слава? Счастье нам прямое –

Жить с нашей совестью в покое», –

писал русский поэт Гавриил Романович Державин.

Источник

Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия?

Содержание:

Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества. Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми. Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав.

Нравственный долг — понятие в обществознании

Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:

Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни.

Что такое совесть кратко

Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида. Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть. У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:

долг что это такое обществознание. Смотреть фото долг что это такое обществознание. Смотреть картинку долг что это такое обществознание. Картинка про долг что это такое обществознание. Фото долг что это такое обществознание

Что такое моральный долг

Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов. Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества. Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности.

Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести.

Что такое общественный долг — примеры

Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:

В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ.

Как соотносятся понятия долг и совесть

Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:

Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести.

Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям. Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы. Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями.

Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.

Кант выделял четыре типа долга:

Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию.

Источник

Урок обществознания в 8 классе по теме «Долг и совесть».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методическая разработка урока обществознания в 8 классе

по учебнику «Обществознание 8 класс»

под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой.

Разработала учитель истории и обществознания

Узденова Марина Магометовна

1. Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека. Познакомить с морально-этическими ценностями и регуляторами в обществе; характеризовать чувство долга и контролирующую функцию. Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Уметь оперировать с новыми понятиями. Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке. Воспитывать ценностное отношение к людям.

1.Предметные УУД: уметь применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий «долг», «совесть», «общественный и моральный долг», «совесть»; определять и характеризовать моральные регуляторы; описывать и оценивать объективные обязанности человека перед обществом; различать и сравнивать долг общественный и долг моральный.

2. Метапредметные УУД:

1) коммуникативные: слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; выражать собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и результата работы на уроке.

3.Личностные УУД : ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения; выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

4 . Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи : история, литература

Учебник, толковые словари, философскийсловарь, д ополнительный материал на бумажных носителях для работы в парах.

Длительность урока: 45 мин.

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)

1.Мораль относится к сфере:

1) политической 2) экономической 3) духовной 4) социальной

2. Какое из понятий не соответствует понятию «добро»:

1) гуманизм 2) ревность 3) любовь 4) дружба

3. Правила поведения человека в обществе определяют:

1) моральные нормы 3) законы природы

2) технические нормы 4) правила гигиены

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество

одобряет с точки зрения добра и зла:

1) неопрятность 2) нежелание выполнять домашнюю работу

3) умение говорить правду 4) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

1) общеобязательность; 4) письменное оформление;

2) общественное осуждение; 5) государственное принуждение;

3) связь с религиозными нормами

6. Верны ли суждения?

А. Задача морали – оценивать поступки человека с точки зрения добра и зла.

Б. задача морали – регулировать человеческие отношения.

1) верно только А 3) верны А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

Вопрос для закрепления. Определите соотношение между понятиями «право» и «мораль».

III. Введение в новый материал. (15 мин.)

2. Долг общественный и долг моральный.

1.Что наша жизнь: долг, долг, долг?

2. В чём тайна совести?

Учитель: Послушайте арабскую притчу «Долг».

— Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

— Чему научила Вас притча о долге?

— От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

А теперь примеры из жизни.

— Друг поклялся всегда быть рядом – и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен быть…

-Случайно разбил прибор в кабинете физики, но не признался, соврал, да ещё пытался свалить вину на другого – сподличал. А ведь должен был просто честно всё рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен…

-Выросли дети, живут своей жизнью – всё вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают – так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них… Должны…

-О чём сегодня у нас пойдёт речь?

Долг – что это такое? А кто контролирует, оценивает исполнение долга?

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «долг»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «долг»).

Работа с толковыми словарями. Найти определения к озвученному понятию. Выписать в тетрадь. Затем учитель предлагает сравнить определение, выведенное коллективно с определениями толкового словаря.

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

Долг – это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьёй), выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений.

— Подумайте, что каждый из вас должен?

— А что вы должны, но не обязаны делать? Привести фактические суждения.

— Какие качества более преобладают в вашей жизни: обязанности или личные желания? (ответы детей).

Мы выяснили, что у каждого из вас есть обязанности, независимые от наших желаний. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность. Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, т.к. он тесно связан с другими людьми и в значительной степени зависит от них. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг человека. Что под этим обычно подразумевается? Осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим людям (ближним и дальним), к обществу через призму высших моральных ценностей. Сознание долга играет очень большую роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления. Ощутить чувство долга можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Если никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идёт изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

1) Осознание (запись в тетради). Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2) Интерес в исполнении (запись в тетради). Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, даёт ему моральное удовлетворение от выполненного долга, делает его сильнее и добрее.

3) Добровольное принятие (запись в тетради). Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого. 2. Долг общественный и долг моральный.

Работа в группах. (5 мин.)

— Разделитесь на две группы. Работая с п.2 §8 учебника, заполните таблицу.

Первая группа характеризует понятие «общественный долг».

Вторая группа анализирует понятие «моральный долг».

1. Регулируется правом, законами, имеющими принудительный характер.

2.Совокупность объективно необходимых обязанностей человека.

1.Сознательное предъявление моральных требований к самому себе.

2. Человек добровольно следует этим принципам в жизни.

3.Воспринимается как обязанность и осознанное желание.

Проверка выполнения задания. (2мин.)

— Как проявляется моральный долг? Например создание известными людьми благотворительных фондов, благотворительных акций, движение волонтеров и т.д.

— Приведите примеры людей высокого долга?

— Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

Учитель: следующее понятие «Совесть». Как вы понимаете данное понятие. (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «совесть»).

Работа с толковыми словарями. Найти определения к озвученному понятию. Выписать в тетрадь. Затем учитель предлагает сравнить определение, выведенное коллективно с определениями толкового словаря.

— Работая в парах, изучите высказывания и выделите ключевые слова, характеризующие понятие «совесть».

Учитель озвучивает высказывания людей о совести.

Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь(Шопенгауэр).

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого (Д.С.Лихачёв)

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности (С.Моэм)

Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили её (О.Бальзак)

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит (Г.Л.Менкен)

Самое лучшее украшение – чистая совесть (Цицерон).

Учитель: Как вы понимаете данное понятие. (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «совесть»).

Работа с толковыми и философским словарями. Найти определения к озвученному понятию. Выписать в тетрадь. Затем учитель предлагает сравнить определение, выведенное коллективно с определениями толкового словаря.

Учитель: Совесть– это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать своё поведение.

Как видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачёв, Бальзак, Цицерон и другие мыслители.

А вот что говорит народная мудрость.

Без совести и при большом уме не проживёшь (русская пословица).

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).

Вода всё отмывает, кроме нечистой совести (сербская пословица).

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок более не совершать ничего подобного, человек чаще всего не осознаёт, что в этот момент звучит голос его совести. Этот голос говорит, что можно делать и чего нельзя. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Мини- дискуссия (5 мин.)

— Как можно попросить прощение у тех, кого мы обидели?

— Как должен поступить человек, у которого просят прощение?

— считаете ли вы, что бессовестному человеку жить легче?

— Как вы понимаете выражение «совесть замучила»?

Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин.)

1. Докажите, что свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора. Кто или что помогает нам сделать выбор? Почему моральный выбор и свобода выбора взаимосвязаны? Приведите конкретный пример.

2. В.И.Даль в своём Толковом словаре так охарактеризовал совесть:«нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития». Укажите ключевые слова в этом определении. Что вы можете добавить к этому определению совести?

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Для меня было открытием, что…

Домашнее задание: §8; выполнить упражнение 7,с.28 в рабочей тетради

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *