долгопрудный почему так называется
Долгопрудный почему так называется
Долгопрудный – город областного подчинения на территории Мытищинского района Московской области. Образован в 1931 году, как пристанционный поселок. Статус города получен в 1957 году. Проживает 68,5 тыс. чел. Город примыкает к Московской кольцевой автодороге. В состав города также вошли бывшие поселки Водники, Хлебниково, Гранитный, село Лихачево. Бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (давших название городу) исключена из состава Долгопрудного и включена в состав района «Северный» СВАО г. Москвы.
Что же касательно самого города Долгопрудного, то своим названием он обязан непосредственно железной дороге. Вскоре после её постройки (1900 год) неподалеку от усадьбы Виноградово появляется остановочный пункт Долгопрудная (назван по Долгим прудам). Окрестности Долгих прудов в те годы становятся дачным местом. Около одного из них и возникает остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться поселок. Вскоре появляются и так называемые «новые дачи» – несколько ближе к Москве, возле которых появляется остановочный пункт Новодачная.
Город Долгопрудный обязан своим рождением дирижаблестроительной верфи, которая была построена недалеко от железной дороги в 1932 году. За год до этого, в окрестностях платформы Долгопрудная был заложен рабочий поселок, сперва названный Дирижаблестрой, который был в 1937 году переименован в Долгопрудный, а в 1957 году получил статус города. Именно здесь были построены самые большие дирижабли серии «СССР-В». Позднее, когда дирижаблестроение было признано неперспективным, верфь была снесена, а город остался. В память об историческом прошлом, одна из улиц города до сих пор носит название «Дирижабельная». Именно на этой улице установлен памятник К.Э. Циолковскому. Позднее в состав Долгопрудного был включен поселок Гранитный, выросший при камнеобрабатывающем заводе. Также вошло в состав Долгопрудного старинное село Лихачево. Село это также имеет древнюю историю, хоть его название и происходит от словосочетания «лихие люди». До постройки канала им. Москвы, здесь проходил тракт из Москвы в село Рогачево, ныне начинающийся от города Лобня. На территории Москвы остатки этого тракта сегодня образуют Коровинское шоссе.
Нельзя обойти внимание и достопримечательности города Долгопрудного. Кроме уже упомянутых усадьбы «Виноградово» и церкви в одноименном селе, отошедших к Москве, в Долгопрудном расположен недавно восстановленный наикрасивейший храм в бывшем селе Лихачево, ныне вошедшем в состав города. Село это также имеет древнюю историю, хоть его название и происходит от словосочетания «лихие люди». До постройки канала им. Москвы, здесь проходил тракт из Москвы в село Рогачево, ныне начинающийся от города Лобня. На территории Москвы остатки этого тракта сегодня образуют Коровинское шоссе. В современном Долгопрудном недавно построены еще две церкви – одна в центре у ДК «Вперед» (одно из самых старых зданий в городе, где сегодня, кроме самого ДК, находится городская администрация), а другая – близ платформы Водники. Здесь, на живописном берегу Клязьминского залива разбит небольшой парк, где любят отдыхать, как долгопрудненцы, так и приезжающие москвичи.
Основные автодороги, ведущие из города, обеспечивают его связь с Москвой, Лобней, аэропортом Шереметьево. В Москву ведут две дороги – Долгопрудненское шоссе, выходящее на автодорогу Москва – Дмитров – Дубна, а также Лихачевское шоссе, примыкающее к МКАД близ города Химки. Связь основной части города с микрорайонами Хлебниково и Павельцево, а также с аэропортами Шереметьево и города Лобней осуществляется через шоссе Москва – Дмитров – Дубна, на которое имеется еще один выезд у платформы Водники.
Пригородные автобусы, отправляющиеся от платформы Долгопрудная, следуют в Москву (до ст. метро Алтуфьево, Речной вокзал и Сходненская), аэропорта Шереметьево и Лобни. Из села Виноградово (ныне вошедшего в состав Москвы) следуют городские автобусы Мосгортранса до ст. метро Алтуфьево и Петровско-Разумовская. Часть городских маршрутов г. Долгопрудного, следующие в Хлебниково и Павельцево, выходят на Дмитровское шоссе.
На сегодняшний день в черте Долгопрудного нет ни одной железнодорожной станции с путевым развитием. Подъездные пути к предприятиям города начинаются от станции Марк (название станции восходит к фамилии землевладельца и промышленника Г. Марка, через владения которого прошла Савёловская железная дорога), расположенной в черте г. Москвы. Существовавшая до строительства канала им. Москвы железнодорожная станция Хлебниково, при переносе дороги на новое место была упразднена. Сегодня в черте Долгопрудного расположено четыре остановочных пункта (платформы) электропоездов: Новодачная, Долгопрудная, Водники и Хлебниково. По платформе Долгопрудная останавливаются все пригородные электропоезда (кроме экспрессов). Большинство пригородных поездов имеют остановку и на платформе Водники. На платформах Новодачная и Хлебниково останавливаются преимущественно «ближние» электропоезда. Пригородное сообщение осуществляется с Москвой, Лобней, Икшей, Дмитровом, Дубной, Талдомом, ст. Савёлово (г. Кимры). Часть электропоездов следует транзитом через Москву на Белорусское направление.
Еще о Долгопрудном можно почитать здесь:
ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНЫЙ.
Название города происходит от наименования железнодорожной платформы Долгопрудная (1900 года постройки), которое, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») ставка старинной пушкинской вотчины Виноградово, находящегося неподалёку от станции. Именно по инициативе дворян Пушкиных (прямых предков поэта)[источник не указан 881 день] в XVII веке здесь был вырыт Долгий пруд, в дальнейшем поменявший многих хозяев. На рубеже XIX—XX веков окрестности Долгих прудов становятся дачным очагом. Близ одного из дачных кварталов и возникла остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начал разрастаться посёлок.
ГИДРОНИМЫ И ТОПОНИМЫ
Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши (значится в источниках как Старбеево на речке Гнилуше). От речки Гнилуши остались только упоминания в летописях. Даже старожилы Долгопрудного вспоминают о Гнилушах только как о деревне, но, к сожалению, ничего не могут припомнить о речке с одноименным названием.
(Усадьба Мысово, Долгопрудный)
Последним хозяином Мысова стал купец Кузнецов, а затем его вдова, при которой село стало исключительно хозяйственным имением. В усадьбе находились административно-хозяйственные службы. Само имение состояло из двух зданий: каменного и деревянного. Последнее интересно тем, что построено без единого гвоздя и вывозилось до революции 1917 года на выставку в Париж, где этот экспонат занял призовое место за архитектуру и отделку из дерева. Работники профилактория подтвердили, что Кузнечиха, так в округе звали вдову купца Кузнецова, действительно владела большим фруктовым садом и огромными клубничными полями. Сад располагался на месте нынешней улицы Парковая, а клубничные поля простирались вдоль сегодняшнего Лихачевского шоссе и проспекта Пацаева. В 70-90-х годах XX века жители окрестных домов (по Лихачевскому шоссе, 20-е корпуса и др.) собирали в бывшем купеческом саду яблоки и варили варенье. А дети искали клады, которые, по их мнению, обязательно должны были быть зарыты на дне старых барских прудов. Сейчас на месте одного из прудов стоит беседка в детском саду, а на месте другого построена шестнадцатиэтажная «башня».
Кроме двух господских домов сохранились развалины конюшни и скотного двора, где позже размещался склад. Здание конюшни было двухэтажным. По воспоминаниям мысовского старожила Е.И. Аргунова, здание конюшни было выполнено с не меньшей заботой, чем жилые дома. До сих пор сохранились фрагменты керамической плитки, которой были облицованы ее стены.
Немного ниже сельца Мысово на правом берегу Клязьмы, в месте впадения в нее речки Котовка или Коть, расположилось село Спасское-Котово, которое впервые упоминается в архивных материалах со второй половины XVI века как деревня Курлыково. Деревянный дом Юсуповых, последних владельцев Котова, к сожалению не сохранился, но липовая аллея, ведущая к нему есть и сегодня. А с того места, где стояла усадьба, виден современный Котовский амфитеатр, построенный к 50-летию города и по праву являющийся одной из его достопримечательностей. В 1582 году Иван Грозный выстроил деревянную церковь в деревне Котово. Затем на ее месте была построена каменная. Об истории села можно узнать из публицистического очерка Елены Тюфтяковой, коренной долгопрудненки, писателя, члена долгопрудненского литературного объединения «Клязьма», работника городского историко-краеведческого музея, а также из материалов архива ЦГАДА.
Во время строительства канала Москва-Волга в районе Клязьминского водохранилища образовался полуостров, оказавшийся самым удобным местом для строительства судоремонтной базы Московского речного флота. «Островок» вместе с территорией Котова и образовал сегодняшний микрорайон Водники. А прилегает к Водникам историческое местечко Щапово.
Карты разных лет дают очень противоречивую информацию. Самой курьезной можно считать карту 1900г., на которой Клязьма, извиваясь, за Спасско-Котовым течет мимо села Виноградово (надо полагать, образуя Долгие пруды), проходит через Заболотье, и выходит у территории Долгопрудного. Без сомнения эта карта не отражает реального русла ни реки Клязмы, ни Мерянки. Но косвенным образом подтверждает гипотезу о том, что в Клязьму впадала единая река, берущая начало выше Заболотья, предположительно в Марковских прудах.
Современная топографическая карта, выполненная со снимков из космоса полностью подтверждает связь Долгих прудов с руслом Клязьмы, однако на ней Мерянка почему-то получила название Вонючка, что не подтверждается ни одним историческим источником. Тем не менее, это название реально существует, так называется ручей, по которому действительно попадают в Мерянку стоки с Северной водоочистительной станции. Ручей называют Вонючкой потому, что эти стоки сильно пахнут хлором.
Долгие пруды образовались в результате запруды Мерянки. Видимо выемка земли при запруде Мерянки не производилась, т.к. по воспоминаниям горожан, после осушения прудов было видно очень ровное пологое дно пруда. Пруд всегда был мелким, вода в нем прогревалась очень рано, и в прудах можно было купаться уже в мае, когда на водохранилище вода была еще холодной. Долгие пруды всегда были любимым местом отдыха. А вот ниже прудов по течению Мерянки находилось очень глубокое место, называемое омутом. Вода там была холодная, и купаться виноградовских детишек в это место не пускали. Сейчас этот омут находится почти у самой автомобильной дороги.
Точная дата возникновения Долгих прудов неизвестна, в самых первых упоминаниях XVI века говорится о селе Тюриково, что на прудах. Сегодня это место территориально принадлежит Москве, но исторически именно Долгие пруды дали название нашему городу.
Название речки Мерянки произошло от названия фино-угорского племени меря или меряне. Названием этому племени обязана и еще одна река, но не в Московской области и даже не в России. В Белоруссии в городе Мир протекает река Мiрянка. Отличие названий рек только в одной букве и объясняется это различием языков.
В данном реферате было проведено этнолингвистическое исследование города Долгопрудный Московской области. Были описаны общие сведения о городе, рассмотрена история города, а также гидронимы и топонимы.
1. Детальное изучение истории города.
2. Рассмотрено происхождение названия изучаемой территории.
3. Описана этимология топонимов и гидронимов данной местности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белокрыс А. «Дирижаблестрой» на Долгопрудной: 1934-й, один год из жизни. — М.: Паулсен, 2011. — С. 165.
2. Презентация альманаха «Долгие пруды» № 19. ЛИТО «Клязьма». Центральная городская библиотека Долгопрудного. 22.10.2016 / Музеи, библиотеки /
3. Энциклопедия Долгопрудного. История долгопрудненскиз земель: общие сведения. [Электронный ресурс]
4. Энциклопедия Долгопрудного. Водные артерии города Долгопрудного. [Электронный ресурс]
История города Долгопрудного
Город вырос из поселка, возникшего в 1931 г. у железнодорожной платформы Долгопрудная. Она была построена возле усадьбы совхоза «Долгие пруды», стоявшей у водоема, образованного притоком Клязьмы р. Мерянкой. На западном берегу этой речки до наших дней сохранился один из двух невысоких курганов XII в., свидетельствующих о давнем заселении этой местности.
Село Старбеево-Гнилуши
Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши. В письменных источниках оно значится под 1573 г. как Стербеево на р. Гнилуше (у пруда) с деревянной церковью. В 1667 году в Старбеево было 11 крестьянских и семь дворов деловых, бывших дворовых людей. Последние обслуживали не только двор вотчинника, но и его земельные угодья. Мужское население вотчины составляло 72 человека. Почти все крестьянские хозяйства отрабатывали барщину на полях хозяина.
В селе с 1573г. строили деревянные клетские храмы. Существующая деревянная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца построена в 1774 г. согласно прошению князя Долгорукова. Храм срублен топором без применения пилы и гвоздей. В 1961 году церковь была закрыта и разорена. В 1988 году здесь впервые в городе возобновились богослужения. В 1974 году старейший в городе храм взят под охрану государства как памятник деревянного зодчества.
Село Спасское- Котово
В 1617 г. впервые упоминается о местечке Котово на реке Клязьме. Тогда оно называлось Курлыково (по другим источникам Курылково или Курилково). В 1684 г. при князе И.Б. Репнине здесь построили кирпичную Спасскую церковь и деревня стала селом с двойным названием Спасское-Котово. В ней насчитывалось в то время 20 крестьянских дворов. В документе зафиксировано состояние их: четыре лучших, шесть средних и десять бобыльских, т. е. бедных.
Во второй половине ХIХ века при селе Спас-Котове стала работать шерстопрядильная и сукноткацкая фабрика. Ее владельцем стал московский 2-й гильдии купец Карл Самойлович Мюле. На фабрике работало свыше 140 рабочих, большинство из которых были приезжими из Можайского, Рузского и Дмитровского уездов Московской губернии.
Хлебниково
Документальные упоминания о Хлебниково относятся к ХV веку, когда оно принадлежало Я.К. Козадавлю. В 1702 году Петром I велено было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Перед Октябрьской революцией в Хлебниково работала шерстопрядильная фабрика с 87 работниками, существовал напилочный завод А. Г. Прейса с 48 рабочими, имелись трехклассное земское училище и больница при кирпичном заводе Гаша.
В начале ХХ столетия была проложена Московско-Савеловская железная дорога и Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности – любимое место отдыха москвичей.
Поселок Шереметьевский
Земли, на которых в данный момент расположен микрорайон Шереметьевский города Долгопрудного, входили в состав имения и были охотничьими и лесными угодьями семьи Шереметевых.
В январе 1937 года началась электрификация поселка. Были построены изба-читальня с звуковой киноустановкой и библиотекой, амбулатория с родильным отделением на 12 коек, детская консультация, аптека, детские ясли.
За годы сталинских пятилеток Шереметьево выросло в рабочий поселок, насчитывающий 375 домов с 5500 жителями. Но официальный статус рабочего посёлка Шереметьевский получил лишь в 1973 г.В 2003 году поселок вошел в черту города Долгопрудный.
Главная гавань советских дирижаблей
В 1943 году завод был возвращен в поселок Долгопрудный и постепенное восстановление производственных мощностей позволило заводу с номером 464 выпускать для фронта ночные ближние бомбардировщики По-2 и Як-6.
После окончания войны выпускались опытные и серийные самолеты Генерального конструктора А.С. Яковлева: Як-10, Як-12, Як-15УТ, Як-17 и большегрузный планер Як-14.
Еще мы делаем ракеты…
В 1951 г. завод 464 вступил в новый этап своего развития: освоение и производство первых зенитных управляемых ракет (ЗУР) Генерального конструктора С.А. Лавочкина «205» и «207» для системы С-25 противовоздушной обороны Москвы.
С 1957 г. завод переходит на производство более совершенной ЗУР В-750 Генерального конструктора П.Д. Грушина для системы С-75 ПВО страны. Параллельно с изготовлением этой ракеты в 1961 г. на заводе начинается освоение первых в стране опытных противоракет В-1000 Генерального конструктора П.Д. Грушина для экспериментальной системы борьбы с баллистическими ракетами. В дальнейшем эти работы привели к созданию вокруг Москвы кольца обороны против баллистических ракет. В 1967-1972 годах заводом выпускались экспериментальные противоракеты 5Я27 территориального назначения.
За успешное освоение производства ракетной техники 6 марта 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод № 464 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Создание ОКБ
С целью разработки и внедрения в серийное производство ракет для борьбы с воздушными целями в 1958 г. было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Первой крупной работой ОКБ было проектирование и испытание серии экспериментальных ракет для осуществления научно-исследовательских работ по заказу министерства обороны и ведущих НИИ страны: ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ и др.
Другим направлением стала разработка передвижных контрольно-испытательных станций для контроля функционирования ракет (КИПС). КИПСы 5К-45 были изготовлены на заводе № 464 и своевременно поставлены в войсковые части. Также ОКБ и заводом разработаны и серийно производятся системы стартовой автоматики и обмена информацией стартовых комплексов для обеспечения пусков сухопутных и морских ракет.
Фронт работы расширяется
Кроме этого, для военно-воздушных сил страны заводом освоено серийное производство установок стрелково-пушечного вооружения ГП-9, СППУ-22, УПК-23 для самолетов Генеральных конструкторов Яковлева, Микояна, Сухого и автоматической пусковой установки АПУ-60-П для пуска ракет Р-60 класса «воздух-воздух» ближнего боя.
В 1967 г. завод переходит на производство ЗУР для сухопутных сил страны. Было организовано производство и поставка ракет ЗМ9 комплекса «Куб». В дальнейшем работы нашли развитие в создании зенитных ракетных комплексов средней дальности «Бук» для ПВО сухопутных войск и «Штиль» для установки на корабли ВМФ. ОКБ предприятия в качестве головного разработчика были спроектированы ракеты 9М38М1 и 9МЗ17, серийное производство которых и поставки для сухопутных войск и военно-морских сил страны было налажено на заводе.
В 1981 г. предприятием в кратчайшие сроки был организован серийный выпуск ракет Р-33 для вооружения перехватчика МИГ-31 авиационного комплекса ПВО страны «Заслон».
Химия-чудесница
В августе 1938 г. в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией «Дирижаблестроя» рабочий поселок Дирижаблестрой был переименован в пос. Долгопрудный. От Дирижаблестроя поселок получил в «наследство» созданный для обеспечения дирижаблей водородом и пущенный в эксплуатацию в сентябре 1937 г. газовый завод.
С 1947 года завод перешел на производство органических красителей для текстильной промышленности, затем был налажен выпуск лаков и пигментов. К 1953 году на заводе был освоен основной ассортимент реактивов для получения цветных кино-фотопленок. В конце 60-х годов благодаря ДХЗ ТОС шариковые ручки в нашей стране стали заполняться отечественной чернильной пастой.
К 1977 году завод выпускал свыше 80 наименований продукции, которую использовали 600 предприятий текстильной, полиграфической, горнорудной, медицинской, металлургической и других отраслей промышленности.
Добрый след созидания
На треугольном мысу между руслом канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы) и Клязьмой 17 апреля 1937 г. вступил в строй гранитный завод. Он должен был изготовлять облицовочный материал из гранита, мрамора и известняка для набережных, шлюзов и других сооружений канала (ныне это Московский камнеобрабатывающий комбинат).
В годы советской власти комбинат выполнял многочисленные заказы Госплана. Благодаря им Москва приобрела узнаваемые и самобытные черты. Продукция комбината была использована при строительстве Московского метрополитена, Московского государственного университета, Третьяковской галереи, Могилы Неизвестного солдата, Кремлевского дворца съездов, объектов Олимпиады-1980 и многих других объектов. Комбинат выпустил немало прикладных и художественных изделий, украшающих не только Москву, но и многие города России и мира.
Курс на успех
Появление в 1937 году Хлебниковских судоремонтных мастерских (ныне Московский яхтенный порт) на берегу Клязьминского водохранилища было остро необходимо.
В 1954 году мастерские получили статус завода. Из старых цехов-бараков в новые корпуса переехали механический и деревообрабатывающий цеха. Открылся экспериментальный цех по изготовлению топливной аппаратуры для судов.
В 60-х годах завод продолжал динамично развиваться. Если в 1937 году на ремонт были поставлены 18 судов, то к 1962 году на балансе предприятия находилось уже около 60 судов.
В черте прифронтовой
С началом Великой Отечественной войны все предприятия Долгопрудного стали работать на оборону.
В первые дни войны из добровольцев Долгопрудного и всего Краснополянского района (в который входил тогда поселок) был создан истребительный батальон (712 человек) в составе 4-й Московской стрелковой дивизии, принявшей боевое крещение на рубежах обороны Москвы.
Послевоенные годы
В 1953 г. Долгопрудный стал районным центром Краснополянского района, а в 1957 г. получил статус города районного подчинения в составе Мытищинского района. В 1959 г. в городе проживало свыше 25 тыс. жителей. Жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство Долгопрудного развернулось с большим размахом. В 1960 г. началась газификация города. В 1963 г. Долгопрудный был отнесен к категории городов областного подчинения.
В развитии нашего города трудно переоценить роль Долгопрудненского научно-производственного предприятия. Только за 10 лет (с 1957 по 1967 годы) руками заводских строителей были построены и введены в эксплуатацию 38452 кв. м жилой площади, учебный комбинат, больница, поликлиника, клуб в пионерском лагере, детский сад, ясли и другие объекты. В 1979 г. число жителей города достигло 64,6 тыс. человек.
ДКБА
В 1956 году на территории бывшего «Дирижаблестроя» в городе Долгопрудный было создано ОКБ-424 для разработки темы дирижаблестроения. В том же году оно получило новое название — Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА) и, просуществовав весь советский период, дожило до наших дней. Теперь это федеральное государственное унитарное предприятие.
ФГУП «ДКБА» разработало и изготовило целую серию свободных автоматических и пилотируемых аэростатов объемом от 4 куб м до 3 000 000 куб м, грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т, высотой полета от 1,5 до 45 км и продолжительностью полета до 20 суток.
По настоящее время ФГУП «ДКБА» является единственным головным государственным предприятием по воздухоплавательной технике и поставляет для государственных нужд системы, базирующиеся на свободных и привязанных аэростатах, а также создает дирижабли систем наземного обслуживания, систем передачи электроэнергии на борт аэростатной техники для решения широкого круга задач гражданского и оборонного назначения.
Долгопрудный
Долгопру́дный — город областного подчинения в Московской области России, расположен в 18 км на север по железной дороге от Савёловского вокзала города Москвы на реке Клязьма. Примыкает к Москве на севере, к Химкам на северо-востоке и к Северному району Москвы на западе; с севера и запада ограничен каналом имени Москвы.
В состав города были включены в разное время посёлок Хлебниково, село Павельцево, рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.
Население (2011) — 91,3 тыс. чел. (2010 — 84,4 тыс. чел., 2004 — 74 тыс., 1991 — 71,1 тыс., 1970 — 53 тыс., 1938 — 8 тыс.)
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, Долгопрудненское ПАТП ГУП МО «Мострансавто», предприятия машиностроительной (судоремонтный завод), химической (завод тонкого органического синтеза), оборонной отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.). Фабрика театральных принадлежностей. На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.
В городе действуют театр «Город», историко-художественный музей, кабельное телевидение.
Содержание
Историческая справка
Название города происходит от названия железнодорожной платформы Долгопрудная, чьё название, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») пруда, находящегося неподалёку.
Рабочий посёлок «Дирижаблестрой» был основан в 1931 году на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. 5 мая 1932 года дирижаблестроительный комбинат начал работу, а уже 7 ноября того же года построенный на нем дирижабль участвовал в параде на Красной площади. В 1930-е годы в течение пяти лет на комбинате работал выдающийся дирижаблестроитель Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой получил статус рабочего посёлка. В 1938 году посёлок был переименован в Долгопрудный. Строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.
В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения (в городскую черту включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво).
В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево [2]
Городской округ Долгопрудный
В 2003 году была определена граница муниципального образования «Город Долгопрудный Московской области» [3]
Достопримечательности
На восточной окраине города — ансамбль бывшей усадьбы Виноградово (XVII—XX века), которая принадлежала Г. Г. Пушкину, А. И. Глебову, А. И. Бенкендорфу, Э. М. Банза. В комплексе усадьбы — церковь Владимирской Божьей Матери (XVIII век, приписывается М. Казакову), дом Банза (1913 г., арх. Рыльский), дом Германа (1914 г., арх. Рыльский, заброшен), конный двор, клуб-кинематограф, скотный двор, ледник, плотина, ворота. В черте города — усадьба Мысово (XIX век).
Административно-территориальное деление
Предприятия
Долгопрудный в топонимах
Улица Долгопрудная есть в городах:
Районы и места
В 1934 году здесь на пустыре Харитонов Илья Борисович (1909—1986) построил сарай для хозяйственных нужд. Илья работал в ВОХР — охранял заключенных—«каналоармейцев», строивших канал Москва—Волга (Канал имени Москвы). Проживал он с женой Евдокией Ильиничной (Дуня) (1911—2001) в тесной комнатенке, которую снимал в деревне неподалеку. Построенный на пустыре сарай он утеплил, и с зимы 1934—1935 года семья начала жить в нем. Здесь было гораздо уютнее, чем в комнатенке, да и платить не надо было. Пример оказался заразительным, и вскоре некоторые семьи (Ефимовы, Балабченковы) стали строить домики поблизости (естественно, никакого разрешения на строительство никто из них не получал). В народе этот «самострой» называли поселком ВОХР, или «Дунькиной деревней». Позднее это поселение получило почтовый адрес — улица Садовая, а в доме № 5 жила бабка Дуня. В 1974 году жители «Дунькиной деревни» начали переезжать в квартиры построенных рядом домов, а в 1976 году последний житель выехал и посёлок был ликвидирован.
Телеканал «Долгопрудный ТВ».
Интересные факты
Известные жители
Герои Советского Союза
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Долгопрудный» в других словарях:
Долгопрудный — город, Московская обл. В 1914 г. открыта железнодорожная платформа Долгопрудная, названная по расположенному рядом с ней с. Виноградова (Долгие Пруды); второе название села связано с его расположением при Долгом ( длинном ) пруде, образованном… … Географическая энциклопедия
ДОЛГОПРУДНЫЙ — город (с 1957) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 71,1 тыс. жителей (1991). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 … Большой Энциклопедический словарь
ДОЛГОПРУДНЫЙ — ДОЛГОПРУДНЫЙ, город (с 1957) в Московской обл. Ж. д. станция. 67,4 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 е гг. в… … Русская история
долгопрудный — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • долгопа (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Долгопрудный — город (с 1957) в России, Московская область. Железнодорожная станция. 67,4 тыс. жителей (1998). Заводы: машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей. Московский физико технический институт. В 30 е гг. в… … Энциклопедический словарь
Долгопрудный — город, Московская обл. В 1914 г. открыта железнодорожная платформа Долгопрудная, названная по расположенному рядом с ней с. Виноградова (Долгие Пруды); второе название села связано с его расположением при Долгом ( длинном ) пруде, образованном… … Топонимический словарь
Долгопрудный — город (до 1957 посёлок) в Московской области РСФСР. Ж. д. станция в 18 км к С. от Москвы. 53 тыс. жителей (1970; 8 тыс. жителей в 1939). Фабрика театральных принадлежностей, судоремонтно механический завод, промышленность стройматериалов … Большая советская энциклопедия
Долгопрудный — Долгопр удный, ого (город) … Русский орфографический словарь
Долгопрудный 1 — 141701, Московской, город … Населённые пункты и индексы России
Долгопрудный 2 — 141702, Московской, город … Населённые пункты и индексы России